Классическая африканская живопись имеет множество отличий от классической европейской, чем всегда привлекала к себе внимание и художников и многих зрителей.

Ранее такое искусство живописи Африки считалось примитивным, но тем не менее всегда пользовалась популярностью. Африканский стиль оказал влияние на многие современные стили живописи.

Живопись Африки — это, прежде всего, яркие насыщенные цвета этого континента. Все оттенки красного, оранжевого и желтого, коричневого и охры — цвета солнечной пустыни, саванны земли. И, контрастирующий с ними, ярко-зеленый - цвет джунглей и разнообразной тропической растительности.

Отличительной особенностью африканской живописи является также практическое отсутствие перспективы, одноцветный фон с небольшим количеством оттенков, присутствие различных орнаментов и знаков. Часто наблюдается связь сюжета картины с миром духов.

В творчестве художников много мистики, жизненной силы и экспрессии. В основном в сюжетах изображаются бытовые сцены повседневной жизни людей, либо дикие животные Африки с привычным для них пейзажем.

Древнейшее искусство африканской живописи

В целом все искусство африканской живописи довольно разнообразно и произведения авторов разных частей материка сильно отличаются друг от друга. Выделяются много отдельных направлений и стилей, как правило, в зависимости от местности. Их огромное множество и описать все сразу не представляется возможным. Мы будем постепенно знакомиться с ними на нашем сайте.

Можно выделить несколько основных областей зарождения африканской живописи. В первую очередь это территория Западной Африки — Гвинея, бассейн реки Нигер, Ангола и Конго. Здесь формировались древнейшие африканские цивилизации, довольно обособленные от остального мира, и потому имеющие свои ярко выраженные аутентичные черты.

Искусство живописи в традициях Восточных несет отпечаток влияния арабского ислама, поскольку жители этих территорий всегда активно общались между собой. Жители Судана, Ганы, Мали активно торговали с Северной Африкой, Египтом и потому местное искусство носит здесь свои характерные черты.

Африканское побережье Индийского океана своими культурными традициями тесно связано с искусством Ирана, Индии и остальным исламским миром.

Живописное искусство древней Абиссинии наоборот мало перемешивалось с другими многочисленными и отличается своей особенной очень узнаваемой стилистикой. В этом районе популярны изображения на библейские темы, ведущие свои корни от росписи древних православных храмов и иллюстраций древних манускриптов.

Отдельно можно выделить и традиции древней цивилизации Йоруба, и культуру района Зимбабве, и, конечно же, живописное искусство жителей древней Южной Африки.

Новый год прошел, а зима все не кончается. Устали? Тогда давайте перенесемся на самый жаркий континент - в Африку, и немного окунемся в ее историю.

Традиционное искусство занимает очень важное место в африканской культуре. Большинство праздников и ритуалов, наряду с танцами, пением и рассказами, не обходится без ярких визуальных образов. Предметы искусства могут являться оружием или знаками отличия, престижа, а также иметь религиозное значение. Искусство народов Африки разнообразно: это и скульптуры, и картины, «фетиши», маски, фигурки и украшения.

Центральное место все же принадлежит скульптуре, которая является, бесспорно, величайшим достижением африканского народа. Подавляющее большинство скульптур выполнено из дерева, но встречаются произведения из металла, камня, терракоты, слоновой кости, а также совсем экзотические творения из бусин и бисера, и даже слепленные из простой земли! Археологами обнаружены древние скульптуры на всей территории африканского континента, но наибольшее их скопление находится в центральной и западной его частях.

Наскальная живопись, напротив, наиболее распространена на юге и востоке. Считается, что авторство большинства этих рисунков принадлежит бушменам («людям степи»). Рисунки бушменов создавались шаманами и служили частью религиозных ритуалов.

Цветастые маски и фетиши - предметы, призванные отпугивать злых духов, ведьм и призраков. Использовались они также как талисманы, приносящие удачу и ограждающие от несчастий.

Основные черты

Искусству Африки присущи весьма характерные признаки, по которым его всегда можно отличить от искусства других континентов. Во-первых, в центре изображения практически всегда находится человеческая фигура. Во-вторых, африканские мастера редко стремятся к реалистичности, чаще они прибегают к упрощению форм и абстракции. В третьих, нередко используется искаженные, гипертрофированные пропорции, призванные подчеркнуть движение, динамику.

Темы африканского искусства

Все искусство народов Африки можно разделить на три обширные темы. Первая из них - это своеобразный симбиоз Леса и Поселения. Члены племен носят специальные маски и наряды, отдавая дань этой двойственности: например, мужское начало преподносится в образе слона, сильнейшего животного, а женское - напротив, в ухоженном, максимально удаленном от «естественного» образе, представляющем цивилизацию и контрастирующим с диким, необузданным мужским.

Вторая тема - это отношения между полами. Занятие искусством в Африке нередко использовалось (и используется), как своеобразная «терапия», позволяющая семейным проблемам рассасываться и испаряться.

Третья большая тема - это проблема контроля над естественными и сверхъестественными силами, дабы достичь желаемого.

Каждому региону континента присущ свой стиль в искусстве. В западном регионе принято отдавать дань великим предкам и приносить символические жертвоприношения, что очень заметно влияет на общую картину местных предметов искусства. В Центральной же Африке искусство более прикладное, и здесь распространена оригинальная земляная архитектура, вышивка, ювелирные и кожаные изделия, замысловатые прически. Но что бы ни создавали африканские умельцы, их творчество всегда ярко и жизнерадостно, ведь оно призвано воспевать жизнь!

В наше время африканские мотивы очень популярны во всем мире. Многие сувенирные лавки могут предложить товары в «африканском» стиле, которые люди с удовольствием покупают в свои дома и украшают ими интерьеры. А у вас дома есть что-то африканское?

Мастер- класс по рисованию "Черные львы". Африканская живопись тингатинга


Терентьева Наталья Сергеевна учитель МОУ " Шерагульская ООШ" д. Новотроицк.
Назначение работы: мастер-класс по рисованию предназначен для учащихся среднего школьного возраста, учителей, педагогов дополнительного образования. Рисунок можно использовать для украшения интерьера, в качестве подарка.
Цель: создание рисунка в технике тингатинга.
Задачи:
- научить рисовать анималистические рисунки в технике тингатинга;
- развивать творческие способности;
- воспитывать аккуратность в работе.
Живопись тингатинга появилась в Танзании 60-х годах ХХ века, название получила по имени основателя направления – Эдуардо Саиди Тингатинга.Что именно сподвигло Эдуардо рисовать – воспоминания о деревенской жизни, сказки и мифы, которые он слышал от своих бабушек и дедушек, красочные европейские постеры или изображения индусских божеств, виденные им в магазинах и домах, где он работал или просто необходимость заработать деньги – об этом до сих пор спорят современные авторы, пишущие о тингатинга.Первые картины рисовались на картоне, а прежде того – на стенах домов. Надо сказать, что до сих пор искусство создания красочных рисунков на стенах процветает в Танзании. И это имеет не только декоративное, но и практическое назначение – именно так зачастую выглядит наружная реклама. Изначально все работы были размером примерно 60х60 см, что привело к тому, что в некоторых источниках тингатинга именуется «квадратная живопись».
Для создания картин использовались краски, которыми красили автомобили и велосипеды – эмаль. В дальнейшем художники пробовали переходить на другие краски, но все равно до сих пор излюбленными являются эмалевые и акриловые, иногда с добавлением масла. А вот другое нововведение – холст - прижилось. И уже давно все используют именно его для создания картин тингатинга. Но это все уже появилось после смерти Эдуардо, после того, как яркие красочные картинки стали признанным произведением искусства и получили именование «школа тингатинга».
Яркие, необычные картины стали пользоваться популярностью. Первыми на них обратили внимание европейцы – выходцы из Скандинавии, в первую очередь, Дании.
70-е годы – время взлета тингатинга – одна за другой следуют выставки, школа получает признание на государственном уровне. Живопись тингатинга, основанная простым крестьянином без образования получила в Танзании статус почти что «академического» искусства, «визитной карточки» страны.
С середины 80-х годов практически ежегодно организуются выставки в различных галереях и музеях Франции, Англии, Германии, Швейцарии, Италии, США и, конечно же, в Скандинавских странах. В это же время к перечню стран, где проявился интерес к тингатинга, добавляется и Япония. Более того, отдельные исследователи именно успехом на японском рынке объясняют появление новых техник – более тонкие проработки линий, многоцветные, перетекающие колористические решения фона.
За время существования школы тингатинга внутри нее сформировалось несколько стилей: ставшие классическими изображения животных и птиц, сложные многофигурные композиции из повседневной жизни людей, часто изображаемые в виде своеобразного «рассказа-комикса», сюжеты традиционной мифологии, библейские мотивы.
Несмотря на то, что это искусство постоянно развивается и приобретает новые сюжеты, выделяются некие общие черты:
1.как правило, одноцветный фон с небольшим количеством оттенков;
2.основной мотив наносится с помощью простых и четких линий и, как правило, занимает почти весь фон;
3.отсутствие перспективы;
4.размашистость и зачастую повторяющийся рисунок линий придает изображению характер живого экспрессивного орнамента.
Искусство тингатинга получило известность и признание в мире и, как и полагается, критики, искусствоведы выдвигают свои трактовки, объяснения и классификации этого явления. Ведутся споры, насколько тингатинга может именоваться народным искусством - если возникло всего лишь в середине прошлого столетия, насколько можно считать его традиционным – если первыми ценителями стали европейцы, насколько уместно именовать его наивным – ведь простота только кажется примитивной.




Для работы вам потребуется:
- 2 листа плотной бумаги.
- гуашь.
- кисточки.
- ватные диски.
- вода.

1. Подготавливаем основу.
Красим лист бумаги красным и жёлтым цветом. Пол листа закрашиваем красной гуашью используя много воды, другие пол листа желтой гуашью, делаем плавный переход от красного к желтому. Берем ватный диск и начиная с желтого цвета размазываем краску, удаляя разводы.

2. Делаем набросок на другом листе бумаги.

3. Переносим контуры животных и дерева на основной фон, заполняем черным цветом.


4. По краям фигур животных наносим белую краску и растушёвываем ее.

Вплоть до XIX века считалась примитивной, однако, как это ни странно, имела большое влияние на Европейское изобразительное искусство. Необычные формы взяли себе на вооружение различные авангардистские течения. Особо заметно это стало в начале XX века. С тех же пор, африканская живопись стала рассматриваться как серьёзное искусство, которое требует особого внимания.

Африканский стиль отличается мощной экспрессией, энергией, которая воплощается как в самих формах, так и в символах их сопровождающих. Ещё одним непременным атрибутом является присутствие в работах африканских мастеров сакральной связи с миром духов и Богов. Удивительно, но цвета, которые превалируют на картинах африканских художников, очень точно отображают цвета пейзажей этого континента. Яркие, зёлёные — как джунгли, жёлтые — как пустыни и саванны, красные — как жаркое и палящее солнце. Кроме того, характерным цветом для африканской живописи являются различные оттенки коричневого, начиная о палевого, до почти красного. Идёт ли такое сочетание цветов ещё от наскальных рисунков или является позднейшим изобретением здешних мастеров неизвестно. По этой теме написано масса книг и научных статей, однако самого секрета уникальной живописи этого континента так никто и не разгадал.

Африка, особенно Южная Африка, долгое время оставалась нетронутой и недоступной для Европейцев. Местные племена жили в своём мире, не общаясь с остальным, поэтому их искусство так не похоже на привычное нам. Оно развивалось самыми непредсказуемыми путями и в результате стало настолько обособленным, своеобразным, что первые зрители даже не могли понять, что это очень красиво и профессионально сделано. Канонические формы, традиционные мотивы, жизнь и быт, заботы и хлопоты, верования, страхи и чаяния жителей континента, где не бывает холодов и снега, отображаются в их рисунках и картинах и являются непонятными для людей, которые воспитывались плод влиянием совершенно иных идей и ценностей. Если наши далёкие предки могли полностью понять и проникнуться подобной живописью, то современному человеку это стало делать всё сложнее.

Что же такое Африканская живопись !? Если попытаться рассказать о ней в нескольких словах, то это: одноцветный фон, с несколькими оттенками; основной мотив произведения занимает практически всё пространство; отсутствует перспектива; присутствие орнамента и неких знаков; сама живопись выполнена широкими и размашистыми мазками или линиями; гротескные формы; динамика. Только со стороны это кажется примитивным. Многие авангардисты прошлого и нашего времени находят в этом особую гениальность. Такие формы современной живописи, как кубизм, примитивизм и некоторые другие были созданы только благодаря африканскому искусству.

Если вам необходима качественная, надёжная и долговечная

По словам современного немецкого художника Сабины Барбэ (Sabine Barber), вдохновением для её творчества может стать всё что угодно: будь то человек или природа. Благодаря незаурядному таланту и безудержной фантазии она создаёт поистине прекрасные картины, в которых полным ходом кипит жизнь. Убедиться в этом поможет замечательная подборка работ, посвященных Южной Африке, где запечатлены не только этнические портреты, но и красочные пейзажи дикой природы.












Сабина рисует с раннего возраста, но лишь став мамой двоих детей, она всерьёз увлекалась живописью, отдав своё предпочтение маслу и пастели. По словам автора, именно пастель дарит ей уникальную свободу и непосредственность, делая работы по настоящему мягкими и глубокими. И совсем неудивительно, что эти картины производят на зрителя неизгладимое впечатление, даря ощущение спокойствия, гармонии и умиротворения, ведь есть в них что-то особенное, что привлекает внимание, вызывая улыбку, не оставляя равнодушным…