Знаменитая статуя Венеры Милосской, гордость Лувра, лучшего музея Франции, была, как известно, найдена в 1820 году. Нашел ее простой греческий крестьянин по фамилии Юргос. Юргос понятия не имел об археологии. Он занимался делом: обрабатывал принадлежавший ему участок и кормил многочисленную семью. Венеру он нашел случайно. Как-то, копая свой огород, он наткнулся на каменную плиту, а затем на несколько тесаных камней. Камни эти весьма ценились на острове Милос, где жил Юргос. Местные крестьяне, не ломая себе особенно голову над их происхождением, употребляли их при постройке домов. Юргос продолжил свои раскопки. Каково же было его удивление, когда он внезапно обнаружил своего рода нишу, а в ней великолепную мраморную статую полуобнаженной женщины редкой красоты. В нише находились еще две статуэтки Гермеса, как впоследствии определили ученые, и несколько безделушек из мрамора.

Юргос понял, что ему удалось найти нечто гораздо более ценное, чем пара тесаных каменных плит. Он перенес свою находку в сарай, а затем, так во всяком случае обычно рассказывают, продал ее некоему Марцелюсу, секретарю французского посольства в Стамбуле. (Греция, в том числе и остров Милос, в ту пору была под властью турок). Маркиз де Ривьер, французский посол в Турции, послал найденную статую в дар Лувру. Так великое творение греческого скульптора Агессандра, изваянное в IV веке до нашей эры, очутилось, в конце концов, в парижском музее. Венера, которая получила название Милосской, в честь острова, где она была найдена, очень быстро приобрела громкую известность. Да и немудрено. Немного можно насчитать столь же совершенных произведений искусства античности. Огорчало только одно: это дивное изваяние, которое стало своего рода синонимом идеальной женской красоты, как Аполлон Бельведерский - мужской, имело свой изъян: у Венеры были отбиты руки. Такой - с обрубками вместо рук - ее можно и поныне увидеть в Лувре; такой она представлена и на бесчисленных репродукциях. (А также если есть хорошая вебкамера Киев , то можно полюбоваться легендарной статуей в Лувре даже не выходя из дому – через интернет).

Но вот что любопытно. Венеру Милосскую в ту пору, когда она еще находилась в сарае у Юргоса, видело несколько человек. Двое из них оставили об этом записи: французские моряки Маттерер и знаменитый впоследствии Дюмон-Дюрвилль, открывший Землю Адели в Антарктике. Кстати говоря, у Юргоса они были в один и тот же день, в один и тот же час: ведь они плавали вместе на судне, занимавшемся гидрологическими изысканиями в районе Греческого архипелага.

Спустя 22 года - в 1842 году, вспоминая об обстоятельствах, связанных с находкой Венеры, Маттерер писал: «Господин Брест рассказал нам о только что найденной одним крестьянином статуе… Мы попросили господина консула показать то место, где она была найдена. Он охотно согласился, и вскоре мы уже стояли перед нишей, сделанной из тесаных кирпичей. «В этой нише,- сказал г-н Брест,- находилась статуя. Сейчас она перенесена»… Трудно передать наше изумление, когда нашим глазам представилась великолепная статуя из мрамора. К несчастью, руки у нее были отбиты и немного поврежден кончик носа».

Но в 1821 году Дюмон-Дюрвилль в докладе Французской академии наук сообщал: «Статуя изображала женщину. В левой, поднятой кверху руке она держала яблоко, а правой придерживала ниспадавшее от бедер одеяние. Впоследствии и та, и другая рука были повреждены и в настоящее время отделены от туловища». Два рассказа, две версии. И вдобавок прямо противоположные. Кто же прав? Имела ли найденная Юргосом статуя руки или нет?

Не будем томить читателя. Маттерер несколько лет спустя вынужден был сознаться в том, что он сказал неправду. На этот раз он писал: «Когда мы с Дюмон-Дюрвиллем видели статую, ее левая рука, которой она держала яблоко, была поднята, правая же которую она держала на бедре, несколько повреждена на сгибе». В 1852 году это было подтверждено консулом Брестом. А еще двадцать лет спустя - сыном Юргоса.

Так обстояли дела. Но почему же Маттерер сказал вначале неправду? И, главное, где и когда, при каких обстоятельствах Венера Милосская потеряла свои руки? Разгадка всей этой мало кому известной истории такова (о ней сохранился рассказ в неопубликованных мемуарах Дюмон-Дюрвилля и частично у Маттерера). Дюрвилль и Маттерер не купили Венеру - она оказалась им не по средствам. Они возвратились на свой корабль. Через несколько дней судно прибыло в Стамбул. Офицеры корабля были приглашены во французское посольство. Во время приема Дюмон-Дюрвилль рассказал о находке Юргоса. Секретарь посольства Марцелюс буквально, чуть ли не в тот же день, отправляется по поручению посла на специальном судне под командованием лейтенанта Робера на остров Милос. Три дня спустя он доставил статую в Афины. Но к этому времени Венера уже была без рук. Что же случилось?

Дюмон-Дюрвилль пишет об этом так: «Насколько можно судить, крестьянин, которому надоело ждать покупателей, сбавил цену и продал ее одному местному священнику. Он хотел преподнести ее в дар переводчику константинопольского паши. Г-н Марцелюс прибыл как раз в тот момент, когда статую уже собрались грузить на судно для отправки в Константинополь. Видя, что эта великолепная находка ускользает у него из рук, он принял все меры для того, чтобы получить ее, и священник, в конце концов, не без сопротивления, согласился уступить ее».

Но Дюрвилль не совсем точен: священник и не думал уступать статую. Наоборот, он категорически отказался ее продать. Тогда Марцелюс потребовал у Робера два десятка матросов, решив, как пишет Маттерер, освободить богиню, чего бы это ни стоило. Завязалась самая настоящая драка. В этой стычке французы одержали верх. Во время драки Венере, которую бросили на дороге и втоптали в грязь, и отбили руки. Такова неприглядная правда. Вот почему Маттерер, опасаясь дипломатического скандала,- в 1842 году все «герои» этой истории и прежде всего посол де Ривьер еще были живы,- пытался скрыть ее и лишь впоследствии описал все, как было. Вот почему так дипломатически осторожен в своих мемуарах Дюмон-Дюрвилль. Вот почему, наконец, у Венеры Милосской нет рук.

Венера Милосская, известная также как Афродита Милосская, - древнегреческая статуя, которая считается одним из самых известных творений древнегреческой культуры. Создана между 130 и 100 гг. до н. э. Изображает Афродиту (Венера у древних римлян) - греческую богиню любви и красоты. Выполнена статуя из белого мрамора. В высоту она достигает 203 см и имеет идеальные пропорции человеческого тела, соответствующие правилу золотого сечения.


Статуя Венера Милосская в Лувре

Статуя неполная. Недостаёт рук и оригинального плинтуса или основной платформы. Они были утеряны уже после обнаружения данной скульптуры. Считается, что на платформе было указано имя создателя. Это известный мастер эллинистической эпохи Александрос Антиохийский. В настоящее время данный древний шедевр находится в Париже в Лувре. Своё название получил от греческого острова Милос в Эгейском море, где был обнаружен.


История обнаружения Венеры Милосской

Точно неизвестно, кто конкретно обнаружил уникальную статую. По одной версии она была найдена 8 апреля 1820 года крестьянином Йоргосом Кентротасом в древних городских руинах Милоса возле деревни Трипити. По другой версии первооткрывателями являлись Йоргос Боттонис и его сын Антонио. Эти люди случайно зашли в небольшую подземную пещеру, находящуюся недалеко от руин древнего театра, и обнаружили прекрасную мраморную статую и другие мраморные фрагменты. Случилось это в феврале 1820 года.

Однако есть и третья версия. По ней Венеру Милосскую нашёл французский морской офицер Оливье Вутье. Он исследовал остров, пытаясь найти древние артефакты. Помогал ему в этом молодой крестьянин Воутер. Эта пара и откопала уникальную статую в древних руинах. При этом верхняя часть туловища и нижняя с плинтусом лежали раздельно вместе с колоннами (гермами), увенчанными головами. В левой руке Венера держала яблоко.


Вид на Венеру Милосскую спереди и сзади

Но скорее всего, статую нашли местные крестьяне и, ища покупателя, сообщили о находке французу Оливье Вутье. Тот древний шедевр купил, но у него не было разрешения на вывоз. Получить его можно было только у турецких чиновников, которые находились с Стамбуле. Такое разрешение сумел организовать через французского посла в Турции другой морской офицер Жюль Дюмон-Дюрвиль.


Жуль Дюмон-Дервиль

Пока в Стамбуле утрясались бюрократические нюансы, уникальная находка находилась на хранении у крестьянина Димитрия Мораитиса. Но тут следует сделать небольшое отступление и сказать, что поиск древних артефактов в XIX веке считался чрезвычайно выгодным и популярным бизнесом. Им занимались тысячи людей, а покупали уникальные находки как государства, так и владельцы частных коллекций. При этом считалось очень престижным выставить в государственном музее неповторимый в своей красоте древний шедевр. В результате этого, целые бригады искателей рыскали в долине Нила и на островах Средиземного моря, надеясь быстро обогатиться.


Венера Милосская в наши дни (слева) и её изначальный вариант (справа)

Поэтому крестьянин, хранящий статую женщины с яблоком в поднятой левой руке и с правой рукой, поддерживающей одежду на бёдрах, соблазнился финансовым предложением, поступившем от греческих пиратов. Венера Милосская была продана морским разбойникам, а французам ничего не оставалось, как забирать её обратно силой. В одном из боёв французские моряки захватили статую, но пока тащили её к себе на борт, потеряли обе руки и плинтус. Однако в жаркой схватке возвращаться за ними не стали.

После этого бригантина расправила паруса и со всей возможной скоростью понеслась к родным французским берегам, так как информация об исторической ценности статуи дошла до турецкого султана. Он повелел отобрать её у французов любой ценой и привезти с Стамбул. Но мужественные французские моряки, рискуя свободой и жизнью, сумели избежать столкновения с турецкими судами. Уникальный древний шедевр был благополучно доставлен в Париж.

Венера Милосская в Лувре

В Париже привезённую статую тут же поместили в Лувр. Там верхнюю и нижнюю части соединили в единое целое. Имелся ещё небольшой фрагмент левой руки, но его не стали присоединять к туловищу. Вся же Венера Милосская изначально была выполнена из 7 блоков паросского мрамора. Один блок для обнажённого торса, другой для завёрнутых в одежды ног, по одному блоку для каждой руки, небольшой блок для правой ноги, блок для плинтуса и отдельный блок, изображающий небольшую колонну, стоящую возле статуи.


Полный вид статуи - так Венера Милосская выглядела в древности

В 1821 году отреставрированная скульптура была показана Людовику XVIII. Тот полюбовался на древний шедевр, и тот, после этого, стал доступен для всеобщего обозрения. Осенью 1939 года статую упаковали и вывезли из Лувра в связи с началом Второй Мировой войны. Все военные годы она находилась в замке Валансе в центральной части Франции, там же хранились и другие исторические шедевры.

После войны Венеру Милосскую вернули в Лувр. Там она и находится по сей день в одной из галерей музея на первом этаже. Она считается одной из лучших классических скульптур Древнего мира, олицетворяя собой женскую красоту и совершенство человеческих тел.

Региональную «фамилию» Венера получила по названию острова, на котором была найдена в 1820 году французским моряком. Милос, сегодня являющийся территорией Греции, в то время находился под властью Османской империи.

История Венеры Милосской

Француз, сопровождаемый провожатым-греком, нашел прекрасную статую — в целом, хорошо сохранившуюся, но разделенную пополам. Турецкие власти после изнурительных торгов все-таки разрешили вывезти статую с острова, однако позднее, осознав, какую ценность потеряли, устроили показательное наказание грекам, участвовавшим в поисках и транспортировке. В процессе последней как раз и были утрачены руки. Во Франции Венера была представлена Людовику XVIII и вскоре передана Лувру, где находится по сей день.

Генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт в Лувре. (wikipedia.org)


На постаменте, который был найден вместе со скульптурой, а затем утрачен, указано, что статую изготовил Александр, сын Менида, гражданин Антиохии на Меандре. И произошло это около 130 года до нашей эры.

Статуя была вылеплена частями, которые затем соединили. Подобная техника была популярна на Кикладах. Судя по оставшимся крепежным отверстиям, Венера была в браслетах, серьгах и оголовье, а мрамор при этом был раскрашен. Для своего времени скульптура уникальна изящным изгибом тела и искусно выполненной драпировкой спадающей ткани.

3D-реконструкция статуи. Источник: wikipedia.org

Принято считать, что полуобнаженная богиня олицетворяет собой Афродиту (в римской традиции — Венеру), но отсутствие рук, в которых она могла держать характеризующие ее атрибуты, дает почву для многочисленных гипотез.

Статуя Венеры Милосской: версии

Есть предположение, что Венера держала яблоко. Существуют гипотезы, что это богиня моря Амфитрита, которая была крайне почитаема на Милосе. Она могла быть с кем-то в паре, одной из рук опираясь на плечо соседней скульптуры. Могла держать лук или амфору — атрибуты Артемиды.

Есть также гипотеза, что скульптура была не богиней, а гетерой — одной из тех, что часто изображали на вазах.

Изображение статуи Праксителя. (wikipedia.org)


За свои красивые глаза и чарующие изгибы скульптура считается все же богиней любви и относится к так называемому Книдскому типу. Около 350 года до н. э. Пракситель вылепил обнаженную богиню, которая придерживала упавшие одежды. Статуя не сохранилась, но образ воспроизведен многочисленными последователями в скульптуре и живописи.

Греческая скульптура оказала колоссальное влияние на последующие эпохи. Во многом идеалы красоты тела были впервые воплощены в мраморе античными мастерами и с небольшими вариациями дошли до наших дней. Период эллинизма, к которому относится Венера Милосская, был временем перемен: традиционные для классической Греции социальные институты изживали себя, возникали новые. Менялись устои и нормы, мировоззрение, отношение к искусству.

Эстетика формировалась под влиянием культур тех народов, которые входили в состав империи по мере ее расширения. Все заметнее влияние Востока с его вниманием к декору, деталям, чувственностью и эмоциональностью, которая проступает даже в мраморе. Скульптура больше не была воплощением статического положения идеального тела, но демонстрировала страсти, обуревавшие героев, представляла жанровые многофигурные сцены, что в дальнейшем было использовано живописцами.

Она протрясающая. Движение ткани сложно детализировано, и линии тела идеальны.
Созданная более двух тысячелетий назад Агесандром Антиохийским, она настолько прекрасна, что кажется современной. Фигура удивляет соразмерностью и гармонией. Скульптура из белого мрамора создает полную иллюзию тела, наполненного жизнью. С произведением связано много загадок, одна из них касается утерянных рук богини. Существует несколько предположений о том, каково было их положение и что держала Венера.

Одно из самых распространенных и обоснованных предположений гласит, что в одной руке она держала яблоко, а другой удерживала спадающие одежды. В доказательство приводятся слова крестьян, обнаруживших статую, которые подтверждают, что кисть Венеры обхватывала этот плод. Предположение имеет мифологическое обоснование. Богиня любви получила яблоко с надписью «прекраснейшей» от Париса, который предпочел ее Афине и Гере.

Но кто-то и не согласен и считает, что расположение тела Венеры, в частности, разворот плеч и торса, говорит о другом и они предлагает свою версию.
По мнению оппонентов, богиня занималась прядением, прикасаясь одной рукой к пряже, а другой управляя нитью и веретеном. Свою гипотезу эти спорщики подтверждают цифровой реконструкцией статуи, доказывающей, что поза изваяния соответствует той, которую принимает тело прядильщицы. Действительно, положение туловища скульптуры очень похоже на позу женщин, занятых прядением. Такая композиция часто изображалась на античных сосудах.

Еще одна версия предполагает, что скульптор изваял богиню победы Нику. В одной руке она держит щит бога войны Марса, а другой пишет имена воинов, прославившихся победами в сражениях. Эта трактовка дает объяснение гордому взгляду богини.

Рождение Венеры, Вильям Адольф Бугро


Есть еще гипотеза об изначальной парности скульптуры. Левая рука Венеры якобы опиралась на плечо Марса, бога войны. Есть и менее популярные предположения: богиню снабжают зеркалом или лавровым венком.

«Венера Вертикордия» (или «Венера, обращающая сердца») — картина английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти

Существуют многочисленные реконструкции, на которых Венера Милосская изображена с руками в различных вариантах.
Как бы то ни было, но руки Венеры что-то держали. Что?

Какая версия кажется более достоверной?

Венеру Милосскую считают эталоном женской красоты. Это одна из самых знаменитых скульптур на планете, но известно о ней не очень много. Мы знаем, что автором изваяния является некий Агесандр Антиохийский, создавший статую богини любви за 130— 100 лет до нашей эры.

История находки

Скульптура была найдена в 1820 году на острове Милос (Мелос) — одном из Киклад-ских островов в Эгейском море при следующих обстоятельствах: французский моряк Оливье Вутье решил, сойдя на берег, поискать древности для продажи. На пару с местным крестьянином Йоргосом Кентро-тасом он откопал статую на развалинах древнего амфитеатра.

Вутье попытался уговорить капитана немедленно плыть в Стамбул, чтобы получить разрешение на вывоз, но капитан отказался и Вутье махнул рукой на свою находку. Но другой морской офицер Жюль Дюмон-Дюрвиль отправился в Стамбул и получил разрешение. По возвращении он обнаружил, что статуей завладели турки и уже готовятся к её транспортировке.

Дюмон пишет об этом так: «Насколько можно судить, крестьянин, которому надоело ждать покупателей, сбавил цену и продал ее одному местному священнику. Он хотел преподнести ее в дар переводчику константинопольского паши. Г-н Марцелюс прибыл как раз в тот момент, когда статую уже собрались грузить на судно для отправки в Константинополь. Видя, что эта великолепная находка ускользает у него из рук, он принял все меры для того, чтобы получить ее, и священник, в конце концов, не без сопротивления, согласился уступить ее».

В своём рассказе Дюрвиль не совсем точен: священник и не думал уступать статую. Наоборот, он категорически отказался ее продать. Завязалась самая настоящая драка. В этой стычке французы одержали верх, а Венере, которую бросили на дороге и втоптали в грязь, отбили руки.

Версии

С тех пор уже два столетия ученые и художники пытаются разгадать, что же делала Венера своими руками. По одной из версий это была парная скульптура и левую руку женщина положила на плечо бога войны Марса или героя вроде Тесея. Другие исследователи вручали богине то зеркало, то копье, то лавровый венок. Третьи утверждали, что это вовсе не Венера, а богиня Победы Ника и в левой руке она держала щит, а правой вписывала имена великих воинов. А упоминавшийся уже Дюмон-Дюрвиль в докладе Французской академии наук сообщал: «Статуя изображала женщину. В левой, поднятой кверху руке она держала яблоко, а правой придерживала ниспадавшее от бедер одеяние.

Яблоко, видимо, является отсылкой к сюжету о Парисе, сыне троянской царской четы Приама и Гекубы. Напомним, что богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет.

Если рассматривать все гипотезы об оригинальной версии рук Венеры Милосской, то получается, что все они противоречивы и кто говорит правду, а кто фантазирует, узнать не представляется возможным.

Новая гипотеза

Элизабет Вайланд Барбер, специалист по истории текстиля, предложила новую гипотезу о руках Венеры. Подбирая иллюстрации для своей книги «Женское рукоделие: первые 20 000 лет» она изучала изображения на древних амфорах и обратила внимание, что поза женщин, занятых пряжей, очень похожа на положение тела Венеры Милосской.

Отталкиваясь от этого вывода, другая исследовательница - Рэйчел Розенцвейг делает вывод о профессии женщины, чье тело скульптор использовал в качестве натуры для Венеры.

Она была гетерой, - считает искусствовед, автор книги «Поклонение Афродите». -Ткацкое ремесло было традиционным занятием древнегреческих жриц любви. Коротая свободное время в ожидании клиента, гетеры сучили пряжу. Это являлось их второй работой.

Это похоже на правду. Ведь, известно, что натурщицей Праксителя - легендарного скульптора Древней , являлась знаменитая афинская гетера Фрина. Ее красота была настолько совершенна, что Праксителю впервые разрешили изваять ее статую полностью обнаженной. Так появилась Афродита Книдская - его самая прославленная скульптура, дошедшая до нас в копиях. Вполне вероятно, что другая гетера позировала Агесандру, и художник решил запечатлеть красавицу, занятую своим вторым ремеслом.

Однако как подтвердить это предположение на практике? Дизайнер и художник из Сан-Диего Космо Венмен решил создать цифровую модель Венеры Милосской, реконструировав положение ее рук, занятых пряжей.

Мне кажется, что заняв руки Венеры пряжей, нам удалось соблюсти анатомические пропорции и естественное положение тела... Думаю, вряд ли в левой руке она держала мраморный комок пряжи, а в правой -веретено. Это бы значительно утяжелило конструкцию, и руки у Венеры отвалились бы еще задолго до того, как это произошло в действительности. Полагаю, что для инструментов использовали не тяжелый мрамор, а легкое дерево, украсив его позолотой. Недолговечное дерево превратилось в тлен, задолго до того, как статуя была найдена.

Конечно, новая гипотеза нуждается в уточнении и новых доказательствах. Но она пополняет список уже существующих версий. Какая из них верна, может быть, покажет время.