Гортанный гроул: что может лучше передать самые темные стороны человеческого существования, все его ужасы и хаос? Экстремальный вокал подходит для жестоких тем, однако не совсем годится для голосовых связок. Но если вы научитесь правильной технике, будете следить за здоровьем, разогревать связки и выталкивать воздух животом, тогда смерть станет тем, что ваш голос передаст, а не испытает.

Шаги

    Научитесь петь правильно. Начните с вибрирующего вокала (вибрато), как в классическом или прогрессивном роке. Самый важный прием при пении под дэт-метал – это контроль над дыханием, баланс между использованием силы диафрагмы и голосовых связок. Если будете гроулить только связками – точно повредите их. Для правильной техники вы должны задействовать диафрагму, выталкивая воздух из легких. Попрактикуйте с месяц обычное пение для начала. Это на самом деле разовьет мощь вашего голоса и потом вам будет легче гроулить.

    Пейте теплую воду или чай за час до выступления и между песнями. Это расслабит голосовые связки. Избегайте холодной воды: для них это шок, и в результате они «стянутся». Также не пейте горячую воду, так как она может ошпарить язык и горло.

    Разогрейте связки перед записью или выступлением. «Разогрев» может означать что угодно, от пения в среднем диапазоне до исполнения ваших вокальных партий чистым басом. Даже помычать пять минут какую-нибудь мелодию было бы гораздо лучше, чем не разогревать связки совсем.

    Наполните легкие воздухом, затем вытолкните его часть, при этом должны немного напрячься горло и миндалины. Делайте это все одновременно, но не проталкивайте воздух слишком сильно. Постарайтесь издать высокий гортанный звук, напоминающий умирающего старика. Он должен звучать, как дребезжащий блэк-метал вокал. Теперь снизьте тональность в горле точно так же, как при обычном пении. Поначалу у вас будет получаться не совсем то, что надо, но это дело времени и привычки.

    Представьте себе столб воздуха, поднимающийся от диафрагмы и проходящий сквозь грудь, а потом через небный свод (это купол над верхними зубами за носом). Гортань должна быть опущена и открыта. Эта техника не просто помогает усилить дэт-метал вокал, она еще предназначена для мелодичного пения. Единственная разница между ними в том, что при обычном исполнении песен звук получается на выходе из настоящих голосовых связок, а гроул – из фальшивых, или ложных (вместо того, чтобы вибрировать голосовыми связками, сосредоточьте свое рыканье под ними, в районе ключицы).

    Толкайте воздух животом. Вся сила вашего вокала исходит от диафрагмы. Получится лучше, если ваша спина будет все время выпрямлена. Не сутультесь и не расслабляйте мышцы вокруг позвоночника. Вдохните и выдайте глубокий рык, открыв голосовые связки. Для мощного гроулинга горло должно быть расслаблено.

    Издайте сердитый вздох. Представьте, что вы раздражены, и произнесите сильно напряженное «Уф!». Вы почувствуете низкую, слабую вибрацию на задней стенке горла. Это базовое звучание ложных голосовых связок. Практикуйте эту вибрацию, растягивая звук и добавляя в него все больше мощи с помощью диафрагмы. Вы обнаружите, что такое упражнение не вредит вам, если только вы пьете много воды и не слишком усердствуете. С практикой это начнет звучать брутально!

  1. Потренируйтесь лаять, как собака. Сделайте глубокий вдох и снова используйте диафрагму. С силой выдавите звук из глубин живота, имитируя настоящее лаянье. Потом растяните этот звук и попробуйте пролаять несколько слов. Пусть это звучит глупо, но дышите, как собака: такой прием поможет вам раскрыть горло и добавить гортанные звуки к лаянью. Начинайте с маленькой громкости и наращивайте ее постепенно, по мере того, как у вас начнет получаться.

    • Хороший способ попрактиковаться в таком гортанном лае – произносить звуки «а», «э», «ы», «о», «н», «у». Когда у вас станет получаться лучше, попробуйте увеличить скорость.
  2. Подберите песню, которую вам хотелось бы исполнить. Попробуйте выбрать из репертуара групп вроде Slayer, Metallica, Alice Cooper, AC/DC: они не гроулят, как в дэт-метале, и вам будет проще отрепетировать собственную манеру гроула. Попробуйте вначале спеть в обычной манере, потом постепенно добавляйте «огня» до тех пор, пока не почувствуете, как ваша диафрагма реально толкает воздух, и вам удается издавать то самое глубокое звучание, к которому вы и стремились. Если у вас не получается глубокий гортанный вокал, попробуйте петь дребезжащим голосом. Любому это под силу, и мужчине, и женщине .

    • Для практики в обычном вокале хорошо подходят эти медленные песни: “Black Sabbath” Black Sabbath, “Dead Skin Mask” Slayer, "Hard Rock Hallelujah" Lordi.
    • Вот песни дэт-метал в медленном темпе для оттачивания техники гроула: “Death Walking Terror”, "Festering in the Crypt" и “I Cum Blood” Cannibal Corpse, "The Jealous Sun" Novembers Doom, "Sarcophagus" Nile.
    • Для тренировки обычного вокала в быстром темпе отлично подойдут песни группы Slayer: “Aggressive Perfector”, “Dittohead”, “Jesus Saves” и “Necrophobic”.
    • Отрепетировать быстрый темп гроула помогут вещи жанра дэт-метал: “Disposal of the Body” Cannibal Corpse, “Homage for Satan” Deicide, “Post Mortal Ejaculation” Cannibal Corpse, “The Exorcist” Possessed, "The Optimist" Skinless, "4:20" Six Feet Under, "Stabwound" Necrophagist, "Egypt, the Red Earth" Necronomicon, "Buried By The Dead" Bloodbath, "Sick Salvation" Bloodbath, "Prometherion" Behemoth, "Scrolls of the Megilloth" Mortification, "Demon of the Fall" Opeth, "What Can Be Safely Written" Nile.
  3. После выступления под дэт-метал выпейте безалкогольный напиток, не раздражающий гортань, например, простую воду.

    • Если вы только что закончили долгое и брутальное выступление и ваши связки устали после гроула, то мед сотворит с ними чудеса.
    • Не опускайте руки, если вам и близко не удается звучать, как ваши любимые вокалисты: постарайтесь выработать собственный стиль и тональность. Вначале отличным способом будет гроулить одновременно с ними, включив записи. Попробуйте добавлять собственные оттенки в процессе.
    • Не курите. И если вы не можете без выпивки, принимайте алкоголь хотя бы в умеренных количествах. Курение может сделать ваш голос более глубоким, но одновременно сократит силу дыхания. Исполнение дэт-метала требует огромное количество энергии, и наркотики любого рода только подорвут ваши силы.
    • Грубый вокал станет более мощным с практикой, если вы будете все делать правильно.
    • Чтобы издавать более яростные звуки, поэкспериментируйте со слюной во рту. Ее можно задержать между языком и горлом – получится то самое бульканье, которое вы слышите во многих песнях. Открытое, расслабленное горло – вот ключ к успеху. Воздух должен выходить с легкостью. Тон можно менять, изменяя направление выталкиваемого воздуха языком. Это делается сворачиванием языка наверх или вниз, тогда получается более глубокий тон. Губами – второй метод. И вы никогда не должны менять тональность с помощью связок.
    • Вам может удастся издать поросячий визг, или бри-бри (еще его называют пигсквил, пигвойс или пигинг), если завернуть кончик языка прямо над передними верхними зубами – при этом он должен быть широко развернут – и протянуть гортанный звук «и».
    • Следите за тем, чтобы ваш вокал был разнообразным. Монотонный гроул вскоре надоест, какими бы впечатляющими ни были ваши вокальные данные.
    • Контролируйте дыхание и количество слизи во рту и горле.
    • Звук должен производиться на задней стенке горла. Положите два пальца на горло в самой высокой точке шеи, где она переходит в подбородок. Если вы чувствуете там вибрацию, то все делаете правильно. Если понимаете, что она исходит из глубины горла, значит, страдают голосовые связки и нужно поправить вашу технику.
    • Возможно, не стоит обхватывать микрофон руками так, чтобы получалась резонирующая чаша из ладоней. Многие вокалисты намеренно используют этот прием для усиления звучания голоса и эффекта более низкого тона, чем есть на самом деле, но в сообществе дэт-метал это осуждается как мошенническая практика. К тому же, это смажет четкость звука и очень вероятно, что вам будет тяжелее достигнуть желаемого уровня вокальной/тональной чистоты.
    • Если вам уже хорошо удается скрим, то освоить дэт-метал вокал будет очень просто.

    Предупреждения

    • Будьте готовы к изумленным лицам и жесткой критике, когда будете демонстрировать свой уникальный вокальный стиль семье или друзьям. Некоторые вовсе не считают гроул настоящим пением.
    • Гладкая мускулатура горла никогда не должна болеть во время исполнения дэт- или блэк-метала. Однако когда вы только начнете этим заниматься, внешние мышцы будут побаливать из-за необходимости держать горло в новом положении.
    • У новичка попытка выдать более мощный гроул при неправильной технике очень часто заканчивается серьезными повреждениями голосовых связок. Если вы чувствуете боль или дискомфорт, охрипли или вообще потеряли голос, значит, делаете что-то неправильно и вам необходимо усовершенствовать технику дэт-метал вокала.
    • В редких случаях новички настолько напористы, что их голосовые связки начинают кровоточить. Если появилась кровь, немедленно остановитесь и не пользуйтесь голосом до полного выздоровления. В серьезных случаях может потребоваться медицинская помощь, а голос будет испорчен навсегда, лишив вас вообще надежды когда-либо гроулить.
    • Любая манера пения в грубом стиле может навсегда отнять хороший певческий голос: пострадает его диапазон и есть большая вероятность возникновения других неприятностей, таких как узелковый ларингит или полипы голосовых связок – наросты на связках. Правильная техника может свести к минимуму эти последствия. Защитите свой голос так же, как гитарист поступает в отношении гитары: он покупает дорогую или сделанную на заказ, а не ту, что рассыплется в труху во время игры. Помните: гитарист всегда может купить новый инструмент, но с голосом вам дается один лишь шанс.
    • Если у вас заболевание горла – простуда или грипп с кашлем – дайте связкам отдохнуть неделю или две.
    • Гроул на вдохе не самая надежная техника пения под дэт-метал. Часто он звучит слишком высоко и является в какой-то степени мошенничеством. Хотя такая методика никак не может навредить вашему голосу, но вы рискуете потерять мелодию во время вдохов.
    • Не удивляйтесь, если вы звучите не похоже на вашего любимого гроул-вокалиста. У всех разные певческие голоса, даже во время гроулинга.

Нет, не то чтобы я сама хотела, но просто интересно. Можно ли научиться низкочастотно рычать, что называется, «по бумажке», с нуля — или сначала следует освоить какие-то техники пения, дыхания?.. Чуть позже я попробую провести опрос среди брутальных вокалистов и попытаться выяснить, как они достигли вершины искусства. Пока же — небольшой самоучитель по данному виду экстремального вокала, единственный толковый из существующих в рунете. Написал это несколько лет назад вокалист группы InSKYnity из города Прокопьевск — с тех пор мануал неоднократно тиражировался на специализированных сайтах и на форумах… но… вдруг кто-то решит попробовать именно сегодня? Вот текст, а результатами, надеюсь, поделитесь.

Гроулинг или гроул - прием пения c расщеплением связок в некоторых экстремальных музыкальных стилях, в основном в блэк-, дэз- и дум-метале, а также в грайндкоре и дэзкоре. Звучит примерно как утробный рык, исходящий из области живота вокалиста. Научно гроулинг можно назвать диафрагмальным басом. Данный вокальный прием основывается на пении на опоре от диафрагмы при сильном выдохе воздуха из низа живота с дальнейшим расщеплением ложных связок - так достигается эффект рычания. В силу физических особенностей гроулинга звук получается весьма низким по тону.

У людей, недавно начавших использовать гроулинг, часто наблюдаются болевые ощущения в области гортани, которые со временем проходят (сказывается неправильное звукоизвлечение). При неправильной постановке дыхания (то есть при частом вдохе-выдохе слишком большого объема воздуха) возможно головокружение. Пагубное влияние гроулинга на вокальные данные певца весьма условны, и имеют место лишь при неправильной технике звукоизвлечения, излишнем напряжении, различных вирусных заболеваниях, болезнях горла.

Разрушаем мифы

Если ты думаешь, что для того, чтобы иметь хороший гроул, нужно пачками курить беломор и ведрами пить всё, что горит (неразбавленный спирт, водка, портвейн «Три топора», бензин — нужное подчеркнуть, недостающее дописать) — ты ошибаешься. Вообще забудь о том, что разнообразные вредные привычки или вещества, негативно воздействующие на связки, могут поставить или улучшить тебе гроул. У тебя просто прогниет весь твой голосовой аппарат и ты разнесешь его в клочья попытками рычать. Для гроула нужно здоровое горло. Кстати, если у тебя ангина или еще какое-либо заболевание горла — о гроуле забудь до выздоровления.

Далее. Пиво. Кто-то говорит, что оно помогает гроулу. Возможно, и помогает, но это скорее допинг. Пиво через какое-то время сушит горло и вызывает привыкание. Со временем ты уже не сможешь без него обходиться, и твой гроул будет нуждаться в пивном подкреплении через каждый куплет. Не думаю, что при исполнении быстрых композиций ты сможешь со скоростью пылесоса выливать в себя по стакану пива между куплетами. Да и при длинном сет-листе, есть большая вероятность того, что ближе к концу выступления ты уже будешь лежать под стойкой микрофона в пьяном делирии. Так что, с разумной точки зрения, пиво и гроул несовместимы. Учись работать без допингов.

У многих новичков есть привычка — учась гроулить, они сравнивают себя с каким-нибудь своим идеалом, вроде Денвера, Криса Барнса, Мауризио Иаконо и т.д. Это ошибка. Не бывает двух одинаковых гроулов, запомни. Начинающие часто впадают в отчаяние от того, что у них не получается звучать также, как и их любимцы. Ну извините, мастера гроула рычат уже не первый год, у них куча опыта, голосовой аппарат натренирован — это раз. Во-вторых, каждый гроул уникален. Твой в том числе. И если у тебя не получается копировать кого-то, это не значит что у тебя не получается гроулить. К тому же не забывай, что многие вообще «примачивают» гроул специальными эффектами на студии. Хотя бывает полезно вслушиваться в чей-либо стиль, чтобы найти там что-то интересное для себя с технической точки зрения. Стремись вырабатывать свой уникальный стиль.Также подмечу, что обладатели от природы низкого голоса могут извлечь более низкий и сочный гроул, соответственно. Но, если твой голос не такой низкий, как скажем у Тиля Линдемана или Йохана Эдлунда, это вовсе не значит, что тебе не судьба гроулить. Со временем придет все.

Урок первый

1) Первые звуки.
Не думай, что узнав основы, вы сразу же сможете гроулить вокальные партии Cannibal Corpse или Deicide. Для начала нужно научиться понять сам механизм рыка и освоить извлечение основных звуков. Многие думают что гроул — это орание на низких частотах. А вот и нифига – поори так, и посмотрим, что станет с твоими связками. В лучшем случае — охрипнешь.

Традиционный гроул, по сути, ничто иное, как отрыжка. Да-да-да, именно отрыжка — механизм тот же. Кстати, можешь поотрыгивать немного, чтобы прочувствовать, какие именно части твоего горла задействованы в этом звуке. Только делай это подальше от людей — тебя могут неправильно понять.

Итак, научимся извлекать основные звуки. Самый первый и легкий шаг — звук «и-и-и» или «у-у-у». Скажем сразу: не подключай свой голос к звукоизвлечению. Вообще, чтобы гроулить, не обязательно орать. Начни с тихой громкости. Главное — понять механизм, а потом уже, регулируя поток воздуха и/или добавляя свой голос, ты найдешь нужное звучание.

Касательно того, какие же части горла образуют гроул, сказать точно довольно-таки сложно. Есть мнение, что гроул достигается путем направления потока воздуха на мягкое небо, кто-то говорит о ложных связках, которые расположены чуть выше основных. Я же склонен ко второму варианту. Многие говорят о важности дыхания. Да, оно важно, но на более поздних этапах. Для начала научись просто извлекать звуки.

Попробуем извлечь звук «у-у-у» или «и-и-и». Скажу сразу: с первого раза может и не получится, но… терпение и труд все перетрут. Со временем ты адаптируешься как физически, так и психологически — и все будет идти как по маслу.

Итак, нам необходимо сжать горло в определенной точке, чтобы проходящий поток воздуха вызывал необходимую вибрацию, а следовательно, и звук. Сильно прижми кончик языка к небу. Одновременно с этим подбородок должен выпукло опустится вниз, а кадык подняться вверх, к подбородку. Ты должен ощутить напряжение под нижней челюстью. Теперь сделай губы трубочкой, как при произношении обычного «у», и выдохни. Просто выдохни. Должен получиться рык, если все было сделано правильно. Вибрация и рык должны исходить из той области, где у тебя окажется кадык. Звук «и», произносится по той же схеме, только уже без губ трубочкой. При звуке «и» чуть-чуть подними уголки губ, словно слегка улыбаешься. Но только чуть-чуть! Иначе звук смажется. Со временем ты научишься контролю за гроулом.

На начальных этапах, возможно, в горле будет першить, или потянет на кашель. Со временем это пройдет. Как я уже писал выше, ты привыкнешь физически, и все неприятные ощущения исчезнут. Если же неприятные ощущения не исчезают после длительного периода упражнений — ослабляй сдавливание и напряжение. Больше экспериментов. И о-о-о-очень важный совет: пей воду! — связки не должны быть сухими. Это особенно важно на начальных этапах, когда горло еще не привыкло к новым способам звукоизвлечения. Но и позднее, когда овладеешь определенным мастерством в рыке, не забывай про воду. Даже если чувствуешь, что все в порядке и сухости нет, все равно сделай пару глотков. Не даром на концертах около барабанной установки стоит куча бутылок с водой…

Урок второй

Итак, если тебе удалось овладеть основными звуками, можно переходить к более сложному: извлечению других гласных. Трудность в том, что их нужно извлекать без упора языка. Язык — на начальных этапах это своего рода поддержка. Со временем ты отучишься от него.

Учись фиксировать положение подбородка и кадыка, удерживать необходимое напряжение в горле. Звуки «о», «а» и прочие пытайся извлечь от начальных «и» или «о». Просто убери язык и произноси эти звуки так, как произносишь «о» или «а» в обычной речи. Пока никакого голоса, просто поток воздуха через горло.

Больше практикуйся. И для этого не обязательно рычать на всю квартиру. Просто поставь в нужное положение гроулообразующие части голосового аппарата и, при небольшом потоке воздуха, гроуль себе что-нибудь под нос.

Овладев основами, начинай произносить отдельные слова. Кстати, некоторые шипящие нельзя произнести гроулом, так что не напрягайся по этому поводу (это как нельзя сказать звук «п» с открытым ртом). Попробуй другие варианты. Например, в том месте, где есть шипящие, перейти на скрим, или в букве комбинировать простой вокал и гроул. Шипящее «ЩЕ» можно пропеть так: «щ» сказать нормально, а «э» — гроулом. Если сможешь сделать это быстро, слушатели даже не заметят.

Кстати, существует мнение, что после правильного гроула остается ощущение, словно горло и надгоратнную полость кошки поцарапали. Да, в принципе, я с этим согласен. Но это ощущение возникает после сильного и длительного гроула.

Итак, мы научились традиционному гроулу. На рык здесь влияет степень сдавливания, сила дыхания и добавление чистого вокала. Вперед, комбинируй-экспериментируй, вырабатывай свобственный стиль.

Урок третий

Вот, теперь о дыхании. Оно имеет огромное значение. Правильное дыхание помогает рационально расходовать воздух и держать стабильный воздухопоток, что дает ровный, сильный гроул. Многие говорят о том, что они гроулят животом или желудком. На все 100% неправильная формулировка! Они просто выдыхают из области живота или желудка. Гроулить там нечем, хотя если у кого-то получится издать что-то рычащее из желудка, сквозь пищевод… То он просто мутант! «Гроул» даже легче выходит с другого конца пищевода, но никак не из желудка. В общем, «гроула желудком» или животом не существует — не впадай в заблуждение. Существует выдох из этой области, рык от живота, но никак не животом.

Поначалу автор этой статьи сам не особо верил в то, что дыхание особо нужно в гроуле — вроде бы и без особых техник удавалось хорошо извлекать звук. Но однажды попробовав гроулить «от живота», понял, что многое терял раньше.

Итак, научимся правильно дышать. Большую роль здесь играют мышцы пресса. Выдохни, опустоши от воздуха нижнюю часть легких и живота. Живот должен оказаться как бы вдавлен, но не втянут (не создавай вакуум)! Теперь неспеша набери воздух в нижнюю часть легких и живота. Но в пределах разумного! Чтобы тебя не раздувало как жабу и ты не выглядел, словно беременная женщина. Важен не объем, а точка концентрации. Теперь, выдыхая, как бы выдавливай воздух снизу вверх, работая прессом, слегка приподнимая, вслед за потоком, диафрагму. Но не должно быть никаких резких толчков. Плавно, неспеша выдыхай, оставляя пресс чуть напряженным. Снизу вверх, словно перекатывая воздух. Ты не забыл, что нужно рычать? Не просто выдыхаем, а с рыком. Да, и не кушай особо плотно перед концертами и репетициями. Такое дыхание давит на желудок, можно проблеватья или продристаться. А то и прямо на сцене…

Если все делаешь правильно, твой гроул должен выходить равномерным и продолжительным. Не теряй концентрацию. Поначалу кажется, что трудно следить за тем, чтобы воздух набирался в нужную точку. Уже скоро ты будешь делать это автоматически, бессознательно, и все будет получаться легко и естественно.

Итак, основы получены. Теперь можно брать тексты песен твоих любимых исполнителей и пытаться гроулить — поначалу отдельные строки. Потом, приноровившись, — куплеты, а там и целые песни. А может, даже и альбомы…

Кстати, если ты собираешься исполнять композиции в стиле funeral doom metal, то дыхание важнее всего. В этом стиле необходимо тянуть звуки равномерно, без скачков и провалов.

Гроул на расщеплении

На мой взгляд, самый полезный материал по этому типу гроула — небольшой видеоурок Игоса из Аматори. Он все хорошо и понятно объясняет.

В этом виде гроула самое важное — дыхание, открытая гортань и расщепление связок. Нет-нет, не пугайся этих слов. Все намного проще, чем ты думаешь!

О дыхании ты уже знаешь. Но в этом типе гроула оно особенно важно, так как без потока воздуха нужной силы не будет вибрации связок, а будет просто гулкий рев раненого медведа. Не забывай: одна из главных прелестей гроула, наравне с силой и низким звучанием — это вибрация.

Итак. Дыханием мы уже владеем, а что значит «открытая гортань»? Вспомни ощущение, когда ты зеваешь — кадык уходит вниз, а горло расширяется. Открытая гортань очень важна при расщеплении, так как она позволяет связкам спокойно вибрировать, создавать звук, не задевая друг друга и не принося неприятных болевых ощущений. Кстати, в этом виде гроула вода очень важна, так что не забывай смачивать связки.

А теперь о расщеплении. Что же это? Вспомни голоса Луи Армстронга (песню «What A Wonderful World» помнишь?), Высоцкого, Круга, группы Бутырка. А чего смешного? Это расщепление. А если бы они пели с открытой гортанью и дыханием от живота, то был бы гроул на расщеплении. Хотя Высоцкий гроулом — это перебор:)

Итак, для начала научимся расщеплять связки. Мне кажется, это умеют делать многие. Когда у тебя першит в горле, вспомни, как ты пытаешься его прочистить? Ты делаешь этакое рычащее «кххРРРРРм-кхРРРРРм». Вот этот самый звук «РРРР» и является основой расщепления.

Есть еще один способ поймать момент расщепления. Встань, расслабься (только не упади). Расслабь тело, руки. И главное — расслабь рот, язык и горло. Теперь слегка подпрыгни на носочках, одновременно хлопнув над собой в ладоши, и в этот момент, как собачка, произнеси что-то вроде «вввввуф!» или «аааааф!». Ты почувствуешь грубый, вибрирующий звук от связок. Главное на этом этапе — понять, как же достигать расщепления.

Когда ты научился расщеплять связки, можно пытаться гроулить. Итак, помним: дыхание и открытая гортань. Начни с продолжительных звуков «а-а-а» или «о-о-о». Учти, тренироваться тихо не получиться, здесь иной механизм. Но это и не значит, что нужно орать. Не перенапрягайся. Чрезмерный поток воздуха только портит гроул.

Возможно, поначалу, у тебя будут неприятные ощущения вроде покалывания или легкого сдавливания в районе связок. Не переусердствуй с тренировками, так как при этом гроуле связки могут очень сильно пострадать при неправильных начальных нагрузках, или если ты не используешь открытую гортань. Кстати, учись держать концентрацию на открытой гортани, следи за тем, чтобы связки вибрировали свободно.

На звучание здесь влияет смещение кадыка чуть выше или чуть ниже, уровень расщепления и изменение объема рта, работой губ или челюстей. Также важно положение головы. Как ты думаешь, почему у Денвера из Аматори микрофон всегда расположен выше его рта, и поет он как бы снизу микрофона? Потому что когда он гроулит, он держит линию рта и горла прямо — всегда открытая гортань+он получает нужный ему звук. Экспериментируй.

Смешанный гроул а-ля Барни Гринуэй (Napalm Death)

Здесь все просто. Здесь идет не смешивание гроула с чистым вокалом, а наоборот — смешивание чистого вокала с гроулом. Основа — чистый голос. Попробуй гроулить как обычно, только не сильно сдавливая горло. А теперь, одновременно, добавляй свой чистый голос. Смешивай. Если не получается, убирай часть гроула. Этот стиль рыка, на мой взгляд, самый легкий. Главное здесь — найти нужную пропорцию между гроулом и голосом. А если еще и умудриться добавить расщепления (да, такое возможно, но при должном уровне мастерства), то получается крайне красивый, звонкий гроул. А можно получить и булькающий, но это тоже путем экспериментов. Кстати, получить булканье на смешанном гроуле проще, чем на традиционном.

Squealing или «хрюканина»

Основа — традиционный гроул. У тебя не получится изображать из себя кабана и хрюкать, если ты не овладел как следует традиционным гроулом. Итак, здесь ты поднимаешь кадык до предела вверх. Сильный упор языка поначалу будет твоим главным помощником. Здесь главное — не внятность произношения, а смачность похрюкивания. Основные звуки в хрюканине — «у» и «и», что-то другое здесь произнести крайне сложно, иначе весь свинячий звук теряется.

Итак, ты сделал все вышеперечисленное, прижал язык, поднял кадык. Сдавливание максимально (но разумно). Поехали! Пытаемся произнести что-то вроде «уи-уи-уи». Контролируй себя с помощью диктофона (диктофон на мобильнике — лучший помощник в самоконтроле). Очень важно положение твоих губ. Они должны быть напряжены и слегка вытянуты вперед.

Если уж ты и не будешь играть в грайндкор-группе, то наверняка сможешь повеселить друзей или шокировать обывателей своими поросячьими наклонностями:)

Заключение

Ну что ж, я попытался максимально подробно объяснить, как овладеть разными видами гроула плюс дал некоторые основные советы. Все остальное ты приобретешь и поймешь со временем и опытом.

Открою напоследок еще один метод выработки и постановки своего стиля. Если ты не можете овладеть каким-то элементом, бывает полезно поставить своего любимого исполнителя и подпевать. Часто бывает так, что в процессе повторения сам неожиданно понимаешь, что и как делать. Вслушивайся.

Обобщим напоследок:
1) Не копируй никого, вырабатывай свой стиль.
2) Не насилуй горло табаком и алкоголем
3) Пей воду
4) Дыши правильно
5) При расщеплении держи гортань открытой

И в финале — небольшой видео-мануал на тему правильной артикуляции в гроулинге. На английском, но вроде все понятно.

  • Вряд ли вы будете походить на вашего любимого исполнителя. Каждый человек имеет свой собственный набор аккордов и будет производить собственные, уникальные вокальные партии. Если вы будете пытаться походить на кого-то, то вы лишь навредите себе.
  • Гроул должен напрягать и тренировать ваши голосовые связки, но больно быть не должно. Рекомендуется избегать повреждений ваших связок.
  • Гроул в стиле блэк-метал может навредить вашим связкам если увеличить звук слишком сильно или во время долгого пения. Имейте это ввиду и старайтесь избегать подобных ситуаций.
  • Всегда разминайтесь более 10 минут прежде, чем приступить к практике.
  • Ешьте здоровую пищу (чтобы избежать изжоги), не пейте молоко и газировку или, как минимум, не пейте их перед и во время пения.
  • Возьмите в привычку пить теплый чай с медом. А ещё это вкусно:)
  • Держите ваше тело и горло полностью расслабленными. Вообразите звук у себя в голове и изобразите его с помощью голосовых связок. Не пытайтесь заставить делать их делать то, что они не могут.
  • Если вы не практиковались долгое время, ваши навыки заметно упадут. Если вы возобновили пение, не стоит бросаться в это дело сломя голову, так как ваша выносливость упала. Хотя вы научитесь намного быстрее, чем в первый раз. Здесь как в тренажерном зале: когда вы надолго перестаете поднимать веса, вы не сможете сразу поднять вашу старую норму, однако придете к ней быстрее, чем в первый раз.
  • Записывайте себя, чтобы найти правильный звук, тон, высоту и стиль. Рекомендуется записать, прослушать, а затем прослушать еще раз через несколько часов, тогда ваш мозг сможет выловить даже самые незначительные ошибки.
  • Не забывайте пить теплую воду во время занятий и шоу.
  • Не практикуйтесь более 10-15 минут на ранних этапах. Ваши голосовые связки должны приспособиться к злоупотреблению и в конечном итоге вы будите звучать лучше.
  • Гроул не должен быть громким. Если вы не можете исполнять гроул на низких частотах, то вы либо делаете что-то неправильно, либо вам нужно больше практики,чтобы достичь лучшего контроля звука.
  • Не пейте алкоголь и не курите. Некоторые говорят, что это помогает, но это лишь пошатнет ваше здоровье и никак не поможет в пении.
  • Гроул в стиле дэт-метал не должен причинять боль вашим голосовым связкам. Так что если это больно для вас, то пересмотрите свою технику, хотя мышечная боль вокруг горла и шеи не всегда плохо. Когда вы начинаете тренироваться, вы используете те мышцы, которые до этого не работали так активно. Если мышцы вокруг горла и шеи устали, отдохните до тех пор, пока усталость не пройдет. Это как в тренажерном зале: вы используете свои мышцы более интенсивно, чем в обычной жизни и необходимо подождать, пока они восстановятся, прежде чем продолжить занятие.
  • Такой стиль вокала трудно объяснить на словах, в отличие от простого пения, потому, что это очень личное, и отчасти даже нельзя говорить об этом (своего рода табу). В любом случае, это лишь базовые рекомендации, которые помогут понять годитесь ли вы для гроула или нет.

Впервые использован группой Hellhammer в 1982 году. Позднее встречался в альбомах американских групп Possessed Seven Churches (1985), Death Scream Bloody Gore (1987) и Necrophagia Season of the Dead (1987). В готик -, дум -, дэт-метале широко применяется сочетание мужского гроулинга и высокого чистого женского вокала . В последнее время получает распространение женский гроулинг . В таких жанрах, как блэк-метал и дэт-метал часто используется сочетание гроулинга и скриминга , причём в некоторых группах оба вокальных приёма используются одним и тем же вокалистом . Появляется также всё больше вокалистов, использующих и гроулинг, и чистое пение , в основном, в жанрах мелодик-дэт-метал и дум-метал . Гроулинг часто используется в сочетании с другими экстремальными приёмами звукоизвлечения (scream, guttural, pigscream, squeal).

Техника

Научно гроулинг можно назвать диафрагмальным басом. Данный вокальный приём основывается на пении на опоре от диафрагмы при сильном выдохе воздуха из низа живота с дальнейшим расщеплением ложных голосовых связок - так достигается эффект рычания. В силу физических особенностей гроулинга звук получается весьма низким по тону.

Близкая техника используется в стиле тувинского горлового пения «каргыраа».

У людей, недавно начавших использовать гроулинг, часто наблюдаются болевые ощущения в области гортани, которые со временем проходят (сказывается неправильное звукоизвлечение). При неправильной постановке дыхания (то есть при частом вдохе-выдохе слишком большого объёма воздуха) возможно головокружение.

Со временем некоторые певцы, использовавшие и гроулинг, и «чистый» вокал, делают выбор в пользу либо одного, либо другого. Так Йонас Ренксе (Katatonia) со временем «утратил способность» петь гроулингом, прибегая к нему лишь иногда на концертах, а Дан Сванё сознательно отказался «рычать», чтобы не лишиться своего «чистого» вокала, но все же многолетнее наблюдение за многими «смешанными» вокалистами не обнаруживает отрицательного влияния «рычания» на чистый голос. Примерами тому могут служить, например, вокалист Bring Me The Horizon Оливер Сайкс , (ранее исполнявший исключительно экстремальный вокал, после перешедший на вокал), Бьорн Стрид из Soilwork , Микаэль Окерфельдт из Opeth , Кристиан Альвестам (Scar Symmetry , Solution .45 , The Few Against Many), Влад Шахин из Mournful Gust и многие другие.

Пагубное влияние гроулинга на вокальные данные певца весьма условны (так как при правильном гроуле голосовые связки не участвуют в звукоизвлечении), и имеют место лишь при неправильной технике звукоизвлечения, излишнем напряжении, различных вирусных заболеваниях, болезнях горла.

Гуттурал

Впервые данный приём был употреблён вокалистом финской группы Demilich Антти Боманом на альбоме Nespithe (). Сейчас наиболее популярными группами с вокалистами, поющими гуттуралом, являются: Devourment, Prostitute Disfigurement, Internal Suffering, Mental Demise, Artery Eruption, Sikfuk, Insidious Decrepancy, Chelsea Grin , Whitechapel, Oceano, I Declare War, Guttural Secrete; русские Abominable Putridity, Katalepsy. Появляются также коллективы с женским гуттуралом - Awaiting the Autopsy, Cerebral Bore. Кроме того, следует добавить, что гуттурал является обычным вокалом для групп, играющих в стиле TXDM (Texas death metal или slamming brutal death metal)

Напишите отзыв о статье "Гроулинг"

Примечания

Отрывок, характеризующий Гроулинг

«Une maitresse femme! Voila ce qui s"appelle poser carrement la question. Elle voudrait epouser tous les trois a la fois», [«Молодец женщина! Вот что называется твердо поставить вопрос. Она хотела бы быть женою всех троих в одно и то же время».] – подумал Билибин.
– Но скажите, как муж ваш посмотрит на это дело? – сказал он, вследствие твердости своей репутации не боясь уронить себя таким наивным вопросом. – Согласится ли он?
– Ah! Il m"aime tant! – сказала Элен, которой почему то казалось, что Пьер тоже ее любил. – Il fera tout pour moi. [Ах! он меня так любит! Он на все для меня готов.]
Билибин подобрал кожу, чтобы обозначить готовящийся mot.
– Meme le divorce, [Даже и на развод.] – сказал он.
Элен засмеялась.
В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа.
Вооруженная этими аргументами, казавшимися ей неопровержимыми, княгиня рано утром, чтобы застать ее одну, поехала к своей дочери.
Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась.
– Да ведь прямо сказано: кто женится на разводной жене… – сказала старая княгиня.
– Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j"ai des devoirs, [Ах, маменька, не говорите глупостей. Вы ничего не понимаете. В моем положении есть обязанности.] – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле.
– Но, мой друг…
– Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses… [Ах, маменька, как вы не понимаете, что святой отец, имеющий власть отпущений…]
В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть.
– Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu"il m"a manque parole. [Нет, скажите ему, что я не хочу его видеть, что я взбешена против него, потому что он мне не сдержал слова.]
– Comtesse a tout peche misericorde, [Графиня, милосердие всякому греху.] – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом.
Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери.
«Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня.

В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма.
«Sur ce je prie Dieu, mon ami, de vous avoir sous sa sainte et puissante garde. Votre amie Helene».
[«Затем молю бога, да будете вы, мой друг, под святым сильным его покровом. Друг ваш Елена»]
Это письмо было привезено в дом Пьера в то время, как он находился на Бородинском поле.

Во второй раз, уже в конце Бородинского сражения, сбежав с батареи Раевского, Пьер с толпами солдат направился по оврагу к Князькову, дошел до перевязочного пункта и, увидав кровь и услыхав крики и стоны, поспешно пошел дальше, замешавшись в толпы солдат.
Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было.
Хотя ядра и пули не свистали здесь по дороге, по которой он шел, но со всех сторон было то же, что было там, на поле сражения. Те же были страдающие, измученные и иногда странно равнодушные лица, та же кровь, те же солдатские шинели, те же звуки стрельбы, хотя и отдаленной, но все еще наводящей ужас; кроме того, была духота и пыль.
Пройдя версты три по большой Можайской дороге, Пьер сел на краю ее.
Сумерки спустились на землю, и гул орудий затих. Пьер, облокотившись на руку, лег и лежал так долго, глядя на продвигавшиеся мимо него в темноте тени. Беспрестанно ему казалось, что с страшным свистом налетало на него ядро; он вздрагивал и приподнимался. Он не помнил, сколько времени он пробыл тут. В середине ночи трое солдат, притащив сучьев, поместились подле него и стали разводить огонь.

Ищешь как научиться гроулингу ? В таком случае данная статья для тебя. Ты узнаешь основные принципы экстримального вокала и как в домашних условиях, освоить гролинг и скрим.

Давай для начала разберем, что такое гроулинг и с чем его едят. Эта техника вокала вышла из таких стилей как: Doom Metal \ Black Metal , далее его подхватили ранее мейнстримовые направления – MetalCore \ DeathCore. В большинстве случае, им поют парни, но это не означает, что владение данной вокальной техникой доступно только им. Женщины также могут научиться. Как пример – и . Никто не спорит, что девушкам петь сложнее (из-за другого устройства гортани), но если приложить больше усилий, то с этим «небольшим недугом» можно справиться.
Продолжаем статью «Как научиться гроулингу».

В основном делается упор на расщепление голосовых связок.
Есть несколько способ, как сделать рычащий звук:
1) направление воздуха на небо
2) направление воздуха на ложные связки
Чтобы понять, как правильно делать расщепление, попробуйте отрыгнуть. Принцип один и тот же.

Не стоит сразу начинать петь песни своих любимых групп, аля , и других. Неправильное расщепление может повредить связки. Начинайте с самых простых звуков, например «уиии» или «иии». Умение делать рык на этих звуках, создать хороший фундамент для вашего потенциального роста, как экстремального вокалиста.
При расщеплении, в нижней челюсти должно быть напряжение, кадык приподниматься.
Самым простым способ – делать это на вдохе, самым сложным (но профессиональным) – на выдохе.
*Не начинайте учиться громко, пытайтесь повторить звуки тихо, постепенно увеличивая громкость.
Звук «У» делается путем приподнимая уголков губ.
Звук «И» при их растягивании.
Как при обычном произношении букв.

Идем дальше . При полноценном пении, язык практически не участвует. После пения одиночных гласных, переходи на слоги, и лишь затем на слова. Обучаться нужно именно в этой последовательности, идти нужно маленькими шагами, от малого к большему.
При обучении гроулингу, следует дышать животом, а не легкими, т.е. воздух набирается в живот, и от туда расходуется на расщепление. Такой способ поможет вам дольше рычать, не делая дополнительных вдохов. Также нужно помогать мышцами пресса выталкивать воздух.
Для качественного гроулинга, нужно соблюдать диету. Перед вокалом нельзя плотно надеться, пить газированные напитки (аля Coca-Cola). Это дает на связки лишние напряжение.

Не пейте пиво перед вокалом, оно не смягчает, а наоборот сушит горло.
У курящих людей, гроулинг получается лучше. Так, что если вы курите – вам будет небольшой плюс.