13.3.1. Туареги

Общие сведения. Туареги – народ берберского происхождения, берущий начало от древних гарамантов, обитавших в Феццане (Ливия). Цивилизация гарамантов была разрушена римлянами, но освоение верблюдов в начале новой эры открыло беглецам Сахару, ставшую их убежищем и источником обогащения. В руки туарегов-гарамантов перешли караванные пути транссахарской торговли. Торговля с Черной Африкой привела к появлению негритянских рабов, со временем вошедших в состав туарегов. В последующие столетия шло переселение туарегов в зону Сахеля, приписываемое в легендах царице Тин Хинан (IV–V вв. н. э.). Окончательно туареги были вытеснены из Северной Африки арабами в VII–XI вв. Туареги не были покорены арабами, но они приняли ислам и усвоили некоторые арабские обычаи.

Турегов всего 5,2 млн. человек, но расселены они на огромной территории пустыни Сахары и степей пограничного Сахеля. Больше половины туарегов живет на юге Сахары и в Сахеле – в Нигере, Мали и Буркино-Фасо – 3, 76 млн.; остальные на севере – в Алжире и Ливии – 1.44 млн. человек. Общетуарегский язык берберской ветви афроазиатской семьи языков, распался на диалекты примерно в IV в. н. э. Главные из диалектов – тамахак в центральной Сахаре и тамашек в Сахеле. У туарегов сохранилось, хотя в измененном виде древнеливийская алфавитная письменность тифинаг, которой владеют женщины и мужчины высшей касты. Туареги делятся на касты: благородных – имхаров ; духовенство – инислименов ; пастухов вассалов – имрадов; слуг – икланов . Существуют и мелкие категории лично свободных людей, находящиеся в зависимости от имхаров.

Имхары являются туарегской аристократией. Название имхары «благородные» имеет тот же корень, что глагол «грабить». Раньше источником их существования был разбой. Преодолевать огромные расстояния в пустыне, грабить, рисковать жизнью, сражаться и убивать – вот жизнь, достойная высокородного туарега. К своим экспедициям имхары привлекали вассалов имрадов и отдавали им долю добычи. Вернувшись домой, они отдыхали: ухаживали за женщинами, сочиняли стихи, либо спали. Жили имхары за счет имрадов, которым передавали свой скот для выпаса, оставив себе лишь немного коз для еды и верблюдов для езды, и за счет живущих в оазисах земледельцев харатинов. Для бытовых нужд у них были черные икланы. В свою очередь, имхары были всегда готовы к бою за своих вассалов имрадов. Имхары (и священнослужители инислимены) – самые европеоидные среди туарегов. Как правило, имхары высокого роста, худощавые и стройные, смуглые, но не темнокожие, с правильными чертами лица. Волосы не курчавые, а широковолнистые; встречаются серые и зеленые глаза. Держатся они с достоинством, благородно. Анри Лот, живший среди туарегов, описывает имхаров следующим образом:

«В общем и целом имхары гораздо утонченнее имрадов. Их наряд более изыскан, поступь благороднее, часто их можно отличить от вассалов по величавой осанке. Изъясняются они более изящным слогом, в их речи нет грубых выражений, присущих языку прислуги. Это отличие в поведении и языке особенно заметно у имхарских женщин. Последние иногда поражают своей грацией и хорошими манерами. Нередко они выглядят как настоящие «гранд-дамы» – европейские женщины из высшего общества, когда устраивают приемы в своих кожаных палатках. Они очень гордятся тем, что умеют хорошо принять гостей и ублажить их игрой на скрипке. Высоко ценятся у туарегов такие качества молодой девушки, как умение создать уют в палатке, мастерить какие-нибудь поделки из кожи, украшать их вышивкой (подарки друзьям или своему кавалеру), умение играть на скрипке».

Туарег имхар (благородный) со своим верблюдом. Провинция Кайя (ныне в Буркина-Фасо). Середина ХХ в. Музей тропиков. Амстердам. Wikimedia Commons.

Инислимены – класс духовенства, выполняющие роль священников, духовных воспитателей и учителей Корана. В иерархии туарегского общества они следуют за имхарами. В некоторых племенах они имеют своих имрадов, хотя это запрещено Кораном. Инислимены, как и имхары, европеоиды и нередко, без особых на то оснований, претендуют на роль шерифов - потомков пророка. Имхары допускают браки с инислименами.

Самой многочисленной кастой являются имрады: их в 5–8 раз больше, чем имхаров. Имрады похожи на эфиопов. Они темнокожи, среднего роста, с европеоидными чертами лица, и волосами не такими курчавыми, как у негров. Название имрад происходит от слова эрейд - «козочка». В прошлом имрады не имели верблюдов, а разводили коз, овец и ослов. Попав в подчинение имхаров, имрады стали выращивать верховых верблюдов – мехари. Быстроногих мехари туареги использовали для набегов. В старой песне поется: «Дай мне мехари, седло и шатер – и я буду счастлив». Каждому имхарскому клану было подчинено несколько имрадских, которые платили дань козами, и предоставляли на время верблюдов. Имхары никогда не притесняли имрадов – брали только необходимое. Со своей стороны имрады участвовали в походах имхаров, и по сей день хранят лояльность сюзеренам, хотя намного их богаче. Как и имхары, имрады могли иметь своих икланов.

На положении крепостных находились оседлые земледельцы харатины; они выращивали в оазисах финиковые пальмы, просо, арбузы и дыни, а часть урожая отдавали имхарам. Харатины, как и имрады, внешне похожи на эфиопов. Нижнюю ступень кастовой иерархии занимают потомки рабов икланы – «слуги». По происхождению икланы – негры, захваченные туарегами во время набегов. Икланы выращивают для своих хозяев просо, пшеницу, ухаживают за их садами и огородами в оазисах, пасут их скот. В конце XIX–XX в. часть икланов была превращена в оазисных или чаще сахельских земледельцев; в некоторых местах икланы смешались с харатинами.

Жилье и одежда. Туареги располагают стоянки в местах, где пастбище богато кормом для скота и где близко есть водоем. Время пребывания на стоянке зависит от обилия корма на пастбище. Оно может длиться от десяти дней до месяца, в редких случаях – дольше. Переходы с пастбища на пастбище зависят от корма и обычно не больше 1–3 км, кроме случаев сильной засухи, когда приходится перебираться в более благополучный район.

У туарегов нет длинношерстых верблюдов, и они в отличие от арабов используют для палаток кожу. Палатка (эхан ) представляет тент, сшитый из 30–40 квадратных кусков кожи (до 80 кусков, если это палатка для собраний). Высоко ценится мягкая и прочная шкура муфлона. Там, где муфлоны не водятся, используют бычьи кожи. Кожу пропитывают маслом, чтобы она стала непромокаемой, а затем подвергают обработке красной охрой, защищающей ее от солнечных лучей и дождя. Палатки разделены циновками на мужскую и женскую половины. Мужчина и женщина спят каждый на своей половине: мальчики – с отцом, девочки – с матерью. Спят на бараньих шкурах, на коврах, женщины даже на насыпанном в палатке тонком песке. Летом, когда особенно жарко, туареги иногда строят хижины из соломы: днем из-за жары пребывание в кожаной палатке делается невыносимым, и люди укрываются в тени, где только могут. В оазисах харатины и икланы складывают дома из плоских камней.

В одежде туареги предпочитают синий цвет, получаемый от краски индиго. Этой краской одежду не пропитывают (воду экономят), а вколачивают камнями. При носке краска осыпается, попадает на тело и окрашивает его, за что туарегов прозвали «синими людьми». Туареги утверждают, что краска на теле задерживает влагу, что позволяет пить меньше. Одежда состоит из широких штанов, завязанных на лодыжке, кожанного, обшитого белым холстом пояса и туники темно-синего цвета – доккали . В прохладную погоду носят шерстяные накидки. Их шьют в южных областях Сахары чернокожие портные; вся накидка состоит из сшитых полосок материи. На ногах у туарегов сандалии с широкой подошвой и с загнутыми носами, сделанные для ходьбы по песку и камням. Голову укрывает лисам – куском синей или белой ткани вроде шарфа. Его наматывают вокруг головы и закрывают лицо до глаз. Туарег не снимает лисам даже во время еды и сна. Он лишь слегка отодвигает его, чтобы положить пищу в рот. Высшие касты не татуируют и не раскрашивают тело, как это делают икланы.

Женщины не закрывают лицо: допустима лишь легкая вуаль в присутствии незнакомых. В отличие от арабских женщин, они не носят шаровар, а наматывают вокруг бедер кусок белого полотна в виде юбки. Сверху носят рубаху из белой ткани. Богатые женщины надевают на нее вторую рубаху цвета индиго. На плечи наброшено покрывало цвета индиго из полотна, тонкой шерсти или шелка. Женщины подкрашиваются хной и широко используют косметику. Накладывают на лицо охру для защиты от солнца и для красоты, красят губы индиго. На щеки и лоб наносят слой темной охры, глаза же подводят углем. Во время переездов надевают соломенные шляпы с широкими полями, чтобы укрыться от солнца. Туареги – мужчины и женщины, испытывают безудержную страсть к драгоценностям и украшениям. Имхары до недавнего времени, а некоторые по сей день, носят на поясе длинный меч – такуба, привилегию аристократов.

Большое внимание туареги уделяют прическе. Молодые люди бреют голову, оставляя лишь продольную полосу волос или прядь на макушке. Взрослые мужчины носят длинные волосы, заплетенные в косички, и выбривают спереди часть головы. Когда волосы начинают седеть, мужчины их бреют наголо. Туареги носят бороду, но бреют или коротко стригут усы, чтобы не мешали под лисамом. Женщины заплетают волосы в косички. У женщин принято причесывать друг друга. Эта работа, требующая времени и терпения, выполняется один-два раза в месяц. Сначала волосы расчесывают гребнем, посыпают песком или золой для удаления жира; затем уничтожают вшей. Потом «парикмахерша» отделяет от волос пряди и, смачивая их водой и маслом, заплетает в три-четыре косы, спадающие по обе стороны лица, либо во множество тоненьких косичек. Волосы смазывают маслом, чтобы предохранить от сухого, горячего воздуха, делающего их ломкими.

Пища. Еда туарегов ограничена продуктами кочевого хозяйства, финиками и крупами – сорго, просо, пшеницей, иногда, овощами и фруктами из оазисов. Питание однообразно и скудно: туареги по-настоящему едят раз в день – вечером, когда подоят скот. В течение дня они довольствовались лишь небольшим количеством молока. Молоко – верблюжье, козье или овечье, пьют разбавленным водой или кислым. Цельное молоко считается роскошью, позволительной кормящим матерям, детям и больным. Молоко пьют утром и вечером, после дойки; днем пьют сыворотку, оставшуюся от приготовления масла. Лишь верблюжье молоко употребляется в натуральном виде; козье и овечье молоко идет в переработку для получения масла и сыра. Молоко добавляют в каши, подливы, смешивают с толчеными финиками. Когда туареги совершают длительные переходы, они грузят на верблюдов бурдюки с молоком. В дороге молоко свертывается, и сыворотка, кисловатая на вкус, хорошо утоляет жажду. Однако молоко в основном идет на изготовление масла и сыра. Масло добавляют в каши, им мажут пшеничные лепешки, но никогда на нем не жарят. Сыр туарегов – это сухой творог: его измельчают и добавляют в похлебки и каши.

Туареги едят кашу из проса или сорго с верблюжьим молоком, маслом или сыром; из пшеницы они пекут лепешки. Кускус, заимствованный от арабов, приготовляют по торжественным случаям. Готовят его из манной крупы. Манку сбрызгивают водой, затем из полученной массы формируют крупинки, которые обсыпают сухой манкой, потом просеивают. Кускус варят на пару. Там, где удается получить от земледельцев овощи, туареги делают соус из помидоров, лука, тыквы и красного перца и поливают им каши и кускус. Туареги едят много сушеных фиников; их толкут и заливают верблюжьим молоком. Мясо едят изредка – на семейных торжествах, в дни праздников и в случае угрозы падежа скота от бескормицы. Мясо варят или запекают в золе. В пищу идет мясо верблюжонка, козы, барана, быка, мясо газелей, антилоп, муфлонов. Раньше туареги не ели верблюжатину, но под влиянием арабов, стали есть мясо молодых верблюдов. Туареги также не ели кур, яйца, рыбу и рептилий, то есть животных, которые летают, плавают или ползают. Сейчас, они едят кур и яйца. Как мусульмане, туареги воздерживаются от свинины и мяса бородавочника, и спиртных напитков. Но они любят кузнечиков: их поджаривают на углях, сушат, растирают в порошок и добавляют в пищу.

Когда туареги разделывают тушу, лучшие части – голову и вырезку со спины, отдают женщинам, а худшие – ноги, шею, хвост – икланам. Внутренности запихивают в желудок, перекладывая раскаленными камнями и, завязав желудок с обоих концов, кладут в горячую золу. По большим торжествам режут верблюжат и запекают в золе целиком. Это блюдо подается с крупнозернистым кускусом. При еде туареги, в отличие от мавров и оседлых берберов, пользуются ложками. С начала ХХ в. туареги стали пить зеленый чай с мятой, заимствовав обычай у арабов. Чайная церемония похожа на распитие чая у бедуинов. Иногда туареги добавляют в чай жареный арахис и миндальные орехи. Кофе, когда-то широко распространенный, ныне употребляется как лечебное средство при кашле или боли в желудке. Туареги очень любят жевать табак. В зоне Сахеля они усвоили негритянскую привычку жевать орехи кола.

Свобода женщин. Туареги – мусульмане-сунниты, но у них сохранились пережитки матриархата. Женщины пользуются невиданным у арабов уважением. Хотя ислам разрешает многоженство, туарег женится только один раз в жизни. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчины часто остаются неграмотными. Когда туарег женится, не жена приходит жить с родней мужа, а муж – с родней жены. В семье женщины владеют землями и семейными ценностями, и только им принадлежит право на развод. Дом туарегов называют по имени хозяйки – его главы. В случае развода муж покидает дом, оставляя там жену и детей. Женщины сами выбирают мужа, но только в пределах своей касты. Родовитая женщина не может взять в мужья простолюдина. Особо следует сказать о свободе туарегских женщин столь не похожей на затворничество, принятое у оседлых мусульман. Положение туарегских женщин вызывали шок у арабов. Известный путешественник Ибн Баттута, посетивший в 1352–1353 гг. туарегское племя муссафа, делится своими впечатлениями:

«Большинство жителей …принадлежат к числу берберов массуфа. Женщины их исключительно красивы и своим общественным значением превосходят мужчин. … Качества этих людей удивительны, а дела их странны. Что касается их мужчин, то у них нет ревности. Ни один из них не связывает свое происхождение со своим отцом, но связывает его со своим дядей по матери. Человеку наследуют сыновья его сестры, и исключаются его собственные дети. Такое же положение я видел только у неверных страны ал-Мулайбар в Индии. Что же касается этих массуфа, то они мусульмане, соблюдают молитвы, изучают законоведение и учат наизусть Коран. Что касается их женщин, то они не стыдятся мужчин, не закрывают лиц, несмотря на то, что усердны в молитвах. Если кто пожелает взять их в жены, он может это сделать. Однако они не следуют за своим мужем, если тот уезжает. Даже если бы какая-нибудь из них захотела сделать это, ее родственники непременно помешали бы ей».

Здесь интересно сравнение туарегов с наирами Малабарского берега Индии (ал-Мулайбар). У наиров, та же матрилинейная система родства и наследования, когда нажитое мужчиной получают не его дети, а дети сестры. Что касается сексуальной раскрепощенности туарегских женщин, то она не идет в сравнение полигамными нравами наирок, нередко имевших по 8 – 10 мужей. Туарегскую аристократку скорее можно сравнить с французской дамой XVII–XVIII в., которая, не особенно скрывая от мужа, заводит поклонников на стороне. Ибн Батута возмущен до глубины души: одно дело – неверные наирские женщины в языческой Индии, другое – мусульманки, да еще берберки, ведь Ибн Батута сам из берберской семьи.

«У тамошних женщин бывают друзья и приятели из числа мужчин-чужестранцев, и точно так же у мужчин бывают подруги из числа посторонних женщин. И бывает так, что кто-нибудь из них входит к себе в дом, и находит свою жену вместе с ее другом, и не видит в этом ничего неприятного для себя. … Однажды я вошел к кади …, после того как получил его разрешение войти, и увидел, что у него находится молодая женщина изумительной красоты. Когда я увидел ее, я пришел в смущение и хотел уйти. Она же начала смеяться надо мной и не выказала застенчивости или стыда. Кади же спросил меня: «Почему ты уходишь? Это же моя подруга». И я подивился им обоим».

Возмущают Ибн Баттуту и мужчины, допускающие подобный разврат:

Однажды я вошел к Абу Мухаммаду…, тому, вместе с которым мы прибыли …. Я нашел его сидящим на ковре, а посередине его жилища было ложе, с навесом для тени сверху; на ложе была женщина, и вместе с нею сидел мужчина. Они беседовали. Я спросил Абу Мухаммада: «Кто эта женщина?» И он ответил: «Это моя жена». Тогда я спросил: «А кто ей тот человек, что сидит вместе с нею?» Он же ответил: «Это ее друг». Тогда я спросил: «И ты допускаешь это? Ведь ты жил в наших странах и знаешь заповеди шариата!» Он же сказал: «У нас общение женщин с мужчинами происходит по-хорошему и приличным образом. В нем нет места подозрениям. Ведь наши женщины не похожи на женщин ваших стран!». Я же подивился его глупости, ушел от него и больше к нему после этого не приходил. Несколько раз он приглашал меня к себе, но я не ответил на его приглашение».

Особо следует сказать о куртуазности имхаров - туарегов аристократов. Мужчины имаджеган похожи на средневековых рыцарей Прованса. Они не только грозные воины, но красиво ухаживают и посвящают возлюбленным стихи. Они умеют передать любовные сообщения втайне от присутствующих с помощью воспроизведения знаков тифинага на ладони собеседницы. Женщины аристократки достойны своих поклонников – они владеют грамотой, сочиняют стихи и песни и поют под аккомпанемент амзада – однострунной скрипки. Эти песни, а также эротические пляски исполняются на ахалах – собраниях незамужних женщин и юношей. Такой ахал описал А.В. Елисеев, побывавший у туарегов в конце XIX в.:

«Раз я попал даже на оригинальное пиршество, которое давал… один из вождей туарегов… Здесь кроме мужчин было много и женщин. Дочери пустыни были одеты в длинные голубые одеяния, украшены ожерельями и кольцами. Многие из них имели лица, окрашенные желтою охрою… Среди туареженок особенно выделялась дочь вождя, которая при своей красоте была кокетливо одета в белоснежное короткое одеяние с красным поясом… Эта красивая девушка… переносила все лишения не хуже воина-туарега, прекрасно владела луком, копьем и небольшим кинжальчиком, который она носила на левом предплечье… Ночь уже спустилась над пустыней, когда празднество началось. Около сотни туарегов обоего пола уже наполняли лагерь и шумно беседовали между собою. Старики сидели особо, пережевывая и нюхая табак с едким натром, между тем как молодежь затевала игры и пляски. Кружки с молоком и водою, приправленною душистым медом, обходили гостей. Девушки образовали хоровод, молодые мужчины – тоже свой круг, двинувшийся в противоположном направлении…».

Среди туарегов всегда было много поэтов и романтиков. Следует сказать, что свободное общение полов практикуется у туарегов с детства. По мере полового созревания юноши и девушки получают сексуальный опыт, и потеря девственности не считается зазорной. Если девушка забеременела и родила ребенка, то тоже ничего страшного не случается. Собираются всей деревней на совет и пытаются найти похожие черты ребенка и возможных отцов. Когда предполагаемый отец найден, он считается отцом ребенка вне зависимости от его согласия.

Сексуальная свобода туарегских девушек и женщин, возможно, объясняет отсутствие у имхаров и имрадов педерастии, столь популярной у арабов Магриба и Египта. Лишь у икланов педерастия распространена, но именно молодые икланы испытывают трудности с сексом: лучших женщин, как наложниц, разбирают господа, а юношей посылают на выпас стад вдали от селений, и они по выражению жившего среди туарегов отца де Фуко «устраиваются, как могут».


Журнал Discovery (сентябрь 2012)

Живёт в пустыне Сахара и в прилегающих к ней странах таинственный народ – туареги.
И хотя это слово часто мелькает на страницах иностранной хроники, на самом деле об этом народе, его истории и культуре не так много известно.
И в то же время туареги разительно отличаются от всех других народов Африки.

У туарегов есть несколько легенд, объясняющих их происхождение и появление в Африке.
В соответствии с одной из легенд, родиной туарегов был остров в Атлантическом океане, после исчезновения которого в результате природного катаклизма вместе с населявшими его людьми остались только купцы, торговцы и сопровождавшие их люди, которые расселились потом по Африке.


Говорят, что туареги – народ группы берберов, хотя внешне их коренная часть сильно отличается от берберов.
И всё же считается, что язык туарегов «томашек» относится к группе берберских языков. У туарегов имеется своя особая письменность «тифинаг», происходящая, по мнению учёных, от древней ливийской письменности.

Туареги считаются потомками берберов – зенага, европеоидной расы, частично смешавшейся с африканским и арабским населением Африки.
Многие туареги – светлокожие, высокие ростом, голубоглазые, со слабоволнистыми волосами, то есть обладают типичной внешностью жителей Средиземноморья.
Их предки занимались в основном земледелием на юге Аравийского полуострова, пока их в 8 веке не вытеснили оттуда арабы.
Они переселились в Северную Африку и перешли к кочевому образу жизни, сохранив язык и культуру.

Туареги – единственный в мире народ
, у которого не женщины, а мужчины закрывают лицо повязкой-покрывалом , из-за чего они и родственные им племена называют их «тигель муст» – народ покрывала.
И до сих пор юноша, достигший зрелости, получает в знак этого от отца две вещи – обоюдоострый меч и лицевое покрывало.
Показаться кому бы то ни было без повязки считается верхом неприличия, как у нас – голым на людях. Повязку не снимают даже дома, во время еды и сна.

Дело тут в сохранившейся у туарегов с древнейших времён традиции матриархата. Женщины, представьте себе, что вы лицо своего избранника видели только до свадьбы, и больше – никогда (тут уж не скажешь: «Как мне твоя рожа опостылела!»).

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе.

Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг, происходящее от древнего ливийского письма.
Оно передается от матери к дочери.
Мужчины пользуются арабским алфавитом, да и то чтобы писать записки и делать надписи на горшках.

Несмотря на то, что туареги – мусульмане-сунниты, они женятся только один раз, туарегские женщины не закрывают лица, в среде туарегов не получает распространения политический ислам.
В племенах есть и языческие признаки: номады Сахары сохранили матрилинейную родовую организацию, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак.

Согласно другой легенде, основоположницей всех племён туарегов была великая царица Тин Хинан, которая прибыла из территории, которую занимает сейчас Марокко, вместе со служанкой.
От Тин Хинан, по легенде, произошла главная группа туарегов, а от её служанки – подчинённые племена. (Судя по соотношению между высшими племенами туарегов и племенами, им подчинёнными, последние оказались более плодовитыми). Слава Тин Хинан была так велика, что туареги до сих пор называют её «наша матушка».

И что самое интересное, в ходе археологических раскопок была найдена неразграбленная гробница Тин Хинан, о чём свидетельствуют найденные там надписи.
Теперь всё, что нашли в гробнице, помещено в музеи, а сама гробница восстановлена и стала местом поклонения. Другая легендарная правительница туарегов – Кахина – организовала очень продолжительное и крайне ожесточённое сопротивление арабским завоевателям, она погибла в бою. Это, кстати, дало основание поместить мифическое царство амазонок на земли туарегов.

А туареги так и не подчинились арабам – они просто ушли. И до сих пор кочевые туареги называют себя «имишаг» или «имощаг» – вольные люди.
Они кочуют по Сахаре и прилежащим к ней странам, не обращая внимания на границы.


Несмотря на этническое родство с амазигами, а также ощущение сильной идентичности берберов, туареги всегда интересовались не западными ценностями и образованием, а истинно евразийским отношением к своей родной земле.

В Средние века туареги создали систему транссахарской торговли, которая существует до сих пор, и контрабандные, подконтрольные только им, торговые пути.
Как и раньше, они контролируют важные перевалочные торговые пункты, позволяющие им перебрасывать значительные товарные и людские ресурсы во все части Сахары от Ливии до Буркина-Фасо и от Египта до Нигерии.

Ориентация на юг также создала уникальную культуру туарегов.
Несмотря на то, что в расовом отношении туареги являются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), они смешались с арабами и неграми, впитав также их культуру, породив совершенно отличную, узнаваемую культурную матрицу.

Для торговли туареги используют свои трайбалистские сети, обладающие сложной иерархической структурой.
В условиях отсутствия современных средств связи в Сахаре, туареги являются источником информации и организатором для удаленных племен, разбросанных по окраинам пустыни.

Сами они никогда не признавали ничьей власти, организовывали выступления за свои права когда какое-нибудь государство пыталось прибрать их дела и ограничить этот народ в правах.

В прежние времена туарегское общество достигало большого могущества. Имея преимущества в вооружении (боевые колесницы, железное оружие, верблюды) и военном деле, они покорили жившие до них племена и ассимилировали их вместе с землями и рабами, подчинив себе.
Экономическую основу туарегского общества составляло не только скотоводство, но и земледелие, ремёсла и промыслы. Кстати, очень важную часть составляла добыча соли, которой туареги занимаются до сих пор.

Объединение туарегов носило характер конфедерации.
Население было разделено на племена и кланы, подчинённые господствующему племени воинов – «имхар», название которого давало имя всей конфедерации. Кроме имхар, имелись вассальные племена и группы (общины, кланы, семьи) несвободного населения, низшие касты ремесленников и др.
Во главе конфедерации стоял «аменокал» – выборное лицо из состава аристократического имхарского племени.
При выборе аменокала учитывались как личные качества кандидата, так и происхождение по линии матери – старшей из сестёр аристократической семьи.
Мать аменокала пользовалась особым авторитетом и властью, имела право вето на любые решения сына.

Господствующий клан – воины «имхар», которые, собственно говоря, путём завоеваний и ассимиляции и образовали когда-то конфедерацию туарегов.

По своему антропологическому типу имхары – наиболее европеоидная из племён и кастовых групп туарегского общества.
Придя в Африку, благодаря более совершенной военной технике и военной организации, использованию верблюдов (которых не было у коренного населения), а также другим достижениям культуры (в том числе – письменности), воинственные и более цивилизованные имхары достигли привилегированного положения среди местных племён.

Вторая, наиболее многочисленная группа туарегского общества называется «имрады» (имгады, амгиды).
По численности их в 5-8 раз больше, чем имхаров.
Антропологически имрады похожи на эфиопов, они темнокожи, низкорослы, волосы сильно волнистые, но они отличаются и от негроидов.
Основным занятием имрадов было, да во многом и остаётся, разведение мелкого рогатого скота и ослов.
Попав в подчинение имхаров, они стали разводить и знаменитых туарегских белых верблюдов.

Каждому имхарскому клану было подчинено несколько имрадских, которые платили дань козами, а также безвозмездно предоставляли верблюдов имхарам во временное пользование, когда это требовалось.

На положении крепостных находились «харатины», которые с применением орошения выращивали финиковые пальмы, просо, бахчевые культуры, а часть урожая отдавали имхарам.
По антропологическому типу харатины также похожи на эфиопов.
В общинах имхаров и имрадов семьями жили «икланы» – негроиды, потомки чернокожих рабов. Они в основном пасли верблюдов и мелкий рогатый скот, принаждлежащий гоподам.

собняком от других групп стояли лично свободные, но почему–то всеми презираемые ремесленники – «инадены» («энадены»), которые изготовляли оружие и другие железные, а также деревянные изделия традиционного быта туарегов по тысячелетним технологиям, рецептам и канонам.
Были и промежуточные по статусу, смешанные по происхождению группы туарегского общества.

В одежде туареги предпочитают синий цвет, получаемый от краски индиго. Причём краской этой они одежду не пропитывают (воду экономят), а вколачивают её камнями. Поэтому при носке краска осыпается, попадает на тело и окрашивает его, за что туарегов прозвали «синими людьми» (именно синими, а не голубыми).
Сами туареги по этому поводу утверждают, что краска на теле задерживает влагу, что позволяет пить меньше.

Хотя туареги и привыкли уже к европейской рубашке с длинными рукавами, однако они охотнее продолжают заворачиваться в тонкий шерстяной хаик или в доккали - просторную тунику темно-синего цвета, которую носят поверх широких штанов, завязанных на лодыжке.

Туареги не делают татуировки, не раскрашивают тела в отличие от своих слуг и чернокожих рабов.
И только женщины, тоже заворачиваясь в длинные куски хлопчатобумажной ткани темно-фиолетового цвета и в легкие покрывала, продолжают согласно арабскому обычаю подкрашиваться хной.

Туареги-мужчины и женщины - испытывают безудержную страсть к драгоценностям и разным украшениям. Воины привязывают их к единственной пряди волос, остающейся у них на голове после обязателыной стрижки.

Серьги, браслеты, подвески, амулеты из серебра или рога, хранящиеся в кожаных мешочках с серебряной гравировкой, представляют собой живописный набор как воинов, так и женщин.
Но если не считать этих «эксцентрических» привычек, вся одежда туарегов приспособлена к той кочевой жизни, которую они ведут в пустыне.

Длинные, удобные штаны, завязанные на лодыжке, как бы созданы для езды верхом; кожаный, обшитый белым холстом пояс стягивает талию; сандалии на широкой подошве и с загнутыми носами сделаны специально для ходьбы по песку и по каменистой почве, и, наконец, знаменитое покрывало-лисам - вот одежда, необходимая для жизни в пустыне.
Туарег не снимает свое синее или белое покрывало ни когда ложится спать, ни во время еды. Он лишь слегка отодвигает его, чтобы положить пищу в рот.

Покрывалом служит кусок ткани вроде шарфа длиной 1,5 м. Его наматывают вокруг головы и закрывают лицо до самых глаз.
Покрывало очень хорошо защищает органы дыхания от песка пустыни, а лицо и голову от солнечных лучей.
Обычай мужчин-туарегов носить покрывало - единственный в своем роде в Африке - отображается во многих легендах, которыми мы обязаны главным образом богатому воображению арабов.
На самом же деле его происхождение до сих пор остается неизвестным, и, поскольку ни финикийцы, ни египтяне, ни римляне не упоминают о нем, возможно, что,появление этого обычая датируется более поздним временем, чем грек римская эпоха. Некоторые этнографы высказывал предположение, что обычай носить покрывало - какой-то загадочный, магический обряд, очевидно, давно забытый.
Он предписывал закрывать рот покрывалом; возможно, это было своего рода «табу», касающееся рта.





Tyaper не чувствует влечения к таким занятиям, как охота или скотоводство или тем более земледелие.
Его инстинктивно тянет к войне; он, не задумываясь, нападет на любого, кто ему помешает. Теперь, правда, времена несколько изменились.
Научные экспедиции - этнографические, геологические и альпинистские - пользуются услугами проводников-туарегов и могут без риска вступать на их территорию.

Инстинктивная жажда приключений толкает туарега на кражу не только коз, верблюдов и овец, но и драгоценностей, одежды и оружия, принадлежащих другим племенам. Еще недавно поселения суданских негров подвергались молниеносным нападениям грабителей, предпринимавшихся с целью захватить рабов. В то время как грабежи совершаются обычно летом, лучшим сезоном для войны считается, напротив, зима, время, когда легче найти пастбища для верблюдов и гораздо больше дичи в пустыне.
Как грабежи, так и войны подготавливаются и проводятся очень четко. На каждую операцию назначается верховный вождь, требующий полного повиновения. Он распределяет добычу, причем доля каждого воина устанавливается заранее, в ходе разработки плана нападения, и зависит от возложенной на него задачи.

В одной старой песне туарегов говорится: «Дай мне мехари, седло и шатер - и я буду счастлив».
Действительно, туарег проводит большую часть жизни верхом на верблюде, который дает ему возможность жить в пустыне и, если это необходимо, быстро передвигаться. Коричневый верблюд обеспечивает его молоком (шесть - восемь литров в день), мясом, шерстью, лекарствами (моча, например, используется как дезинфицирующее средство).
Туарег перевозит на этом животном и свое имущество, ведь верблюд переносит до 250 кг груза.
Однако только мехари делает туарега счастливым и приносит ему ощущение свободы на просторах пустыни.
Мехари, которые находили прежде применение в военных подразделениях французов в Сахаре, а также англичан и итальянцев, сделали грозными неожиданные атаки туарегов. Этот верблюд поистине их неразлучный спутник: хозяин часто бывает обязан ему жизнью. Нередко от мехари зависит, спасется ли туарег от преследования врагов, от песчаной бури, доберется ли вовремя до колодца с водой, сумеет ли убить резвую антилопу или газель.

На мехари туарег нагружает все, что ему может понадобиться в пути. В большую квадратную сумку из ярко окрашенной кожи, привязанную к седлу, он кладет еду, одежду, жевательный табак, смешанный c cолью, бурдюки, наполненные маслом, пачки чая и и несколько кастрюлек для его приготовления.

При знакомстве с туарегами первое, что поражает больше всего, это частое использование ими христианского символа - креста. И верхушка седельной луки, и головка эфеса меча или кинжала имеют его форму.
Крестом же украшают сандалии (наил), и бурнус (шерстяной плащ), и щит; наконец, даже талисман из кусочка рога, который туарег носит на шее, сделан форме слегка намеченного треугольника, напоминающего этот христианский символ.

Туареги - мусульмане, однако еще и сегодня они сохраняют древние анимистические верования. Этнографы, конечно, были очень удивлены, встретив крест у туарегов, но не нашли никакого объяснения этому интересному явлению. Ученые полагают, что это отголоски христианской веры, которая была распространена в Африке до мусульманского вторжения.


Главную и значительную часть рациона питания у туарегов составляют молоко и молочные продукты.
Кроме того, в питании используется просо, иногда – пшеница.
Важную роль в питании туарегов играют сушёные финики (не вяленые, которые продают у нас, а сушеные, как камешки).
Финики толкут и едят с верблюжьим молоком.
Хотя все считают туарегов животноводами, мясо они потребляют в пищу только в исключительных случаях – на семейных торжествах, в дни религиозных праздников, а также при опасности массового падежа скота от бескормицы (лучше съесть, чем пропадёт).

При еде туареги, в отличие от большинства мусульманских народов, пользуются ложками, что характерно только для них.
Пьют они воду и молоко, а с начала прошлого века, когда в в Африке стали выращивать чайные кусты, туареги стали пить зелёный чай, заимствовав этот обычай у арабов.
В качестве возбуждающего средства туареги используют табак, они его жуют и нюхают.

Сегодня большинство туарегов ведут осёдлый образ жизни в поселках и городах, и лишь немногие из них, следуя обычаям предков (в основном имхары по происхождению), кочуют по Сахаре.


И, наконец, самое интересное – о роли и месте женщин в обществе туарегов.
У туарегов муж приходит в семью жены, а не наоборот, как у других африканских народов.
Поэтому, в частности, чтобы уберечь род жены от духов, обитающих в голове пришлого чужака, все выходы из этой головы – рот, нос и уши – у него должны быть плотно прикрыты.

У туарегов именно женщины владеют землями и семейными ценностями, и исключительно они имеют право на развод.
Дом туарегов называют по имени хозяйки – его главы. В случае развода муж покидает дом, оставляя там жену и детей.
Мужчина может повысить свой статус, женившись на женщине с более высокой социальной ступени. Но при этом он сам должен быть знатного рода. Женщины сами выбирают себе мужа.

Мужчины-туареги считаются самыми сильными и безжалостными воинами, лучшими торговцами, то есть они достаточно независимы. И при этом, не имея семейных владений, муж обязан содержать семью.
Женщины туарегов играют важную роль в накоплении и хранении культурной информации.
Они владеют грамотой, сочиняют и поют песни под аккомпанемент однострунного смычкового музыкального инструмента под названием «амзад».
Среди туарегов вообще всегда было много поэтов и романтиков.
Женщины и после замужества могут дружить с другими мужчинами и женщинами (в европейском смысле).

Как показала история народа туарегов, ведущая роль женщин в обществе имеет не только свои плюсы, но и свои минусы. Это общество всегда отличалось некоторой анархичностью. Конфедерации туарегов жили обособленно друг от друга, объединяясь только в крайних случаях, например, для борьбы против общего врага. И поэтому они не устояли, когда появился грозный враг – арабы.

Видимо, только современное нам общество наконец нашло ключик к этой проблеме. Этот ключик – равноправие. Именно равноправие, а не равенство. Женщины и мужчины не могут быть равны по определению, потому что они – разные, у них есть в обществе специфические функции.
А вот равноправными они могут быть. И тогда общество будет призывать людей не по половому признаку, а по наибольшей пригодности для выполнения общественной функции.

И при этом женщины всегда останутся женщинами – лучшей частью человечества, а мужчины – мужчинами (тоже ничего себе люди).
И тогда не надо будет доказывать, кто лучше, а кто хуже: все хороши сами по себе.
Поэтому, люди, будьте добры и доброжелательны друг к другу.
И давайте жить дружно!









Туареги – один из самых загадочных народов Африки. Современные кочевники сохранили древнюю культуру, и многое в их повседневной жизни кажется нам удивительным. Пожалуй, их главное отличие от всего остального мира – это традиция матриархата . Только здесь девушкам до свадьбы разрешается иметь несколько любовников, а мужчины после достижения совершеннолетия обязаны носить лицевое покрывало.




Туареги – мусульмане по вероисповеданию, однако их религиозные традиции очень оригинальны. Издавна здесь было заведено, что именно мужчина не должен открывать лицо. В день совершеннолетия юноша получает от отца две главных подарка – обоюдоострый меч и специальную лицевую накидку. Без нее нельзя выходить на люди, ее же нужно носить и дома, прикрывая лицо даже во время еды и сна.





Кроме того, туареги носят особые туники цвета индиго, за это их даже прозвали «синими людьми Сахары». Доподлинно неизвестно, для каких целей служит одеяние: по одной из версий – оберегает туарегов от злых духов, по другой (более прагматичной) – защищает от пыли и песка. Интересно, что туареги окрашивают ткань специфическим способом: экономя воду, они не пропитывают ее краской, а «вколачивают» ее камнями. Со временем краска начинает осыпаться, и кожа туарегов часто имеет синий цвет, как у настоящих аватаров.







Мораль в отношении девичьего способа жизни вполне демократична: девушкам разрешается познать нескольких любовников до замужества. Как правило, мужчина может приехать в шатер возлюбленной, провести с ней ночь, но это отнюдь не гарантия того, что он останется здесь же и в следующий вечер. Как правило, девушки выходят замуж в возрасте 20 лет, претенденты на руку и сердце должны упражняться в стихосложении, посылая красавице поэтические строки. Девушки имеют право им ответить, правда, используют они свой уникальный алфавит «тифинаг», усвоенный от матери (мужчины в этом племени используют латинский или арабский алфавит).









В обществе туарегов сложился удивительный строй: мужчины превосходно владеют боевым искусством, они бесстрашные воины и прекрасные торговцы, женщины – хранительницы культурного наследия, именно они обучены грамоте, продолжают фольклорную традицию. Словом, этнос туарегов – яркий пример того, что в социуме равноправие мужчин и женщин – достижимо. Главное – правильно распределить обязанности.


Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми :

Ещё один пост по теме этнографии. На этот раз туареги.
Интересный народ, который всегда мне казался загадочным...
Туареги относятся к группе берберов, самоназвание: имощаг, имошаг.
По легенде род их идёт от легендарной царицы Сахары - Тин Хинан, которая была амазонкой и пришла со своей служанкой, родом с юга Марокко в Хоггар. Туареги считаются потомками берберов - зенага, европеоидной расы, и не смотря на то, что этот народ сильно смешался с арабами, у некоторых сохраняются светлые глаза и светлая кожа. Одна из легенд гласит, что их прародина - остров в Атлантическом океане, который затонул вместе со всеми жителями, и остались лишь торговые караваны, которые в это время были в Африке.

В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины. Многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан.

В XI веке арабы вторглись на территории (сев. Африка) туарегов и потеснили их на запад, принеся с собой ислам. Затем Франция колонизировала эти земли, при этом туареги оказывали наибольшее сопротивление, французы же побеждали их, использовав конфликты между кланами этого народа.

Язык туарегов относится к группе берберских языков, хотя внешне они довольно сильно отличаются, так же у них есть письменность, происходящая от древне-ливийской письменности.

Как ни странно, туареги одни из немногих мусульман, которые сохранили свои домусульманские традиции. В частности они сохранили матрилинейность, традицию когда род ведётся по женской линии. Отношение к женщинам у туарегов совершенно иное, их женщины свободны и горды, имеют множество привилегий, именно женщины получают образование, мужчине же позволено быть неграмотным, женщины имеют право ходить с открытым лицом, мужчины же чаще всего лицо прикрывают. Туарегам разрешено иметь всего одну жену и жениться один раз. Настоящий туарег женится только один раз в жизни.

Посмотрим на лица женщин, они очень разные, многие женщины украшают свои лица необычными рисунками. Но в большинстве лиц не трудно угадать любовь к свободе, радость, интеллект, почитаемую индивидуальность, женское счастье... гордость, осознание своей божественности. Может быть многие согласятся, что от этих лиц трудно отвести глаза, словно у них всё ещё есть что-то такое, чего у нас давно уже нет...



А теперь лица мужчин. Какие они? Опасные, но не злые, дикие, но не примитивные, гордые, но не спесивые (там ложную спесь быстро собьют), страстные но очень скрытные...

Туареги занимаются земледелием и разводят мелкий скот (хотя этим не самым уважаемым делом занимаются более низшие племена), но они кочевники по своей природе, и многие мужчины месяцами кочуют по пустыне, которую они боготворят и говорят о ней столь поэтично, возвышенно! Они говорят о том, что пески каждый раз имеют разный оттенок, цвет, и что он иной на восходе, и в полдень иной, и в час заката. Своих верблюдов они ценят и уважают, ведь с ними они проходят через свои многоцветные пески долгие вёрсты. Коричневый верблюд даёт туарегам молоко, шерсть, мясо, он везёт его вещи. Мехари - верховой верблюд - это их радость и гордость, именно он даёт им ощущение свободы и силы.

Туареги очень ценят свою свободу и никому не хотят подчиняться. Кочевые племена называют себя "имишаг" - вольные люди. Туареги воинственный и гордый народ.


Когда юноше исполняется 18 лет, ему дарят обоюдоострый меч, а так же белый и синий платок, длина платка может достигать до 40 метров! С этого момента туарегу мужчине запрещено показывать на людях своё лицо, в былые времена туарег должен был убить того кто увидит его лицо или покончить с собой.

Туареги любят красить ткани в синий цвет, но не окрашивают её как все остальные, они экономят воду и предпочитают вбивать краску в ткань камнями. Краска осыпается и впитывается в кожу, однако они говорят, что зато они теряют меньше жидкости.

Народ туарегов делится на кланы - племенные группы, которыми руководит один общий вождь, однако власть вождя не безгранична и большинство решений принимается на совете предводителей кланов. Мать вождя может наложить запрет на любое решение.

Господствующий клан - имхар - войны, владеют стадами верблюдов, они высокого роста, светлокожие и сохраняют европейские черты. Имрады - вторая по значимости группа туарегов, они наиболее многочисленные, и внешность их близка к эфиопам. Они занимаются земледелием и скотоводством.

Харатины - группа туарегов эфиопской внешности, имеет наиболее подчинённое положение. Так же существует группа ремесленников и кузнецов - инадены.

Туареги очень любят разные украшения, я сделала небольшую подборку из их традиционных украшений и амулетов. Так же есть немного оружия.


Туареги умудряются делать всё что им хочется, зимой они воюют, а летом совершают грабительские набеги на другие племена, они крадут скот, рабов, драгоценности, верблюдов и лошадей и т.д. Их набеги тщательно спланированы и молниеносны, осуществляются под руководством одного назначенного вождя, которому беспрекословно подчиняются все участники.


Женщины туарегов сами выбирают себе мужей, именно женщины владеют землями и семейными ценностями, и исключительно они имеют право на развод.

Дом туарегов называют по имени хозяйки - его главы. В случае развода муж покидает дом, оставляя там жену и детей.

Мужчина может повысить свой статус, женившись на женщине с более высокой социальной ступени. Но при этом он сам должен быть знатного рода.

Женщины владеют письменностью, которую передают по наследию от матери к дочери, мужчины туарегов считаются самыми сильными и опасными войнами, лучшими торговцами, и хотя имущество принадлежит женщине, мужчина обязан содержать семью.

Среди туарегов много поэтов и романтиков, при том стихи сочиняют и женщины, они же поют под звуки однострунного смычкового музыкального инструмента...



На этом я заканчиваю пока свой небольшой рассказ об этом странном и удивительном народе, и конечно непременно будет продолжение темы.

Гордыня - большой грех в христианстве. Но туарегам неведом этот постулат, равно как покорность и смирение. Этот народ вот уже 2 тысячи лет не знает ни границ, ни запретов. Племена туарегов, как и много столетий назад, кочуют по пустыне. Имущества у них практически нет - верблюд да шатер. Однако мир кочевника рухнет, если отнять хоть одно. Этот народ известен тем, что он единственный в мире, чья традиция велит закрывать лицо мужчинам, а не женщинам.

Вольные люди

Племена туарегов называют себя "имошагами", что означает "вольные люди". Для них единственным хозяином остается пустыня. Гордое племя не покорилось ни одному захватчику. Даже колонизаторы из Европы, подчинившие себе почти всю Африку, не смогли усмирить маленький кочевой народ. Им не удалось даже договориться с ним. Европейцы боялись представителей этого туарегов появлялись "из ниоткуда", внезапно нападали на путников, убивали и грабили их. Под их контролем находились все торговые пути, ведущие через пустыню.

Отношение к золоту

Когда-то племена туарегов водили караваны с дорогими товарами - солью и золотом. Торговцы только им доверяли такую ценность, поскольку лишь безумец решался напасть на кочевника. Туареги славились воинственностью и ловкостью, а также своим оружием. Была и еще одна причина, по которой торговцы им доверяли. Дело в том, что этот народ не прикасался к золоту. Согласно поверьям туарегов, оно несет только болезни и зло, поэтому имошаги делали все украшения (и по сей день делают) только из серебра.

"Синие люди"

Представители этого народа красили одежды в синий цвет. Для этого они вбивали в ткань краситель, растертый в порошок, с помощью камней. Поэтому туареги стали называться "синими людьми". Кстати, представителей этого народа не так уж и мало. Согласно последней переписи, их насчитывается более двух миллионов человек.

Считается, что туареги - это потомки берберов-зенага которая частично смешалась с арабским и африканским Многие представители интересующего нас народа - светлокожие, голубоглазые, высокие ростом, со слабоволнистыми волосами. Это черты внешности, типичные для жителей Средиземноморья.

Сословное деление

И в наши дни общество туарегов разделено на сословия. К высшим кочевникам сегодня относят воинов и марабутов-священников. К низшим - ремесленников-белла, слуг, а также полукровок, которые потеряли право на имя "имошаг" и зовутся "дага". Среди туарегов еще 1,5 века назад можно было встретить и козопасов-импгад, и верблюжатников-аххагаров. Эти "профессии" только кажутся мирными. На самом деле козопасы и верблюжатники были отчаянными головорезами, а также самыми уважаемыми членами общества. Кузнецы-инеден занимали более низкую ступень. Соплеменники считали их чуть ли не колдунами. Также на более низкой ступени находились простые земледельцы. Самое презренное сословие этого народа - черные рабы-иклан. И низшие, и высшие кочевники помыкали ими.

У каждого племени имелся амгар - вождь. Союз племен составлял теджехе - федерацию, которой руководил аменукал (верховный правитель). Сегодня туареги объединяются лишь в крайних случаях. Они стараются ни от кого не зависеть.

Условия жизни в пустыне

Только кочевники да навигационные приборы знают, как ориентироваться в бескрайних песках. Барханы меняют свои очертания с невиданной скоростью, и глазу просто не за что зацепиться.

С давних пор вынуждены выживать в пустыне племена туарегов, история которых насчитывает 2 тысячи лет. Этот народ называет пустыню "ассахара". Для него это живое существо, цельный механизм, с которым надо уметь ужиться и договориться. на самом деле состоит из песка лишь на 1/5 часть. Все остальное - удивительной формы впадины и холмы, каменные плато, редкие оазисы и пересохшие русла рек. В Сахаре воздух летом прогревается до 60 градусов, а в ночное время может охлаждаться до нуля. Порой на рассвете случаются даже заморозки - температура опускается до -20 градусов, и барханы в это время покрываются ледяной коркой.

Только верблюды да кочевники, закаленные пустыней, могут существовать в таком климате. Лишь они способны пережить чудовищные самумы, возникающие внезапно и сравнимые по силе с океанскими цунами. Только они могут заметить и не наступить на нее. Это очень важно, ведь ее яд мгновенно убивает человека. Лишь туареги выживают практически без воды под палящим солнцем, вопреки всем законам биологии. Приступы жажды они снимают, посасывая камешек.

Жилище

Как и в былые времена, крыша из верблюжьей шкуры и деревянный каркас каждые 3 месяца превращаются в крепость, которая появляется всякий раз на новом месте. Только сам кочевник знает, где он поставит свой шатер в следующий раз. Главное, чтобы колодец был поблизости, а вокруг - пустыня. А рядом - скорпионы, змеи и песчаный ветер, который заметает все на своем пути.

Святое место туарегов

Под Сахарой, как считается, существует целый пресный океан, запасы воды в котором оцениваются в 1 млрд литров. Однако на поверхность она выходит очень редко. А делать скважины в песке - нелегкое дело, даже при использовании современной техники. Сотни веков назад туарегам приходилось надеяться только на милость судьбы. Они берегли как зеницу ока каждый колодец, который для них является святым местом. И в наше время все колодцы тщательно прикрыты и очень ухоженны. Того, кто намеренно или по незнанию относился к ним без должного почтения, кочевники казнили на месте. В наши дни их нравы ненамного мягче - как и много лет назад, туареги живут по своим древним обычаям и законам. Не только у нас, но и у представителей вызывают удивление традиции, которым следуют племена туарегов.

Язык и письменность

Туареги очень много кочевали по Африке, однако они сберегли чистоту крови. До сих пор среди них не встретить черного лица. На протяжении столетий язык туарегов остается неизменным. Этот народ говорит по-берберски, однако так, что этот язык едва понимают другие народы арабской Африки. И свою письменность - тифинанг - имеют племена туарегов. Культура их, однако, предполагает обучение письму лишь женщин. К ним, кстати, этот народ относится с большим почтением.

Отношение к женщинам

Слабому полу, вопреки всем законам ислама, отводит нетипичную роль племя туарегов. Женщины являются главными в семье. Туареги ведут родословную по материнской линии. Несмотря на то что они правоверные мусульмане, у них нет многоженства. Дом у туарегов принадлежит женщине, по имени которой он и называется. Однако мужчина обязан содержать его, как и другие домочадцы.

Женщина выбирает мужа сама, а если он не устроил ее по каким-то причинам, то она может стать инициатором развода. Бывший муж в таком случае беспрекословно покидает дом. Кстати, женщины и мужчины у кочевников спокойно дружат, не боясь пересудов.

Разделение труда

У туарегов не существует разделения труда по половому признаку. Женщина, к примеру, может взять меч, если ситуация этого потребует. Такого равноправия не знают даже демократичные страны Европы, что уж говорить об арабских государствах, расположенных по соседству. Однако законы пустыни в городах уже не действуют, так как здесь сильно влияние ислама. Но это нисколько не уменьшило уважения к женщине.

Паранджа у туарегов

Как мы уже говорили, ношение паранджи мужчинами - обычай, который имеет только племя туарегов. Фото мужчин в ней выглядят необычно, не правда ли? Можно подумать, что они хотят уберечь от искусительниц свою красоту. Однако это не так. Дело в том, что туареги опасаются злых духов. Они верят, что через глаза, уши или нос злые духи могут забраться в человека, поэтому прикрывают эти места. Покрывало, которое носят туареги, называется "тагельма". Его надевают юноше в день достижения им 18-летия. Именно с этого возраста он становится настоящим воином. Показаться без повязки на людях считается у этого народа верхом неприличия. Это равнозначно появлению голым. Туареги не снимают повязку даже дома, во время сна или еды.

Воинственность туарегов

Этот народ отличается большой воинственностью. Точнее, это касается тех, кто считает себя истинными имошаг. Они живут в пустыне и берут автомат в руки раньше, чем ложку. Воинов-туарегов, как считается, не очень много (около 10-20 тысяч). Однако они могут если не разбить, то хорошо напугать даже самую лучшую современную армию.

Вот так и живут племена туарегов. Обычаи их остаются неизменными, вызывая удивление и интерес у представителей современной цивилизации.