Применение ИКТ – технологий на уроках математики Подготовила учитель первой категории МОУ СОШ № 8 города Аткарска, Саратовской области Коныхова Ольга Анатольевна АКТУАЛЬНОСТЬ Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества – информатизация образования , т.е. внедрение новых информационных технологий в систему образования. Главная задача образования в современных условиях– формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации, её анализа, представления и передачи, что является составляющими частями информационной компетентности ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА Повышение эффективности обучения математике в условиях общеобразовательной школы через использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «Детская природа требует наглядности» К.Д. Ушинский

ИКТ реализуют один из важнейших принципов обучения – наглядность.

ПРИМЕНЕНИE ИКТ

Наглядность средств обучения решает целый комплекс современных дидактических, методических, психологических и педагогических вопросов. Наглядность средств обучения решает целый комплекс современных дидактических, методических, психологических и педагогических вопросов. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия учащихся: зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

ПРИМЕНЕНИE ИКТ

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека, так в памяти человека остается: Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека, так в памяти человека остается:

  • 1/4 часть услышанного материала,
  • 1/3 часть увиденного,
  • 1/2 часть увиденного и услышанного,
  • 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.

ПРИМЕНЕНИE ИКТ

Зрение и слух самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. Зрение и слух самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. И чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс усвоения. И эту информацию можно разнообразить с помощью ИКТ.

ПРИМЕНЕНИE ИКТ

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает усвоении учебного материала . Учащиеся Родители Учитель

ИКТ повышают интерес к изучению предмета, делают процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, проектах

ИКТ дают уверенность в том, что их дети развиваются гармонично, получают качественное образование, соответствующее требованиям времени. Повышают уважение к учительскому труду. Изменяют взаимоотношения с собственными детьми в лучшую сторону: родители прислушиваются к своему ребёнку, ценя его знания и умения

Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей

ПЛЮСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ

Система работы с ИКТ в настоящий момент включает: Система работы с ИКТ в настоящий момент включает:

  • работа в сети Интернет (включая привлечение учащихся к поиску фактических материалов в сети Интернет для мини-исследований и творческих заданий);
  • презентации по различным темам,
  • компьютерное тестирование (электронные тесты, лабораторные работы);
  • электронные учебники, программные продукты, тренажеры.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Работа в сети Интернет

Множество методических новинок, большая медиатека, видео-лекции, занимательные математические факты, истории из жизни математиков помогают ученикам окунуться в удивительный и увлекательный мир математики

Работа в сети Интернет

  • http://www.math.ru – Математика и образование
  • http://www.allmath.ru – Вся математика в одном месте
  • http://www.bymath.net – Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа
  • http://tasks.ceemat.ru – Задачник для подготовки к олимпиадам по математике
  • http://www.math-on-line.com – Занимательная математика школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)
  • http://www.zaba.ru – Математические олимпиады и олимпиадные задачи
  • http://www.neive.by.ru – Геометрический портал
  • http://zadachi.mccme.ru – Задачи по геометрии: информационно-поисковая система
  • http://graphfunk.narod.ru – Графики функций
  • http://math.ournet.md – Виртуальная школа юного математика
  • http://www. exponenta.ru – Образовательный математический сайт
  • http://www.problems.ru –Интернет-проект «Задачи»
  • http:// www.school.еdu.ru – Российский образовательный портал
  • http:// www.school.msu.ru – Учебно-консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ
Мультимедийные презентации уроков Основные преимущества презентаций – наглядность, компактность и интерактивность преподнесения материала. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Другим немаловажным обстоятельством является то, что она не требует большого числа компьютеров. Достаточно одного компьютера, чтобы начать работать по этой технологии. Компьютерное тестирование В учебном процессе тестирование, в той или иной форме, используется давно. В традиционной форме тестирование – это чрезвычайно трудоемкий процесс. Использование ИКТ делает процесс тестирования настолько технологичным, что это стало неотъемлемым элементом процесса обучения. мультимедийные диски фирмы «1С», « Физикон», «Дрофа», «Кирилл и Мефодий»

На уроках

при изложении нового материала

для самостоятельной работы учащихся

при повторении

при подготовке к ЕГЭ и ГИА

Во внеклассной работе

для контроля знаний

При выполнении домашней работы

при закреплении

ЭТАПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ

ЧТО СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИКТ ИКТ – это не единственное средство обучения, однако правильное и разумное их применение в сочетании с другими средствами способно повысить мотивацию, и, как следствие, качество обучения. Не следует опираться только на возможности компьютера, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии". ЧТО СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИКТ Проведение урока с использованием ИКТ требует от учителя наличие навыков владения компьютером и мультимедийной техникой, огромной подготовительной работы, занимающей длительное время. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя . И лучшей наградой служит возрастающий интерес учащихся к предмету, радостное ожидание ими каждого следующего урока, их желание помочь учителю подготовить очередной урок с применением ИКТ.

  • МАМУЛЬКА, Тут приводи свои диаграммки)
В настоящее время использование ИКТ является необходимым средством, служащим для построения занятий. Внедрение ИКТ в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования. В настоящее время использование ИКТ является необходимым средством, служащим для построения занятий. Внедрение ИКТ в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спасибо за внимание


Учитель должен быть современным уметь быстро адаптироваться в изменяющихся условиях; уметь работать и принимать решения в сотрудничестве; уметь практически мыслить; уметь учиться; учить всему этому своих учеников! Всё это будет возможно при овладении ИКТ


Цели использования ИКТ на уроке Сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств); приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником; помочь учителю в: возможности эмоционально и образно подать материал; организации закрепления полученных на уроке знаний; проверке знаний, умений и навыков; придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера; экономии времени.






Программное обеспечение Декларативные: электронные учебники;электронные учебники обучающие программы; тестовые программы;тестовые программы справочные и учебные базы данных; интерактивные карты и схемы; учебные презентации и видеофильмы. Процедурные: компьютерное моделирование;компьютерное моделирование виртуальные лабораторные практикумы;лабораторные практикумы тренажеры; игровые программы.


Электронные учебники Математика Русский язык Физика Химия История География Биология Английский язык


Тестирование Тестирование в режиме on-line Тесты для всех




ВозможностиУчителя… Возможности Учителя… Подбор иллюстративного материала; создание электронных наглядных пособий (таблицы, схемы, диаграммы…);наглядных пособий создание задачников; создание индивидуальных карточек; создание презентаций;презентаций размещение информации на сайте школы;на сайте школы создание электронного учебника…




Деятельность учеников Создание таблиц, схем, чертежей, диаграмм;схем создание иллюстраций;иллюстраций решение задач в электронных таблицах; выполнение творческих работ (сказки, кроссворды, ребусы, газеты…);кроссворды создание и оформление работы в текстовом редакторе; создание презентаций; поиск информации в сети интернет; публикации в сети интернет…




По горизонтали: 2. Компьютерный носитель информации. 4. Решение задачи как информационный процесс. 6. Тот, кто получает информацию. 8. Разговор по телефону как информационный процесс. 9. Объект, на котором хранится информация. По вертикали: 1. Тот, кто передает информацию. 2. Магнитный диск. 3. Информационный процесс при просмотре фильма. 5. Запись домашнего задания как информационный процесс. 7. Информация, которая хранится на диске.


Поиск информации Поиск информации по теме (на сайтах, в словарях, специализированных системах); сбор мультимедиа-материалов по заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио); работа в виртуальной библиотеке; составление коллекции аннотированных ссылок по теме; поиски «сокровища»; написание и оформление сообщений, докладов, рефератов, проектов.




Полезные ресурсы в сети Цифровые образовательные ресурсы Открытый колледж НИТИ-методики Сетевое объединение методистов Информационно-коммуникационные технологии в образовании



Использования ИКТ на уроках в начальной школе.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Успех реформы российского образования во многом зависит от человеческого фактора: педагога и его профессионализма. Именно уровень квалификации преподавательских кадров, их готовность использовать современные технологии в профессиональной деятельности будут главными в сложном процессе вывода образования на уровень потребностей современного общества. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые неизведанные ранее просторы. Подчеркну, что простое использование компьютерной техники на уроках не влечет за собой автоматически повышение уровня профессионального мастерства учителя и рост качества образования. Определяющую роль играет, прежде всего, личность педагога и его мотивация. Поэтому в школах необходимо создать такие условия работы, при которых учитель хотел бы постоянно применять имеющиеся у него знания в области использования ИКТ и пополнять их. При этом внедрение современных технологий в педагогическую деятельность должно быть не просто необходимостью, а быть осознанным процессом при непрерывном образовании и самообразовании учителя в этой области. Направления модернизации образования должны определяться не столько наличием в школе компьютерной техники и программных средств, сколько готовностью учителей начальных классов к переменам в соответствии с запросами и проблемами общества.

По данным сайта статичстики 18% учителей 1-4 классов негативно относятся к применению компьютерных технологий на уроках, не проявляют интереса к компьютеру, избегают обучения на курсах повышения компьютерной грамотности, предпочитая прибегать к помощи своих «продвинутых коллег. Педагогический стаж этой группы учителей превышает 20 лет. Более половины учителей начальных классов (54%) положительно относятся к компьютеру, проявляют интерес к новым ИКТ, используют их в своей практике, среди них как молодые учителя(стаж работы до 5 лет), так и опытные педагоги. Около трети учителей начальных классов (28%) положительно относятся к ИТ, интересуются ими, но не используют на своих уроках. В данную группу также вошли педагоги с разным стажем. А среди учителей начальных классов, владеющих компьютерными технологиями 18% не применяют их на уроках, 27% используют, но редко, 36% используют 2-3 раза в неделю, а 19% постоянно, практически на каждом уроке.

Использование учителями начальных классов ИКТ

В таблице приведены данные по мере уменьшения значимости:

Из этого списка видно, что учителя больше нацелены на потребление готового продукта, использование компьютера из соображения удобства. Они практически не видят его значимости для самообразования, профессионального общения, дистанционного обмена опытом и дистанционного обучения.

В связи с этим, я хотела бы напомнить вам названия сетевых педагогическах сообществ, в которых, зарегистрировавшись, вы можете общаться со своими коллегами.

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучености». Я прошла подготовку на курсах, изучила литературу по этой теме и стала использовать ИКТ на своих уроках.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

    усилить образовательные эффекты;

    повысить качество усвоения материала;

    построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

    осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

    организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями .

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

    Создание презентаций к урокам;

    Работа с ресурсами Интернет;

    Использование готовых обучающих программ;

    1. Создание презентаций к урокам.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентации позволяют учителю:

    наглядно представлять материал;

    интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

    регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

С введением контрольно-измерительных материалов в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе. Это будет в значительной степени результативной подготовкой к данному виду экзамена.

Можно создавать свои тесты на основе шаблона теста для начальной школы Иванова Д., который обладает возможностью исправлять допущенные учеником ошибки. Первые два задания теста предполагают выбор одного правильного варианта ответа. Во всех последующих заданиях учащимся необходимо выбрать несколько правильных ответов из предложенных. Чтобы запустить тест в Microsoft Office PowerPoint 2003-2007 нужно нажать «Показ слайдов» и щелкнуть мышкой по кнопке «Начать тест» титульного листа. После выполнения всех заданий теста учащимся автоматически выставляется оценка. На листе «Результаты теста» можно нажать кнопку «Исправить» и выполнить задания, в которых были допущены ошибки. При этом, если ученик отвечает неправильно, выдается сообщение «Ответ неверный». Для корректной работы теста следует понизить уровень безопасности (сервис – макрос – безопасность – уровень безопасности: средний или низкий). Также тесты можно создавать в программе к интерактивной доске

    1. Работа на интерактивной доске.

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.

Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.

Используя интерактивную доску, преподаватель не только может показать и прокомментировать живопись и графику, но и создавать свой рисунок.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

    Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;

    Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

    Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

    Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

    Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

    Делает занятия интересными и развивает мотивацию;

    Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

    Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

    Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

    Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:

    Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.

    Временные затраты на подготовку урока очень велики.

    Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.

Основные способы использования интерактивных досок в начальной школе:

· делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;

· использование групповых форм работы;

· совместная работа над документами, таблицами или изображениями;

· управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)

· использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;

· изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;

· изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;

· сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках;

· сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;

· демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;

· демонстрация картин, видеороликов, фильмов;

· создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;

· создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.

Цвет

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним.

Записи на экране

Возможность делать записи электронными чернилами (с помощью маркера или даже только одним пальцем) позволяет добавлять любую информацию, вопросы и комментарии к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.

Аудио и видео-вложения

Просмотры видеофрагментов, прослушивание аудиозаписи значительно усиливают подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним записи.

Выделение отдельных частей экрана

Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет учителю фиксировать внимание учащихся на наиболее важных объектах при объяснении материала. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно (инструменты «шторка», «подсветка», «волшебное перо»). Можно не только выделить часть экрана, но и увеличить (детализировать) изображение или надпись (инструменты «лупа», «волшебное перо»).

Вырезать и вставить

Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

Страницы

Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

Поворот объекта

Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения. Может быть полезным при изучении геометрического материала: нахождение равных фигур, сравнение площадей различных фигур наложением. Также можно решать задачи-голово-ломки со спичками и строить фигуры «Танграм».

Уже имеющийся небольшой опыт показал, что работа с ИД улучшает восприятие материала учащимися, особенно, начальных классов. Учащиеся считают, что работать с ИД гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в уроке.

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Учитель в зависимости от предмета, темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Нужно также и не забывать про СанПиН.

    Использование различных обучающих программ

На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках.

Основной проблемой, с которой сталкивается учитель при подготовке уроков, является поиск материалов. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски. Среди мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Это увлекательное путешествие в мир знаний. Живое интересное изложение, яркое красочное оформление, доступность в использовании – все это делает ДЭКМ незаменимым помощником в познании мира маленькими «почемучками». Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мира, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме поможет пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объяснит и познакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, поможет освоить школьные предметы. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» - это более 10000 удивительных фактов и явлений, богатейшая сокровищница знаний обо всем.

Другим прекрасным диском для начальной школы является «Природа и человек. Естествознание для начальной школы».

Каждую минуту у детей возникает множество невероятных вопросов об окружающем их мире. Их любознательность вполне естественна и объяснима, ведь каждый день ребята открывают для себя что-то новое. Ответы на многие свои вопросы они найдут в этом мультимедийном учебнике по природоведению он предназначен для учащихся 1-4 классов и содержит материал по основным темам школьного курса естествознания: «Времена года», «Живая и неживая природа», «Живые организмы» и другие. Яркие иллюстрации, интересные интерактивные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью, делают занятия с диском интересными и эффективными.

I V . Использование ресурсов Интернет

Интернет – новое информационное явление, перед которым мы – учителя – оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.

Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда. Интернет:

    Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);

    Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;

    Дает возможности для профессионального роста;

    Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;

    Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

К результативности данного опыта можно отнести:

    Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;

    Повышение уровня использования наглядности на уроке;

    Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;

    Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;

    Рост качества знаний.

Литература:

Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших шко-льников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib)

Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/)

сайтов «Электронные интерактивные доски SMART Board – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/),

сообщества «Интерактивная доска для начинающих и не только…» (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com), действующего на федеральном педагогическом портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/),

SMART Exchange (http://exchange.smarttech.com/),

«Умные уроки SMART» (http://metodisty.ru/m/groups/view/umnye_uroki_SMART),

"Клуба Polymedia – SMART сообщество" (http://community.smartboard.ru/), а также сайты поддержки пользователей ИД других производителей:

сообщество учителей-пользователей интерактивной доски Promethean (http://www.prometheanplanet.ru/),

«Электронные доски Panaboard для образования» (http://edu.panaboard.ru/index.htm).

    Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.

    Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006.

    Энциклопедия для детей. Человек, том 18. - М.: Аванта, 2001.

    Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе

http :// www . it - n . ru / communities . aspx ? cat _ no =5025& tmpl = com

«Использование ИКТ в начальной школе в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне, я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). (СЛАЙД 3) В новом тысячелетии мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстроменяющемся информационном обществе, которое предъявляет новые требования к системе образования, в том числе и к компетентности учителя. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть ИКТ технологиями. Главная цель их внедрения - появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. (СЛАЙД 4-5) Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: . организовать одновременно детей, обладающих различ- . ными возможностями и способностями; . активизировать познавательную деятельность учащихся; . индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания; . повысить качество усвоения материала; . осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; . проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); . развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, . овладевать практическими способами работы с информацией, . перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное - незабываемым, поэтому (СЛАЙД 6) современный учитель должен быть «ИКТ» - компетентен: ? владеть основными инструментами пользователя компьютера; ? мультимедийными информационными источниками; ? инструментами коммуникации; ? ИКТ - средствами. Информационная компетентность находит своё отражение в учебно-воспитательном процессе начальной школы, поскольку обучение на этой ступени - это фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Использование ИКТ более полно развивает у учащихся творческие способности и навыки исследовательской деятельности, учит ребят работать с информацией, развивает коммуникативные умения, приобщает обучающихся к достижениям информационного общества. Уроки с использованием ИКТ могут стать привычными для учащихся начальной школы, а для учителей - нормой работы - это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Варианты применения ИКТ (СЛАЙД 7) в образовательном процессе начальной школы могут быть самыми разными (они представлены на экране): ? использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.); ? введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников; ? проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями). Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, что способствует значительному повышению качества образования. На своих уроках я использую ИКТ в форме презентаций, переработанных и адаптированных для своего класса (СЛАЙДЫ 8-21), а также созданных мною, на любом этапе урока: для определения темы и постановки учебных задач, при работе над новым материалом, для закрепления, на этапе рефлексии и т.д. Презентации помогают вовлечь ребят в дискуссию, заочно посетить музеи, выставки, побывать на встрече с писателями; с помощью презентаций можно организовать разные виды деятельности: работа в парах, группах, индивидуальная работа. Также на уроках использую интерактивные мультимедийные компоненты к учебникам (они представлены на дисках): 1. В.Г.Горецкий «Азбука» 2. М.И.Моро «Математика» 3.А.А.Плешаков «Окружающий мир» 4.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» Эти диски интересны тем, что материал можно использовать, работая по учебникам разных авторов. Задания позволяют применять их на любом этапе урока, разнообразить формы и виды деятельности и т.д. Мне хотелось бы на примере одной темы по русскому языку продемонстрировать разнообразные виды работ. Например, словарная работа: представлено объяснение смыслового значения слова, наблюдение за орфоэпическим и орфографическим произношением, работа по обогащению словарного запаса и т.п. На этапе знакомства с новым материалом предлагается его теоретическое объяснение. Для закрепления и отработки знаний представлены задания в игровой форме. Также много разнообразных упражнений, направленных на развитие речи детей. Увлекательные интерактивные игры помогают развивать логику и воображение, память и внимание ребёнка. Есть задания для практической работы, тренировочные и проверочные упражнения, что позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся, дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении нового материала. Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. Оно зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда задания отличаются наглядностью, яркостью, вызывают у ребят положительные эмоции. Считаю, что использование на уроках презентаций, мультимедиа, тестирующих программ помогают решить следующие (СЛАЙД 23) дидактические задачи: . усвоить базовые знания по предмету; . систематизировать усвоенные знания; . сформировать навыки самоконтроля; . сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности; . оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Не секрет, что сегодня многие, имея дома компьютер, используют его как игрушку. А ведь взрослые могут стать активными участниками образовательного процесса, например, помогать ребёнку находить интересный материал к уроку, оказывать помощь в выполнении проектов, готовить презентации по различной тематике, итоговый материал о жизни класса. Восемь моих учеников участвовали во всероссийском конкурсе рисунков «Человек в мире художествен-ной культуры» (СЛАЙД 24-25). Родители отправили их работы на конкурс в электронном виде, и активно голосовали за интересные детские рисунки. Так же я использую ИКТ во внеурочной деятельности, при проведении классных часов (СЛАЙД 26-31), праздников и родительских собраний. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в общество. И решить эту задачу помогает внедрение ИКТ в образовательный процесс. Сегодня для учителя компьютер - это уже не роскошь - это необходимость.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Использование Информационно- коммуникационных технологий"»

Использование ИКТ на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС начального общего образования

Литвинова Лариса Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 101»


  • "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет

* организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;

* активизировать познавательную деятельность учащихся;

* индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания;

* повысить качество усвоения материала;


* осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

* проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

* развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

* овладевать практическими способами работы с информацией,

* перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.


Современный учитель должен быть «ИКТ» - компетентен:

  • владеть основными инструментами пользователя компьютера;
  • мультимедийными информационными источниками;
  • инструментами коммуникации;
  • ИКТ – средствами.

Варианты применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы

  • использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
  • введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
  • проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

На своих уроках чаще всего использую ИКТ в форме презентаций

  • по окружающему миру;
  • по русскому языку;
  • по математике;
  • по литературному чтению;
  • во внеклассной и внеурочной работе

1. Назови первый зимний месяц

2. С какого месяца начинается лето?

3. Назови месяц, который следует за октябрём

5. Какое время года следует за осенью?

6. Назови последний месяц лета

7. Какое время года сменится летом?

8. Какой месяц наступит после марта? Назови третью букву этого слова.


Что я хочу узнать на уроке:

  • когда жили динозавры;
  • как они выглядели;
  • чем питались;
  • почему динозавры вымерли;
  • кто помогает нам узнать о динозаврах;

Мы побывали и в холодных, и в жарких районах Земли, встретили много разных животных, но нигде не увидели динозавров. Почему?

Динозавры сейчас не живут на Земле, они давно вымерли.



Палеонтологический музей

г. Москва



Согласны ли вы с тем, как назвали животных?

К О РОВА (п,П)ушинка

КО Ш КА (б,Б)одун

С О БАКА (к,К)рикун

П Е ТУХ (з,З)орька

К О ЗЁЛ (т,Т)ишка


Проверь себя

КОШКА П ушинка

СОБАКА Т ишка

ПЕТУХ К рикун

КОЗЁЛ Б одун

КОРОВА З орька


Работа в группах

Придумайте и напишите

названия животных и дайте им клички:

1группа – из одного слога;

2 группа – из двух слогов;

3группа – из трёх слогов.


Рефлексия

Пришло время проверить, достигли ли мы целей урока.

Сегодня на уроке:

Я узнал …

Я научился …..

Мне понравилось …

Я буду …


Встал он прямо у дорожки: Не идут со страха ножки, И мычит бедняга "Му! Шаг я сделать не могу!"

  • Он лежать совсем не хочет. Если бросить, он подскочит. Бросишь снова, мчится вскачь, Ну, конечно – это….

Железная птица В небе кружится, По сигналу пилота На землю садится.

Поднимает великан Груз тяжелый к облакам. А если станет душно, - Себя польет из душа.

Статный парень заводной Носит короб за спиной. И в тот короб поместится С поля целого пшеница.

Серый байковый зверюшка, Косолапый длинноушка. Ну-ка, кто он, угадай. И морковку ему дай!

Он стройный и красивый, У него густая грива. Жаль, нельзя на нём промчаться. Только можно покачаться.

Праздник, праздник у ворот! Кто встречать его пойдёт? Я и верный мой дружок – Красный, маленький …

Зверь забавный сшит из плюша, Есть и лапы, есть и уши. Мёду зверю дай немного. И устрой ему берлогу.

Ходит город-великан На работу в океан.

С бородой родится - никто не дивится.



Также на уроках использую интерактивные мультимедийные компоненты к учебникам

  • В. Г. Горецкий «Азбука»
  • М.И.Моро «Математика 1 класс »
  • В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык, 1 класс»
  • А.А.Плешаков «Окружающий мир»

Использование на уроках презентаций, мультимедиа, тестирующих программ помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.



Использование ИКТ

на уроках окружающего мира

в начальной школе

как способ повышения

познавательной активности обучающихся

"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость


Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).
  • Обеспечивает наглядность.
  • Привлекает большое количество дидактического материала.
  • Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза.
  • Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания) .

Подготовка к уроку окружающего

мира с использованием ИКТ

  • Характер учебного материала.

Источники:

  • Электронные энциклопедии.
  • Мультимедийные ресурсы.
  • Логические игры.
  • Личные разработки.
  • Ресурсы Интернет.
  • Временные затраты в учебном процессе.
  • Возможности, интересы и способности учащихся.

Окружающий мир, как учебный предмет, предоставляет учителю широчайшие возможности применения информационных компьютерных технологий.

Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью обучающегося.


ИКТ можно использовать на всех этапах урока в соответствии с нормами СанПиН:

1) актуализация опорных знаний;

2) самоопределение к деятельности;

3) открытие нового знания;

4) первичное закрепление;

5) здоровьесбережение (физкультминутки);

6) работа по новой теме;

7) подведение итогов урока;

8) рефлексия.


На этапе актуализации опорных знаний

можно использовать:

  • блиц-опрос с подачей правильных ответов;
  • тесты, которые помогают быстро определить типичные ошибки и устранить пробелы в знаниях;
  • сообщения детей с просмотром презентаций, подготовленных дома.

На этапе

самоопределения к деятельности

можно использовать:

  • загадки;
  • кроссворды;
  • анаграммы.


На этапе открытия новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивающего не только высокий уровень наглядности, но и возможность создания проблемной ситуации.

Элементы проблемности могут создаваться через включение специальных слайдов, содержащих конфликт, вопрос, противоречие.


Страницы всемирной

истории

Начало истории человечества


Первобытные люди

Первобытное общество, палеолит – период в истории человечества (примерно 2,5 миллиона лет назад) до возникновения письменности.


Тема урока: «Мир глазами эколога» (4 класс)

Составление блок-схем:

Причины загрязнения океана

нефтепродукты

Радиоактивные

Пластмассовые отходы

Сточные воды с полей и ферм, содержащие ядовитые удобрен ия


Меры защиты океана от загрязнений

Эффективные химические препараты

Очистительные сооружения на предприятиях

Ограничение отлова рыбы

«суда – губки»


Причины уничтожения тропических лесов

Вырубка для древесины

Выжигание, выкорчевывание деревьев

Результаты уничтожения тропических лесов

Разрыв цепи питания

Изменение климата

Разрушение почвы

Уменьшение кислорода

Гибель животных


Игра «Найди пару»

Осязание

Обоняние








Проект «Музей путешествий»

Проект выполнил:

ученик 3 В класса

МБОУ «СОШ №13»

Кляуз Эдуард


Отношение детей

к применению ИКТ на уроках


Вопросы

Варианты ответов

Нравятся ли вам уроки с применением ИКТ?

Количество ответов

скорее да

Какой вариант проведения уроков лучше?

Помогают ли уроки с использованием ИКТ лучше и прочнее усваивать материал?

только с ИКТ

Итого 100 %

скорее нет

чередовать формы

Повышают ли уроки с использованием ИКТ интерес к предмету?

не проводить

затрудняюсь

Итого 100 %

затрудняюсь ответить


Использование ИКТ имеет

для учителя и учащихся

Сильные стороны Сильные стороны

  • Усиливает образовательный эффект.
  • Дает возможность регулировать объем и скорость вводимой информации.
  • Обеспечивает оперативность и объективность контроля.
  • Позволяет максимально наглядно представить учебный материал.
  • Возрастает интерес к предмету, усиливается учебная мотивация.
  • Формируются представления в возможностях компьютера.
  • Возникает мотивация на самостоятельное изучение компьютерных возможностей.
  • Воспитывает принятие объективной оценки знаний.