Сегодня на Священном cиноде РПЦ в Санкт-Петербурге было принято решение о переводе митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия в Симбирскую митрополию. Налицо рокировка: место владыки Анастасия занимает митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан. Чем запомнит паства годы правления митрополита Анастасия, и чем известен его преемник? Об этом в материале «Реального времени».

«Черный декабрь»-2013

О том, что Казанскую кафедру ждут перемены, заговорили в конце 2013 года, когда в Казанской духовной семинарии разразился скандал. Группа семинаристов (и немаленькая!) обратилась с письмом в патриархию. Это была жалоба на проректора семинарии Кирилла Илюхина, домогавшегося семинаристов.

Началось разбирательство, приехал проверяющий из Москвы, факты подтвердились, Илюхина уволили и проводили подальше, ребят-подписантов перевели учиться в Москву, дабы не было преследований за критику. Параллельно с официальными событиями активную деятельность развил дьякон Андрей Кураев, известный богослов, блогер и автор многих популярных книг на церковную тематику. Он взял сторону семинаристов.

По некоторой просочившейся из патриархии информации, механизм увольнения с казанской кафедры владыки Анастасия (Меткина) чуть было не запустили в то самое время, но активность Кураева сыграла злую шутку. Могло получиться, что кадровое решение принимает не патриархия, а дьякон. Скандал тогда вроде бы сошел на нет.

Дьякон Андрей Кураев развил активную деятельность во время скандала в духовной семинарии

Но в конце марта 2014 года митрополит Анастасий внезапно ушел с должности ректора семинарии, вслед за ним написали заявления об уходе и несколько педагогов, замешанных в скандале. А 31 марта прошлого года учащимся и педагогам был представлен новый ректор - игумен Евфимий (Моисеев), до этого возглавлявший издательский отдел в патриархии. Выбор его на должность ректора был идеален - филолог, богослов, настоящий, а не дутый кандидат наук, с большим стажем педагогической деятельности. В семинарии наступило иное время.

За год с небольшим новый ректор снискал авторитет и в семинарии, и у светских властей, и у прихожан. Он первый заговорил о возрождении в Казани духовной академии, которая некогда была одной из самых авторитетных в России. И нашел поддержку у врио президента Татарстана Рустама Минниханова по этому вопросу. А блестящие статьи игумена Евфимия по истории церкви, опубликованные в СМИ, можно считать талантливейшими образцами церковной публицистики. Таким образом, за судьбу семинарии и семинаристов теперь не приходится волноваться.

При владыке Анастасии началось возрождение монастырей, в том числе Раифской обители

На кафедре - более четверти века

Правящему до 13 июля этого года Казанской митрополией митрополиту Анастасию в августе исполняется 71 год. По церковным законам на покой владыки выходят в 75 лет. Казалось, что в ближайшие четыре года в Казанской митрополии перемен не будет. Но в патриархии решили по-другому, и это стало неожиданностью.

Перевод в Симбирскую митрополию, которая и по величине, и по авторитету гораздо меньше Казанской, можно расценивать и как откровенное понижение, и как возможность… вежливо отказаться и раньше срока уйти на заслуженный отдых, что, в принципе, неплохо. Но владыка Анастасий, как сообщил источник в Казанской митрополии, пакует вещи, собирает митры и намерен все-таки уехать на родину Ленина.

Чем он запомнится пастве? Плохо или хорошо, но он встал у руля более двадцати пяти лет назад, в эпоху перемен. А вообще его церковная деятельность в Казани - это около полувека. В момент назначения его епископом Татарстанским и Марийским наша епархия насчитывала более десятка храмов. Сейчас их более трех сотен.

При нем началось возрождение монастырей, в том числе нашей жемчужины - Раифской обители, при нем вернулся к жизни Свияжск с его храмами и монастырями. При владыке Анастасии открылась духовая семинария, началось повсеместное строительство новых храмов.

Наверное, как большинство управленцев, он совершал ошибки. Но тот, кто без греха, пусть первым бросит камень. Одна из таких ошибок - кадровая. Окружил себя не теми людьми - одно назначение на должность проректора студента девятнадцати лет от роду чего стоит. Но кто не совершает ошибок? И будут ли их помнить? А возрождение Раифской обители, Богородицкого мужского монастыря, где сейчас хранится подаренная понтификом Казанская чудотворная икона Богоматери, десятки воскресных школ для детей и их родителей, да и много других добрых дел - все это останется последующим поколениям православных края. И помнить будут это.

Вот ирония судьбы! Первый храм, возвращенный при владыке Анастасии его титаническими усилиями, - собор Петра и Павла в Казани, один из самых красивых в митрополии и нежно любимый верующими. И об отставке митрополита весть пришла 12 июля, в престольный праздник этого собора. Круг словно замкнулся.

Первый храм, возвращенный верующим усилиями Анастасия, - Петропавловский собор в Казани

Священник, дипломат, общественный деятель

Налицо рокировка: наш владыка едет в Ульяновск (если не передумает в последний момент), а владыка с родины Ильича митрополит Феофан (Ашурков) отныне займет его рабочий кабинет в здании митрополии на улице Карла Маркса в Казани. Возможно, все было решено еще в мае этого года, когда в Симбирскую митрополию приезжал с визитом патриарх, просто фигуранты дела узнали об этом решении позже, как часто бывает.

Можно сказать, что нашей пастве повезло: митрополит Феофан - один из авторитетнейших иерархов РПЦ. Судя по его биографии, он преуспел и на дипломатическом поприще, и как пастырь. Он родился в небольшом городке в Курской области, очень рано решил посвятить себя церкви и постригся в монахи. Это случилось в 1973 году, что само по себе уже было смелым шагом, - в Стране Советов не поощряли церковную деятельность.

Уже через четыре года нес послушание в русской духовной миссии в Иерусалиме, потом была дипломатическая служба в качестве секретаря экзархата Центральной и Южной Америки, дипломатическая работа в Сирии и Египте. Два последних места работы - штрих важный: наш новый митрополит хорошо знаком с исламом и наверняка сможет установить хорошие отношения с мусульманами республики. С образованием у него тоже все в порядке - духовная семинария и академия, кандидат богословия.

Есть в биографии митрополита Феофана еще несколько ярких и необычных страниц, говорящих о его человеческой смелости. В бытность его архиепископом Ставропольским и Владикавказским, ему приходилось принимать решения в чрезвычайных ситуациях, помогать людям практически по законам военного времени. Осенью 1993 года он был в числе переговорщиков, убеждал не делать неверных шагов и Руцкого, и Хасбулатова. Во время бесланской трагедии разместил раненых детей в монастырях епархии, обеспечивал медикаментами, следил, чтобы лечили и выхаживали.

Во время конфликта в Северной Осетии в 2008 году по его указу в одном из женских монастырей открыли пункт для реабилитации пострадавших детей. Что уж тут говорить - биография мужская, героическая. По сути, владыка прошел многие «горячие точки», где риск был не фантазийным, а обыденным, ежедневным.

Во время бесланской трагедии Феофан разместил раненых детей в монастырях епархии

Участие в деятельности в общественных структурах - тоже на самом высоком уровне. Был членом Общественной палаты, руководил несколькими рабочими группами, в том числе той, что занималась снятием напряженности на Северном Кавказе. Церковная карьера тоже протекает удачно - возглавлял митрополии Челябинскую и Симбирскую.

Но, пожалуй, деятельность владыки Феофана на Северном Кавказе - это все-таки отдельная и важная страница, авторитетные источники сообщают, что в установлении мира и светского, и межконфессионального в этом регионе есть и его немалая лепта. Казанская митрополия, безусловно, благополучный регион, но приход на кафедру энергичного, яркого, харизматичного священника-дипломата можно только приветствовать.

Фото: Роман Хасаев, pravmir.ru, raifa.ru, tatarstan-mitropolia.ru, prav-news.ru, а также из из архива журнала Московской патриархии

Татьяна Мамаева

Выступление митрополита Казанского Анастасия перед семинаристами после отъезда московской комиссии (во главе с о. Максимом Козловым)

Митрополит Анастасий: Я хотел сегодня с вами побеседовать на тему, которая сегодня у нас обсуждается и будет обсуждаться еще очень долго. Сегодня за 15 лет существования духовной семинарии мне совершенно отвратительно не хотелось идти сюда, в стены духовной школы. Я не ожидал, что мы придем вот к такому отвратительному результату, к такому концу, можно сказать концу, потому что то, что вы сделали, это та подлость, которую может совершить человек, каждый человек в своей жизни. Но то, что вы стали подписантами, это, можно сказать, было для вас испытанием, первым испытанием в вашей жизни. Или ты человек, или ты просто-напросто такое существо, которое в любой момент из-за каких-то сиюминутных обстоятельств можешь отказаться.
Вы будущие пастыри. И вот на будущность пастырей как раз и проверялось ваша личность. Каждый субъект проверялся. Вам дали бумажки, и вы на этих бумажках подписали приговор. Вы думали, что подписали приговор одному человеку, но этот приговор вы подписали мне, подписали отцу Филарету, подписали всему руководству духовной семинарии. Вы, видите ли, не согласны с тем, как ведется здесь внутренняя церковная жизнь.
Отец Кирилл не останется в таком состоянии. Он как был священником, так и останется. Но то, что вы сделали, это будет потом отпечатком на всей вашей жизни! Не думайте, что вы все коллегиально решили судьбу его! Нет, вы, каждый в отдельности, решили его судьбу. Вы предали, предали человека. И в первую очередь стали предателями лично для меня, потому что посмотрите результаты этого вашего предательства. 37 человек подписались под тем, что «да, мы знали, что происходит в стенах нашей духовной школы».
Просветив вас, что такое гомосексуализм, о. Максим, начал рассказывать вам, что это такое, и вы стали говорить. 8 человек подписались под своими заявлениямм, что «Да, были такие случаи». А вы что, вы мужчины или не мужчины? Вот вы, попробуйте вот здесь кошку взять, чтобы ее погладить по животу, она дастся или не дастся? С ее согласия только можете это сделать. А тут получается, что вы тут бессловесные животные, вот меня погладили, вот меня за руку подержали. Всё, я страдалец, я теперь жертва, в данном случае.
А почему же вы жертвы? Почему же вы раньше ко мне не подходили? За время вашего пребывания в духовной школе я от вас не видел ни устного, ни письменного заявления о том, что кто-то насилует вашу личность, что кто-то повелевает вами, что кто-то вас заставляет пить вино, выезжать куда-то на квартиры или еще чем-то заниматься. От вас ни одного письма не было, хотя бы шёпота какого-то. Вот здесь сидят отцы-инспектора наши, проректор. Они ни разу не слышали от вас заявления. Где же вы, глупенькие и несчастненькие люди, страдальцы вы наши?! Где же вы раньше-то находились? Всё проходило как-то мимо вас, а вот тут приехала чрезвычайная комиссия московская, и вы говорите: дай-ка я сейчас всё расскажу, что творится в стенах духовной школы, какое безобразие, какие пороки присутствуют в нашей духовной школе.
Мало того, еще я сам видел, как вы, уходя отсюдова, просили телефон дать для контакта с о. Максимом, а если что такое мы будем вам сообщать. Это что? Это предательство. Это самое настоящее предательство! Как Иуда предал Христа, так и вы предаете идеалы нашей духовной школы. Вы всегда говорите, ах, как хорошо в нашей Казанской духовной семинарии, как тут материально все обеспечено. И вы не знаете что ли, как тяжело достается это материальное обеспечение. Ни о. Максим, ни председатель учебного комитета, ни кто там из высших церковных руководителей, палец о палец не ударят, для того, чтобы нам материально помочь, обеспечить питанием, образованием, теми же программами, по которым вы обучаетесь. Это все труд наших преподавателей, это все труд наших руководителей нашей духовной семинарии. Мы думаем, что это все с неба свалилось.
Так жить мы дальше не будем, потому будем применять все строгости. Будем регламентировать нашу духовную жизнь так, как в других духовных учебных заведениях.
Я сейчас сразу вам хочу заявить, что все эти распоряжения, все прошения, которые я вам подписал до этого момента, являются недействительными. Если пришли сюда учиться, так надо учиться тому, к чему вы призваны, а не учиться на борцов, на водителей машин или еще на кого-то. Хотите за двумя зайцами угнаться. Ничего этого не будет! И это касается таких товарищей как Степанов Роман. Потому что он, видите ли, учится на борца, и, по-моему, борцовские качества у него более и более превалируют над качествами христианина православного. Он, видите ли, заявляет, что «инспектор для него не инспектор, а я вот скажу и ты от сюда вылетишь?!» Инспектору на «ты» заявлять о том, что ты отсюда вылетишь!?
Это что такое? Вы думаете, что уже власть в свои руки взяли? Что вы здесь уже приняли духовное руководство в духовной школе? Ничего не получится, друзья мои.
Будет у нас новый проректор по воспитательной части, который будет предъявлять те требования, которые необходимы для каждой духовной школы.
Я хотел бы вас только об одном спросить: а что же вас заставило, дорогие мои друзья, особенно ту восьмерку (посмотрите: только 27 человек подписались, что они ничего плохого здесь, в стенах духовной школы, не видят, а 36 человек, плюс еще восемь человек, видят здесь бардак, видят, что здесь не знаю что творится). Это ваше общее мнение такое? Я хотел бы услышать хотя бы от этих сорока человек, которые против тех порядков, которые существуют в нашей духовной школе.

Иеродиакон Владимир: Да, те 45 человек.

Митроп. Анастасий: Если уж так, то какие предложения вы вносите? Вы осмелели, вы были смелы, когда приехала вот эта комиссия, вы проявили свою смелость, вы подняли руку на меня, подняли руку на руководство нашей духовной семинарии. А чего же здесь-то сидите и молчите?! Чем вы недовольны?
Дмитриев Кирилл, ты ведь ползал там под дверями и подслушивал - чем ты был озабочен в этот момент?

Дмитриев Кирилл (студент пятого курса): Я не подслушивал. Когда это было?

Иеродиакон Владимир: Ну когда это было?!

Иеромонах Филарет: Тринадцатого числа.

Иеродиакон Владимир: Да, в пятницу тринадцатого числа.

Иеромонах Филарет: Около 20-00. Мне еще секунду подсказать тебе? Запись видео прокрутить? Под дверями инспектора ты зачем подслушивал?

Дмитриев Кирилл: Мне просто отца Александра было жалко.

Иеромонах Филарет: Зачем ты подслушиваешь под дверями? Что ты хочешь там услышать? И для кого, самое интересное? Кому ты хочешь дальше это рассказать? Нет, я догадываюсь, конечно. У меня еще пока, слава Богу, интеллект не сдох. Просто от тебя хочется это услышать, чтобы ты сартикулировал это.

Дмитриев Кирилл: Владыка, отец Филарет, я уверяю, я ничего не подслушивал.

Иеромонах Филарет: Я тебе не отец, а Владыка тебе уже не Владыка, по-моему, раз вы так поступаете. Какие отцы?

Митрополит Анастасий: А вы знаете, мы знаем! Вы думаете, все это было тайно? Мы знаем всех этих подписантов: кто подписался «за», кто «против». Всех мы вас знаем теперь, дорогие мои! Так что к вам будет соответствующее отношение!
Неужели за все время нельзя было прийти и сказать: «вот, Владыка, или отец Филарет, вот у меня такие неприятности с отцом Кириллом. Он меня заставляет куда-то ехать на дачу или что-то такое делать...». А вы что, бессловесные? Значит, вам нравилось ездить? Я видел неоднократно, как вы унижались. Мне стыдно было за вас! За вас, подписанты, когда вы на коленках пол мыли у него (отца Кирилла), в квартире убираете, вот это для вас было приятное такое занятие. Хотя это не входило в ваши обязанности. Вы всей душой служили батюшке, и вдруг против этого батюшки: «распни, распни его!».
Я не ожидаю, что вы мне сейчас что-либо сказали хорошего, потому что хорошего от вас ожидать не приходится. Поэтому еще раз хочу сказать, что я прошу отцов-инспекторов и будущего проректора, чтобы все прошения сначала тщательно рассматривались, а потом уже, если будет необходимость, мы можем решить тот или иной вопрос. И никаких этих состязаний спортивных, потому что учимся мы отвратительно, знаний нет никаких. Так, под шумок, все это проходит у нас.

Иеродиакон Владимир: Дожить до пятого курса так, чтобы не разбираться в богослужении! Но зато мы будем ходить заниматься гитарой, в воскресной школе с какими-то девчонками встречаться! В борцовские школы, в бассейны, куда угодно, только вне церкви.

Митрополит Анастасий: Я удивляюсь: какие вы борцы за нравственность?! Видите ли, вас просветили! А то, что, наверно, половина семинарии уже с бабами сожительствует! Мы ведь потом сквозь пальцы смотрим на то. А если говорят, что у священника должна быть девицей матушка. Какие там девицы? Протертые вдовицы у нас появляются! И все это проходит в нарушение канонических правил: рукополагаем вас потом. И вы, просто-напросто... Слишком много предоставляем вам благ.
Ну, естественно, я еще раз хочу поблагодарить вас за тот подарок, который вы мне преподнесли 13 декабря в день моей архиерейской хиротонии, к 25-летию служения в епископском сане. Поэтому мне следует, наверно, задуматься: наверно, пора уже от семинарии духовной как-то отстраниться, потому что так, с такими чадами духовными, просто неохота и нет желания ни общаться, ни работать. Так жить дальше нельзя просто-напросто.

***
Сразу скажу: пунктуацию и орфографию я поправил, чтобы по расшифровке стенограммы нельзя было определить характерные ошибки и по ним вычислить студента.

Кстати, из Устава КазДС:

http://каздс.рф/index.php/o-seminarii/ustav
6. Воспитанникам категорически запрещается приходить на прием к Архиерею без разрешения кого-либо из проректоров. Даже если нарушитель этого требования будет принят Ректором, данный воспитанник может быть наказан на усмотрение проректора по воспитательной части.

Ну тут орфографию я править не стал.

Первое правило политика: никогда не верь ничему, пока не поступит официальное опровержение.

День памяти:
9/22.05 – день кончины (1965 г.)

Митрополит Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич) родился 6 августа 1873 года в день праздника Преображения Господня, в селе Братках Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, где его дед по матери (Кармазиной), а потом отец, были священниками. Отца его звали Алексием, а мать – Анною.
Смерть рано похитила, в детском возрасте, всех братьев и старших сестер Саши, угрожала и ему. Но Господь сохранил ему жизнь среди многих детских болезней, через которые ему пришлось пройти вместе с ними.
О родителях своих позже вспоминал Владыка как о добрых, рассудительных и любящих, ничего не жалевших для его образования.

В ранние годы вразумил Господь Александра познать суету мира сего. Душа его с юности часто тосковала в этом мире, и он нередко оставался одиноким среди «юношей безумных», с упоением предававшихся жизненным наслаждениям.
Будучи пятнадцати лет от роду, он особенно глубоко почувствовал ничтожество всего земного, стал уклоняться от людей, сделался задумчив и охладел не только ко всем радостям жизни, но и к самой жизни, считая, что все ничтожно перед вечностью. Он был готов оставить школу и уйти в монастырь. Родителям стоило большого труда убедить его отложить исполнение такого решения до более зрелого возраста.

Александр окончил Тамбовское Духовное училище.
В 1893 году – Тамбовскую Духовную семинарию.

В 1897 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата Богословия.
В то время ректором академии был архимандрит Антоний (Храповицкий), будущий Первоиерарх Русской Церкви Заграницей. Здесь же молодой Александр познакомился и с архимандритом Сергием (Страгородским), инспектором академии.

В апреле 1898 года Тамбовским епископом Александром (Богдановым) в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре был пострижен с именем Анастасий, в честь преподобного Анастасия Синаита.
23 апреля владыкой Александром рукоположен во иеродиакона.
Вскоре затем – во иеромонаха.

В августе 1898 года ректором Московской Духовной академии архимандритом Арсением (Стадницким) отец Анастасий был приглашен на должность помощника инспектора родной ему академии, в которой оставался два года.

В 1900 году назначен инспектором Вифанской Духовной семинарии.

С июля 1901 года состоял в должности ректора Московской Духовной семинарии в сане архимандрита, после посвящения в сан епископа его предшественника архимандрита Трифона (князя Туркестанова).
Свое педагогическое служение в те годы отец Анастасий проходил под руководством своего дяди, митрополита Владимира (Богоявленского), будущего священномученика.

29 июня 1906 года в Московском Успенском соборе отец Анастасий был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, с местопребыванием в Свято-Данииловом монастыре.
В своем слове при наречении во епископа в порыве прозрения он предрек, что: «…время гонений для служителей Церкви не миновало: пастыри Христовы всегда были, как овцы среди волков, а теперь, быть может, наступают такие дни, когда мы снова увидим обиды, угрозы, разграбление и описание имений, храмы, обагренные кровью и из храмов соделавшиеся кладбищами».
С 1906 по 1914 год он – настоятель Свято-Даниилова монастыря, следующий после епископа Никона (Рождественского), бывшего даниловским настоятелем в 1904-06 годах.
Долговременное пребывание в Москве (около восьми лет в должности викария Московской епархии и настоятеля обители благоверного и преподобного князя Даниила, а считая годы учения – свыше двадцати) дало владыке Анастасию многосторонний опыт. Его духовный облик сложился под влиянием славных московских святынь и великого иерарха Российской Церкви Московского митрополита Филарета (Дроздова).
Он был близок к таким философам как Е.Н. и С.Н. Трубецкие, к потомкам славянофилов Д.А. Хомякову, Ф.Д. и А.Д. Самариным. Его глубоко уважала мученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна, которой он позднее устроил усыпальницу в Иерусалиме. Но одновременно почитала владыку Анастасия и православная купеческая Москва, и вообще Москва, жившая церковной жизнью. Он был известен народу как аскет и молитвенник, притом придающий Богослужению не только уставность, но и музыкальную красоту.
Владыке Анастасию поручалось руководство торжественным прославлением святителя Гермогена, церковной стороной торжеств в Москве по случаю 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия Дома Романовых.

14 мая 1914 года он был переведен на самостоятельную Холмскую и Люблинскую кафедру.
Уже бушевала Первая мировая война, вскоре распространившаяся и на территории Холмской епархии. Был момент, когда Владыка один оставался в Холме, уже покинутом военными и гражданскими властями. На плечи епископа легла забота о беженцах, он отдал свой дом под лазарет для раненых. Он также посещал передовые позиции, ободряя войска действующей армии Юго-Западного фронта, совершал молебны и панихиды. Его патриотические проповеди отличались искренним вдохновением и красноречием.
За свои труды Владыка был награжден орденом святого Владимира 2-й степени.

В 1915 году получил необычную для духовного лица награду – орден святого благоверного Великого князя Александра Невского с мечами «во внимание, – как говорилось в Высочайшем рескрипте, – к отлично усердному служению Церкви Божией и самоотверженной и доблестной деятельности во время военных действий».

Когда наступил роковой 1917 год и многие даже в среде духовенства были охвачены революционным угаром, архиепископ Анастасий не поддался веянию времени и твердо встал на защиту Церкви Христовой от всяких посягательств как на чистоту веры, так и на ее канонический строй.

Участвовал в делах Всероссийского Поместного Собора 1917-18 годов, возглавлял Отдел церковного имущества и хозяйства, возглавил соборную комиссию, выработавшую чин интронизации новоизбранного Патриарха.
Решительно выступил против записки 32-х противников патриаршества. Свое выступление закончил так: «Церковь становится воинствующей, она должна защищаться не только от врагов, но и от лжебратии. А если это так, то Церкви нужен вождь».
После избрания Патриархом святителя Тихона (Белавина) владыка Анастасий как знаток древних уставов возглавил соборную комиссию, создавшую чин настолования (интронизации) Первосвятителя. На него же была возложена и организация торжеств при интронизации.
Он приобрел репутацию одного из лучших проповедников, достигнув этого не только природным дарованием, но и усердным трудом. Именно ему было поручено проповедовать при интронизации патриарха Тихона.
Архиепископ Анастасий был избран членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
После настолования и молебствия с крестным ходом внутри Московского Кремля, разоренного и поруганного, Святейший Патриарх Тихон, по древнему обычаю, совершил объезд Кремля. Он выехал из Кремля в открытом экипаже, выбрав спутниками своими архиепископа Анастасия (Грибановского) и епископа Пахомия (Кедрова), следовавших за ним в отдельной коляске.

В марте 1918 года владыка Анастасий был награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке.

Как член Синода и один из самых доверенных сотрудников патриарха Тихона, он оставался еще несколько месяцев в Москве, участвовал в составлении актов об анафематствовании коммунистических безбожников и составил протест Патриарха против захвата Кишиневской епархии румынами. Румынская церковные и гражданские власти потребовали от архиепископа Анастасия выйти из канонического подчинения Русской Церкви и войти, вместе с Кишиневской епархией, в состав Церкви Румынской, но ни он, ни его викарии не согласились. Последние были насильно высланы из епархии, а владыка Анастасий, попытавшись проехать в свою епархию в октябре 1918 года, не был пропущен через румынскую границу, и вынужденно остановился в Одессе.

В 1919 году архиепископ Анастасий уехал в Константинополь и пребывал в Галате, в подворье русского Пантелеимонова монастыря.
15 октября 1920 года Временным Высшим Церковным Управлением Юго-Востока России, возглавляемым митрополитом Антонием (Храповицким), был назначен на правах епархиального архиерея управляющим русскими приходами Константинопольского округа, число которых быстро росло.
22 ноября 1920 года он был включен в состав ВВЦУ, заседания которого проходили в Константинополе, и избран заместителем митрополита Антония.
Владыка Анастасий возглавил Русский Комитет в Константинополе, объединявший до 35 организаций, организовывал общины, распределял прибывшее духовенство, находил помощь для нуждающихся и развил среди русских беженцев, числом до ста семидесяти пяти тысяч, плодотворную и многостороннюю пастырскую деятельность. Неоднократно приглашали его служить и в греческих храмах. Он оставался в Константинополе до 1924 года.

Архиепископ Анастасий являлся одним из заместителей председателя «Общего собрания представителей Русской Заграничной Церкви», позже переименовавшего себя в Русский Всезаграничный Церковный Собор 21 ноября – 2 декабря 1921 года в Сремских Карловцах в Сербии. Он возглавлял на Соборе отдел духовного возрождения России. Как председатель этого отдела выступил с докладом по вопросу о восстановлении Монархии в России. После длительного обсуждения Собор принял обращение к эмигрантской пастве с призывом молиться о восстановлении в России Монархии и Царствующего Дома Романовых.

С 13 сентября 1922 года владыка Анастасий вошел в созданный Архиерейским Собором в Сремских Карловцах временный Архиерейский Синод (вне юрисдикции Московского Патриархата), который стал правопреемником ВЦУЗ.

В 1923 году присутствовал в качестве представителя Русской Церкви на так называемом «Всеправославном Конгрессе», созванном патриархом Мелетием в Константинополе. Архиепископ мужественно возвысил голос против всех предложенных здесь новшеств, противоречащих священным канонам, веками освященным благочестивым традициям и обычаям. Архиепископ Анастасий явился главным оппонентом этого воплощения обновленчества, в то время как митрополит Антоний (Храповицкий) протестовал против него в переписке с православными патриархами. Благодаря их противодействию обновленчество на Православном Востоке не развилось многим далее насаждаемого из Константинопольского Патриархата «нового» календаря.

Вскоре после «Конгресса» последовал неблагоприятный поворот в отношениях Вселенского Патриаршего престола к Русской Церкви и патриарху Тихону, имя которого Константинопольский Патриарх запретил возносить в русских приходах в Константинополе, также не позволяя сноситься с Русским Архиерейским Синодом Заграницей.
В 1924 году Константинопольская Патриархия организовала особую следственную комиссию по делу русских архиереев, которые, по ее мнению, незаконно вторглись в ее компетенцию по окормлению русской паствы. Результатом стало запрещение в служении нескольких русских архиереев, в том числе владыки Анастасия, который был вынужден после Пасхи 1924 года покинуть Царьград и выехать через Францию в Болгарию. Там он принял участие в освящении Александро-Невского собора в Софии.

В течение десяти лет пребывал владыка Анастасий в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, выезжая ежегодно в Сремские Карловцы на Архиерейский Собор.
Привел в порядок имущественные дела Русской Духовной Миссии путем сдачи в аренду некоторых участков и возведения нескольких построек с помощью займов. И англичане, и греки уважали Владыку и считались с ним.

Указом Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Московского Сергия (Страгородского) от 22 июня 1934 года, в числе прочих «карловацких епископов», владыка Анастасий был запрещен в священнослужении.

10 сентября 1934 года Архиерейский Собор в Сремских Карловцах особым постановлением отверг указ митрополита Сергия (Страгородского) от 22 июня 1934 года о запрещении в священнослужении карловацких епископов. Под соборным постановлением стоит и подпись владыки Анастасия.

В 1935 году Сербским Патриархом Варнавой владыка Анастасий был возведен в сан митрополита и оставлен на постоянное пребывание в Сремских Карловцах в качестве помощника находившегося в болезненном состоянии Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого).

10 августа 1936 года, после кончины митрополита Антония (Храповицкого), владыка Анастасий как старейший по хиротонии архиерей и первый заместитель почившего был единодушно избран Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, председателем Архиерейского Собора и Синода.
Ежедневно владыка митрополит Анастасий, являвший всем пример строго иноческой жизни, посещал Божественную литургию в Троицкой церкви и до поздней ночи занимался церковными делами. Во все воскресные и праздничные дни он сам совершал Богослужение и неизменно сам же проповедовал. Проповеди его захватывали слушателей художественностью стиля, тонкой отделкой мысли и разносторонней содержательностью.

В 1938 году немецкими властями была оказана помощь в ремонте девятнадцати русских православных храмов в Германии и выделены деньги на сооружение собора в Берлине, был принят закон об имуществе РПЦЗ в Германии.
12 июня 1938 года митрополит Анастасий обратился к Гитлеру с благодарственным адресом, в котором говорилось: «Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду».

В августе 1938 года под председательством владыки Анастасия в Сремских Карловцах прошел II Всезарубежный Церковный Собор, который, среди прочего, осудил переход управляющего Зпадноевропейскими русскими приходами митрополита Евлогия (Георгиевского) в юрисдикцию Вселенского Патриарха, а также гонения на Церковь в СССР.

С перемещением Архиерейского Синода Зарубежной Церкви из Карловцев в Белград туда переехал и его председатель митрополит Анастасий, управлявший одновременно на правах епархиального архиерея русскими приходскими общинами в Югославии. Здесь, неподалеку от русской Свято-Троицкой церкви, являвшейся фактически его кафедральным собором, он провел первые годы Второй мировой войны.
Будучи ценителем науки, владыка Анастасий объединил вокруг себя ученых и общественных деятелей и наиболее просвещенных служителей Церкви, собирая их периодически на совещания. При Архиерейском Синоде учредил особый Ученый комитет, возглавленный магистром Богословия архиепископом Тихоном (Лященко). Пример Владыки способствовал расцвету духовной жизни русских в Белграде.

Для Югославии Вторая мировая война началась 6 апреля 1941 года, когда немцы вторглись в страну и вскоре захватили ее. Неожиданная бомбардировка Белграда 6 апреля заставила большинство населения бежать, и русские остались почти одни в полуразрушенном городе. Несмотря на падавшие кругом бомбы, во время налета митрополит Анастасий оставался на своем архиерейском месте в алтаре, а чредное духовенство служило молебен перед чудотворной иконой Божией матери "Знамение" Курской-Коренной. И это несмотря на то, что в непосредственной близости от церкви упало целых пять бомб, сгорела соседняя сербская церковь святого Марка, а у самой церковной стены двое суток пылал гигантский костер из зажженного бомбой склада бревен.
На второй день, 7 апреля, в самый праздник Благовещения, когда происходила особенно сильная бомбардировка, владыка Митрополит присутствовал на Божественной литургии, которую совершал в подвале Русского дома один из священников для множества укрывавшихся там людей. Эта литургия, совершенная в обстановке, напоминавшей катакомбы древних христиан, на всю жизнь запечатлелась в памяти у тех, кто на ней был. Все присутствовавшие, до трехсот человек, по благословению владыки Митрополита причащались после общей исповеди, ввиду явно грозившей всем смертельной опасности.
Ровно через неделю, в Лазареву субботу, в совершенно разгромленный и опустошенный город вошли немцы, и начались тяжкие для русской эмиграции в Югославии годы. Вместе со своей белградской паствой Владыка благодушно переносил и голод, и холод, и всевозможные стеснения и лишения, разные неприятности со стороны оккупационных германских властей и выпады враждебного отношения со стороны известной части сербского населения, поддавшейся коммунистической пропаганде.

После начала войны Германии с СССР Владыка воздерживался от заявлений в поддержку Германии; но в своем пасхальном послании за 1942 год писал: «Настал день, ожидаемый им [русским народом], и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего».

21 октября 1943 года в Вене митрополит Анастасий возглавил Совещание восьми епископов РПЦЗ, которое свидетельствовало о неканоничности и недействительности состоявшегося 11 сентября того же года избрания митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси и невозможности вследствие этого признать митрополита Сергия законным Патриархом.

С Пасхи 1944 года начались почти ежедневные налеты на Белград англо-американских бомбардировщиков, уносившие множество жертв, но, несмотря на явную угрозу жизни, Митрополит ни в чем не изменял своего обычного образа жизни, вдобавок к прочему навещая раненых, хороня убитых и утешая обездоленных. По его благословению духовенство стало совершать обходы домов с чудотворной Курско-Коренной иконой, от которой стали происходить обильные чудотворения.
Будучи непримиримым к иноверческой и инородческой советской власти, владыка Анастасий благословлял тех, кто боролся с нею. Полную поддержку его встретил Русский Охранный Корпус в Югославии. Поддержал Владыка и начинание генерала Власова, с которым лично встречался в Карлбаде (ныне Карловы Вары), где он проживал, когда, вместе с основной массой русских, должен был покинуть Югославию, с приближением красных.

В сентябре 1944 года, когда советские войска уже приближались к Белграду, главная масса русских обитателей его устремилась в Вену, куда эвакуировался и Архиерейский Синод Зарубежной Церкви. И здесь митрополит Анастасий не переставал служить во время бомбежек.
Из Вены митрополит с Синодом переехали сначала в Карлсбад.
Летом 1945 года – в Мюнхен, который на время сделался крупным центром русской церковной и общественной жизни.

В этот период, в апреле 1945 года, патриарх Московский Алексий I обратился к клиру Русской Православной Церкви Заграницей с призывом вернуться в лоно Матери-Церкви, но не был признан Синодом во главе с митрополитом Анастасием. Тогда же была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось об «установлении молений о помощи Божией для освобождения России от большевистско-коммунистического ига».

На Архиерейском Соборе в мае 1946 года в Мюнхене был воссоздан Архиерейский Синод РПЦЗ, в который влилась значительная группа русских архиереев, выехавших из контролировавшейся Германией территории СССР.
Собор постановил отметить пятидесятилетие священнослужения, сорокалетие епископства и десятилетие первоиераршества владыки Анастасия принятием им титула «Блаженнейшего», правом ношения двух панагий и преднесением креста, но Владыка категорически отверг эти почести и уклонился от участия в юбилейных празднествах.

С 1948 года шло массовое переселение русских в США, и многие стали упрашивать Митрополита переехать с Архиерейским Синодом туда же.
24 ноября 1950 года митрополит Анастасий переехал из Мюнхена в Нью-Йорк (США).
25 ноября отбыл в Троицкий монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), где совершил освящение новопостроенного каменного храма в честь Святой Троицы. После того состоялся Архиерейский Собор, в котором приняли участие одиннадцать иерархов РПЦЗ.
Здесь же, впервые в истории РПЦЗ, Владыкой был совершен чин мироварения и освящения мира, которое прежде РПЦЗ получала от Сербской Церкви.
Новая волна русских беженцев, прибывавших из Азии и Европы, в большинстве предпочла остаться под омофором митрополита Анастасия и с их прибытием возникло около ста новых приходов. Митрополит, несмотря на преклонные годы, предпринимал частые поездки, выступал на торжествах и собраниях, и продолжал рукополагать новых архиереев: Антония (Синькевича) во епископа Лос-Анжелосского (19.VIII.1951); Аверкия (Таушева) во епископа Сиракузско-Троицкого (25.V.1953); Савву (Раевского) во епископа Мельбурнского (24.I.1954); Антония (Медведева) во епископа Мельбурнского (18.XI.1956); Савву (Сарачевича) во епископа Эдмонтонского (28.IX.1958); Нектария (Концевича) во епископа Сеатлийского (11.III.1962).
Уже в 1951 году владыка Анастасий совершил поездку через северо-американский материк – в Калифорнию и с тех пор проводил зиму в Нью-Йорке, а немалую часть лета – в полюбившейся Калифорнии. В Америке Митрополит совершал сам и благословлял частые обходы приходов и домов с Курско-Коренной иконой, названной «Одигитрией русского рассеяния».

В феврале 1952 года резиденция митрополита и Синода переместилась в Нью-Йорк.

Думая о приближавшемся в 1956 году 50-летнем юбилее архиерейского служения Владыки, паства снова хотела достойно отпраздновать это событие, но скромный архипастырь вновь уклонился от чествования.

Последние годы жизни Митрополита были омрачены смутой в связи с постройкой нового кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в Сан-Франциско, когда неразумные из клира и прихожан, вдохновляемые силами зла, воздвигли гонения на руководившего этой постройкой блаженного святителя Иоанна (Максимовича). Но вскоре молитвами и трудами архиепископа Иоанна все трудности постепенно были преодолены.
Митрополит же Анастасий стал все больше недомогать, был помещен в больницу на обследование, после чего уже едва мог ходить без посторонней помощи.

Чувствуя свою немощь, владыка Митрополит объявил архиереям, что решил уйти на покой, и предложил избрать ему преемника.
27 мая 1964 года на Архиерейском Соборе в день Преполовения Пятидесятницы новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви был избран епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский), а митрополит Анастасий ушел на покой, сохранив почетное председательство в Синоде и получив, по единодушному решению членов Собора, титул «Блаженнейшего» с правом ношения двух панагий и преднесения креста, от чего прежде столь решительно отказывался.
Большой радостью для Блаженнейшего владыки Анастасия было состоявшееся на этом же Соборе прославление святого праведного Иоанна, Кронштадтского чудотворца.

22 мая 1965 года вечером, в возрасте девяносто одного года, митрополит Анастасий (Грибановский) почил, окруженный почитателями, в своих покоях в новом Синодальном доме в Нью-Йорке. Разрешительную молитву прочел его многолетний духовник архиепископ Аверкий (Таушев). Облачение тела почившего в архиерейские одежды по чину было совершено присутствовавшим при кончине Преосвященным Нектарием (Концевичем), епископом Сеатлийским.
В лице митрополита Анастасия ушел из временной жизни последний в Зарубежье представитель архипастырского сонма дореволюционной Императорской России и в то же время последний остававшийся в живых член Священного Синода Российской Церкви, то есть последний носитель для всех бесспорно законной церковной власти, избранной на последнем свободно созванном Поместном Соборе Российской Православной Церкви в 1917 году. Он был последний на то время архиерей, к благословляющей деснице которого припадал смиренно Помазанник Божий Царь-Мученик Император Николай Второй, светлую память о котором он с любовью хранил всю жизнь.
23 мая в Синодальном соборе была совершена соборно архиерейским чином, с митрополитом Филаретом во главе, Божественная литургия, а затем в течение дня целый ряд панихид над гробом почившего. Заупокойная литургия последовала 24 мая, на которой служило одиннадцать архиереев и шестнадцать священников, затем отпевание, а затем, 25 мая – цикл погребальных служб и погребение под алтарем монастырского храма Святой Троицы в Джорданвилле, рядом с гробницей архиепископа Тихона (Троицкого).

Литература:
1. Церковные ведомости, 1906, № 24, 323, № 26, 335; 1909, № 36, 339; 1912, № 34, 332; 1914, № 21, 256.
2. Прибавления к Церковным ведомостям, 1915, № 44, 2248.
3. Изв. Каз. еп., 1914, № 3, 80; 1911, № 35, 1019-1022.
4. ЖМП, 1932, № 9-10, 5; 1946, № 3, 26-31; 1948, № 6, 36-38; 1953, № 7, 32-39; 1954, № 2, 47; 1958, № 11, 18-19.
5. Прав. Собес., 1908, январь, 53, ноябрь, 594.
6. Кормчий, 1915, № 29, 342.
7. Холмский народный календарь 1917 год, 55, 58, 59, 63, 64, 85, 111, 117-121.
8. Миссионер. Календарь, 1907, 128.
9. Сергий, еп., Несколько слов по поводу раскольничьей деятельности митрополита Анастасия. Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год, 166-167. Булгаков, 1406.
10. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке, ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 34.
11. Православная Русь, 1963, 15, 5.
12. Православная Русь, 1965, 10, 4.
13. Зернов, Н.М., сост., Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972, Boston: G. K. Hall & Co., 1973.
14. Шкаровский, М.В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР), Москва, Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 508.
15. Евлогий (Георгиевский), митр., Путь моей жизни, Москва, Московский рабочий; ВПМД, 1994.
16. Митрофан (Зноско-Боровский), еп., Хроника одной жизни, Москва, Свято-Владимирское братство, 2006, 548-585.
17. Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. Альбом издательства «Даниловский благовестник». М.,2000.
18. Аверкий, архиеп., Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Анастасия: http://www.holytrinitymission.org
19. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке, ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 34.
20. Н. Тальберг. Памяти митрополита Анастасия. Русская Православная Церковь Заграницей. В 2-х томах. 1968. Printed in the U.S.A. Т. 1, С. 274-287.
21. Завещание Блаженнейшего митрополита Анастасия. Русская Православная Церковь Заграницей. В 2-х томах. 1968. Printed in the U.S.A. Т. 1, С. 288-293.

Центр церковной жизни Московской патриархии в эти дни переместился в Ульяновск. Вместе с митрополитом Анастасием (Меткиным), переведенным туда «на понижение» из Казани. Анастасий — центральный персонаж «голубого скандала», раскрученного протодиаконом Андреем Кураевым в конце 2013 — начале 2014 года.

В день приезда Анастасия в Ульяновск, 20 июля, его встречали два священника и около 50 мирян, скандируя «Анаксиос!» («Недостоин!»). Протест, облеченный в строго каноническую форму, да еще и на греческом языке, сторонники Анастасия тут же окрестили «майданом» — чтобы напугать гражданскую власть, которая так же неоднозначно встретила одиозного иерарха. Патриарх Кирилл осудил «восстание черни» и укрепился в своем намерении утвердить Анастасия на Симбирской митрополии любой ценой…

Против чего кричим?

Неизвестное широкой публике греческое слово «Анаксиос» — это теперь пожизненный титул нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия (Меткина), главы Симбирской митрополии Русской православной церкви Московской патриархии (РПЦ МП), охватывающей территорию Ульяновской области. Анастасия назначил в Ульяновск Священный Синод на своем заседании 13 июля с.г. в Санкт-Петербурге. До этого, с 1988 года, Анастасий бессменно сидел на Казанской кафедре — гораздо более богатой и обустроенной, чем Симбирская. Вне всяких сомнений, его понижение по должности стало результатом «голубого скандала» с сильным криминальным оттенком, разразившегося в Казанской епархии, перекинувшегося на епархии-«побратимы» (в первую очередь Тверскую), затронувшего самого патриарха Кирилла (Гундяева) и грозившего расширяться и далее. Скандал вылился в десятки газетных публикаций, ни одна из которых не опровергнута. А на этот случай в церковном праве Православной церкви есть особый канон, фактически объявляющий виновным и недостойным сана епископа, который в течение года не оправдался в выдвинутых против него обвинениях подобного свойства.

Этот канон — 90-е правило Карфагенского Собора (419 г.). Поскольку оно сыграет ключевую роль в нашем деле, прочитаем его внимательно: «Когда на состоящих в клире бывает донос и объявляются некоторые обвинения, тогда… если желают, как и должно, защищать свое дело и позаботиться о доказательствах своей невинности, да учинят сие в течение года, в который должны быть вне общения. Если же в течение года вознерадят очистить свое дело, то после сего никакой глас от них да не приемлется». Переведем на современный язык: если обвиняемый клирик в течение года не докажет свою невиновность в «некоторых обвинениях», то после этого никакие доводы в его защиту уже не принимаются, то есть он официально считается виновным. Обвинения против Анастасия выдвигались давно, но их пик пришелся на начало минувшего года. Значит, согласно действующему закону РПЦ МП, сейчас митрополит официально считается виновным в сексуальном сожительстве с лицами своего пола, в том числе несовершеннолетними, покрывании сексуального насилия со стороны руководства Казанской семинарии по отношению к ее воспитанникам, а также в безосновательных репрессиях в отношении пострадавших. Более мелкие обвинения (например, в принудительном выселении из Казани своего предшественника по кафедре архиепископа Пантелеимона) оставим за скобками.

Понятно, что в светском государстве сексуальная ориентация является частным делом гражданина; уголовная ответственность «за содомию» осталась в советском прошлом. «Социальная концепция» РПЦ МП тоже признает наличие у некоторых людей подобной ориентации, но допускает их к церковному общению, только если они не реализуют эту ориентацию на практике, то есть не вступают с лицами своего пола в интимные отношения. Такой подход основан на прямолинейном осуждении гомосексуализма в Священном Писании — как Ветхого, так и Нового Завета. Соответственно, строгим наказаниям подвергаются священнослужители, особенно епископы, впавшие в мужеложство. На эту тему есть десятки церковных канонов.

Однако в случае с Анастасием гнев народный вызвала не столько его ориентация как таковая (этого в среде высшего духовенства более чем достаточно), сколько вовлечение в действия сексуального характера воспитанников семинарии — лиц, находящихся в заведомо зависимом положении, да еще и с использованием шантажа. В отличие от гомосексуализма самого по себе, такие действия квалифицируются российским Уголовным кодексом как преступление (ст. 133), и в правоохранительные органы Казани поступали соответствующие заявления, по которым даже проводились проверки. Но аппаратные возможности Анастасия всегда позволяли эти дела «загашать», а жалобщики, если это были семинаристы, изгонялись из учебного заведения.

Протодиакон Андрей Кураев — лицо, еще недавно особо приближенное к патриарху — опубликовал множество трагических историй семинаристов и других церковных юношей, подвергшихся сексуальному насилию. Действия безнаказанных лжепастырей многим из них буквально разбивали жизнь и калечили психику. Для полноты картины — фрагмент одной из жалоб воспитанника Казанской семинарии (при ректоре Анастасии): «11 октября 2012 года. В этот день, после семинарского ужина, проректор по воспитательной работе игумен Кирилл (Илюхин) позвонил мне на сотовый телефон и предложил мне встретиться с ним для совместного отдыха. Так как отец Кирилл проректор, я подчинился ему. <...> Затем мы приехали на территорию какого-то храма (не помню, было темно) к друзьям отца Кирилла, где уже к этому времени натопили баню и накрыли… В парилке отец Кирилл схватил меня за половые органы и объяснил, что случайно. Отец Кирилл поил меня алкоголем. <...> Около 7.00 утра я проснулся от боли. Отец Кирилл применял ко мне действия сексуального характера. Я выбежал из дома в одних штанах… Подобное в нашей семинарии происходило не только со мной».

Игумен Кирилл (Илюхин) — многолетний «сподвижник» митрополита Анастасия — лишь после ряда скандалов в прессе и после признания его виновным комиссией Учебного комитета Московской патриархии был уволен со своей должности и из Казанской епархии. Сейчас он благополучно подвизается в Тверской епархии, которую возглавляет коллега Анастасия по ориентации.

Симбирских православных, восставших против назначения им одиозного митрополита, сейчас критикуют с двух сторон. Официоз — за то, что они проявляют непослушание патриарху и Синоду, устраивают «майдан» (и это все пахнет административными, а то и уголовными — по провинциальному рвению — делами). Либеральная общественность — за то, что они гомофобы и отказывают своему новому владыке в праве иметь иную сексуальную ориентацию. Ну, с официозом все понятно, а вот либеральные оппоненты несколько передергивают. Все-таки пафос протеста симбирцев состоит в неприятии: а) уголовных преступлений, покрываемых церковным руководством; б) игнорировании требований канонов и циничной демонстрации своей вседозволенности. Среди «голубого лобби» РПЦ МП есть «тихие» и «буйные» — про «тихих» многие знают, но стараются на них не обращать внимания (дескать, «личная жизнь», «сам ответит перед Богом»), а вот «буйные» своим демонстративным и криминальным поведением просто провоцируют гражданский протест. И этот протест не имеет ничего общего с «гомофобией».

Духовный «майдан»

Но вернемся в «революционный» Симбирск и попробуем восстановить хронологию восстания против Анастасия — по рассказам неформального лидера этого восстания, ключаря старого городского собора протоиерея Иоанна Косых (в местной прессе его уже окрестили «раскольником», хотя из РПЦ МП он никуда не уходил).

Сразу после решения Синода, 13 июля, множество священников Симбирской митрополии высказали недовольство и даже готовность протестовать. Однако когда появилось Обращение клириков и мирян митрополии к ее бывшему уже главе митрополиту Феофану (Ашуркову), подписать его решились лишь два священника, активисты молодежного клуба «Епархиальный» и некоторые миряне. Днем 16 июля об этом Обращении узнали в Московской патриархии — и посыпались звонки оттуда в Ульяновск. С местным благочинным разговаривал сам патриарх Кирилл, который в чрезвычайно резкой форме требовал выявить «зачинщиков» Обращения, заверял, что никто Анастасия не уберет, и ставил ультиматум: «Если до завтрашнего дня конфликт не будет улажен, все священники, которые подписали бумажку, пойдут под запрет до конца жизни». Заметим, что Обращение носит вполне верноподданнический характер, цитирует 90-е правило Карфагенского собора и просит дать ответы на несколько вытекающих из него вопросов. Авторы Обращения отнюдь не уверены в том, что Анастасий действительно виновен, — им непонятно, почему он сам, по этому правилу, как бы признает себя виновным и при этом продолжает служить.

17 июля, во время крестного хода по центру города, посвященного дню Царственных мучеников, протоиерей Иоанн Косых и священник Георгий Рощупкин обратились к народу с проповедью, разъясняя, почему нельзя принимать Анастасия. Эта проповедь стала для них «точкой невозврата». Какие-либо попытки двух отцов вступить в контакт с местным церковным руководством 18 и 19 июля успехом не увенчались.

Наконец, 20 июля днем на роскошном внедорожнике в Ульяновск въехал главный герой нашей истории. За час до Всенощной у входа в Вознесенский кафедральный собор стали собираться недовольные миряне, тут же появились и ярко разодетые казаки с нагайками и саблями, а также неизвестные люди в камуфляжной форме — охранять нового митрополита от его новой паствы. Особо пикантным было положение казачков — любители погонять геев и ненавистники «Гейропы», на сей раз охотно сослужили службу главному герою казанского «гей-скандала». При появлении Анастасия собравшиеся, к которым присоединились и два священника, стали скандировать литургический возглас «Анаксиос!». Это слово — напоминание о славных временах народовластия в христианской Церкви первых веков. Ведь тогда священников и епископов выбирала из своей среды сама община (этот порядок сохранен и в церковных канонах, однако патриарх с Синодом не хотят его исполнять).

Для рукоположения нового епископа в город, где ему предстояло служить, съезжались епископы соседних городов, которые и спрашивали местный народ: «Аксиос?» («Достоин?») И народ, как правило, кричал в ответ: «Аксиос!» Если же по каким-то причинам раздавался хотя бы один возглас «Анаксиос!» («Недостоин!»), рукоположение сразу же приостанавливалось (переносилось) и начинался судебно-канонический разбор: какие обвинения против кандидата имеет кричавший «Анаксиос».

В эпоху государственного православия (в том числе в советские времена) этот диалог превратился в формальность: если гражданская власть уже утвердила кандидата, кто из простого народа посмеет возразить после его рукоположения, а если и посмеет, то кто его послушает? В современных храмах при рукоположении тоже звучит «Аксиос», но поют его мелодично, в алтаре и на клиросе, а народ безмолвствует, не совсем понимая вообще, что это и к чему поется. Но вот симбирский православный народ не безмолвствовал: он вернул «Аксиос — Анаксиос» его древний исконный смысл. И митрополит Анастасий — вполне каноничным путем — получил теперь новое, очень неприятное для него звание: Анаксиос. Так его уже и называют православные в соцсетях.

Анастасий-Анаксиос суетливо пробежал мимо кричащего народа, отгороженного казаками, прикрываясь иконой Божией Матери. Возможно, он ожидал, что в него полетят камни или, в крайнем случае, яйца. Но люди действовали цивилизованно — строго по канонам и по законам. Казачки пытались не пустить православных в храм, чтобы Анаксиос в уединении совершил там свою первую службу на новой кафедре. Но люди в храм вошли и еще несколько минут повторяли свое «Анаксиос!». Казачки и люди в камуфляже, не сняв головных уборов, суетились вокруг православных, порываясь, но не решаясь применить силу. Силу применил в конце концов один почтенный протоиерей, ударив по лицу православную мирянку (фото удара облетело интернет с подписью «Голубая империя наносит ответный удар». Между прочим, облачения духовенства в этот день, как нельзя кстати, были именно голубыми). Через несколько минут люди мирно покинули храм.

Напуганный Анастасий-Анаксиос, заикаясь, произнес свою первую на новом месте проповедь, дав оценку случившемуся. Из этой проповеди становится ясно, что его — ни больше ни меньше — хотели убить, но только Божия Матерь не допустила, а он все равно готов и мечтает погибнуть у престола в алтаре. Протестовавшие миряне — это все «майдан», они проплачены, они обязательно попадут в ад после смерти, а на земле понесут суровое наказание от репрессивной машины. Самый гнусный «враг Церкви» — Кураев, само существование которого у митрополита вызывает «сожаление» (тут явный намек на то, что именно Кураев организовал проплату Госдепом ульяновского «майдана», и только из-за работы «пятой колонны» в ФСБ Кураев до сих пор не арестован как шпион и диверсант). Видно все-таки, что разоблачения протодиакона попали Анастасию не в бровь, а в глаз. Наконец, сравнив свою недовольную паству со свиным стадом, новый владыка пожелал ей быть «низвергнутой в бездну адскую». Ну что ж, родина Ленина долго ждала такого доброго пастыря.

Обращает на себя внимание еще одна деталь первой проповеди Анастасия. По его словам, духовным воспитателем будущего митрополита был всемирно известный старец из Псково-Печорского монастыря о. Иоанн (Крестьянкин), которого в 2000 году посещал Путин. Анастасий дал понять, что старца обвиняли в подобных митрополичьим грехах, за что тот просидел 7 лет в советской тюрьме. Согласно же официальной биографии, о. Иоанн был осужден по ст. 58.10 УК РСФСР — «антисоветская агитация и пропаганда».

Любопытно, что по сути Анастасий не опровергает выдвинутых против него обвинений, как он не опровергал их в течение года, предусмотренного 60-м правилом Карфагенского собора. Вот фрагмент его проповеди 21 июля: «Да, я грешный человек, может, я недостоин по меркам тех людей, которые сейчас стоят во главе этого майдана, но не им судить. Господь мне судья, руководитель, и если Он привел меня сюда, то у престола могу принять мученическую смерть от рук вот таких людей». Получается, что в целом Анастасий не отвергает тех обвинений, которые против него выдвигаются, он лишь считает некомпетентной судебной инстанцией протестующий народ, а готовится дать ответ лишь Богу. То есть, по учению Анастасия, методами церковной демократии и канонов его не сместить нипочем, чего бы он ни натворил.

И последняя деталь. В условиях нынешней российской «симфонии властей» вновь прибывшего на кафедру — тем более митрополию, в областной центр — архиерея должен встречать местный губернатор. Между прочим, провожая Анастасия из Казани, глава Татарстана наградил его высшим орденом республики. Губернатор же Ульяновской области Сергей Морозов, выходец из офицерской среды с некоторым кодексом чести, счел за благо уклониться от встречи с Анастасием, прислав на нее своего заместителя, да еще и одетого подчеркнуто неформально. Со своей стороны, Анастасий уклоняется от любых контактов с прессой, у которой к нему накопилось немало вопросов. Неумело отдуваться приходится привезенному из Казани секретарю (с соответствующей репутацией) Филарету Кузьмину — бывшему 19-летнему проректору Казанской семинарии по кличке Кузя. Явно не веря своим словам, Филарет без конца повторяет журналистам: «Майдан… Толпа привезенных сюда профессиональных митингующих… за определенную плату… пытаются физически и практически уничтожить митрополита».

Очевидно, история с протестом клириков и мирян Ульяновска против патриархийного беспредела только начинается. В этой истории много всего переплелось: и усталость от постоянных унижений и лишения права голоса рядовых клириков и мирян, и неприятие показной, совершенно нехристианской роскоши и образа жизни высшего духовенства, и искренний страх того, что основная религиозная организация России стремительно вырождается, компрометируя сами понятия «христианство» и «православие». Безнадежность нравственного состояния российского общества — результат и тех явлений церковной жизни, о которых говорится в этой статье. Все больше людей выходят из церкви не просветленными, а разочарованными. А сердце человека продолжает жаждать истины, которую заслоняют все новые скандалы в РПЦ МП…

Проблема «голубого лобби» является системной для Московской патриархии. Духовенство старого поколения еще нередко использует термин 1960-70-х гг. «Никодимов грех» — по имени митрополита Никодима (Ротова) — духовного отца и организатора стремительной карьеры нынешнего патриарха. Птенцами «гнезда Никодимова» являются два десятка наиболее влиятельных архиереев РПЦ МП, которые стали епископами 40-50 лет назад, будучи еще совсем юными. После Казанской епархии срочной санации требует Тверская митрополия, где тема гомосексуального насилия за церковной оградой так же активно обсуждается в прессе. Есть еще несколько «горячих» точек, и это, вероятно, темы для будущих публикаций.

Митрополит Анастасий прожил яркую и насыщенную событиями жизнь, уже более четверти века беспрерывно находясь на службе Богу и православной церкви. Несмотря на ряд скандалов и происшествий, пошатнувших его положение среди духовенства и православных мирян, нельзя забывать о большом количестве благих дел, которые он совершил для укрепления христианской веры и церкви в течение своей жизни.

Биография

Будущий митрополит Анастасий Казанский появился на свет 27 августа 1944 года. Поскольку его родители были чрезвычайно набожными людьми, судьба мальчика была предопределена ещё с рождения.

Сразу после окончания школы он делает свою первую попытку поступить на обучение в Московскую духовную семинарию, однако не поступает и вместо неё решает получить образование в строительном училище.

Несмотря на это, от своей мечты он не отказался и совмещал основной труд на заводе со службой в Успенском храме в чине пономаря.

В 1967 году он приезжает в Казань, где тогдашний архиепископ Казанский и Марийский Михаил назначает его на должность псаломщика в Никольском кафедральном соборе. Видя, что юноша трудится не покладая рук, архиепископ способствует его продвижению по карьерной лестнице и в 1968 году рукоприкладывает его в звание диакона, а уже через несколько лет, в 1972 году, посвящает его во пресвитера.

Как и собирался в юности, он поступает в Московскую духовную семинарию и без труда её оканчивает.

Начало активного продвижения по службе

В сентябре 1976 года под руководством епископа Казанского и Марийского Пантелеимона принимает постриг в монашество и нарекается именем Анастасий, получив при этом сан игумена.

В том же году его назначают в тот же Никольский кафедральный собор, где он исполнял должность псаломщика, секретарём епархиального управления.

В 1983 году Анастасий заканчивает обучение в после чего его повышают в сан архимандрита.
С 6 по 9 июня 1988 года Анастасий являлся активным участником Посметного собора, проходившего в связи с 1000-летием крещения Руси.

Архиерейство

В конце 1988 года на собрании Священного синода издаётся указ, из которого следует, что он назначается епископом Казанским и Марийским, взамен удалившегося на покой по собственному желанию епископа Пантелеимона, того самого, который ранее был главным сподвижником продвижения Анастасия по службе.

В 1990 году Анастасий принял участие в а уже через три года, в связи тем, что из Казанской епархии были выделены некоторые территории, стал именоваться как епископ Казанский и Татарстанский.

Однако он недолго задержался в этом чине и уже 25 февраля 1996 года стал архиепископом, заняв через год после этого ещё и пост ректора Казанского духовного училища. Удивительно, но ровно через год училище получает статус семинарии, и влияние митрополита продолжает расти.

Священный синод, следивший за достижениями новоизбранного ректора, 16 июля 2005 года постановил включить его в группу, разрабатывающую документ, касающийся укрепления позиций православной церкви.

Весной 2012 года, в связи с очередным решением Священного синода, он получает должность священноархимандрита в нескольких мужских монастырях.

В 2012 году Анастасий становится главой вновь образованной Татарстанской митрополии и временно берёт на себя обязанности управляющего Чистопольской епархией.

Несмотря на далеко не маленький сан, вершиной его православной карьеры стало возведение в сан митрополита 18 июля 2012 года. Несмотря на то что после скандала, разразившегося в стенах подчинённой ему семинарии, среди верующих появились первые слухи о том, что митрополит Анастасий Казанский уходит на покой, они не подтвердились, ведь уже 13 июля 2015 года его назначают на должность митрополита Симбирского и Новоспасского и, соответственно, он становится главой Симбирской митрополии.

Начало неудач

Внимание общественности к митрополиту Анастасию появилось начиная с того момента, когда прогремел первый скандал. Все началось с того, что в Татарстане произошла серия поджогов православных церквей. Несмотря на то что в них подозревали группу радикальных исламистов, виновные так и не были обнаружены.

Православные люди были ошеломлены тем, что митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий не предпринимает никаких решительных действий по выявлению виновных. Даже несмотря на те действия по выявлению поджигателей, которые всё-таки осуществил митрополит Анастасий, Казанская епархия всё же решилась выступить с осторожной критикой в его адрес.
И вот на фоне этих событий в Татарстанской митрополии разразился новый ещё более громкий скандал. На этот раз он напрямую коснулся внутренних проблем в руководстве самой митрополии.

Разразившийся скандал

Скандал, поразивший как православных мирян, так и духовенство, разразился в 2013 году, когда несколько учеников семинарии подали жалобу на развратные действия игумена Кирилла Июхина, занимающего при Анастасии пост проректора по воспитательной работе. В Казань из Москвы была срочно отправлена специальная комиссия с целью проверки того, как обстоит положение на самом деле. Приехав в семинарию, проверяющие столкнулись с тем, что пострадавших оказалось гораздо больше, а о своеобразных порядках, принятых в её стенах, была осведомлена большая часть учащихся, которые молчали из-за боязни быть исключёнными на последних годах обучения.

После ряда скандальных публикаций, волной прокатившихся в прессе, и решения, которое вынесла комиссия, игумен Кирилл Илюхин был отстранён от занимаемой должности и уволен с занимаемого им поста пресс-секретаря. В то же время митрополит Анастасий Казанский отстранён от должности ректора семинарии. Митрополит счёл за должное провести с учащимися беседу, сетуя на то, что они зря оклеветали игумена. Однако в полную силу скандал разразился только после того, как получил массовую огласку из-за того, что запись этого выступления была опубликована в блоге

Судьба семинаристов

В свою очередь, участь семинаристов, решившихся открыто подписать жалобу на игумена Илюхина, была предрешена. Например, из семинарии, был отчислен Степанов Роман, выступавший инициатором написания жалобы в Москву и недоучившийся совсем немного.

Несмотря на такое серьёзное обвинение, сам Илюхин от него практически не пострадал. Сейчас он служит в являясь советником местного архиерея, митрополита Виктора.

Однако следует отдать должное местным правоохранительным органам, которые начали проверку по факту совершённых преступлений. Как ни странно, подозреваемого в Твери уже не было, он спешно уехал в Казахстан и даже решил принять казахстанское гражданство.

Перевод в Ульяновск

Несмотря на благие дела, которые совершил митрополит Анастасий Казанский, скандал существенно испортил его безупречную репутацию. Несмотря на его перевод (с понижением) в Ульяновск, за заслуги перед людьми и церковью во время проводов из Казани глава Татарстана наградил его высшим орденом республики.

Однако на этом череда неудач у митрополита не прекратилась. Уже 20 июля, когда митрополит Анастасий Казанский (Симбирский) прибыл в Ульяновск, его встретили два священника в окружении мирян, скандируя: «Анаксиос!» («Недостоин!») Сторонники невиновности Анастасия тут же объявили, что митинг организован врагами митрополита. При этом даже патриарх Кирилл осудил подобное проявление недовольства.

Несмотря на то что митинг проходил весьма благопристойно, один инцидент укрепил враждебное отношение людей к митрополиту. Войдя в храм, они ещё несколько минут повторяли своё «Анаксиос!» Не сумев их успокоить словами, один почтенный протоиерей ударил православную мирянку по лицу. Это было последней каплей для митингующих, которые уже через несколько минут покинули храм, для того чтобы больше в него не возвращаться, пока митрополит Анастасий Казанский (Симбирский) будет занимать этот пост. После данных событий митрополит произносил свою проповедь практически в пустом храме, что не могло не сказаться на его и так пошатнувшейся репутации.

Благие дела

Несмотря на скандалы, в которых был замешан тогда ещё митрополит Казанский Анастасий, отзывы о его православных делах надолго останутся в памяти верующих людей. Его церковная деятельность в Казани длилась в течение примерно 25 лет, за время которых он успел сделать много благих дел.

При нем началось возрождение многих монастырей, включая и Раифскую обитель, где сейчас хранится Казанская чудотворная икона Богоматери. Кроме того, именно митрополит Анастасий Казанский (Симбирский) был основателем духовой семинарии, что не может остаться без внимания.

Заключение

Примечательно, что Первый храм, который вернул тогда ещё митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий - собор Петра и Павла, - празднует престольный день 12 июля, и именно на этот праздник пришлась весть об отставке митрополита.

На сегодняшний день ему исполнился уже 71 год, и среди православных верующих стали активно распространяться слухи о том, что уставший от мирской суеты митрополит Анастасий Казанский уходит на покой, однако это не совсем так. Глава не может покинуть свой пост, пока не найдёт себе достойного преемника, который продолжит укреплять положение православной церкви в России.