3. НАЧАЛО ЦЕРКВИ (глава 2)

а. Схождение Святого Духа (2:1-13)

Деян. 2:1 . Днем Пятидесятницы назывался ежегодный праздник, который праздновался через 49 дней или семь недель после Дня первых плодов (Чис. 28:26), почему вторым его названием было Праздник седьмиц (недель); Лев. 23:15-22. Название "Пятидесятница" - греческое и означает, что праздник этот отмечали на 50-й день после Дня первых плодов.

Не известно, где именно собрались последователи Христа. Лука пишет лишь, что все они были единодушно вместе. По всей вероятности, они сошлись где-то близ храма. Сказано, что они были в "доме" (2:2). Едва ли под "домом" Лука подразумевал храм, хотя именно так он назван в 7:47. Но то, что это было поблизости от храма, сомнений не вызывает (2:6).

Деян. 2:2-3 . Упоминание о ветре и огне здесь весьма примечательно. Дело в том, что слово "Дух" (пнеума) - одного корня с пноэ. которое тут переведено как "ветер", но, кроме того, означает и "дыхание". Оба этих существительных - "Дух" и "ветер" или "дыхание" - происходят от глагола "пнэо", означающего "дуть, дышать".

Так что фраза шум (в англ. Библии - "звук") с неба, как бы от несущегося сильного ветра… - говорит о силе и полноте действия Святого Духа при Его появлении. Языки, как бы огненные свидетельствуют о присутствии Бога. В Ветхом Завете Бог неоднократно являл Себя в стихии огня (Быт. 15:17; Исх. 3:2-6; 13:21-22; 19:18; 40:38; сравните Матф. 3:11; Лук. 3:16). Опыт этот (или это переживание) стал достоянием каждого из собравшихся в том месте верующих; сказано, что языки пламени почили по одному на каждом из них.

Деян. 2:4 . Исполнение Духом Святым не следует отождествлять с крещением Духом. Последнее происходит с каждым верующим один раз в жизни, в момент спасения (11:15-16; Рим. 6:3; 1-Кор. 12:13; Кол. 2:12), а исполнение Духом, помимо этого момента, может повторяться и после спасения (Деян. 4:8,31; 6:3,5; 7:55; 9:17; 13:9,52). Здесь речь идет о первом и особом крещении Духом - как об акте, положившем начало Церкви. Свидетельством его явился дар иных языков ("хетераис глоссиас", 11:15-16).

Из текста ясно, что это были живые языки (слово "наречие" в стихе 6, 8, которое никак не могло относиться к "экстатическому говорению"); это обстоятельство позволяет проникнуть в то, что понимается под "языками" в главах 2, 10, 19 и в 1-Кор. 12-14. Итак, этим событием было отмечено рождение Церкви. До того момента появление ее лишь предвкушалось (Матф. 16:18). Церковь есть Тело, Организм, создаваемый посредством крещения Святым Духом (1-Кор. 12:13), и в день Пятидесятницы этот Организм был создан.

Деян. 2:5-13 . Иудеи "рассеяния" (Иак. 1:1; 1-Пет. 1:1) собрались в Иерусалим на праздник. В массе своей они могли быть двуязычными, т. е. говорившими как по-гречески, так и на своем родном языке. И они были ошеломлены, услышав, что иудеи из Галилеи говорят на языках народов, живших по берегам Средиземного моря.

Возникает вопрос, только ли Двенадцать заговорили на языках, или все 120? Несколько моментов свидетельствуют в пользу того, что только Двенадцать: 1) заговоривших "иными языками" называют Галилеянами (Деян. 2:7; сравните 1:11-13); 2) в 2:14 Петр выступает на стороне "Одиннадцати", и именно в их "защиту". С другой стороны, языков, перечисленных в 2:9-11, более 12.

Однако ведь каждый из апостолов мог говорить более чем на одном языке, в той или иной последовательности. И все-таки не исключено, что дар этот получили все 120 последователей Христа. И они могли быть названы "галилеянами", поскольку большинство их было из Галилеи. Ссылки же на двенадцать апостолов могут свидетельствовать о том, что они "стояли" во главе этой группы из 120 человек. Заметим, что все получившие дар языков говорили на них о великих делах Божиих и, по-видимому, возносили Богу хвалу. Это не было ни проповедью покаяния, ни провозглашением Благой Вести. Неспособные объяснить это чудо, неверующие иудеи насмехались и говорили: они напились сладкого вина.

б. Речь Петра (2:14-40)

Петр произнес проповедь на одну, в сущности, тему: Иисус - это Мессия и Господь (стих 36). Сказанное им может быть сведено к нескольким пунктам:

I. Это - исполнение пророчества (стихи 15-21)

А. В защиту апостолов (стих 15)

Б. Объяснение (стихи 16-21)

II. Иисус есть Мессия (стихи 22-32)

А. Об этом свидетельствует Его деятельность (стих 22)

Б. Его воскресение удостоверяет, что Он - Мессия (стихи 22-32)

III. Иисус, прославленный Мессия, излил на верующих Святого Духа (стихи 33-36)

IV. Практические выводы (стихи 37-40)

Деян. 2:14-15 . Петр начал с ответа тем, кто обвинял их, будто они пьяны. Даже группа завзятых пьяннц не может упиться к 9 часам утра! (третий час дня по еврейскому времяисчислению тех дней соответствовал 9 часам утра).

Деян. 2:16-21 . Они не пьяны… но это есть предреченное пророком Иоилем, - восклицает Петр, цитируя из 2-ой главы книги Пророка Иоиля. Однако в день Пятидесятницы та часть пророчества Иоиля, которую Петр цитирует в Деян. 2:19-20, не осуществилась. И тут скорее можно усмотреть намек на осуществление этого в случае, если Израиль покается. Подробнее об этом в толковании на 3:19-23.

Деян. 2:22 . По словам Петра, чудеса и знамения, явленные им Иисусом, были свидетельством о Нем Бога, пославшего Его к ним (1-Кор. 1:22; 14:22).

Деян. 2:23 . Здесь выражается та мысль, что Распятие совершилось не в силу несчастного стечения обстоятельств: Иисус был предан на мучения и смерть по решению, вынесенному Богом (по определенному совету… Божию) и в соответствии с Его предведением (т. е. знанием наперед всего хода событий на земле).

Вы, продолжает Петр, обращаясь к иудеям, убили Его руками беззаконных, т. е. язычников, чуждых закону Моисея. Устами апостолов иудеи неоднократно обвинялись в распятии Иисуса Христа (2:23,36; 3:15; 4:10; 5:30; 7:52; 10:39; 13:28), хотя и на язычников они возлагали вину за это (2:23; 4:27; сравните Лук. 23:24-25).

Деян. 2:24 . Мысль о воскресении Господа проходит через всю книгу Деяний Апостолов (стих 32; 3:15,26; 4:10; 5:30; 10:40; 13:30,33-34,37; 17:31; 26:23). Здесь снова утверждается, что Он - Мессия, на том основании, что смерти… невозможно было удержать Его.

Деян. 2:25-35 . В этих стихах находим четыре доказательства воскресения Господа и Его вознесения: а) пророчество, записанное в Пс. 15:8-11 и наличие гроба Давидова в земле Израильской; б) наличие свидетелей Воскресения (стих 32); в) сверхъестественный характер событий, происшедших в день Пятидесятницы (стих 33) и г) Вознесение великого Сына Давидова (Пс. 109:1; Деян. 2:34-35). В аде (греческое слово "хадес") здесь имеет значение "в могиле"; второе значение этого слова - "преисподняя", или место обитания усопших.

Петр говорит о том, что, поскольку праотец и пророк Давид умер и погребен, слова из Пс. 15:8-11 не могли относиться к нему; они, следовательно, - о воскресении Христа ("Мессии"), прообразом Которого Давид выступает как угодный Богу земной Царь.

О клятве, упомянутой Давидом в 2:30, говорится в Пс. 131:11 (сравните 2-Цар. 7:15-16). Бог воскресил… Иисуса, Который был вознесен (сравните Деян. 3:13; Фил. 2:9) и посажен по правую руку Отца (сравните Деян. 5:30-31; Еф. 1:20; Кол. 3:1; Евр. 1:3; 8:1; 10:12; 12:2; 1-Пет. 3:22). Следовательно Он обладает властью послать на землю обетованного Отцом Святого Духа (Деян. 1:5,8; Иоан. 14:16,26; 15:26; 16:7); и все они были теперь свидетелями сошествия Духа, ибо видели "языки, как бы огненные" (Деян. 2:3) и слышали необычайный "шум ветра" (Деян. 2:2), а затем разноязычную речь из уст апостолов (стихи 4,6,8,11).

Так что не о себе говорил Давид в Пс. 15:8-11 и в Пс. 109:1. Давид ведь не воскрес (Деян. 2:29,31) и не восшел на небеса (стих 34). Господь - это Иегова, Бог, говоривший к Господу Давида, Который есть Христос, Сын Божий. В пяти случаях говорят апостолы на страницах книги Деяний Апостолов о том, что видели воскресшего Иисуса Христа (стих 32; 3:15; 5:32; 10:39-41; 13:30-31). И они знали, о чем говорили!

Деян. 2:36 . Здесь Петр завершает свою речь. Употребляемое им слово Господь, относящееся к Христу, вероятно, относится и к Иегове. То же слово кириос употребляется по отношению к Богу в стихе 21,34 и 39 (а также в Фил. 2:9). Тут еще одно впечатляющее подтверждение Божественности Христа.

Деян. 2:37 . В стихах 37-40 - описание реакции на проповедь Петра, и практические выводы, следующие из нее. Фразе умилились сердцем в греческом тексте соответствует более сильное выражение - катенигесан, скорее означающее "были потрясены в сердце своем". В тот момент велико было в слушавших Петра убеждающее действие Духа Святого. Вопрос, заданный иудеями, выдает их чувство отчаяния, охватившее их "ощущение замкнутого круга". Если они, иудеи, распяли своего Мессию, а Он теперь вознесся к небесному Отцу, то что же им остается делать?

Деян. 2:38-39 . Петр отвечает со всей прямотой. Прежде всего им следует покаяться. Греч, метаноесате буквально означает "изменить свое мировоззрение" (или "состояние сердца"; "круто повернуть направление жизни"). Это не может не привести к изменению образа жизни, но ударение здесь - на изменении душевного настроя, мировоззрения.

Евреи отвергли Иисуса; теперь им, покаявшись, необходимо поверить Ему. в книге Деяний Апостолов мотив покаяния постоянно звучит в обращениях апостолов к народу (стих 38; 3:19; 5:31; 8:22; 11:18; 13:24; 17:30; 19:4; 20:21; 26:20). Возникает, однако, проблема в связи с повелением "креститься". На стих 38 существует несколько точек зрения:

1) К прощению грехов ведут как покаяние, так и крещение. То есть согласно этой точке зрения, крещение имеет принципиально важное значение для спасения. Но в других местах Писаний утверждается, что для прощения грехов не требуется ничего, кроме веры (Иоан. 3:16,36; Рим. 4:1-17; 11:6; Гал. 3:8-9; Еф. 2:8-9 и т. д.). Более того: сам Петр позднее скажет о прощении Грехов на основании одной лишь веры (Деян. 5:31; 10:43; 13:38; 26:18).

2) Сторонники другой точки зрения предлагают несколько иной перевод 2:38, а именно: "да крестится… на основании прощения грехов". Измененный перевод предлагается из тех соображений, что греческое слово "эйс" (русское - для) действительно может означать "вследствие", "в виду", "на основании". И именно в таком смысле употреблено оно в Матф. 3:11 и в Мар. 1:4. И все-таки гораздо чаще эйс имеет значение цели, направления (т. е. больше оснований переводить его как "для").

3) Сторонники третьего подхода воспринимают всю фразу и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа как взятую в скобки. Несколько моментов говорят в пользу этого: а) Единств. число глагола "крестится", в отличие от множ. числа глагола "покайтесь" и подразумеваемого местоимения "ваших", тоже во множ. числе, перед словом "грехов"; следовательно, прощение грехов (достижение этой цели) ставится в прямую зависимость от "покайтесь", б) Такое понимание "совпадает" с провозглашаемым Петром в 10:43, где содержится та же мысль, что и в основной части фразы в 2:38 (прошение грехов дается на основании только веры), в) В Лук. 24:47, как и в Деян. 5:31, один и тот же автор, евангелист Лука, указывает, что к прощению грехов ведет покаяние.

Дар Святого Духа дается на основании Божиего обетования (1:5,8; 2:33) тем, кто обратятся к Господу, будь то евреи и их потомки или все дальние, т. е. язычники (Еф. 2:13,17, 19). В Деян. 2:38-39 соединяются "две стороны" спасения: человеческая ("покаяние") и Божия ("призвание Господне"; сравните Рим. 8:28-30).

Деян. 2:40 . Слова Петра связаны по смыслу с теми, что записаны в стихе 23 и 36. Израиль повинен был в ужасном грехе; отдельные представители его могли быть спасены от Божиего осуждения вместе с родом сим развращенным лишь ценой покаяния (Матф. 21:41-44; 22:7; 23:34 - 24:2). Только отделившие себя от него будут отделены Богом для Христа и Его Церкви.

в. Описание первой Церкви (2:41-47)

Деян. 2:41 . Три тысячи уверовавших приняли в тот день крещение, тем продемонстрировав, что отождествили себя со Христом. Эти люди вошли в общение с уверовавшими прежде.

Деян. 2:42 . В деятельности ранней Церкви превалируют два момента. Верующие продолжали настойчиво учиться от Апостолов. Кроме того, они постоянно пребывали… в общении между собой, совершая преломление хлеба и совместные молитвы. "Преломление хлеба", о котором говорится здесь, могло относиться как к "вечере Господней", так и к регулярным совместным трапезам верующих (2:46; 20:7; 1-Кор. 10:16; 11:23-25; Иуд. 1:12).

Деян. 2:43 . Чудеса (терата - чудеса, вызывающие благоговейный страх) и знамения (семейа - чудеса, свидетельствующие об истинности Божиего слова), совершавшиеся чрез Апостолов, удостоверяли правомочность апостольских слов и притязаний (сравните 2-Кор. 12:12; Евр. 2:3-4).

Деян. 2:44-45 . Сказанное здесь о том, что первые христиане имели все общее, и что они распродавали свою собственность, можно объяснить тем, что они ожидали скорого возвращения Господа и основания Им Царства Его. Тут же кроется объяснение и того, что в дальнейшем практика эта не нашла продолжения. Первохристианские общины не носили (как это иногда утверждают) социалистического или коммунистического характера, потому что по природе своей были добровольны, не навязаны извне (4:32,34-35; 5:4). Следует заметить, что имевшееся они распределяли не поровну, а смотря по нужде каждого.

Деян. 2:46-47 . Специфика жизни и деятельности Церкви, переданная в стихах 42-47, неизбежно вела к выделению ее из традиционного иудаизма, несмотря на то, что все они единодушно продолжали каждый день пребывать в храме.

Радость ("веселие") звучит в книге Деяний Апостолов постоянным подтекстом, ибо победоносная Церковь не могла не исполняться радостью. Это видно как из стихов 46-47, так и из многих других мест (5:41; 8:8,39; 11:23; 12:14; 13:48,52; 14:17; 15:3,31; 16:34; 21:17). …И преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца (сравните 2:42). (Любопытно, что слово хваля - аиноунтес - встречается в Новом Завете всего 9 раз, из них 7 - у Луки (в греческом тексте): Лук. 2:13,20; 19:37; 24:53; Деян. 2:47; 3:8-9; кроме того - в Рим. 15:11 и в Откр. 19:5.) Первым из семи "сообщений об успехе". Деян. 6:7; 9:31; 12:24; 16:5; 19:20; 28:30-31) Лука завершает этот раздел книги: не проходило дня, чтобы не спасались новые души. С первого дня Церковь стала быстро расти!

 1 Пятидесятница. Апостолы исполнены Духом Святым. Смятение от языков. 14 Слово Петра к народу; 41 принявшие слово его крестились. Общение верующих и взаимное служение.

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

4 И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами.

6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришёл в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,

10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,

11 критяне и аравитяне, слышим их, нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?

13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.

14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:

15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;

16 но это есть предреченное пророком Иоилем:

17 «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.

18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.

19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.

20 Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.

21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасётся».

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,

23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;

24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.

25 Ибо Давид говорит о Нём: «видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.

26 Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,

27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.

28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим».

29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.

30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,

31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.

33 Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.

34 Ибо Давид не восшёл на небеса; но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

36 Итак, твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог сделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.

39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.

41 Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.

42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.

44 Все же верующие были вместе и имели всё общее.

45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.

46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,

47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

2 . И внезапно сделался шум с неба, как - бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. Деян. 1:5 , Деян. 11:15 , Деян. 19:6 , Мат. 3:11

3 . И явились им разделяющиеся языки, как - бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

4 . И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Мар. 16:17 , 1 Кор. 12:10,28

5 . В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

6 . Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

7 . И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

8 . Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

9 . Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,

10 . Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты*, (* Обращенные из язычников.)

11 . Критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

12 . И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?

13 . А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.

Слово Петра к народу;

14 . Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:

15 . Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;

16 . Но это есть предреченное пророком Иоилем:

17 . «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. Ис. 44:3 , Иоил. 2:28-32 , Зах. 12:10 , Иоан. 7:39 , Деян. 11:28 , Деян. 16:9 , Деян. 21:9

18 . И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.

19 . И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.

20 . Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.

21 . И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Рим. 10:13

22 . Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,

23 . Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;

24 . Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Иоан. 10:18 , Деян. 3:15 , Деян. 4:10

25 . Ибо Давид говорит о Нем: «видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Пс. 15:8-11

26 . Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,

27 . Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.

28 . Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим».

29 . Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. 3 Цар. 2:10 , Деян. 13:36

30 . Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 2 Цар. 7:12,19 , 2 Цар. 23:2 , Пс. 131:11 , Лук. 1:69

31 . Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Пс. 15:10 , Деян. 13:37

32 . Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Иоан. 15:27 , Деян. 3:15

33 . Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Иоан. 14:16

34 . Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, Пс. 109:1 , Мат. 22:44

35 . Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

36 . Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Мат. 28:18

37 . Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?

38 . Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа.

39 . Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. Иер. 31:34 , Деян. 3:25

40 . И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.

Принявшие слово его крестились. Общение верующих и взаимное служение.

41 . Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.

42 . И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

3. НАЧАЛО ЦЕРКВИ (глава 2)

а. Схождение Святого Духа (2:1-13)

Деян. 2:1 . Днем Пятидесятницы назывался ежегодный праздник, который праздновался через 49 дней или семь недель после Дня первых плодов (Чис. 28:26), почему вторым его названием было Праздник седьмиц (недель); Лев. 23:15-22. Название «Пятидесятница» – греческое и означает, что праздник этот отмечали на 50-й день после Дня первых плодов.

Не известно, где именно собрались последователи Христа. Лука пишет лишь, что все они были единодушно вместе. По всей вероятности, они сошлись где-то близ храма. Сказано, что они были в «доме» (2:2). Едва ли под «домом» Лука подразумевал храм, хотя именно так он назван в 7:47. Но то, что это было поблизости от храма, сомнений не вызывает (2:6).

Деян. 2:2-3 . Упоминание о ветре и огне здесь весьма примечательно. Дело в том, что слово «Дух» (пнеума) – одного корня с пноэ. которое тут переведено как «ветер», но, кроме того, означает и «дыхание». Оба этих существительных – «Дух» и «ветер» или «дыхание» – происходят от глагола «пнэо», означающего «дуть, дышать».

Так что фраза шум (в англ. Библии – «звук») с неба, как бы от несущегося сильного ветра… – говорит о силе и полноте действия Святого Духа при Его появлении. Языки, как бы огненные свидетельствуют о присутствии Бога. В Ветхом Завете Бог неоднократно являл Себя в стихии огня (Быт. 15:17; Исх. 3:2-6; 13:21-22; 19:18; 40:38; сравните Матф. 3:11; Лук. 3:16). Опыт этот (или это переживание) стал достоянием каждого из собравшихся в том месте верующих; сказано, что языки пламени почили по одному на каждом из них.

Деян. 2:4 . Исполнение Духом Святым не следует отождествлять с крещением Духом. Последнее происходит с каждым верующим один раз в жизни, в момент спасения (11:15-16; Рим. 6:3; 1-Кор. 12:13; Кол. 2:12), а исполнение Духом, помимо этого момента, может повторяться и после спасения (Деян. 4:8,31; 6:3,5; 7:55; 9:17; 13:9,52). Здесь речь идет о первом и особом крещении Духом – как об акте, положившем начало Церкви. Свидетельством его явился дар иных языков («хетераис глоссиас», 11:15-16).

Из текста ясно, что это были живые языки (слово «наречие» в стихе 6, 8, которое никак не могло относиться к «экстатическому говорению»); это обстоятельство позволяет проникнуть в то, что понимается под «языками» в главах 2, 10, 19 и в 1-Кор. 12-14. Итак, этим событием было отмечено рождение Церкви. До того момента появление ее лишь предвкушалось (Матф. 16:18). Церковь есть Тело, Организм, создаваемый посредством крещения Святым Духом (1-Кор. 12:13), и в день Пятидесятницы этот Организм был создан.

Деян. 2:5-13 . Иудеи «рассеяния» (Иак. 1:1; 1-Пет. 1:1) собрались в Иерусалим на праздник. В массе своей они могли быть двуязычными, т. е. говорившими как по-гречески, так и на своем родном языке. И они были ошеломлены, услышав, что иудеи из Галилеи говорят на языках народов, живших по берегам Средиземного моря.

Возникает вопрос, только ли Двенадцать заговорили на языках, или все 120? Несколько моментов свидетельствуют в пользу того, что только Двенадцать: 1) заговоривших «иными языками» называют Галилеянами (Деян. 2:7; сравните 1:11-13); 2) в 2:14 Петр выступает на стороне «Одиннадцати», и именно в их «защиту». С другой стороны, языков, перечисленных в 2:9-11, более 12.

Однако ведь каждый из апостолов мог говорить более чем на одном языке, в той или иной последовательности. И все-таки не исключено, что дар этот получили все 120 последователей Христа. И они могли быть названы «галилеянами», поскольку большинство их было из Галилеи. Ссылки же на двенадцать апостолов могут свидетельствовать о том, что они «стояли» во главе этой группы из 120 человек. Заметим, что все получившие дар языков говорили на них о великих делах Божиих и, по-видимому, возносили Богу хвалу. Это не было ни проповедью покаяния, ни провозглашением Благой Вести. Неспособные объяснить это чудо, неверующие иудеи насмехались и говорили: они напились сладкого вина.

б. Речь Петра (2:14-40)

Петр произнес проповедь на одну, в сущности, тему: Иисус – это Мессия и Господь (стих 36). Сказанное им может быть сведено к нескольким пунктам:

I. Это – исполнение пророчества (стихи 15-21)

А. В защиту апостолов (стих 15)

Б. Объяснение (стихи 16-21)

II. Иисус есть Мессия (стихи 22-32)

А. Об этом свидетельствует Его деятельность (стих 22)

Б. Его воскресение удостоверяет, что Он – Мессия (стихи 22-32)

III. Иисус, прославленный Мессия, излил на верующих Святого Духа (стихи 33-36)

IV. Практические выводы (стихи 37-40)

Деян. 2:14-15 . Петр начал с ответа тем, кто обвинял их, будто они пьяны. Даже группа завзятых пьяннц не может упиться к 9 часам утра! (третий час дня по еврейскому времяисчислению тех дней соответствовал 9 часам утра).

Деян. 2:16-21 . Они не пьяны… но это есть предреченное пророком Иоилем, – восклицает Петр, цитируя из 2-ой главы книги Пророка Иоиля. Однако в день Пятидесятницы та часть пророчества Иоиля, которую Петр цитирует в Деян. 2:19-20, не осуществилась. И тут скорее можно усмотреть намек на осуществление этого в случае, если Израиль покается. Подробнее об этом в толковании на 3:19-23.

Деян. 2:22 . По словам Петра, чудеса и знамения, явленные им Иисусом, были свидетельством о Нем Бога, пославшего Его к ним (1-Кор. 1:22; 14:22).

Деян. 2:23 . Здесь выражается та мысль, что Распятие совершилось не в силу несчастного стечения обстоятельств: Иисус был предан на мучения и смерть по решению, вынесенному Богом (по определенному совету… Божию) и в соответствии с Его предведением (т. е. знанием наперед всего хода событий на земле).

Вы, продолжает Петр, обращаясь к иудеям, убили Его руками беззаконных, т. е. язычников, чуждых закону Моисея. Устами апостолов иудеи неоднократно обвинялись в распятии Иисуса Христа (2:23,36; 3:15; 4:10; 5:30; 7:52; 10:39; 13:28), хотя и на язычников они возлагали вину за это (2:23; 4:27; сравните Лук. 23:24-25).

Деян. 2:24 . Мысль о воскресении Господа проходит через всю книгу Деяний Апостолов (стих 32; 3:15,26; 4:10; 5:30; 10:40; 13:30,33-34,37; 17:31; 26:23). Здесь снова утверждается, что Он – Мессия, на том основании, что смерти… невозможно было удержать Его.

Деян. 2:25-35 . В этих стихах находим четыре доказательства воскресения Господа и Его вознесения: а) пророчество, записанное в Пс. 15:8-11 и наличие гроба Давидова в земле Израильской; б) наличие свидетелей Воскресения (стих 32); в) сверхъестественный характер событий, происшедших в день Пятидесятницы (стих 33) и г) Вознесение великого Сына Давидова (Пс. 109:1; Деян. 2:34-35). В аде (греческое слово «хадес») здесь имеет значение «в могиле»; второе значение этого слова – «преисподняя», или место обитания усопших.

Петр говорит о том, что, поскольку праотец и пророк Давид умер и погребен, слова из Пс. 15:8-11 не могли относиться к нему; они, следовательно, – о воскресении Христа («Мессии»), прообразом Которого Давид выступает как угодный Богу земной Царь.

О клятве, упомянутой Давидом в 2:30, говорится в Пс. 131:11 (сравните 2-Цар. 7:15-16). Бог воскресил… Иисуса, Который был вознесен (сравните Деян. 3:13; Фил. 2:9) и посажен по правую руку Отца (сравните Деян. 5:30-31; Еф. 1:20; Кол. 3:1; Евр. 1:3; 8:1; 10:12; 12:2; 1-Пет. 3:22). Следовательно Он обладает властью послать на землю обетованного Отцом Святого Духа (Деян. 1:5,8; Иоан. 14:16,26; 15:26; 16:7); и все они были теперь свидетелями сошествия Духа, ибо видели «языки, как бы огненные» (Деян. 2:3) и слышали необычайный «шум ветра» (Деян. 2:2), а затем разноязычную речь из уст апостолов (стихи 4,6,8,11).

Так что не о себе говорил Давид в Пс. 15:8-11 и в Пс. 109:1. Давид ведь не воскрес (Деян. 2:29,31) и не восшел на небеса (стих 34). Господь – это Иегова, Бог, говоривший к Господу Давида, Который есть Христос, Сын Божий. В пяти случаях говорят апостолы на страницах книги Деяний Апостолов о том, что видели воскресшего Иисуса Христа (стих 32; 3:15; 5:32; 10:39-41; 13:30-31). И они знали, о чем говорили!

Деян. 2:36 . Здесь Петр завершает свою речь. Употребляемое им слово Господь, относящееся к Христу, вероятно, относится и к Иегове. То же слово кириос употребляется по отношению к Богу в стихе 21,34 и 39 (а также в Фил. 2:9). Тут еще одно впечатляющее подтверждение Божественности Христа.

Деян. 2:37 . В стихах 37-40 – описание реакции на проповедь Петра, и практические выводы, следующие из нее. Фразе умилились сердцем в греческом тексте соответствует более сильное выражение – катенигесан, скорее означающее «были потрясены в сердце своем». В тот момент велико было в слушавших Петра убеждающее действие Духа Святого. Вопрос, заданный иудеями, выдает их чувство отчаяния, охватившее их «ощущение замкнутого круга». Если они, иудеи, распяли своего Мессию, а Он теперь вознесся к небесному Отцу, то что же им остается делать?

Деян. 2:38-39 . Петр отвечает со всей прямотой. Прежде всего им следует покаяться. Греч, метаноесате буквально означает «изменить свое мировоззрение» (или «состояние сердца»; «круто повернуть направление жизни»). Это не может не привести к изменению образа жизни, но ударение здесь – на изменении душевного настроя, мировоззрения.

Евреи отвергли Иисуса; теперь им, покаявшись, необходимо поверить Ему. в книге Деяний Апостолов мотив покаяния постоянно звучит в обращениях апостолов к народу (стих 38; 3:19; 5:31; 8:22; 11:18; 13:24; 17:30; 19:4; 20:21; 26:20). Возникает, однако, проблема в связи с повелением «креститься». На стих 38 существует несколько точек зрения:

1) К прощению грехов ведут как покаяние, так и крещение. То есть согласно этой точке зрения, крещение имеет принципиально важное значение для спасения. Но в других местах Писаний утверждается, что для прощения грехов не требуется ничего, кроме веры (Иоан. 3:16,36; Рим. 4:1-17; 11:6; Гал. 3:8-9; Еф. 2:8-9 и т. д.). Более того: сам Петр позднее скажет о прощении Грехов на основании одной лишь веры (Деян. 5:31; 10:43; 13:38; 26:18).

2) Сторонники другой точки зрения предлагают несколько иной перевод 2:38, а именно: «да крестится… на основании прощения грехов». Измененный перевод предлагается из тех соображений, что греческое слово «эйс» (русское – для) действительно может означать «вследствие», «в виду», «на основании». И именно в таком смысле употреблено оно в Матф. 3:11 и в Мар. 1:4. И все-таки гораздо чаще эйс имеет значение цели, направления (т. е. больше оснований переводить его как «для»).

3) Сторонники третьего подхода воспринимают всю фразу и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа как взятую в скобки. Несколько моментов говорят в пользу этого: а) Единств. число глагола «крестится», в отличие от множ. числа глагола «покайтесь» и подразумеваемого местоимения «ваших», тоже во множ. числе, перед словом «грехов»; следовательно, прощение грехов (достижение этой цели) ставится в прямую зависимость от «покайтесь», б) Такое понимание «совпадает» с провозглашаемым Петром в 10:43, где содержится та же мысль, что и в основной части фразы в 2:38 (прошение грехов дается на основании только веры), в) В Лук. 24:47, как и в Деян. 5:31, один и тот же автор, евангелист Лука, указывает, что к прощению грехов ведет покаяние.

Дар Святого Духа дается на основании Божиего обетования (1:5,8; 2:33) тем, кто обратятся к Господу, будь то евреи и их потомки или все дальние, т. е. язычники (Еф. 2:13,17, 19). В Деян. 2:38-39 соединяются «две стороны» спасения: человеческая («покаяние») и Божия («призвание Господне»; сравните Рим. 8:28-30).

Деян. 2:40 . Слова Петра связаны по смыслу с теми, что записаны в стихе 23 и 36. Израиль повинен был в ужасном грехе; отдельные представители его могли быть спасены от Божиего осуждения вместе с родом сим развращенным лишь ценой покаяния (Матф. 21:41-44; 22:7; 23:34 – 24:2). Только отделившие себя от него будут отделены Богом для Христа и Его Церкви.

в. Описание первой Церкви (2:41-47)

Деян. 2:41 . Три тысячи уверовавших приняли в тот день крещение, тем продемонстрировав, что отождествили себя со Христом. Эти люди вошли в общение с уверовавшими прежде.

Деян. 2:42 . В деятельности ранней Церкви превалируют два момента. Верующие продолжали настойчиво учиться от Апостолов. Кроме того, они постоянно пребывали… в общении между собой, совершая преломление хлеба и совместные молитвы. «Преломление хлеба», о котором говорится здесь, могло относиться как к «вечере Господней», так и к регулярным совместным трапезам верующих (2:46; 20:7; 1-Кор. 10:16; 11:23-25; Иуд. 1:12).

Деян. 2:43 . Чудеса (терата – чудеса, вызывающие благоговейный страх) и знамения (семейа – чудеса, свидетельствующие об истинности Божиего слова), совершавшиеся чрез Апостолов, удостоверяли правомочность апостольских слов и притязаний (сравните 2-Кор. 12:12; Евр. 2:3-4).

Деян. 2:44-45 . Сказанное здесь о том, что первые христиане имели все общее, и что они распродавали свою собственность, можно объяснить тем, что они ожидали скорого возвращения Господа и основания Им Царства Его. Тут же кроется объяснение и того, что в дальнейшем практика эта не нашла продолжения. Первохристианские общины не носили (как это иногда утверждают) социалистического или коммунистического характера, потому что по природе своей были добровольны, не навязаны извне (4:32,34-35; 5:4). Следует заметить, что имевшееся они распределяли не поровну, а смотря по нужде каждого.

Деян. 2:46-47 . Специфика жизни и деятельности Церкви, переданная в стихах 42-47, неизбежно вела к выделению ее из традиционного иудаизма, несмотря на то, что все они единодушно продолжали каждый день пребывать в храме.

Радость («веселие») звучит в книге Деяний Апостолов постоянным подтекстом, ибо победоносная Церковь не могла не исполняться радостью. Это видно как из стихов 46-47, так и из многих других мест (5:41; 8:8,39; 11:23; 12:14; 13:48,52; 14:17; 15:3,31; 16:34; 21:17). …И преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца (сравните 2:42). (Любопытно, что слово хваля – аиноунтес – встречается в Новом Завете всего 9 раз, из них 7 – у Луки (в греческом тексте): Лук. 2:13,20; 19:37; 24:53; Деян. 2:47; 3:8-9; кроме того – в Рим. 15:11 и в Откр. 19:5.) Первым из семи «сообщений об успехе». Деян. 6:7; 9:31; 12:24; 16:5; 19:20; 28:30-31) Лука завершает этот раздел книги: не проходило дня, чтобы не спасались новые души. С первого дня Церковь стала быстро расти!

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Толкование Далласской семинарии на Деяния апостолов, 2 глава

2:1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. Как видим, ученикам Христа свойственно единодушие и желание держаться вместе, что бы ни происходило.

Иисус не объявил им о дате излития на них святого духа, каждый день они должны были бодрствовать и ожидать его на протяжении неизвестного времени. И если кто-то пропустил бы этот день, не пришёл бы в собрание христиан – то пропустил бы такое явление и остался бы ни с чем.
Именно незнание даты помогает бодрствовать в ожидании прихода какого-то события - каждый день , чтобы событие это не прозевать.

При наступлении дня Пятидесятницы... праздник Пятидесятницы или начала жатвы, когда начинали жать первый плод труда в раннем урожае весной (Исх.23:16а) - был известен со времени В.З., это - радостное свидетельство удачного труда и благословения Бога урожаем хлебных злаков. Проводился праздник в земле народа Бога через 50 дней после того, как отмечалась пасха В.З. и начиналась жатва самой ранней злаковой культуры - ячменя (Второз.16:9-11 Лев. 23:10, 15,16).

Духовное исполнение праздника начала жатвы произошло в момент,описанный Лукой, когда через 50 дней после Пасхи Нового Завета 33 года н.э. на духовной земле Бога « выросли» первые 120 «колосьев» духовных злаковых культур. Так все должны были понять, что НАЧАЛО Нового завета приведено в действие и проявилось в том, что стартовал процесс сбора всех духовных урожаев послушных Богу людей, который будет проходить вплоть до конца этого века (окончательный сбор "урожая" от посева слова Бога на Земле в этом веке показан в Мтф. 13:37-43 и в Откр.14:14-20 ).

Первым плодом посева Божьего семени оказались 120 учеников Христа: они «выросли», то есть «возродились» от посеянного Христом слова Божьего (Его нетленного семени) –1 Петра 1:23. Поэтому, они как бы «рождены» свыше от Бога и с момента «повторного рождения» через излитие на них святого духа являются «начатками» Его духовных сыновей, а не сыновей плотских родителей - Иак.1:18, Иоан 3:3, 1:12,13, 1Иоан 3:9. Все последующие плоды посева слова Божьего будут тоже учитываться Богом и в положенное время - либо собраны в Его житницы для будущего Царства на небе или на Земле, либо уничтожены навеки, как ненужная солома и гнилые плоды.

Подобно тому, как на 50й день Израиль по плоти стал народом Всевышнего не только "де факто" (по факту избрания), но и "де юре" (законодательно, см.Исх.19:1 ), так и новый народ Бога - христианское собрание - хотя и было основано "де факто" с момента появления у Христа первых учеников, "де юре" оно обозначилось в Пятидесятницу посредством чуда видимого схождения святого духа на всех христиан.

2:2-5 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. 5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
Первое маленькое собрание христиан нуждалось в подкреплении веры в воскресшего Иисуса, тем более, что гонения в Иерусалиме на последователей Христа не прекращались, в такой обстановке нелегко было сохранять веру.
Знамение язычков пламени и шума с ветром помогли им понять, что это Иисус действует согласно своего обещания, значит, всё хорошо, можно терпеть трудности ради него и дальше.
Момент передачи силы святого духа только апостолам перед вознесением Христовым (Иоан 21:22) никто, кроме их самих не видел (он был дан им для помощи в ориентации деятельности после ухода Христа, см.Деян.1:15-26)
А здесь 120 человек сделались свидетелями происшедшему чуду.
К тому же, все исполнились святого духа - или «попали под его воздействие» - так, что им несложно стало начать проповедовать славу Божью на множестве языков: учить иностранные языки было некогда, свыше им вставили языковые «программки» и проповедь по всему миру началась.

2:6 -12 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих? 12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?

Это знамение говорящих на разных языках, да ещё и с особенностями языковых наречий - поразило, в свою очередь, остальную публику, пришедшую на поклонение к Богу Израиля в Иерусалимский храм. Там были и греки, и египтяне, и персы, и римляне и т.д, но каждый СЛЫШАЛ рассказ о великих делах Иеговы - на своём родном языке и даже наречии.
Понятно поэтому искреннее недоумение многих, и они желали бы знать, что происходит-то с этими христианами?

Перечисление представителей пятнадцати народностей начинается с восточной группы, в пределах нынешних Ирана и Ирака ("Парфяне... Мидяне... Еламиты, и жители Месопотамии", т.е. куда были отведены иудеи, плененные Ассирией и Вавилоном). Далее следует запад, Иудея, затем - север, Малая Азия (Каппадокия, Понт, Асия, Фригия и Памфилия), после чего - Северная Африка (Египет и части Ливии, прилежащие к Киринее) и, наконец, Рим. Список заключают две далеко отстоящие друг от друга области: остров Крит и Аравия. (Лопухин)

2:13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
Но в любом обществе всегда находятся и насмешники, всё отрицающие нигилисты и вечно сомневающиеся скептики. И здесь без них тоже не обошлось. Хотя и странно: и видят ведь и слышат - все одно и тоже, а выводы делают -диаметрально противоположные. Следовательно, проблема не в рассматриваемом событии и не в участниках события, а исключительно в тех, кто рассматривает и слушает.

Чем характерны скептики и нигилисты всех времён? Придумыванием личных выводов о происходящим, но высказывают эти личные мнения так, будто они - истина в последней инстанции.
Ещё интересно, что выводы у них - всегда такие, чтобы оправдывали их сомнения, неверие и нежелание слушать говорящих слово Божье, дескать, они же пьяны, зачем же слушать их пьяный бред?

2:14 -21 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;16 но это есть предреченное пророком Иоилем:17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.20 Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Пётр в окружении 11 апостолов привёл аргументы против утверждения насмешников - ПРЕЖДЕ, чем разъяснил ситуацию .

Пётр указал на время, в которое невозможно распитие спиртного иудеями. Для всех, кто слышал Петра и насмешников, не имеющих представления о законах иудеев - эти доводы были достаточно убедительны и не требовали пространных многочасовых убеждений. К тому же они помогли переключить внимание всех - на дальнейшую речь Петра.

они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня.
Соответствует девяти часам утра. В праздничные дни обычно постились, по меньшей мере, до четвертого часа. Так что обвинение в пьянстве было безосновательным.
(Женевская)

И лишь только после этого Пётр стал разъяснять возникшую ситуацию по Писанию : Сначала об исполнении пророчества Иоиля по излитию святого духа на рабов и рабынь Божиих. Затем – о Христе.
Разумеется, те, кто ничего не знал о Писании - не могли бы и понять ничего. Речь Петра была рассчитана на категорию слушателей, имеющих представление об Иегове и слове Его.

Так и сегодня: не следует ожидать понимания духовных истин со стороны тех, кто не знаком или знаком плохо с Библией и Богом Библии. Даже приведение Библейских аргументов не смогут убедить тех, кого слово Иеговы - не интересует, а исследование его - при одной только мысли об этом навевает скуку.

Что касается излития святого духа на "рабов и рабынь" современности:
1) во исполнение пророчества Иоиля - ясно одно: поскольку в последние дни века сего поклонение Иегове, Богу Иаковлеву должно было восстановиться (Мих.4:1; Ис.2:2) - без участия в этом деле святого духа правильное поклонение Иегове не могло быть восстановлено, что наблюдаем сегодня.
Последние пророки Бога также будут движимы святым духом (Откр.11:2-6).
Поэтому можно сказать о том, что исполнение пророчества Иоиля не ограничивается последними днями Иудейской системы вещей (окончанием эры действия В.З.). Но продлевается и на последние дни века сего.

2) Факт излития святого духа на учеников Христа от первого пришествия на стариков, детей, рабов и рабынь - для 1 в. свидетельствовал также и о том, что Иегова помогал понимать духовные сложности истины - простым людям, ищущим истину. Не учителям и религиозным лидерам, уверенным в незыблемости своей правоты и в том, что они уже всё знают. А простым служителям Иеговы, чьи сердце и ум не были испорчены гордыней и спесью всезнайства (это мешало религиозным лидерам допустить мысль о том, что кто-то может знать больше и понимать лучше, поэтому они и отвергли то разумное, что принёс им сын плотника. Старики и юноши - это категория простых людей, но они окажутся к этому времени более пригодными вместить понимание святого духа, нежели влиятельные авторитеты собраний народа Иеговы кончины века сего).

Перед вторым пришествием Христа будет наблюдаться такая же картина: те, кто в народе Иеговы обязан вникать в Писание и открывать грани истины - законоучителя народа Иеговы - этого не будет делать, они самоуверенно будут отстаивать (как и учителя в 1 в.) то, что уже сложили в какие-то учения: гордыня всезнайства помешает и им допустить мысль о том, что кто-то может знать о слове Бога больше и понимать лучше, поэтому и они будут отвергать всё разумное, исходящее от простых служителей Иеговы.
А простые служители Бога, считающие, что мало знают и хотят знать больше - будут вникать и им откроется многое через святой дух и с помощью Иисуса Христа, поэтому последними пророками будут выходцы не из официальных законоучителей, а из простого народа Иеговы(Откр.11:3-6).

2:22,23 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
Пётр напомнил о чудесах Божьих, которые Он совершал руками Иисуса, посланника Своего, а также - о пророчестве на необычную смерть его.
Интересно, но Пётр чётко понимал: Христа убили СВОИ – иудеи, только для этого руками язычников воспользовались, чтобы свои не пачкать.
И хотя Пётр только что растолковал своим сородникам некоторые пророчества, он,не щадя уши слушателей - сделал им довольно обидное для них заявление: ВЫ убили Христа.

Понятно, что вряд ли слушатели были в восторге от этого заявления, но ТАК было на самом деле, и у иудеев появился шанс поразмыслить над своим недавним поведением в отношении Иисуса Христа.
Ну а если бы кто-то и преткнулся на этих словах апостола и ушёл, для них не воссиял бы свет дальнейшего разъяснения Петра о великих замыслах Божиих.

2:24-28 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.26 От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
Пётр разъясняет также исполнение пророчества на воскресение Христа, высказанное святым духом ещё через Давида о том, что в аде (могиле) тело Иисуса, не Давида - не истлеет.
Хороший текст, если говорить о том, что ад - это всего лишь могила, а не место мучений грешников. Ибо Христос не был грешником, чтобы ему в ад - в значении "места мучений" – попадать.

2:29-31 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления
Далее Пётр разъяснил, что пророчество это не могло быть пророчеством на самого Давида, ибо Давид умер и погребён, и до сего дня – в гробу своём благополучно находится. Просто, будучи пророком Бога, Давид под воздействием святого духа предсказал участь Христа – святого Иеговы, который должен произойти от Давида, умереть, воскреснуть и воссесть на престоле Господнем в своё время.

2:32, 33 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
И только затем Пётр разъяснил, откуда же взялся святой дух, излитый с небес ныне в день Пятидесятницы: воскресший Иисус исполнил обещанное.

Разъясняя так подробно и используя множество «мозаики» текстов из Писания, Пётр смог показать всю цепочку развития исполняющихся событий - прямо из слова Бога, из Писания.
Такой дар - состыковать все места Писания в одну цепь, понять их значение и разъяснить остальным – даёт святой дух. Это именно то, о чём говорил Христос:
придёт Утешитель и напомнит вам обо всём (Иоан 14:26).

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Иоан15:26)

А разъясняй Пётр кратко, без пояснений и без использования мест Писания - поняли бы его? Поверили бы, что это - от Бога всё было предсказано, потому - и исполнилось? Вряд ли.
Так и сегодня: что бы мы не разъясняли людям, доверяющим Библии, следует это делать старательно, основательно и по Писанию.

2:34-36 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. 36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли
Пётр разъясняет также, что Давид на небеса не восшёл, хотя и говорил пророчески о Христе, что видит Господа и сидит одесную с Ним.
Дух же святой излился с небес благодаря восшедшему на небеса Христу, не Давиду.
Именно Иисус - и одесную с Богом пребывает..
И в конце Пётр подытожил, чтобы все зафиксировали СУТЬ разъяснений пророчеств из Писания:
распятый иудеями Иисус - и есть тот самый Господь, которого ждали Иудеи по пророчествам из Писания. И это резюме разъяснений Петра возымело ДЕЙСТВИЕ, что и требовалось ожидать.

2:37-39 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. 39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. Смысл значения крещения Иисуса Христа - см. Мтф.3:13-17
Реакция была правильной, сразу поняли: теперь надо ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ. Вопрос только в том - ЧТО?

ТОГДА ТОЛЬКО, после вопроса «Что делать?» - Пётр разъяснил, что делать: покайтесь, креститесь и вы водным крещением во имя Иисуса Христа для начала, а затем и святой дух можете ожидать. Ибо кому как не вам, принадлежащим к народу Божьему издревле, видеть исполнение обетования Иеговы на себе? Вы - дети Божьи (иудеи и Израиль), то вам в первую очередь и обетование на себе прочувствовать выпало.

А если вопроса "ЧТО ДЕЛАТЬ?" - не возникает у слушателей, то нет смысла и тратить усилия на пространные разъяснения по поводу того, что же им следует делать: вряд ли услышат увещевания те, кто ничего делать не собирается и даже не понимает, что надо что-то делать в связи с услышанной вестью от Бога о Христе Его Иисусе.

Примечание : 1) Почему Пётр выделил имя Иисуса Христа - несмотря на то, что все иудеи оставались служителями Бога Израилева - Иеговы - и посвящали свои жизни исполнению Его воли? (после погружения "возрождались" новыми людьми, принадлежащими Богу).
Потому, что в 1 веке иудеи отвергали Иисуса Христа, что было неугодно Иегове. Поэтому для тех из народа Иеговы 1 века, кто желал продолжать служить Ему - нужно было подчеркнуть факт осознанного принятия Его сына, Иисуса Христа. Водное крещение во имя принятия сына Иеговы, Иисуса Христа - подчёркивало факт осознанного принятия ими Иисуса Христа, что отличало их от остальных иудеев.
Сегодня крещаемый во имя Иисуса Христа должен понимать, что свою жизнь он посвящает на исполнение воли Иеговы, своего Отца и Бога и - Отца и Бога Иисуса Христа (Ин.20:17) - так же, как это делал и сам Иисус Христос после водного крещения ( Мтф.3:13-17 ; Ин. 6:39;10:18) и его ученики, крестившись у Иоанна: пока они были с Христом - все знали, что это - его ученики. Но тем, кто уверовал в Христа после его смерти и принял его, как посланника Иеговы - понадобилось креститься во имя Иисуса, чтобы заявить о себе, как об ученике Христа.
Поэтому:

2) крещение во имя Иисуса Христа не отменяет заповеди Иисуса Христа из Мтф.28:19 - крестить во имя Отца, сына и святого духа . В данном случае Пётр просто показал, что после смерти Иисуса - быть последователем Иоанна и креститься во имя покаяния в грехах (что все Иудеи сделали во время деятельности Иоанна-Крестителя, см. также Деян.19:1-5) - недостаточно для того, чтобы стать учеником Христа. Крещение во имя Иисуса Христа подчёркивает, чьим учеником будет крещаемый: он будет учеником Иисуса Христа (жить не по Моисею, не по М.З, а по Христу). При этом суть крещения во имя Отца, сына и святого духа - останется для всех крещаемых, о ней см.Мтф.28:19

3) крещение Иоанново, которое принимали после смерти Иисуса - не являлось крещением во имя Христа, не свидетельствовало о том, что они принимают Христа в качестве сына и посланника Бога. Поэтому все, кто уверовал во Христа после его смерти и воскресения - должны были креститься повторно: принять ещё и водное крещение с осмыслением посвящения Богу, очищения от греха кровью Христовой и обещания Богу доброй совести - в эре действия Н.З., Мтф.26:28; 1 Петра 3:21. Принимая водное крещение во имя Иисуса Христа, верующие давали своё согласие на то, чтобы в оставшиеся дни своей жизни идти к Богу по следам Христа (вести образ жизни христианина). Случай повторного водного крещения тех, кто принимал Иоанново крещение - описано в Деян.19:1-5.О значении крещения святым духом см.Ин.1:33 )
2:40
И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного
По-разному Пётр убеждал своих сородников иудеев спасаться от рода фарисейского, за севшего в руководителях народа Бога и распявшего Христа, зная, что влияние рода сего на жителей Иудеи – велико, и страшно народу впасть в немилость у руководителей своих того времени.

2:41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
Не все, но всё же нашлись откликнувшиеся на проповедь Петра и охотно принявшие слово Божье: Пётр и положил начало собранию христиан через проповедь, в этом смысле он и «камень» (Кифа, Пётр), на котором воздвигается собрание Христа при помощи проповеди.
И желающих креститься, принимая Христа, нашлось около 3000: немало для первого в истории христианства «конгресса» после ухода Христа на небеса.

2:42,43 Всё это юное собрание, естественно, нуждалось в наставлении апостолов:
И они постоянно пребывали в учении Апостолов,

Учение апостолов - это те духовные знания о Боге и замысле Его в отношении Христа и человечества, которым научил их Христос при жизни на земле и святой дух - от Отца Христа после вознесения Христа на небеса.
А то, что они совершали чудеса при помощи действия в них силы святого духа – помогало молодому собранию христиан укрепляться в вере в Иисуса и в то, что он, даже вознесшись на небеса, не оставлял апостолов своих.

в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
О бщение о духовном и совместные молитвы, понятно, объединяли собрание. Как и совместные трапезы: преломлением хлеба называли в Иудее не только события пасхальной Вечери, но и просто совместную трапезу (Лука 24:30). И поскольку преломление хлеба на пасхальной Вечере в Израиле совершалось 1 раз в год, то здесь речь идёт о том, что все члены ранней христианской церкви имели привычку собираться вместе за столом.

Был же страх на всякой душе и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
Лопухин: собственно - на всякой душе неверующей. Неожиданные и поразительные явления божественной силы, выдающийся успех проповеди Петра, его пламенные угрозы и воззвания, чудеса и знамения апостолов - все это не могло не приводить в трепет впечатлительную душу, погружая ее в глубокое раздумье.

2:44-47 Все же верующие были вместе и имели все общее. 45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. 46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

И организовали верующие что-то вроде семейной общины, в которой сбрасывались все в один общий «карман» и пользовались им на всех - по нужде каждого, потому не было ни богатых, ни бедных в христианской общине, потому и превозноситься друг над другом - не было даже возможности.
Такая форма общности людей сплачивала их очень сильно как в материальном, так и в духовном отношениях и показывала окружающим людям хороший пример, за что и любили христиан в народе.
Такое единодушие и общность всех вообще жизненных интересов помогали молодому собранию укрепляться в доверии друг ко другу, сближаться и противостать сильному влиянию иудейских общин, из которых теперь не страшно было вылетать за отстаивание пути Христова.

Сегодня в таких общинах - нужды нет, хотя и жаль: утеряна семейная общность и коллективная ответственность друг за друга, обеднены сегодняшние Церкви отсутствием такого единства, какое имело раннее христианское собрание.

Даже если и вылетает кто-то из Церкви христианской сегодня, то в материальном плане таковой выживет, ибо и в общине Церкви Христовой находясь - он на самостоятельных хлебах находился.
Благо, сегодня у всех есть возможность работать, как христианину, так и не христианину.
И в духовном плане таковой тоже выживет, если захочет: есть у него Писание и всегда есть возможность исправить пути свои и вернуться в Церковь.

Положительный пример жизни и деятельности христианской общины оказывал большое влияние на наблюдающих за нею, потому многие и желали присоединяться к этим людям и спастись, потому и собрание Божье росло числом ежедневно.