Родился на Алтае в деревне Ростки. Его подростковые годы пришлись на ВОВ. Трудное, голодное военное детство формировало характер Шукшина. Раннее взросление. Голод после войны, материальное неблагополучие. Он уходит из деревни в 17 лет, чтобы помочь семье: «было грустно и немножко странно…». Пороговый этап: с одной стороны, мальчишество, азарт, с другой стороны, страх за свою семью, заработок. Отец погибает на фронте, на сына возложена ответственность.

Шукшин, как и Рубцов, служит на фронте. В это же время он пытается получить образование. В 22-23 года возвращается на Родину, преподает русский язык и литературу в школе. При этом Шукшин чувствовал, что не реализовал себя полностью. Спустя год он отправляется в Москву, поступает в институт кинематографии – ГИК, на режиссерское отделение. Первый его фильм называется «Живет один парень» (это его ВКР). Сам снимается в фильмах. Раскрывается его актерский талант. При этом Шукшин пишет отрывки, записки, очерки – развивается его писательский талант. Его прозу легко превратить в сценарий. Он пишет лаконично, ёмко. Ему удается малая форма организации рассказа.

Публикует свой сборник «Мы с Катуни» (относится к деревенской традиции). Тема малой Родины, живые зарисовки характеров, людей, повседневных событий (жизнь Алтайской глубинки). Точность, наблюдательность повествования. На протяжении 16 лет (58-74 гг.). Снимается в фильме «Они сражались за Родину» - умирает на киноплощадке в 45 лет.

Особенности повествовательной манеры. Особенности творческой эволюции. Своеобразие поэтики. Трансформация тем деревенских мотивов

В ранних рассказах преобладает образ простого человека, трансформированный в образ сельского жителя, идеалы, связанные с нравственностью. В целом идеал ранний шукшинский, как и идеал деревенской традиции в целом, отыскивается в мире малой родины с отчетливыми нравственными ориентирами.

В рассказах 60-х годов усложняется взаимоотношение героя с миром. Изначально цельный нравственный характер, но дальше больше усложняется противоречие натуры шукшинских героев. По такой линии идет творческая эволюция Шукшина. Выход за рамки деревенской литературы в сторону углубления натуры героя, сам деревенский мир, который является пусть и в мифологическом виде, перестает быть носителем авторского идеала. Противопоставление деревенской и городской цивилизации у него отчасти снижается. Принадлежность героя к миру деревенскому не избавляет героя от противоречий, попытки осмыслить мир.

Большое художественное открытие Шукшина – ему удается создать новый тип героя художественной литературы. Шукшинские чудики – тип героя, густо населяющий его прозу, кинематографию. Чудик по созвучию соотносится с понятием «чудак». Чудик – особый инвариант, отличающийся от исходного прототипа «чудака». От Дон Кихота Сервантеса до Фауста Гете – герои чудаки встречаются. Чудак он, потому что выглядит странно, непонятно его современникам, которые живут с ним вместе в художественном мире произведения. Герой-чудак становится воплощением авторского идеала как в Дон Кихоте, так в Фаусте, потому что такие герои опережают свою эпоху мудростью, воплощением авторских идеалов. Живут с законами мироздания, которые их окружают.

Шукшинские чудики – интересная версия героев-чудаков. Форма слова чудак-чудик показывает направление трансформации, которая происходит. Шукшинские чудики также нелепы, непонятны для окружающих, совершают непонятные поступки, драматическое развитие событий… Это герои отнюдь не мудрецы (отличие шукшинских героев). Чудик – это чудак, лишенный мудрости, но не потому что он гениально открывает, предвидит новые ценности, идеалы. Они не философы, не гении. Для Шукшина важно другое – интуитивное стремление что-то в жизни изменить, что-то в жизни отыскать, но так как образования не так уж и много, то благие намерения оказываются конфузом. Шукшинский чудик чувствует неудовлетворенность повседневным своим существованием и интуитивно ищет выходы из своей ситуации. В итоге интуитивное ощущение выливается, чудик начинает искать возможности раздвинуть границы жизни, в которой он живет. Нужно сделать мир хоть чуточку лучше для ближнего. Чудики не мыслят границами культуры, нации, но стремятся сделать окружающую жизнь лучше. Для Шукшина важна их неудовлетворенность и поиск новых горизонтов.

Рассказы Шукшина обладают эвристичной структурой. Принцип новеллистичности связан с динамичным изображением яркого события. У Шукшина новеллистичность соединяется с кинематографичностью. Его рассказы строятся как цепочка новелл. Иногда две – три страницы – объем рассказа, он лаконичен. Это одна особенность сюжетостроения: динамичность сюжета и построение цепочки новелл (как фильме цепь эпизодов склеивается и монтируется). Так строится роман, монтажное сцепление хорошо заметно, даже одно центральное событие разбито на эпизоды, насыщенность очень высокая на достаточно малом пространстве.

Другая стилевая черта – диалогизм , очень много прямого слова персонажа. Авторское присутствие тоже есть, но все равно возникает ощущение, что произведения Шукшина состоят из диалогов (как в кино). У Шукшина диалоги занимают большое место. Есть и внутреннее слово героя: диалог героя с самим собой, и диалог автора с читателем. Диалогичность не только на уровне повествовательной структуры организации. Диалогичность как внутренняя черта поэтики, на уровень семантики, содержания. Герои вступают в диалог друг с другом, с самим собой. Путь шукшинского героя – это путь к познанию самого себя (путь даже и интуитивного). Сами поступки полемичны и диалогичны и по отношению к миру, и к самому себе. Шукшинская проза – это в полной мере стихия диалога с точки зрения и семантики, и художественного поиска.

Посмотрим цепочку рассказов, где утверждается шукшинская манера. Рассказ как цепочка событий, микроновелл.

Рассказ «Космос , нервная система и шмат сала ». Рассказ выстроен как практически сплошной непрекращающийся диалог двух персонажей. Герои разговаривают зимним вечером в деревенском доме. Герои: старик Наум Евстигнеевич и мальчишка, восьмиклассник Юрка. Юрка и его семья переезжают в деревню, где есть школа, там же живет и старик Наум Евстигнеевич. Семья Юрки живет достаточно бедно. Юрка мечтает выучиться на врача. Старик НЕ – скупой человек, старой закалки, противоположен мечтательному и романтичному Юрке. При этом очень веселый и живой рассказ, моделирующий встречи этих двух сознаний. Цепочка то угасающих, то вспыхивающих этапов диалога.

Два коротких абзаца, и перед нами возникает живая картина, живое слово Шукшина, без лишней детализации. Перед нами столкновение совершенно противоположных персонажей. При этом искреннее бескорыстное желание отлично характеризует самого героя, который верит в силу образования, искренне стремится максимально расширить границы своего мира и стать полезным. При этом это романтический юношеский энтузиазм и максимализм. Он готов жертвовать житейскими удобствами и комфортом ради своей мечты. Практичный Евст. выпытывает у Юрки, сколько ему учиться и охота ли. Гордость и сила характера проявляются в Юрке, он стремится отстоять свою мечту. Старик не лентяй, не лодырь, он – «крепкий» хозяин, фермер, крестьянин, кулак. Перед нами разность менталитетов: с одной стороны, непонимание Евст- чем детских мечтаний Юрки, Юрка будет еще учиться 8 лет, чтобы получать потом меньше всех. При этом у Юрки энтузиазм связан не только со знанием жизни. Комический эффект: миссия Юрки – просвещение и не полностью развитое сознание Юрки. Юрка – чудик, ему еще не хватает знаний, он не менее невежественен, чем сам Евстигнеевич. Для автора важен азарт, порыв, энтузиазм, которому мало здесь и сейчас, важно увидеть светлое будущее, пусть и в мечтах, романтик, идеалист. Но центральный персонаж, все-таки, не Юрка, движение внутренних противоречий раскрывается через Евстигнеевича. Заходит разговор о нервной системе. Все показывает через поступки, действия. История академика Павлова производит на него сильное впечатление. Старик ни слова не говоря уходит в сенцы с ножом. Приносит шмат сала, чтобы Юрка поел. После этого устанавливаются доверительные, дружеские отношения. Финал – слом психологический, который происходит у Евстигнеевича. Одиночество Евстигнеевича (понимает это при рассказе Юрки о Павлове).

Рассказ «Чудик ». Это прозвище главного героя одноименного рассказа. Весь рассказ построен как цепочка микроновелл, герой собирается съездить к брату на Урал, в отпуск. Для него это целое большое чудо-впечатление-приключение. Собираются все друзья, чтобы проводить его. Перед нам – история путешествия. Особенность характера героя – умение влипать в истории. Встреча с братом – кульминация. Эпизод с коляской. Коляска –д ля героини знак новой, иной, недеревенской жизни. И чудик утром расписывает эту коляску красками (атрибут новой жизни). Финал – еще один эпизод. Герой возвращается домой, не успев хорошенько повидаться с братом. В финальном абзаце мы понимаем, что детское начало в душе его доминирует: хотя он взрослый, состоявшийся человек (киномеханик), но обожал сыщиков и собак (ребячество). Важен момент самого возвращение – в мир родной, близкий, любимый, он встречает его по-доброму (грибным дождиком, выглядывает солнце), герой откликается на это состояние мира он эмоционален, состояние душевное подстраивается под состояние окружающего мира (идет босиком по лужам).

Рассказ «Верую! ». Череда шукшинских рассказов имеют глагольные названия (4 рассказа в одном сборнике). Экспрессия, диалогичная стихия проявляется на уровне названия. Высшая степень эмоциональности. Ситуация философская, бытийная. Главного героя снедает тоска, он не может объяснить почему. В повседневной жизни у него все ладно (дом, работа, семья). Максиму 40 с небольшим лет. Он – крепкий, жилистый мужчина, волчий взгляд. Он – потертый жизнью человек с жестким, сильным характером. С ним «что-то» случается, звучит неопределенная модальность, герой чувствует, что что-то ему не хватает. Никакие традиционные средства не помогают. Герой пытается понять, разобраться, чего ему не хватает в жизни. Ситуация в рассказе связана со встречей героя с человеком, который, как считает Максим, может помочь ему разобраться.

К соседу приезжает поп, священник. У попа приключилась легочная болезнь, он приехал лечить барсучьим салом, а сосед Максима – как раз охотник. Максим узнает о попе, сразу же идет пообщаться. Это профессиональная сфера деятельности попа. Встреча Максима и попа – центральная, определяет сюжет рассказа. Неканоничный образ священника создает Шукшин: с одной стороны, поп немолодой, пожилой, грузный мужчина. Видно, Максим оценивает героя и видит своим волчьим взглядом, что поп за жизнь крепко держится, борется со своей болезнью, надеется победить. Витальное, жизненное начало присутствует в герое. Дальше завязывается разговор между Максимом и попом. В чем смысл жизни – вопрос, который их волнует. Священник – обычный, сельский. Главное открытие, которое совершает Максим: оказывается, что священник тоже истиной не владеет, откровенно об этом заявляет. Каждый из них не владеет большой мудростью, но они понимают, что перед ними стоят вопросы смысла жизни, которые окончательного ответа не имеют.

Поп излагает свой символ веры: Бог есть и имя ему жизнь. В итоге психологическая кульминация – пляска, танец, который имеет карнавальные черты, понимание, что окончательных ответов (что такое истина, жизнь, смысл жизни, смерть, Бог) на эти вопросы не найти. Поп и Максим устраивают карнавальный танец, в котором начинают произносить неканонический символ веры: соединяют в нем реальный эмпирический жизненный опыт. Это момент выплеска энергии, энергии неудовлетворенности, каждый из них неудовлетворен повседневным существованием, герои занимаются поисками ответов на вопросы жизненные. Душевная неуспокоенность переплавляется в танец, символ веры, где все смешивается (и жизнь, и духовный мир, и революция). У попа пограничное состояние – между жизнью и смертью.

Рассказ «Микроскоп » - еще одна разновидность типа героя-чудика. Здесь герой пытается постигнуть не метафизику души, - он стремится понять, как объективный, реальный, физический мир устроен вокруг него. Само название «Микроскоп» об этом говорит. Герой приходит из магазина и приносит микроскоп (микроскоп стоит очень дорого). У героя сложные отношения с женой, жена не даст ему денег. Он решился на покупку. Как-то раз пришел домой и сказал, что потерял деньги – 120 рублей. Она избивает его за потерю – нравственные и физические страдания (она всерьез пытается его покалечить). Хочет прийти домой с работы через некоторое время и сказать, что его за хороший труд отблагодарили микроскопом. Жена ворчит и смиряется с этим бесполезным призом.

Герою очень захотелось понять, из чего состоит окружающий мир, начинает серию научных опытов, рассматривает все, что окружает (вода и другое). Главного героя зовут Андрей, он где-то прочитал, как устроен мир. Микробы живут параллельно с нами. Андрей загорелся страстью испытаний. Андрей совершает этот поступок не за счет благосостояния семьи, долго работает. Достаточно быстро отрабатывает эти деньги. Но он устраивает эту сцену жене, потому что не может ждать. У него есть сынишка, о котором он заботится. Но со страстью своей поделать ничего не может. Близость характеров его и его сына, шестиклассник, который вместе с отцом с азартом исследует окружающий мир, по уровню развития картины мира они похожи. Главное – само ощущение неудовлетворённости и стремление узнать, что вокруг делается. Кишащие палочки, микробы, бактерии – Андрей делает совершенно неправильные выводы, картина его мира оказывается искаженной. Он, пораженный огромным количеством бактерий вокруг, решает проверить, есть ли они в крови (вредные существа, разрушающие жизнь человека). Колет себе палец и с ужасом узнает, что микробы у него в крови, микроорганизмы в его крови. Но как с ними бороться? У Андрея опускались руки. Складывается картина мира – ученые знают об этих микробах и ничего не делают. Шукшину важно подчеркнуть неудовлетворенность своим знанием, состоянием и стремление узнать, как более сложно устроен. В итоге Андрей смиряется с мыслью о торжестве бактерий. Хоть и с трепетом, но и с увлечением они с сынишкой продолжают опыты. Жена узнает, как появился микроскоп, он снова оказывается на полке в магазине. Герой боится, но не может остановиться в познании мира. Потом они вспоминают, как исследовали невидимую обычным глазом жизнь.

Рассказ «Срезал ». Глеб Капустин (толстогубый мужик лет 40-ка) – недобрый чудик. Глеб Капустин – один из самых знаменитых людей в своей деревне, так как он великолепно срезает людей, которые приезжают в гости в деревню. Он вступает с ними в дискуссию (на серьезные темы) и демонстрирует их неполноту, несостоятельность, превосходство своего интеллекта над городскими жителями.

Шукшин иронизирует над стереотипами деревенской литературы, но при этом горячо любит свой край и деревенский мир. а) Как-то раз Глеб Капустин срезал полковника, Глеб устраивает целое представление, он доволен, утверждает свое превосходство над полковником в военном деле (в вопросе о том, кто поджег Москву), а не в обычной болтовне. б) Ситуация подготовки блинного богатыря, подготовки к бою. Глеб узнает, что приехал его соперник, пришел с работы, умылся, переоделся, вышел с мужиками на крыльцо, закурили, малость поговорили о том, о сем, нарочно не о Журавлёве. К бабке Журавлёвой приехали гости, кандидаты. Пошли попроведовать кандидата. Метафора боя – поединка (кулачного бойца продолжается). Это травестированная метафора.

Глеб узнает, в какой области кандидат: занимается трипологией. Начинается словесный поединок, где кандидат обречен. Глеб ведет диалог как опытный демагог, каждый ответ переворачивает, трансформирует, исходя из собственной логики. Глеб говорит не простой речью: спрашивает не «Где Вы работаете?», а «В какой области себя являете?» Глеб, несмотря на свою начитанность, человек невежественный. Не отличает философию и филологию. Глеб что-то читал о первичности материи, духа. На этом фоне ему что-то знакомо. Глеб бросил перчатку, кандидат поднял перчатку. Глебу важна не объективная суть, истинность, у него есть своя абсурдная логика, которая работает каждый раз. Железную логику Глеба невозможно оспорить. Глеб, почуяв слабину (то, где его противник начинает теряться), загоняет в угол своего противника (задает вопрос о проблеме шаманизма в отдаленных районах Севера). Кандидаты начинают смеяться. Шаманы как факт есть, звучат бубенчиками. Но понятно, что Глеб добивает кандидата, показывая, что он далек от жизни, от проблем простых жителей крайнего Севера. Жена вместе с кандидатом попадает под удар. Кандидат срывается, начинает хамить Глебу, а Глеб хладнокровен. Ощущение комплекса собственной неполноценности присутствует у Глеба перед жителями города – это внутренняя психологическая мотивировка таких его «нападений». Интересен финал: Глеб выходит, односельчане восхищенно на него поглядывают. При этом звучит интересная авторская реплика: Глеба уважают, приходят послушать, но любить в деревне его никто не любит. Они каждый раз с радостью приходят на этот спектакль, но не любят. Глеб жесток, а жестокость не любят. Они чувствуют это интуитивно, он действительно унижает и растаптывает людей. Главное, что Глеб жесток, обижает и унижает людей. Думает ли он о своей односельчанке, бабке Агафье, сына которой (кандидата) он втаптывает в грязь. Агафья Журавлёва гордилась своим сыном, который уехал в город, стал кандидатом, а какой-то односельчанин, деревенский мужик, решает, что он умнее ее сына. Эта ситуация может обернуться горем, но Глеб не думает об этом. В целом же Глеб не очень грамотный, не очень образованный, у него каша в голове, хотя он может мыслить, в нем есть умение выстроить беседу, неплохие интеллектуальные задатки. Он – грубый, хамоватый, невежа. Такой способ самосуществования сам выбирает.

*Многообразие шукшинских героев, они похожи, но все чем-то отличаются.

Рассказ «Сапожки ». Главный герой Сергей Духанин – шофёр, между 30-40 годами. Человек-прагматик, у которого все нормально в жизни, есть семья, работа, может заработать. Ситуация вполне обыденная, бытовая. Герой приезжает в командировку в город, заходит в магазин, видит женские сапожки (импортные австрийские хорошие сапоги). Это необычный предмет, не вписывающийся в привычные, окружающие героя вещи, привлекает его не только с материальной точки зрения, но и эстетическое впечатление производит на героя (красивые отношения, долго любовался на сапожки, потом спросил сколько же такие пипеточки стоят – тонкие, узкие, изящные). Он находит языковой образ, который образ этой вещи в его сознании символизирует. Но от своей идеи, задумки – подарить их жене – он не отступается. Он ими любуется и хочет сделать жене яркий, неожиданный подарок, совсем неуместный. Он знает размер жены, но все же их надо мерить. А стоят они дорого, хочет купить, чтобы прежде всего удивить жену. Он поддается порыву – чудачество героя в этом и проявляется.

Идет в компанию шофёров и не может удержаться, чтобы не похвастаться этой покупкой, причем небрежно. Шофёры удивились, что этот подарок жене (а не подруге-любовнице, например). Эти сапоги из другой цивилизации, поэтому его поступок другим шофёрам непонятен. Он привозит этот подарок из обычного рейса жене. Конечно же, эти сапоги жене не подходят. Клавдия так и не может натянуть эти красивые сапоги. Она вспыхивает от радости, когда видит этот предмет из другой культуры. Тем горше, сильнее разочарование, что она не может пройтись в них, погордиться. В итоге герой уйму денег истратил впустую. У рассказа счастливый конец, потому что Клавдия испытывает не радость самообладания, а проникается его порывом, что этот подарок выражает его любовь, признательность к жене (они долгие годы прожили вместе). Жене дорог не подарок, а внимание мужа, который хочет ее порадовать, поразить. Она благодарна Сергею. Сапоги не пропадают, не случайно фигурирует дочка. Возврат происходит к героям двадцатилетней давности, любовь никуда не уходит, вспыхивает с новой силой. Заканчивается рассказ гармонией.

Рассказ «Сапожник ». Чудачества проявляются в бытовых ситуациях, а не в стремлении изменить мир.

Рассказ «Мой зять украл машину дров ». Героем рассказа «Мой зять украл машину дров». движут бытовые причины - нужно пальто, но его жена потратила деньги на шубу, вокруг него развивается сюжет. Инстинкт справедливости - шуба у жены уже есть, а у него нет пальто, жена знает, как ему нужно пальто. Во-первых, это его мечта, во-вторых оно ему нужно для придания статуса. А жена сознательно тратит деньги. Герой стремится плюнуть, махнуть рукой, он устраивает ссору – пытается найти объяснения для жены, он хочет, чтобы она извинилась. Жена не слушает его, приводит мать, и теперь уже жена и ее мать, вдвоем, прессуют героя. У него появляется ощущение двойной несправедливости. Теща угрожает Вене, что посадит его за хулиганство. [Обычная практика в России в 50-60х годах]. Теща и правда может это сделать, ведь ее муж уже сидит в тюрьме. Здесь появляется тройная несправедливость. Тогда Веня закрывает тещу в сельском туалете. Теща пишет заявление о милицию на Веню. На суде Веню выставляют закоренелым рецидивистом. Он не понимает, почему люди, сидящие на суде, так несправедливы к нему. Но лишь влияние общественности (знакомый отца Вени) помогает ему избежать срока. Утро после суда - развязка. В Вене крепнет ощущение абсурдности происходящего. Чувство человеческого достоинства, справедливость/несправедливость, неприятие качества, право человека на уважение.

Рассказ «Обида ». Главный герой Сашка идет с дочкой в магазин за молоком. Продавщица перепутала его с другим мужчиной, нахамившим ей ранее. Поэтому продавщица хамит Сашке, выгоняет его и оскорбляет. Очередь в магазине поддерживает продавщицу. Герой уходит из магазина, но теперь у него возникает обида. Он чувствует себя оскорбленным. Герой совершает один глупый поступок за другим. Принцип снежного кома - чувство несправедливости возрастает! У героя остается ощущение пустоты, поруганной чести. Герои таких рассказов не могут не реагировать когда их оскорбляют. Трагикомические ситуации. Все герои - беспокойные люди.

Рассказ «Алёша бесконвойный ». В рассказе показан вариант обретения возможности гармоничного существования с учетом своих чудачеств: герои могут найти гармонию с миром. Образ покоя очень важен для Шукшина. Главный героя - Костя Валиков, обычный человек, средних лет мужчина, отличается некоторым чудачеством, любит баню.

Цели: вызвать интерес к творчеству В.Шукшина, его героям, выявить своеобразие рассказов писателя, развитие речи учащихся, воспитание уважения к простому народу.

Оборудование: портреты Шукшина, фотовыставка с видами села Сростки, родных В. М. Шукшина, выставка книг, кроссворд по творчеству Шукшина.

Словарная работа:

Сказ- 1) Род народно-поэтического сказания, повествования.

2) Литературное произведение, в котором сочетается реальное и сказочное, фантастическое, а повествование ведется от лица рассказчика.

Совесть- чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Стыд- 1) Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка.

2) Позор, бесчестье.

Тесть- отец жены.

Эпиграф: Мне хочется рассказать об этих странных людях, пример которых учит тому, как жить интересно (В. М. Шукшин)


Ход урока

Слово учителя: «Есть люди, -говорил Шукшин, в городе или селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличают разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят особой любовью за эту их отзывчивость в радости и беде. Они украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы ни были, изгоняется скука…

Читается эпиграф урока.

Герои Шукшина не выдуманы, взяты из живой жизни, и про любого из них можно действительно сказать: этот только «нравственный», а другой «безнравственный».В них, как во всяком человеке, «намешано2 разного: хорошего и плохого почти безошибочно отдает свою любовь и симпатию одним героям (как раз тем, что дороги автору) и не принимает позиции других (без сомнения, тех, чьи прообразы были невыносимы Шукшину в жизни)
Отчёт групп по прочитанным рассказам (каждой группе вопросы и произведения для чтения даются заранее)

Слушая отчёты других групп, ответьте на вопросы, которые записаны на доске:

Каково общее впечатление от рассказов? Какой из них показался более интересным? Почему?

Что вам особенно близко и понятно в изображенных людях, ситуациях, конфликтах? Что осталось непонятным?

Какую правду хотел рассказать о жизни Василий Макарович Шукшин?

Вопросы и произведения для 3 групп:

1) Рассказ «Мастер»

Портрет Семки Рысь неприглядный. Но прочитав рассказ, мы все свои симпатии отдаем этому человеку. Чем же взял нас за живое Семка Рысь, какими такими качествами привязал к себе?

Почему Семка решил отреставрировать церковь?

Почему никто не согласился помочь Семке?

Почему Шукшину понадобился эпизод с писателем?

Игорь Александрович говорит Семке, что тоже обманулся, как и он. Обманулся ли Семка? Если да, то в чем?

Почему Семка перестал ходить к талицкой церкви?

Против какого течения «загребал» Семка? Почему его снова «выносит» к ларьку?

Какой литературный жанр напоминает начало рассказа?

2) Рассказ «Волки»

Какое впечатление производят на вас герои рассказа в самом начале? Как вы думаете, почему Иван и его тесть недолюбливают друг друга?

Как раскрываются характеры героев при встрече с волками?

Каким мы видим Ивана в первой и во второй части рассказа? Как меняется его поведение?

Когда и почему Иван Дегтярев терпит поражение?

Какие действия Наума вы считаете самыми подлыми?

Какой смысл имеют слова «совесть», «стыд» в рассказе?

Смелый ли человек Иван Дегтярев?

Почему рассказ называется «Волки»?

Представьте, что вы собираетесь снимать фильм по рассказу. разбейте рассказ на части -эпизоды. Какой из них для вас самый интересный?

3) Рассказ «Обида»

В чем суть происшествия в магазине? Была ли причина для обиды? Как выглядят продавщица Роза, завотделом, покупатели?

Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще? Разделяете ли вы его позицию?

Какова натура Сашки? Что он за человек?

Зачем в рассказ введен ребенок? Какую роль в тексте играют реплики девочки, что тети и дяди плохие?

Какие художественные детали рассказа раскрывают нравственную атмосферу общества: привычное хамство, неуважение к человеку, благодарность, озлобление, желание заклеймить?

В чем смысл вступительной части рассказа об обидах, благоразумии, деревянных мечтах, об отчаянии? Не прикрывает ли она отношение писателя к типу поведения, изображенному в Сашкиной истории?

Чем интересен писателю Саша Ермолаев? В каких его словах скрыта самохарактеристика, воссоздающая тип мышления и строй чувств?

В центре большинства рассказов Шукшина- оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи, их сформировавшей. Характер изображается на фоне узнаваемых черт обыкновенной жизни. Эта повседневность, рисуемая выпукло и точно, убеждает читателя в своей значительности, обнаруживает свой нравственный подтекст. Такова ситуация и характеры в рассказе «Обида».

Писатель, выявляя те или иные социально-психологические признаки и качества характеров, проницательно распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное, например, рассказ «Мастер».

Шукшинский рассказ организует ситуация. Начинается рассказ часто без каких-либо вступительных замечаний. Автор сразу вводит нас в ситуацию.

На страницах многих рассказов Шукшина мы встречаемся с «чудиками». Героями с нестандартным восприятием, необычными поступками. Отсюда возникают нестандартные ситуации, резко отличающиеся от общепринятых. Чаще поступки и действия героев, избранный ими стиль жизни направляет стремление к счастью, к справедливости, духовный поиск.

Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выражениями. Но особенность рассказов Шукшина в том, что авторская речь тесно сплетается с речью персонажей и язык автора тоже разговорный, народный. В них мало описаний. Шукшин очень лаконичен, внимателен к детям, которые помогают в нескольких словах показать характер человека.

Кроссворд по творчеству В.М.Шукшина.(даётся на предыдущем уроке)

Итог урока. Оценивание работ учеников.

Кроссворд «Знатокам Шукшина»

По горизонтали: 2. Объект вдохновения художника Смороди-на. (Рассказ «Пьедестал»). 6. Ее любил, ценил, за нее боролся, ей следовал в своем творчестве В.М. Шукшин. 8. Ценный поделоч-ный материал, запонки из которого предпочел для выхода в гости Петя из одноименного рассказа Шукшина. 9. В фильме «Печки-лавочки» есть эпизод ссоры в купе, где Иван Расторгуев в ответ на наглость и самоуверенность командировочного отвечает мудре-ной грубостью: «П... в штанах! И в шляпе! И в плаще!» 11. Учеб-ное заведение, в котором В.М. Шукшин получил актерское об-разование. 12. Сельскохозяйственная машина, на которой подростком довелось поработать Шукшину (цикл рассказов «Из детских лет Ивана Попова»). 13. От нее спас младенца во время се-нокоса Кузьма Родионов (роман «Любавины»). 18. Скандальный человек типа Сергея Ивановича Кудряшова из рассказа «Психо-пат». 19. Имя одного из братьев Любавиных. 20. Член религиоз-ной секты, к которой ненароком причислил оскорбленного дядю Гришу его племянник (рассказ «Гена Пройдисвет»). 21. Фамилия главного героя рассказа «Ноль-ноль целых». 24. В рассказе «Опе-рация... Пьяных». Он страдает не столько от боли, сколько от сты-да. 25. Шукшин здесь родился и этим гордился. 26. Имя девицы, «очистившей» карманы Витьки Борзенкова (рассказ «Материн-ское сердце»). 30. «Маша-птичница», которая демонстрировала селянам модное платьице с передником по профессии (к/ф. «Жи-вет такой парень»). 31. Впечатляющее размерами название кол-хоза, в котором бригадир Шурыгин разрушил церковь (рассказ «Крепкий мужик»). 32. Способ проявления комического, к кото-рому в своем творчестве нередко прибегал В.М. Шукшин. 33. Рас-сказ Шукшина.

По вертикали: 1. Герой рассказа «Верую!» 3. Село в Горном Алтае (рассказ «Рыжий»). 4. Родное село Шукшина. 5. В перево-де с греческого - это «притворство» сродни сарказму. Она скво-зит в рассказах писателя. 7. Один из видных кинематографистов, на опыте которого Шукшин учился режиссуре. 8. Курортный го-род, где снимались эпизоды кинофильма «Печки-лавочки». 9. Ме-тодологический подход при анализе непосредственного взаимо-действия людей. Характерен для творчества Шукшина. 10. Поэ-тесса, исполнившая роль журналистки в фильме «Живет такой па-рень». 14. Рассказ В.М. Шукшина. 15. В фильме «Калина красная» на него часто переходили старики Байкаловы в своих диалогах. 16. Один из рассказов Шукшина. 17. Предмет одежды, часто упо-минаемый в рассказе «Митька Ермаков». 22. В судорожных при-падках и взвизгиваниях она предрекла беду, поражение (роман «Я пришел дать вам волю»). 23. В просторечии шукшинских геро-ев любимая девушка, возлюбленная. 24. Любимый поэт Шукши-на. 27. Литературный журнал, в котором впервые был опублико-ван рассказ «Осенью». 28. Это не только груз в кадушке селяни-на, но и проявление барского насилия. 29. К нему причаливал и тот эсминец, на котором служил Василий Шукшин.

Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учебное пособие Быкова Ольга Петровна

Художественные особенности рассказов В. Шукшина

По своей творческой многогранности Василий Шукшин – явление уникальное в современной литературе и искусстве: одинаково известен он не только как писатель-прозаик и сценарист, но и как режиссер и актер.

Творческая многогранность Шукшина-художника во многом определила своеобразие его прозы, возникшей на стыке литературы и искусства кино. Читая рассказы Шукшина, как бы просматриваешь отснятую киноленту, зрительно включаешься в воссозданный писателем поток жизни, отчетливо представляешь интонацию и жест героев.

Кинематографичность заложена в самой структуре его рассказов, где лаконичное авторское слово лишь скрепляет блестящие диалоги, правдиво воспроизводящие живую разговорную речь.

Шукшин, вступивший в литературу в начале 1960-х гг., обратил на себя внимание не только своеобразным авторским почерком, но прежде всего открытием новых, в полной мере литературой еще не исследованных сфер народной жизни, лежащих вдали от больших городов.

Однако в отличие от таких писателей, как В. Белов, В. Распутин, В. Астафьев, которые изображают нравственный мир русского крестьянина, живущего в глубинных деревенских «углах», Шукшин выступает как большой знаток сложных социально-психологических процессов, происходящих в сознании той части деревенских тружеников, которая по роду своих занятий обращена к городу.

Не случайно герои рассказов Шукшина – деревенские почтальоны, киномеханики, шоферы, трактористы, столяры и т.д. – люди, ввиду особенностей своей профессии испытывающие постоянное воздействие городской культуры.

«Чудики», простаки, люди с «чудинкой», со странностями – любимые герои Шукшина. Им чужды рассудочность, практицизм. Они часто говорят о правде, душе, о смысле жизни. Чувство неуспокоенности, неудовлетворенности обыденностью повседневной жизни заставляет совершать их странные, не всегда понятные поступки.

Один такой «чудик» покупает микроскоп, и жизнь его наполняется высоким смыслом – мечтой освободить человечество от смертоносных микробов («Микроскоп»), другой – изобретает «вечный двигатель» («Упорный»).

Героям Шукшина чужд прагматизм. Труженики и жизнелюбы, они живут «не хлебом единым». В меру своей доброты, ума, образованности они поглощены решением интеллектуальных проблем, вовлечены в различного рода нравственные конфликты.

И хотя сам Шукшин не считает своих героев смешными, изображение их, безусловно, имеет мягкую комедийную окраску, характер которой органически связан с природой народного юмора.

Чудики, как и сказочные простаки – Иванушки-дурачки, попадают в ситуации, комедийный эффект которых – в несхожести поступков героев с привычными стандартами человеческого поведения.

Герои Шукшина не остряки, писатель это постоянно подчеркивает. Поступки и слова их неизменно вызывают добрую улыбку писателя, может быть, своей бесхитростностью, незнанием «правил ехидного тона».

Юмор, которым окрашены рассказы Шукшина, выражен непосредственно в языке его героев, представляющем сложное переплетение народных говоров с механически воспринятыми штампами книжной речи, городским жаргоном и молодежным сленгом – типичное явление полукультуры.

Юмористическая окрашенность диалогов достигается комическим изображением полукультурной речи героев, которые употребляют непонятные для себя слова, словосочетания.

Шукшин же правдиво воспроизводит стихию народной речи, на которой говорят миллионы колхозных тружеников, наиболее активно вовлеченных в процесс сближения города и деревни.

С наибольшей силой мастерство Шукшина-прозаика проявляется в диалогах, поражающих необычайной достоверностью всего строя народной речи, которую Шукшин не просто знал как тонкий талантливый наблюдатель, а которой он с детства свободно органически владел. Именно это помогло писателю проникнуть в суть изображаемого им характера, воспроизвести «слово» героя, неразрывно связанное с особенностями его миропонимания.

Шукшин пишет многопланово, стремясь достичь полного соответствия с воспроизводимой им реальной действительностью. Его герои предстают перед нами во всей сложности характеров, противоречивости, непоследовательности поступков, как живые, реально существующие люди.

Об отношении Шукшина к своим героям существуют самые различные суждения. Одни считают, что он их любит, другие – жалеет, третьи говорят о юмористической объективности писателя.

А вот изображение подлинно «отрицательных» персонажей в творчестве писателя не допускает разноречия. Его гражданская позиция выражается в прямом категорическом осуждении всякого рода самодовольных стяжателей, клеветников, бездушных деляг.

(По С.Н. Плужниковой)

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Путь подонка автора Черепах Олег

ЧАСТЬ 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТРАНИЦЫ ОТКРОВЕНИЯ ОТ ОЛЕГА Когда я был маленьким, то отчегото, зачем то верил, что дорасту до солнца, и стану большим- большим, как тополь, росший возле моего дома, а может быть и больше. Вот стану как первый космонавт Земли, только полечу на Марс и

Из книги Василий Шукшин: Вещее слово автора Коробов Владимир Иванович

МАРИЯ СЕРГЕЕВНА ШУКШИНА Этот краткий очерк взят из первой книги В. И. Коробова о В. М. Шукшине. Далее приводятся письма М. С. Шукшиной к В. И. Коробову, который дважды встречался с ней в Бийске.Жалела, любила безмерно своих «детушек-сиротинушек» Мария Сергеевна. Тем более

Из книги Нора Галь: Воспоминания. Статьи. Стихи. Письма. Библиография. автора Галь Нора

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В. М. ШУКШИНА 1929, 25июля – В. М. Шукшин родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края.1933 – отец В. М. Шукшина – М. Л. Шукшин, в возрасте 19 лет, арестован ОГПУ.1940 – переезд семьи в Бийск.1941 – возвращение в село.1942 – убит на фронте отчим

Из книги А. С. Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари-арт автора Немиров Мирослав Маратович

ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИИ В. М. ШУКШИНА И ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА О НЕМ Прижизненные издания Сельские жители: Рассказы. М.: Молодая гвардия, 1963. Живет такой парень: Киносценарии. М.: Искусство, 1964. (Б-ка кинодраматургии).Любавины: Роман. М.: Советский писатель, 1965.Там,

Из книги Шолохов автора Осипов Валентин Осипович

III. Художественные произведения 221. Встречай: Ст-ие Барабан: Двухнедельный журнал юных пионеров, 1925, #7 (подп. НОР-ГАЛЬ). 222. Беспризорные: Ст-ие Барабан, 1926, #10 (подп. Деткор Нор Галь) 223. Весна: Ст-ие Пионерская правда, 1926, 2 апреля (подп. НОРГАЛЬ). 224. Колька: Ст-ие Пионерская правда,

Из книги 50 знаменитых звездных пар автора Щербак Мария

Альбомы художественные Единственный источник при советской власти, из которого авангардистки настроенные художники черпали сведения о состоянии мирового искусства после кубизма (до кубизма включительно оно хорошо представлено в Эрмитаже и Музее им. Пушкина) - из

Из книги Почему не гаснут советские «звёзды» автора Раззаков Федор

Совет Брежнева и исповедь Шукшина 1974-й. Год-то как начинался - 11 января золотая свадьба. Юбиляры-«молодожены» решили отпраздновать ее почему-то в Москве, на своей московской квартире. Шолохов по своим депутатским делам зашел в ЦК и вдруг случился разговор:- Что же это вы,

Из книги Рыцарь совести автора Гердт Зиновий Ефимович

ВАСИЛИЙ ШУКШИН И ЛИДИЯ ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА Их союз был единством противоположностей. Он – из крестьян, самостоятельный, независимый, сильная личность с взрывным характером; она – из интеллигентной семьи, тихая, стеснительная. В их жизни бывало всякое: и пьяные загулы

Из книги Сильные женщины. Их боялись мужчины автора Медведев Феликс Николаевич

МАКАРЫЧ (К 80-летию В.М. Шукшина) За более чем 30-летний срок, прошедший с момента смерти В.М. Шукшина, это уже его четвёртый круглый юбилей. Три других выпали на 1979-й, 1989-й и 1999 годы. По тому, как справлялись эти юбилеи, можно судить о том, какое значение придавали тогдашние

Из книги Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учебное пособие автора Быкова Ольга Петровна

Загадки смерти Шукшина До сих пор о смерти Шукшина ходят самые противоречивые слухи. Одни упирают на то, что он скончался в силу естественных причин (из-за слабого здоровья), другие настаивают на криминальной версии - что это было преднамеренное убийство. Поэтому следует

Из книги Гончаров без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Лидия Федосеева-Шукшина, актриса Однажды я участвовала в его программе. С тех пор у меня остался подарок - очень красивый чайничек. Мне было вдвойне приятно это приглашение, потому что Гердт снимался у Шукшина в «Печках-лавочках». У них была удивительная взаимная

Из книги автора

ЛИДИЯ ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА: «У МЕНЯ СИЛЬНОЕ ЧУТЬЕ… НА ЖИЗНЬ…» Этой встречи я ждал давно. Осенью 98-го позвонил Лидии Николаевне с просьбой об интервью. Актриса довольно резко ответила отказом, но разрешила иногда напоминать ей о себе. Я звонил. Надеялся. Последний раз

Из книги автора

Художественные особенности поэзии С. Есенина...Поэт был прав, когда говорил о том, что его лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Это чувство связывает воедино все лирические произведения Есенина: стихи с отчетливо выраженной общественно-политической

Из книги автора

Творческий путь В. Шукшина Василий Шукшин – писатель, сценарист, режиссер, актер. Он писал рассказы, повести, романы, киносценарии, публицистические статьи. Поставил по своим сценариям художественные фильмы («Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Калина красная» и др.),

Из книги автора

Своеобразие героев рассказов В. Шукшина Каждый большой писатель приходит в литературу со своим героем. Определить своеобразие этого героя, его отличие от характеров, создаваемых другими писателями, – одна из важнейших задач литературоведческой науки.Критикой довольно

Из книги автора

Художественные вкусы Михаил Викторович Кирмалов:Иван Александрович, по-видимому, не любил музыки. Такое впечатление осталось у отца после того, как они с Иваном Александровичем слушали «Русалку» Даргомыжского. Отец уговорил Ивана Александровича сходить послушать в

В. Шукшин придерживался своего понимания природы рассказа и принципов работы над ним. Главное и определяющее для писателя -- ориентация на устное народное творчество: на сказку, песню -- с их строгостью, чувством меры, уважением к слушателю. Как отмечал писатель, народное искусство никогда не принимало нарочитую форму, ему чужды «пустое баловство», «манерность» или «холодная игра ума».

Шукшинское слово, богатое интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно точно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, пластично очерчивая облик, духовный строй персонажей. Можно сказать, что слово, чья роль многофункциональна, в значительной мере создает необходимую форму рассказа, повести, романа. «Я знаю, когда я пишу хорошо: когда пишу и как будто пером вытаскиваю из бумаги живые голоса людей» Шукшин В. Нравственность есть Правда, с. 238.

В своих художественных исканиях Шукшин преобразовывал жанры, открывая их новые возможности и резервы. Однако новаторство Шукшина традиционно. И в этом нет ничего парадоксального. Шукшин, изображая, поэтизируя сокровенное в реальной жизни, ориентировался на народное мироощущение, юмор, речь, опирался на традиции классики. Новое органично вырастало на этом фундаменте. Преобразование жанров, кроме того, рождалось в русле классической традиции как необходимое ее продолжение на современном этапе. И потому мы никогда не ощущаем в работе В. Шукшина «сделанности» произведения, нарочитости, экспериментальности. Творчество Василия Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. -- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1997

Стремление к высокой простоте, ясности в творчестве Шукшина проявлялось все глубже и последовательнее. Читая прозу Шукшина, посмотрев его фильмы, мы как бы входим в реальную жизнь, узнаем ее заново, не задумываясь над тем, что эта жизнь -- художественная, созданная автором; она представлена писателем во всей своей полноте. В обманчиво простой форме нашли свое выражение подлинное искусство перевоплощения, умудренное знание, артистизм.

Без рассказов В. Шукшина уже невозможно рассматривать современный литературный процесс, анализировать тенденции и направление развития прозы. И хотя в этом жанре работают многие талантливые писатели наших дней, шукшинский рассказ блестяще демонстрирует динамизм, емкость, перспективность такого жанра. Рассказ Шукшина в ряду многих современных рассказов, смелых и оригинальных в жанровом плане, решал новые, неожиданные задачи, вторгаясь в пределы большой художественной прозы.

Размышляя над жанром рассказа, Шукшин писал: «Вот рассказы, какими они должны быть:

Рассказ -- судьба.

Рассказ -- характер.

Рассказ -- исповедь.

Самое мелкое, что может быть, это рассказ-анекдот.

Нет, литература -- это все же жизнь души человеческой, никак не идеи, не соображения даже самого высокого нравственного порядка».

Шукшинские характеры историчны. История «осела» в самом типе: в душевном строе, речи, облике того или иного персонажа. Принадлежность его к определенному времени, периоду или эпохе органична, кажется, что данный характер лепило само время. «Особая примета» характера -- нравственно-психологические черты, возникновение и развитие которых соотносится с конкретным временем. Творчество Василия Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. -- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1997 Речь, способ мышления, поступок демонстрируют нам сложившиеся черты, их эволюцию или момент переломного состояния. Баев, оторвавшийся от земледельческого труда, «умнел» и «всходил на дрожжах» жульнических операций в трудные послевоенные годы, формируясь как частный предприниматель. «Крепкий мужик» Шурыгин по типу -- явление 20-х годов. Егор Прокудин «проявляется» как исторический характер в послевоенные годы. Серж, Кэт, «энергичные» -- явления наших дней и т. д.

В творчестве В. Шукшина движение времени выразительно воплотилось в его удивительной характерологии. В рассказах писателя распознаются совершенно отчетливо военные и послевоенные годы («Из детства Ивана Попова», «Дядя Ермолай», «Беседы при ясной луне», «Су-раз»). Многие характеры действующих лиц «восходят» к 20-м и 30-м годам, воспоминания героев дополняют картины прошлого конкретным переживанием. Время оживает.

Важнейшей опорой рисунка характеров стали приметы обыкновенной жизни, видимые на поверхности. Эта повседневность, насущно необходимая писателю и драматургу, воспроизводится пластично, точно, убеждая читателя и зрителя в своей весомой значительности. Здесь живут люди! Характеры Шукшина бытуют в этой среде, они сами «создают» свое предметное, временное окружение и неотделимы от него. В рассказе «Осенью» перед нами проходят разные временные периоды -- от начала революции до современности, запечатленные в точных деталях и в серьезных коллизиях, в речи, в историях героев. Автор с большим искусством воспроизводит в драме характеров и в комедии нравов исторические черты и детали, например в рассказах «Мужик Дерябин», «Непротивленец Макар Жеребцов», «Привет Сивому!», «Мой зять украл машину дров!», «Бессовестные». Аналитичная мысль писателя, выделяя те или иные социально-психологические признаки и качества характеров, проницательно распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное. Рассказы создаются в итоге глубоких размышлений автора над конкретными вопросами бытия народа. Козлова СМ. Поэтика рассказов Шукшина. -- Барнаул- Алт кн. изд-во, 1992.

Шукшинский рассказ организует ситуация. Ее выбор отвечает замыслу писателя, а конкретность, насыщенность ее действием, скрытый динамизм -- требованиям экономии средств, чувству меры, лаконизму. Ситуация драматическая или комедийная обрисовывается, за редким исключением, без каких-либо предварений, заставок или пролога к действию.

Сюжетные ситуации рассказов остро перипетийны. В ходе развития их комедийные положения могут драматизироваться, а в драматических может неожиданно обнаружиться нечто комическое. В коллизии и в сменяющихся положениях героев, конечно, оживает реальная жизнь со всем ее разнообразием. Но в сюжетных ситуациях и конфликтах конкретизируются обобщающая мысль писателя, творческое видение действительности, запечатленные в противоречивой динамике. Сюжетная ситуация стремительно и обнаженно передает моменты дисгармонии духовных состояний героев, нарушение течения их жизни. Укрупненно выявляя необычные, исключительные обстоятельства (чаще всего уже в начале рассказа), сюжетная ситуация содержит указание на возможный взрыв, катастрофу, которые, разразившись, ломают привычный ход жизни. Курьезы, нелепости, чудачества возникают в результате колебания или разрыва общепринятого, и потому комедийное по сути своей -- значительно, серьезно. Характеры в подобных ситуациях ведут себя необычно, бросая вызов общепринятому. Чаще всего поступки и действия героев направляет стремление к счастью, к справедливости, духовный поиск.

Итак, развитие ситуации означает разрыв, резкий сдвиг обычного течения жизни. Взрывная сила, таящаяся в наметившейся коллизии, может вызвать цепную реакцию, движение которой угасает уже за пределами сюжета. Эта особенность конфликтной ситуации характеризует ее перспективность, размах, движение вширь и вглубь -- в реальность. Вполне понятно, что герои в этом взвихренном содержании своими поступками, речами разрушают стереотипные понятия о норме. Опровергая всей своей сущностью, манерой поведения усредненное, устойчивое, а то и обедненное представление о человеческой личности, герои В. Шукшина убеждают нас в бесконечном многообразии индивидуальностей, характеров, «голов и сердец».

Объемность ситуации, насыщенность ее социально-психологическим содержанием, перипетийность -- все это специфические качества сценичности, действенности рассказа. Одна из форм воплощения подобной ситуацион-ности -- поливариантность ее развития, в ходе, которой открывается перспектива расширения и завершения коллизии уже за пределами данного рассказа -- в другом ее варианте, который, в свою очередь, указывает на возможность дальнейшего движения, и т. д. Козлова СМ. Поэтика рассказов Шукшина. -- Барнаул- Алт кн. изд-во, 1992.

Другая форма, выявляющая внутренние содержательно-проблемные связи рассказов, может быть названа циклизацией. Это более сложный вид объединения рассказов на уровне содержательно-проблемного взаимодействия их, при котором, как и в первом случае, каждый рассказ сохраняет свою независимость и самобытность. Ситуационная и характерологическая преемственность, выраженная в циклах, определяется объемностью содержания и жизненного материала, анализируемого писателем. Таким образом, циклизация рассказов -- форма воспроизведения сущности жизни, временных и пространственных связей, текучести бесконечного человеческого бытия. Один из примеров подобной циклизации -- объединение рассказов о детстве Ивана Попова («Из детских лет Ивана Попова»), внешне связанных судьбой одного героя. Однако глубинная преемственность многих сцен и эпизодов проявляется в цельности восприятия ребенком и подростком событий предвоенных и военных лет, впечатлений, которые так бережно хранит автор-рассказчик. Значит, и в данном случае циклизация -- форма воплощения усложненной концепции реальности, которая воспроизводится с разных точек зрения (героя, матери, их окружения, автора).

Циклизация свойственна сатирическим произведениям, где объединение рассказов и повестей определяется художественной концепцией и принципами типизации.

И тем не менее каждый рассказ В. Шукшина -- особый случай, с единственным характером. Потому разрешение драмы тоже единственное в своем роде. Даже если мы обнаружим общую основу конфликта: восстановление справедливости, попранного человеческого достоинства, поиск своего предназначения, -- каждый его вариант и разрешение особые.

«Сураз», «Раскас», «Беспалый», «Страдания молодого Ваганова», «Осенью», «Жена мужа в Париж провожала», «Мой зять украл машину дров!», «Други игрищ и забав», «Ночью в бойлерной» -- рассказы, казалось бы, тематически близкие, убеждают нас в неповторяемости, самоценности каждого случая и его финала. Даже курьезная история неожиданно заставляет угадывать скрытую за нею значительность случая, вызывая сочувствие герою.

Поступки героев порой неожиданны, часто непредсказуемы, они заставляют нас не только удивляться человеческим характерам, но и относиться к личности с уважением, считаться с нею.

Смерть наведывается к героям Шукшина, и, кажется, в ней нет ничего загадочного, хотя переход от неистовой «цыганочки» к вечному покою трагически противоестествен. Смерть -- разрушение жизни, непоправимое несчастье («Горе», «Как помирал старик», «Сураз», «Залетный», «Охота жить», «Осенью», «Солнце, старик и девушка», «Жил человек», «Заревой дождь»). Горн В.Ф. Характеры Василия Шукшина. -- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1981. 247 с. Умудренно-спокойное принятие смерти как неизбежности, завершающей путь человека, народно в своей основе. Философичность содержания многих рассказов обусловлена стремлением автора «сопрягать» истины человеческого бытия с неизбежностью завершения его круговорота, разглядеть начала и концы жизни человека в одной-единственной судьбе, которая включена в неостановимое движение времени. Но это совсем не означает покорности судьбе, фатализма.

Да, характеры героев сложны. В драмах раскрываются борьба мнений, столкновения полярных позиций. В кульминациях обнажаются самые болевые точки: разлад в душе, затаенные страдания, дисгармония жизни героев. Многие из них гибнут во имя идеи, сильной страсти, ради утверждения своего достоинства. Драматическая ситуация, однако, свободно вбирает в сферу действия комедийные элементы, которые либо сопутствуют драме, либо, предваряя ее, указывают на возможности иного разрешения коллизии. Пересечение разноплановых элементов, неожиданные развороты действий -- «от великого до смешного», характеризуя самобытность шукшинской интерпретации бытия, убеждают в ее сложности и многообразии.

Ситуации рассказов менее всего поддаются «разъяснению», они требуют объемного восприятия: в шуме голосов, в цвете, в резкой смене сценических планов с неожиданным финалом. Внутреннее напряжение, достигнув предельно высокой точки, может разрешиться драматически или комедийно. Таковы ситуации рассказов «Страдания молодого Ваганова», «Версия», «Хахаль», «Вянет, пропадает», «Бессовестные», «Ночью в бойлерной». Вертлиб Е. В. Шукшин и русское духовное возрождение. -- Нью-Йорк, 1990.

Герои Шукшина, разделяя пафос духовных исканий писателя, предлагают свои объяснения того, что происходит с человеком, с нами, в наше время, свои программы совершенствования личности. В. Шукшин требователен к человеку. Потому так суровы его критика и обличения всего безнравственного. Иначе не пришел бы писатель к сатире.

Одним из создателей деревенской прозы стал Шукшин. Свое первое произведение, рассказ "Двое на телеге", писатель напечатал в 1958 году. Затем в течение пятнадцати лет литературной деятельности он опубликовал 125 рассказов. В сборник рассказов "Сельские жители" писатель включил цикл "Они с Катуни", в котором с любовью рассказывал о своих земляках и родном крае.

Произведения писателя отличались от того, что писали в рамках деревенской прозы Белов, Распутин, Астафьев, Носов. Шукшин не восторгался природой, не вдавался в долгие рассуждения, не любовался народом и деревенской жизнью. Его короткие рассказы - это эпизоды, выхваченные из жизни, короткие сценки, где драматическое перемежается с комическим.

Герои деревенской прозы Шукшина часто относятся к известному литературному типу "маленького человека". Классики русской литературы - Гоголь, Пушкин, Достоевский - не раз выводили в своих произведениях подобные типажи. Остался актуальным образ и для деревенской прозы. При типичности персонажей герои Шукшина отличаются независимым взглядом на вещи, который чужд был Акакию Акакиевичу Гоголя или станционному смотрителю Пушкина. Мужики сразу чувствуют неискренность, они не готовы подчиняться выдуманным городским ценностям. Самобытные маленькие люди - вот что получилось у Шукшина.

Чудик странен для городских жителей, отношение к нему собственной снохи граничит с ненавистью. При этом необычность, непосредственность Чудика и людей, ему подобных, по глубокому убеждению Шукшина, делает жизнь прекраснее. Автор говорит о таланте и красоте души своих героев-чудиков. Их поступки не всегда согласуются с привычными нам моделями поведения, а ценностные установки удивительны. Он падает на ровном месте, обожает собак, удивляется людской злобе и в детстве хотел стать шпионом.

О людях сибирской деревни рассказ "Сельские жители". Фабула проста: семейство получает письмо от сына с приглашением приехать к нему в гости в столицу. Бабка Маланья, внук Шурка и сосед Лизунов представляют подобную поездку событием поистине эпохальным. В характерах героев просматриваются простодушие, наивность и непосредственность, они раскрываются через диалог о том, как ехать и что взять с собой в дорогу. В этом рассказе мы можем наблюдать мастерство Шукшина в части композиции. Если в "Чудике" речь шла о нетипичном начале, то здесь автор дает открытый финал, благодаря которому читатель сам может достроить и додумать сюжет, дать оценки и подвести итоги.

Несложно заметить, как тщательно писатель относится к построению литературных характеров. Образы при сравнительно небольшом количестве текста глубоки и психологичны. Шукшин пишет о подвиге жизни: даже если в ней ничего примечательного не происходит, каждый новый день прожить одинаково сложно.

Материалом для фильма "Живет такой парень" стал рассказ Шукшина "Гринька Малюгин". В нем молодой шофер совершает подвиг: уводит горящий грузовик в реку, чтобы не взорвались бочки с бензином. Когда к раненому герою в больницу приходит журналистка, Гринька стесняется слов о подвиге, долге, спасении людей. Поразительная скромность персонажа граничит со святостью.

Для всех рассказов Шукшина характерны манера речи персонажей и яркий, богатый стилистически и художественно стиль. Разнообразные оттенки живой разговорной речи в произведениях Шукшина выглядят контрастно по отношению к литературным штампам соцреализма. В рассказах часто встречаются междометия, восклицания, риторические вопросы, маркированная лексика. В результате мы видим естественных, эмоциональных, живых героев.

Автобиографичность многих рассказов Шукшина, его знание сельского быта и проблем придали достоверности бедам, о которых пишет автор. Противопоставление города и деревни, отток молодых людей из села, умирание деревень - все эти проблемы широко освещаются в рассказах Шукшина. Он модифицирует тип маленького человека, вносит новые черты в понятие русского национального характера, в результате чего приобретает известность.

Где брал материал для своих произведений писатель? Везде, там, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. И понадобилось, чтобы явился из глубин народных крупный талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору. Герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти непонятным. Любители "дистиллированной" прозы требовали "красивого героя", требовали, чтобы писатель выдумывал, чтобы не дай бог не растревожить собственную душу. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как не странно, именно потому, что герой не выдуман. А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. А когда герой выдуман в угоду кому-то, вот здесь полная безнравственность. Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока.

Сам Шукшин признавался: "Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа" . Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам.

Обожгла боль от измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца ("Беспалый").

Оскорбил очкарика в магазине хам продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель ("А поутру они проснулись…") и т.д. и т.п.

В таких ситуациях герои Шукшина могут даже покончить с собой ("Сураз", "Жена мужа в Париж провожала"). Нет, не выдерживают они оскорблений, унижений, обиды. Обидели Сашку Ермолаева ("Обида"), "несгибаемая" тетя-продавец нахамила. Ну и что? Бывает. Но герой Шукшина не будет терпеть, а будет доказывать, объяснять, прорываться сквозь стенку равнодушия. И… схватится за молоток. Или уйдет из больницы, как это сделал Ванька Тепляшин, как это сделал Шукшин ("Кляуза") . Очень естественная реакция человека совестливого и доброго…

Нет Шукшин не идеализирует своих странных, непутевых героев. Идеализация вообще противоречит искусству писателя. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому. И вот, уже не разобрать, кто там вызывает к человечности - писатель Шукшин или Ванька Тепляшин.

Шукшинский герой, сталкиваясь с "узколобым гориллой", может в отчаянии сам схватиться за молоток, чтобы доказать неправому свою правоту, и сам Шукшин может сказать: "Тут надо сразу бить табуреткой по голове - единственный способ сказать хаму, что он сделал нехорошо" ("Боря"). Это чисто "шукшинская" коллизия, когда правда, совесть, честь не могут доказать, что они - это они. А хаму так легко, так просто укорить совестливого человека. И все чаще, столкновения героев Шукшина становятся драматическими для них. Шукшина многие считали писателем комическим, "шутейным", но с годами все отчетливее обнаруживалась односторонность этого утверждения, как, впрочем, и другого - о "благодушной бесконфликтности" произведений Василия Макаровича. Сюжетные ситуации рассказов Шукшина остроперепетийны. В ходе их развития комедийные положения могут драматизироваться, а в драматических обнаруживается нечто комическое. При укрупненном изображении необычных, исключительных обстоятельств, ситуация предполагает их возможный взрыв, катастрофу, которые разразившись, ломают привычный ход жизни героев. Чаще всего поступки героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости ("Осенью").

Писал ли Шукшин жестоких и мрачных собственников Любавиных, вольнолюбивого мятежника Степана Разина, стариков и старух, рассказывал ли о разломе сеней, о неизбежном уходе человека и прощании его со всеми земными, ставил ли фильмы о Пашке Когольникове, Иване Расторгуеве, братьях Громовых, Егоре Прокудине, он изображал своих героев на фоне конкретных и обобщенных образов - реки, дороги, бесконечного пространства пашни, родного дома, безвестных могил. Шукшин понимает этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, решая кардинальную проблему: что есть человек? В чем суть его бытия на Земле?

Исследование русского национального характера, складывавшегося на протяжении столетий и изменений в нем, связанных с бурными переменами ХХ века, составляет сильную сторону творчества Шукшина.

Земное притяжение и влечение к земле - сильнейшее чувство земледельца. Родившееся вместе с человеком, образное представление о величии и мощи земли, источнике жизни, хранители времени и ушедших с ним поколений в искусстве. Земля - поэтически многозначительный образ в искусстве Шукшина: дом родной, пашня, степь, Родина, мать - сыра земля… Народно - образные ассоциации и восприятия создают цельную систему понятий национальных, исторических и философских: о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цели поколений, о Родине, о духовных связях. Всеобъемлющий образ земли - Родины становятся центром тяготения всего содержания творчества Шукшина: основных коллизий, художественных концепций, нравственно - эстетических идеалов и поэтики. Обогащение и обновление, даже усложнение исконных понятий о земле, доме в творчестве Шукшина вполне закономерно. Его мировосприятие, жизненный опыт, обостренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа, обусловили такую своеобразную прозу.