Люди, которых ты встречаешь, книги, которые читаешь, фильм, тронувший тебя до глубины души. Все вокруг - источник вдохновения. Просто открой глаза - и смотри.

Вот скажите, у вас ведь есть заветная мечта? Мечта настолько желанная, что сама идея ее существования делает вашу жизнь наполненной смыслом, а мысль о том, что когда-нибудь она может осуществиться, вызывает мурашки по коже и слезы счастья на глазах?

Моя мечта о путешествиях была именно из этого разряда. Но было маленькое уточнение - я хотела увидеть мир не отрывками во время двухнедельного отпуска, а в длительном, настоящем путешествии, с рюкзаком за спиной. Когда ты абсолютно свободен делать все, что ты хочешь и можешь прожить, прочувствовать, не торопясь и наслаждаясь, каждое мгновение. Просто наблюдать, не давая оценок "нравится - не нравится", отрыть наконец-то глаза и окунуться в другой мир и другую культуру.

Я всегда мечтала увидеть Эверест и древний Ангкор Ват в Камбодже, а еще проехать по всему Вьетнаму, с юга на север, и пожить месяцок в сумасшедшем Бангкоке, чтобы еще больше влюбиться в этот город. А еще мечтала про домик на острове и просыпаться под шум океана в десяти шагах от воды, вот чтобы ровно десять... А еще... список длинный.

Так к чему это я? Однажды я поняла, что список увеличивается, а мечты остаются мечтами.

Поэтому три года назад я купила рюкзак и билет в один конец, в Непал. Так все началось.


Моя первая випассана случилась со мной в Непале в ноябре 2018 года. Здесь мои заметки, мысли и выводы, которые я публиковала в своем инстаграм аккаунте в течении месяца после випассаны. Теперь вы всегда знаете, где их искать, если вдруг захочется перечитать. Надеюсь, кому-нибудь они помогут принять решение и пережить этот опыт.


Побывать на Бали и не понежиться в СПА - вы можете себе такое представить? Я - однозначно нет. Все эти ванны с лепестками роз, возле реки или с каким-нибудь сумасшедшим видом на джунгли - они все здесь, на острове Богов. И самые лучшие из них - конечно же, в окрестностях Убуде.


Полтора-два часа от Убуда на байке - и ты в другом мире. Не лучше, не хуже, просто по-другому. Сгонять на пару дней к океану - это кайф. Правда, моя душа все равно там - в джунглях, водопадах и рисовых полях.

Но если вам нужен океан - то это, бесспорно, полуостров Букит. Пожалуйста, пожалуйста, не едьте в Куту. Забудьте про ее существование. Там нет Бали. Там только разочарование. Именно на Буките прячутся лучшие пляжи острова. Самые крышесносные виды тоже здесь. И самые романтичные отели на скалах (правда, и самые дорогие тоже). И бич-клабы.

А сегодня Антон привёз меня сюда. Сюрприз. Я, если честно, до сих пор под впечатлением. Когда неожиданно попадаешь в место из твоей мечты и картинка в голове оживает.

Будда: Пустота Сердца. Ошо. Голос, который говорит с нами здесь, кажется тихим голосом кого-то, кто зовет издалека.
Он описывает пространства, которые кажутся такими далекими от тех мест, где мы прожили наши жизни, но часто колокольчики звучат между словами - те колокольчики, что звенят в нас, когда проснулась забытая истина. А в истине голос и то, что он описывает, часто кажется знакомым. Проникая глубже в эту книгу, мы начинаем подозревать, что, может быть, мы даже жили здесь когда-то, и...

Практика Дзэн. Чжан Чжень-Цзы. Книга Чжан Чжень-Цзы дает нам возможность ближе познакомиться с учением Дзэн- буддизма. В этой необъятной области автор выделяет и рассматривает первостепенный аспект - характеристику и закономерности работы сознания в ходе религиозной практики. Ясно, что здесь обозначен лишь общий подход, выделены главные принципы, на основании которых добросовестный, устремленный читатель способен сам проследить и понять, быть может самое главное, что не вошло в текстовое...

Практика внимательности в повседневной жизни. Чарльз Тарт. Быть пробужденным! Почему этот так просто звучащий призыв составляет общую цель духовных традиций? В книге, основанной на стенограмме практического семинара, автор обучает применению практик Г.И.Гурджиева и буддийской медитации в повседневной жизни. Приводимые простые упражнения помогают развить в себе способность полного присутствия в настоящем моменте.

Практика Дхьяны. Догэн. "Истина полна и совершенна в самой себе. Она не есть нечто, открытое лишь недавно - она существовала всегда. Истина не находится где-то в отдалении. Она всегда близка. Не старайтесь идти к ней, ибо каждый шаг никуда не уводит вас от неё..."

Кацуки Сэкида. Практика Дзен. Путь к совершенству. Основной род практики дзэн называется дзадзэн, т.е. дзэн во время сиденья; и в практике дзадзэн мы достигаем самадхи. В этом состоянии деятельность сознания оказывается остановленной, и мы перестаем осознавать время, пространство, причинность. Проявляющаяся таким образом форма существования может на первый взгляд показаться не более чем просто бытием. Но если вы действительно достигните этого состояния, вы обнаружите, как оно замечательно. В...

Сеонг Cан. Посыпание Будды пеплом. Эта книга является собранием наставлений Сеонг Сан Соен-cа в Америке - диалогов, рассказов, формальных Дзен-интервью, проповедей Дхармы и писем. Слова возникают по мере появления ситуаций, каждая ситуация является как игрой, так и делом жизни и смерти.

Существенные элементы практики дхармы Будды. У Ба Кхин. Буддизм - это не религия в том смысле, в каком это слово употребляется в словаре, потому что он не центрирован на Боге, как это имеет место во всех других религиях. Строго говоря, буддизм представляет собой систему философской и духовной морали. В этой системе имеется в виду определенная цель - “угасание страдания и смерти”...

Аспекты практики. Чогьям Ринпоче Трунгпа. Для последователя буддийской дхармы существует необходимость с особой силой подчеркнуть важность практики медитации. Нам надобно увидеть неуклонную логику того положения, что ум является причиной заблуждения, а потому, выходя за пределы ума, мы достигаем просветленного состояния; и оно может иметь место только благодаря практике медитации. Это испытал сам Будда, работая над своим собственным умом; и то, что он узнал, было передано нам, особенно в...

Уж очень мне нравится мудрость его древняя, прошедшая испытание временем. Столько всего правильного, глубокомысленного можно от него услышать, жаль только, что на практике не всегда получается осуществить.

Это все слабость и несовершенство человека виноваты. Но стремиться надо, иначе какой смысл землю топтать. Впрочем, слово «стремиться» никак не лепится к буддийской философии. Будда учил ровно противоположному - отпускать.

Будда считал, что следует научиться сдаваться дыханию, своему телу, жизни таковой, какова она сеть. Просто примите себя таким, каковы вы есть, там, где вы есть. Не стоит ничего искать. Когда что-то ищешь, упускаешь то, что есть.

В жизни каждого человека наступает момент, когда ты находишься на шаг от мудрости. По мнению Будды, мудрость - это искусство жить счастливо, в значительной мере основанное на понимании причин наших несчастий. А причина наших несчастий зачастую сводится к трем китам: жадность, ненависть и иллюзия.

Учение Будды можно свести к одному наставлению: ни при каких обстоятельствах не привязывайся ни к чему, подобному «я» и «мое». Кто слышал эти слова, тот слышал все учение Будды. Вот так незатейливо. Все гениальное просто.

И тут опять же возникает незадачка: а как же быть с воплощением этого правила на практике? Как? Если мы всю свою сознательную жизнь только и делаем, что привязываемся: к себе, к своей значимости, к своим творениям, своим мыслям, своим ценностям… Как выскочить из этого круга зависимости и вечного неудовлетворения?

Согласно буддийской философии, анигга (непостоянство), дуккха (страдание, изначально свойственная жизни неудовлетворенность) и анатта (пустота «я») неразрывно связаны между собой. Эти три символа буддизма составляют его царственную печать.

В самой сердцевине концепции Будды лежит пустота, или не-я. «Пустота» на санскрите - шуньята. Будда говорит, что он живет в шуньяте вичара — доме пустоты. Именно из этого места он учит. Ум Будды был пуст. Теперь вдумайтесь в это: «ум Будды был пуст», так почему вы заполняете свой до отказа, что и кому вы пытаетесь показать и доказать?

А ведь все в жизни очень просто, ты можешь пытаться быть кем угодно и позиционировать себя королем-королевичем, а люди вокруг все так же будут делиться на три категории: те, кто вас любит и одобряет, чего бы вы не сделали; те, кто осуждает и не принимает, чего бы вы не сделали, и те, кому на вас нас..ть (пардон). Так что, расслабьтесь и дышите.

Дышите. Это то, что получается у вас лучше всего. Это то, без чего вы не выживите. И это самый прямой путь к медитации, и к мудрости. Здесь расскажу небольшую притчу о дыхании.

Притча

Собрались органы чувств (а по индийской традиции их шесть: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и ум), и решили, как и принято на собраниях, избрать председателя. И каждый стал выдвигать свою кандидатуру. Сначала зрение ослепило и очаровало всех великолепными образами.

Потом слух околдовал всех райскими мелодиями. Но вот вступило обоняние, и волшебные ароматы затуманили ум. Однако вкус предоставил такой изысканный набор лакомств, что все разомлели. Но не тут-то было, осязание применило свой главный козырь, и все испытали потрясающие ощущения, тонкую вибрацию и нежнейшие прикосновения.

Ум тогда решил запутать всех своими измышлениями и доказательствами. И тут зашло дыхание и сказало, что ему не интересно председательствовать. Тогда все отвернулись и продолжили спорить за право первенства, не обращая на дыхание никакого внимания. Дыханию стало обидно и скучно, и оно незаметно ушло.

И тут все это почувствовали, и поняли, что без дыхания все не имеет смысла. Тогда кинулись они вслед за дыханием и стали уговаривать его вернуться и быть первым.

Итак, просто начните дышать осознанно. Дышите в согласии с самим собой и со всем сущим.

«Старайся сохранять осознанность и позволь всему идти своим чередом. Тогда твой ум будет спокоен в любых обстоятельствах, словно чистое лесное озеро. Дивные редкостные животные станут приходить к этому озеру на водопой, и ты постигнешь природу вещей. Ты увидишь, как возникают и исчезают удивительные и прекрасные явления, но останешься недвижим. Это-счастье Будды».

Дорогие друзья, в коллекцию Сада Негоро добавлен ландрейс из Индии, теперь кроме именитых автоцветущих сортов имеется два фотопериодных сорта с доминирующими генами сативы - Лоу Перпл (генетика (Перпл Датч Пашн х Лоурайдер) х Автоблбюерри) х Автоблюберри) и то самое растение с благословенных берегов Индийского океана, речь о котором пойдет ниже. В своем фенотипе растение будет иметь и сативу и индику, обе разновидности легкие и возвышающие. Урожай большой и интересный по эффекту, у сид-банков нет этого сорта, хотя вполне возможно что на его генетике сделаны некоторые их гибриды, т.к. сила действия феноменальна для ландрейса, особенно у растений индики. Я специально не видоизменял генетику, а просто сделал выборку лучших растений, ну и, конечно, в отличии от семян ландрейсов, мои имеют 100% всхожесть, т.к. правильно подготовлены.

Что такое ландрейс?

Это дикорастущая разновидность каннабиса эндемичная местности выращивания, как правило, это экзотические страны, но не стоит думать что они схожи по силе действия с дичкой РФ или Казахстана, как правило, это растения произрастающие в экваториальной зоне и весьма экзотических странах Афганистан, Пакистан, Марокко, Египет, солнце там имеет совершенно другую активность в плане ультрафиолетового излучения и чтобы не погибнуть каннабис выделяет особенно много трихом - смолы учавствующей не только в процессе улавливания мужской пыльцы, но и в защите цветов от жесткого ультрафиолета, что обуславливает их особую силу. Особенность ландрейсов не только в абсолютной чистоте генетической линии, это совсем другая вкусоароматическая гамма, совсем другой спектр эффектов, в корне отличающих эти растения от растений сид-банков.

Поэтому если захотите попробовать одно из самых древнейших растений каннабиса, не тронутое селекцией, а донесенное из глубин истории в первозданном виде, прошу любить и жаловать новая звезда моей коллекции - Дыхание Будды.

Если вы когда-нибудь попадете в Индию 90% шишек, которые можно будет приобрести будут являться растениями этого сорта, индику будет купить сложнее - быстро разбирают, в основном это будет сатива, по строению шишки очень тонкие и часто коричниевого цвета из-за высокой влажности, плюс для усиления эффекта ее часто ферментируют. Растение индики в варианте сенсемиллы сможет потягаться со множеством авторитетных сортов от сид-банков. Сатива растет нереально быстро - моментально забивая побегами весь бокс, шишки вытянутые, мелкие, усеянные листочками как лезвие, причем после сушки в отличии от гибридов индики или ее чистой разновидности вы можете мешать листья с шишками и получается отличный эффект, сами по себе листья с сативы достаточно сильны, они имеют мягкое, позитивное действие, как первые опыты с марьей - смешно, легко и непринужденно, тахикардии почти нет, а голова светлая и незамутненная, от индики тоже приблизительно такой же эффект, спать на диван не укладывает, наоборот хочется движения и ярких эмоций, возможно, в этом главное отличии природных сортов, вялости и тупняков на исходе действия у них не бывает. На картинке вы можете увидеть растение сативы - слева и растение индики - справа, мужская особь была усредненной по фенотипу с максимальной ветвистостью и габаритом. И первое и второе растение с картинки дали свои семена которые значительно отличаются по внешнему виду, при заказе 10 орешков 5 будут с сативного растения 5 с растения индики, чтобы вы смогли по достоинству оценить данный сорт история которого наверняка насчитывает ни одно тысячелетие, ведь главным селекционером этой травки была лишь природа Индии.

Если кто-то получил эти семена бонусом или заказал как основные, очень буду рад видеть фото и ваши небольшие зарисовки в плане эффекта от этого удивительного растения с далеких берегов!

До настоящего момента в этом разделе мы рассматривали медитацию в общем виде. Сейчас мы детально и конкретно рассмотрим, как мы на самом деле выполняем одну из основных практик, используемых в «Триратне». В процессе этого мы, возможно, станем лучше представлять, как мы применяем саму практику, и почти наверняка научимся некоторым приемам и техникам, которые сделают осознание дыхания более плодотворным и мощным.

(Сокращенный текст из «Свободного Духа », Бодхипакши, глава 3)

Осознанность

Вначале осознание дыхания помогает нам стать спокойнее и (парадоксально) энергичнее и бодрее. Впоследствии оно помогает нам развить большую степень осознанности, и у нас появляется больше свободы выбирать свои реакции в любой данной нам ситуации. Например, в ситуации, которая обычно доставила бы нам беспокойство, мы можем сделать выбор в пользу терпения и покоя. Со временем мы начинаем определять наши привычки вместо того, чтобы позволять им определять нас. Осознанно сть позволяет нам принять на себя полную ответственность за собственную жизнь и счастье. Практика Осознанности невероятно обогащает. Вместо того, чтобы лишь наполовину осознавать, что делаем, мы можем полно и ярко переживать каждый момент нашей жизни.

Этапы 1 и 2 - Для чего нужен счет?

Счет обладает рядом полезных функций. Очень просто «выпасть» из медитации: мы отвлекаемся, не осознавая этого. Счет помогает нам более объективно представлять, какую часть времени мы отвлечены и какую – остаемся в осознанности. Он также дает нам некую цель. Хорошо, когда есть цель.

Если вы отвлекаетесь до того, как дошли до десятого вдоха, вы можете сделать попытки сосредоточиться усерднее, а потом снова добраться до десяти. Без счета труднее заметить результаты своих усилий. Если вы приложите усилия к медитации, вы увидите результаты.

Числа также служат как якорь. В дыхательном цикле точка, в которой мы скоркее всего можем отвлечься, это пауза между выдохом и вдохом, когда ничего особого не происходит.

Число – своего рода точка опоры, чтобы мы могли пройти через паузу без отвлечения.

Когда счет кажется скучным

Иногда люди хотят бросить считать. Для этого могут быть плохие и хорошие причины. Иногда мы развиваем сильный поток покоя, и кажется довольно естественным бросить счет. Если так, бросайте. Но часто это просто сопротивление структуре или желание быть пассивным, и мы скорее просто видим сны наяву. Будьте честны относительно своей мотивации.

Если подсчет кажется механическим занятием, помните, что это не неизбежно – это результат способа работы вашего ума. Если вы относитесь к счету с изяществом и творчеством, он покажется естественным и подвижным.

Различие между этапом 1 и 2

Большинство людей находят, что первые два этапа ощущаются совсем по-разному. Это происходит из-за различной природы счета, что обеспечивает структурированный способ углубления нашего опыта.

Природа счета изменяет фокус осознанности на каждом из этапов дыхательного цикла. На первом этапе, поскольку вы считаете после выдоха, ваш ум связывает счет с выдохом. На втором этапе, поскольку вы считаете до вдоха, ваш ум более осознан на вдохе. Глубокий выдох или вздох – вот что мы делаем, когда отпускаем напряжение. Это похоже на отпускание, расслабление, снижение и производит успокаивающий эффект. Глубокий вдох, с другой стороны, ощущается как расширение, открытие, поднятие и придает энергию.

Поэтому если первый этап – это этап отпускания, то второй этап – этап обретения энергии. Отпускание – это идеальная вещь для начала медитации: мы отпускаем напряжения тела и мысли в голове. Затем, на следующем этапе, вы наполняете расслабленные тело и ум энергией. Чувство энергии, которая приходит с вдохом, помогает создать условия для осознанности.

Поэтому продвижение здесь происходит естественно: сначала расслабление, потом наполнение энергией – и важно, чтобы эти этапы располагались в нужном порядке. Конечно, если вы начинаете медитацию в уставшем и вялом состоянии, вы можете сразу перейти ко второму этапу, а если на втором этапе ваш ум несется куда-то, вы можете вернуться к первому этапу, чтобы замедлить его. Эти этапы дают нам два инструмента – подобно педалям тормоза и газа, которые нам необходимо научиться правильно использовать.

Этап 3 - Уравновешивая энергию

В то время как первый этап помогает нам развить более спокойное состояние, а второй этап – развить больше энергии и осознанности, третий этап уделяет равное внимание вдоху и выдоху, помогая нам объединить спокойное расслабление первого этапа с полной энергии осознанностью второго. На третьем этапе вы можете осознавать постоянное колебание между успокаивающим выдохом и энергичным вдохом и позволить этим качествам проникнуть друг в друга.

Используя якоря

Если первые два этапа прошли успешно, мы можем оставить счет, что позволит нам развить более глубокое и уравновешенное сосредоточение. Однако счет действовал как якорь для нашей осознанности, поэтому, отпуская его, мы склонны уноситься волнами отвлечения.

Один из способов оставить якорь, отпуская счет, – использовать физический якорь. Иногда я использую физические ощущения в руках одновременно со счетом. В конце каждого выдоха-вдоха я переношу осознанность на руки. Это помогает мне оставлять точку опоры. Я поддерживаю осознанность по отношению к рукам на всем протяжении дыхательного цикла. Я по-прежнему осознаю дыхание, но я также сохраняю осознанность рук. Это не так уж сложно, как может показаться. Я чувствую, как дыхание втекает в мои руки, а затем стекает с них, снова и снова. Это помогает мне предотвратить отвлечение от дыхания.

Вы можете варьировать части рук, относительно которых вы поддерживаете осознанность. Вы можете осознавать обе руки в целом, или только соприкасающиеся кончики больших пальцев. Если вы используете мудру дхьяны (правая ладонь лежит на левой во время медитации, и человек сидит в позе медитации), это может привнести приятное чувство мягкой энергии в вашу осознанность.

Физический якорь – это более тонкий якорь, чем счет, потому что он не выражен в словах, оторван от процесса мышления, так что ваш ум может развить более глубокий уровень спокойствия.

Этап 4 - Совершая переход

На третьем этапе мы обычно осознаем довольно большую область ощущений, связанных с дыханием. Мы можем сосредотачиваться главным образом на животе, грудной клетке или ощущениях в голове и горле. Это перечисление больших мышц и анатомических структур. На четвертом этапе мы, однако, сосредотачиваемся на очень маленькой области ощущений на краях ноздрей.

Мне нравится делать постепенный переход от третьего к четвертому этапу, чтобы поддержать ощущение непрерывности и привнести чувство изящества в практику. Я делаю это, сужая фокус на протяжении семи или восьми дыханий, постепенно сосредотачиваясь на ощущениях на краях ноздрей. Это помогает перетекать из одного этапа в другой, продолжая углублять сосредоточение. Просто перескочить с третьего этапа на четвертый – довольно резко.

Поддерживая тонкость

Поскольку ощущения в ноздрях очень тонки, может существовать склонность дышать более сильно, чтобы увеличить ощущения. Попытайтесь противостоять этому, позволяя дыханию быть легким и нежным. Вместо того, чтобы дышать более тяжело, попытайтесь обнаружить тонкие ощущения, позволяя уму стать более восприимчивым, – это цель данного этапа практики.

Если вам не удается обнажить ощущения на кончиках ноздрей, вы можете осознавать дыхание в ноздрях – прохладное на вдохе и теплое на выдохе. Некоторые люди находят, что легче обнаруживать ощущения на верхней губе. Со временем попытайтесь сделать тоньше свою осознанность, чтобы осознавать самые тонкие из возможных ощущений – это суть данного этапа.

Если вы можете распознать ощущение воздуха, текущего через кончики ноздрей, вы можете сделать свою медитацию еще изощреннее. Например, вы можете замечать, когда ощущения более выражены в левой или правой ноздре и попытаться перенести свою осознанность на те «глухие» участки, где ощущений недостаточно. Или вы можете осознавать ощущения в передней части кончиков ноздрей, а не где-то вокруг – просто чтобы продлить свою способность распознавать очень тонкие ощущения. Всегда есть большая степень утончения, к которому мы можем привести наше сосредоточение.

Время от времени ваш ум будет успокаиваться, и вы заметите некоторые интересные и тонкие ощущения, связанные с дыханием. Например, вы можете услышать мягкий внутренний «звук», которые не является результатом какого-то физического процесса. Или вы можете уловить ощущение чего-то шелкового, связанного с вашим дыханием, но определенно не являющееся его частью. Или вы можете заметить приятное чувство «потока», который сопровождает ритм вашего дыхания (иногда такие вещи трудно описать). Что, кажется, происходит – то, что ваш ум переместился на более тонкий уровень восприятия и обнаружил для себя объекты сосредоточения, которые, соответственно, более тонки, чем обычные объекты. Будучи далеки от отвлечений, эти ощущения работают как врата в еще более глубокие состояния покоя и сосредоточения. Лелейте их, когда они возникают, и позвольте вашей осознанности погрузиться в них.

Между этапами

Важно занять правильную позу в начале периода медитации. Когда вы переводите внимание с позы, чтобы быть более осознанными к дыханию, вы часто можете обнаружить, что ваша поза начинает смещаться. Вы можете обнаружить, что некоторые части вашего тела начинают прогибаться, в других появляется напряжение, и эти изменения ведут к умственным и эмоциональным изменениям. Напряжение в плечах можно соотнести с гневом, который вы начали переживать. Прогнувшийся позвоночник может быть связан с чувством пробравшегося в медитацию чувства отчаяния. Если вы расслабите плечи, гнев начнет исчезать; если распрямите позвоночник, вы начнете ощущать большую уверенность.

По мере того, как вы станете более опытны в медитации, вы узнаете, что можете время от времени проверять позу и вносить небольшие изменения, не теряя осознанность к дыханию. Хороший способ начать практиковать этот навык – проверять и поправлять позу между этапами. Возможно, вам захочется делать это каждый раз, когда вы переходите от одного этапа к другому. Позднее вы обнаружите, что вы можете интегрировать слежение за своей позой в свою практику с помощью метода, который я описал.

Инструменты для медитации

Здесь мы собираемся рассмотреть некоторые способы использовать дыхание, чтобы внести изменения в наши ментальные и эмоциональные состояния. Это не обязательно сработает немедленно, и нужно уделить им некоторое время. Смена метода каждую пару секунд приведет лишь к разочарованию и беспокойству.

1. Несколько раз глубоко вдохните в живот.

2. Несколько раз медленно вдохните, позволяя дыханию вернуться к норме.

3. Опустите ваше осознавание в нижнюю часть туловища, например в живот, настолько, насколько вам понадобится для развития спокойствия.

4. Обращайте внимание на отпускание выдоха.

5. На каждом выдохе представляйте волну расслабления, текущую вниз в землю, очищающую все ваши напряжения и заботы.

6. Представьте, что все ваше тело плывет в теплой воде, с каждым вдохом вы поднимаетесь, а с выдохом – опускаетесь.

Использование дыхания для стимулирования ума

1. Несколько раз глубоко вдохните в верхнюю часть грудной клетки (почувствуйте расширение).

2. Сделайте несколько быстрых, легких вдохов, а затем позвольте дыханию вернуться в норму.

3. Удерживайте осознание в верхней части туловища, например, в грудной клетке или даже в голове.

4. Уделяйте внимание ощущению расширения тела при вдохе.

5. На каждом вдохе представляйте, что всасываете энергию из земли, наполняя каждую клетку вашего существа осознанностью.

6. Представляйте, что вдыхаете свет с каждым дыханием; на каждый выдох вы выдыхаете ваши отвлечения в форме серого дыма.

Зачем уделять такое внимание сосредоточению?

Случалось ли у вас когда-нибудь, что вы говорили с другом, будучи в отвлечении, и понимали, что не слушаете его, потому что вас унес ход других мыслей? У всех нас бывает такое время от времени. Как мы можем углубить наше понимание себя, если мы не испытываем ничего, кроме поверхностных отвлечений?

Сосредоточение позволяет нам пойти глубже в нашем опыте. Оно позволяет нам добиться большей насыщенности переживаний, так что мы можем больше присутствовать в общении с другими людьми и в общении сами с собой. Сосредоточение позволяет нам действительно получать удовольствие от того, что мы делаем, будь то сельская прогулка, чтение книги, письмо или размышления.

Сосредоточение позволяет нам думать более ясно и глубоко. Когда мы можем следовать ходу наших мыслей, не сбиваясь, мы можем задавать более проникающие в суть вопросы о самих себе и, что наиболее важно, иметь способность получать глубокие взвешенные ответы, которые исходят из наших глубин. Сила мыслительной концентрации становится крайне важной, когда мы переходим к практикам випассаны, которые требуют использовать мысли и образы как объекты сосредоточения.

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Каковы ваши общие впечатления от осознания дыхания? Склонны ли вы предпочитать его метта-бхаване, или напротив? Почему?

2. «Иногда люди хотят бросить считать. Для этого могут быть плохие и хорошие причины». Случалось ли у вас, что вы чувствовали искушение бросить счет на первых двух этапах? Причины, по которым это происходило, – «хорошие или плохие причины», согласно Бодхипакше?

3. Заметили ли вы разницу между первым и вторым этапом? Если да, как вы считаете, Бодхипакша дает этому хорошее объяснение? Могут ли быть еще какие-то причины для этих различий?

4. Постарайтесь сосредоточиться больше на выдохе или вдохе, когда будете медитировать на этой неделе. Отмечайте эффект и приготовьтесь рассказать об этом группе.

5. Склонны ли вы к большему сосредоточению, когда бросаете счет и переходите к третьему этапу, или вы скорее впадаете в отвлечение?

6. Попытайтесь использовать физический якорь на третьем этапе. Получается ли у вас использовать руки в качестве якоря, или лучше работает другая часть тела?

7. Как вы ощущаете дыхание на четвертом этапе практики? Постарайтесь связать свой опыт с описанием, данным в тексте – например, чувствуете ли вы дыхание в кончиках ноздрей или где-то еще, больше ли ощущений в одной ноздре, чем в другой, ощущаете ли вы нечто вроде «внутреннего звука», «ощущения шелка» или «приятного чувства потока», упомянутых в тексте?

8. Попытайтесь использовать некоторые из «инструментов медитации» Бодхипакши в вашей практике на этой неделе. Расскажитегруппеобэффекте.