Художественная литература является мощным фактором социализации, с помощью которой человек приобщается к опыту человеческой истории, проживает особенности взаимоотношений между людьми, усваивает культурные нормы, образцы и ценности. Состояние чтения детей и подростков - это часть общих проблем чтения и грамотности современной России в целом. Традиционные высказывания педагогов типа: «дети не читают», «компьютер совсем вытеснил книгу», «дети читают только Гарри Поттера», - не лишены оснований. В связи с этим можно обозначить две проблемы: во-первых, досуговое чтение сегодня заменяется телевидением, компьютером, во-вторых, подростки если и читают, то читают не то, что, по мнению старшего поколения, заслуживает внимания. Очевидно, что состояние чтения современных школьников заслуживает пристального внимания ученых, психологов и педагогов школы, которым просто необходимо быть в курсе читательских интересов подростков.

Начнём с анализа самопредставлений читающего подростка, которое описано в работе Аскаровой В.Я., Сафоновой Н.К. «Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии». Картина подросткового чтения с её приоритетами, оценками, читательским пристрастиями резко контрастирует с той, какую хотели бы видеть взрослые организаторы детско-юношеского чтения. Явления кризиса детского и юношеского чтения, не только не становятся менее выраженными, но и определённо прогрессируют. Выяснилось, что у подростков ситуация «вялого чтения» - чтения-нечтения носит массовый характер и из разряда стихийных, неосознаваемых явлений входит в разряд явных и подотчётных сознанию. «Из 630-ти респондентов, представлявших разные по статусу территориальные образования области, 98% подтвердили, что чтение не занимает в их жизни сколько-нибудь серьёзного места. Характерно, что подростки при этом оперируют категориями множественного числа: «мы», «наш класс», «наши ребята», «наше поколение», что косвенно свидетельствует о типичности данной ситуации».

Утверждая, что «чтение устарело», «чтение не модно», «чтение стало не интересно», подростки главную причину этого видят в стремительном вторжении новых информационных технологий во все сферы жизни - школьную, домашнюю, внедомашнюю досуговую жизнь; они утверждают, что перестали читать «потому что появился компьютер, мобильная связь и другая техника, «берут информацию в Интернете», «появилось много более интересных средств получения информации и знаний». Результатом утверждений становится категоричный вывод: «на дворе ХХI век, книги уже безнадёжно устарели», «компьютеры заполнят всё», «идёт поколение компьютеров!».

Отношение к использованию новых информационных технологий у подростков носит прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация здесь воспринимается как ничья; она калейдоскопичная, рваная; ею легко управлять - выдёргивая, нарезая, склеивая. Книга с этих позиций воспринимается как слишком неповоротливая, объёмная, она требует неизмеримо больше времени и труда. Не случайно сами подростки, характеризуя недостатки традиционного чтения, говорят именно об этом: «читать долго и лень», «неохота париться над книгами». В чтении подростки признают в основном инструментальную функцию, используя его как средство тренировки и оттачивания нужных интеллектуальных свойств и качеств: «развиваешь своё мышление и память», «развиваешь речь, лучше пишешь», «чтение развивает орфографию и мышление».

Кроме «полезных», подростки отмечают и «приятные» свойства чтения - оно способно быть источником развлечения: «это завлекает и интересно», «книга может поднять настроение», «чтение помогает расслабиться и развлечься», «это способ убить время, когда скучно», «чтение снимает усталость и перегрузку с человека» и т.д. Развлекательный эффект чтения видится подросткам в достаточно широких пределах: от элементарной «прикольности», производимой «завлекательным сюжетом» до весьма сложных ощущений, связанных с целостным воздействием книги, вовлечением читателя в её художественное пространство: «это здорово, когда переживаешь вместе с героями», «завлекаешься в мир фантазий и сказок».

В контексте обозначенных читательских предпочтений представляют интерес суждения подростков о «хорошей» и «плохой» книге. Определяя качества «хорошей» книги, подростки на первое место поставили позиции «умная» и «простая». «Умная» книга, прежде всего, информативна, она «много полезных сведений несёт», здесь «черпаешь полезную информацию», «находишь полезные мысли». «Простая» же доступна по содержанию, языку и стилю изложения; она написана «без занудных описаний», здесь «всё понятно», присутствует «простая обычная речь». Сложность в книге подросток категорически не приемлет, относя её к качествам, характеризующим «плохую» книгу.

«Какую же книгу подростки считают «интересной»? Прежде всего, это та книга, которая имеет «захватывающий сюжет», «захватывающие положения», «увлекает ситуациями», - утверждают в своей работе Аскарова В.Я., Сафонова Н.К. - Причём «положения» и «ситуации» непременно должны находиться в пределах жизненного опыта подростка: книги должны быть «про нас», «про современную нашу жизнь», «где бы мы читали про себя». Библиотекари фиксируют: подростки неохотно берут книги, где герои-сверстники представляют прошедшие эпохи. Социальные потрясения последних десятилетий привели к ослаблению межпоколенных связей, разрыву культурной традиции. Для современного подростка существует не ось времени, а её конкретный отрезок - дискретность мировосприятия и суженная идентичность проявились как характерные черты современного юного человека. Может быть, эта дискретность восприятия становится причиной того, что свою читательскую жизнь подростки не склонны планировать и продумывать хотя бы на шаг вперёд? Наиболее распространённая ситуация чтения, обозначенная подростками «читаю под настроение», «читаю что попадёт под руку».

Специально для данной работы нами было проведено анкетирование старшеклассников для того, чтобы определить подробный круг чтения учащихся старших классов. Анкетирование проводилось с помощью электронных ресурсов - через социальные сети, и через Псковскую областную библиотеку для детей и юношества им. В.А. Каверина. Было опрошено 46 человек, из них 29 девочек и 17 мальчиков в возрасте от 14 до 17 лет.

Старшеклассникам были предложены следующие вопросы:

Какие книги, относящиеся к художественной литературе, вы полностью прочли за последний год. Напишите все, которые вспомните?

Какие книги понравились вам больше всего за последние несколько лет? Почему? (Было интересно, захватывающе, познавательно, узнал(а) много нового или др.)

Какие книги, прочитанные за последние несколько лет, вам совсем не понравились? Почему?

Что влияет на ваш выбор книги (учителя, друзья, родители, телевидение, Интернет и др.)?

Какие у вас увлечения, интересы, хобби? Связан ли с этим ваш выбор книг?

Информация для статистики: укажите свой пол, возраст, класс, город

По результатам анкетирования удалось выяснить, что художественную литературу предпочитают 24 человека, научную или познавательную (только для учебы) читают 17 человек, 5 человек отдают одинаковое предпочтение и художественной и научно-популярной литературе. На второй вопрос учащиеся дали развернутые ответы, что помогло нам выделить основной круг чтения современных старшеклассников. Среди книг, прочитанных за последний год, набрали большее количество голосов романы из цикла «Сумерки» С. Майер (15), романы С. Лукьяненко (13), книги Паоло Коэльо (10), М. Митчелл «Унесенные ветром» (8). Юные читатели предпочитают, в основном, книги современных зарубежных авторов, пишущих преимущественно в жанре фэнтези и детектива: «Сребреники Иуды» С. Макбейна (автор «Кода да Винчи»), «Сапфировая скрижаль» С. Жильбера, «Хроники Нарнии» К. Льюиса, "Тайна больничных туфель" Э. Квин, "Повелитель бурь", "Повелитель мечей", "Серебряная рука" М. Муркока, "Князь света" Р. Желязны, "Феникс и зеркало" Э. Дэвидсона, "Сломанный меч", "Дети морского царя" П. Андерсона, "Странствия дракона" Э.Маккефри, "Добывайки" М. Нортон, "Ангел западного окна" Г. Майринка, "Эта безумная вселенная" Э. Рассела, "Хогбены, гномы, демоны" Г. Каттнера, "Бойцовский клуб", "Пигмей" Ч. Паланика, "Чужак", "Жалобная книга» М. Фрая, "Сицилиец" М. Пьюзо (автор «Крестного отца»), "Анатомия страха" Дж. Сантлоуфера, "Ойкумена» Г.Л. Олди, «История доктора Дулитла» Х. Лофтинга.

Также в анкетах встречаются названия произведений зарубежных авторов, которые уже можно отнести к классике мировой литературы: сборник рассказов "Призраки Лексингтона", «Норвежский лес» Х. Мураками, «Шерлок Холмс» А. Конан-Дойла, «Три мушкетера», «Две Дианы» А. Дюма, сказки "Тысяча и одна ночь"; "Человек-невидимка", "Машина времени", "Остров доктора Моро" Г. Уэллса, сказки разных народов, сказки В. Гауфа, "Братья Львиное Сердце", "Рони, дочь разбойника", "Мио, мой Мио" А. Линдгрен, "Приключения барона Мюнхгаузена" Э. Распе, "Озорной шут и умный плут Тиль Уленшпигель", "Тартарен из Тараскона" А. Доде, "Легенда о докторе Фаусте" И. Шписа, "Паломничество на землю" Р. Шекли, "Жан-Кристоф" Р. Роллана, "Парфюмер" П. Зюскинда, сборник рассказов О.Генри, "Портрет Дориана Грея", повести О. Уайлда, пьесы и рассказы Б. Шоу, книги Э.Т.А. Гофмана, Э. По.

Конечно, на круг чтения старшеклассников влияет школьная программа по литературе, они читают многое из русской классики. В анкетах были указаны такие произведения как «Война и мир» Л. Толстого, "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце", "Морфий", «Театральный роман» М. Булгакова, "Судьба человека" М. Шолохова, "Преступление и наказание", «Идиот» Ф. Достоевского, "Герой нашего времени" М. Лермонтова, "Обломов" И. Гончарова, "Отцы и дети" И. Тургенева, сборник рассказов А. Чехова, "Золотой рыцарь" Н. Гумилева, "Портрет", "Невский проспект" Н. Гоголя, "Доктор Живаго" Б. Пастернака, рассказы И. Бунина, "Котлован" А. Платонова, пьесы Островского, повести и рассказы В. Шукшина, «Конармия» И. Бабеля, «История государства российского» Н. Карамзина.

Не обходят старшеклассники своим вниманием и современную русскую литературу, в анкетах были названы следующие произведения: «Шаг в бессмертие» (о шестой роте псковских десантников) О. Деменьтьева (18 человек), «Жизнь и судьба" В. Гроссмана, сборник рассказов "Смеяться лучше, чем терзаться" Э. Асадова, "Полтергейсты» И. Винокурова, "Четвертая высота" Е. Ильиной, "Завоеватели", "Меч и радуга" Е. Хаецкой, "Сто лет тому вперед» К. Булычева, "Духлесс" С. Минаева, "Метро 2033" Д. Глуховского, "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войновича, "Крутой маршрут" Е. Гинзбург, «День опричника» В. Сорокина", "Асфальт", "Следы на мне", "Планка" Е. Гришковца, «Ведьмак» А. Сапковского, "Обитаемый остров", "Жук в муравейнике", "Волны гасят ветер" братьев Стругацких.

В ответе на третий вопрос нужно было написать, какие книги ученики старших классов начали читать и не закончили. Были названы: «Евгений Онегин» А. Пушкина, «Война и мир» Л. Толстого, «Гарри Поттер» Дж.К. Роулинг («не осилил»), «Обломов» И. Гончарова («не было времени, но обязательно прочту полностью»), «Конец главы» Дж. Голсуорси («оставила на потом»), «Приключения Гулливера» Дж. Свифта («в жизнь не осилю эту бредятину»), «Братья Карамазовы», «Бедные люди» Ф. Достоевского, "Анна Каренина" Л. Толстого, "Жерминаль" Э. Золя, "Котлован" А.Платонова («если бы не по программе - не читал бы»), "Архипелаг ГУЛАГ" А. Солженицына, "Сердца четырех" В.Сорокина, "Азазель" Б.Акунина, "Собор Парижской Богоматери" В. Гюго, Гофман, «томики Пушкина» («не дочитываю из-за недостатка времени»), «несколько последующих книг Сапковского из серии Ведьмака» («в сравнении с 1-й, 2-й книгами, как будто иной человек писал - серо, нудно, растянуто»), «Се, творю» В.Рыбакова.

Среди книг, наиболее понравившихся юным читателям, были названы (ответ на четвертый вопрос анкеты): цикл «Хранитель мечей» Н. Перумова, «2012. Хроника апокалипсиса» А. Медведева, «Полный рут» А. Чубаньяна; «Лабиринт отражений» С. Лукьяненко; «Туда и обратно» Дж.Р. Толкиена («было интересно, захватывающе»), «Хроники Нарнии» К.Льюиса, «Эрагон. Возвращение» К. Паолини, «Айсберг» Дж. Роллинса, «Гарри Поттер» Дж.К. Роулинг (все книги), произведения М. Булгакова («люблю глубину мысли и стиль написания»), Н. Гумилёва («скрытый подтекст»), А. Чехова («точность, реалистичность, истинное описание действительности»), сборники "Синие стрекозы Вавилона", "Ежевика, святая обитель", романы "Завоеватели", "Меч и радуга", "Ульфила" Е. Хаецкой («нравится язык Хаецкой, интересное повествование и религиозные мотивы»), «все творчество А.Беляева» («читать занимательно и познавательно, нравится смесь бурной жизни с сухой наукой»), "Ойкумена" Г.Л. Олди («захватывающая книга, в которую погружаешься с головой»), «весь Гюго», «все Стругацкие», "Мастер и Маргарита", "Роковые яйца" М. Булгакова, "Бойцовский клуб" Ч. Паланика, "Степной волк" Г. Гессе, "Жиль Бласс" А.Лесаж, "Остановите самолет - я слезу", "Легенды Инвалидной улицы", "Моня Цацкес - знаменосец" Э. Севелы, "Крутой маршрут" Е. Гинзбург, «фантастика старая, классическая», "Жалобная книга" М. Фрая («увлекательно и приятно читать, с философским смыслом, необычная»), "Идиот" Ф. Достоевского («сильная, интересно так подробно узнавать изнутри человеческие характеры и мотивы, атмосфера надрыва»), "Чапаев и пустота" В. Пелевина («интересная, позволяет взглянуть на мир совсем по-другому, дает шанс надеяться, что все возможно»), «практически всё из По, Уайлда, Шоу», произведения Ф. Пулмана («интересны своим необычайным слогом, идеями»), М. Пьюзо "Крестный отец" («классика...»), "Пикник на обочине", "Жук в муравейнике" братьев Стругацких («отличный коктейль - научная фантастика и детектив»), произведения Е. Гришковца («конкретных книг не выделяю, нравится его стиль и тема творчества - отображение жизни обычных современных людей»), «Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицына.

В ответ на пятый вопрос читатели называли книги, которые совсем им не понравились. Многие ученики отвечали «нет таких» или «если не нравится - не читаю», «не помню», одной ученицей был такой ответ: «Нельзя быть критичным в отношении литературы. К определению "не понравились" трудно подобрать хотя бы одно классическое произведение». Но все же были названы такие произведения: "Таня Гроттер" Д.Емца («просто ужасная книга, сплошной тупо переделанный плагиат»), "Голубое сало" В.Сорокина («не понравилось»), «три книги Акунина, не помню что конкретно», "Кому на Руси жить хорошо" Н. Некрасова («скучно, не люблю поэзию»), "Гроза" А. Островского («пафосно, наивно, что-то устаревшее»), "Сердца четырех" В. Сорокина («наверчено много непонятного в кучу и при этом многое противно»), «Война и мир» Л. Толстого («не хватает времени»), «Записки охотника» И. Тургенева, «Илиада» Гомера («скучно»).

На выбор книг читающих старшеклассников влияют учителя (школьная программа), друзья (меняются книгами, делятся впечатлениями), родители, родственники (покупают книги, советуют), интернет (в большей степени), кино, некоторые ученики ответили, что никто и ничто не влияет, кроме их собственных желаний и настроения. Также с выбором книг иногда связано любимое увлечения старшеклассников, например, такие как просмотр фильмов, игра на музыкальном инструменте («с выбором книг иногда связано настроение, определяющееся за игрой на фортепиано»), собственная литературная деятельность (написание рассказов), занятие исторической реконструкцией (изучение истории), изучение древних цивилизаций. Некоторые хобби старшеклассников требуют чтения научной и специальной литературы, такие как увлечение компьютерами, информационными технологиями, психологией, философией, аниме, стендовая стрельба (у ученика появилось желание изучить психологическую литературу по этой теме), автомобили. Несколько учеников указали, что их увлечения не связаны с выбором книг, в основном это занятия спортом (футбол, баскетбол, сноуборд, кикбоксинг, горные лыжи), вышивкой, рисованием, граффити, любовь к животным, к маленьким детям, посещение клубов. 17 человек отметили, что хобби у них нет.

Ответы на вопросы в анкетах некоторых учеников были развернутые, подробные, было заметно, что человек увлекается литературой, чтением, отвечает на вопросы с интересом, является интеллектуально развитым. Несколько анкет (5) были неинформативны совсем, почти на все вопросы ученик отвечал «нет таких», ответы были односложные, сухие. Но в целом, ребята с интересом отнеслись к заполнению опросников.

По результатам данного опроса можно сделать вывод, что круг чтения старшеклассников довольно разнообразен - ребята читают как зарубежных авторов, так и русских (советских), отдают предпочтение жанру фэнтэзи (С. Майер, С. Лукьяненко, Н. Перумов, С. Макбейн, К. Льюис, Р. Желязны, Дж.К. Роулинг, Дж. Толкиен, Ч. Паланик, М. Фрай), фантастики (А. Беляев, братья Стругацкие, Г.Уэллс), детектива (Э. Квин, Дж.Сантлоуфер, Э. По, А. Конан-Дойл), многие старшеклассники предпочитают классику (в некоторых анкетах не было других произведений, кроме классической литературы) - М. Булгакова, О. Уайлда, Б. Шоу, В. Гюго, А. Чехова, Г. Гессе, Ф. Достоевского, Н. Гумилева, Б. Пастернака и др. Очень многим ученикам нравится современная российская проза - произведения Е. Гинзбург, А. Солженицына, Е. Хаецкой, Е. Гришковца, В. Пелевина, К. Булычева, О. Деменьтьева, Е. Ильиной. Не забывают они и о сказках (сказки народов мира, повести А. Линдгрен, сказки В. Гауфа, сказки «Тысяча и одна ночь»), ведь некоторые из старшеклассников еще ощущают себя детьми.

Если говорить о причинах выбора подобной литературы, то чаще всего ученики выбирают чтение для развлечения, для ухода в сказочный мир (фэнтези, детективы, сказки), чтение для решения своих мировоззренческих проблем, решения важных экзистенциальных вопросов, для саморазвития, расширения кругозора (произведения классической литературы), особенно любят старшеклассники читать произведения о современном человеке, который им близок и понятен, в которых отражены события, близкие по времени к юным читателям (Е. Хаецкая, Е. Гришковец, В. Пелевин), тогда как классическая литература ими труднее воспринимается, так как для ее усвоения нужна достаточно высокая культура чтения. Часть учеников 10-11 классов не знают литературных направлений, плохо разбираются в хронологии событий, в особенностях композиции, языка и стиля писателя.

А некоторые старшеклассники читать совсем не любят, что и отразили в своих анкетах. В исследовании, организованного в 2007-2008 гг. НБ Удмуртской республики одной из задач стало выявить факторы, влияющие на отсутствие у старшеклассников интереса к чтению. Были проведены три фокус-группы, участниками которых стали школьники из города Сарапула, поселка Ува и села Алнаши. (Подчеркивается, что эти молодые люди практически не читали художественную литературу; то есть речь идет об аудитории, которая попадает в поле зрения исследователей довольно редко). Выяснилось, что респонденты воспринимают чтение, с одной стороны, как нечто естественное, чем они пользуются не задумываясь, с другой стороны - как нечто вызывающее трудность, напряжение, скуку. Во многом соотношение этих двух аспектов восприятия зависит от темы, содержания и, что немаловажно, объёма конкретного текста. Книги нередко встречают у мало читающих школьников резкое отторжение. В частности, большинство респондентов выразили нежелание читать любую толстую книгу (это касалось даже предпочитаемых девушками любовных романов). Характерно, что они также не хотят читать книги, по которым уже был показан фильм (даже если такие книги стали бы раздавать бесплатно). Более позитивное отношение у участников фокус-групп вызвали журналы для подростков: лёгкие тексты и яркие картинки воспринимаются проще и похожи на привычную для них телевизионную картинку. Данные исследований свидетельствуют, что свои потребности в развлечении, проведении досуга молодежь склонна в меньшей степени удовлетворять с помощью книг. Видео, музыка, телевизор, хобби, друзья названы в качестве причин недостатка времени для чтения школьниками, не любящими читать

В 2005 г. работники муниципальных библиотек Омска провели исследование «Чтение. Взгляд молодежи», охватившее более 1000 молодых людей 15-24 лет. Одним из методов был уличный экспресс-опрос. Более 25% респондентов в ответ на вопрос «Какую книгу вы читаете сейчас?» ответили, что у них нет времени на чтение; 19% заявили, что они не читают ничего и 2% сказали, что не любят читать.

Работа по выявлению круга чтения подростков также проводились другими исследователями. В журнале «Homo legens» опубликовано исследование Н.Г. Малаховой «Я читаю потому, что мне немного нравится читать». О мотивах чтения подростков», которое показало, что опрашиваемые 15-16 лет (58 чел.) назвали в качестве любимых книг произведения, входящие в школьную программу. Исследовательница считает, что, скорее всего, это связано с некоторым сужением круга чтения (по сравнению с выборкой 8-9 классов), вызванным большей загруженностью подростков, увеличением объема произведений, изучаемых на уроках литературы, что читают и любят, в основном, то, что задают (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Шекспир, Булгаков, Дюма, Тургенев, Бронте). «Несколько сдают свои позиции приключенческая подростковая литература и классический детектив, хотя упоминаются еще довольно часто («Лунный камень», «Всадник без головы», «Одиссея капитана Блада», «Айвенго» и т.д.). Укрепляют свои позиции дамский роман классический (Бронте, Митчелл) и современный, представленный многообразием имен, упоминаемых по одному разу, а также современный - переводной и отечественный - детектив. И хотя индивидуальный разброс предпочтений очень велик (от «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» Р.Баха и до «Просто Марии» без автора), но общая тенденция уже просматривается: для школы читаются произведения школьной программы (они же оказываются и самыми любимыми, а для отдыха - то, что можно купить в подземных переходах (современные отечественные и переводные детективы, «ужастики», дамские романы)».

Также исследования по определению круга чтения подростков проводились и Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В.А. Каверина. В исследовании приняли участие 67 человек, из них 41 девочка, 25 мальчиков - учащиеся 8-9 классов образовательных средних школ и технического лицея г. Пскова. На вопрос, что ученики читают, произведения русской классической литературы назвали 7 человек, произведения современной русской литературы - 27 человек, зарубежной литературы Х1Х-ХХ вв. - 30 человек, научно-популярные книги - 3 человека. Самыми читаемыми авторами оказались: Д. Донцова, В. Иванова, Д. Емец («Таня Гроттер»), Дж. Роулинг («Гарри Поттер»), Д.Р. Толкин («Властелин колец»), А. Дюма («Королева Марго», «Граф Монте-Кристо»), Д. Дефо («Приключения Робинзона Крузо»), А.Пушкин («Капитанская дочка»). Среди других произведений русской классики названы: А. Островский «Гроза», В. Короленко «Слепой музыкант», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Из научно-популярных книг отмечены «Энциклопедия цирка», «Юрист на дому», «Раскрепощенный менеджер». На вопрос о мотивах чтения, ученики ответили, что они читают именно эти книги, потому что им нравится захватывающий, интересный сюжет, в котором много приключений, неожиданных поворотов событий, описанных весело, с юмором и от которых «невозможно оторваться»

Что касается жанра фэнтэзи, то сотрудники Псковской областной юношеской библиотеки им. В.А. Каверина провели исследование «Феномен детского бестселлера», в котором проанализировали, почему у детей вызывает настолько сильный интерес книги подобного жанра и особенно книги о Гарри Поттере и почему им столь близки герои этой книги. Оказывается, дело вовсе не в «раскрученности» этого автора и не в рекламе, и не в том, что ребята «уходят» от реальности в сказочный мир. «Дети не уходят от действительности, погружаясь в волшебный мир Гарри Поттера, - пишут сотрудники юношеской библиотеки, - Они постигают сложности реального мира, проецируя на него мир волшебный. Читатели четко разделяют мир авторской фантазии и мир реальности и отдают себе отчет в том, что реальный мир гораздо сложнее, чем мир книги».

Анализируя причины популярности указанных литературных жанров, следует отметить преобладание повествовательного типа речи, согласно которому сюжет строится по традиционной схеме: завязка, кульминация и развязка, а повествование основано на принципе «жизнеподобия». Социально характерные герои действуют в типовой обстановке, сталкиваясь с трудностями, уже знакомыми большинству читателей, поэтому «массовая литература» подчеркнуто социальна. «К проблеме читательских интересов школьников можно подойти и с позиции возрастных социально-психологических особенностей подростков, вступающих в пору юности, - пишет Синотина Е.В. - В процессе чтения подросток узнает в жизненных обстоятельствах героя свои собственные переживания, идентифицируя себя с персонажем, присваивает чужой жизненный опыт. Принято выделять кризисы ситуации, к которым можно отнести переживания по поводу смерти близких, тяжелой болезни, краха карьеры, потери социального статуса, и кризисы развития личности, возникающие в ходе смены внутренней психологической позиции. Для подростка всегда важен выход из сложившейся ситуации. Не случайно психологи говорят о психотерапевтическом эффекте художественной литературы».

Стоит обратить внимание на то, что часто выбор литературы для чтения происходит под влиянием читательской моды, как следствие широкой рекламы или на волне интереса к видеопродукции, как в случае с Ч. Палаником, Б. Акуниным, произведения которого неоднократно экранизировались. Некоторые исследователи считают, что приобщение к книге, скорее, носит иллюзорный характер: читателя волнует не сама книга и ее осмысление, а то, какое впечатление произведет на окружающих сам факт знакомства с ней.

Таким образом, массовая литература как составляющая современного культурного процесса социально и психологически востребована школьниками старших классов. «Массовая литература? часть современного культурного процесса, и ее необходимо не только принимать как данность, но и знать и изучать вместе с детьми. При соответствующих условиях (создании на уроке особой учебной ситуации, наличии заданий, связанных с личным читательским опытом) старшеклассники охотно участвуют в дискуссиях по поводу прочитанного. Важно, чтобы предметом обсуждения в ходе дискуссии были не только тексты литературных произведений, но и те отклики в прессе, на телевидении, которые они получили. Учитель литературы может воспитывать читательскую культуру подростков, сопоставляя произведения, интересные старшеклассникам, с классикой мировой литературы, обладающей духовным потенциалом».

У других исследователей этой проблемы по ряду причин вызывает беспокойство падение интереса юношества к свободному чтению. «Во-первых, обедняются эмоциональная и интеллектуальная сферы развития школьника. Во-вторых, из тематики чтения исчезают книги об искусстве, а превалируют мистика, фантастика, детективы и любовный роман. Такие произведения не могут положительно влиять на формирование эстетических и моральных норм у учащихся, на расширение их словарного запаса». Что касается любви школьников к чтению, то, анализируя данные, представленные в различных публикациях, можно заметить порой, что объективно похожие картины чтения трактуются по-разному и даже противоположно, потому что приводятся отдельные числовые показатели. Подобные парадоксы обусловлены, вероятно, прежде всего, некоторой зыбкостью представлений о том, что можно считать нормой для той или иной читательской группы и что - отклонением. Но есть еще одна важная причина - методического характера. Прямой вопрос о любви к чтению вряд ли стоит задавать респондентам старше 9-10 лет. Подростки (а тем более юношество, молодежь) уже накопили достаточно опыта, они реализуют различные читательские практики, далеко не всегда основанные на любви к чтению (ведь даже свободное, досуговое чтение часто связано не с любовью к чтению как таковому, а с интересом к теме). Поэтому 70-80% положительных ответов на вопрос, любят ли старшеклассники читать, можно расценивать лишь как ответы тех, кто не относится к чтению отрицательно (то есть тех, кто относится к нему «нормально»). Фразы типа «я люблю читать», «я не люблю читать» могут присутствовать (и часто присутствуют) в анкетах и опросных листах в качестве вариантов ответов на вопросы о причинах или мотивах чтения. Тогда выбор респондентом именно такого ответа (вместо или вместе с вариантами типа «читаю по учебным заданиям», «читаю, когда есть время», «читаю по интересующим меня темам» - и т.п.) будет показателем его реального отношения к чтению и реального места чтения в его жизнедеятельности.

Преобладание в чтении молодых людей деловых, функциональных мотивов (в частности, связанных с получением образования), постоянный рост значимости подобных мотивов отмечается исследователями и практиками в течение уже нескольких десятилетий. Все большую роль в формировании круга чтения играют и чисто развлекательные мотивы. Развитие медиакультуры, бурный рост интернет-технологий «сдвигают» традиционную структуру чтения - как массового, так и «элитарного»; в особой степени это касается, конечно, молодежи. Вот, например, как описывает сложившуюся ситуацию В.П. Чудинова - автор множества публикаций по проблемам детского и подросткового чтения: «Чтение подрастающего поколения становится все более функциональным и утилитарным. Подростки все чаще читают как взрослые: с одной стороны, чтение - это получение нужной для учебы информации, с другой - это „легкое чтение“ как развлечение (чтение иллюстрированных журналов, комиксов, книг с более легкими, простыми и короткими текстами, как правило, не высоких художественных достоинств)».

В результатах проведенных исследований настораживает бессистемность чтения: учащиеся часто читают все, что попадает в руки. Это говорит о том, что у многих еще нет сложившихся читательских интересов. Конечно, формирование читателя - сложное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но, несмотря на все это, нам кажется, что ведущее место остается за учителем-словесником и уроком литературы.

Что дает человеку чтение книг? Какие преимущества у чтения перед другими доступными видами досуга?

Наверняка, многие из нас еще с детства усвоили незыблемую истину – читать книги полезно. Вот только кому и зачем – не совсем понятно. Что дает чтение книг человеку? В чем их преимущество перед другими источниками информации? И, если оно действительно есть – тогда почему сейчас люди так мало читают?


Современный мир и желание идти (а порой и бежать) в ногу со временем и модой вносят свои коррективы в нашу жизнь. Хотим мы этого или нет. И вот уже нередко милому сердцу томику мировой классики предпочитается вечер перед телевизором или компьютерная «стрелялка». Да и нужную информацию можно «выудить» из других источников – аудио-кастов, фильмов, СМИ, различных вебинаров, да и просто заметок из всемирной паутины. Кроме того, на чтение книг, даже при огромном желании, может банально не хватать времени. Вот и получается, что в наше время все чаще и чаще люди в ответ на вопрос: «Какую книгу ты сейчас читаешь?» отвечают: «А я не читаю книг». Особенно это касается подрастающего поколения, которое буквально с роддома окружено множеством удобных гаджетов.

Конечно, не нам судить, хорошо это или плохо. Время не стоит на месте, и, скорее, можно утверждать, что все изменения вполне ожидаемы и закономерны. Согласитесь, достаточно странно ожидать от современного школьника, что он будет сидеть и писать реферат (от руки!) в библиотеке, перелопатив гору литературы. Нет, конечно же, он скорее введет тему в поисковик, и добрый гугл выдаст ему уже несколько почти готовых работ – бери, выбирай, компонуй, и готово! Да и мировую литературу, скорее всего, он прочитает по дайджесту – там ту же «Войну и мир» кратенько интерпретировали в восьми-десяти страницах, и сразу понятно, кто кому кто и зачем. Прочитал – и вперед, сдавать экзамен. И, если один раз «прокатило», второй, третий… Как вы думаете, увидит ли ребенок смысл в чтении «подлинников», получит ли удовольствие от самого процесса чтения книг?

Вопрос спорный. С одной стороны, положительные наглядные примеры «читающих» родственников и друзей наверняка смогут пробудить интерес к чтению у любого. И особенно – у формирующегося человека. Но что делать, если в библиотеке родительского дома на полках стоят только «Русско-английский словарь» и «Как правильно забить гвоздь»? Да и дитя видит маму и папу читающими максимум глянцевые журналы и желтую прессу? Вряд ли у него проявится интерес к мировой классике литературы, верно?

И фраза: «Его должны научить в школе!» — не оправдание. Научить-то научат, еще ни один школьник не получил аттестат, не умея читать в принципе. Вот только «уметь» и «активно пользоваться» — вещи откровенно разные. И особенно в отношении книг.

У более взрослого поколения есть свои законные «отговорки». Первая и главная – недостаток времени. Бесспорно, занятость современного человека очень велика. Но только и тут есть одно «но» — по статистике, наиболее успешные люди много читают. Всегда. Хотите сказать, они менее заняты, чем все остальные? Данный вопрос здесь не для того, чтобы кого-то обидеть или спровоцировать, — нет, это просто информация для размышления. И, как всегда, только вы вправе решать, что с ней делать.

Что же такого дает чтение книг? Рассмотрим подробнее..


Ученые выделяют 10 основных причин, по которым чтение книг для человека является очень полезным и важным занятием:

1. Улучшение воображения и повышение креативности. Читая книги, мы сами рисуем себе картину всего происходящего по сюжету. Слова обретают новую жизнь, преображаясь в нашей фантазии. В нашей голове «рисуются» звуки, образы, запахи читаемой истории. Такие упражнения чудесным образом тренируют мозг, а именно его «творческую мускулатуру».

Кроме того, чтение «чужих» произведений может спровоцировать нас самих на генерацию новых идей. Не столь важно, будет ли это мысль самому написать какое-то произведение или изобрести что-то новое, или попросту придет идея-толчок к решению давней проблемы. Главное, что эти идеи могут помочь изменить вашу жизнь. А, возможно, и жизнь других людей тоже.

2. Хорошее психическое здоровье. По исследованиям ученых, чтение в силах замедлить и даже предотвратить такие серьезные проблемы, как слабоумие и болезнь Альцгеймера. А все потому, что при чтении мозг постоянно находится в тонусе, он активен, то есть, по сути, это для него та же зарядка, что для тела – физическая тренировка. Те люди, которые за свою жизнь много читали, позже начинают замечать возрастные ухудшения умственных способностей и памяти по сравнению с «нечитающими» ровесниками.

Кроме того, ритмика и богатство книги способны успокаивать психику и помогать организму освободиться от стресса. Сейчас это особенно актуально, ведь огромное количество людей ежедневно переживают стрессовые ситуации.

3. Уверенность в себе и своих силах. Наблюдения исследователей показали, что чтение книг помогает людям становиться более уверенными. Неудивительно, ведь начитанный человек обычно эрудирован, способен продемонстрировать в разговоре фундаментальные знания в той или иной сфере, вследствие чего непроизвольно начинает вести себя более собрано и уверено, его самооценка находится на адекватном уровне.

4. Увеличение словарного запаса и повышение общего уровня грамотности. Здесь, наверное, не стоит долго объяснять. Читая произведения различных жанров, человек нередко сталкивается с незнакомыми словами, терминологией, обычно не использующейся в повседневном общении. Можно посмотреть значение слова по словарю, а можно и просто понять его по контексту.

5. Хороший сон. По мнению исследователей, систематическое чтение перед сном приятной литературы способно улучшить сон. И это понятно, ведь организм привыкает к такому режиму, и вскоре чтение становится сигналом для тела – близится отход ко сну. К тому же, после такого мягкого засыпания вы и утром будете намного бодрее.

6. Улучшение внимания и способности к концентрации. В современном мире мы привыкли постоянно совмещать несколько дел, разделять внимание между интернетом, телефоном, общением с другими людьми и массой прочих вещей. Но благодаря такому разделению нередко теряется качество того или иного процесса, утрачивается способность сконцентрироваться на одном-единственном особенно важном деле. При чтении же мы обязаны сконцентрировать внимание на содержании книги, не отвлекаясь на все остальное. Кроме того, чтение книг помогает развить объективность, способность к принятию взвешенных решений.

7. Развитие памяти и мышления. По данным ученых, люди, регулярно читающие книги, хотя бы в течение одного часа в день, тренируют и улучшают свою память. Естественно, ведь каждый день они запоминают какую-то новую для себя информацию. Те же, кто ежедневно «варится» в одной и той же обстановке, информации и идеях, не тренируют свою память, и, следовательно, не в состоянии запоминать больше.

Кроме того, для понимания книги и дальнейшего разворачивания сюжета необходимо помнить множество вещей: характеры героев, их взаимосвязи, другие подробности. Это очень тренирует и память, и мышление. При чтении книги мы склонны больше рассуждать, представлять в воображении множество деталей: внешний вид персонажей, их одежду, окружающую остановку. Все это помогает нам понять в полной мере саму идею произведения, прочувствовать его «на вкус». Чтение книг развивает аналитическое мышление. Читающие люди видят и определяют закономерности в разы быстрее «нечитающих». Благодаря чтению книг, наш ум становится более острым, сильным и быстрым, укрепляются связи головного мозга, повышается интеллект в целом.

8. Развитие общительности и сопереживания. Чтение книг улучшает также и наши речевые навыки, появляется способность красиво, четко и ясно выражать свои мысли словами. Повышается талант рассказчика, общаться становится проще и легче. Читающие люди имеют намного больше шансов стать интересным собеседником и производить впечатление на людей, чем те, кто не относит чтение к списку любимых дел. Конечно, ведь у первых всегда есть множество новых тем для разговора, почерпнутых из литературы.

Помимо этого, чтение способно воспитывать в человеке склонность к сопереживанию другим людям. Появляется уникальный шанс как бы «побывать в шкуре» другого человека, взглянуть на мир его глазами, увидеть его чувства и мысли. Даже (и тем более) если его мир очень отличен от вашего. Читающий человек перестает смотреть на все происходящее из одной точки – он становится способным лучше чувствовать других и сопереживать им.

9. Расширение кругозора. Конечно же, книги способны дать человеку огромное количество новых знаний! Мир нечитающего человека обычно тесен. Ведь любые другие источники информации, даже и более популярные, способны давать малые крупицы всех тех знаний, которые находятся вокруг вас. Чтение книг открывает человеку все величие мира, такого, каким он есть на самом деле.

Люди, которые не любят читать книги, проживают только одну жизнь — свою собственную. Любители же книг имеют свободный доступ к огромному количеству жизней реальных и придуманных персонажей, могут проживать с ними их чувства и испытывать все то, что испытывали они. Появляется уникальный шанс почерпнуть жизненный опыт и уроки других людей. Это ни в коем случае не мешает приобретению собственного опыта – наоборот, наблюдая причинно-следственные связи в том или ином произведении, вы можете предостеречь себя от совершения ошибок.

Также чтение книг является вторым (после путешествий) по информативности способом познать культуру и жизнь других народов и стран. Чтение литературы о разных странах помогает открыть, по сути, новый мир, здесь, в вашем уютном кресле, не переступая порога дома.

10. Самосовершенствование. Помимо всего прочего, чтение книг способно помочь человеку разобраться в себе самом, узнать о себе много нового. Он может найти неожиданные решения, по-новому взглянуть на свою жизнь. Ставя себя на место героя произведения, и задав себе вопрос: «А что бы я сделал на месте этого персонажа?», можно получить неожиданный ответ. И нередко даже получить подсказку по практическим моментам в поведении.

Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир углубляется и расширяется, пересматриваются и формируются ценности, убеждения и принципы. Многие книги способны мотивировать и вдохновить на самореализацию, улучшение себя, повышение своих результатов. Кроме того, читающий человек надолго остается молодым – ведь старость начинается со старения мозга, а увлеченному читателю это не грозит!

Конечно, здесь мы назвали только самые популярные причины, побуждающие человека читать книги. Наверняка, у вас есть свои секреты по этому поводу. Может, вы просто любите это медитативное состояние, близкое к невесомости, когда вас поглощает интересное произведение. Или вы ищете в сюжете идеи для своей новой книги. Каждый находит свои причины, важные именно для него. Главное – чтобы книга приносила радость и удовольствие, дарила силы и вкус волшебства. Разве это – не чудо, придуманное для блага всего человечества?


Анна Кутявина

Школа предлагает сегодня только русскую классику и редко умеет действительно заинтересовать ею.
Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Любому книжному проекту сегодня не просто: в стране мало читают, а школьники тем более.

Артем Новиченков: Школьники читают достаточно, просто не те книги, которые читают их учителя. Многие учителя не берут во внимание массовую литературу, пользующуюся у подростков большим спросом - манга, фэнтези, фантастика, антиутопии, графические романы и т.д. Так что я не вижу названой проблемы. Да, у нас чтение сегодня в упадке. Увы, мы давно уже не литературоцентричная страна. Прежде стандартным каналом продвижения чтения была школа. А что предлагает школа сегодня? Русскую классику. Кино, театр, живопись мы в школе не изучаем, а литературу изучаем, она становится обязательной и из-за этого несвободной. Толстой, Достоевский, Чехов - безусловно, вершина, но до этой вершины надо еще добраться. И добраться с помощью чего-то другого, а не сразу давать ученику тексты Гоголя, которые непривыкшему глазу физически сложно читать. Зарубежная массовая литература проще, конечно, да, она не такая глубокая, как русская. Но я убежден, если вам в 15 лет нравится Ремарк и Коэльо, то, читая, вы рано или поздно, можете дойти до Толстого и Достоевского. Если будет в этом потребность.

А не в том ли миссия учителя, чтобы помочь дорасти ученику до классики?

Артем Новиченков

Артем Новиченков: Миссия любого учителя - создать комфортные условия для получения образовательных услуг. Когда тебя заставляют учить наизусть "Птицу-тройку" из Гоголя или поэму Ломоносова - это некомфортные условия. Дело здесь даже не в возрасте. А в отсутствии честного вопроса "Зачем?". Например, к "Войне и миру" я не знаю, в каком возрасте можно быть готовым. Да, есть книги не по возрасту. Но если мы идем от ученика и его потребностей, в той же "Войне и мире" очень много того, что современному подростку в 10-м классе может быть нужно, важно, а главное, полезно. Задача учителя - вытащить это из произведения, из любого. Даже за те несчастные 9-13 часов, которые даются на изучение "Войны и мира". Вот "Евгений Онегин" - идеальная книга для 9-го класса, потому что отвечает потребностям подростков.

Как вы думаете, нужна ли сегодня в школе современная литература?

Артем Новиченков: В преподавании мы опираемся якобы на опыт Советского Союза, но школьная программа по литературе в те годы была самой передовой среди всех стран. Вознесенский и шестидесятники попали в учебники уже в 1960-е годы. А если мы перейдем в страшные сталинские годы - Фурманова, Фадеева, Федина изучали, когда их романы только вышли. Школьная литература отвечала на вызовы современности. Сегодня мы хоть одного живого писателя изучаем? Раньше был один Евтушенко, но он умер. Мы изучаем интеллектуально живую литературу, но вся она написана на языке ушедших эпох. Она говорит о вечных проблемах, но редко о том, что актуально здесь и сейчас, что происходит сегодня. Виктора Пелевина можно было бы читать в школе, Владимира Сорокина - его тексты очень актуальны, рассказы Татьяны Замировской - молодой писательницы, которую мало знают. Можно посмотреть на шорт-листы премий "Нос", "Андрея Белого" и выбрать оттуда несколько имен, опираясь на потребности учеников и вкусы учителей. Ведь во многом проблема упирается в навыки учителей, они часто не знают, не интересуются этой литературой, увы. Но если даже не выходить из русской классики - почему "Война и мир", а не "Анна Каренина", почему "Обломов", а не "Обыкновенная история", почему "Гроза", а не "Волки и овцы"?

Вопрос-ответ

Как устроен Павильон Книги на ВДНХ? Это библиотека с книжным магазином?

Артем Новиченков: Мы решили отойти от слова "библиотека". У нас концептуально другое пространство. Это читальный зал, который разделен на две стилистически разные зоны: рабочая - со столами и стульями и лаунж-зона, где кресла, диваны, низкие столики, торшеры и больше растений - здесь более домашняя обстановка. У нас есть и балкон - место для тех, кто хочет побыть в одиночестве или, наоборот, почитать в компании под самым потолком. Кроме того, у нас есть кофейня, где готовят очень вкусный кофе.

Что касается литературы, в павильоне можно взять любую книгу, поработать с ней столько, сколько нужно, и если она вам понравилась, ее можно купить и забрать домой.

Прямая речь

Сергей Райский: Никогда не предугадаешь, что приохотит подростка к серьезной литературе


Сергей Райский

Считаете ли вы, что современные подростки мало читают?

Сергей Райский: Не смог найти автора, но афоризм известный: "Всякое обобщение ложно, включая и это". Нет, я так не считаю. Но и не считаю, что они много читают. Они разные. В каждом классе есть читающие много, читающие только из-под палки и не читающие совсем.

Подросток, читая комиксы, Пауло Коэльо, может в будущем обратиться к более серьезной литературе?

Сергей Райский: Каждый случай особенный, никогда не предугадаешь, что приохотит подростка к серьезной литературе. Предполагаю (но не отвечаю за это предположение как за гипотезу), что сообщества в соцсетях в этом смысле куда более действенны, чем комиксы или книжная попса. Помню, после выхода первых книг Роулинг о Гарри Поттере очень многие говорили, что эти книги приучили детей к чтению. Но ведь это не так. Были и есть читатели книг Роулинг, которые ничего, кроме "Гарри Поттера", читать не желают. Были и те, кто после "Гарри Поттера" стал читать и другие книги, но преимущественно фэнтезийные. Видимо, есть и те, кто начал с "Гарри Поттера" и потом стал активным читателем. То есть что "Гарри Поттер", что комиксы, что Коэльо - любое потенциальное начало на самом деле ни о чем не говорит.

Нужно ли изучать современную литературу в школе?

Сергей Райский: Изучать? Темы, идеи, мотивы, система образов и прочее? И шире: тенденции, направления, течения? Если и нужно, то не в большей степени, чем классику. Современную литературу в школе стоит читать и обсуждать. Это нужно делать уже потому, что дети и подростки, как правило, читают современные книги гораздо охотнее, чем классику. Работая с современной литературой, учитель, в частности, может помочь школьникам через нее прийти к тем книгам, из которых современная литература вышла.

Нужно ли заучивать длинные сложные оды Ломоносова, стихи Державина наизусть на уроках литературы? Не "насилие" ли это?

Сергей Райский: О каких "длинных сложных одах" идет речь? В учебнике для седьмого класса есть короткий фрагмент одной оды Ломоносова - и все. Да, и три тоже коротких и очень простых стихотворения Державина. И далеко не все учителя заставляют заучивать именно эти стихи. Слово "насилие" взято в кавычки, видимо, чтобы показать, что оно употреблено в особом переносном смысле. В каком? Если имеется в виду принуждение к тому, чего ученик сам не хочет делать, то ведь почти весь процесс обучения не только в школе, но и почти с самого рождения на этом построен. Поэтому вопрос следует адресовать всем тем, кто заставляет детей делать что бы то ни было: мыть руки, выключать свет, выходя из комнаты, и т.д. Если же речь в принципе о заучивании стихов наизусть как о форме работы со стихотворениями в рамках школьного курса литературы, то могу повторить свой старый пост в ЖЖ. Есть формальная сторона дела, то есть требования школьной программы по литературе: некий набор текстов надо знать. Это можно объяснять по-всякому; кроме тренировки памяти (по-моему, это очевидная польза), на мой взгляд, самый разумный вариант объяснения следующий: знание стихотворных текстов значительно изменяет к лучшему то, что мы привыкли называть культурным багажом.

Толстой и Достоевский сложны для детского восприятия?

Сергей Райский: Весь Толстой? Лев Николаевич, конечно? Нет, весь не сложен. Свою "Азбуку" он писал для крестьянских детей. Не думаю, что современных детей можно счесть неразвитыми в сравнении с крестьянскими детьми середины XIX века, так что про льва и собачку поймут. Достоевский почти ничего не написал для детей, и никто, кажется, детям его не предлагает, если не считать некоторых религиозных преподавателей, у которых дети в обязательном порядке читают рассказ "Мальчик у Христа на елке". О других случаях не слышал. Если речь о "детях" раннего подросткового периода, то повести Льва Толстого "Детство" и "Хаджи-Мурат" современному школьнику вполне по силам - при некотором напряжении мозга, разумеется. Если уж протестовать, так против "Тараса Бульбы": вот где и сложность, и психологически тяжело, да и антисемитизм зашкаливает. Если же под детьми почему-то подразумеваются старшеклассники, а под Толстым и Достоевским - "Война и мир" и "Преступление и наказание", то ответ прост: да, сложно. А кто сказал, что тексты, выбранные для изучения, должны быть простыми?

Текст: Наталья Лебедева/РГ, специально для портала ГодЛитературы.РФ
Фото: news.ngs.ru

Современные школьники отказываются брать в руки книгу, потому что у них есть интернет и планшет. Школьная программа по литературе кажется им искусственной и малоинтересной. Но они послушно конспектируют учебники и заучивают термины только для того, чтобы написать итоговое сочинение и сдать экзамен. А покинув школьную скамью, многие из них уже никогда не вернутся к Пушкину, Толстому или Тургеневу.

Таков привычный набор «страшилок» на тему «литература в школе». А что на самом деле? Об этом — наш разговор с одним из авторов школьных учебников «В мире литературы» для 5–11 классов, доцентом кафедры русской литературы Московского городского педагогического университета .

Нас все время пугают, что современные дети разучилась читать. «Фейсбук», «Твиттер», в лучшем случае Википедия — ими тяга к чтению заканчивается…

Ирина Мурзак: Нет, не разучились. Дети прекрасно общаются с художественным текстом и много читают. Но другую литературу. А школьную программу практически не читает никто. Ведь теперь можно открыть краткое содержание произведения в интернете или посмотреть фильм. Недавно в одной из столичных школ на мой вопрос: «Читали ли вы « ?» сначала ответили: «Конечно!»

В их представлении знакомство с текстом по учебнику и краткому пересказу уже чтение.

А когда я поинтересовалась, что они могут сказать о тексте, большинство учеников честно признались: «Ничего не помним». А ведь это мотивированные дети, и «Евгений Онегин» — в отличие от или — гораздо меньше по объему и легче воспринимается при чтении.

Зато они с огромным удовольствием читают и обсуждают «Атлант расправил плечи» Айны Рэнд (Ayn Rand) и находят там ответ на вопрос, как построить свою жизнь, чтобы обрести свободу. Любят немецкого писателя Бернхарда Шлинка (Bernhard Schlink) и его роман «Чтец». А самый популярный автор среди моих студентов-филологов — Эрик-Эммануэль Шмитт (Éric-Emmanuel Schmitt). Они перечитали все его произведения. Он дает такую богатую палитру проблематики: от исторической травмы до раскрытия мира ребенка, описывает проблему пересадки сердца и рассказывает, как умирают от рака, — все это волнует современных подростков, потому что они живут в этом тревожном мире, где война, смерть, но и любовь, жизнь. Много читают и русских авторов: Иличевского, например, слушают лекции и .

Ирина Мурзак: Современные дети прагматичны и отлично умеют пользоваться интернетом. Найти информацию, узнать, кто, что и зачем написал — для них не проблема. Тем более даже в библиотеку ходить не нужно — вся информация в открытом доступе.

Мне кажется, что в нелюбви школьников к классическим произведениям виноваты мы, педагоги. Часто учителя, загнанные в жесткие рамки, когда надо преподнести материал в соответствии с определенными требованиями, не могут, да и не хотят находить интересное в тексте, придумывать неординарные задания.

Школа, к сожалению, легализовала плагиат.

Поощряется копирование уже готовых текстовых формул. Ученики с легкостью готовят презентации по опубликованным сочинениям. Приведу пример из сочинений, которые мы каждый год проверяем в вузе. Детям вдалбливают примитивные, часто ангажированные под устоявшуюся идею вещи, вроде вечно беременной Лизаветы. Учителя часто делают из этого особую трагедию — одно дело убить жестокую старуху-процентщицу и случайно Елизавету, и совсем другое — убить ребенка. Тут уже и надрыв, и «слезинка ребенка»… А ведь в тексте Достоевского нет точного указания на то, что Лизавета в момент убийства была беременной, это лишь фраза, услышанная Раскольниковым в кабаке. Это все свидетельство педагогического небрежения к тексту, откуда же у школьников будет ? Зато из-за подобных непозволительных интерпретаций у детей отбивается любовь к классике.

Так что в первую очередь надо меняться нам, педагогам. Ломать стереотипы, придумывать что-то новое. Как в своих лекциях, которые пользуются неизменным успехом. Или даже Маруся Климова со своим эпатажным и неоднозначным учебником по литературе. Ведь она призывает к спору, дискуссии, и тем самым мотивирует к перечтению классики.

Как можно воспитать грамотного читателя, если он не будет знать Толстого и Достоевского, Лескова, Булкагова… Разве без знания этих текстов можно считать себя образованным человеком?

Ирина Мурзак: Вы помните таблицу Менделеева? Может, выведете закон Ома? Это ведь тоже школьная программа. Почему же тогда мы считаем себя вправе называть человека некультурным, если он не читал Льва Толстого?
Дело в том, что раньше, в период литературоцентризама, классическая была образцом. Она воспитывала, давала знания, формировала национальное мироощущение и была основой нашего бытия. Сейчас же мы живем в мегапространстве мультимедиа. И если раньше все цитировали классических авторов: «Красота спасет мир», «Мы все глядим в Наполеоны», то сегодня молодежь цитирует интернет, телевидение и фильмы.

В этом нет ничего плохого или страшного. В период постмодернизма нет ограничений — кому-то нравится Лукьянов или Улицкая, кто-то плачет над романами Донцовой. А кто-то пристально и с интересом читает Толстого и Чехова. И это нормально.

Ирина Мурзак: Отвечу так, как обычно отвечаю своим студентам. отличается от тем, что в ее произведениях нет образа. Перечитаете все книги Донцовой и ничего не запомните. Вас не будет цеплять тот художественный образ, который потом транслируется из поколения в поколение и переходит в цитаты. Зато у Толстого или Достоевского образы такой силы и глубины, что их произведения никогда не уйдут из поля культуры, будут ставить спектакли, снимать фильмы, их книги будут читать всегда. Помните земной шар, покрытый мелкими капельками в «Войне и мире» или знаменитую «слезинку ребенка»…. А сколько интересных выводов делают мои студенты, когда обсуждают экранизации романа ! Ведь только перечитав текст, можно говорить о деталях, об отражении толстовских образов в культуре.

Еще пример. Есть роман Олега Сивуна «Бренд», где все современные успешные бренды разобраны с точки зрения семантики знака и кода. Этот текст мои студенты не только прочитали от корки до корки, но и профессионально разобрали. Потому что тема им близка и понятна. Скажете, это несерьезная литература, но Олег Сивун, между прочим, лауреат .

Можно ли говорить о том, что мы двигаемся в сторону какого-то упрощенного восприятия?

Ирина Мурзак: Не так давно мне на глаза попалась диссертация американского ученого, которая была выполнена, не удивляйтесь, и называлась «Упрощение». Но я не считаю это упрощением или примитивизмом, это просто другой взгляд — взгляд человека с визуальным сознанием. Если вы смотрите на картину Перова или Сурикова, то прочитываете сюжет, изображенный на картине, и он вызывает у вас определенные чувства. А когда перед глазами картина Кандинского, слов нет и наступает ситуация онемения. Чтобы выразить свое отношение, нужно раскодировать это полотно. То же происходит сегодня с произведениями или , например. Кто-то кричит: «Дилетант! Ерунда!» Но это не так. Это постмодернистский текст, сложная художественная структура. И с ним надо работать так же, как с поэтикой Толстого или Достоевского.

С какими трудностями еще сталкивается педагог, работая с современными, «другими» детьми?

Ирина Мурзак: Главная проблема — катастрофическая нехватка часов. Даже гениальным педагогам очень непросто в отведенное время превратить литературу в интересный и увлекательный предмет.

А дети, как я уже говорила, прагматики. Они не будут напрягаться, если можно просто красиво списать из интернета и получить за это пятерку. Чтобы мотивировать подростка читать, нужно давать ему нетрадиционные задания. Ну что это за тема «Биография »? Сама тема подталкивает к списыванию. А если дать задание: «Что значит эпиграф в «Гранатовом браслете?» Там ведь просто отсылка к сонате Бетховена (L. van Beethoven. 2 Son. (ор. 2, N 2). Largo Appassionatu). Когда нельзя найти готового материала, придется думать самому. Найти, что такое соната, как Бетховен ее создавал, как звучит, как связана с текстом. Вот это творческая работа и, конечно, пристальное прочтение произведения. Только так школьник сможет ощутить красоту классики.

Но таких заданий очень мало, потому что творческий подход не приветствуется.

Вывод — многое зависит от творческого подхода преподавателя. Tот, кто сам любит и знает русскую литературу, научит любить и понимать Толстого и Сорокина, Пушкина и Пелевина.