Классный час на тему: Поклонимся великим тем годам!

Цель: формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.

  • познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;
  • расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
  • воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход занятия.

Сегодня наш посвящен Дню Победы.

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.

На рассвете 1941 года наш народ услышал какая беда обрушилась на нашу страну.

Звучит запись Левитана «О начале войны»

На защиту Родины встал весь народ. (клип песни «Священная война»)

Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас с вами.

1 Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил…

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.

Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,


Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в и победил, посвящается...

2 Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните! Война - это разрушенные и сожженные города и посёлки, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Послушайте о трагедии одной из таких деревень.

(рассказ ученика о трагедии д. Матрёновки)

Самый страшный день в страданиях Матреновки выпал на 20 мая 1943 года. Увидев на улицах немецких солдат, жители попытались бежать, но их тут же перехватывали фашисты и заталкивали в развалины сарая. Когда набили битком, около ста человек, заперли двери, облили стены бензином и подожгли. Страшно кричали заживо горевшие люди. Один час - и все было кончено. Теперь там открыт мемориал, куда приезжают люди почтить память погибших.

Этой деревни уже нет, остался один дом. Но каждый год 20 мая съезжаются люди, чтобы вспомнить те страшные дни и почтить память заживо сожжённых и расстрелянных.

Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)

Подвиг - это когда в великом порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Народ встретил войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Такими людьми были ваши прадедушки и прабабушки. Давайте узнаем их имена.

Ученик. "В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы".

Рассказы о пионерах-героях.

Миша Куприн – юный герой из села Касилова. Миша был разведчиком у партизан. Однажды его схватили немцы, допрашивали, били, требовали провести в партизанский отряд. Выйдя из деревни, он повел фашистов в противоположную сторону. Долго водил их Миша по топким местам. Фашисты поняли, что мальчик хитрит. Озверелые, они набросились на юного героя и убили его. Так погиб Миша Куприн, пионер.

Володя Филатов – юный герой из Жуковки . За отвагу и мужество правительство наградило его орденом Красной Звезды. В партизанском отряде Володя был разведчиком. Он ходил в деревни, доставлял туда листовки, оттуда - необходимые сведения. В конце мая 1943 года фашисты повели наступление на партизан. Командир отряда послал Володю в разведку. В нескольких километрах от расположения отряда Володя заметил карателей и принял бой. Ценой собственной жизни юный партизан спас отряд от гибели. Сейчас школа, в которой учился Володя, носит его имя. А у центрального входа в школу ему установлен памятник.


Но конечно, самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина – мать. Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой.

3 Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром - снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть -

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья.

Твой отец.

Женщины не только трудились в тылу. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

И, всё-таки наступил в войне переломный момент и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.

Прежде чем рассказать о тех, кто установил флаг над Рейхстагом, я расскажу вам по порядку события последних дней апреля 1945 года, которые предшествовали этому знаменательному событию. Битва за Берлин, строго говоря, началась . Операция продолжалась с этой даты по 8 мая. Целью ее было завершить разгром Германии, соединиться с союзниками, овладеть Берлином. начались бои за Рейхстаг. Одним из главных пунктов в центральном секторе берлинской обороны являлось именно это здание. Оно было окружено с трех сторон рекой Шпрее. Лишь один мост через нее оставался целым. 25 метров составляла ширина реки. Рейхстаг с четвертой стороны был прикрыт каменными зданиями, расположенными по периметру. Гитлер приказал офицерскому составу любыми средствами удержать Рейхстаг. Штурмовать его было поручено частям 79 стрелкового корпуса. Упорное сопротивление оказывали гитлеровцы, которые за каждую комнату, за каждый этаж яростно дрались. к 4 часам 30 минутам дом был очищен полностью от противника. Неоднократно предпринимали немцы яростные контратаки, поддерживаемые артиллерией и танками. Однако советскими частями были отбиты эти попытки. Водружение знамени Солдаты батальона Неустроева прорвались на крышу, прокладывая путь по одной из лестничных клеток огнем из автоматов и гранатами. Флаг над Рейхстагом водрузили теперь уже они. Особо отметились при этом два бойца. Их имена обычно называют, когда отвечают на вопрос о том, кто повесил флаг над Рейхстагом. Двумя отметившимися героями были Михаил Алексеевич Егоров и Мелитон Варламович Кантария (разведчики полка). Именно они были теми, кто воздвиг флаг над Рейхстагом. Бойцам было поручено водрузить знамя Военного совета третьей ударной армии. Они при поддержке роты Сьянова вместе с группой солдат, возглавляемых лейтенантом , 30 апреля, в 21 час 50 минут взобрались на крышу. Флаг над Рейхстагом водрузили эти советские бойцы. За героизм и умелое руководство сражением было присвоено почетное звание Героя Советского Кантария и. Однако бои на этом не закончились. Продолжение боев внутри Рейхстага Советский флаг над Рейхстагом вознесся 30 апреля, в 21 час 50 минут. Внутри Рейхстага бой продолжался до утра 1 мая с большим напряжением. Отдельные группы гитлеровцев, которые засели в подвалах здания, сопротивление не прекращали до 2 мая, пока с ними не покончили советские бойцы. В 6:30 утра 2 мая Г. Вейдлинг, генерал артиллерии сдался в плен. Он приказал остаткам войск гарнизона прекратить сопротивление. Это осуществилось в середине дня. Ликвидированы были в тот же день находящиеся юго-восточнее Берлина группировки немецких войск. Было ранено и убито в боях за Рейхстаг до 2500 солдат неприятеля. В плен захватили 2604 чел. Всего со стороны СССР потери в Берлинской операции составили 78 тысяч человек. Враг потерял около одного миллиона человек, в том числе 150 тысяч было убито. В Берлине повсюду развернуты были советские полевые кухни, угощавшие голодных берлинцев. Победа В этом же году, 3 мая, фотографии горящего Рейхстага, над которым развевалось Знамя Победы, опубликованы были в "Правде", московской газете. Поднятие флага над Рейхстагом возвестило стране о том, что враг побежден. Акт о безоговомрочной капитулямции Гермамнских вооружённых сил был подписан представителями Верховного командования , верховного командования Западных союзников и Советского Союза 7 мая в 02:41 по центральноевропейскому времени в Реймсе (Франция). Капитуляция нацистской Германии вступила в силу 8 мая в 23:01 по центральноевропейскому времени (9 мая в 01:01 по московскому времени). По требованию Сталина состоялось вторичное подписание капитуляции в ночь с 8 на 9 мая в пригороде Берлина Карлсхорсте. Даты официального объявления главами государств о подписании капитуляции — 8 мая в странах Европы и 9 мая в СССР — стали отмечаться в соответствующих странах как День Победы. В 1945 году, в Москве состоялся на Красной площади первый парад в ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне. Знамя Победы было решено привезти из Берлина на этот парад. Оно хранится и по сей день в Центральном музее Вооруженных сил. Тех, кто установил флаг над Рейхстагом, не забудут в нашей стране никогда. Имена этих героев мы вспоминаем каждый год, 9 мая, когда празднуется годовщина Победы. Именно возведение флага над Рейхстагом ознаменовало ее.

Звучит запись Левитана «О капитуляции Германии»

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши деды

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют!

В этот день в каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут – те, кто прошёл войну.

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев.

Звучит песня «День Победы»

На ваших столах лежат листы оранжевой/красной бумаги, а на плакате изображена звезда. Давайте наклеим язычки пламени и «зажжём» Вечный огонь в нашем классе в память о героях ВО войны, не доживших до наших дней. (песня «Солнечный круг»)

«Маленькие герои большой войны».

Сценарий документально-поэтической композиции

Оформление:

Портреты юных героев.

Книжная выставка «Твой бессмертный ровесник».

Эпиграф: Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Р. Рождественский.

Песня «Священная война»

Чтец (1): Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно - не мертвым!

Это надо – живым!

Р. Рождественский.

Ведущий (1): Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов.

Ведущий (2): Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков.

Ведущий (1): Для нас война – история… Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний вечер.

1-й ведущий: Девятого мая наш народ отмечает великий праздник – День Победы над фашистской Германией. Великая Отечественная война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей родины. Она длилась 4 страшных года, 1418 дней и ночей. Война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сел. Война лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев. Унесла более 20 миллионов человеческих жизней. В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.

Воевали не только взрослые, но и дети. 20000 ребят получили медали «За оборону Ленинграда»

2-й ведущий: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, прыгали, разбивали носы и коленки. Их знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришел час – они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Мальчишки и девчонки. На хрупкие их плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

1-й рассказчик: О Боре Кулешине.

Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля «Ташкент» - мальчишка. Он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешину всего 12 лет, но он хорошо знает. Что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.

Мальчик уговаривает командира взять его на корабль.

Море. Бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами – одну за другой, не зная усталости. Не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2-х героических лет провел Боря на море, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.

2-й рассказчик : О Саше Ковалеве

Саша Ковалев служил на флоте юнгой. Однажды немецкий корабль открыл огонь по русскому военному катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Образовалась пробоина. Вода хлынула в машинное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали. Катер ушел от врага. Саша Ковалев погиб, но спас всю команду и военный катер.

1-й ведущий: В небе, как Аркаша Каманин .

3-й рассказчик: Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был совсем еще маленьким. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, был прославленным летчиком, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. Всегда был рядом и друг отца, знаменитый летчик Михаил Васильевич Водопьянов.

Мальчику тоже очень хотелось летать, но в воздух его не пускали, говорили: «Подрасти сначала». Когда началась война, Аркаша пришел работать на аэродром.

Он пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, случалось, пусть на несколько минут всего, доверяли ему вести самолет. Однажды во время воздушного боя вражеской пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление самолетом, и мальчик сумел довести и посадить самолет на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу. Вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной звезды. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорил!

2-й ведущий: В партизанском отряде, как Зина Портнова и Саша Колесников.

4-й рассказчик: Зину Портнову война застала в деревне Зуя, в Витебской области. Ребята создали организацию «Юные мстители». Они помогали партизанам, вели разведку вражеских расположений в тылу. Стоял декабрь 1943 г. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Немцы схватили Зину, пытали, мучили – но она молчала. Не выдала ни места расположения партизанского отряда, ни его численности, боеспособности.

Во время одного из допросов, улучив момент, когда немец отвернулся к окну, Зина схватила его пистолет и в упор застрелила фашиста. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась сбежать, но фашисты настигли ее и зверски замучили.

Родина посмертно отметила ее подвиг высшей наградой. Ей присвоено звание Героя Советского Союза.

5-й рассказчик: Саша Колесников учился в 3-м классе московской школы. Осенью 1943 г. Он сбежал из дома на фронт. Там он сказал, что у него все погибли, и его приняли воспитанником в танковый корпус.

Необходимо было взорвать мост через реку, по которому к немцам шло боевое пополнение, боевая техника. Мост очень усиленно охранялся, к нему никак не могли даже подойти. Но Саша забрался в ящик под вагон и, проезжая по мосту, поджег бикфордов шнур, а сам выпрыгнул в реку. Немцы выловили из реки, пытали, но ничего не добились и распяли на деревянном кресте. Ему забили гвозди прямо в руки и ноги, молотком били по пальцам. Но партизаны все – таки отбили его у немцев. Саша долго лежал в госпитале. После войны он жил в Москве. Родина отметила его подвиг высшей наградой. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.

1-й ведущий : Миша Куприн – юный герой из села Касилова, что на Брянщине. Он повторил подвиг Ивана Сусанина. Миша был разведчиком у партизан. Однажды его схватили немцы, допрашивали, били, требовали провести в партизанский отряд. Миша молчал. Тогда его посадили в одной рубашонке в сырой погреб. Так продолжалось четверо суток. И Миша нашел выход. Послушаем отрывок из «Баллады о Мише Куприне».

1-й чтец: Четвертые сутки, а выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в 14 лет

Вот так вот со всем расставаться.

Воды бы глоточек!

Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

Идемте! Я знаю тропинку в отряд.-

Решает разведчик израненный.

С врагами мальчишка один на один.

Куда ты ведешь их, Миша Куприн?

Ведет сквозь орешник и ельник.

Знакомое место, сюда

За клюквой ходили когда-то.

Ходили за клюквой... ну вот и пора!

Прощайте! Держитесь, ребята!

3-й чтец: С врагами мальчишка один на один.

Ну что ты задумал, Миша Куприн?

А Мишка стоял – поворот головы.

В глазах промелькнула усмешка:

Просили в отряд провести!

Вот кусты! Бегите! Громите! Не мешкайте!

4-й чтец: Ликуют фашисты: мол наша взяла

И рвутся сквозь частый кустарник.

Но что это? Поле, а там у села

Виднеются их же казармы.

В глазах у мальчишки лазоревый свет…

А было мальчишке 14 лет.

2-й ведущий: Но партизаны отомстили за Мишу Куприна.

Звучит песня «Шумел сурово брянский лес»

Чтец: Шумел сурово брянский лес,

Спускались темные туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли тропою партизаны.

Тропою тайной меж берез

Спешили дебрями густыми.

И каждый за плечами нес

Винтовку с пулями литыми.

В лесах врагам спасенья нет,

Летят российские гранаты,

И командир кричит им вслед:

«Громи захватчиков, ребята!»

Шумел сурово брянский лес,

Спускались темные туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны!

2-й ведущий : И на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

1-й ведущий : Писатель Валентин Катаев, будучи военным корреспондентом, встретил на войне, на передовой линии фронта, мальчика, судьбу которого он описал в книге «Сын полка». У простого деревенского мальчика Вани Солнцева война отняла все: родных и близких, дом и само детство. Разведчики нашли Ваню ночью в лесу, спящим на земле. Взяли его с собой, накормили, напоили, обогрели у себя в блиндаже и по распоряжению капитана Енакиева отправили в тыл. Но Ваня хочет воевать, быть полезным Родине. И он добивается своего. Посмотрим сценку из повести В. Катаева «Сын полка»

Входит капитан Енакиев, за ним бежит Ваня Солнцев.

Ваня Солнцев : Дяденька! Разрешите обратиться?

Капитан Енакиев : Ну что ж обратитесь.

Ваня : Дяденька, вы начальник?

Капитан : Да. Командир. А что?

Ваня : А вы над кем командир?

Капитан : Над батареей свой командир, над солдатами своими командир, над пушками своими

Ваня : А над офицерами вы тоже командир?

Капитан : Над своими офицерами я тоже командир.

Ваня : А над капитанами тоже командир?

Капитан: Над капитанами я не командир. А что?

Ваня: Если над капитанами не командир, то и толковать нечего. Мне надо, дяденька, такого командира, чтобы он мог капитанам приказывать.

Капитан : Кому же именно?

Ваня: Капитану Енакиеву.

Капитан : Кому, кому?

Ваня : Енакиеву. Он, дяденька, над разведчиками командир. Он у них самый старший. Что он прикажет, то они и делают. Ух, и сердитый же их капитан. Прямо беда.

Капитан: А ты видел когда-нибудь этого сердитого капитана?

Ваня : То – то беда, что не видел

Капитан : А он тебя видел?

Ваня : И он меня не видел. Он только приказал меня в тыл отправить и коменданту сдать.

Капитан : Постой – постой, звать то тебя как?

Ваня : Меня – то? Ваня.

Капитан : Просто Ваня?

Ваня: Ваня Солнцев.

Капитан: Пастушок?

Ваня: Верно. Меня разведчики пастушком прозвали. А вы почем знаете?

Капитан : Я, брат, все знаю, что у капитана Енакиева в батарее делается. А скажи-ка мне, друг любезный, почему ты здесь, а не в тылу?

Ваня: А я сбежал от Биденко.

Капитан : От Биденко сбежал? Что-то мне не верится, чтобы ты да от Биденко сбежал! По-моему, ты голубь, что-то сочиняешь.

Ваня: Никак нет. Истинная, правда.

Капитан : Рассказывай.

Ваня : Первый раз я сбежал, он меня выследил и поймал. Но я хитрый. Когда он опять меня в грузовик посадил и к своей ноге привязал морским узлом, я ночью притворился, что сплю. А когда Биденко заснул, я сумел развязать морской узел и привязал веревку к женщине-хирургу и сбежал.

Капитан (смеется): А от Енакиева ты что хочешь?

Ваня : Я хочу быт сыном полка у разведчиков. Я и разведчиком могу быть.

Капитан: Ну что ж, поехали, брат.

Ваня: Куда?

Капитан : К разведчикам.

Ведущий: Так Ваня Солнцев стал сыном полка.

Ведущий: 30 августа 1941 года писатель А. П. Гайдар по радио обратился к юным патриотам.

Гайдар: Ребята. Славные тимуровцы! Окружите еще большим вниманием семьи бойцов, ушедших на фронт. У вас у всех ловкие руки, зоркие глаза, быстрые ноги и умные головы. Работайте неустанно, помогая старшим, выполняйте их поручения безоговорочно и точно. Поднимайте на смех и окружайте презрением белоручек, лодырей, хулиганов.

Мчитесь стрелой, ползите змеей, летите птицей, предупреждая старших о появлении врагов-диверсантов, неприятельских разведчиков и парашютистов. Родина о вас заботилась, она учила вас, воспитывала, ласкала и даже баловала. Пришел час и вам доказать как вы ее любите и бережете!

Ведущий: А. П. Гайдар написал книгу «Тимур и его команда». В игре, которую ведут герои книг Ф. Гайдара, они заняты полезными делами. В них накапливаются крупицы мужества, доброты, силы самоотверженности. Дети участвую в игре, которая дает им возможность служить и помогать Родине, способствуют формированию в них настоящих человеческих качеств.

Когда они тайно успевают ежедневно наполнять бочку с водой в одном доме, сложить дрова во дворе другого дома – это уже реальная помощь взрослым.

Когда Тимур пишет ультиматум атаману Мишке Квакину – это игра, но направленная против хулиганства, это уже дело жизненно важное.

Посмотрим сценку из повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда».

Входят ребята и рассаживаются. Тимур встает во главе стола.

Гейка: Вы знаете, ребята, вот этот болтун (показывает на Колю Колокольчикова) хочет убежать на фронт.

Тимур : Нельзя. Это затея совсем пустая.

Коля: Как нельзя? А почему раньше мальчишки бегали на фронт, а?

Тимур : То раньше, а теперь крепко-накрепко всем начальникам и командирам приказано гнать оттуда нашего брата по шее.

Колька : Как по шее? Это своих-то?

Тимур : Да, своих-то. Там взрослые без нас разберутся. А мы нужны в тылу, у нас работы много. К делу.

Гейка : В саду дома №34 по Кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню. Они сломали две большие ветки и потоптали клумбу.

Тимур: Это дом красноармейца Крюкова. Кто это мог сделать?

Гейка: Это работал Мишка Квакин и его помощник Фигура.

Тимур : Опять Квакин. Гейка, у тебя разговор с ним был?

Гейка : Был.

Тимур : Ну и что же?

Гейка : Дал ему два раза по шее.

Тимур: А он?

Гейка : Ну и он сунул мне два раза тоже.

Тимур: Эк у тебя все – «дал» да «сунул». А толку что-то нет. Ладно, Квакиным мы займемся особо. Давайте дальше.

Женя: В доме №25 у старухи молочницы взяли в кавалерию сына.

Тимур : Да, там на воротах наш знак уже поставлен. Кстати, кто ставил? Колокольчиков? Ты?

Коля: Я.

Тимур : Так почему же у тебя верхний левый луч у звезды кривой? Как пиявка? Взялся сделать – делай хорошо. Люди придут смеяться будут. Так. Воды в бочки натаскать. Дров напилить. Дальше.

Сима Симаков : В доме№54 по Пушкаревой улице коза пропала. Я иду и вижу – старуха Нюрку колотит, а Нюрка не виновата. Коза обгрызла мочалу и провалилась, как будто ее волки съели.

Тимур : Чей дом?

Сима : Красноармейца Павла Гурьева. Девочка Нюра – его дочь.

Тимур: Козу разыскать. Пойдет команда в составе 4-х человек, во главе с тобой, Сима. Задания всем ясны? Квакиным я займусь сам. За дело.

1-й ведущий :Тысячи и тысячи ребят взяли пример с Тимура и его товарищей и благородными делами помогалистаршим в суровой борьбе с фашистами. Тимуровские команды возникали повсюду. В августе 1941 г. В городе пласте Челябинской области под руководством 70-ти летней «бабы Шуры» начала действовать военно-трудовая команда, члены которой, подобно героям А. Гайдара, имели свой штаб,флаг, журнал донесений и даже свою присягу. За полтора года челябинские тимуровцу помогли тысячам семей, собрали 124 тонны металлолома, сдали в фонд обороны 100000 рублей.

2-й ведущий : За годы войны на средства, собранные тимуровцами Горьковской области, было построено 7 танков и 1 самолет. 35 тысяч тимуровцев Горьковской области шефствовали над госпиталями, детскими домами и семьями фронтовиков, передали в госпитали и детские дома более 50 000 книг, устроили свыше 3-х тысяч концертов для раненых.

Звучит «Песня о пионерах – героях »

Ведущий (1): Мальчишки и девчонки… на их хрупкие плечи, легла тяжесть невзгод бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом.

Ведущий (2): Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Звучит «Песня о пионерах – героях». Как вариант Чтец (2) может прочитать ее как стихотворение.

Шумела гроза над землею,

Мужали мальчишки в бою…

Знает народ пионеры – герои

Навечно остались в строю!

Припев:

Шли они сквозь бурю,

Шли они сквозь ветер,

И ветер песню, песню их сберег:

«У нас один, один лишь путь – к победе!

Марат Казей.

Марат Казей – юный партизан партизанского отряда имени 25 летия Великого Октября, разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени К. К. Рокоссовского на временно оккупированной территории Белорусской ССР. В мае Марат в составе группы разведчиков отправился на новое задание. Там партизаны попали в засаду фашистов. Фашисты стали заходить с 2-х сторон, они хотели взять Марата живым. Он выхватил гранату и подождал, когда гитлеровцы подошли поближе. Поднявшись во весь рост, с гранатой в руке, он шагнул им навстречу.

За участие в боевых действиях юный партизан Марат Казей награжден медалью «За боевые заслуги», медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны I степени. Марату посмертно присвоено звание «Героя Советского Союза» (А. Печерская).

Ведущий (2 ):Навстречу им в свое бессмертье

Он сделал несколько шагов…

И грохнул взрыв, и грозным смерчем

Смело озлобленных врагов.

В. Алексеев.

Леня Голиков

Ведущий (1): Леня Голиков – юный партизан – разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории временно оккупированной Новгородской и Псковской областей.

Ведущий (2): Голиков собрал сведения о численности и вооружения врагов. Используя собранные данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли много советский людей от отправления в Германию. Леонид уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 10 автомашин с боеприпасами.

В 16 лет Лене Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза. Леня Голиков погиб в неравном бою 24 января 1943 года.

Чтец (3): … Ветры в походные трубы трубили,

Дождь отбива барабанную дробь…

Ребята-герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь…

А нынче в разведку идут следопыты,

Туда, где когда-то ровесник и шли…

Не будут, не будут, не будут забыты

Ребята – герои родимой земли!

И кажется, снова в борьбе и в походе

Сегодня в рядах своих верных друзей

Голиков Леня, Дубинин Володя, Котик, Матвеева, Зверев, Казей.

Валя Котик.

Ведущий (1): Имя Вали Котика стало символом верности долгу, целеустремленности, беззаветной отваги. Юный партизан погиб через несколько дней после своего 14-летия.

За отвагу и находчивость, проявленные при выполнении заданий в тылу врага, Валя Котик был награжден медалью «Партизану отечественной войны». За участие в боевых операциях юный партизан посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. 27 июня 1958 года Валентину Котику присвоено звание «Героя Советского Союза».

Лариса Михеенко.

Ведущий (2): За операцию по разведке и взрыву железнодорожного моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела.

Лара Михеенко, 14-летняя партизанка, была расстреляна 4 ноября 1943 года.

1-й ведущий : Итак, маленькие герои большой войны были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу.

Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.

Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет, сколько и нам, ребята, сегодня.

1-й чтец :Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,

Вечную славу поет вам народ!

Смерть сокрушившие, доблестно павшие –

Память о вас никогда не умрет!

2-й чтец : Вечная слава и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за отчизну свою!

Вместе: Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

Звучит песня «День Победы» .

17 февраля 2016 года в Центральном академическом театре Российской Армии наградили лауреатов премии «Горячее сердце» . 113 ребят стали героями, из них трое - посмертно. Они не похожи на лоснящихся супергероев из голливудских фильмов. Они не проходили закалки в зонах катастроф. Многие из них пока даже не закончили школу. Они — обычные дети, перед которыми вдруг был поставлен выбор: спрятаться и закрыть глаза или…

Александра Коляда

Родилась в 1998 году. Село Бурлаки, Кемеровская область

20 июня 2015 года 17-летняя Александра Коляда возвращалась вечером домой, в село Бурлаки. Машина ехала по трассе Октябрьский — Майский, за рулем сидел друг девушки, который был на 4 года старше ее.

Около 11 часов вечера молодые люди стали свидетелями автокатастрофы: прямо перед ними фургон-рефрижератор задел бортом легковой автомобиль. Тот слетел с дорожного полотна, скатился в кювет и перевернулся. Саша попросила друга притормозить и рванулась к машине. Из лежащей вверх колесами легковушки никто не появлялся. Что делалось в салоне, кто там находился — в потемках было не разглядеть. Как Александра действовала, она не помнит. В голове была только одна мысль: поскорее высвободить водителя из ремней безопасности и оттащить его на безопасное расстояние, пока не взорвался бензобак. Мужчина был без сознания и весь в крови.

«Думала, что это всё не со мной происходит, — вспоминала Саша позже. — Как мотор выключила, не понимаю, ведь водительских прав у меня нет. Разглядывать водителя было некогда. Изо всех сил я тянула его из машины. А он был такой высокий и тяжелый!»

Виновник происшествия только тогда подошел к девушке и предложил свою помощь, когда она уже оттащила пострадавшего от вспыхнувшего автомобиля. Водитель большегруза вызвал по телефону сотрудников ГИБДД и скорую помощь. Молодой спутник Александры из машины так и не вышел.


Только когда спасенный девушкой мужчина оказался в больнице, выяснилось, что она вытаскивала из потерпевшего аварию автомобиля собственного дядю, родного брата отца. В тот страшный момент Саша даже не узнала его. Да и о происшествии никто бы не узнал, поскольку она не считает свой поступок чем-то выдающимся. Подробности случившегося раскрылись на встрече с молодежью инспектора по делам несовершеннолетних. Тогда и выяснилось, что спасительницей водителя была третьекурсница Киселёвского педагогического колледжа Александра Коляда.

При каждой встрече дядя благодарит Александру за спасение. А с тем молодым человеком, который был в машине за рулем, девушка больше не общается…

Арсений Бегунов

Родился в 2008 году. Село Островное, Чукотский автономный округ

Арсений Бегунов живет в селе Островное, в Чукотском автономном округе. Ему семь лет, но уже сейчас его с полной ответственностью можно назвать очень мужественным человеком. Почему?
В весенний день 24 мая 2015 года дети села Островное, пользуясь первыми солнечными днями, с удовольствием бегали и играли на улице. Вот и возле дома, где жил Арсений, гуляли брат и сестра — Дима и Инга Ходьяло. Дети совсем еще маленькие: Диме не исполнилось и пяти лет, а Инге было чуть больше трех. Они так увлеклись игрой, что не заметили, как оказались рядом со старым фундаментом, где из-за сильных дождей образовались ямы, наполненные водой. Заигравшись, Дима нечаянно толкнул сестру. Она не смогла удержаться на ногах и упала в воду. Увидев это, брат сильно испугался и, отчаянно крича, убежал. К счастью, крики Димы услышал семилетний Арсений Бегунов, находившийся неподалеку. Несмотря на свой юный возраст, он понял, что надо срочно спасать Ингу. Мальчик не растерялся. Он осторожно спустился вниз, встал на лежащую поперек ямы доску, схватил малышку за капюшон куртки и, собрав все свои силы, вытянул ее из воды. Потом отвел испуганных детей домой, здесь их успокоили и оказали Инге необходимую помощь.

Михаил Гудков

Родился в 1997 году. Город Улан-Удэ, Республика Бурятия

Весной 2015 года Михаил Гудков, 17-летний житель города Улан-Удэ, находился дома. Переделав все дела, он уже собирался лечь спать. Но заснуть не смог: рядом в квартире громко и надрывно плакал ребенок. Миша решил зайти к соседям, постучал в дверь, но никто не открывал. Между тем детский плач не прекращался. Он толкнул дверь, и она вдруг открылась. От того, что увидел, Миша испытал настоящий шок: в холодной неприбранной квартире находился грудной ребенок, никого из взрослых рядом не было. Он подошел к малютке, дотронулся и понял, что тот очень сильно замерз и, наверное, очень голоден.

Молодому человеку сразу стало понятно, что младенца надо срочно спасать. Он укутал ребенка в одеяло и вызвал «скорую помощь». Пока дожидался приезда врачей, Михаил, чтобы хоть как-то успокоить малыша, налил в бутылочку теплую воду и напоил его.

Осмотрев ребенка, врачи «скорой помощи» приняли решение: младенцу необходима госпитализация. Но у малыша не было ни свидетельства о рождении, ни вообще каких-либо документов.

Быстро собрав вещи, Михаил принял решение ехать в больницу с грудничком. Их разместили в одной палате, и Миша ухаживал за маленьким человечком, кормил и укачивал его, пока тот не успокоился.

Пробыв с ребенком в больнице сутки, Михаил узнал, что тому всего полтора месяца, а проблемы со здоровьем у него, скорее всего, из-за проблем у матери, которая во время беременности и грудного вскармливания могла курить и злоупотреблять алкоголем. В больнице малышу помогли. Только на другой день, убедившись, что после проведенных медицинских процедур здоровью малыша уже ничего не угрожает, юноша вернулся домой.

Данил Галичин

Родился в 2001 году. Погиб в 2015 году. Город Шумиха, Курганская область

21 февраля 2015 года, в день похорон юного кадета, вместе с его родителями плакал весь город…
Данил трагически погиб, когда вместе с друзьями возвращался домой после подготовки к районной игре «Зарница». За миг до смерти он спас двух девушек, оттолкнув их в сторону от дороги, по которой мчался автомобиль-убийца. Но сам отскочить не успел.

«Мы шли немного впереди, по обочине дороги, — рассказывали девушки, которые в тот трагический вечер были вместе с Данилом. — Мы говорили о том, как будем завтра выступать… Предупредить нас о том, что сзади едет машина, он не успел. Может быть, поздно ее увидел. Он вдруг просто шагнул к нам и оттолкнул в сторону… Он был нашим другом, классным парнем, веселым таким…»

«Когда о трагедии узнали в классе, весь первый урок просто вой стоял, плакали очень сильно… Ребята и сейчас плачут», — вспоминает его классный руководитель.

Татьяна Петухова

Родилась в 1999 году. Погибла в 2015 году. Город Балей, Забайкальский край

Город Балей стоит на неглубокой и обычно спокойной реке Унде. Но после затяжных дождей уровень воды здесь сильно поднимается. В половодье река наполняет находящиеся рядом водоемы-озёра, и тогда вместо стоячей воды здесь возникает весьма ощутимое турбулентное (неоднородное) течение с завихрением.

Всё случилось воскресным днем 14 июня 2015 года. Когда после серых дождливых дней наконец-то появилось солнце, жители микрорайона Отмахово (часть города Балей, на левом берегу Унды) поспешили на бывший городской пляж, расположенный на берегу двух соединенных между собой озер. Вот и Таня с подругами отправилась сюда купаться.
Ничто не предвещало трагедии. Все — и семьи с детьми, и молодежь — просто отдыхали. В воде с удовольствием резвились дети и плавали взрос-лые. Татьяна плавала хорошо, потому и заплыла подальше, чтобы никому не мешать.

В какой-то момент, когда было уже довольно далеко от берега, она услышала крики о помощи. Маленькая девочка попала в водяную воронку и стала тонуть. Не раздумывая, девушка бросилась на помощь и тоже оказалась в этой воронке. Из последних сил Татьяне удалось ухватить девочку и выплыть на поверхность воды. Но добраться вместе с ней до берега она уже не смогла — силы были на исходе. Наконец на берегу поняли, что происходит, и поспешили на помощь. Как только Таня передала бесчувственное тело ребенка кому-то на руки, силы окончательно покинули ее…

Даниил Голубев

Родился в 2000 году. Станица Кавказская, Краснодарский край

Сентябрь 2015 года был погожим, и станичные мальчишки не упустили возможности поиграть в футбол. Когда Даниил Голубев, десятиклассник школы № 12 станицы Кавказская, с мячом в руках подошел к товарищам, он увидел жутковатую картину. Ребята стояли в оцепенении вокруг трансформаторной будки (она была рядом с футбольным полем). Внутри ее ограды в судорогах бился Дима Дмитриев, девятиклассник той же школы.

Не колеблясь ни минуты, Даниил выломал в ограде трансформаторной будки калитку и оттащил Диму на безопасное расстояние. А тот уже не дышал. Сами собой в голове Даниила всплыли знания, полученные на уроках ОБЖ. Он попытался нащупать пульс и, хотя его не было, начал делать Диме искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, одновременно давая указания своим друзьям, что еще надо сделать.

Как выяснилось, в ожидании футбольного матча Дима пролез под оградой трансформаторной буд-ки и, несмотря на предостережения, забрался на нее. То ли по неосторожности, то ли из-за беспечности он схватился рукой за один из проводов. Посыпались искры, и подросток свалился на землю.
К тому времени как приехала скорая помощь, вызванная одним из мальчишек по указанию Даниила, Дима уже начал дышать. Пока врач делал спасительную инъекцию, Даниил под ритмичный счет медработника продолжал делать другу искусственное дыхание. Когда подоспели родители Димы, скорая уже увозила его в районную больницу.

Как потом пояснили врачи, без своевременно оказанной Даниилом первой медицинской помощи спасти Диму им бы не удалось: от сильного удара током он пережил клиническую смерть…

Магомед Алабаев и Алихан Докалов

Родились в 2002 и 2001 году. Село Горагорское, Чеченская Республика

Новый микрорайон Красноярска на берегу реки Енисей. Красивые дома с подземными парковками, уютные детские площадки, на которых предусмотрено всё, чтобы дети чувствовали себя в безопас-ности. В одном из таких домов живет Вероника.

В начале августа она только что вернулась из поездки по Хакасии. Полная новых впечатлений и счастливая оттого, что ей впервые доверили гулять самостоятельно, — ведь через две недели ей исполнится 9 лет! — Вероника вышла во двор. Здесь под присмотром мам и бабушек играли в песочнице маленькие дети, в том числе пятилетняя соседка Таня. Обычно она гуляла с бабушкой, но сейчас той рядом не было. Вероника со своей подружкой стала качаться на качелях. Все были заняты своими делами, и никто не заметил, как Таня перелезла через перила, ограждающие высокую отвесную стену, под которой был въезд в подземные гаражи…

Вероника рассказывает, как увидела уже за оградой испуганные Танины глаза и побелевшие пальчики, вцепившиеся в прутья перил. В голове Вероники мелькнуло: упадет, разобьется! Не раздумывая ни секунды, она рванулась вниз по ступенькам лестницы, ведущей к гаражам. Только бы успеть! Девочка подбежала к стене, остановилась прямо под Таней и вытянула руки вверх, чтобы ее поймать. И тут пальцы малышки не выдержали, и она камнем рухнула вниз. Весь удар Вероника приняла на себя.

От обрушившейся на нее тяжести и боли девочка закричала. Подбежавшие на крик дети пытались поднять её на ноги, но безуспешно. Потом они позвали папу одного из мальчиков, и он на руках отнес Веронику домой. А Танюша вернулась с прогулки без единой царапинки. Объяснить толком, что случилось, она так и не смогла.

Свой девятый день рождения Вероника отмечала в больнице. Из-за сложного перелома ноги она пролежала там почти месяц и еще полтора месяца провела дома в гипсе. Учебный год для нее начался только со второй четверти…

Даниил Ларин и Илья Курбатов

Даниил родился в 2003 году. Погиб в 2014 году. Илья родился в Родился в 2003 году. Село Игрищи, Ивановская область


Даниил Ларин

На берегу пруда в Игрищах прогуливались две девчушки — второклассница Настя и пятиклассница Наташа. Неподалеку оказались пятиклассник Даниил и шестиклассник Илья. Стоял холодный ноябрьский день, детвора догуливала последние деньки осенних каникул, а взрослые спешили по своим делам…

Худенькая восьмилетняя Настя долго пробовала ножкой лед, потом осмелела и, несмотря на предупреждения проходивших мимо взрослых, ступила на ледяную корку и тихонько пошла к центру пруда. Но неокрепший покров вдруг треснул у нее под ногами, и девочка провалилась в холодную воду. От испуга Настя не могла кричать, она беспомощно барахталась, ломая кромку льда, и лишь раскрытые в ужасе глаза звали на помощь. Это и увидел Даниил.


Илья Курбатов

Пятиклассник, ни секунды не раздумывая, метнулся в полынью, схватил девочку и какое-то время помогал ей удерживаться на поверхности. Но тяжелая одежда тянула ко дну, лед обламывался под пальцами, полынья расширялась. Илья Курбатов, увидев, что другу никак не удается выбраться, бросился на помощь. Ему удалось схватить Настю за капюшон куртки, но Даниила он уже не видел. Наконец, Наташа, придя в себя от ступора, побежала в село за помощью. Сколько прошло минут, прежде чем взрослые прибежали к пруду и смогли подобраться к полынье, неизвестно. Для детей, сражавшихся с холодной водой, эти минуты были вечностью, и всё это время Илья изо всех сил поддерживал Настю на плаву. Ее, почти потерявшую сознание, и Илью вытащили из воды подоспевшие на помощь взрослые, но Даниила нигде не было. Потом старший брат Даниила, Александр, долго нырял в поисках младшего брата. Спасти Даниила, которому лишь месяц назад исполнилось 11 лет, не удалось.

ДОКУМЕНТАЛЬНО – ПОЭТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ»

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Р.Рождественский

1 ведущий: Девятого мая наш народ отмечает великий праздник. Великая Отечественная война стала тяжелейшим трагическим испытанием для нашей Родины, для всего советского народа. За 1418 дней и ночей война разорила тысячи городов и сел, лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев. Унесла более 20 млн. человеческих жизней. Почти в каждой семье война оставила свой неизгладимый след. В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.

Воевали не только взрослые, но и дети. 20000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда»

2 ведущий: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли во дворе, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их знали только родные, одноклассники и друзья. Но пришел час – они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Мальчишки и девчонки военной поры. На хрупкие ваши плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военного лихолетья. И они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, за четыре военных года они повзрослели на десяток лет.

3 ведущий: Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. Сражались на море, как Боря Кулешин и Саша Ковалев.

Весной 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля «Ташкент» - мальчишка. Он хочет со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешову всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте его отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.

Мальчик уговаривает командира взять его на корабль. Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами – одну за другой, не зная усталости, не ведая страха, а в промежутках между атаками помогает раненым. Более двух героических лет провел Боря на море, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.

4 ведущий: Саша Ковалев служил на флоте юнгой. Однажды немецкий корабль открыл огонь по русскому военному катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Образовалась пробоина, хлынула вода. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машина заработала, катер ушел от врага. Юнга погиб, но спас всю команду.

5 ведущий: Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был еще совсем маленький. Отец Аркадия, Николай Петрович, был прославленным летчиком, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. Мальчику тоже очень хотелось летать, но в воздух его не пускали, говорили: «Подрасти сначала». Когда началась война, Аркаша пришел работать на аэродром. Он пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, случалось, пусть на несколько минут всего. Доверяли ему штурвал самолета. Однажды во время воздушного боя ранило пилота, теряя сознание, он доверил Аркадию управление машиной. Мальчик сумел довести и посадить самолет на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу. Вскоре он начал летать самостоятельно.

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перетащил раненого летчика в свою кабину, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засеял орден Красной звезды. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорил!

6 ведущий: Зину Портнову война застала в деревне Зуя, в Витебской области. Ребята создали организацию «Юные мстители». Они помогали партизанам, вели разведку во вражеском тылу. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Немцы схватили Зину, пытали, мучили, но она молчала. Не выдала ни места расположения партизанского отряда, ни его численности, ни боеспособности.

Вовремя допроса, улучив момент, когда немецкий офицер отвернулся к окну, девочка схватила его пристолет и в упор застрелила фашиста. Вбежавший на выстрел солдат был также убит наповал. Юная партизанка пыталась бежать, но была свачена и зверски замучена фашистами. Родина посмертно отметила ее подвиг высшей наградой. Зине портновой присвоено звание Героя Советского Союза.

7 ведущий: Саша Колесников учился в 5 классе московской школы. Осенью 1943 года он сбежал из дома на фронт. Там он сказал. Что у него все погибли. И его приняли воспитанником в танковый корпус.

Необходимо было взорвать мост через реку, по которому к немцам шло боевое подкрепление. Мост усиленно охранялся, подойти близко к нему не было возможности. Но Саша забрался в ящик под вагон. Проезжая по мосту, поджег бикфордов шнур, а сам выпрыгнул в реку. Немцы выловили из реки юного мстителя, пытали, издевались, но ничего не добились и распяли мальчика на деревянном кресте. Ему забили гвозди прямо в ладони и ступни ног. Партизаны все-таки отбили Сашу у немцев. Юный партизан долго лежал в госпитале. За заслуги перед Родиной Саше Ковалеву присвоено звание Героя Советского Союза.

8 ведущий:

К дядьке Остапу тропинкой лесной

Едет тринадцатилетний связной.

Едет, лозой погоняет коня,

В памяти важную тайну храня.

Надо, чтоб утром дядька Остап

Знал, где находится вражеский штаб.

Бледная плавает в небе луна,

Вот, наконец, и опушка видна.

Враг поднимает внезапный огонь,

Бьется под всадником раненный конь.

Схватка короткая, взят мальчуган,

Вырван из рук мальчугана наган,

Кровь из разбитой сочится губы,

Тут уж не скажешь: «Ходил по грибы».

Вот и село, где он жил, где он рос,

Юного Ваньку ведут на допрос.

Грузный сидит за столом офицер.

«Ты есть пионир?» -

«Да, пионер!»

«Кто есть командир? Где есть партизан?»

«Вытяну душу, - сказал полицай,

Значит приступим, Ванька Грицай?!

Только не путай, смотри, не дури,

Сколько в отряде людей, говори!»

«Сосны считайте в чаще лесной,

Три партизана за каждой сосной!»

« Ты не виляя, ответь на вопрос:

Кто эшелоны пускал под откос?

Кто генерала Фольксмарке убил,

Может быть вспомнишь?...»

« Не помню, забыл…»

«Память отшибла? Слышишь, ответь?!»

В тело мальчишки впивается плеть.

«Где партизанские семьи живут?»

Стены качаются, окна плывут,

Дверь покосилась, упал потолок,

Кованный ходит по ребрам сапог.

Мальчику кажется, будто в ночи

Мать ему шепчет: «Сыночек, молчи»

Губы плотнее прижал он к плечу.

«Мама, не выдам. Мама, молчу…»

А чтобы легче было молчать

Сердце в груди перестало стучать.

Так и погиб, не сказав ничего…

Да будет прославлено имя его!

9 ведущий: Миша Куприн – юный герой из села Касилова, что на Брянщине. Он повторил подвиг Ивана Сусанина. Миша был разведчиком у партизан. Во время выполнения одного из заданий его схватили немцы. Допрашивали, били, требовали, чтобы мальчик провел к партизанам. Миша молчал. Тогда его раздетого посадили в сырой холодный погреб. Так продолжалось четверо суток. Мальчик нашел выход. Послушаем отрывок из «Баллады о Мише Куприне».

Четвертые сутки, а выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в 14 лет

Вот так вот со всем расстаться

Воды бы глоточек!

Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

Идемте! Я знаю тропинку в отряд,

Решает разведчик израненный.

2 чтец:

Куда ты ведешь их, Миша Куприн?

Ведет сквозь орешник и ельник.

Знакомое место, сюда

За клюквой ходили когда-то.

Ходили за клюквой… Ну вот и пора!

Прощайте! Держитесь, ребята!

3 чтец:

С врагами мальчишка один на один.

Ну что ты задумал, Миша Куприн?

А Мишка стоял – поворот головы,

В глазах промелькнула усмешка:

Просили в отряд провести!

Вот кусты! Бегите! Громите! Не мешкайте!

4 чтец:

Ликуют фашисты: мол наша взяла

И рвутся сквозь частый кустарник.

Но что это? Поле, а там у села

Виднеются их же казармы.

В глазах у мальчишки лазоревый свет…

А было мальчишке 14 лет.

1 чтец:

Но партизаны отомстили за Мишу Куприна.

Шумел сурово брянский лес,

Спускались темные туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли тропою партизаны.

Тропою тайной меж берез

Спешили дебрями густыми,

И каждый за плечами нес

Винтовку с пулями литыми.

В лесах врагам спасенья нет,

Летят российские гранаты,

И командир кричит им вслед:

«Громи захватчиков, ребята!»

Шумел сурово брянский лес,

Спускались темные туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны!

10 ведущий: И ни на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

11 ведущий: Писатель Валентин Катаев, будучи военным корреспондентом,

встретил на войне, на передовой линии фронта, мальчика, судьбу которого он описал в книге «Сын полка». У простого деревенского мальчишки война отняла все: родных и близких, дом и само детство. Разведчики нашли Ваню ночью в лесу, спящим на земле. Взяли его с собой, накормили, напоили, обогрели у себя в блиндаже и по распоряжению капитана Енакиева отправили в тыл. Но Ваня хочет воевать, быть полезным своей Родине. И он добивается своего. Посмотрим сценку из повести В. Катаева «Сын полка».

Входит капитан Енакиев, за ним бежит Ваня Солнцев.

Ваня Солнцев: Дяденька! Разрешите обратиться?

Капитан Енакиев: Ну, что ж, обратись.

Ваня Солнцев: Дяденька, вы начальник?

Капитан Енакиев: Да. Командир. А что?

Ваня Солнцев: А вы над кем командир?

Капитан Енакиев: Над батареей своей командир, над солдатами своими командир, над пушками своими.

Ваня Солнцев: А над офицерами вы тоже командир?

Капитан Енакиев: Над своими офицерами я тоже командир.

Ваня Солнцев: А над капитанами тоже командир?

Капитан Енакиев: Над капитанами я не командир. А что?

Ваня Солнцев: Если над капитанами не командир, то и толковать нечего. Мне надо, дяденька, такого командира, чтобы он мог капитанам приказывать.

Капитан Енакиев: Кому же именно?

Ваня Солнцев: Капитану Енакиеву.

Капитан Енакиев: Кому? Кому?

Ваня Солнцев: Енакиеву. Он, дяденька, над разведчиками командир. Он у них самый старший. Что он прикажет, то они и делают. Ух и сердитый же их капитан. Прямо беда.

Капитан Енакиев: А ты видел когда-нибудь этого сердитого капитана?

Ваня Солнцев: То-то беда, что не видел.

Капитан Енакиев: А он тебя видел?

Ваня Солнцев: И он меня не видел. Он только приказал меня в тыл отправить и коменданту сдать.

Капитан Енакиев: Постой- постой, звать – то тебя как?

Ваня Солнцев: Меня – то? Ваня.

Капитан Енакиев: Просто Ваня?

Ваня Солнцев: Ваня Солнцев.

Капитан Енакиев: Пастушок?

Ваня Солнцев: Верно. Меня разведчики пастушком прозвали. А вы почем знаете?

Капитан Енакиев: Я, брат, все знаю, что у капитана Енакиева в батарее делается. А скажи-ка мне, друг любезный, почему ты здесь, а не в тылу?

Ваня Солнцев: А я сбежал от Биденко.

Капитан Енакиев: От Биденко сбежал? Что – то мне не верится, чтобы ты да от Биденко сбежал! По-моему, ты, голубь, что-то сочиняешь.

Ваня Солнцев: Никак нет. Истинная правда.

Капитан Енакиев: Рассказывай.

Ваня Солнцев: Первый раз я сбежал. Он меня выследил и поймал. Но я хитрый. Когда он меня опять в грузовик посадил и к своей ноге привязал морским узлом, я ночью притворился, что сплю, а когда Биденко уснул, я сумел развязать морской узел и привязал веревку к женщине- хирургу и сбежал.

Капитан Енакиев: (смеется) А от Енакиева ты что хочешь?

Ваня Солнцев: Я хочу быть сыном полка у разведчиков. Я и разведчиком могу быть.

Капитан Енакиев: Ну, что ж, поехали, брат.

Ваня Солнцев: Куда?

Капитан Енакиев: К разведчикам!

1 ведущий: Так Ваня Солнцев стал сыном полка.

2 ведущий: Дважды Герой советского Союза маршал Иван Христофорович Баграмян в своих мемуарах писал: «Думая о пережитом, о суровых годах Великой отечественной войны, я часто вспоминаю мальчишек и девчонок военной поры. Голодных и промерзших, их приводили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами убеждали вернуться домой. Чаще всего они упрямо молчали. Их все-таки отправляли, но через неделю- другую они снова появлялись в соседнем подразделении. Мы любили этих мальчишек и девчонок. Порой думали, что перехитрим их: оденем в наскоро перешитую солдатскую форму и будем тешить их самолюбие игрой в войну. Но они часто проявляли изумительную хитрость. А потом, освоившись, были отличными связистами, разведчиками, стрелками, проводниками, часто неожиданно оказывались в самом пекле боя. Их вело в бой непреодолимое желание быть похожими на настоящих солдат».

3 ведущий: Тысячи и тысячи ребят в разных уголках нашей страны благородными делами помогали старшим в суровой борьбе. Не исключением стала и наша Ставропольская земля.

4 ведущий: Ваня Бережной. В 14 лет мальчик попал в разведподразделение партизанского отряда «Южная группа», действовавшее на Северном Кавказе. В задачу разведчиков входило: пересечь линию фронта, запоминать расположение немецких штабов, складов с боеприпасами и горючим, боевой техники и живой силы противника. В 1942 году на станции Терек в составе разведгруппы из трех человек Ваня участвовал в уничтожении 9 цистерн с горючим для фашистских танков. В станице Курской этой же группой было уничтожено 19 охранников, освобождено 120 советских граждан, приговоренных к расстрелу. Закончил войну Иван Бережной в Чехословакии, был дважды ранен. Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «Партизан Отечественной войны», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

5 ведущий: В тревожный сорок первый Тамара Колоколова окончила ускоренные курсы сандружиниц. Сразу же была направлена в городскую санитарную дружину, которая принимала раненных бойцов, прибывших с фронта на Кавказские Минеральные Воды. В неполные 16 лет Тамара увидела человеческое горе и смерть. Она плакала, не стесняясь, когда молодые бойцы от смертельных ран безвременно уходили из жизни. Работала добросовестно, с милосердием. В 1943 г. Тамара Колоколова в звании младшего сержанта медицинской службы была направлена в 123 –й пограничный полк. Принимала участие в боевых действиях на Северном Кавказе, Курской битве, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, а долгожданную победу встретила в Австрии. Юная сестра милосердия награждена орденом Отечественной войны 2-ой степени, многими медалями. После войны, окончив пединститут, много лет работала преподавателем, а затем завкафедрой иностранных языков в военных училищах г. Ставрополя.

6 ведущий: Итак, маленькие герои большой войны были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу. Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них были те, кому было столько же лет, сколько и нам сегодня.

1 чтец:

И опять гремели канонады,

И мальчишки шли под пули строем,

Не прося пощады и награды,

Уходили в землю как герои.

2чтец:

Светлую, как детскую улыбку,

Жизнь беречь я обещал им чистой,

Чтобы мир наш трепетный и зыбкий

Бойней не взорвали вновь фашисты.

Потому – то я в строю бессменно

И пою о том, что не допели

Юноши, ушедшие в бессмертье,

В грудь принявшие свинцовые капели.

Лев Цирюльников

3 чтец:

Вечная слава и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за Отчизну свою!

Вместе:

Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

Только что окончился митинг, и по улицам села уже ехали и шли те, кому надо было немедленно явиться в воинскую часть, о военкомат. Их провожали родные и близкие. Здесь были и дети, а среди них два друга — пионеры Федя Шепель и Яша Матвиенко. Как им сейчас хотелось быть взрослыми и тоже отправиться на фронт защищать свою Родину!

— Вот, если бы разрешили! — вздыхал Яша, небольшого роста паренек, с густой черной копной волос на голове и густыми черными, почти сросшимися бровями.

— Если бы знать куда, я сам пошел бы на фронт,— сказал Федя.

Шли дни. Фронт приближался. Стали слышны разрывы артиллерийских снарядов, пулеметные очереди. Последние подразделения Советской Армии оставили Подлесное.

Село заняли фашисты. Начались аресты советских активистов и комсомольцев. Скоро по деревне пронесся слух о партизанах, которые якобы находятся здесь, в лесу. Федя и Яша каждое утро угоняли коров в лес.

Однажды, в пасмурный осенний день, Федя погнал корову один. Он шел по лесу, а сам думал, как бы связаться с партизанами и рассказать им обо всем, что творится в деревне. «Но как и где их найти?» — думал мальчик. Из разговора отца с матерью он случайно узнал, что командира партизанского отряда зовут Семеном Ивановичем Долженко.

«Буду искать!» — решил Федя и остановился у старого дуба. Осмотрелся и трижды хлестнул кнутом по воздуху. Раздались похожие на выстрелы звуки. Мальчик опять оглянулся вокруг и, подумав немного, запел:

Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой...

Вдруг из-за дуба появилось трое незнакомых людей.

— Меня, например, Борисом.

— Федя. Я хочу видеть командира отряда — Семена Ивановича,— ответил паренек.

— Многого ты захотел! Ты, брат, лучше возвращайся домой. Никакого Семена Ивановича мы не знаем.

— Я знаю, Семен Иванович здесь, в лесу, и у меня к нему есть дело, можно сказать, секретное,— настойчиво утверждал мальчик.

Партизаны улыбнулись, посмотрели друг на друга, и Борис сказал:

— Ладно, уж если ты так очень просишь...

И все трое скрылись в кустах орешника. А через несколько минут оттуда вышел высокий мужчина, одетый в теплый пиджак, с пистолетом за поясом.

Встретились взглядами. Незнакомец улыбнулся.

— Ты кто такой? — спросил он. Федя ответил вопросом:

— Это вы тот самый Семен Иванович Долженко?

— Тот самый...

— Здравствуйте. Я Федя Шепель, сын Федосея Шепеля. Живу возле самого леса. Знаю здесь каждый кустик, каждую тропинку и балочку. Хочу помогать вам бить фашистов.

— Ты бы лучше пас хорошо корову, слушал маму, а мы сами с ними справимся.

— Я и маму буду слушать, и корову хорошо пасти, и партизанам все равно буду помогать,— гордо ответил мальчик.

Командир обнял Федю и отвел в сторону. Они уселись на пень, и мальчик рассказал все, что знал, ответил на все заданные ему вопросы.

— Ладно. Ты будешь пасти корову в лесу,— и командир позвал:

— Копытин!

Из кустарника вышел Борис. Семен Иванович сказал:

— Так вот, Федосеевич, когда ты захочешь нам что-то передать, встретишься вот с этим дядей; а если дело очень важное и срочное,— то и со мной. Понял?

Командир и партизаны скрылись в кустах. Вечером Федя рассказал обо всем матери.

— Будь осторожным, сынок, а то...

— Не бойтесь, мама, все будет в порядке,— успокаивал Федя, укладываясь спать.

На следующий день мать уже не будила сына. Он поднялся сам, умылся, оделся, взял сумку с хлебом, кнут и погнал корову в лес. И так было каждый день.

Однажды ночью на улице послышалась стрельба. Отец с матерью всполошились, а Федя объяснил:

То хлопцы судили полицая Юхименко.

Федя редко сидел дома, часто ходил в село, к магазину, вертелся среди людей, прислушиваясь к разговорам.

Выполняя задания, он бывал и во дворе фашистского пособника Коробки. Здесь размещался штаб полевой жандармерии, и мальчик, как будто собирая окурки и консервные банки, присматривался к тому, что делают враги, какое имеют вооружение, из отдельных фраз и слов полицейских узнавал об их планах.

Коробка заподозрил Федю и предупредил его мать, что, если увидит мальчика еще раз во дворе, выдаст фашистам. Но Федя не испугался. Он понемногу втянул в эту работу своего самого близкого друга — Яшу. Вдвоем стало легче работать.

В 1943 году, когда Советская Армия громила фашистские войска на фронтах, партизаны тоже стали действовать активнее. И оккупанты решили уничтожить их.

После проведенных боев и удачных операций по разгрому двух вражеских гарнизонов партизаны спокойно отдыхали и занимались хозяйственными делами. Вдруг недалеко один за другим послышались четыре «выстрела» кнутом.

Тревога! — раздалась команда.

Из-за кустов появились Федя и Яша. Задыхаясь от быстрою бега, они еле могли говорить.

Фашисты обходят лес! У них много пулеметов и есть пушки. Мы едва пробрались...

Спасибо вам, дорогие друзья,— благодарили партизаны.

Мальчики сразу же покинули лагерь. Командование отрядом усилило разведку. Выбрав наиболее густой участок леса, отряд незаметно вышел из окружения, уклонившись от встречи с врагами.

Фашисты потерпели неудачу и стали более тщательно готовить новую операцию по разгрому партизанского отряда, они подтянули к Подлесному большое количество вооруженных до зубов войск.

Товарищи! — обращаясь к партизанам, сказал командир.— Во что бы то ни стало мы должны прорваться сквозь железное кольцо гитлеровцев и выйти в соседний лес. Или мы прорвемся и будем продолжать бить врага, или погибнем и бою!

— Будем драться до последнего...— ответили партизаны.

Юные разведчики Федя Шепель и Яша Матвиенко не знали, что их боевым друзьям известны замыслы фашистов. Рано утром, как только начало светать, ребята погнали коров и, проскользнув мимо вражеской заставы, скрылись в лесу. На этот раз их было четверо. Федя позвал с собой двух школьных друзей — Ваню Коноваленко и Ваню Юрченко. Оставив их возле коров, Федя и Яша побежали искать партизан. Но отряд уже перешел на новое место.

Долго бродили ребята, и только под вечер они встретились с партизанами. Возвращаться в село было уже поздно, и мальчики остались в лесу.

Рано утром Федя и Яша срезали по несколько веток будто бы на топливо и пошли домой. В балке, недалеко от конторы лесничества, их задержали гитлеровцы. Они, как голодные звери, набросились на ребят. Один ударил Федю прикладом автомата по голове. Били и Яшу.

— Где партизаны? — добивались фашисты.

— Мы никого не знаем. Мы пасем коров. Отпустите нас,— сквозь слезы просили мальчики, пытаясь вырваться.

Но фашисты связали им руки и погнали в село. В комендатуре их стали допрашивать. Ребята молчали. Привели Ваню Коноваленко и Ваню Юрченко. Федя строго посмотрел на друзей, и они поняли: о партизанах — ни слова. На протяжении дня и ночи ребят несколько раз водили на допрос, зверски издевались над ними: выкручивали руки, били прикладами, жгли папиросами тело. Но ни один не проронил ни слова. А партизанский отряд, выдержав жестокий бой, вышел из окружения.

Узнав, что юные разведчики попали в руки гитлеровцев, командование отряда решило выручить их. На помощь отправились опытные партизаны, но было уже поздно. Фашисты вывезли четверых юных патриотов из села и в лесном урочище Плоском, под развесистыми столетними дубами, живыми закопали в землю.

Один из односельчан, случайно проезжавший в то время мимо леса, видел, как привезли туда ребят. А чуть погодя узнал голос Феди Шепеля:

— Хлопцы, не падайте духом! Нас не забудут! Смерть фашистам!

Юные патриоты не дрались с оружием в руках, но они делали все, что могли, для победы над врагом.

За отвагу и мужество, проявленные в партизанской борьбе с фашистскими оккупантами, Федя Шепель и Яша Матвиенко посмертно награждены медалями «Партизану Отечественной войны» II степени. Память о четырех юных героях живет и сейчас среди бывших партизан, колхозников артели «Червоний партизан», учеников Подлесненской средней школы.

Е. СИДОРЕНКО