Игорь Александрович Воронченко (род. 22 августа 1964, Бабаи, УССР, СССР) - Главнокомандующий Военно-морскими силами Украины, вице-адмирал.

Биография

Игорь Воронченко родился в поселке городского типа Бабаи, Харьковская область. Окончил Ташкентское высшее танковое командное училище, после чего проходил службу в группу советских войск в Германии, где командовал танковым взводом. В 1988 году вернулся в Советский Союз, служил в Белорусском военном округе на должностях командира танковой роты и начальника штаба танкового батальона.

После распада СССР прибыл на Украину и проходил службу в Национальной Гвардии Украины в Харькове. С 1998 по 2003 год на территории Крыма командовал полком, изначально относившиймся к 7 дивизии НГУ, а впоследствии преобразованным в 501-й отдельный механизированный полк (в/ч А0669).

Указом Президента Украины № 670/2013 от 6 декабря 2013 года Игорю Воронченко было присвоено звание генерал-майора.

Во время крымских событий занимал пост заместителя командующего флотом по береговой обороне. Был командующим силами АТО в Луганской области. Впоследствии занимал должность начальника Главного управления персонала Генштаба.

После того, как президент Украины в апреле 2016 года отправил в отставку командующего ВМС Сергея Гайдука, Воронченко фигурирует в прессе как кандидат на должность Командующего ВМС Украины.

25 апреля 2016 года Президент Украины Петр Порошенко назначил исполняющим обязанности командующего Военно-морскими силами Украины генерал-лейтенанта Игоря Воронченко.

2 июля 2016 года Президент Украины Пётр Порошенко назначил Игоря Воронченко командующим Военно-морскимии силами Вооружённых сил Украины с присвоением ему звания «вице-адмирал» (указ № 282 от 2.06.2016).

Отличия и награды

  • Орден Данилы Галицкого
  • Медаль «За безупречную службу» III степени
  • Отличие Министерства обороны Украины «Доблесть и честь»
  • Медаль «За добросовестную службу» I степени
  • Медаль «10 лет Вооруженным Силам Украины»
  • Медаль «15 лет Вооруженным Силам Украины»

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Появившиеся сразу после увольнения командующего ВМС Украины вице-адмирала Сергея Гайдука "из-за недостатков в исполнении службы и низкого авторитета " слухи о его возможном преемнике, подтвердились 25 апреля т.г., когда на сайте главы государства появилось сообщение о том, что "Порошенко с исполняющим обязанности командующего военно-морских сил вооруженных сил Украины генерал-лейтенантом Игорем Воронченко ".

На встрече присутствовали секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов , министр обороны Степан Полторак и начальник Генерального штаба Виктор Муженко . В результате Порошенко заявил о том, что "После консультаций с секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины, министром обороны и начальником Генерального штаба ВС Украины я принял решение согласовать вашу кандидатуру . Мы даем некоторое время для того, чтобы вы могли проявить свои лучшие качества ".

Новый командующий ВМС, в свою очередь, представил свое видение первых шагов на новой должности и подчеркнул необходимость развития ВМС Украины в полном соответствии со стандартами НАТО.

Нельзя не заметить, что подбор кандидатуры нового командующего не занял много времени. Как известно, Воронченко исполнял его обязанности с 15 апреля, после появления президентского указа №161.

Украинские флотские специалисты, число которых существенно сократилось после известных событий крымской весны, немедленно начали резко критиковать предстоящее назначение выпускника Ташкентского танкового училища, с 1998 г. проходившего службу в Крыму в качестве командира полка Национальной гвардии, на высшую должность в украинских ВМС, что явно противоречило традициям военного флота.

Впрочем, это нисколько не помешало быстрому принятию крайне непопулярного решения, хотя министр обороны Полторак еще три дня назад, отвечая на вопрос о том, кто именно может быть назначен на эту должность, сказал: "Давайте подождем, у нас несколько кандидатов , люди достойные, люди с серьезным опытом, боевым ". Одновременно министр коснулся тематики ВМС Украины.

Во-первых, он отметил, что численность флота составляет около 11 тыс. человек, а штаба ВМС — 500 человек, поэтому "на флоте должен быть штаб не более 300 человек ".

Во-вторых, новый командующий украинскими ВМС должен быть человеком, "который сможет подготовить и программу развития и начать реформы… Там необходимо работать, там много проблем" .

В-третьих, первоочередными задачами, стоящими перед новым командующим, по мнению Полторака, являются изменения в системе подготовки военнослужащих, социальная политика и разрешение проблем по обустройству штаба ВМС в Одессе.

На вопрос о перспективах усиления боевой составляющей флота, в том числе и за счет возможной передачи кораблей из США, министр уклончиво ответил, что "переговоры о предоставлении помощи ВМС Украины ведутся на разных уровнях и по разным направлениям, что из этого выйдет, время покажет ". После чего добавил, что "до конца 2016 года нашей основной задачей является приобретение боевых возможностей Силами спецопераций ".

Фактически, последнее высказывание министра оказалось определяющим при назначении Воронченко, который, как напомнил в ходе встречи президент Порошенко, "проявил мужество и верность военной присяге во время незаконной аннексии Крыма русскими агрессорами, и делал все возможное для сохранения военной техники и вывода личного состава своей части на материк ".

Как известно, в начале 2014 г. Воронченко, за месяц до того получивший генеральские погоны от президента Виктора Януковича , занимал пост заместителя командующего флотом по береговой обороне и оказался в самом центре крымских событий. По его собственным словам, "он предлагал ввести танки и расстрелять Верховную Раду Крыма ", однако, как это обычно водится в Украине, замыслу помешал недостаток политической воли.

Правда, в другом интервью, бывший начальник Центра Войск береговой обороны рассказал, что у него "на танковый батальон в Крыму было 6 групп аккумуляторов. То есть из 40 танков могли завестись только 6 ! ". Излишне напоминать, кто нес ответственность за исправность и боеготовность вверенной ему техники и как он с таким ее состоянием мог "поломать хоть как-то замысел Кремля ".

В дальнейшем Воронченко побывал командующим силами АТО в Луганской обл., после чего занимал должность начальника Главного управления персонала Генштаба, отметившись крайне русофобскими высказываниями, на которые даже откликнулись его бывшие сослуживцы по Крыму, напомнившие реальную картину тех лет, и предложившие открытый диалог, на что ответа со стороны нынешнего комфлота не последовало.

В принципе, это не плохо, что событие произошло не 1, а 2 апреля. То есть не в День дурака, а то было бы уж совсем символично, чисто по-украински и чисто по-постмайдановски. Гарант расовоправильной нации и верховный главнокомандующий, он же президент Петр Порошенко убрал прежнего командующего Военно-морскими силами Украины (ВМСУ) вице-адмирала 52-летнего Сергея Гайдука, и назначил нового – 51-летнего генерал-лейтенанта Игоря Воронченко.

Вот уж действительно, майдануны, как утверждают шутники, рождены, чтоб Кафку сделать былью. Но не только его. О сложившейся на украинском флоте (не смейтесь, пожалуйста, в Киеве уверены, что у них есть флот) уже давно спели в известной мощнейшей песне:

Азохен вей, и танки наши быстры.
И наши летчики отважества полны,
Громят врага бесстрашные танкисты.
Вперед за Родину, еврейские орлы...

Евреи тут, конечно, ни при чем. Все дело в том, что в Украине моряка сменили на... танкиста. Новый главный мореман «нэньки» практически всю свою военную жизнь при СССР после окончания Ташкентского танкового училища служил по специальности: командовал танковыми взводом и ротой, был начальником штаба танкового батальона. И даже в независимой Украине его использовали главным образом на суше – сначала в качестве командира механизированного полка первой Нацгвардии Украины, в Харькове, а потом, с 1998 года в Крыму. Когда же ту Нацгвардию расформировали в 2000 году, Воронченко стал командовать полком в войсках береговой обороны и к марту 2014 года дорос до замкомандующего флотом по береговой обороне. Вот и все морское прошлое нового главкома: для того, чтобы командовать казацкими чайками во время похода на Стамбул, знаний, наверное, хватит, но вот чтобы тягаться, например с Черноморским флотом той же России... Гусеницами, конечно, можно победно месить морскую воду, но на глубине – недолго...

Впрочем, не будем о грустном – назначение-то крайне веселое. Назначали генерала Воронченко ведь не как специалиста по морскому военному делу, а как патриота, который хорошо зарекомендовал себя на защите «нэньки». Когда 2 года назад Крым выбрал Россию, Воронченко, как, впрочем, и его предшественник Гайдук, крымчан не поддержал. И его тихо-мирно, подобру-поздорову спровадили в Украину, немножко погоняв по берегу и попугав здоровым мордобоем.

На суше «нэнька» оценила усердие двух патриотов – вице-адмирала Гайдука и генерала-Воронченко. Первый возглавил ВМСУ, а второго отправили в АТО в Донбасс – командующим карательно-«освободительными» войсками в Луганскую область. На флот Воронченко пришел уже как бывалый каратель и знаток повадок крылатых бурят Путина, бороздящих просторы между терриконами на подводных лодках, тоже хорошо знакомых сухопутному моряку, -- с должности начальника Главного управления персонала Генштаба ВСУ.

Ну как «пришел на флот»... Нет у Украины флота. Практически нет: все разворовано, развалено, недофинансировано. По последним известным данным, к началу 2015 года в состав флота входило 3 боевых корабля, 1 десантный корабль, 18 вспомогательных судов и 26 катеров. Численность моряков – чуть больше 6 тысяч человек. Особенно «достает» дезертирство: в течение 2015 года воинские части самовольно оставили 559 военнослужащих ВМСУ, из которых нашли 122 человека. С начала января до 10 марта 2016 года дезертировали еще 87 моряков, из которых вернули только 13. Флагманом является фрегат «Гетьман Сагайдачный», на котором у 15-го причала одесского Морвокзала Воронченко и «короновали» тельняшкой. Но мощно помогли внешние курыторы из США: 30 января 2015 года по программе материально-технической помощи ВМСУ щедрые амеры передали ВМС Украины 5 быстроходных надувных моторных лодок типа Willard Sea Force 730 и Sea Force 11M. В ноябре 2015-го для ВМСУ был спущен на воду первый из двух заказанных малых бронированных артиллерийских катеров класса «Гюрза-М».

Почему же поменяли Гайдука, который еще недавно был «хероем», а стал, как и большинство разжалованных майдаунов, «подонком и зрадныком»? Во-первых, и формально - это, конечно же, доносы других патриотов. Как сказано в сообщении гаранта нации, снимали человека, «чья деятельность во главе национального флота неоднократно критиковалась с разных сторон». Стороны» известны – доносчики из числа волонтеров, которые обвинили и Гайдука, и многих других офицеров в самом страшном сегодня украинском «грехе» - в пророссийскости и связах с Россией. Волонтеры состряпали письмишко на имя гаранта, в котором рассказали, какая подлая зрада свила себе гнездо в ВМСУ. По данным этих доносчиков, дочь самого Гайдука вышла замуж за – о, арийские боги «нэньки! - офицера российского ФСБ. И у других офицеров волонтеры-доносчики нашли что-то похожее и потому потребовали от гаранта: а) уволить всех «запятнавших себя родством», проверив всех в СБУ на предмет лояльности; б) провести переаттестацию офицерского состава ВМС на соответствие трем требованиям: патриотизм, профессионализм и непричастность к коррупции. Процесс переаттестации должен коснуться всех офицеров штаба ВМС. Также требуется использование полиграфа (детектора лжи) при переаттестации. Участие представителей общественности в контроле за процессом обязательно; в) впредь назначать на должности только проверенных и кристально арийских патриотов. Круто! И гарант, как видим, внял.

Во-вторых, серьезные проблемы в ВМСУ выявила комплексная проверка Минобороны Украины. Но нашла она главным образом упомянутое выше массовое дезертирство, кумовство и симпатии к России, проявившиеся в том, что офицеры ВМСУ отдыхают, собаки такие, в... Крыму. Сам Гайдук, оказывается, отправил в Канаду своего сына Евгения, который не знает английского языка. А первый замначштаба флота контр-адмирал Дмитрий Таран вообще устроил к себе в штаб служить свою падчерицу. Вы представляете, как после этого опустились к уровню гальюна все показатели боевой и политической подготовки, а также потрясены все морально-волевые качества.

А еще, установила комиссия, Гайдук, несмотря на афишированное мужество, в марте 2014-го не съел лично личные же дела всех офицеров ВМСУ, а передал их российским спецслужбистам! А остальные офицеры ВМСУ вместо того, чтобы сказать своему командиру дружно украинское «фэ-э-э-э-э!! и исколоть его портреты в туалете кортиками, дружно отдыхают в Крыму. Члены приехавшей из Киева комиссии завистливо выявили, что военнослужащие ВМСУ уже два года проводят отпуска в оккупированном Крыму. И, несмотря на предупреждения со стороны СБУ, за последние неполных два года на аннексированном бурятами, вежливыми людьми и «колорадами» полуострове побывали 155 украинских офицеров. И вернулись, вот самое противное, отдохнувшыми и загорелыми. Это форменная зрада. И фирменная. Моральный дух арийских моряков упал и даже в этой вязкой массе предательства не булькнул...

В-третьих, свою отставку приблизил и сам Гайдук. Он хотя и патриот, но все же профессиональный моряк, и мозги у него хоть подпорчены частым исполнением гимна в гальюне, но проблему-то уловить, увы, способны. Гайдук видел, в каком плачевном состоянии находятся вверенные ему ВМСУ и потому просил гаранта и главковерха, как-то менять эту ситуацию. На своей странице в Facebook он еще в январе текущего года призвал Порошенко: а) «возобновить финансирование строительства новых боевых кораблей (катеров) и судов обеспечения, в том числе продолжить финансирование главного проекта - корвета «Владимир Великий», которое прекращено с 2014 года»; б) «создать «морское лобби» на всех уровнях государственной власти, сформировать полное теоретическое понимание на всех уровнях руководства Украины необходимости развития национальных ВМС»; в) понять, «что флот никогда не был и не будет дешевым и простым». Следовательно, развитие ВМС является вопросом, который «касается статуса Украины как морского государства», и надо «вывести Военно-морские силы на политически акцентированный руководством Украины курс».

В переводе на нормальный язык это означает, что командующий ВМСУ ткнул гаранта мордой в самое то, что нехорошо пахнет по всей стране вообще и на флоте в частности – в разворовывание госсредств и чистый вороватый популизм, прикрытый гиперпатриотическими громкими фразами. По мненнию Гайдука, из года в год ВМС теряли свою боеспособность в связи с исключением из боевого состава «одного корабля за другим», а в течение 20 лет достраивали, а не строили «аж 4-х боевых корабля», при этом не построен «ни один новый самолет (вертолет) морской авиации». Ну, кто же, я вас спрашиваю, такое говорит главковерху, гаранту и олигарху, которого опустил даже журнал «Форбс-Украина», рассказав, что он из миллиардера стал простым, практически чмошным мультимиллионером? Ему же в баньке под пивко стыдно перед пацанами появиться, а его публично укоряют, что не выделяет деньги на какие-то жестянки на воде! Тут самому не хватате под распил. Конечно, ату этого Гайдка, ату!

И есть четвертый, как мне кажется, немаловажный, если не самый главный момент: гаранту и главковерху понадобился во главе ВМСУ надежный и проверенный человек, который будет не деньги выпрашивать, а готовиться отбивать Крым у «оккупантов». Украина давно уже намекает на силовой вариант возврата полуострова под свою юрисдикцию. А с недавнего времени и на уровне МИД утверждена некая стратегия по возврату Крыма с привлечением иностранных кураторов и помощников. «Стратегия», конечно, может быть исключительно горячечным бредом Клима Чугункина, пардон, главы МИД Украины Павла Климкина. Но провокации возможны. Любые. В том числе и военные, с использованием кораблей и катеров ВМСУ.

И командир у них уже есть – Игорь Воронченко, говорят, патриот и испытанный в АТО каратель, заслуживший там повышение. Ведь когда армия «особождает» часть своей территории, населенной согражданами, при помощи «градов», артиллерии, мин и ракет, убивая без разбора и военных ополченцев, и мирных граждан, то такое «освобождение» и называется карательной операцией. А сами боевые действия – «гражданской войной»: воюют-то между собой граждане одной страны. Это классика политологического жанра...

Так что если кто-то у берегов Крыма в скорости увидит плавающие танки, летящие на крыльях упоротого укро-патриотизма прямо ко дну, или ржавые корабли, гусеницами пенящие соленую воду, стараясь кого-то напугать, то удивляться не надо. Любовь к «нэньке» творит и не такие чудеса, когда, тем более, психиатры решили не вмешиваться. Хотя маразм, как видим, вышел уже на новую основу – бронетанково-военно-морскую. И, судя по всему, то ли еще будет...

5 июня российские и украинские масс-медиа растиражировали заявление главнокомандующего ВМСУ Игоря Воронченко о том, что военному судостроению «незалежной» грозит «точка невозврата», если Киев не сможет найти деньги на достройку корвета серии «Владимир Великий».

И хотя заявление вице-адмирала было сделано еще 24 мая - в Николаеве, на сборах Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром», - неординарная тема украинского военного судостроения действительно достойна того, чтобы ее внимательно рассмотреть.

Какой ты, Игорь, моряк?!

Воронченко, заметим, сам по себе является в ВМСУ довольно неординарной фигурой. Напомним, что данный вице-адмирал - выпускник Ташкентского высшего танкового командного училища, то есть по своей «специальности» Игорь Воронченко - стопроцентный танкист.

Ни разу не командовавший даже шлюпкой Воронченко внезапно стал флотоводцем в апреле 2016 года, когда Петр Порошенко выгнал в отставку предыдущего командующего ВМСУ вице-адмирала Сергея Гайдука , закончившего, кстати, ЧВВМУ им. П.С. Нахимова - то есть хоть как-то разбиравшегося в делах корабельных.

Объяснялась эта адмиральская рокировка так.

Прежде всего, после известных событий в Крыму корабельная составляющая ВМСУ предельно деградировала. В новых условиях на первое место по важности там выходил не плавсостав, а части морской пехоты, которые, к тому же, можно было использовать в Донбассе. Соответственно, новый командующий ВМСУ должен был быть компетентным прежде всего в вопросах сухопутных, а не морских операций.

Помимо этого, Петру Порошенко во главе ВМСУ нужен был человек, на практике доказавший свою верность новому киевскому режиму - причем не громкими заявлениями, а делом. «Танкист» Воронченко, успевший побывать командующим силами АТО в Луганской области, этим критериям соответствовал куда лучше, чем «моряк» Гайдук.

Тем не менее, несмотря на логичность смены командующего ВМСУ, появление на Украине целого вице-адмирала, не имеющего профильного военно-морского образования, потянуло, конечно, на абсурд.

Адмиральский плач

Но вернемся к скандальному заявлению пана танкиста от 24 мая. Если переформатировать этот «адмиральский плач» в тезисы, то получим следующее.

Воронченко наконец-то осознал, что украинское «ассорти» из постоянно ремонтирующегося «Гетмана Сагайдачного», лишенного ударного вооружения, плюс стайки разномастных катеров - это не флот. И что для флота нужны плавединицы покрупнее пресловутых «стелс-бронекатеров», кое-как построенных на личном заводике Порошенко:

«У нас есть море, мы должны защищать наши интересы как в исключительной морской экономической зоне, так и в мировом океане, - заявил Воронченко. - А без соответствующих классов кораблей, типа такого, как корвет, мы ничего не можем сделать».

Озаренный этой недюжинной догадкой Воронченко вспомнил, что где-то на задворках когда-то мощнейшего в СССР, а затем превращенного Украиной в руины кораблестроительного комплекса в Николаеве стоит (и давно!) недостроенный корпус украинского корвета.

Воронченко решил его достроить.

Однако кто-то подсказал Воронченко, что для достройки корвета нужен не только приказ, но и деньги. Заметим, что вообще-то там нужны еще и, как минимум, соответствующие компетенции, но это ведь сущие мелочи.

Поняв и это, Воронченко пошел клянчить деньги в Киев.

В столице «незалежной» прониклись адмиральскими страданиями и выделить гроши согласились. Мало того, кабмин Украины своим постановлением от 22 ноября 2017 года № 879 пообещал в полном объеме возобновить финансирование программы строительства на Украине военных кораблей типа «корвет».

В переводе на русский язык, это означало, что кабмин пообещал Воронченко дать аж 32 млрд гривен (75 млрд руб.) не только на достройку головного корабля проекта 58250 типа «Владимир Великий», но и на постройку еще трех таких же единиц.

Ликующий Воронченко ликовал до середины мая 2018 года, когда внезапно выяснилось, что кабмин Украины живет по принципу «пообещать - не значит жениться». Вновь процитируем Воронченко:

«Констатирую факт: вроде бы все мужи государственные подписывают постановления, но средства считают после того, как подписали. Буквально 2 недели назад пришло письмо, что нет в государстве средств соответствующих…»

После этого переставший ликовать Воронченко поскакал бить в набат:

«Я обратился в администрацию президента, к депутатскому корпусу, к министру и начальнику генерального штаба и получил поддержку от министра. Сейчас рассматривается вопрос, чтобы все-таки во втором полугодии этого года средства были найдены. Как угодно, но 1 млрд 361 млн грн. дайте на флот. Потому что если мы не вложим соответствующий финансовый ресурс, то точку невозврата пройдем!..»

Вот за эту вице-адмиральскую «точку невозврата» СМИ и ухватились, всячески ее смакуя. Но весь смех даже не в этом.

«Мощные работы» в лопухах

Вообще-то, как это явствует из исторических реалий, точку невозврата ВМСУ прошли прямо в момент своего образования. Украина из числящихся к моменту раздела в составе КЧФ 525 боевых кораблей, катеров, судов и плавсредств получила 137. Естественно, не все из них были на ходу или достроены, но, тем не менее, факт есть факт - ВМСУ получили 137 плавединиц. А затем…

Затем в игру вступили: разрыв отраслевых цепочек, утрата возможностей по кооперации с поставщиками комплектующих из других бывших республик СССР, в первую очередь из России, недофинансирование, утрата компетенций и подготовленных кадров, стремительное устаревание производственной базы, формирование и распределение гособоронзаказа в соответствии с пожеланиями частных лоббистов и т.п, включая откровенный «дерибан».

В итоге, к концу 2012 года доставшаяся Украине корабельная армада «ужалась» до 2-3 десятков плавединиц, а события «Крымской весны» окончательно превратили ВМСУ то ли в «тень отца Гамлета», то ли в водный филиал цирка-шапито.

Нет, амбиций от этого у ВМСУ меньше не стало. Достаточно вспомнить выступление 15 сентября 2015 года на встрече с курсантами факультета военно-морских сил Одесской национальной морской академии приснопамятного вице-адмирала Гайдука. Тот гордо объявил:

«До конца 2020 года в составе ВМС Украины должно быть 66 кораблей и судов обеспечения, 31 летательный аппарат, войска береговой обороны, мощные артиллерийские подразделения, морская пехота, другие части обеспечения».

Мало того, Гайдук нокаутировал своих слушателей сообщением, что в государственной целевой программе развития вооружения и военной техники до 2020 года предусмотрена закупка двух современных малых подводных лодок и «новейших ударных вертолетов от концерна Антонов». Надо ли говорить, что обещания Гайдука так и остались обещаниями?

Впрочем, иначе и быть не могло. Потому что разрыв отраслевых цепочек, утрата компетенций и прочие уже упоминавшиеся нами явления, «под корень рубящие» украинский потенциал в области военного кораблестроения, после «Евромайдана» не только не исчезли, но и многократно усилились.

Наглядным доказательством украинской кораблестроительной импотенции как раз и стала та самая, фигурировавшая в стенаниях Воронченко, программа постройки собственных корветов.

Напомним, как все происходило.

Проектировать собственный корвет проекта 58250 украинцы начали еще в начале 2000-х годов. Заложили его на «Черноморском судостроительном заводе» в Николаеве 17 мая 2011 года.

Осознавая, что постсоветская Украина в одиночку боевой корабль водоизмещением даже в 2650 тонн не потянет, строители корвета исходно рассчитывали на широкую международную кооперацию. Предполагалось, что «Владимир Великий» на 60% будет оснащен украинским оборудованием, а вот боевую информационную систему и все системы вооружения получится приобрести у партнеров из Италии, Швейцарии, Франции, Германии, США, Дании и Нидерландов. Но, как говорится, гладко было на бумаге…

Теоретически украинцы планировали до 2026 года построить 10–12 корветов для себя и несколько единиц - на экспорт. Практически же «Черноморский судостроительный завод» к лету 2014 года сумел, по официальным данным, довести готовность корпуса головного корабля до 43 процентов. На этом какие-либо строительные работы из-за отсутствия грошей прекратились. Лишенный носа и кормы фрагмент корпуса «Владимира Великого» остался ржаветь в зарастающем лопухами цеху.

15 сентября 2015 года на все той же встрече с курсантами вице-адмирал Сергей Гайдук сообщил, что на корвете «идут мощные работы по достройке». Позже выяснилось, что эти «мощные работы» свелись к тому, что недостроенный фрагмент корпуса корвета передвинули из одного угла цеха в другой - чтобы не мешал.

В последующее время военное руководство Украины не раз с пафосом сообщало, что «программа «Корвет» - это последняя возможность поднять судостроение в стране, что больше такого шанса не будет» и что «корвету быть». Но слова оставались словами, официально «выделенные» на достройку корабля гривны рассасывались в никуда, и дело с мертвой точки не сдвигалось.

Если же деньги на кораблестроение вдруг и удавалось найти, то они неизменно утекали куда?.. Правильно - на принадлежащее Порошенко киевское предприятие «Кузница на Рыбальском», занимавшееся постройкой малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 «Гюрза-М».

Судя по майскому выступлению Игоря Воронченко, эта «удивительная» тенденция до сих пор остается неизменной. И, уверяем вас, будет оставаться таковой вне зависимости от того, кто является президентом современной Украины. Потому что для того, чтобы «Владимир Великий» вошел в строй, одного возобновления финансирования постройки корабля будет мало. Надо, чтобы еще и время повернулось вспять, а современная Украина превратилась в УССР 1980-х годов. Ну, а поскольку это невозможно, то невозможна и реализация Украиной программы постройки корветов на собственной территории.

Железный крест

Повторим, точку невозврата ВМСУ миновали прямо в момент своего появления в качестве одного из видов вооруженных сил современной Украины. Помнится, в прошлом году ВМСУ отпраздновали свой 25-летний юбилей, по случаю чего даже был учрежден особый памятный нагрудный знак - «Железный крест».

И ведь правильно был учрежден-то, и назван был новый нагрудный знак тоже правильно! Потому что к тому моменту минуло ровно четверть века, как Украина поставила железный крест на будущем своего флота.