Кому-то очень хочется из города-героя Ленинграда сделать город-концлагерь Ленинград, в котором во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. якобы люди от голода умирали сотнями тысяч человек. Сначала говорили о 600 тысяч умерших от голода и погибших в Ленинграде во время блокады людей.

27 января 2016 г. в новостях первый канал телевидения сообщил нам, что за время блокады умерло от голода около 1 млн. чел., потому что якобы нормы выдачи хлеба составляли менее 200 граммов в сутки.

Невозможно не обращать внимания, что ежегодно увеличивая количество жертв осаждённого города, никто не удосужился обосновать свои сенсационные заявления, умаляющие честь и достоинство героических жителей Ленинграда.

Рассмотрим по порядку неправдивую информацию, которую по данному вопросу доводят до граждан России СМИ.

На фото: Зрители перед спектаклем у ленинградского театра Музкомедии. 01.05.1942 г.

Первая неправда – это информация о количестве дней блокады. Нас уверяют, что Ленинград находился в блокаде 900 дней. В действительности Ленинград находился в блокаде 500 дней , а именно: с 8 сентября 1941 года, со дня захвата немцами Шлиссельбурга и прекращения сухопутного сообщения Ленинграда с Большой землёй, по 18 января 1943 года, когда доблестными войсками Красной Армии была восстановлена связь Ленинграда со страной по суше.

Вторая неправда – это утверждение о том, что Ленинград находился в блокаде. В словаре С. И. Ожегова слово блокада толкуется следующим образом: «… изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его сношений с внешним миром». Сношение с внешним миром Ленинграда не прекращалось ни на один день. Грузы доставлялись в Ленинград круглые сутки, днём и ночью непрерывным потоком по железной дороге и далее автомобильным или речным транспортом (в зависимости от времени года) по 25 км пути через Ладожское озеро.

Снабжался не только город, но и целый Ленинградский фронт оружием, снарядами, бомбами, патронами, запасными частями и продовольствием.

Обратно к железной дороге автомобили и речные суда возвращались с людьми, а с лета 1942 года и с произведённой предприятиями Ленинграда продукцией.

Город-герой Ленинград, осаждённый врагом, трудился, сражался, дети ходили в школу, работали театры и кинотеатры.

Город-герой Сталинград находился в положении Ленинграда с 23 августа 1942 года, когда немцам на севере удалось прорваться к Волге, до 2-го февраля 1943 года, когда последняя, северная группа немецких войск под Сталинградом сложила оружие.

Сталинград, как и Ленинград, снабжался через водную преграду (в данном случае реку Волгу) автомобильным и водным транспортом. Вместе с городом, как и в Ленинграде, снабжались войска Сталинградского фронта. Как и в Ленинграде, доставившие грузы автомобили и речные суда, вывозили из города людей. Но никто не пишет и не говорит о том, что Сталинград 160 дней находился в блокаде.

Третья неправда – это неправда о количестве умерших от голода ленинградцев.

Население Ленинграда до войны, в 1939 году, составляло 3,1 млн. чел. и в нём работало около 1000 промышленных предприятий. К 1941 году количество населения города ориентировочно могло составлять 3,2 млн. чел.

Всего до февраля 1943 года был эвакуирован 1,7 миллион человек. В городе осталось 1,5 миллиона человек.

Эвакуация продолжалась не только в 1941 году, до подхода немецких армий, но и в 1942 году. К. А. Мерецков написал о том, что ещё до весенней распутицы на Ладоге в Ленинград доставили… более 300 тысяч тонн всевозможных грузов и вывезли оттуда около полумиллиона человек, нуждавшихся в уходе и лечении. А. М. Василевский подтверждает доставку грузов и вывоз людей в указанное время.

Эвакуация продолжалась и в период с июня 1942 года до января 1943 года, и если темпы её не уменьшились, то можно предполагать, что за указанные более чем полгода было эвакуировано ещё не менее 500 тыс. чел.

Жители города Ленинграда постоянно призывались в армию, пополняя ряды бойцов и командиров Ленинградского фронта, погибали от обстрела Ленинграда дальнобойными орудиями и от сброшенных гитлеровцами с самолётов бомб, умирали естественной смертью, как умирают во все времена. Число убывших по указанным причинам жителей, на мой взгляд, составляет не менее 600 тыс. чел.

В энциклопедии В. О. войны указано, что в 1943 году в Ленинграде оставалось не более 800 тыс. жителей. Количество умерших жителей Ленинграда от голода, холода, бытовой неустроенности не могло превышать разницы между одним миллионом и девятистам тысячам человек, то есть 100 тысяч человек.

Порядка ста тысяч погибших от голода ленинградцев – это колоссальное количество жертв, но недругам России этого мало для того, чтобы объявить И. В. Сталина, советскую власть виновными в смерти миллионов людей, а также для заявления о том, что Ленинград надо было в 1941 году сдать врагу.

Вывод из проведённого исследования один: утверждения СМИ о смерти в Ленинграде во время блокады от голода, как одного миллиона жителей города, так и 600 тыс. человек не соответствуют действительности, являются неправдивыми.

О завышении нашими историками и политиками количества людей, умерших от голода во время блокады, говорит и само развитие событий.

В самом тяжёлом положении по обеспечению продовольствием жители города находились в период с 1 октября по 24 декабря 1941 года. Как пишут, с 1 октября в третий раз был снижен хлебный паёк – рабочие и ИТР получали по 400 граммов хлеба в день, служащие, иждивенцы и дети по 200 граммов. С 20 ноября (5-е снижение) рабочие получали по 250 г хлеба в день. Все остальные – по 125 г.

9 декабря 1941 года наши войска освободили Тихвин, и с 25 декабря 1941 года нормы выдачи продуктов питания стали увеличиваться.

То есть за всё время блокады именно в период с 20 ноября по 24 декабря 1941 года нормы выдачи продуктов питания были настолько мизерными, что слабые и больные люди могли умереть от голода. Во всё остальное время установленные нормы питания не могли привести к голодной смерти.

С февраля 1942 года снабжение жителей города продуктами питания в достаточном для жизни количестве было налажено и сохранялось до прорыва блокады.

Снабжались продуктами питания и войска Ленинградского фронта, и снабжались нормально. Даже либералы не пишут ни об одном случае смерти от голода в армии, защищавшей блокадный Ленинград. Целый фронт снабжался оружием, боеприпасами, обмундированием, продуктами питания.

Снабжение не эвакуированных жителей города продовольствием составляло «каплю в море» по сравнению с нуждами фронта, и уверен, что уровень снабжения города продовольствием в 1942 году не допускал случаев смерти от голода.

В документальных кадрах, в частности, из фильма «Неизвестная война», ленинградцы, уходящие на фронт, работающие на заводах и убирающие весной 1942 года улицы города, не выглядят измождёнными, как, например, узники немецких концлагерей.

Ленинградцы всё-таки постоянно получали по карточкам продукты, а вот жители оккупированных немцами городов, например, Пскова и Новгорода, у которых в деревнях не было родственников, действительно умирали от голода. А сколько таких городов, оккупированных во время нашествия гитлеровцев, было в Советском Союзе!?

На мой взгляд, ленинградцы, постоянно получавшие по карточкам продукты питания и не подвергавшиеся расстрелам, угонам в Германию, издевательствам оккупантов, находились в лучшем положении по сравнению с жителями оккупированных немцами городов СССР.

В энциклопедическом словаре 1991 года указано, что на Пискарёвском кладбище похоронено около 470 тысяч жертв блокады и участников обороны.

На Пискарёвском кладбище похоронены не только умершие от голода, а и бойцы Ленинградского фронта, умершие во время блокады от ран в госпиталях Ленинграда, жители города, погибшие от артиллерийских обстрелов и от бомбёжек, жители города, умершие естественной смертью, и, возможно, погибшие в боях военнослужащие Ленинградского фронта.

И как можно нашему 1-му каналу телевидения заявлять на всю страну о почти миллионе погибших от голода ленинградцев?!

Известно, что при наступлении на Ленинград, осаде города и отступлении немцы имели огромные потери. Но о них наши историки и политики молчат.

Некоторые даже пишут о том, что не было никакой необходимости защищать город, а надо было сдать его врагу, и тогда ленинградцы избежали бы голода, а солдаты кровопролитных боёв. И пишут, и говорят об этом, зная, что Гитлер обещал уничтожить всех жителей Ленинграда.

Думаю, они понимают и то, что падение Ленинграда означало бы гибель огромного количества населения северо-западной части СССР и потерю колоссального количества материальных и культурных ценностей.

Кроме того, высвободившиеся немецкие и финские войска могли быть переброшены под Москву и на другие участки советско-германского фронта, что в свою очередь могло привести к победе Германии и уничтожению всего населения европейской части Советского Союза.

Сожалеть о том, что Ленинград не был сдан врагу, могут только ненавистники России.

Сколько дней длилась блокада Ленинграда. В некоторых источниках указывается срок в 871 день, но говорят также о периоде в 900 дней. Здесь можно пояснить, что срок в 900 дней указывается просто для обобщения.

Да и в многочисленных литературных произведениях на тему великого подвига советского народа было удобнее употреблять именно эту цифру.

Карта блокады Ленинграда.

Блокада города Ленинграда названа наиболее продолжительной и ужасной осадой за всю российскую историю. 2 с лишним года страданий явились примером великой самоотверженности и мужества.

Считают, что их можно было избежать, не будь Ленинград столь привлекательным для Гитлера. Ведь в нем был расположен и Балтийский флот, и дорога на Архангельск и Мурманск (во время войны оттуда поступала помощь от союзников). Если бы город сдался, его бы разрушили, в буквальном смысле стерли с лица земли.

Но и по нынешнюю пору историки и просто люди, имеющие интерес к тому периоду, стараются понять, можно ли было избежать того ужаса, своевременно подготовившись к блокаде. Вопрос этот, безусловно, спорный и требует тщательного рассмотрения.

Как начиналась блокада

Кольцо блокады сомкнулось вокруг города 8 сентября 1941 года, когда с подачи Гитлера были развернуты массивные военные действия поблизости от Ленинграда.

Поначалу в серьезность ситуации мало кто поверил. Но некоторые жители города стали основательно готовиться к осаде: из сберкасс срочно изымались сбережения, закупались запасы продовольствия, магазины буквально опустели. Поначалу можно было уехать, но спустя несколько дней начались постоянные обстрелы и бомбежки, и возможности для отъезда оказались отрезаны.

С первого дня блокады город стал страдать от отсутствия запасов продовольствия. В складах, где должен был храниться стратегический запас, случился пожар.

Но даже если бы этого не произошло, хранившихся на тот момент продуктов не хватило бы, чтобы хоть как-то нормализовать ситуацию с питанием. В городе на тот момент проживало более двух с половиной миллионов человек.

Едва началась блокада, немедленно были введены продовольственные карточки. Школы закрылись, а на почтовые послания ввели цензуру: вложения в письма запретили, послания с упадническими мыслями изымались.

Воспоминания о днях блокады

Письма и дневники людей, сумевших пережить блокаду, немного приоткрывают картину того периода. Страшный город, обрушившийся на людей, обесценил не только денежные средства и драгоценности, но и многое другое.

С осени 1941 эвакуация все же продолжалась, но вывозить людей в больших количествах стало возможным только в январе 1942 года. В основном вывозили женщин и детей — по пути, получившему название Дорога Жизни. И все равно сохранялись огромные очереди в булочных, где каждый день людям выдавался продовольственный паек.

Кроме недостатка продовольствия, на людей обрушивались и другие бедствия. Зимой были страшные морозы, и столбик термометра опускался порой до -40°С.

Топливо кончилось, а водопроводные трубы замерзли. Люди остались не только без света и тепла, но и без еды и даже воды. За водой приходилось ходить на реку. Печи топили книгами и мебелью.

В довершение всего на улицах появились крысы. Они разносили всевозможные инфекции и уничтожали и без того небогатые продовольственные запасы.

Люди не выдерживали нечеловеческих условий, многие от голода умирали днем прямо на улицах, трупы лежали везде. Зафиксированы случаи каннибализма. Процветал разбой — истощенные люди пытались отобрать продовольственный паек у таких же изможденных товарищей по несчастью, взрослые не брезговали воровать у детей.

Жизнь в Ленинграде во время блокады

Длившаяся так долго осада города уносила множество жизней каждый день. Но люди из последних сил сопротивлялись и старались не дать погибнуть городу.

Даже в таких тяжелейших условиях продолжали работу заводы — требовалось много военной продукции. Театры, музеи старались не прекращать свою деятельность. Так делали для того, чтобы постоянно доказывать врагу и себе, что город не мертв, а продолжает жить.

Дорога Жизни с первых блокадных дней оставалась практически единственной возможностью попасть на «большую землю». Летом движение шло по воде, зимой по льду.

Каждый из рейсов был сродни подвигу — авиация врага постоянно совершала налеты. Но баржи продолжали работать до появления льда, в условиях, когда это становилось почти невозможным.

Едва лед набирал достаточную толщину, на него выходили конно-санные обозы. Грузовики смогли пройти по Дороге Жизни немного позже. Несмотря на все меры предосторожности, при попытке ее пересечь затонуло несколько единиц техники.

Но даже осознавая риск, водители продолжали выходить в рейсы: каждый из них мог стать спасительным для нескольких ленинградцев. Каждый рейс при благополучном завершении позволял увезти некоторое количество людей на «большую землю» и увеличить продовольственный паек для оставшихся.

Ладожская дорога спасла множество людских жизней. На берегу Ладожского озера был устроен музей, который так и называется — «Дорога Жизни».

В 1943 году наступил переломный момент в войне. Советские войска готовились освободить Ленинград. Планировать это начали перед Новым годом. В начале 1944 года, 14 января, советские войска начали завершающую освободительную операцию.

В ходе общего наступления солдаты должны были выполнить следующую задачу: нанести по противнику сокрушительный удар в заранее назначенной точке с целью восстановления сухопутных дорог, которые связывали Ленинград со страной.

К 27 января при помощи кронштадтской артиллерии Ленинградский и Волховский фронты смогли прорвать блокаду. Войска Гитлера начали отступать. Вскоре блокада была полностью снята. Так закончилась одна из наиболее страшных частей российской истории, унесшая больше миллиона людских жизней.

Наиболее трудный и трагичный период в жизни Ленинграда в годы Великой Отечественной войны продолжался с 8 сентября 1941 по 27 января 1944. В ходе Ленинградской битвы 1941—44 советские войска стойко и героически сдерживали противника на дальних, а затем и на ближних подступах к Ленинграду. 20 августа 1941 немецко-фашистских войска заняли г.Чудово, перерезав железную дорогу Ленинград — Москва. К 21 августа противник вышел к Красногвардейскому укреплённому району на юге, в тот же день финляндские войска захватили г.Кексгольм (ныне Приозёрск) на западном берегу Ладожского озера. С 22 августа начались бои на ораниенбаумском направлении. Немецко-фашистских войскам не удалось сходу ворваться в Ленинград, но фронт вплотную подошёл к городу в юго-западной его части. С прорывом противника 30 августа на станции Мга была перерезана последняя ж. д., соединявшая Ленинград со страной. 8 сентября 1941 противник захватил г.Шлиссельбург, полностью прекратилось сухопутное сообщение с Ленинградом. Началась блокада города, сообщение которого со страной поддерживалось только воздушным путём и по Ладожскому озеру. К концу сентября фронт на юго-западных и южных подступах к Ленинграду стабилизировался. Он проходил на рубежах: Финский залив, Лигово, южные склоны Пулковских высот, подступы к Колпино, берег Невы от Ивановского до Шлиссельбурга. На юго-западе фронт находился в 6 км от «Кировского завода», в районе Дачного. Передний край обороны советских войск проходил по территории современных Красносельского района, Кировского района, Московского района. На северо-западе и северо-востоке линия фронта стабилизировалась в сентября 1941 на линии старой советско-финляндской границы.

В блокированном городе (с пригородами), хотя эвакуация и продолжалась, осталось 2 млн. 887 тыс. мирных жителей, в том числе около 400 тыс. детей. Запасы продовольствия и топлива были крайне ограничены (на 1—2 месяца). С 4 сентября противник, стремясь осуществить планы уничтожения Ленинграда, начал артобстрелы Ленинграда, с 8 сентября — массированные налёты авиации. В конце августа в город прибыла комиссия ЦК ВКП(б) и ГКО, рассмотревшая неотложные вопросы укрепления его обороны, эвакуации предприятий и населения, снабжения. 30 августа ГКО передал Военному совету Ленинградского фронта все функции, связанные с организацией отпора врагу.

В конце сентября 1941 ГКО разрешил Военному совету Ленинградского фронта самостоятельно определять объём и характер производства основных видов оборонной продукции в Ленинграде. Горком ВКП(б) занялся размещением заказов по заводам, контролировал их выполнение, с октября непосредственно руководил работой всей промышленности Ленинграда. Тяжёлый героический труд ленинградцев и чёткая организация работы промышленности позволили наладить в городе выпуск оборонной продукции. Во втором полугодии 1941 (с начала войны до 14 декабря) заводы Ленинграда изготовили 318 самолётов, 713 танков, 480 бронемашин, 6 бронепоездов и 52 бронеплощадки, свыше 3 тыс. артиллерийских орудий, около 10 тыс. миномётов, свыше 3 млн. снарядов и мин, было достроено 84 корабля разных классов и переоборудовано 186.

По «Дороге жизни» через Ладожское озеро осуществлялась эвакуация населения и промышленного оборудования, доставка в Ленинграде продовольствия, топлива, боеприпасов, вооружения и людских пополнений для войск. Нарушение устойчивого сообщения со страной, прекращение регулярного подвоза топлива, сырья и продовольствия катастрофически отразились на жизни города. В декабре 1941 Ленинград получил электроэнергии почти в 7 раз меньше, чем в июле. Перестало работать большинство заводов, прекратились движение троллейбусов и трамваев, подача электроэнергии в жилые дома. В январе 1942 из-за сильных морозов вышли из строя центральное отопление, водопроводная и канализационной сети. Жители ходили за водой на Неву, Фонтанку, на другие речки и каналы. В жилых домах были установлены временные печки. Был организован разбор деревянных зданий на топливо.

С осени 1941 в Ленинграде начался голод, от которого в декабре умерло 53 тыс. человек За январь — февраль 1942 погибло от голода около 200 тыс. ленинградцев партийные и советские органы принимали меры для того, чтобы облегчить условия жизни ленинградцев. Наиболее ослабленные люди направлялись в больницы, создавались стационары для больных дистрофией, в домах устанавливались кипятильники, детей помещали в детские дома и ясли. Комсомольские организации создавали специальные комсомольско-молодёжные бытовые отряды, которые оказали помощь тысячам больных, истощённых и обессилевших от голода людей.

Зимой 1941—42 было законсервировано около 270 фабрик и заводов. Из 68 ведущих предприятий оборонной, судостроительной и машиностроительной промышленности в январе 1942 действовали не в полную мощность лишь 18. Шёл ремонт танков и вооружения. В январе — марте было изготовлено около 58 тыс. снарядов и мин, свыше 82 тыс. взрывателей, свыше 160 тыс. ручных гранат.

Ленинградцы самоотверженно преодолевали последствия блокадной зимы. В конце марта — начале апреля 1942 они выполнили огромную работу по санитарной очистке города. Весной 1942 началась навигация на Ладожском озере. Водные перевозки стали основным средством преодоления последствий блокадной зимы и возрождения городского хозяйства. В июне вступил в строй Ладожский трубопровод, проложенный по дну Ладожского озера для подачи горючего в Ленинград, затем через 2 месяца по подводному кабелю город получил энергию Волховской ГЭС.

Постановлением Военного совета Ленинградского фронта (5 июля 1942) «О необходимых мероприятиях по городу Ленинграду» наметило пути развития промышленности Ленинграда и городского хозяйства. В военную промышленность направлялись рабочие с законсервированных заводов, из лёгкой и местной промышленности, коммунального хозяйства, служащие из управленческого аппарата, мобилизовывалось незанятое в общественном производстве население. Почти 75% всех рабочих составили женщины. К концу 1942 работа промышленных предприятий заметно активизировалась. С осени выпускались танки, артиллерийские орудия, миномёты, пулемёты, автоматы, снаряды, мины — около 100 видов оборонной продукции. В декабре началось подключение к электросети жилых домов. В возрождении хозяйственной жизни Ленинграда оказывала помощь вся страна.

В январе 1943 блокада Ленинграда была прорвана советскими войсками, вдоль южного берега Ладожского озера была сооружена ж. д. через Шлиссельбург — «Дорога победы». Восстановление ж.-д. связи со страной, улучшение снабжения Ленинграда топливом и электроэнергией, а населения продовольствием позволили шире развернуть работу городской промышленности. Весной задание ГКО получили 15 ведущих заводов, задания наркоматов — 12. В июле 1943 в Ленинграде уже действовали 212 предприятий союзного и республиканского подчинения, выпускавших свыше 400 видов оборонной продукции. К концу 1943 в Ленинграде осталось около 620 тыс. человек, из которых 80% работали. Почти все жилые и общественные здания получили электроэнергию, были обеспечены водопроводом и канализацией.

В результате Красносельско-Ропшинской операции 1944 в январе — феврале блокада с Ленинграда была снята полностью. В честь полного снятия блокады был произведён в Ленинграде салют 27 января 1944.

За время блокады враг причинил Ленинграду огромный ущерб. В частности, из строя было выведено 840 зданий промышленных предприятий, повреждено около 5 млн. м2 жилой площади (в том числе 2,8 млн. м2 разрушено полностью), 500 школ, 170 лечебных учреждений. В результате разрушений и эвакуации предприятий в Ленинграде осталось лишь 25% оборудования, которым промышленность Ленинграда располагала до войны. Огромный ущерб был нанесён ценнейшим памятникам истории и культуры — Эрмитажу, Русскому музею, Инженерному замку, дворцовым ансамблям пригородов.

За время блокады в Ленинграде, только по официальным учтённым данным, умерло от голода 641 тыс. жителей (по подсчётам историков — не менее 800 тыс.), погибло от бомбёжек и обстрелов около 17 тыс. человек и около 34 тыс. было ранено.

ВЗГЛЯД ПОЭТА

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

БЛОКАДНЫЙ ДНЕВНИК

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ

22 июня 1941 года его жизнь, как и жизнь всех людей в нашей стране, резко изменилась. Началась война, прежние планы оказались перечеркнутыми. Все стали работать на нужды фронта. Шостакович вместе со всеми рыл окопы, дежурил во время воздушных тревог. Делал аранжировки для концертных бригад, отправлявшихся в действующие части. Естественно, роялей на передовых не было, и он перекладывал аккомпанементы для небольших ансамблей, делал другую необходимую, как ему казалось, работу. Но как всегда у этого уникального музыканта-публициста — как было с детства, когда в музыке передавались сиюминутные впечатления бурных революционных лет, — стал созревать крупный симфонический замысел, посвященный непосредственно происходящему. Он начал писать Седьмую симфонию. Летом была закончена первая часть. Ее он успел показать самому близкому другу И. Соллертинскому, который 22 августа уезжал в Новосибирск вместе с филармонией, художественным руководителем которой был многие годы. В сентябре, уже в блокированном Ленинграде, композитор создал вторую часть, показал ее коллегам. Начал работу над третьей частью.

1 октября по специальному распоряжению властей его вместе с женой и двумя детьми самолетом переправили в Москву. Оттуда, через полмесяца поездом он отправился дальше на восток. Первоначально планировалось ехать на Урал, но Шостакович решил остановиться в Куйбышеве (так в те годы называлась Самара). Здесь базировался Большой театр, было много знакомых, которые на первое время приняли композитора с семьей к себе, но очень быстро руководство города выделило ему комнату, а в начале декабря — двухкомнатную квартиру. В нее поставили рояль, переданный на время местной музыкальной школой. Можно было продолжать работу.

В отличие от первых трех частей, созданных буквально на одном дыхании, работа над финалом продвигалась медленно. Было тоскливо, тревожно на душе. Мать с сестрой остались в осажденном Ленинграде, переживавшем самые страшные, голодные и холодные дни. Боль за них не оставляла ни на минуту...

Последняя часть долго не получалась. Шостакович понимал, что в симфонии, посвященной событиям войны, все ожидали торжественного победного апофеоза с хором, праздника грядущей победы. Но для этого не было пока никаких оснований, а он писал так, как подсказывало сердце. Не случайно позднее распространилось мнение, что финал по значимости уступает первой части, что силы зла оказались воплощенными значительно сильнее, чем противостоящее им гуманистическое начало.

27 декабря 1941 года Седьмая симфония была закончена. Конечно, Шостаковичу хотелось, чтобы ее исполнил любимый оркестр — оркестр Ленинградской филармонии под управлением Мравинского. Но он был далеко, в Новосибирске, а власти настаивали на срочной премьере: исполнению симфонии, которую композитор назвал Ленинградской и посвятил подвигу родного города, придавалось политическое значение. Премьера состоялась в Куйбышеве 5 марта 1942 года. Играл оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда.

После куйбышевской премьеры симфонии прошли в Москве и Новосибирске (под управлением Мравинского), но самая замечательная, поистине героическая состоялась под управлением Карла Элиасберга в осажденном Ленинграде. Чтобы исполнить монументальную симфонию с огромным составом оркестра, музыкантов отзывали из военных частей. Некоторых перед началом репетиций пришлось положить в больницу — подкормить, подлечить, поскольку все простые жители города стали дистрофиками. В день исполнения симфонии — 9 августа 1942 года — все артиллерийские силы осажденного города были брошены на подавление огневых точек врага: ничто не должно было помешать знаменательной премьере.

И белоколонный зал филармонии был полон. Бледные, истощенные ленинградцы заполнили его, чтобы услышать музыку, посвященную им. Динамики разносили ее по всему городу.

Общественность всего мира восприняла исполнение Седьмой как событие огромной важности. Вскоре из-за рубежа стали поступать просьбы выслать партитуру. Между крупнейшими оркестрами западного полушария разгорелось соперничество за право первого исполнения симфонии. Выбор Шостаковича пал на Тосканини. Через мир, охваченный огнем войны, полетел самолет с драгоценными микропленками, и 19 июля 1942 года Седьмая симфония была исполнена в Нью-Йорке. Началось ее победное шествие по земному шару.

Город-герой, который на протяжении более двух лет находился в военной блокаде немецких, финских и итальянских армий, сегодня вспоминает первый день блокады Ленинграда. 8 сентября 1941 года Ленинград оказался отрезанным от остальной части страны, а жители города с отвагой защищали родные дома от захватчиков.

872 дня блокады Ленинграда вошли в историю Второй Мировой войны как самые трагические события, которые достойны памяти и уважения. Мужество и отвага защитников Ленинграда, страдания и терпение жителей города - все это на долгие годы останется примером и уроком для новых поколений.

10 интересных, и в тоже время ужасающих фактов о жизни блокадного Ленинграда читайте в материале редакции .

1. "Голубая дивизия"

В блокаде Ленинграда официально принимали участие немецкие, итальянские и финские военные. Но была и еще одна группа, которую именовали как "Голубая дивизия". Было принято считать, что эта дивизия состоит из испанских добровольцев, так как официально Испания не объявляла войну СССР.

Однако, на самом деле "Голубая дивизия", которая стала частью большого преступления против ленинградцев, состояла из кадровых военных испанской армии. Во время боев за Ленинград "Голубая дивизия" для советских военных считалась слабым звеном агрессоров. Из-за грубости собственных офицеров и скудного питания бойцы "Голубой дивизии" нередко переходили на сторону советской армии, отмечают историки.

2. "Дорога жизни" и "Проулок смерти"


Спастись от голодной смерти жителям блокадного Ленинграда в первую зиму удалось благодаря "Дороге жизни". В зимний период 1941-1942 гг., когда вода на Ладожском озере замерзла, было налажено сообщение с "Большой Землей", через которое в город завозили продовольствие и эвакуировали население. Через "Дорогу жизни" было эвакуировано 550 тыс ленинградцев.

В январе 1943 года советские солдаты впервые прорвали блокаду оккупантов, и на освобожденном участке была построена железная дорога, которую назвали "Дорогой Победы". На одном участке "Дорога Победы" вплотную подходила к вражеским территориям, и поезда не всегда доходили до назначения. Этот отрезок военные называли "Проулком смерти".

3. Суровая зима

Первая зима блокадного Ленинграда была самой суровой, которую видели жители. С декабря по май включительно в Ленинграде держалась средняя температура воздуха 18 градусов ниже нуля, минимальная отметка фиксировалась на 31 градусе. Снег в городе порой достигал 52 см.

В таких суровых условиях жители города согревались любыми способами. Дома отапливались печами-буржуйками, в качестве топлива использовалось все, что горело: книги, картины, мебель. Центральное отопление в городе не работало, были отключены канализация и водопровод, прекратилась работа на заводах и фабриках.

4. Кошки-герои


В современном Санкт-Петербурге поставлен небольшой памятник кошке, мало кто знает, но этот памятник посвящен героям, которые дважды спасли жителей Ленинграда от голодной смерти. Первое спасение пришлось на первый год блокады. Голодные жители съели всех домашних животных, в том числе и кошек, что спасло их от голодной смерти.

Но в дальнейшем отсутствие кошек в городе привело к повальному нашествию грызунов. Под угрозой оказались продовольственные запасы города. После прорыва блокады в январе 1943 года в одном из первых составов поездов было четыре вагона с дымчатыми кошками. Именно эта порода лучше всего ловит вредителей. Запасы измученных жителей города были спасены.

5. 150 тысяч снарядов


За годы блокады Ленинград подвергался неисчисляемому количеству авиаударов и артобстрелов, которые велись по несколько раз в день. Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб.

Для оповещения граждан о вражеских авианалетах на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Сигналом об авиаударах был звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой, а на улицах писали "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна".

Звук метронома и сохраненная на одном из домов предупреждающая об артобстреле надпись стали символами блокады и стойкости жителей так и непокоренного нацистами Ленинграда.

6. Три волны эвакуации


За годы войны советским военным удалось осуществить три волны эвакуации местного населения из осажденного и голодного города. За все время удалось вывести 1,5 млн человек, что составляло на тот момент почти половину всего города.

Первая эвакуация началась в первые дни войны - 29 июня 1941 года. Первая волна эвакуации отличалась нежеланием жителей покидать город, всего было вывезено чуть более 400 тыс человек. Вторая волна эвакуации - сентябрь 1941-апрель 1942. Основным путем эвакуации уже блокадного города стала "Дорога жизни", всего за вторую волну эвакуировали более 600 тыс человек. И третья волна эвакуации - май-октябрь 1942, эвакуировано чуть менее 400 тыс. человек.

7. Минимальный паек


Голод стал главной проблемой блокадного Ленинграда. Началом продовольственного кризиса принято считать 10 сентября 1941 года, когда гитлеровская авиация уничтожила Бадаевские продовольственные склады.

Пик голода в Ленинграде пришелся на 20 ноября-25 декабря 1941 года. Нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов – до 375 граммов, для рабочих остальных производств и инженеров – до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 граммов.

Хлеб в блокаду готовился из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Он имел полностью черный цвет и горький вкус.

8. Дело ученых


За первые два года блокады Ленинграда в городе было осуждено от 200 до 300 сотрудников ленинградских высших учебных заведений и членов их семей. Ленинградское управление НКВД в 1941-1942 гг. арестовывало ученых за "антисоветскую, контрреволюционную, изменническую деятельность".

В результате было приговорено к смертной казни 32 высококвалифицированных специалиста. Расстреляно четверо ученых, остальным смертную казнь заменили на различные сроки исправительно-трудовых лагерей, многие погибли в тюрьмах и лагерях. В 1954-55 годах осуждённые были реабилитированы, а против сотрудников НКВД возбуждено уголовное дело.

9. Длительность блокады


Блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны длилась 872 дня (8 сентября 1941 - 27 января 1944). Но первый прорыв блокады был осуществлен в 1943 году. 17 января в ходе операции "Искра" советским войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось освободить Шлиссельбург, создав узкий сухопутный коридор между осажденным городом и всей остальной страной.

После снятия блокады Ленинград еще полгода находился в осаде. Немецкие и финские военные оставались в Выборге и Петрозаводске. После наступательной операции советских войск в июле-августе 1944 удалось отбросить фашистов от Ленинграда.

10. Жертвы


На Нюрнбергском процессе советская сторона заявила о 630 тысячах погибших во время блокады Ленинграда, однако, эта цифра до сих пор вызывает сомнение у историков. Реальное количество погибших может доходить до полутора миллиона человек.

Кроме количества погибших ужас вызывает и причины смерти - только 3% всех погибших в блокадном Ленинграде приходится на артобстрелы и авиаудары фашистских военных. 97% смертей в Ленинграде с сентября 1941 по январь 1944 произошли из-за голода. Мертвые тела, лежащие на улицах города, воспринимались прохожими как обыденное явление.

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 января ежегодно в Российской Федерации отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944). Первоначально был установлен федеральным законом "О днях воинской славы (победных днях) России" от 13 марта 1995 года и назывался Днем снятия блокады города Ленинграда (1944 год). 2 ноября 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, в соответствии с которым дата стала именоваться Днем полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год). Новое название праздника вызвало недовольство горожан, в особенности ветеранов и блокадников, так как, по их мнению, не отражало роль и вклад гражданского населения в оборону города. 1 декабря 2014 года Путин подписал закон "О внесении изменений в ст. 1 федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России", установивший нынешнее название даты 27 января.

Блокада Ленинграда

Ленинград (ныне - Санкт-Петербург) - единственный в мировой истории крупный город, который смог выдержать почти 900-дневное окружение.

Захват Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов являлся одной из важнейших стратегических и политических задач немецкого командования. В ходе Ленинградской битвы (июль - август 1941 года) германские войска прорвались через станцию Мга, 8 сентября заняли Шлиссельбург и отрезали Ленинград от остальной территории СССР с суши. В дальнейшем немцы заняли ленинградские пригороды - Красное Село (12 сентября), Пушкин (17 сентября), Стрельну (21 сентября), Петергоф (23 сентября); советским войскам удалось удержать Кронштадт и Ораниенбаумский плацдарм. Финские союзники немцев, наступавшие на Карельском перешейке и в Северном Приладожье, блокировали ряд маршрутов (Кировская железная дорога, Беломоро-Балтийский канал, Волго-Балтийский водный путь) для поставки грузов в Ленинград и остановились приблизительно на линии советско-финской границы 1918-1940 годов.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. В директиве ставки верховного главнокомандующего вермахта Адольфа Гитлера "Будущее города Петербурга" от 22 сентября 1941 года указывалось: "...Фюрер принял решение стереть Петербург с лица земли. (...) В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения...". 10 сентября летчикам люфтваффе удалось разбомбить Бадаевские склады, в результате пожара которых город лишился значительных запасов продовольствия. Постепенно в городе иссякли запасы топлива, воды, прекратилась подача света и тепла. Осенью 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Нормы выдачи хлеба для рабочих к 20 ноября 1941 года опустились до 250 г в день, для остального населения - до 125 г.

За время блокады на Ленинград было сброшено более 107 тыс. зажигательных и фугасных авиабомб и свыше 150 тыс. артиллерийских снарядов, были разрушены около 10 тыс. домов и строений.

Несмотря на осаду в городе продолжали работать свыше 200 предприятий, в том числе семь судостроительных заводов, выпустивших 13 подводных лодок. Промышленность осажденного Ленинграда производила 150 образцов военной продукции. Всего в годы блокады ленинградские предприятия произвели около 10 млн снарядов и мин, 12 тыс. минометов, 1,5 тыс. самолетов, были изготовлены и отремонтированы 2 тыс. танков. Несмотря на бомбежки, даже зимой 1941-1942 годов в городе шли спектакли и музыкальные представления. В марте 1942 года по городу вновь начали ходить трамваи, а 6 мая на стадионе "Динамо" на Крестовском острове прошел первый футбольный матч.

"Дорога жизни"

Снабжение осажденного города с сентября 1941 года по март 1943 года осуществлялось по единственной военно-стратегической транспортной магистрали, проходившей через Ладожское озеро. В навигационные периоды перевозки проводились по водной трассе, в период ледостава - по ледовой дороге на автотранспорте. Ледовая трасса, названная ленинградцами "Дорогой жизни", вступила в действие 22 ноября 1941 года. По ней подвозили боеприпасы, вооружение, продовольствие, топливо, эвакуировали больных, раненых и детей, а также оборудование заводов и фабрик. Всего за время функционирования магистрали по ней были эвакуированы около 1 млн 376 тыс. человек, перевезено 1 млн 615 тыс. т грузов.

Снятие блокады

12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов приступили к операции под кодовым названием "Искра", цель которой состояла в разгроме группировки германских войск южнее Ладожского озера и восстановлении связи Ленинграда с Большой землей.

18 января 1943 года Волховский и Ленинградский фронты при поддержке Балтийского флота в районе Шлиссельбургско-Синявинского выступа разорвали кольцо блокады и восстановили сухопутную связь города с Большой землей. В тот же день был освобожден город-крепость Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. В течение 17 дней через образовавшийся коридор были проложены железная и автомобильная дороги, и уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый железнодорожный состав.

14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. К 20 января советские войска разгромили Красносельско-Ропшинскую группировку противника. 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют (1-й степени), проведенный не в Москве.

К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тыс. жителей из 3 млн, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тыс. до 1 млн ленинградцев. Были ранены почти 34 тыс. человек, без крова остались 716 тыс. жителей. Всего в 1941-1942 годах по "Дороге жизни" и по воздуху были эвакуировано 1,7 млн человек.

Увековечение памяти

В декабре 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". Ею награждены 1,5 млн человек, среди которых жители города и участники боев за его освобождение. Свыше 350 тыс. солдат и офицеров Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Всего на северо-западном направлении (Ленинградский, Волховский и Карельский фронты) звания Героя Советского Союза удостоены 486 человек (из них восемь человек - дважды).

1 мая 1945 года в приказе Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина Ленинград был назван в числе первых городов-героев.

20 апреля 1944 года в помещении бывшего ленинградского Кустарного музея заработала выставка "Героическая защита Ленинграда". 27 января 1946 года она была преобразована в музей (ныне - Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда).

8 мая 1965 года Ленинграду было официально присвоено звание "Города-героя", он был награжден орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда".

В 1989 года решением исполкома Ленсовета был учрежден знак "Житель блокадного Ленинграда".

Ежегодно 27 января в России отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Согласно информации администрации Санкт-Петербурга, по состоянию на январь 2017 года в городе проживали 102,4 тыс. жителей и защитников блокадного города (8,8 тыс. человек, награжденных медалью "За оборону Ленинграда" и 93,6 тыс. человек, награжденных знаком "Житель блокадного Ленинграда"). Еще около 30 тыс. блокадников проживали в других городах и странах.