Армянский дудук - язычковая флейта.

Дудук - древний армянский язычковый духовой инструмент, который вырезают из абрикосового дерева. Звук образуется от вибрации двух тростниковых пластинок. На лицевой стороне армянского дудука семь (бывает и иное количество) звуковых отверстий и ещё одно - на обратной стороне.

Обычно на дудуке играют два музыканта. Один солирует, другой (дамкаш) сопровождает мелодию.

Самые известные исполнители музыки на дудуке: Дживан Гаспарян, Мкртыч Малхасян и Сергей Карапетян. Бархатный, дрожащий голос дудука сопровождает сегодня голливудские фильмы. Для дудука пишут музыку серьезные композиторы. Все это заслуга замечательного армянского дудукиста Дживана Гаспаряна. Он живет в Ереване и ездит по всему миру с концертами. Благодаря ему угасший было интерес к дудуку вспыхнул в республике с новой силой. Каждый армянский мальчик мечтает стать таким, как дядя Дживан.

Все свои инструменты дядя Дживан заказывает у Овсепа Григоряна. Это известный в Армении мастер. Сын Артур работает с отцом - тоже делает дудуки. Гаспарян просит обязательно показывать ему заготовки. Артур принес несколько. Из них дядя Дживан выберет лучшую. У маэстро в коллекции около сотни дудуков. Гаспарян: "Они разные. Любой дудук, как человек. Имеешь пять сыновей - они все разные люди. И так вот эти дудуки. Один человек делал, но звучит разный звук, тембр другой".

В Армении и среди армян, живущих за её пределами, есть немало известных дудукистов, наиболее выдающимися из которых являются Людвиг Гарибян, Дживан Гаспарян, Геворг Дабагян, Сергей Карапетян, Мкртич Малхасян, Ваче Овсепян. Среди азербайджанских музыкантов наиболее известен Алихан Самедов. Следует назвать и выдающегося дудукиста Ованеса Касьяна, который сыграл важную роль в развитии этого искусства в Грузии.

Музыка армянского духового инструмента дудук признана ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия человечества. В пресс-релизе ЮНЕСКО говорится, что в последние десятилетия дудук все реже используется в народных празднованиях, постепенно переходя в категорию концертного инструмента, сообщает радио "Культура". Таким образом, он становится принадлежностью высокой культуры.

Дудук – древний армянский инструмент .

Дудук – древний армянский язычковый духовой инструмент, изготовляемый из абрикосового дерева. Звук образуется от вибрации двух тростниковых пластин. На лицевой стороне инструмента имеется 7-8 звуковых отверстий и ещё одно или два – на обратной стороне. В процессе эволюции инструмента мастера перепробовали десятки пород древесины. Однако подлинное звучание инструменту давал только абрикос, растущий в Армении. Недаром в своем латинском названии "фруктус Аргденика" он считается действительно армянским фруктом. Фильм Ридли Скотта "Гладиатор" по сути открыл миру дудук. После церемонии присуждения "Оскара" картине, "Нью-Йорк таймс" заметила: "как странно, что в этом безбожно жестоком мире еще есть сокровенные звуки". Светлым звучанием, бархатным тембром и эмоциональностью отличается этот любимый в народе духовой инструмент. В некоторых районах Армении его называют “най”, что в переводе означает тростник.

Армянский дудук делается исключительно из абрикосового дерева. Абрикосовое дерево обладает уникальной способностью резонировать. Варианты дудука в других странах делаются из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т. д.), но, как утверждают специалисты, для такого дудука характерен довольно резкий, гнусавый звук, в то время как армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на голос . Язычок делается из двух кусков тростника. В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука - достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание.

Дудук у других народов

Когда был создан дудук, на счет этого сколько специалистов, столько и мнений. Одни доказывают, что аж в VIII веке до Рождества Христова, другие - что на семьсот лет позже, в правление царя Тиграна II. Негромкий голос этого инструмента сопровождает почти всякое армянское застолье - неважно по веселому или грустному поводу собрались люди. В последнее время мы все чаще слышим дудук в кино, по радио и телевидению.

Дудук (от тур. düdük) - духовой музыкальный язычковой инструмент, представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён среди народов Кавказа, Ближнего Востока и Балканского полуострова.

В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию музыкальные инструменты имеются также у многих народов:

  • в Армении - дудук (арм.), реже циранапо х (арм.), что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева».
  • в Азербайджане - тютэк (азерб. tüt k). В Азербайджане также употребляется название балабан .
  • в Грузии - дудуки (груз.).
  • в Турции - дуду’к (тур. düdük). Также употребляется название мей .

Музыка на дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно дудукисты (музыканты, играющие на дудуке) во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах - зурне и шви. При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.

Так как все дудуки изготавливаются вручную, они требуют настройки. Настройка производится путем изменения диаметра отверстий. По трудоемкости процедура настройки сопоставима с изготовлением инструмента. Этим объясняется то, что дудуки прошедшие настройку – дороже других инструментов.

Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала. На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях.

Дудук, реже «циранапох»(арм.), что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева» - один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. В русле данной гипотезы, мы можем полагать, что его история насчитывает порядка трёх тысяч лет. Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Считается, что дудук под именем «циранапох» упоминается в трудах историка V в. Мовсеса Хоренаци. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях.

Возможно, вследствие существования довольно обширных по территории армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т. д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, а также в Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму и т. д., дудук распространялся и на этих территориях. Также дудук мог проникать за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим в соответствующее время торговым путям, часть из которых проходила в том числе и через Армению. Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, он в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготавливался инструмент.

В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию и, вероятно, являющиеся его вариациями музыкальные инструменты имеются также у многих народов:
в Азербайджане - тютяк, также употребляется название балабан;
в Грузии - дудуки;
в Турции - мей;
в Китае - гуан или гуанзи;
в Японии - хичирики или хитирики

Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно дудукисты (музыканты, играющие на дудуке) во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах - зурне и шви. При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.

Описание

Дудук состоит из игровой трубки, традиционно изготовленной из абрикосового дерева, и съёмной трости, из тростника. Длина армянского дудука составляет от 28 до 40 см. На лицевой стороне имеется 8 игровых отверстий и два отверстия на обратной стороне, одно игровое для большого пальца, а второе используется для настройки инструмента. Длина трости, известной как «рамиш» (арм.), обычно равна 9-14 см.

Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.

В начале XX в. дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несморя на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий.

Изготавливается дудук в тональностях G, A, Bb, H, C, D, E, Eb и F. Существуют так же разновидности: альт, тенор, бас-дудук и пикколо.
Для начинающих рекомендуется инструмент в тональности A(ля).

Основы игры

При игре на дудуке необходимо следить за положением вашего тела и инструмента. Вы должны быть расслаблены, держать голову прямо и не изгибать спину. Дудук держите под углом 50 гр. относительно тела. Локти немного приподняты, для свободного дыхания. При игре сидя, не скрещивайте ноги, так как это излишне напрягает брюшной пресс, что напрямую сказывается на дыхании. При игре стоя, правая нога немного впереди.

Не менее важно, при игре на дудуке, правильное дыхание. Вдох должен быть быстрым и глубоким, а выдох долгим и ровным. Существует три вида дыхания:

  • грудное или реберное
  • брюшное или диафрагментальное
  • смешанное или грудно-брюшное
Начинающим рекомендуется практиковать смешанный вид дыхания. Этот вид выгодно отличается от остальным тем, что позволяет достигать лучшего звука и легкости при игре. Во время глубокого вдоха, грудная клетка расширяется и диафрагма опускается вниз. При спокойном выдохе, грудь и диафрагма плавно возвращаются в изначальное состояние. Глубина вдоха должна соответствовать длительности музыкальной фразы. Частая смена дыхательного ритма не рекомендуется, по причине скорого утомления дыхательных мышц.

Перед началом занятий, убедитесь, что инструмент готов к игре. Трость должна быть раскрыта, то есть иметь небольшой зазор между пластин. Если же она закрыта, капните вовнутрь немного воды. Вылейте и надев колпачок подождите минут 15-20, после чего можете приступать к игре на дудуке.

Далее несильно зажмите трость губами за самый конец. Надуйте щёки, так чтобы губы немного отошли от дёсен, и сделайте плавный и медленный выдох.
Для достижение правильного звукоизвлечения рекомендуется начинать с простых упражнений.
Постановка рук при игре на дудуке бывает двух типов: упрощенная, когда не используется мизинец на левой руке, и полная, при которой задействованны все пальцы. Для начинающих рекомендуется упрощенная.

Уход за инструментом

Дудук нуждается в периодическом уходе, заключающемся в смазывании трубки. Лучше всего для этих целей подходит масло грецких орехов. Трубка смазывается снаружи, но ни в коем случае не внутри.

После игры трость необходимо вытащить из трубки, ослабить на ней регулятор, надеть колпачок и дать ей просохнуть. Хранить трости рекомендуется в вентилируемых футлярах.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Мой дудук не играет, что делать?

1. Ознакомьтесь с
2. Проверьте трость. Если она не раскрылась, такое случается при редком ее использовании, то опустите трость в небольшое количество воды, приблизительно на 1-1,5 см. Периодические проверяйте и как только трость раскроется, вытрите ее и можете приступать к игре. Если же получилось так, что трость раскрылась слишком сильно, то наденьте колпачок и отложите ее минут на 15-20, дав тем самым подсохнуть. После чего можете приступать к игре.
3. Проверьте правильность постановки пальцев при игре. Отверстия должны быть плотно закрыты первой фалангой. Возможно какое то из отверстий неплотно зажато.
4. Возможно при игре вы сильно сжимаете трость губами.
5. Следите за дыханием. Достаточно небольшого напора воздуха для того, чтобы трость завибрировала и появился звук.

Мой дудук не строит

1. Ознакомьтесь с
2. Переместите регулятор на трости ниже или выше, и тем самым добейтесь нужного звучания.
3. Для повышения общего строя можно смотать нитки с основания трости. Аналогично для понижения нитки наматываются.

Утверждают, что, данный инструмент выражает все тонкости и переживания армянского народа, боль их душ и сердец. С развитием данного музыкального инструмента и с момента ознакомления с ним за пределами Армении, стали синонимами дудук и музыка для души.

Многие знают, что армяне являются древним народом, который пережил не только множество невзгод за всю свою историю, при этом всеми силами старался сохранить свою самобытную культуру – армянский дудук и танец Кочари дают самое полное представление об армянской культуре.

История создания и развития дудука. Иные названия музыкального инструмента.

В самой Армении дудук имеет множество названий, которые происходят либо из особенностей его изготовления, либо же эти названия являются дословным переводом.

Абрикосовая трубка.

Армяне называют дудук «циранапох», что в переводе означает «абрикосовая трубка». Данное название происходит из специфики технологии изготовления. Считается, что для чистоты звучания, для особой тонкости и легкости, необходимо изготавливать дудук только из абрикосового дерева. Данный факт с трудом укладывается в голове у русского человека, но абрикосовое дерево является визитной карточкой Армении из-за своих сочных и особенных плодов-абрикосов. Те, кто пробовал настоящие армянские абрикосы никогда больше не смогут есть другие сорта – в этом уверены не только сами армяне, но и те, кому довелось попробовать этот необыкновенный своей сочностью, сладостью и зрелостью фрукт.

В древние века, дудук изготавливал сам музыкант, и считалось, что именно поэтому дудук и душа музыканта сливались в одно целое во время игры и выдавали невообразимые мелодии. Виртуозы игры не передавали своим сыновьям и потомкам свой инструмент, но делились особенностями и тонкостями изготовления, помогали не только изготовить правильный инструмент, но и вложить в него душу. Со временем данная традиция утратила свою силу. В настоящее время изготовлением дудука занимаются мастера, знающие все тонкости и премудрости этого ремесла. Для того чтобы стать дудукистом необязательно играть на инструменте собственного изготовления. При этом самый популярный дудукист нынешнего времени – рассказывает, что первый свой дудук он изготовил сам, как дань традиции и в знак того, что свой путь он выбрал осознанно.

Душа абрикосового дерева.

Иным названием армянского национального достояния считается «душа абрикосового дерева» и это не просто так. Во времена изобретения дудука не было огромного разнообразия материалов и все, что производилось ручным трудом было изготовлено из подручных материалов. Хачкары производились из туфа – природа камня, часто встречающегося на террит ории Армении, а дудук из готавливался из абрикосового дерева. Первой версией историков, считается обилие абрикосовых деревьев на территории Армении и близлежащих районов, а потому предкам армян было попросту не жалко использовать данное дерево для изготовления музыкального инструмента.

Вторая версия историков находит отражение в многовековой истории армян. Суть данной версии тонко переплетается с первой, но эта более лаконична и объемна. В результате огромного количества гонений и паломничеств, армяне искали не только отдушину, но и то, что докажет всем – они развитый народ, со своей культурой, своей историей, своими особенностями. По пути из одной местности в другую, в течение походов армяне изготавливали дудуки из «подручных средств». Этими подручными средствами как раз и являлись абрикосовые деревья.

Дудук.

Во времена эпохи власти Османской империи, потомки турок называли так данный инструмент из-за схожести звука. Несмотря на вражду турок и армян (последствия геноцида 1915 года и многолетнего отрицания), армяне оставили данное название, так как оно короче, удобнее для произношения многим, нежели «циранапох».

Игра на дудуке – врожденный дар армян.

В XX веке, благодаря музыканту Дживану Гаспаряну, о дудуке узнал весь мир. Армяне всего мира ликовали – их соотечественник не только становится знаменитым сам, но и прославляет национальный инструмент! Молва о Гаспаряне, его таланте разлетелась по всему Советскому союзу, а после и за его пределами. Диаспоры многих стран желали видеть его с концертами, чтобы «закрыть глаза и окунуться у себя на Родине». Именно такими впечатлениями делились армяне, побывав на концертах Гаспаряна. Дживан не только познакомил мир с армянским национальным инструментом, он смог сделать невероятное – поднять дудук на новый уровень. Музыка дудука стала заглавной мелодией популярного голливудского фильма «Гладиатор».


Это была новая ступень в истории развития дудука. Огромное количество музыкантов захотели познать тонкости игры на «абрикосовой трубке», но их претерпевали неудачи. Гаспарян комментировал данное фиаско профессионалов так: «Не хочу никого обидеть, но для того чтобы хорошо играть на дудуке, нужно быть армянином. У нас какая-то генетическая программа, которая позволяет передать все через дудук – переживания, боль, радость, ликования. Если я доживу до момента, когда на дудуке отлично сыграет не армянин, я буду аплодировать ему стоя».

Также армяне невероятно горды тем фактом, что в 2005 году музыка дудука стала шедевром культурного наследия ЮНЕСКО. Это означало, что национальный армянский инструмент стал близок людям всего мира, а не только жителям Армении и армянскому народу.

Особенностью игры на дудуке также является тот факт, что для полноты звучания невозможно играть сольно. Игра на дудуке – парное выступление, где один дудукист солирует, а второй играет фон. При этом оба музыканта одинаково важны для любого произведения. В некоторых мелодиях к дудукистам присоединяются барабанные и духовые инструменты.

Слушая армянский дудук , невозможно не «заразиться» теми эмоциями, которые передают музыканты и совсем не важно, что это – грустная, мелодичная композиция или же зажигательная, слушатель моментально оказывается в плену дудука, в плену инструмента, играющего музыку для души.

Разнообразие духовых инструментов поражает. Они появились еще на заре цивилизации и всегда сопровождали человечество в торжественных церемониях. Именно древнее происхождение порождает разнообразие. У каждого народа свои, уникальные инструменты. Например, существует такой музыкальный инструмент, как дудук. Чарующий, завораживающий тембр духового инструмента не может оставить равнодушным. Чей музыкальный инструмент дудук и что известно о нем?

Классификация духовых инструментов

Духовые инструменты бывают разнообразными. Они различаются не только формой, но и материалом из которого изготовлены. От того, как сделан музыкальный инструмент, зависит и техника исполнения, и, конечно, тембр. Именно окраска звука позволяет нам безошибочно понимать, какой инструмент звучит. Какие же бывают духовые инструменты?

В первую очередь, духовые инструменты так называются потому, что звук образуется за счет колебания столба воздуха внутри инструмента. Поэтому их относят к аэрофонам.

Регистр духовых инструментов напрямую зависит от размера: чем меньше инструмент - тем выше звук и наоборот, чем больше корпус духового инструмента - тем более низкие звуки можно извлечь.

Интересны способы изменения они очень специфические.

  • С помощью мышц лица, положения губ и силы выдувания воздушного потока музыкант меняет воздушный столб, в связи с чем начинают звучать обертоны - более высокие звуки.

Проверить это несложно: достаточно взять любой свисток или птичку-свистульку и подуть в нее с различной силой.

  • На некоторых инструментах высота звука изменяется с помощью отверстий, вентилей или кулисы.

Если классифицировать духовые инструменты по источнику колебаний, то можно выделить 3 группы:

  • Лабиальные. Источником колебаний является струя воздуха, рассекающаяся об острый край стенки инструмента (лабиум). Например, флейты.
  • Язычковые. Здесь источником вибрации является колеблющийся язычок, находящийся в мундштуке инструмента. К таким инструментам относятся гобой, кларнет, саксофон, фагот.
  • Мундштучные (амбушюрные). В этой группе источником колебаний являются губы музыканта. К мундштучным относятся все медные духовые. В частности, валторна, горн, тромбон, труба, туба.

И, конечно, нельзя не упомянуть привычную для нас классификацию, в которой духовые инструменты делятся на деревянные и медные, а также и отдельную группу, в чем-то промежуточную - саксофоны.

В основном эту классификацию применяют к инструментам симфонического оркестра, которые наиболее распространены. Но согласно упомянутой классификации можно определить и народный инструмент, дудук, например.

Дудук - язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с девятью (или иным количеством) игровых отверстий.

Чтобы убедиться в точности описания, можно посмотреть на фото инструмента дудука.

Распространение музыкального инструмента

Чаще всего дудук называют Обычно он ассоциируется именно с этой страной. В Армении он известен как циранапох, это можно перевести как «абрикосовая труба» или «душа абрикосового дерева». Очень поэтичное название для инструмента с чарующим тембром! Звук инструмента глубокий, теплый, бархатистый, приглушенный. Кажется, что он сам обладает душой, чувствами. Также инструмент встречается среди народов Кавказа, Балканского полуострова, Ближнего Востока, Малой Азии и даже в Персии.

Происхождение музыкального инструмента

Дудук, как и многие народные инструменты, очень древний. Одно из первых упоминаний относится к V веку нашей эры. Нередко он изображен на средневековых армянских рукописях. Исполнение музыки на этом, необычайно точно передающим особенности армянского языка инструменте, было неотъемлемой частью культуры и жизни армян. Музыка сопровождала народные празднества, свадебные и похоронные церемонии.

Особенности строения музыкального инструмента

Нередко уникальность звучания инструмента зависит от формы. По своим размерам армянский музыкальный инструмент дудук довольно небольшой - 32 сантиметра (особенно если сравнить с другим духовым инструментом - органом). Трость дудука - 12 сантиметров. Бо́льшая часть отверстий находится на передней поверхности, одно - сзади. Также на инструменте присутствует регулятор высоты тона, что позволяет подстроить инструмент при необходимости.

Особенности материалов для изготовления инструмента дудука

Хотя дудук нередко называется «душой абрикоса», инструмент может изготавливаться не только из этого дерева. Существуют дудуки из тутового дерева, сливового и орехового деревьев.

Выбор материала очень важен: от него зависит окраска звука. Например, традиционный абрикосовый дудук обладает более мягким звуком, чем изготовленные из других сортов деревьев инструменты.

Двойная трость инструмента делается из тростника. За счет большого размера она придает дудуку печальный характер звучания.

По строению, размеру и строю дудуки бывают различными. Например, существует и даже дудук-пикколо! Как и многие духовые инструменты дудуки обладают разнообразными строями: Соль, Ля, Си-бемоль, До, Ре, Ми, Ми-бемоль, Фа. Иногда у музыкантов бывает целый набор духовых инструментов в разных тональностях, чтобы исполнять различные произведения.

Особенности исполнения

Хотя инструмент считается диатоническим, получить хроматизмы на нем все же можно, частично закрывая отверстия. Народные композиции нередко исполняются двумя инструментами: одному дудуку поручена мелодия, второй создает тонический органный пункт - тянет одну ноту на протяжении всего произведения. Для такого исполнения применяется довольно сложная техника непрерывного дыхания.

Широко инструмент используется и в народных оркестрах.

Техника исполнения зависит не только от того, как музыкант держит инструмент, но и от того расслаблен ли он, от положения головы и даже локтей. Существуют специальные правила для игры сидя. Особое внимание уделяется дыханию: грудному, брюшному или смешанному. Важную роль играет и правильная постановка рук.

Казалось бы дудук - народный инструмент. Что может быть проще чем исполнить произведение на народном инструменте? Но нет, чтобы стать профессиональным исполнителем на циранапохе, нужно немало времени посвятить занятиям и освоить профессиональные навыки.

Выдающиеся исполнители

Как и в случае с другими музыкальными инструментами, есть ряд выдающихся музыкантов, посвятивших себя дудуку и достигших необычайного мастерства исполнения. Неудивительно, что в случае с циранапохом это представители Армении.

Например, Дживан Гаспарян - мастер дудука, один из самых известных музыкантов-исполнителей музыки на дудуке. Также Дживан признанный композитор. Он известен сочинениями саундтреков к голливудским фильмам.

Известными дудукистами являются также: Людвиг Гарибян, Дживан Гаспарян-младший, Ваче Овсепян, Геворг Дабагян, Сергей Карапетян, Мкртич Малхасян, Ованес Касьян. Последний из дудукистов является представителем Грузии, что говорит о популярности этого инструмента и в других странах.

В Армении также есть ансамбль, в котором все исполнители играют на дудуках. Называется коллектив, как ни странно «Дудукнер». Музыка в их исполнении буквально рисует картины природы Армении, дает прочувствовать колорит и индивидуальность этой страны, зачаровывает и завораживает. Витиеватая, орнаментальная мелодия, звучащая на фоне органного пункта, передает восточную живость, а ударные инструменты придают яркости. Не зря же концерты называются «Магический дудук». В этом инструменте действительно есть нечто волшебное!

Как это часто бывает, у дудука есть свои «братья других национальностей»: инструменты, которые обладают схожей конструкций и звучанием.

Например, в Азербайджане есть инструмент балабан. Если сравнить его с фото музыкального инструмента дудука, то найти существенные различия довольно сложно. Но это именно балабан, а не дудук!

В Китае есть духовой инструмент, который называется гуань. Как и инструмент дудук, он имеет трость и 8-9 отверстий и является деревянным духовым инструментом. Интересно, что изготавливается он из дерева, реже из бамбука или тростника.

  • Дудук также называют армянским кларнетом.
  • Существуют дудуки из различных материалов, даже из хрусталя.
  • В на этом музыкальном инструменте очень почитаемы, а сам инструмент популярен.
  • В прошлом в Армении дудукистов считали несерьезными, несостоятельными и отказывали в сватовстве.
  • Арам Хачатурян, будучи армянским композитором, говорил, что дудук - единственный инструмент, способный заставить его плакать.
  • Если Вы думаете, что нигде не могли слышать звучание дудука, то, вероятно, вы ошибаетесь. Инструмент популярен в Голливуде и нередко появляется в саундтреках к известным фильмам. Например, «Гладиатор», «Код да Винчи», «Страсти Христовы», «Зена - королева воинов» и даже «Игра престолов».
  • Любопытно, что в Москве есть памятник армянскому дудуку, установленный в 2006 году.
  • Дудук очень износостойкий инструмент (многие музыкальные инструменты не могут похвастаться подобным качеством).
  • Более длинные дудуки лучше подходят для исполнения любовных песен, более короткие - идеально передают характер танцевальной музыки.
  • Японцы и американцы пытались передать живой проникновенный тембр музыкального инструмента на синтезаторе. Но у них ничего не вышло.

О ком плачет дудук? О ком молится? О тех, кто ушел, Иль о тех, кто остался?

Летел юный ветер в горах и увидел прекрасное деревце. Стал играть с ним Ветер, понеслись над горами дивные звуки. Рассердился на то Князь ветров, да и поднял великую бурю. Защищал своё деревце Юный Ветер, но быстро уходили его силы. Пал он в ноги к Князю, попросил не губить красоту. Согласился правитель, но наказал: «Коль покинешь ты деревце, ждет его гибель». Шло время, заскучал Юный Ветер и однажды поднялся в небо. Погибло деревце, лишь осталась веточка, в которой частичка ветра запуталась.

Веточку ту нашел мальчик, вырезал дудочку. Только голос у той дудочки печальный был. С той поры в Армении играют на дудуке и на свадьбах, и на похоронах, и в войну, и в мир.

Так сказывают легенду о Дудуке (арм Դուդուկ), армянском национальном музыкальном инструменте. Некоторые исследователи полагают, что история армянского дудука насчитывает уже более трех тысячелетий. Старое армянское название этого инструмента – циранапох (ծիրանափող), что означает «душа абрикосового дерева». Это название встречается в летописях времен правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.).

Упоминания о циранапохе и его изображения встречаются во многих средневековых источниках.

В зависимости от длины различают несколько типов инструмента:

  1. Самый распространённый из современных, дудук строя Ля, от 35 см в длину. Имеет универсальный строй, подходящий для большинства мелодий.
  2. Инструмент строя До, длинной всего 31 см., за счет чего имеет более высокое и нежное звучание и больше подходит для дуэтов и лирических композиций.
  3. Самый короткий дудук, строя Ми, используется в танцевальной народной музыке и его длина - 28 см.

Очень часто можно встретить исполнение музыки на дудуке в дуэте, где ведущий играет мелодию, а на втором инструменте играют непрерывный фон, с определённой высотой тона, также называемом «дам».

Ровное звучание обеспечивается специальной техникой игры музыканта, который сохраняет воздух, вдыхаемый через нос, в щеках, обеспечивая непрерывный поток на язычок. Так же эта называется техникой перманентного дыхания (либо его называют циркулированным дыханием).

Современный дудук и мир вокруг.

В современном мире печальные звуки дудука можно услышать не только на выступлениях этнических ансамблей. Напротив, современный дудук звучит везде: от консерваторий, до кинотеатров. Голливудские звукорежиссеры любят выразительность этого инструмента, так подходящую для трагических сцен и саундтреков к фильмам.

Среди музыкантов достигших с помощью дудука мировой известности, нельзя не отметить Дживана Гаспаряна . Народный артист Армении родился 1928 году в деревне Солак. Армянский дудук был его первым музыкальным инструментом. В шесть лет он сам выучился игре. В двадцать впервые выступил на профессиональной сцене. За годы музыкальной карьеры неоднократно получал международные награды.

Став профессором Ереванской консерватории, он вырастил немало известных исполнителей на дудуке. Среди них его внук Дживан Гаспарян младший. Дживан Арамаисович работал со многими известными артистами и коллективами. Его дудук можно услышать в записях Питера Гебриэла, Брайана Мей, Бориса Гребенщикова.

В 2005 году, современным обществом, звучание армянского дудука было признано шедевром всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

За последние двадцать лет в мире было выпущено рекордное количество музыкальных синглов и альбомов с записями дудука . Игре на этом инструменте учатся не только в Армении, но и в России, Франции, Британии, США и многих других странах.

Даже в современном мире, сквозь века продолжает звучать душа абрикосового дерева.