Сергей Прокофьев – выдающийся русский композитор и личность уникальной судьбы. Человек, обладающий удивительными способностями и поступивший в петербургскую консерваторию, когда ему было только 13. Человек, уехавший после революции за границу, но вернувшийся в СССР – с почетом и без клейма «перебежчика». Человек, обладающий непоколебимой устремленностью, которого не сломили жизненные трудности. Он был обласкан властью, имел высшие государственные награды, а затем, еще при жизни, предан забвению и опале. Человек, которого называют «единственным гением» ХХ века и чьи удивительные произведения восхищают слушателей по всему миру.

Краткую биографию Сергея Прокофьева и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Прокофьева

Родом Сергей Сергеевич Прокофьев из украинского села Сонцовка. Существуют разные версии даты его рождения, но целесообразно указать ту, которую указал он сам в «Автобиографии» - 11 (23) апреля 1891 года. Кажется, что он уже родился композитором, ведь благодаря маме, Марии Григорьевне, превосходно игравшей на фортепиано, дом Прокофьевых был полон музыки. Интерес к инструменту побудил маленького Сережу начать учиться играть. С 1902 года Сергея Прокофьева начал учить музыке Р.М. Глиэр .


Прокофьев становится студентом столичной консерватории в 1904 году. Через пять лет он выпускается с композиторского отделения, а еще через пять - с фортепианного, став лучшим выпускником. Концертировать начинает в 1908. Дебют был исключительно благосклонно оценен критиками, отмечались и исполнительский талант, и композиторская оригинальность. С 1911 года издаются ноты его произведений. Поворотным событием в судьбе молодого Прокофьева стало знакомство с С.П. Дягилевым в 1914 году. Благодаря союзу антрепренера и композитора появились на свет четыре балета. В 1915 году Дягилев организовал первое зарубежное выступление Прокофьева с программой, состоящей из его сочинений.


Революцию Прокофьев воспринял как разрушение, «резню и дичь». Поэтому уже в следующем году отправился в Токио, а оттуда – в Нью-Йорк. Он долгое время прожил во Франции, гастролируя по старому и новому свету как пианист. В 1923 году женился на испанской певице Лине Кодине, у них родились двое сыновей. Приезжая на выступления в Советский Союз, Прокофьев видит исключительно радушный, даже роскошный, прием властей, грандиозный, невиданный им за границей, успех у публики, а также получает предложение вернуться и обещание статуса «первого композитора». И в 1936 году Прокофьев с семьей и имуществом переезжает жить в Москву. Власти его не обманули - роскошная квартира, вышколенная обслуга, заказы сыпятся как из рога изобилия. В 1941 году Прокофьев уходит из семьи к Мире Мендельсон.


Неожиданными драматическими событиями начался 1948 год. Фамилия Прокофьева была упомянута в постановлении партии «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели». Композитора причислили к «формалистам». Как следствие, некоторые его сочинения, в частности Шестая симфония, были запрещены, остальные - почти не исполнялись. Впрочем, уже в 1949 году эти ограничения были сняты личным распоряжением Сталина. Оказалось, что даже «первый композитор» страны не принадлежит к касте неприкасаемых. Не прошло и десяти дней после публикации разгромного постановления, как арестовали первую жену композитора, Лину Ивановну. Ее осудили на 20 лет лагерей за шпионаж и измену Родине, выйдет на свободу она только в 1956. Здоровье Прокофьева заметно ухудшилось, врачи советовали ему почти не работать. Тем не менее в 1952 году он лично присутствовал на первом исполнении своей Седьмой симфонии, а музыку писал даже в последний день своей жизни. Вечером 5 марта 1953 года сердце Сергея Прокофьева остановилось...

Прокофьев - композитор

Из биографии Прокофьева мы знаем, что в пять лет Сережа придумал и наиграл на фортепиано свою первую пьесу (ноты записывала Мария Григорьевна). Посетив в 1900 году московские постановки «Фауста » и «Спящей красавицы », ребенок настолько вдохновился услышанным, что всего через полгода появилась на свет его первая опера «Великан». Уже к моменту поступления в консерваторию набралось несколько папок сочинений.

Замысел своей первой большой оперы по сюжету романа Ф.М. Достоевского «Игрок », который еще в юности Прокофьев задумал перенести на оперную сцену, обсуждался композитором в первую очередь с С. Дягилевым. Который, однако, идеей не заинтересовался. В отличие от главного дирижера Мариинского театра А. Коутса, поддержавшего ее. Опера была завершена в 1916 году, было сделано распределение партий, начались репетиции, но из-за несчастливой череды препятствий премьера так и не состоялась. Спустя время Прокофьевым была сделана вторая редакция оперы, но и ее Большой театр поставил только в 1974 году. При жизни композитора осуществилась только постановка второй редакции брюссельским театром Ла Монне в 1929 году, где опера исполнялась по-французски. Последним произведением, написанным и исполненным в дореволюционном Санкт-Петербурге, стала Первая симфония. В период жизни за рубежом были созданы: оперы «Любовь к трем апельсинам » и «Огненный ангел», три симфонии, множество сонат и пьес, музыка к фильму «Поручик Киже», концерты для виолончели , фортепиано, скрипки с оркестром.

Возвращение в СССР - это время стремительного творческого взлета Прокофьева, когда рождаются произведения, ставшие его «визитной карточкой» даже для тех, кто мало знаком с классической музыкой – балет «Ромео и Джульетта» и симфоническая сказка «Петя и волк». В 1940 году оперный театр им. К.С. Станиславского дает премьеру «Семена Котко». Тогда же была закончена работа над оперой «Обручение в монастыре», где соавтором либретто выступила М. Мендельсон.


В 1938 году увидел свет фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский», которому через несколько лет было суждено стать символом борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Музыку этого фильма, как и второй монументальной картины режиссера «Иван Грозный», написал Сергей Прокофьев. Годы войны были ознаменованы эвакуацией на Кавказ, а также работой над тремя крупными произведениями: Пятой симфонией, балетом «Золушка» , оперой «Война и мир ». Автором либретто этой оперы и последующих произведений композитора стала его вторая супруга. Послевоенный период примечателен прежде всего двумя симфониями – Шестой, которую считают своеобразным реквиемом по жертвам войны, и Седьмой, посвященной юности и надеждам.



Интересные факты:

  • Редакция оперы «Игрок», написанная для Мариинского театра в 1916 году, так никогда и не была поставлена на его сцене. Премьера второй редакции состоялась только в 1991 году.
  • При жизни Прокофьева в СССР были поставлены только 4 его оперы. При этом – ни одной в Большом театре.
  • У Сергея Прокофьева остались две законных вдовы. За месяц до ареста Л. Прокофьевой, не дававшей ему развод то ли из соображений собственной безопасности, то ли по причине того, что искренне не хотела отпускать любимого человека, композитор женился повторно. Ему посоветовали воспользоваться юридическими нормами указа о воспрещении браков с иностранцами, признававшего церковный брак с Линой Ивановной, заключенный в Германии, недействительным. Прокофьев поспешил узаконить отношения с М. Мендельсон, тем самым подставив бывшую жену под удар советской репрессивной машины. Ведь она росчерком пера и против своей воли из жены Прокофьева превратилась в одинокую иностранку, поддерживающую отношения с другими иностранцами Москвы. По возвращении из лагеря, первая жена композитора в судебном порядке восстановила все свои супружеские права, в том числе на значительную часть наследства.
  • Композитор был блестящим шахматистом . «Шахматы – это музыка мысли» - один из его самых известных афоризмов. Однажды ему даже удалось выиграть партию у чемпиона мира по шахматам Х.-Р. Капабланки.


  • С 1916 по 1921 год Прокофьев собирал альбом автографов своих друзей, которые отвечали на вопрос: «Что вы думаете о солнце?». Среди ответивших – К. Петров-Водкин, А. Достоевская, Ф. Шаляпин, А. Рубинштейн, В. Бурлюк, В. Маяковский, К. Бальмонт. Творчество Прокофьева часто называют солнечным, оптимистичным, жизнерадостным. Даже место его рождения в некоторых источниках называют Солнцевкой.
  • В биографии Прокофьева отмечается, что в первые годы выступлений композитора в США, его там называли «музыкальный большевик». Американская публика оказалась слишком консервативной для понимания его музыки. Кроме того, у нее уже был свой русский кумир – Сергей Рахманинов.
  • По возвращении в СССР Прокофьеву предоставили просторную квартиру в доме на Земляном валу, 14, где, в частности, проживали: летчик В. Чкалов, поэт С. Маршак, актер Б. Чирков, художник К. Юон. А также позволили привезти с собой синий «Форд», купленный за рубежом, и даже обзавестись личным водителем.
  • Современники отмечали умение Сергея Сергеевича со вкусом одеваться. Его не смущали ни яркие тона, ни смелые сочетания в одежде. Он любил французские духи и дорогие аксессуары – например, галстуки, хорошие вина и изысканные блюда.
  • Сергей Прокофьев 26 лет вел подробный личный дневник. Но после переезда в Советский Союз решил, что разумнее больше этого не делать.

  • После войны Прокофьев в основном жил на даче в подмосковном поселке Николина гора, которую купил на деньги пятой сталинской премии. В Москве его домом были три комнаты в коммунальной квартире, где помимо композитора с супругой проживал и отчим Миры Абрамовны.
  • Композитор часто включал в свои произведения фрагменты и мелодии более ранних работ. Среди примеров:
    - музыка балета «Ала и Лоллий», от постановки которого отказался С. Дягилев, переработана Прокофьевым в Скифскую сюиту;
    - музыка Третьей симфонии взята из оперы «Огненный ангел»;
    - Четвертая симфония родилась из музыки балета «Блудный сын»;
    - тема «Степь татарская» из картины «Иван Грозный» легла в основу арии Кутузова в опере «Война и мир».
  • «Стальной скок» впервые увидел российскую сцену только в 2015 году, через 90 лет после его создания.
  • Работу над дуэтом Катерины и Данилы из балета «Сказ о Каменном цветке» композитор закончил за несколько часов до своей смерти.
  • Жизни С.С. Прокофьева и И.В. Сталина оборвались в один день, из-за чего о кончине композитора было объявлено по радио с опозданием, а организация похорон значительно затруднена.

Сергей Прокофьев и кино

Создание музыки для кинофильмов композитором такого уровня не имеет прецедентов в искусстве. В 1930 – 40 годах Сергей Прокофьев написал музыку для восьми фильмов. Один из них, «Пиковая дама» (1936), так и не увидел свет из-за пожара на «Мосфильме», уничтожившего пленки. Музыка Прокофьева к первому же фильму, «Поручик Киже», стала невероятно популярна. На ее основе композитор создал симфоническую сюиту, которая исполнялась оркестрами по всему миру. На эту музыку впоследствии создано два балета. Однако Прокофьев не сразу принял предложение создателей фильма – первой его реакцией был отказ. Но после прочтения сценария и детального обсуждения режиссерского замысла, идея его заинтересовала и, как он отмечал в своей «Автобиографии», над музыкой к «Поручику Киже» он работал быстро и с удовольствием. Создание сюиты потребовало больше времени, переоркестровки и даже переработки некоторых тем.

В отличие от «Поручика Киже», предложение о написании музыки к фильму «Александр Невский » Прокофьев принял, не раздумывая. С Сергеем Эйзенштейном они были давно знакомы, Прокофьев даже относил себя к поклонникам режиссера. Работа над картиной стала торжеством настоящего сотворчества: иногда композитор писал музыкальный текст, а режиссер на его основе строил съемки и монтаж эпизода, иногда Прокофьев отсматривал готовый материал, пальцами по дереву отстукивая ритмы и принося через некоторое время готовую партитуру. Музыка «Александра Невского» воплотила все основные черты таланта Прокофьева и по достоинству вошла в золотой фонд мировой культуры. В годы войны Прокофьев создает музыку к трем патриотическим картинам: «Партизаны в степях Украины», «Котовский», «Тоня» (из киносборника «Наши девушки»), а также к биографической картине «Лермонтов» (вместе с В. Пушковым).

Последней по времени, но не по значимости стала работа Прокофьева над фильмом С. Эйзенштейна «Иван Грозный», которая началась в Алма-Ате. Музыка «Ивана Грозного» своей народно-эпической мощью продолжает темы «Александра Невского». Но вторая совместная картина двух гениев состоит не только из героических сцен, а повествует и об истории боярского заговора и дипломатических интриг, что потребовало более разнопланового музыкального полотна. Эта работа композитора была отмечена Сталинской премией. Уже после кончины Прокофьева музыка «Ивана Грозного» послужила основой для создания оратории и балета.


Несмотря на то, что удивительная судьба Сергея Прокофьева могла бы лечь в основу интереснейшего сценария фильма, художественных картин о жизни композитора до сих пор нет. К различным годовщинам – со дня рождения или смерти – создавались только телевизионные фильмы и передачи. Возможно, это связано с тем, что никто не берется однозначно трактовать неоднозначные поступки Сергея Сергеевича. По каким причинам он вернулся в СССР? Был ли советский период его творчества конформизмом или новаторством? Почему распался его первый брак? Почему он позволил Лине Ивановне опрометчиво отказаться от эвакуации из военной Москвы, не вывезти хотя бы детей? И волновало ли его вообще хоть что-нибудь, кроме собственного тщеславия и творческой реализации - судьба арестованной первой жены и родных сыновей, например? На эти и многие другие острые вопросы ответов нет. Есть мнения и домыслы, которые могут оказаться несправедливыми к великому композитору.

Сергей Прокофьев в жизни выдающихся музыкантов

  • Сергей Танеев сказал о девятилетнем Сереже Прокофьеве, что у него выдающиеся способности и абсолютный слух.
  • На записи музыки к фильму «Поручик Киже» симфоническим оркестром управлял молодой дирижер Исаак Дунаевский. Впоследствии в личной переписке Дунаевский высказывал неоднозначное отношение к Прокофьеву из-за привилегированного положения последнего.
  • В биографии Прокофьева указывается, что композитор Борис Асафьев был консерваторским однокурсником и многолетним другом Прокофьева. Несмотря на это, на Первом съезде советских композиторов 1948 года от его имени была зачитана речь, в которой творчество «формалиста» Прокофьева приравнивалось к фашизму. Кроме того, Асафьев по поручению Жданова редактировал постановление "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели", в котором, кстати, назначался председателем Оргкомитета Союза композиторов.
  • Балет «На Днепре» стал дебютной постановкой для двух балетмейстеров разных поколений – Сержа Лифаря в должности балетмейстера Парижской оперы в 1930 году, и Алексея Ратманского в Американском театре балета (2009 год).
  • Очень дружен с Сергеем Прокофьевым был Мстислав Ростропович, для которого композитор создал Симфонию-концерт для виолончели с оркестром.
  • Партия Полины в премьерной постановке Большого театра оперы «Игрок» (1974 год) стала последней ролью Галины Вишневской перед эмиграцией.
  • Галина Уланова, первая исполнительница партии Джульетты, вспоминала, что была одной из тех, кто считал, что «нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Мелодика композитора, ее резко сменяющиеся темпы и настроения создавали проблемы к пониманию замысла и исполнению роли. Спустя годы Галина Сергеевна скажет, что, если бы ее спросили, какой должна быть музыка «Ромео и Джульетты», она бы ответила – только той, что написал Прокофьев.
  • С.С. Прокофьев – любимый композитор Валерия Гергиева. С оперы «Война и мир» началась его дирижерская судьба в Кировском (Мариинском) театре. Возможно, по этой причине Мариинский театр – единственный в мире, репертуар которого включает в себя 12 постановок произведений Прокофьева. К 125-летию композитора в апреле 2016 года оркестр Мариинского театра за три юбилейных дня сыграл все 7 его симфоний. Именно Валерий Гергиев спас от разрушения композиторскую дачу, выкупив ее и передав в свой благотворительный фонд, в планах которого сделать там культурный центр.

Как это часто бывает с гениями, интерес к музыке Сергея Прокофьева возрастает тем больше, чем больше времени проходит со дня ее написания. Опередив не только свое поколение слушателей, она и в XXI веке диссонансов – не застывшая классика, а живой источник энергии и силы подлинного творчества.

Видео: смотреть фильм о С. Прокофьеве

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Прокофьева Александра Андреевича

Александр Андреевич Прокофьев – литературный деятель ХХ-го столетия, признанный мастер стихотворной лирики.

Ранние годы

Жизненный путь поэта начался в Петербургской губернии. Александр Андреевич появился на свет 19 ноября (2 декабря по новому стилю) 1900 года в деревне Кобона, расположенной на территории Волховского уезда. Отец обрабатывал землю и ловил рыбу, тем и зарабатывал на жизнь. Мальчик, родившийся в простой крестьянской семье, помогал родителям по хозяйству. Кроме того, частенько пропадал с удочкой на реке, а также собирал в лесу ягоды. Небольшой заработок, полученный таким образом, тратил на печатные издания, которые покупал у коробейников.

Сашу сначала охватила страсть к чтению, а затем он попытался сочинять тексты самостоятельно. Свое первое произведение мальчик написал во время учебы в сельской школе.

Будучи в пятнадцатилетнем возрасте, юноша поступил в земскую учительскую школу, срок обучения в которой составлял пять лет. Но это заведение окончить ему было не суждено: отец ушел солдатом на фронт (дело было в период Первой мировой войны), поэтому семья осталась без кормильца. Александр бросил учебу и пошел работать на почту.

Убежденный коммунист

После революции молодой человек примкнул к большевикам и записался в ряды Красной Армии. Александр Прокофьев активно участвовал в самых настоящих боях, в частности, мужественно сражался с подразделениями белогвардейского генерала Николая Юденича.

Свои фронтовые впечатления начинающий поэт запечатлевал на бумаге. Литературный дебют Прокофьева пришелся на 1919 год, когда появились его первые произведения в газете «Новоладожская коммуна». Стихотворения Александра были проникнуты патриотическим и пролетарским духом. Поэт не витал в некоей виртуальной реальности, а описывал именно те события, очевидцем которых он был.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Александру Прокофьеву часто доводилось сочинять по ночам, ведь все дневное время у него отнимала работа. Поэт работал заведующим клубом гарнизона, в военном комиссариате, органах госбезопасности. И всегда находил время для творчества. Слова его четверостишия можно увидеть в здании управления КГБ по Ленинградской области. В комнате Боевой славы запечатлены строки о вечной памяти отважным чекистам, павших от рук врагов.

Литературное творчество

В 30-х годах прошлого столетия поэт получил всенародное признание и начал купаться в лучах славы. Один за другим вышли несколько сборников его стихов.

В годы финской войны Александр Андреевич вновь оказался на передовой, но уже в качестве военного журналиста. Не забывал он и о поэзии, ежедневно сочиняя стихи. Правда, в тот период они были лишены лирических оттенков: шли ожесточенные сражения, и поэт акцентировал внимание своих читателей на героических подвигах красноармейцев.

С началом Великой Отечественной войны поэт-патриот вновь отправился на фронт опять-таки качестве военного корреспондента. Прокофьев был рядом с защитниками блокадного Ленинграда и подбадривал их своими стихами прямо в окопах.

Послевоенная деятельность

Долгие годы Александр Прокофьев стоял у руля писательской организации Ленинграда. Выполнял свои функции не формально, а реально пытался приблизить творческих людей к простому народу. С тем, чтобы они смогли понять, чем «дышат» обыкновенные люди. Не чурался оказывать помощь писателям и поэтам в решении различных житейских проблем.

Тяжелая болезнь послужила причиной ухода из жизни поэта. Александр Прокофьев скончался в своем любимом городе Ленинграде 18 сентября 1971 года.

Прокофьев Александр Андреевич родился 19 ноября (2 декабря) 1900 года в деревне Кобона (ныне Ленинградская область) в семье крестьянина - рыбака и землепашца.

В 1919 году вступил в РККА и в РКП(б). Окончил Петроградский учительский институт РККА (1920). В 1922-1930 годах сотрудник полпредства ВЧК-ОГПУ по Ленинградскому ВО. С 1923 учился в литературной студии ленинградского Пролеткульта. Печататься начал с 1927 года. В 1931 году выпустил первую книгу стихов.

Память

  • На стихи Прокофьева композитор Георгий Свиридов написал хоровую поэму "Ладога".

Награды и премии

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1970 года за выдащиеся заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельности и в связи с семидесятилетием со дня рождения Прокофьеву Александру Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
  • четыре ордена Ленина.
  • орден Красной Звезды.
  • орден «Знак Почёта».

Сочинения

  • Полдень, 1931
  • Победа, 1932
  • Дорога че­рез мост, 1933
  • Россия, 1944 (поэма)
  • Стихотворения, 1947
  • Стихи с дороги, 1963
  • Гроздья, 1967
  • Бессмертие, 1970.

Биография

Александр Андреевич Прокофьев (19 ноября (2 декабря) 1900 года в деревне Кобона (ныне Ленинградская область) - 18 сентября 1971 года, Ленинград) - русский советский поэт. Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии второй степени (1946).

Родился в семье крестьянина-рыбака и землепашца.

Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917 годы учился в Петербургской учительской семинарии.

В 1919 году вступил в РКП(б). Окончил Петроградский учительский институт РККА (1920). В 1922-1930 годах сотрудник полпредства ВЧК-ОГПУ по Ленинградскому ВО. С 1923 года учился в литературной студии ленинградского Пролеткульта. Печататься начал с 1927 года. В 1931 году выпустил первую книгу стихов.

В 1922-1930 служил оперуполномоченным в органах ВЧК-ОГПУ. Все последующие годы находился в действующем резерве органов госбезопасности.

Во время Советско-финляндской войны (1939-1940) и Великой Отечественной войны (1941-1945) Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. В 1945-1948 годах и 1955-1965 годах был ответственным секретарём Ленинградского отделения СП РСФСР.

Член Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1956-1966 годах. Делегат XX и XXII съездов КПСС.

Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

Произведения

На стихи Прокофьева были написаны песни, среди которых наиболее известные - «Товарищ» (музыка О. Б. Иванова, первая его песня), ставшая неофициальным гимном молодёжи, и «Тайга золотая» (музыка В. В. Пушкова) из одноимённого кинофильма.
На стихи Прокофьева композитор Георгий Свиридов написал хоровую поэму «Ладога».
В 2003 году в честь празднования 1250-летия Старой Ладоги петербургский композитор Владислава Малаховская написала 3 хора на стихи А. А. Прокофьева.

Память

Именем Прокофьева А А. названа улица на северо-западе Санкт-Петербурга.

Награды и премии

Указом Президиума ВС СССР от 1 декабря 1970 года за выдающиеся заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельности и в связи с семидесятилетием со дня рождения Прокофьеву Александру Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
четыре ордена Ленина (1957, 1960, 1967, 1970).
орден Отечественной войны II степени (1944).
орден Красной Звезды.
орден «Знак Почёта» (1939).
знак «Почётный сотрудник ВЧК-ГПУ (V)».
Сталинская премия второй степени (1946) - за поэму «Россия» и стихотворения: «Не отдадим!», «За тебя, Ленинград!», «Застольная», «Клятва» и другие.
Ленинская премия (1961) - за сборник стихов «Приглашение к путешествию» (1960).

На встрече с Хрущёвым поэт Смирнов сказал:

«Вы знаете, Никита Сергеевич, мы были сейчас в Италии, многие принимали Прокофьева Александра Андреевича за Вас». Хрущёв посмотрел на Прокофьева, как на свой шарж, на карикатуру; Прокофьев того же роста, с такой же грубой физиономией, толстый, мордатый, нос приплюснут… Посмотрел Хрущёв на эту карикатуру, нахмурился и отошёл, ничего не сказав. (По воспоминаниям Д. Гранина)

Сочинения

Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1978-1980
Собрание сочинений в 4-х томах. Л., 1965-1966
Собрание стихотворений в 2-х томах. Л., 1961
Сочинения в 2-х томах. Л., 1957
Избранное в 2-х томах. Л., 1972
Полдень, 1931
Победа, 1932
Стихотворения. Л., 1932
Дорога че­рез мост, Л., изд. писателей, 1933
Сборник стихов. Л., 1934
Избранное. Л., ГИХЛ, 1935, - 208 с., 6 300 экз.
Прямые стихи. Л., 1936
Крылья. М.-Л., 1937
Стихотворения 1927-1937. Л., 1938
Знамя. Л., 1940
Гармонь. Л., ГИХЛ, 1944
Россия. Л., 1944
Россия, М., 1946 (поэма)
Простор. Л., 1945
Стихотворения. 1927-1947. - Гослитиздат, 1947. - 590 с., 25 000 экз.
Избранное. - М., Сов. писатель, 1947, - 300 с., 25 000 экз.
Стихотворения. М.-Л., 1950
В пути. - М., 1953
Стихотворения. М., 1954
Заречье. Л., 1955
Лирика. Л., 1956
Стихотворения и поэмы. М., 1959
Приглашение к путешествию.- Л., 1960
Присяга. - Л., 1960
Стихи с дороги, Л., Советский писатель, 1963
Горислава. М, 1963
Под солнцем и под ливнями. Л., 1964
Чудесная тревога. 1965
Гроздья, Л., Советский писатель,1967
Пристрастия. Л., 1967
Прощание с приморьем. Л., 1969
Бессмертие, Л., 1970.
Избранные стихи. Л., 1970
Величальная песня России. М., 1971

Прокофьев Александр Андреевич - (19 ноября (2 декабря) 1900, деревня Кобона, Волховский район Ленинградской области - 18 сентября 1971, Ленинград) - русский советский поэт.

Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии второй степени (1946).

Прокофьев Александр Андреевич родился в 19 ноября (2 декабря) 1900 года в семье крестьянина - рыбака и землепашца.

Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917 годы учился в Петербургской учительской семинарии.

В 1919 году вступил в Красную Армию и в РКП(б). Окончил Петроградский учительский институт РККА (1920). В 1922-1930 сотрудник полпредства ВЧК-ОГПУ по Ленинградскому ВО. С 1923 учился в литературной студии ленинградского Пролеткульта. Печататься начал с 1927 года. В 1931 году выпустил первую книгу стихов.

Во время советско-финляндской войны (1939-1940) и Великой Отечественной войны (1941-1945) Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. В 1945-1948 и 1955-1965 годах был ответственным секретарём Ленинградского отделения СП РСФСР.

Член Центральной Ревизионной Комиссии КПСС в 1956-1966 годах. Делегат XX и XXII съездов КПСС.

На стихи Прокофьева были написаны песни, среди которых наиболее известные - «Товарищ» (музыка О. Б. Иванова, первая его песня), ставшая неофициальным гимном молодёжи, и «Тайга золотая» (музыка В. В. Пушкова) из одноимённого кинофильма.

В 2003 году в честь празднования 1250-летия Старой Ладоги петербургский композитор Владислава Малаховская написала 3 хора на стихи А. А. Прокофьева.

Именем Прокофьева А А. названа улица на северо-западе Санкт-Петербурга.

Сергей Сергеевич Прокофьев - один из самых значительных композиторов XX века, причем не только для отечественных любителей классической музыки. Его симфоническая сказка для детей «Петя и волк», балет «Ромео и Джульетта» и меланхоличная симфония №7 входят во все списки мировых шедевров.

Детство и юность

Родился Сергей в Донецкой области, в станице Сонцовка, которая теперь называется селом Красное. Отец Прокофьева был ученым, занимался агрономией, так что семья принадлежала к интеллигенции. Воспитанием сына занималась мама, а так как женщина в детстве неплохо научилась играть на пианино, она и ребенка стала приучать к музыке и инструменту.

Впервые за фортепиано Сережа сел в возрасте 5 лет, а уже через несколько месяцев написал первые пьески. Мать записывала все его сочинения в специальную тетрадку, благодаря чему эти детские работы сохранились для потомства. К 10 годам Прокофьев уже имел в своем арсенале массу произведений, в том числе две оперы.

Всем окружающим было понятно, что такой музыкальный талант нужно развивать, и для мальчика нанимают одного из прославленных российских преподавателей Рейнгольда Глиэра. В 13 лет Сергей уезжает в Санкт-Петербург и поступает в столичную консерваторию. Причем закончил ее одаренный юноша сразу по трем направлениям: как композитор, пианист и органист.


Когда в стране произошла революция, Прокофьев решает, что оставаться в России бессмысленно. Он уезжает в Японию, а оттуда добивается разрешения переехать в США. Еще в Санкт-Петербурге Сергей Сергеевич начинал выступать как пианист и на концертах исполнял только собственные произведения.

Этим же он занялся и в Америке, позднее гастролировал по Европе, имел большой успех. Но в 1936 году мужчина возвращается в Советский Союз и постоянно проживает в Москве, если не считать двух краткосрочных гастролей в конце 30-х годов.

Композитор

Если не считать ранние, то есть детские работы, то с самого начала сочинительства Сергей Прокофьев проявил себя как новатор музыкального языка. Его гармонии были настолько насыщены звуками, что это не всегда находило положительный отклик у публики. Например, в 1916 году, когда в Петербурге впервые исполнялась Скифская сюита, многие слушатели уходили из концертного зала, так как музыка обрушилась на них, словно природная стихия, и вызвала в душе страх и жуть.



Прокофьев достигал такого эффекта за счет сочетания сложной, часто диссонирующей, полифонии. Особенно явно подобный эффект слышен в операх «Любовь к трём апельсинам» и «Огненный ангел», а также во Второй и Третьей симфониях.

Но постепенно стиль Сергея Сергеевича становился спокойнее, умереннее. К откровенному модерну он добавил романтизм и в результате сочинил самые знаменитые произведения, вошедшие в мировую летопись классической музыки. Более светлые и мелодичные гармонии позволили признать шедеврами балет «Ромео и Джульетта» и оперу «Обручение в монастыре».

А симфоническая сказка «Петя и волк», написанная специально для Центрального детского театра, и вальс из балета «Золушка» и вовсе стали визитными карточками композитора и до сих пор, наряду с Седьмой симфонией, считаются вершиной его творчества.

Нельзя не упомянуть и музыку для фильмов «Александр Невский» и «Иван Грозный», с помощью которой Прокофьев доказал, что может писать в иных жанрах. Интересно, что для западных слушателей и музыкантов именно композиции Сергея Прокофьева являются воплощением русской души. В таком ракурсе использовали его мелодии, например, британский рок-музыкант и американский кинорежиссёр.

Личная жизнь

Когда композитор находился на гастролях в Европе, он познакомился в Испании с Каролиной Кодиной, дочерью русских эмигрантов. Они поженились, и вскоре в семье появилось двое сыновей – Святослав и Олег. Когда в 1936 году Прокофьев вернулся в Москву, супруга с детьми поехали вместе с ним.



С началом Великой Отечественной войны Сергей Сергеевич отправил родных в эвакуацию, а сам жил отдельно от них. Больше с супругой он не съезжался. Дело в том, что композитор познакомился с Марией-Цецилией Мендельсон, которую все называли Мира. Девушка училась в Литературном институте и была на 24 года моложе возлюбленного.

Прокофьев подавал на развод, но Лина Кодина отказала, понимая, что для нее, как рожденной за границей, только брак с известным человеком является спасительной соломинкой в период массовых арестов и репрессий.



Впрочем в 1947 году советское правительство сочло первый брак Прокофьева неофициальным и недействительным, поэтому композитор смог жениться вновь без каких-либо препятствий. А Лину, действительно, арестовали и сослали в мордовские лагеря. После массовой реабилитации 1956 года женщина уехала в Лондон, где пережила бывшего мужа на 30 лет.

Сергей Прокофьев был большим поклонником шахмат, причем он играл далеко не на любительском уровне. Композитор был серьезным соперником даже для признанных гроссмейстеров и даже обыгрывал будущего чемпиона мира, кубинца Хосе Рауля Капабланку.

Смерть

Здоровье композитора к концу 40-х годов сильно ослабело. Он почти не выезжал с подмосковной дачи, где соблюдал строгий медицинский режим, но все равно продолжал работу – писал одновременно сонату, балет и симфонию. Зиму Сергей Прокофьев проводил в московской коммунальной квартире. Именно там он и скончался 5 марта 1953 года в результате очередного гипертонического криза.



Так как композитор умер в один день с, то все внимание страны было приковано к смерти «вождя», а кончина композитора оказалась фактически незамеченной и неосвещенной прессой. Родственникам даже пришлось столкнуться с трудностями организации похорон, но в результате Сергей Сергеевич Прокофьев был упокоен на Новодевичьем кладбище.

Произведения

  • Опера «Война и мир»
  • Опера «Любовь к трём апельсинам»
  • Балет «Ромео и Джульетта»
  • Балет «Золушка»
  • Классическая (Первая) симфония
  • Седьмая симфония
  • Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»
  • Пьесы «Мимолётности»
  • Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

Современный поэт. Род. на Ладоге в семье крестьянина-рыбака.
Окончил три класса учительской семинарии.
С 1919 по 1930 - в Красной армии. В гражданскую войну дрался на Питерском фронте.
Был в плену у Юденича и бежал. Печатается с 1927 в «Комсомольской правде» и «Юном пролетарии». Был членом ЛАПП (группа «Резец»). II. - талантливый, оригинальный поэт современности.
Он сочетает дарование лирика с умением дать эпическое изображение.
В своем творчестве разрабатывает две основных для советской литературы темы - тему гражданской войны и тему перестройки деревенской жизни, ярко выражая настроения поднявшегося к революционной практике крестьянина-бедняка, постепенно преодолевающего ограниченность своего мироотношения.
Первая книга П. - «Полдень» - книга о ладожской деревне, деревне восстановительного периода; начиная с «Улицы Красных зорь» (1931; второй книги), поэт надолго перешел к теме гражданской войны. Лишь в последнее время он снова обратился к реконструирующейся деревне.
В своей работе над синтаксисом, словарем, интонациями поэт широко опирается на народное творчество.
В лирике Прокофьев использует преимущественно песенно-прибауточную поэзию, в последних же своих стихах он переходит к разработке былинно-эпического творчества.
Осваивая фольклор, П. далек однако от стилизации и имитации.
Поэт выражает чувства и мысли, типичные для революционного крестьянства.
В первой же книге Прокофьева выражены чувства интернационализма, преданности пролетарской революции, ненависти к ее врагам, пафос борьбы.
Но бок о бок с этими мотивами дана поэтизация стихийничества.
Переходя к теме гражданской войны, П. расширяет запас своих изобразительных средств, удачно осваивает «балладный лад»; поэтизация стихийной, неорганизованной ненависти к врагу, прославление молодецкой удали и т. п. проходят через этот цикл стихов Прокофьева.
В цикле стихотворений «Уральские партизаны» лирическая и патетическая приподнятость, свойственные поэту, ослаблены.
Усиливаются повествовательные интонации, шире используются фольклорные прибаутки, присказки, частушки, даже заговор.
В антипоповских стихах удачно используются иронические интонаций.
После некоторых неудач (например «Перечень профессий», «Ответ») П. дает цикл лирических стихов, отличающихся более широким кругозором и ослаблением ладожской «этнографичности». Наряду с превосходной политической лирикой здесь значительную группу составляют стихи на литературные темы, выражающие некоторую смятенность поэта. Для П. последнего времени характерно стремление к новым мотивам, к тематическому обогащению своей поэзии.
С этим связано и расширение изобразительных средств, реконструкция стиха. Органическая революционность поэта, талантливость его и значительное мастерство дают все основания говорить о больших творческих возможностях П. Библиография: I. Полдень, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Улица Красных зорь, ГИХЛ, М. - Л., 1931 (два изд.); Победа, Третья книга стихов, ГИХЛ, Л. - М., 1932; Сотворение мира, Избранные стихи, ГИХЛ, М. - Л., 1932 (Массовая биб-ка); Стихотворения, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1933; Дорога через мост, изд. то же, Л., 1933; Временник, Стихи 1932-33 гг., Ленгихл, Л., 1934; Сборник стихов. [Вводная статья И. Гринберг], издание Лоиз, Л., 1934; Избранное, Гослитиздат, Ленинград, 1935. II. Отзывы: об «Улице Красных зорь»: «Книга - строителям социализма», 1931, №11; Мессер Р., «Звезда», 1931, № 2. О сб. «Полдень»: «Книга - строителям социализма», 1931, № 15. О сб. «Сотворение мира»: «Книга - строителям социализма», 1931, № 32-33. О сборнике «Победа»: Скоблин Ю., «Книга - строителям социализма» (Художественная литература), 1932, № 8; Саянов В., Письма о современной поэзии. (Письмо первое), «Ленинград», 1931, № 2; Гринберг И., А. Прокофьев, «Литературный современник», 1933, № 10; Тарасенков А., О поэзии А. Прокофьева, «Знамя», 1933, № 11; Тихонов П., Поэзия большого плана, «Литературная газета», 1934, № 68, 30 мая. И. Гринберг. {Лит. энц.} Прокофьев, Александр Андреевич Род. 1900, ум. 1971. Поэт. Произведения: «Полдень» (сборник поэзии, 1931), «Заречье» (сборник, 1955), «Приглашение к путешествию» (сборник стихотв., 1960), «Россия» (поэма, 1944) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1946), Ленинской премии (1961). Герой Социалистического Труда (1970).

Александр Андреевич Прокофьев родился 19 ноября (2 декабря) 1900 года в с. Кобона Петербургской губернии в семье ладожского крестьянина-рыбака. Отец, вернувшись с действительной военной службы в унтер-офицерском звании, работал на лесопильном заводе и рыбачил.

В сельскую школу Прокофьев поступил в 1907 , там же пристрастился к чтению, к школьным годам относятся и первые стихотворные опыты Прокофьева. В 1913 «по большому конкурсу» Прокофьев поступил в Петроградскую учительскую семинарию, окончить которую ему не удалось (ушел из 4-го класса) по семейным обстоятельствам: отец был призван в армию, и Прокофьев, как старший в семье, стал полноправным хозяином.

В 1918 Прокофьев и его отец вступают в волостной комитет сочувствующих большевикам. Через год Прокофьев по партийной мобилизации уходит на фронт воевать против армии генерала Юденича, которая стояла под Петроградом, попадает в плен, откуда ему удалось бежать.

В 1920 Прокофьев окончил Учительский институт Красной Армии, стал политработником. С 1921 по 1922 работает военным цензором. С 1922 по 1930 - сотрудник полномочного представительства ВЧК-ОГПУ в Ленинградском военном округе; январь-апрель 1930 - секретарь редакции газеты «Крестьянская правда по радио» в Ленинградском радиоцентре; апреле-октябре 1930 - секретарь управления Государственным народным домом; декабрь 1939 - март 1940 - корреспондент газеты «Героический поход» 9-й армии. В годы Великой Отечественной войны (июль 1941 - авг. 1945 ) - военный корреспондент Политуправления Ленинградского, Волховского и Заполярного фронтов. В 1945-48 и 1955-65 - первый секретарь правления Ленинградской писательской организации.

В юношеских стихах Прокофьев (1916 ) (не публиковавшихся при жизни поэта) звучит мотив противопоставления города («мрачного и скучного») деревне, которая, по словам автора, готового слиться с крестьянской землей. Первая публикация Прокофьева состоялась 13 июля 1919 в местной газете «Новоладожская коммуна» - стихи «На могиле героя», в которых уже чувствуется поэтический почерк будущего Прокофьева: взаимодействие разных лексических пластов - высокого и просторечного; яркость красок, запахов, неожиданность метафор. С этого времени Прокофьев - постоянный автор «Новоладожской коммуны», где впоследствии будут печататься Д. Бедный, И. Садофьев, В. Князев, Я. Бердников, Н. Клюев и др.

С 1922 Прокофьев живет в Петрограде. В 1923 году Прокофьев «нашел Пролеткульт», где в литературной студии, руководимой А.П. Крайским, стал овладевать поэтической техникой. С 1923 по 1927 Прокофьев почти не публикует своих стихов, сам он так говорил об этом периоде: «У меня отсутствовала вовсе поэтическая культура. Я считал, что стихи можно писать залпом, авось что-нибудь и выйдет. У меня не было чутья ни к слову, ни к ритму, ни к теме, ни к образу. Слова умирали в моих стихах, как говорится, на ходу» («О себе»). Между тем это было время активного творческого становления Прокофьева. В стихах тех лет явно ощутимо влияние таких несхожих поэтов, как А. Блок и С. Есенин, Д. Бедный и В. Маяковский. По-своему обобщая их опыт, Прокофьев приходит к своеобразному синтезу тем и мотивов, которые связаны в читательском сознании с этими именами. Ранний Прокофьев ищет поэтические средства прежде всего для воплощения образа своего героя - вчерашнего красноармейца, матроса, крестьянского парня, покидающего родные места. При этом поэт рисует трудность перехода от деревенской жизни к городской.

Особой вехой в творческой биографии поэта стал 1927 , когда в «Комсомольской правде» были опубликованы «Песни о Ладоге» (4 из 6 написанных). «Песни о Ладоге», как отмечал впоследствии Прокофьев, стали для него началом «радостной творческой работы». Поэт наконец нашел то, что искал, - тему родной ладожской деревни.

Принятие революции, уверенность в правоте дела, отстаиваемого с оружием на фронтах Гражданской войны и послереволюционной действительности у Прокофьев были безоговорочными, яростными и на редкость беспощадными («Октябрь», 1930 ; «Два разговора с С.П. Быковым», 1930 и др.). В стихах Прокофьева начала 1930-х отсутствует рефлексия, полутона.

С начала 1930-х поэзия Прокофьева развивается в основном в двух жанровых направлениях - лирике и балладе (границы которых в поэзии тех лет, впрочем, весьма условны). Лирика Прокофьева, как правило, развивала темы родного Приладожья, поэт смело осваивает фольклорные традиции. Особое место Прокофьев уделяет зачину стихотворения: пейзажно-психологическая зарисовка чаще всего разрывается прямой речью. Лексика Прокофьева наполнена самыми разнообразными слоями живого языка («Шли над морем буревестники», 1930 ; «Ой, какая звонкая погода...», 1930 ; «Одиночество», 1932 ; «Здесь тишина. Возьми ее и трогай...», 1933 и др.). Прокофьев в лирике стремится к моментальности, своего рода кинематографичности. Сюжет, даже в балладе, играет второстепенную роль: все внимание автора направлено на смену психологических рядов - «кадров» («Смерть пулеметчика Евлампия Бачурина», 1931 ; «Бой под Белорецком», 1931 ; «Измена Енборисова и Каюкова», 1931 ).

Сборник стихов «Дорога через мост» (1933 ), «Прямые стихи» (1936 ) и другие, включая обобщающую книгу «Стихотворения» (1938 ), показывают эпическую сторону художественного дарования Прокофьева (как это часто наблюдается с поэтами, вышедшими «от земли», начиная с Н. Клюева и Есенина до П. Васильева и Твардовского). Однако эпос Прокофьев в отличие от старших современников и ровесников более интуитивен.

В 1930-е Прокофьев приходит к песенному творчеству. И хотя элементы лирической песни, частушки сопутствовали всей его поэзии, с середины 1930-х поэт усиленно обращается к этому жанру в «чистом виде» («Плясовая», 1934 ; «Песенка Тони», 1934 ; «Походная песня геологов», 1934 ; «Коль жить да любить - все печали растают», 1937 , и др.). В 193 7 выходит сборник Прокофьева «Песни». К творчеству Прокофьева обращались композиторы В. Соловьев-Седой, Д. Прицкер, Ю. Левитан, Э. Денисов, Г. Свиридов, С. Прокофьев. Одно из «программных» стихотворений Прокофьева 1930-х «Товарищ» (1930 ), положенное на музыку О. Ивановым, стало популярной песней.

Выход сборника «В защиту влюбленных» (1939 ) ознаменовал своего рода итог достигнутого Прокофьевым в предвоенное десятилетие. К этому времени стихи Прокофьева стали строже, классичнее.

1939-1945 ознаменовали новый этап в творчестве поэта. В период советско-финляндской войны Прокофьев создает несколько десятков песен, частушек, лирических стихотворений, стихотворных фельетонов, подписей к сатирическим рисункам. В годы Великой Отечественной войны вышли сборник Прокофьева «За Родину» (1941 ), «Огонь» (1942) , «Таран» (1942 ), «Атака» (1943 ), «Гармонь» (1943 ), «Фронтовые стихи» (1943 ) и др., проникнутые верой в победу и ненавистью к врагу; в них Прокофьев обращается к национальной преемственности, неразрывности отечественной истории: «гром Бородино», «свет немеркнущей Полтавы», «Измаила гром» - «Песня» (1942 ).

Послевоенная действительность, впрочем, без намека на трагические противоречия нашла свое отражение в сборнике Прокофьева «Заречье» (1955, 1957 ), «Лирика» (1956 ), «Признания» (1957 ). Итальянские впечатления (после поездки группы советских писателей в эту страну) легли в основу цикла «Яблоня над морем» (1958 ). Во второй половине 1950-х выходят книжки Прокофьева для детей: «Днем весенним» (1956 ), «Шел кот-скороход» (1956 ), «Синички-невелички» (1958 ), «Галя-Галинка» (1966 ). Детские стихи Прокофьева отличают простота композиции, мягкие интонации, юмор и виртуозное использование фольклорных мотивов: «Кот Макар» (1938 ), «Сказка о том, как котенок стал котом» (1938 ), «Сказочка для маленьких про комара-комарика» (1939 ), «Загадки-шутки» (1962 ), «Еще про жука» (1965 ).

Новым взлетом таланта Прокофьева стала книга «Приглашение к путешествию» (1960 ) (Ленинская премия - 1961 ).

В стихах последнего десятилетия, вошедших в сборниках «Радуга» (1966 ), «Пристрастия» (1967 ), «Гроздья» (1967 ), «Величальная песня России» (1971 ) и «Звенья» (1972 ), вышедших после смерти поэта, вновь появляются образы юности. В цикле стих. «Годы» (1966 ) А. Прокофьев снова возвращается к своему ритму конца 1920-х - начала 1930-х. Не забывал Прокофьев и тех, кто был когда-то рядом с ним. Так, в стихотворении «Песня» (1969 ) Прокофьев обращается к П. Васильеву, погибшему в 1937: «Ты потом пошел на Беломорье, / Вешним днем пошел, / После Егорья. / Беломорье - ветер гулевой! / Не один там распростился с головой». Незадолго перед смертью Прокофьев пишет стихотворение, ставшее одним из самых совершенных по своей трагической сущности в его творчестве: «А ведь было - / Завивались в кольца волосы мои» (1970 ).

Прокофьев Александр Андреевич – русский поэт, город Ленинград.

Родился 19 ноября (2 декабря) 1900 года в деревне Кобона ныне Волховского района Ленинградской области в семье рыбака и землепашца. Русский. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1919 года. Окончил сельскую школу, в 1913-1917 годах учился в Петербургской учительской семинарии.

В 1919 году вступил в ряды Красной Армии. Участник Гражданской войны, боёв с Н.Н.Юденичем под Петроградом, был в плену, бежал. В 1922-1930 годах работал в органах ВЧК-ОГПУ. Во время советско-финляндской (1939-1940) и Великой Отечественной (1941-1945) войн был военным журналистом, членом писательской группы при политическом управлении Ленинградского фронта.

Печататься начал в 1919 году. В первых сборниках А.А.Прокофьева – «Полдень» (1931), «Улица Красных Зорь» (1931), «Победа» (1932) – автор открыл для читателя мир приозёрной ладожской деревни с её особым укладом быта, приходящим в столкновение с новыми формами жизни. Герои А.А.Прокофьева – «тяжёлые парни», «сосновые кряжи». В 1930-х годах А.А.Прокофьев выпустил сборники лирических стихов и песен: «Дорога через мост» (1933), «Временник» (1934), «Прямые стихи» (1936), «В защиту влюблённых» (1939).

Во время Великой Отечественной войны активно работал в армейской печати, выступал перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов. Писал агитационные стихи, стихотворные фельетоны, песни и частушки. Заметным явлением советской поэзии военных лет стала поэма «Россия» (1944; Сталинская премия 2-й степени, 1946) – рассказ о братьях Шумовых, добровольно приехавших из Сибири на защиту Ленинграда (ныне – Санкт-Петербург) и составивших расчёт тяжёлого миномёта. В своих невыдуманных героях автор увидел огромную нравственную силу и любовь к Родине. Вся поэма как бы состоит из песен-веснянок, величальных, маршевых, которые и воссоздают величавый образ России.

В первые послевоенные годы А.А.Прокофьев опубликовал цикл стихов о мире, о радости оживающей земли («Нынче удались цветы повсюду…», «Ты по сердцу мне, русская природа», «Пополам с тобою, дорогая…»). Новый этап в творчестве А.А.Прокофьева начался с книги «Заречье» (1955); в 1960 году вышел сборник «Приглашение к путешествию» (Ленинская премия, 1961), отличающийся широтой замысла и содержания, ясностью и глубиной формы. Впечатления от многочисленных поездок по стране и за рубеж нашли отражение в книгах «Яблоня над морем» (1958), «Стихи с дороги» (1963), «Под солнцем и под ливнями» (1964).

В 1945-1948 и 1955-1965 годах ответственный секретарь Ленинградского отделения Союза писателей РСФСР.

Отличительные черты поэзии А.А.Прокофьева – близость к народному слову, фольклору, яркая образность и эмоциональность, склонность к шутке, иронии, верность «рядовому» герою. Многокрасочная, звенящая и гремящая поэзия А.А.Прокофьева с годами становилась более сдержанной. От «весёлого косноязычья» первых стихов («Тырли-бутырли, дуй тебя горой») поэт пришёл к более строгой и лаконичной манере письма.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1970 года за выдащиеся заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельности и в связи с семидесятилетием со дня рождения писателю Прокофьеву Александру Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Жил в Ленинграде. Скончался 18 сентября 1971 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», двумя другими орденами, медалями, знаком «Почётный сотрудник ВЧК-ГПУ (V)» (№ 179).

Лауреат Ленинской премии (1961), Сталинской премии 2-й степени (1946).

Его именем названа улица на северо-западе Санкт-Петербурга.

Прокофьев Александр Андреевич родился в 1900 году в семье крестьянина - рыбака и землепашца. Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917 годы учился в Петербургской учительской семинарии. В 1919 году стал членом РКП(б) и вступил в Красную Армию и находился в ней до 1930 года. Печататься начал с 1927 года.

Александр Прокофьев настойчиво искал пути лирического воспроизведения характера русского человека новой эпохи. Этому способствовало соединение в его собственном жизненном опыте традиционно-крестьянского и пролетарско-революционного начал. Сила уже ранних стихов Прокофьева заключалась в том, что они всегда создавались на конкретном материале жизни, на основе трепетно живого восприятия мира. «Я считаю,- заявлял он,- что любому автору необходимо найти своего героя. Лично я нашел его в лице трудового крестьянского парня и провел его почти по всем страницам книг». Но этот прокофьевскип «крестьянский парень», его жизнь и мировоззрение несли на себе печать новой эпохи. Он выступал как преобразователь мира не только в деревне, но и в городе.

В 1931 г. Александр Прокофьев издал свои первые книги стихов «Полдень» и «Улица Красных зорь», в которых основное место заняли жители ладожской деревни и герои гражданской войны. Он вошел в советскую литературу как поэт новой, революционной России, как поэт Октябрьской революции, ее идей и героев.

В 30-х Прокофьев выпускает сборники лирических стихов и песен: «Победа» (1932), «Дорога через мост» (1933), «Временник» (1934), «Прямые стихи» (1936), «В защиту влюбленных» (1939). Творчество Прокофьева завоевало общее признание. Наряду с творчеством, Б. Ручьева и других писателей поэзия Александра Прокофьева углубляла связи искусства с жизнью, поэта с миллионными массами тружеников и истолинии, развития советской поэзии. Правда, в первых книгах порой сказывалось чрезмерное увлечение Прокофьева диалектизмами и некоторыми фольклорными приемами.

Во время советско-финляндской войны (1939-1940) и Великой Отечественной войны (1941-1945) Александр Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. Прокофьев активно работает в армейской печати, выступает перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов. Пишет агитстихи, стихотворные фельетоны, песни, частушки. Заметным явлением советской поэзии военных лет стала поэма (1944; Сталинская премия, 1946) - рассказ о братьях Шумовых, добровольно приехавших из Сибири на защиту Ленинграда и составивших расчет тяжелого миномета.

В 1945-1948 и 1955-1965 г.г. Александр Прокофьев был ответственным секретарём Ленинградского отделения СП РСФСР. В первые послевоенные годы Прокофьев опубликовал цикл стихов о мире, о радости оживающей земли (, «Ты по сердцу мне, русская природа», «Пополам с тобою, дорогая…» и др.). Новый этап в творчестве Прокофьева начинается с книги «Заречье» (1955); в 1960 вышел сборник «Приглашение к путешествию», отличающийся широтой замысла и содержания, ясностью и глубиной формы. Впечатления от многочисленных поездок по стране и за рубеж нашли отражение в книгах «Яблоня над морем» (1958), «Стихи с дороги» (1963), «Под солнцем и под ливнями» (1964) и др. Отличительные черты поэзии Прокофьева - близость к народному слову, фольклору, яркая образность и эмоциональность, склонность к шутке, иронии, верность «рядовому» герою. Многокрасочная, звенящая и гремящая поэзия Прокофьева с годами становится более сдержанной. От «веселого косноязычья» первых стихов («Тырли-бутырли, дуй тебя горой») поэт пришел к более строгой и лаконичной манере письма.

На стихи Прокофьева были написаны песни, среди которых наиболее известные - (музыка О. Иванова, первая его песня), ставшая неофициальным гимном молодёжи, и «Тайга золотая» (музыка В. Пушкова) из одноимённого кинофильма.

Умер Александр Прокофьев в 1971 году, похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.

Александр Андреевич Прокофьев родился 19 ноября (2 декабря) 1900 года в с. Кобона Петербургской губернии в семье ладожского крестьянина-рыбака. Отец, вернувшись с действительной военной службы в унтер-офицерском звании, работал на лесопильном заводе и рыбачил.

В сельскую школу Прокофьев поступил в 1907 , там же пристрастился к чтению, к школьным годам относятся и первые стихотворные опыты Прокофьева. В 1913 «по большому конкурсу» Прокофьев поступил в Петроградскую учительскую семинарию, окончить которую ему не удалось (ушел из 4-го класса) по семейным обстоятельствам: отец был призван в армию, и Прокофьев, как старший в семье, стал полноправным хозяином.

В 1918 Прокофьев и его отец вступают в волостной комитет сочувствующих большевикам. Через год Прокофьев по партийной мобилизации уходит на фронт воевать против армии генерала Юденича, которая стояла под Петроградом, попадает в плен, откуда ему удалось бежать.

В 1920 Прокофьев окончил Учительский институт Красной Армии, стал политработником. С 1921 по 1922 работает военным цензором. С 1922 по 1930 - сотрудник полномочного представительства ВЧК-ОГПУ в Ленинградском военном округе; январь-апрель 1930 - секретарь редакции газеты «Крестьянская правда по радио» в Ленинградском радиоцентре; апреле-октябре 1930 - секретарь управления Государственным народным домом; декабрь 1939 - март 1940 - корреспондент газеты «Героический поход» 9-й армии. В годы Великой Отечественной войны (июль 1941 - авг. 1945 ) - военный корреспондент Политуправления Ленинградского, Волховского и Заполярного фронтов. В 1945-48 и 1955-65 - первый секретарь правления Ленинградской писательской организации.

В юношеских стихах Прокофьев (1916 ) (не публиковавшихся при жизни поэта) звучит мотив противопоставления города («мрачного и скучного») деревне, которая, по словам автора, готового слиться с крестьянской землей. Первая публикация Прокофьева состоялась 13 июля 1919 в местной газете «Новоладожская коммуна» - стихи «На могиле героя», в которых уже чувствуется поэтический почерк будущего Прокофьева: взаимодействие разных лексических пластов - высокого и просторечного; яркость красок, запахов, неожиданность метафор. С этого времени Прокофьев - постоянный автор «Новоладожской коммуны», где впоследствии будут печататься Д. Бедный, И. Садофьев, В. Князев, Я. Бердников, Н. Клюев и др.

С 1922 Прокофьев живет в Петрограде. В 1923 году Прокофьев «нашел Пролеткульт», где в литературной студии, руководимой А.П. Крайским, стал овладевать поэтической техникой. С 1923 по 1927 Прокофьев почти не публикует своих стихов, сам он так говорил об этом периоде: «У меня отсутствовала вовсе поэтическая культура. Я считал, что стихи можно писать залпом, авось что-нибудь и выйдет. У меня не было чутья ни к слову, ни к ритму, ни к теме, ни к образу. Слова умирали в моих стихах, как говорится, на ходу» («О себе»). Между тем это было время активного творческого становления Прокофьева. В стихах тех лет явно ощутимо влияние таких несхожих поэтов, как А. Блок и С. Есенин, Д. Бедный и В. Маяковский. По-своему обобщая их опыт, Прокофьев приходит к своеобразному синтезу тем и мотивов, которые связаны в читательском сознании с этими именами. Ранний Прокофьев ищет поэтические средства прежде всего для воплощения образа своего героя - вчерашнего красноармейца, матроса, крестьянского парня, покидающего родные места. При этом поэт рисует трудность перехода от деревенской жизни к городской.

Особой вехой в творческой биографии поэта стал 1927 , когда в «Комсомольской правде» были опубликованы «Песни о Ладоге» (4 из 6 написанных). «Песни о Ладоге», как отмечал впоследствии Прокофьев, стали для него началом «радостной творческой работы». Поэт наконец нашел то, что искал, - тему родной ладожской деревни.

Принятие революции, уверенность в правоте дела, отстаиваемого с оружием на фронтах Гражданской войны и послереволюционной действительности у Прокофьев были безоговорочными, яростными и на редкость беспощадными («Октябрь», 1930 ; «Два разговора с С.П. Быковым», 1930 и др.). В стихах Прокофьева начала 1930-х отсутствует рефлексия, полутона.

С начала 1930-х поэзия Прокофьева развивается в основном в двух жанровых направлениях - лирике и балладе (границы которых в поэзии тех лет, впрочем, весьма условны). Лирика Прокофьева, как правило, развивала темы родного Приладожья, поэт смело осваивает фольклорные традиции. Особое место Прокофьев уделяет зачину стихотворения: пейзажно-психологическая зарисовка чаще всего разрывается прямой речью. Лексика Прокофьева наполнена самыми разнообразными слоями живого языка («Шли над морем буревестники», 1930 ; «Ой, какая звонкая погода...», 1930 ; «Одиночество», 1932 ; «Здесь тишина. Возьми ее и трогай...», 1933 и др.). Прокофьев в лирике стремится к моментальности, своего рода кинематографичности. Сюжет, даже в балладе, играет второстепенную роль: все внимание автора направлено на смену психологических рядов - «кадров» («Смерть пулеметчика Евлампия Бачурина», 1931 ; «Бой под Белорецком», 1931 ; «Измена Енборисова и Каюкова», 1931 ).

Сборник стихов «Дорога через мост» (1933 ), «Прямые стихи» (1936 ) и другие, включая обобщающую книгу «Стихотворения» (1938 ), показывают эпическую сторону художественного дарования Прокофьева (как это часто наблюдается с поэтами, вышедшими «от земли», начиная с Н. Клюева и Есенина до П. Васильева и Твардовского). Однако эпос Прокофьев в отличие от старших современников и ровесников более интуитивен.

В 1930-е Прокофьев приходит к песенному творчеству. И хотя элементы лирической песни, частушки сопутствовали всей его поэзии, с середины 1930-х поэт усиленно обращается к этому жанру в «чистом виде» («Плясовая», 1934 ; «Песенка Тони», 1934 ; «Походная песня геологов», 1934 ; «Коль жить да любить - все печали растают», 1937 , и др.). В 193 7 выходит сборник Прокофьева «Песни». К творчеству Прокофьева обращались композиторы В. Соловьев-Седой, Д. Прицкер, Ю. Левитан, Э. Денисов, Г. Свиридов, С. Прокофьев. Одно из «программных» стихотворений Прокофьева 1930-х «Товарищ» (1930 ), положенное на музыку О. Ивановым, стало популярной песней.

Выход сборника «В защиту влюбленных» (1939 ) ознаменовал своего рода итог достигнутого Прокофьевым в предвоенное десятилетие. К этому времени стихи Прокофьева стали строже, классичнее.

1939-1945 ознаменовали новый этап в творчестве поэта. В период советско-финляндской войны Прокофьев создает несколько десятков песен, частушек, лирических стихотворений, стихотворных фельетонов, подписей к сатирическим рисункам. В годы Великой Отечественной войны вышли сборник Прокофьева «За Родину» (1941 ), «Огонь» (1942) , «Таран» (1942 ), «Атака» (1943 ), «Гармонь» (1943 ), «Фронтовые стихи» (1943 ) и др., проникнутые верой в победу и ненавистью к врагу; в них Прокофьев обращается к национальной преемственности, неразрывности отечественной истории: «гром Бородино», «свет немеркнущей Полтавы», «Измаила гром» - «Песня» (1942 ).

Послевоенная действительность, впрочем, без намека на трагические противоречия нашла свое отражение в сборнике Прокофьева «Заречье» (1955, 1957 ), «Лирика» (1956 ), «Признания» (1957 ). Итальянские впечатления (после поездки группы советских писателей в эту страну) легли в основу цикла «Яблоня над морем» (1958 ). Во второй половине 1950-х выходят книжки Прокофьева для детей: «Днем весенним» (1956 ), «Шел кот-скороход» (1956 ), «Синички-невелички» (1958 ), «Галя-Галинка» (1966 ). Детские стихи Прокофьева отличают простота композиции, мягкие интонации, юмор и виртуозное использование фольклорных мотивов: «Кот Макар» (1938 ), «Сказка о том, как котенок стал котом» (1938 ), «Сказочка для маленьких про комара-комарика» (1939 ), «Загадки-шутки» (1962 ), «Еще про жука» (1965 ).

Новым взлетом таланта Прокофьева стала книга «Приглашение к путешествию» (1960 ) (Ленинская премия - 1961 ).

В стихах последнего десятилетия, вошедших в сборниках «Радуга» (1966 ), «Пристрастия» (1967 ), «Гроздья» (1967 ), «Величальная песня России» (1971 ) и «Звенья» (1972 ), вышедших после смерти поэта, вновь появляются образы юности. В цикле стих. «Годы» (1966 ) А. Прокофьев снова возвращается к своему ритму конца 1920-х - начала 1930-х. Не забывал Прокофьев и тех, кто был когда-то рядом с ним. Так, в стихотворении «Песня» (1969 ) Прокофьев обращается к П. Васильеву, погибшему в 1937: «Ты потом пошел на Беломорье, / Вешним днем пошел, / После Егорья. / Беломорье - ветер гулевой! / Не один там распростился с головой». Незадолго перед смертью Прокофьев пишет стихотворение, ставшее одним из самых совершенных по своей трагической сущности в его творчестве: «А ведь было - / Завивались в кольца волосы мои» (1970 ).

Александр Андреевич Прокофьев (1900 - 1971 гг.)

Александр Андреевич Прокофьев знаменитый русский и советский поэт, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, член Союза писателей СССР - один из наиболее видных литературных деятелей двадцатого столетия, воспевающих Россию в самом широком её понимании.

Место рождения Прокофьев Александр Андреевич родился 19 ноября (2 декабря) 1900 года в ладожском селе Кобона Волховского уезда Петербургской губернии, в семье землепашца и рыбака. С детства был приучен к самому разному, во многом тяжёлому крестьянскому труду

Учёба Прокофьева Окончил сельскую школу, где пристрастился к чтению. Дешёвые издания Сытина проникали в село через коробейников, и маленький Саша покупал их на свой мальчишеский заработок, полученный от рыбной ловли и сбора ягод. В третьем классе было написано и его первое стихотворение: Вот и дождики прошли, Лёд размыли, отнесли. А пришла к нам весна - Снег пушистый унесла Вот и всё зазвенело - Травка даже, и цветы. В лист зелёный нарядились И безлистые кусты.

Учёба Прокофьева В 1915 году, пройдя большой конкурс, Александр Прокофьев поступает учиться в пятиклассную Петроградскую земскую учительскую школу. Однако это учебное заведение Александр не закончил, покинув её по семейным обстоятельствам: отца - Прокофьева Андрея Прокофьевича призвали на фронт первой мировой войны, и семье без кормильца стало очень трудно. Вернувшись домой из Петрограда, юноша некоторое время работал на почте и рыбачил.

1917 год Грянула Октябрьская социалистическая революция, а вскоре забушевала гражданская война. Вместе с отцом, вернувшимся с фронта, Александр в 1918 году вступил в сельский комитет сочувствующих коммунистам-большевикам, а вскоре встал в ряды Красной Армии. Служил в караульной роте в Новой Ладоге (3-й запасный полк, 7-я армия), участвовал в боях против отрядов Юденича. Все эти грозные события вдохновили его на создание первых литературных произведений

Творческое восхождение В 1919 году в печать вышли дебютные сочинения, опубликованные на страницах газеты « Новоладожская коммуна» стихотворения: «Свободная женщина», «Резервы есть», «Красный звон», «Песня сильных», «Беспартийным», «Пролетарской молодёжи» и многие другие.

30-е годы Выходят сборники его стихов гражданской и лирической тематики: «Полдень» и «Улица Красных зорь» (1931 год), «Победа» (1932 год), «Дорога через мост» (1933 год), «Временник» (1934 год), «Прямые стихи» (1936 год), «В защиту влюблённых» (1939 год). В этот период поэт приобретает всесоюзную известность.

Период Великой Отечественной войны: Вышли сборники стихов Александра Прокофьева: «За Родину» (1941 год), «Огонь» (1942 год), «Таран» (1942 год), «Атака» (1943 год), «Гармонь» (1943 год), «Фронтовые стихи» (1943 год). Появилась поэма «Россия» (1944 год).

В послевоенный период изданы книги: «Заречье» (1955 год), «Лирика» (1956 год), «Признания» (1957 год), «Яблоня над морем» (1958 год), «Стихи с дороги» (1963 год), «Под солнцем и под ливнями» (1964 год), «Приглашение к путешествию» (1960 год), «Радуга» (1966 год), «Пристрастия» (1967 год), «Гроздья» (1967 год), «Величальная песня России» (1971 год) и «Звенья» (1972 год), последний цикл был опубликован уже после смерти поэта.

Трудовая деятельность Во время советско-финляндской войны (1939-1940) и Великой Отечественной войны (1941-1945) Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. В 1945-1948 и 1955-1965 годах был ответственным секретарём Ленинградского отделения писательской организации РСФСР. Член Центральной Ревизионной Комиссии КПСС в 1956-1966 годах. Делегат XX и XXII съездов КПСС.

А. Прокофьев (1-й слева) на III съезде писателей БССР

Награды За самоотверженный солдатский и репортёрский труд в годы Великой Отечественной войны Александр Прокофьев награждён орденом Красной Звезды. В 1946 году поэт был удостоен Сталинской премии за поэму «Россия». В 1960 году за книгу «Приглашение к путешествию» был удостоен Ленинской премии В 1970 году за многолетний писательский труд и неоценимый вклад в культурное наследие Прокофьеву А.А. было присвоено высокое звание Героя социалистического труда.

Смерть А.А. Прокофьева Александр Андреевич Прокофьев умер после тяжёлой болезни 18 сентября 1971 года в городе Ленинграде, в котором он прожил с 1922 года. Похоронен на Богословском городском кладбище. «Я, как сокол, крылья расправляю И, к высотам ревностью томим, Каждый день горю и не сгораю, Защищённый именем твоим! Соколиной доле нет предела, Я совсем немногого хочу: Выше головы чтоб было дела, Остальное всё мне по плечу!»

Интернет – ресурсы: http://www.biografguru.ru/about/prokofev/?q=5224 http://lexicon.dobrohot.org/images/thumb/9/92/00003729.jpg/413px-00003729.jpg http://er3ed.qrz.ru/prokofyev/prokofyev6.jpg http://gspl.by/images/krapiva/7.jpg

Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена. Начальное образование Прокофьев получил дома.

С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.

Обучение в консерватории. Мировые гастроли

В 1903 Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей Сергея Сергеевича были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина. В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист, в 1917 – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создает оперы «Маддалена», «Игрок».

Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. В 1927 году Прокофьев создает оперу «Огненный ангел» В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.

Зрелое творчество

В 1936 году Сергей Сергеевич переезжает в Москву, начинает преподавать в консерватории. В 1938 году завершает работу над балетом «Ромео и Джульетта» . В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир» , музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».

В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 – звание народного артиста РСФСР.

В 1948 году Прокофьев завершает работу над оперой «Повесть о настоящем человеке» .

Последние годы

В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».

С 1949 года Прокофьев практически не выезжал со своей дачи, продолжая активно творить. Композитор создал балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт «На страже мира».

Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве.

Личная жизнь

В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой – испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.

В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.

Другие варианты биографии

  • Первые оперы будущий композитор создал в девятилетнем возрасте.
  • Одним из увлечений Прокофьева была игра в шахматы. Великий композитор говорил, что игра в шахматы помогает ему создавать музыку.
  • Последнее произведение, которое Прокофьеву удалось услышать в концертном зале, была его Седьмая симфония (1952).
  • Прокофьев умер в день кончины Иосифа Сталина, поэтому смерть композитора осталась почти незамеченной.
  • Краткая биография Прокофьева для детей нашла отражение в книге «Детство», написанной самим композитором.