Произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.

Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и "вещей девы" Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.

Как повествуют летописи , в 986 году к князю в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии, который рассказал Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе).

Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров — соправителей Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Есть предание, что в Корсуни князь ослеп, но сразу после крещения был исцелен и воскликнул: "Ныне познал я Бога истинного!" После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жен и наложниц.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Он приказал разгромить устроенное им некогда в Киеве капище. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Затем он велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра. Накануне князь объявил по городу: "Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг".

Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…" Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий — в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.

Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Крещение Руси обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей свое место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Как и в других странах, в России отмечаются всенародные, профессиональные и другие праздники, а также важнейшие в жизни государства знаменательные события. Крещение Руси - это дань памяти святому равноапостольному великому киевскому князю Владимиру, благодаря которому христианство (православие) у нас с 988 года стало, по сути своей, государственной религией.

Впрочем, подчеркнем - церковь в России отделена от государства. Тем не менее, День крещения Руси в настоящее время приобрел поистине всенародный характер. Он, кстати, в 2010 году подкреплен соответствующим законом. Есть у нас таковой "О днях воинской славы и памятных днях России". Так вот, еще по просьбе патриарха Алексия Второго в него было внесено дополнение о праздновании 28 июля Дня крещения Руси. Важный шаг был одобрен Государственной думой, Советом Федерации и подписан президентом. Правда, день не рабочий, но это, отнюдь, не мешает праздновать его широко, можно сказать с размахом.

В связи с памятной датой - Крещением Руси истинные православные вспоминают и другой великий день - Богоявление, крещение самого сына Господня Иисуса Христа, который наступает в первый месяц зимы, в ночь на 19 января и который проходит при огромном стечение народа.

Главные действа, напомним, - торжественная литургия и освящение воды - проходят в старинном московском Богоявленском соборе в Елохове (на северо-востоке Москвы у Немецкой слободы). Кстати, в этом историческом месте царь Петр Великий имел одну из своих резиденций. Освящение воды проводится два дня - 18 и 19 января. Красноречивая цифра - в 2015 году по всей России было оборудовано более трех тысяч крещенских купален. По данным опроса ВЦИОМ в 2010 году, у нас 75 процентов россиян причисляют себя к православным христианам. Стало быть, в крещенские купели ежегодно окунаются и трижды осеняют себя крестом миллионы и миллионы наших соотечественников. Вода в Крещение Господне обретает целебные свойства. Она не портится. Принимай купели хоть в тридцатиградусный мороз - не заболеешь!

В Москве в Праздник Крещения уже не первый год проходит международный Рождественский фестиваль духовной музыки. Его инициаторы - маэстро Владимир Спиваков, выступления скрипачей которого "Виртуозы Москвы" известны всему миру" и митрополит Иларион (в миру Алфеев). Популярны в праздник выступления мужского хора Сретенского монастыря. В Белокаменную на Христово Воскресение приезжали церковные хоры мальчиков из Чехии и Великобритании, и своим пением умиляли прихожан до счастливых слез. Духовная музыка, в том числе и в исполнении известных органистов, звучит в соборах Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов-мегаполисов. В них также выступают церковные хоры.

Вернемся, однако, к нашей первой знаменательной дате - 28 июля. Торжества в восстановленном главном храме Отечества Христа Спасителя как бы священными нитями связывают все христианские церкви матушки-России. В самом отдаленном ее уголке в храмах проходят торжественные богослужения. Свершаются крестные ходы, верующие перед иконами с ликом Христа возносят ему свои благодарности и молитвы. Священнослужители приходят в школы, колледжи, институты и встречаются с молодежью, рассказывают о великом религиозном празднике.

Кстати, в стране при храмах появилось множество православных приходских школ, где верующие дети приобщаются к христианству, изучают его историю, сегодняшнее православное бытие. Юные отроки в своих дивных, берущих за душу красно пениях, воздают славу Господу Богу, Дню крещения Руси.

От язычества - к православию

Надо сказать, что до крещения Руси наши предки поклонялись языческим богам. Главным из них был Бог-Громовержец по имени Перун. По преданиям старины глубокой, он покровительствовал князю и его боевым дружинам. Хор (Ярило) олицетворял солнце. Дажьбог - тоже солнечное божество - замыкал зиму и являл свету весну. Стрибог повелевал ветрами, снегом и дождями. Сварог был Богом-кузнецом. Сварожич олицетворял яркий огонь. Ну, и так далее и так по порядку. Князь Владимир был человеком образованным. Не зря его воспитанием занималась сама великая княгиня Ольга. С 970 по 988 год Владимир Святославович был князем новгородским. С 978 по 1015 - князем киевским. Он много общался с философами, учеными, богословами, в том числе и просвещенной Европы. Заметил, кстати, что в странах континента религия играет ведущую роль, объединяет народы вокруг государей.

После долгих размышлений он пришел к выводу, что Руси языческие боги не подходят. Надо бы выбрать себе религию, что покрепче, понятнее. И он встретился с представителями четырех тогдашний конфессий - болгар-магометан, латинян из Рима, хазарских евреев и греков-византийцев. Выслушал стороны о пользе их религий. Магометанство его не устроило: запрет на свинину, вино, обрезание. " У Руси есть веселие пить!" - возразил он болгарам. А что это за бог у евреев, если они все раскиданы по миру?! Нашлись у него и возражения на постулаты Рима. А вот, православие ему пришлось по душе, особенно пышность церковных служб в Царьграде (Константинополе по нынешнему), богатство и роскошь самих храмов. И великий князь в 987 году на совете бояр принял решение о крещении Руси по "закону греческому". Сам князь крестился в Херсоне (впоследствии Херсонес-Таврический) на юго-западе Крымского полуострова. Кстати, перед священным действом он ослеп. Родные его торопили: "Крестись, и прозреешь!" Приняв православие, он действительно прозрел, что было воспринят, как великое чудо. Крещение вместе с ним приняли верные бояре и дружина. А вот, массовое крещение киевлян произошло у впадении в Днепр реки Почайни. К слову, самого Иисуса Христа крестил в водах реки Иордан пророк Иоанн Предтеча. И во время таинства Бог ему явился в трех ипостасях - отца, сына и святого духа. Князю Владимиру сей факт от греческих священнослужителей был известен.

Причины крещения Руси

Безусловно князь Владимир (в народе его величали еще: Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель, Владимир - Красное солнышко) был на Руси всему голова. Но и окружение его в лице именитых бояр известную силу имело. Многие, конечно, крещению противились, боясь за вероотступничество гнева языческих покровителей. Но основная часть была "за" и исходила, во - первых, из стремления киевских князей быть равными европейским монархам; во-вторых - тоже стремлением, но теперь уже к укреплению государства по принципу "Один монарх - одна вера". При этом и сам князь Владимир и его верные бояре уже видели, что многие знатные киевляне давно, пусть даже в тайне, приняли христианство по византийскому образцу. Потому медлить было нельзя. И хотя процесс приобщения Руси к христианству занял многое время, у истоков его стоял князь Владимир, которого церковь позднее возвела в святые.

Последствия Крещения Руси

Они очень важны для судьбы даже сегодняшней России. Православная церковь стала опорой власти. Произошло четкое разделение христиан на православных и католиков. Русь стала одним из религиозных центров мира наряду с Римом. А Киевская Русь, в частности, превратилась с помощью православия в крепкое централизованное государство. Наконец - русские были приняты в семью европейских народов, их культура обогатилась ценностями континента. Да и Европа многому поучилась у нас. И этот взаимный обмен духовными и культурными ценностями продолжается и по сию пору.

Годы лихолетья

Сильно сотрясла и пошатнула основы православия в России революция 1917 года. Всем хорошо известно крылатое выражение ее вождя Владимира Ленина "Религия - есть опиум для народа!". Новая власть металась между, так называемым, "богостроительством", иными словами строить будущее Отечества в союзе с православием, и полным изжитием религии, как таковой. вообще. Возобладало последнее. И начались разрушение храмов, гонения на священнослужителей. Не пощадили даже храм Христа Спасителя в Москве. А ведь он был воздвигнут, во многом и на народные деньги, в честь победы России над Наполеоном в отечественной войне 1812 года и торжественно открыт в 26 мая 1883 года при императоре Александре Третьем. Главная церковь страны самым варварским способом была снесена. Взамен ее поначалу решили воздвигнуть грандиозный Дворец советов, но в силу разного рода обстоятельств от затеи отказались, и на месте храма появился открытый бассейн "Москва".

К великому счастью лихолетье закончилось здравым смыслом. В 1989 году власти решили порушенный храм восстановить, что при том же активном участии народа и было сделано. 31 декабря, как рас в канун нового 1991 года, восстановленный храм торжественно распахнул свои двери, и к нему устремились тысячи истинных верующих, православных христиан.

Возвращение к Богу

При Советах храмы самых разных религиозных конфессий, хотя и в уменьшенном числе, но существовали. Правда, заходить в них гражданам было не вполне комфортно: атеисты над православием не то, чтобы посмеивались, они категорически и активно выступали против него. И Боже упаси, было, хоть на минуту появится в церкви комсомольцу, а тем более партийцу: рисковали членскими билетами! Но пришли новые времена, СССР остался в прошлом (и об этом многие искренне жалеют!), и нынче не редкость, когда высокопоставленный чиновник, проповедовавший в свое время коммунистическую идеологию, трепетно стоит в храме с зажженной свечкой руках. Или ставит ее во здравие или за упокой. А что уж тут говорить о простых гражданах?! Они безбоязненно приходят в храмы, присутствуют на церковных службах, истово молятся, участвуют даже в праздничных трапезах. помогают своей конфессии материально. В частности, по православию можно привести такие любопытные цифры: если в 1987 году у нас было 6800 храмов, то теперь их стало более 27 тысяч! С 18 до 680 возросло число монастырей, в том числе и мужских. В стране разработана специальная программа строительства новых православных храмов, и в ее реализации активно участвует государство. Число истинно верующих неуклонно растет. И не только в православии. Они могут молиться в мечетях, синагогах, католических церквах. Свобода вероисповедания гарантируется Основным законом страны - Конституцией!

Из школьных учебников мы знаем, что обращение Руси в христианскую веру случилось еще в 988 году. К сожалению, «сухая» дата и зачастую скучный материал изложения не дают даже близкого ощущения грандиозности и важности события для нашей страны.

Пришло время исправить недочет образовательной системы, тем более что грядет важный повод – День крещения Руси, отмечаемый 28 июля. Что это за повод?

История превращения судьбоносного события в федеральный праздник

Государственный праздник в честь определяющей развитие нашей страны вехи истории учрежден всего 5 лет назад – 1 июня 2010 года.

Эта мысль пришла в голову тогдашнему президенту Д.А.Медведеву не случайно, а под влиянием просьбы Русской Православной Церкви придать эпохальной дате государственный статус, с которой служители обратились еще в 2008 году. И правда: трудно найти событие, что оказало бы более значительное влияние на укрепление государственности нашей страны, культурное наследие, ее духовное и общественное развитие.

Эти доводы разделили и главы других конфессий, что также находятся на территории России, и высказали однозначное согласие: подобный день должен быть в календаре памятных дат.

Почему официальной «пропиской» праздника выбрано именно 28 июля? Дата взята далеко не с «потолка»: в этот день принято чтить память крестителя Руси – равноапостольного князя Владимира, известного в народе как Красное Солнышко.

Историческая подоплека праздника

Великий князь Владимир – весьма колоритная историческая фигура. Воспитанный отцом-язычником, он поклонялся «местным» идолам, а о порядочности и достоинстве слышал только краем уха. Недюжинная хитрость и острый ум помогли свергнуть ему с Киевского престола родного брата и стать правителем «ключевой» территории, присоединяя к ней новые земли: одни – мирным путем, другие – мечом. Конечно, предпочтение в укреплении власти отдавалось второму способу.

Князь Владимир вполне мог сыскать славу свирепого и кровожадного правителя за свои бесчестные поступки, если бы не прямое участие в обращении собственных земель в христианскую веру. К слову, принятие христианства лично изменило бессердечную натуру правителя, а народ впоследствии ласково окрестил его Красным Солнышком. Впрочем, это будет чуть позже, а пока обратимся к причинам, заставившим князя пойти на столь глобальный шаг, описанный в «Повести временных лет».

Возможно, кто-то разочаруется, узнав больше о личных интересах Владимира, нежели духовной подоплеке, но от суровой действительности тех времен не уйдешь. Во-первых, разрастание территорий единого государства требовало подхода «один князь – один Бог» с исключением поклонения «разномастным» племенным идолам. Во-вторых, это внешнеполитический вопрос: Европа к тому времени уже отдала предпочтение христианству, соответственно, Русь не хотела оказаться на «окраине» со своими языческими божками. В-третьих, новая религия несла в себе идею милосердного отношения к ближнему и укрепляла семейные основы. Князь Владимир прекрасно понимал: семья – те самые «соты», из которых состоит общество. Четвертой причиной приобщения территорий Руси к общей религии становится неизбежный толчок в развитии духовного наследия, культуры и письменности, который получает страна.

Почему при многообразии вер государство было обращено именно в христианство? Причины также кроются в исторической необходимости укрепления мирового статуса Руси. Способствовать этой цели мог союз с Византией, страной мощной во всех отношениях. А вот и подходящий случай выдался: византийский император обещал выдать за Владимира сестру Анну, если тот поможет в устранении соперника, что претендует на целостность Византии. Как водится, сказано – сделано. Правда, важный нюанс мешал потенциальной женитьбе: Владимир был язычником, и ему стоило принять крещение.

Также историки утверждают: на князя большое влияние оказали религиозные взгляды княгини Ольги, его бабушки, которая изначально придерживалась христианства, и рассказы посланников, вернувшихся из Константинополя.

Так или иначе, в 988 году сначала Владимир принял христианство, затем обернул в веру своих двенадцать сыновей, далее призвал последовать этому примеру всех киевлян. В водах Днепра при наставлениях присутствующих византийских священнослужителей и было произведено таинство «без числа».

Что было бы, если бы христианство не пришло на Русь? Страшно представить, ведь не был бы задан рост ни искусству, ни образовательной системе, ни зодчеству… Но гораздо важнее иное: появление новой религии полностью изменило душу не только князя Владимира, своими дальнейшими деяниями заслужившего титул святого, но и миллионов рядовых славян. По этой причине призываем сделать небольшую паузу, отдать дань памяти Равноапостольному Владимиру Крестителю и задуматься о соответствии своего сегодняшнего уклада жизни истинному нравственному облику славянского народа. Для этого, кстати, даже не обязательно дожидаться 28 июля.

День крещения — стал важным этапом в истории Киевской Руси и повлиял на ее дальнейшее культурно-историческое развитие.

В Киевскую Русь православная вера пришла в 988 году, хотя праздник крещения Руси отмечать официально начали только в XXI веке.

Sputnik Грузия поинтересовался почему День крещения Руси празднуют 28 июля, а также историей и значением праздника.

Кто крестил Русь

День крещения Руси празднуют 28 июля не случайно - в этот день православные поминают князя Киевского Владимира (около 960-1015) — крестителя Руси.

Владимир — сын князя Святослава и "вещей девы" Малуши, самостоятельно начал править с 17-18 лет. Мать Владимира - Малуша была христианкой. Она приняла христианскую веру вместе с княгиней Ольгой в Константинополе, при которой состояла ключницей. Вернувшись на родину, Ольга решила передать веру своим потомкам.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

К власти Владимир, как повествует житие, пришел после междоусобной войны со своими братьями Олегом и Ярополком. В первые годы правления молодой князь был яростным язычников и предавался бурной чувственной жизни, хотя таким сластолюбцем, каким его иногда изображают, далеко не был.

Как добрый и заботливый хозяин, Владимир оборонял и расширял, при необходимости, пределы своего княжества силой оружия, а возвращаясь из похода, для дружины и для всего Киева устраивал веселые и щедрые пиры. Но Господь готовил ему другую судьбу.

Летописное сказание "об испытании или выборе вер" повествует, что в Киев в 986 году от разных народов приходили посольства, которые призывали князя обратиться в их веру.

Мусульманской веры волжские болгары хвалили Магомета, посольство из Рима от папы проповедовало латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним прибыл проповедник из Византии и рассказал Владимиру о православии.

Князь, чтобы понять, чья вера лучше, отправил посланников в те страны, откуда приезжали проповедники. По возвращению послы рассказали о религиозных обрядах и обычаях этих стран.

По преданию князь был впечатлен рассказами посланников о патриаршей службе в Константинополе, однако принял христианство не сразу.

Крещение Руси историки поясняют также политическими причинами. Так, например, приверженцам православной веры было проще торговать с христианской Византией, а также заручаться ее поддержкой.

Крещение Руси было выгодно и самой Византии — она получала союзника, в том числе и военного, в борьбе за расширение своего влияния.

История крещения

За военную помощь, оказанную императору Василию II в подавлении восстания, поднятого военачальником Вардой Фока, Владимир попросил руки Анны — сестры византийского правителя.

Согласно договору, князь мог получить руку царевны Анны послав в помощь императорам шесть тысяч варягов и приняв Святое крещение.

С помощью русских мятеж был разгромлен, но греки выполнить свою часть уговора, не торопились. Князь, возмущенный обманом со стороны греков, захватил греческий город Корсунь (ныне Севастополь), требуя у правителей Византии отдать ему в жены царевну Анну, в противном случае угрожал пойти на Константинополь.

© photo: Sputnik / Oleg Makarov

Византийские императоры — Константин VIII и Василий II вынуждены были согласится, но требовали, чтобы Владимир до бракосочетания с Анной принял крещение.

Владимир крестился вместе со своей дружиной в Корсуни, а после состоялся обряд бракосочетания с царевной Анной.

Женившись на царевне, князь отпустил всех своих жен и наложниц, а возвратившись в сопровождении корсунских и греческих священников в Киев, крестил своих сыновей от предыдущих жен. Затем Святое крещение приняли многие бояре.

В Киеве, по приказу Владимира разрушили возведенное им же некогда капище — идолов изрубили в щепки и сожгли. Затем князь собрал всех жителей Киева на берегу Днепра, где прошло массовое крещение киевлян.

Произошло это важнейшее событие, согласно летописи, в 988 году. Христианство, вслед за Киевом постепенно пришло в другие города Руси — Чернигов, Полоцк, Волынский, Туров, где создавались епархии.

В целом крещение Руси затянулось на несколько столетий. Крещение Ростов принял только в конце XI века, а в Муроме язычники сопротивлялись до XII века.

Племя вятичей дольше всех славянских племен оставалось в язычестве — их просветителем стал в ХII веке преподобный Кукша Печерский, который принял у них мученическую смерть.

Принятие новой, единой веры или крещение Руси стало серьезным импульсом к объединению русских земель.

История праздника

День крещения Руси впервые отметили официально в 1888-м - торжественные церковные службы, крестные ходы и праздничные народные гулянья прошли по всей стране.

В 1988-м отметили 1000-летие крещения Руси — в СССР празднование носило внутрицерковный характер. Основные торжества прошли в московском Даниловом монастыре, специально воссозданном к юбилею.В 2018-м православные отметят 1030-летие со дня крещения Руси — центрами празднования станут Москва, Киев, Минск и Кишинев. Молебны и крестные ходы пройдут во всех городах.

Волна колокольного звона в день крещения Руси, прокатится по всем храмам и монастырям Русской церкви — праздничный перезвон будет слышен практически повсюду.

Одновременный перезвон впервые объединил православные храмы и монастыри России, Белоруссии, Украины, Молдавии и других стран в 2012 году.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.

Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и "вещей девы" Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.

Как повествуют летописи , в 986 году к князю в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии, который рассказал Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе).

Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров — соправителей Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Есть предание, что в Корсуни князь ослеп, но сразу после крещения был исцелен и воскликнул: "Ныне познал я Бога истинного!" После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жен и наложниц.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Он приказал разгромить устроенное им некогда в Киеве капище. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Затем он велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра. Накануне князь объявил по городу: "Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг".

Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…" Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий — в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.

Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Крещение Руси обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей свое место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников