Компенсировать потери кабмин пытается за счет "косвенных налогов"

К 2020 г. доля нефтегазовых доходов федерального бюджета достигнет исторического минимума - на сырье будет завязана треть госказны, тогда как в "лучшие" для нефти и газа годы бюджет больше чем на половину состоял из НДПИ, прибыли от экспорта сырья и нефтепродуктов. Целью снизить зависимость от углеводородов российские власти задались (по крайней мере, на словах) еще до двукратного обвала нефтяных котировок, но едва ли сверстанный бюджет можно считать достижением. Следом за нефтегазовыми снижаются общие доходы бюджета, поддерживать которые приходится за счет роста налоговой нагрузки.

Нефтегазовые доходы (включают в себя НДПИ на углеводороды, экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ), по прогнозу Минфина, в 2017 г. составят 39,4% от общих поступлений в госбюджет. В 2018 г. "сырьевая" доля снизится до 35,9%, в 2019 и 2020 гг. составит 33,7% и 33,4%. В 2018 г. госбюджет получит 5,479 трлн руб. (5,6% от ВВП) нефтегазовых доходов при цене на нефть $40,8 за баррель. В 2019 г. сумма уменьшится до 5,247 трлн руб. (5,1% ВВП), планы на 2020 г. - 5,440 трлн руб., но в процентах ВВП опять же происходит падение доли - до 4,9%.

В прошлом году премьер Дмитрий Медведев на встрече с "Единой Россией" представил сокращение доли нефтегазовых доходов бюджета как заслугу финансовых властей:

"Задача в том, чтобы мы производили продукцию и товары, которые способны конкурировать на международных рынках. Если мы этого добьемся, то у нас будет другая экономика. И мы этого добиваемся. Раньше 70% бюджета составляли доходы от экспорта углеводородов, а сейчас 45%, значит, мы можем без этого себя кормить. Надо меняться и пользоваться этой ситуацией ".

Строго говоря, на 70% из нефти и газа федеральный бюджет не состоял никогда, по крайней мере, по официальной версии статистов. Так, по данным Минфина, наибольший удельный вес сырьевые статьи доходов имели в 2012-2014 гг. - более 50% и три года назад нефтегазовые доходы перевалили за 51%, заняв 10,4% в ВВП страны. Затем - период низких цен на нефть с параллельными валютными скачками. Как итог - потеря нефтяного триллиона в 2016 г. и 10%-ный рост ненефтегазовых доходов (однако во многом это заслуга "приватизации" "Башнефти" государственной "Роснефтью").

В нефтегазовых доходах наибольшую долю занимает НДПИ в виде углеводородного сырья, в 2018 г. это 3,547 трлн руб. Причем, поступления от главного сырьевого налога в следующие два года будут падать: на 332,3 млрд руб. в 2018-м и на 137,2 млрд руб. - в 2019-м. Отчасти снижение будет компенсировано лишь в 2020 г. Минфин объясняет динамику изменением цен (только удешевление барреля "Юралс" в следующем году "отнимет" 576 млрд руб.), падением добычи нефти и газа, а также корректировкой налогового законодательства.

В прогнозном бюджете снижение доли нефтегазовых доходов вызвано тем, что на заниженном уровне фиксируется цена нефти, одновременно завышается экономический рост, считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин :"В ситуации, когда мы предполагаем, что будет идти рост за счет ненефтяного сектора, доля доходов от него объективно снижается. При этом в прогнозе нет признаков правдоподобия, потому что он базируется на вещах, которые никак не обоснованы ".

Обратная динамика в ненефтегазовых доходах: увеличиваются поступления по налогу на прибыль, НДС, акцизам. Удельный вес этой части поступлений в ВВП растет с 9,7% в 2017 г. до 9,8% к ВВП в 2020 г. Но рост вызван не только экономической динамикой, Правительство увеличило ряд псевдоналоговых платежей : ставки утилизационного сбора на сельскохозяйственную, дорожную и строительную технику (от индексации на 15% до введения новых видов сборов), и автомобили (с 2018 г. вводится дифференцированная шкала акцизов на легковые автомобили мощностью свыше 200 л.с). Кроме того, с 1 июля 2018 г. планируется понизить порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования физлицами, что отразится на стоимости покупок .

Заметим также, что прогноз по ненефтегазовым доходам сформирован с учетом направления на дивиденды 50% прибыли госкомпаний . Как известно, этот норматив ряд крупных игроков , если же "Газпром", "Роснефть", "Транснефть", "Россети" и другие компании выполнят условия, бюджет в 2018 г. получит 379,8 млрд руб. дивидендов, в 2019 г. - 425,6 млрд руб., в 2020 г. - 456,9 млрд руб.

Увеличение "косвенных" налогов, таких как акцизы, - результат манипуляции фискальными мерами, считает главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев . Однако перевес в сторону несырьевых доходов, по его мнению, - свидетельство того, что экономика становится более диверсифицированной и может развиваться не только за счет нефтегаза.

"Доказательством может быть стабилизация курса рубля по отношению к конвертируемым западным валютам, прежде всего, к доллару. Он колеблется достаточно сильно, но вокруг определенной величины и зачастую в фазе, противоположной движениям цен на нефть. К тому же Росстат указывает на положительные темпы роста экономики за первое полугодие. Все говорит о том, что экономика вышла в позитивную зону, сделала она это как раз за счет ненефтегазовых отраслей. Я считаю, что это тенденция, она становится явной и видимой ", - рассказал Беляев.

Однако в полной мере заместить нефтегазовые рубли не удалось, доказательство тому - снижение доходов относительно ВВП с 16% в 2017 г. до 14,8% в 2020 г. Динамика связана "с сокращением доли нефтегазового сектора на фоне отстающих темпов роста физических объемов добычи и экспорта", признают в Минфине. Свой эффект окажет и завершение сделки ОПЕК: цены на "Юралс" выйдут на траекторию $40 уже к концу 2018 г.

Процент нефтегазовых доходов в госбюджете, как видно на графике ниже, все еще зависит не от усилий, якобы прилагаемых Правительством для диверсификации экономики, а от стоимости нефти. Нефтедоллары формируют запасы, от них зависит налоговая политика, да и политика в целом. Как результат - бюджет-2018 по своей структуре является практически полным отражением казны середины "нулевых" .

Средства Фонда национального благосостояния, который в будущем году поглотит Резервный фонд, значатся в числе источников финансирования дефицита в 2018 г., начиная с 2019 г. "кубышку" запечатают. Решение объясняется тем, что копить сверхприбыли от сырья в период отсутствия таковых не получается. На начало 2016 г. в ФНБ находилось 5,227 трлн руб., к концу 2017 г., по прогнозам кабмина, там останется уже 3,901 трлн руб. В 2018 г. предполагается снижение объема средств ФНБ до 3,756 трлн руб. за счет направления 1,113 трлн руб. на покрытие дефицита и формирование средств Пенсионного фонда. При этом дополнительные нефтегазовые доходы, которые поступят в ФНБ, оцениваются в 716 млрд руб. в 2018 г. и 547,1 млрд руб. - в 2019 г. За эти годы из ФНБ будет потрачено лишь 8,2 млрд руб. на формирование пенсий.

Нефтегазовый дефицит федерального бюджета сократится с 9,1% в 2016 г. до 5,8% ВВП в 2020 г.

"Де-факто бюджетная политика уже с февраля текущего года проводится в соответствии с переходными положениями бюджетных правил. Дополнительные нефтегазовые доходы, поступающие в 2017 г., не могут быть использованы на финансирование расходов бюджета. Результатами такой политики уже стало снижение зависимости курсовой динамики от цен на нефть и укрепление доверия инвесторов к проводимой политике ", - отмечено в документах к проекту бюджета 2018-2020 гг.

Напомним, что в Госдуме находится проект закона о распределении части нефтегазовых доходов между россиянами. Авторы, депутаты фракции КПРФ, предлагают в 2018 г. . Коммунисты уверены, что падение сырьевых доходов не является причиной отказа от инициативы.

"Посмотрите на котировки нефти - цена растет. Мы получим дополнительные доходы, которые власти хотят инвестировать в американскую экономику. Напомню, что "кубышка", куда будут складывать доходы, номинирована в нефтедолларах . Мы считаем такую политику в корне неверной, нефтедоллары должны служить возрождению российской экономики . Сейчас бюджет в целом сокращает расходы, но при этом 38% тратится на оборону и безопасность, а на сельское хозяйство - 1,5% - это продолжение бюджетной политики, направленной на убиение собственной экономики. Как можно говорить о снижении сырьевой зависимости, если сама бюджетная политика формируется, исходя из долларовых цен на нефть и размера бивалютной корзины? Экономика остается зависимой" , - поделился своим мнением с депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев .

"Отнять" доходы у госказны хотят не только коммунисты. Накануне Минфину предложили отдать часть ненефтегазовых доходов от акцизов регионам. В частности, речь шла о зачислении в бюджеты субъектов поступлений от акцизов на крепкий алкоголь и табак, доходов от топливных сборов. Однако в условиях борьбы за сокращение дефицита федерального бюджета просьба сенаторов в ближайшие годы навряд ли будет услышана.

Сейчас самая актуальная тема в российской экономике – как снизить зависимость от нефтегазового сектора. Первые разговоры об этом во власти начались еще в 2006 году, когда президент страны Владимир Путин говорил о том, что необходимо инвестировать в несырьевые .

Фактически, как таковой нефтяной зависимости в экономике России нет. Доля нефтегазового сектора в структуре ВВП на сегодняшний день не превышает и 15%. Для сравнения – у большинства стран ОПЕК добыча нефти и газа в среднем превышает 30% от ВВП. Высока зависимость лишь в нескольких сферах. Прежде всего в бюджетной сфере, особенно в сегменте федерального бюджета, доходы которого до сих пор формируются почти на 45% за счет нефти и газа. Именно по этой причине власти допустили обвальную девальвацию рубля, так как в противном случае пополнить выпадающие нефтегазовые доходы казны в условиях падения мировых цен на просто не представляется возможным. При этом, по итогам 2015 года в консолидированном бюджете доля нефтегазовых доходов составила около 25%. Однако в связи с тем, что никаких иных источников пополнения бюджета на сегодняшний день нет, а долговой остается слишком неразвитым из-за низкой ликвидности и высоких процентных ставок, для избежания бюджетного коллапса Правительство вынуждено было пойти на такие меры.


Кроме того, высока зависимость и в сфере внешней торговли. Доля сырой нефти в структуре экспорта России составляет почти 30%, а в целом энергетические товары, завязанные на нефть, составляют до 60% экспорта. То есть, при падении цен на нефть падает в стоимостном выражении 60% валютных поступлений от товарного экспорта. При этом стоит конечно оговориться, что энергетическое сырье составляет менее 40% экспорта, а до 20% - это нефтепродукты, и снижение их стоимости идет параллельно со снижением себестоимости производства (закупка сырой нефти составляет более 50% от стоимости нефтепереработки). Тем не менее, денежные поступления от экспортных поставок нефтепродуктов экономика получает в твердой валюте, поэтому даже номинальное снижение поступлений оказывает влияние на платежный баланс, а соответственно и на курс национальной валюты.


Однако очевидно, что масштабы девальвации были явно непропорциональными. Иными словами – не было необходимости девальвировать так сильно , чтобы поддерживать стабильность платежного баланса. По данным Банка России, за 2015 год (по предварительной оценке) профицит платежного баланса подскочил почти до 66 млрд. долларов, что на 13% больше, чем в 2014 году, а дефицит консолидированного бюджета за январь-ноябрь составил всего 1.1 трлн. рублей, что не дотягивает и до 2% от ВВП. Таким образом, вывод исходя из текущей ситуации вывод очевиден – сверх высокая зависимость России от цен на нефть основывается лишь на необходимости пополнять федеральный сегмент бюджетной системы.


Для снижения этой зависимости необходимо развиваться по нескольким направлением. Прежде всего, необходимо развивать долговой рынок. Развитый рынок рублевого долга позволит Правительству пополнять казну для сведения баланса без необходимости прибегать к чрезмерному повышению налогов или сокращению расходов. В свою очередь, для снижения процентных ставок на долговом рынке необходимо добиться стабильно низкой инфляции, не превышающей 4.5%, что позволит Центральному Банку снизить ключевую ставку до 4-4.25%. При этом текущий уровень государственного долга России один из самых низких – всего 12% от ВВП. Поэтому даже если будет достигать 5%, в течение как минимум 6 лет можно абсолютно спокойно покрывать дефицит бюджета за счет рублевых займов, и в этом случае уровень государственного долга не превысит и 40% от ВВП.


Кроме того, необходимо оптимизировать бюджетные . Это позволит ускорить выход экономики из кризиса и расширить налогооблагаемую базу. Так, за 2015 год неосвоенные расходы одного только федерального бюджета составили около 1 трлн. рублей – то есть почти весь существующий дефицит, а из тех расходов, которые были освоены, свыше 400 млрд. были израсходованы неэффективно.

Главное же, что должны сделать власти для нивелирования эффекта нефтяной иглы – провести структурные . В частности, необходимо увеличивать экономическую свободу, особенно в отношении бизнеса и частных предпринимателей, и в целом снижать долю государственного сектора в экономике. Кроме того, необходимо стимулировать нефтегазовые компании к более активному инвестированию в нефтехимию и нефтепереработку, а также в освоение альтернативных видов энергии. Одной из структурных реформ должна быть сфера кредитования, которая должна быть в первую очередь направлена на финансирование развития реальных секторов экономики, тогда как на сегодняшний день 50% всего кредитного портфеля банков составляют кредиты физическим лицам, а ставки по займам для малого и среднего бизнеса в среднем составляют 25-30%, в то время как даже необеспеченные потребительские кредиты выдают по 15-25%. Наиболее важное направление структурных реформ - в бюджетной сфере. Необходимо увеличивать налогооблагаемую базу и снижать зависимость от нефти и газа. В случае преодоления всех этих структурных перекосов за счет опережающего развития частного сектора возможна реальная диверсификация и укрепление стабильности экономики.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Так, согласно данным Росстата, в начале 2018 года нефтегазовая продукция составила 50,7% общероссийского экспорта, что в денежном выражении превышает 200 миллиардов долларов. Однако по заявлениям официальных представителей Правительства России и топ-менеджмента главных нефтегазовых компаний ни о какой зависимости уже не идет и речи, а Россия «слезла с нефтяной иглы» уже достаточно давно. В тоже время, колебания курса рубля вследствие антироссийских санкций и обвала мировой цены на нефть заставляют усомниться в данном утверждении. В этой статье мы попробуем разобраться, насколько сильна взаимозависимость бюджета Российской Федерации и мировых цен на нефть и насколько реально в ближайшем будущем нам отойти от имиджа «сырьевой экономики».

Почему быть «нефтяной страной» не всегда хорошо

Россия является одной из крупнейших стран-поставщиков нефти в мире, наряду со странами Ближнего Востока, такими как Саудовская Аравия, ОАЭ и Иран. Поскольку нефть все еще является основным видом топлива — спрос на нее есть всегда, что ставит Россию в выгодное положение. Однако так ли хорошо быть страной — сырьевым поставщиком? Конечно, нет. Ведь сырьевая ориентированность в экономике делает страну крайне зависимой от внешней торговли, внешнеполитической обстановки и ряда прочих факторов. Пример Ирана это еще более подтверждает, поскольку он также является достаточно крупным нефтяным экспортером. Как и подобает стране с огромными запасами нефти, иранская экономика ориентирована на ее экспорт. Однако после эскалации конфликта Ирана с США с последующим введением против него экономических санкций и нефтяного эмбарго, иранская экономика оказалась в крайне тяжелом положении. Следовательно, обретение Россией «сырьевой независимости» крайне актуально в сложившейся международной обстановке.

Корреляция бюджета РФ от углеводородов

Согласно нынешнему законодательству, более 98% налогов за пользование энергетическими ресурсами и все доходы от внешней торговли нефтепродуктами идут в Федеральный бюджет России и составляют существенную его часть. Так, в бюджете РФ 2015-го года доходы от добычи полезных ископаемых составили 17,26% всех доходов бюджета. Доходы от нефтяных таможенных пошлин — 26,11%. Суммировав эти показатели получаем, что 43,37% поступлений в Федеральный бюджет обеспечивают углеводороды. Для сравнения, в 2008-м году доля доходов от экспорта нефтепродуктов достигала 65% от общего российского экспорта.

Что же касается курса рубля, то его зависимость от котировок мировых цен на нефть тоже не является большой тайной. Так, согласно расчетам РБК, корреляция российской валюты и цены на нефть в 2015-м году составила 88%, а значит практически в 90% случаев колебаний рубля виноваты изменения цен на нефть. Соответственно, падение цен на нефть приводит к падению рубля при условии отсутствия грамотной кредитно-денежной политики государства. При чем это характерно и для остальных стран-поставщиков энергетических ресурсов. Также стоит учитывать политический аспект данного вопроса, ведь наиболее крупным импортером российской нефти и газа является Европейский союз, а российско-европейские отношения сейчас трудно назвать «партнерскими». К тому же введение Европой санкций против России оказало еще большее влияние на падение рубля.

Но несмотря на все еще высокий уровень зависимости нашей страны от экспорта энергоресурсов, их доля в ВВП с каждым годом сокращается. Так, в ВВП России 2016-го года добыча и обработка полезных ископаемых составляла 23,3%, в то время как в 2012-м этот показатель был 26,1%. Касательно добычи нефти Россия находится практически на одном уровне с Соединенными Штатами — самой развитой и крупной мировой экономикой. Согласно статистике корпорации BP — одного из крупнейших мировых игроков в энергетическом секторе, в 2016-м году было добыто 554,3 миллиона тонн российской нефти, в то время как добыча нефти в США была практически на том же уровне — 543 миллиона.

Таким образом, нельзя утверждать, что Россия полностью зависит от нефтепродуктов и падение их цены способно парализовать российскую экономику. Зависимость России от экспорта углеводородов все еще присутствует, как и у других стран с существенными запасами нефти.

Российская Федерация в настоящее время входит в десятку крупнейших нефтедобывающих стран , и занимает 8% долю на рынке. Как и во многих крупных нефтедобывающих стран, бюджет во многом зависит от поступления доходов с продажи нефти и продуктов её переработки. В настоящее время в России зависимость бюджета от нефти колеблется от 40 до 55 в зависимости от методики расчета.
В последние годы доля поступлений в бюджет доходов от продажи нефти неизменно увеличивается. За последние 10 лет объемы добычи нефти увеличились более чем в четыре раза. Цена поднялась с девяти долларов за баррель в дефолтный 1998 год, до максимума в 115 долларов за баррель в начале 2014. Увеличившиеся цены на энергоресурсы неизменным образом повлияли на наполняемость доходов Российской Федерации, бюджет которой за последние годы увеличился в несколько раз. Во многом заслуга такого увеличения бюджета состоит в доходах от продажи нефти. Российское правительство разрабатывает программы развития экономики, декларируемая цель которых - снижение зависимости от продажи нефтепродуктов. Так, например, принятая программа развития подразумевает, что в 2020 году доля доходов от будет составлять около 35 % бюджета страны.

Опасности нефтяной иглы.


Опасность чрезмерной зависимости страны от нефти и доходов с её продажи выражается в посредственном развитии промышленного сектора и сектора услуг, которые непосредственно не связаны с переработкой и продажей энергоресурсов. Фактические сверхдоходы от продажи нефти позволяют нивелировать падение сферы услуг и промышленности. Именно поэтому многие крупные нефтедобывающие страны активно вкладывают денежные средства от доходов нефти в ценные бумаги и инвестируют в развивающиеся страны. Опасность ситуации в экономике, когда бюджет напрямую зависит от доходов с продажи нефти, наглядно продемонстрировала Венесуэла, в которой доходная часть в государственных расходов на 80 % состоит от продажи нефтепродуктов. В настоящее время в этой стране на фоне двукратного падения цен на отмечается финансовый кризис () и преддефолтного состояния.
Российская экономика , которая существенно зависит от доходов с продажи нефти и газа, в последние полгода столкнулась с существенными трудностями, связанными с падением цен на углеводороды. За последние полгода цена на нефть опустилась с отметки в 110 долларов за баррель до уровня в 55 – 60 долларов за баррель нефти. Подобное привело к потере ВВП на сумму порядка ста миллиардов долларов США. В настоящее время стоимость нефти стабилизировалась на отметке в 60 долларов за баррель. В тоже время необходимо сказать, что российский бюджет был рассчитан из расчёта стоимости нефти восемьдесят долларов за баррель. Именно поэтому в ближайшее время бюджет будет скорректирован в сторону уменьшения.


Российская нефть марки Юралс имеет в своем составе увеличенное количество серы, что несколько усложняет её последующую переработку. Именно поэтому Юралс имеет несколько меньшую стоимость, нежели чем нефть марки Брент или же норвежская североморская нефть.
Многие эксперты и экономические аналитики спорят о зависимости российской экономики от энергоресурсов (может добывать как Америка?). Противники тезиса зависимости России от продажи нефти приводят данные по доле доходов от продажи нефти в показателе ВВП. В общем объеме внутреннего валового продукта доходы от продажи нефти составляют лишь 9 %. Именно это и позволяет говорить специалистам о том, что российская экономика не зависит от продажи углеводородов. Однако в данном случае необходимо отметить, что показатель ВВП и размер бюджета страны - это несколько разные понятия. А в бюджете, который отображает располагаемые страной денежные средства, доля нефтеприбыли составляет порядка половины.
Необходимо отметить , что сегодня на фоне падения мировых цен в Российской Федерации принимаются антикризисные программы, которые подразумевают уменьшение зависимости экономики от продажи нефти. Для решения подобных задач необходимо не только провести существенное сокращения расходов, но и кардинальным образом увеличить

Мнения о степени зависимости российской экономики от экспорта углеводородов сильно расходятся. Это объясняется тем, что подобные суждения часто имеют скрытый политический подтекст. Одни утверждают, что благосостояние страны практически полностью основано на доходах от продажи нефти и газа. Другие настаивают на том, что российская экономика достаточно диверсифицирована, поэтому экспорт углеводородов не играет критической роли в поддержании её стабильности. Разные методики определения структуры бюджета дают противоречивую информацию о том, какую долю в нём составляют доходы, полученные от

Сырьевая экономика

Некоторые страны, богатые полезными ископаемыми, предпочитают идти лёгким путём и сосредотачиваются на развитии добывающей индустрии. Такая экономическая политика вызывает неоднозначное отношение. Стандартные упрёки в адрес государств с так называемой сырьевой экономикой сводятся к тому, что вместо инвестирования в высокотехнологичное производство они делают ставку на природные ресурсы, которые в обозримом будущем могут быть исчерпаны.

Важность инноваций и модернизации промышленности не вызывает никаких сомнений. Однако стоит задаться вопросом, насколько следует доверять предсказаниям об истощении мировых запасов полезных ископаемых. В первую очередь это относится к углеводородам, без которых немыслима современная цивилизация.

Мировые запасы чёрного золота

Около 60 лет назад широкую известность получила теория нефтяного пика. Она утверждала, что в начале 21 века человечество столкнётся с глобальным дефицитом чёрного золота. Это предсказание не сбылось, поскольку исследования, лежавшие в его основе, не учитывали изобретения новых методов добычи.

Неудачный прогноз поставил под сомнение возможность вычисления времени всемирного углеводородного пика. С уверенностью можно сказать только то, что когда-нибудь запасы нефти будут исчерпаны, поскольку она является Доклад, опубликованный Международным агентством по энергетике, содержит следующий вывод: глобальные резервы чёрного золота велики, но не вечны.

Роль экспорта углеводородов

Чтобы понять, действительно ли отечественная экономика находится в безнадёжной зависимости от ежесекундно меняющихся котировок мировых бирж, необходимо объективно оценить долю нефти в бюджете России. Сравнительный анализ структуры доходов стран, числящихся в списке главных на планете поставщиков энергоносителей, поможет создать наиболее приближенную к реальности картину.

Если взять в качестве критерия не долю нефти в бюджете России, а количество экспортированных баррелей на душу населения, то выяснится, что в этом рейтинге первые строчки занимают такие государства, как Катар, Кувейт, и Норвегия. РФ по данному показателю стоит на 22-м месте.

Чтобы сравнить процент нефти в с аналогичным значением в других богатых углеводородами странах, необходимо выбрать наиболее объективную методику подсчёта. Некоторые утверждают, что энергетический сектор даёт около половины доходов страны. Эта цифра основана на официальных данных, но не отражает реального положения дел. Когда речь идёт о доходах от нефти в бюджете России, следует принимать во внимание его сложную структуру. Кроме того, есть определённые тонкости в терминологии, которую использует Министерство финансов в своих отчётах.

Консолидированный доход

Реалистичная оценка степени зависимости бюджета России от нефти должна основываться на исчерпывающей информации. Только с учётом консолидированного дохода государства можно определить, какую роль в экономике играет экспорт энергоносителей. По официальным сообщениям, вклад углеводородной отрасли составляет около 20% налоговых поступлений. Эта цифра сильно расходится с утверждениями о том, что доля нефти в бюджете России достигает 50%. Причина данного противоречия заключается в особенностях финансовой системы страны.

Федеральный бюджет, доля нефти в котором действительно доходит до 50%, не может служить показателем общего объёма доходов государства. Он не включает в себя страховые взносы, а также значительную часть налогов корпораций и физических лиц. В консолидированном доходе РФ, отражающем реальную экономическую ситуацию, доля экспорта углеводородов примерно в два раза ниже, чем в федеральном бюджете.

Обвал цен на энергоносители

Последствия произошедшего в 2014 году катастрофического падения стоимости чёрного золота демонстрируют на практике степень влияния сырьевого сектора на общее благосостояние страны. Они подтверждают, что доля нефти в бюджете России играет важную, но не критическую роль. Наступление периода низких цен на углеводороды привело к обвалу курса национальной валюты, однако основные показатели отечественной экономики выглядят вполне приемлемо.