Многие из нас знают, что во времена советской власти существовали такие понятия, как продналог и продразверстка. Некоторые даже владеют информацией о том, что связаны они с первыми годами становления молодого государства рабочих и крестьян. А вот чем же отличаются продналог и продразверстка друг от друга? Попробуем разобраться.

Определение

Продналог – натуральный, четко зафиксированный налог на продовольствие, собираемый с крестьянских хозяйств в России и затем в СССР с 1921 по 1923 годы.

Продразверстка – система заготовки продовольствия, дважды вводившаяся в России с 1916 по 1921 годы и предполагавшая сдачу государству крестьянами всех излишков по утвержденным ценам.

Сравнение

Продразверстка появилась раньше продналога – она была введена в декабре 1916 года еще в терзаемой смутами Российской империи (СССР, как известно, был провозглашен в 1922 году). Так называемая хлебная монополия предполагала, что производители будут передавать государству весь объем имеющегося у них хлеба (на личные и хозяйственные нужды оставляя лишь малую часть согласно утвержденным нормам). Цены на продукцию устанавливало само государство. Помимо хлеба, продразверстка, ставшая проявлением политики «военного коммунизма», постепенно распространилась на картошку, мясо, а затем и вообще всю сельхозпродукцию. Она проводилась в принудительном порядке: у крестьян просто-напросто отбирали все сделанные ими запасы, что вынуждало людей прятать продовольствие, невзирая на опасность смертной казни. Нормы сдачи хлеба были настолько «драконовскими», что в большинстве случаев превышали количество хранящейся у заготовителей продукции и убивали стимул трудиться на земле, сеять хлеб. Часть продовольствия, отнятого у крестьян, сгнивала из-за бюрократических и транспортных проблем. Товарно-денежные отношения были практически сведены к нулю, так как запрещалась свободная продажа зерна и хлеба.

В марте 1921 года взамен продразверстки был введен фиксированный продналог: это означало переход к НЭПу – новой экономической политике. Теперь крестьяне могли продавать излишки продукции, что стимулировало сельхозпроизводство и развитие торгово-рыночных отношений, заинтересованность людей в увеличении посевов и повышении урожайности. Государство больше не являлось монополистом, а земледельцы заранее знали, сколько продукции они должны ему сдать (размер продналога был на порядок меньше, чем «дани» во времена продразверстки). Продналог рассчитывался как доля (сначала 20%, потом 10%) от общего количества урожая, причем для зажиточных (кулацких) хозяйств он был больше, а с бедняков мог вообще не взиматься.

Выводы сайт

  1. Продразверстка действовала раньше продналога.
  2. Продразверстка относится к политике «военного коммунизма», продналог – к политике НЭПа.
  3. Доля продналога была на порядок меньше размеров продразверстки.
  4. При продналоге, в отличие от продразверстки, учитывалась не потребность государства в продукции, а возможность крестьянства ее сдать.
  5. Во времена продразверстки запрещалась свободная продажа зерна и хлеба, во времена продналога крестьяне могли продавать оставшиеся у них излишки, что стимулировало товарно-денежные отношения и подъем рыночной экономики.
  6. Нормы при сдаче продналога были намного более гибкими: учитывались урожайность, зажиточность хозяйства, число едоков в семье. С бедняков продналог не взимался.

Как продолжение традиций дореволюционной России в налоговой системе нэпа разграничивалось налогообложение деревни и города. С весны 1921 г. вплоть до 1923 г. крестьянство облагалось продналогом, включавшим натуральные поставки 18 видов продукции (зерновые, мясо, картофель, сено, гужевой налог и др.). Однако проведение денежной реформы , активизация торговли побуждали крестьянство производить наиболее выгодные виды продукции и продавать их за устойчивые деньги. В результате с 1 января 1924 г. все натуральные и трудовые повинности были отменены, а продналог стал взиматься только в денежной форме. Тем самым еще раз были продемонстрированы возможности и эффективность саморегулирования рыночного хозяйства.  


Налогообложение сельских хозяев заменяется системой продразверстки (продовольственной разверстки), представлявшей собой способ заготовки , применявшийся в Советской России до введения продналога, заключавшийся в обязательной сдаче крестьянскими хозяйствами государству всех излишков (сверх установленных минимальных запасов, необходимых для личных и хозяйственных нужд) хлеба и других сельскохозяйственных продуктов . В период Гражданской войны 1918-1920 гг. продразверстка официально определялась как чрезвычайная мера , вызванная исключительно тяжелым военным и экономическим положением страны.  

Завершение эпохи военного коммунизма и переход к новой экономической политике были ознаменованы заменой продразверстки продналогом (продовольственным налогом). Продналог - натуральный налог , взимавшийся с крестьянских хозяйств , был введен Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 г. Целью перехода от продразверстки к продналогу было создание у крестьян стимулов к восстановлению и расширению хозяйства, увеличению производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Введение продналога представляло собой важный шаг в переходе к товарно-денежному обмену . Экономический интерес крестьян обеспечивался тем, что после уплаты государству установленного продналога вся остальная часть произведенного хлеба и других сельскохозяйственных продуктов оставалась в их полном распоряжении. Свободный обмен излишков сельскохозяйственной продукции на продукты промышленности содействовал развитию и подъему крестьянского хозяйства.  

Продналог был значительно меньше продразверстки и устанавливался с таким расчетом, чтобы удовлетворить минимальные потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Мобилизация государством сельскохозяйственной продукции сверх продналога производилась путем обмена на необходимые крестьянам промышленные товары , т.е. на основе товарного обмена между городом и деревней, сельским хозяйством и промышленностью. С восстановлением промышленности и транспорта и расширением на этой основе товарооборота задания по продналогу должны были снижаться.  

Введение продналога осуществлялось с одновременным установлением платности услуг для населения. В годы военного коммунизма существовала повсеместная практика бесплатных хозяйственных услуг для населения транспорт (в том числе и городской), жилище, почтовые отправления , газеты и т.д. предоставлялись бесплатно.  

Продналог 1921 г. фактически представлял собой комплекс продовольственных и сырьевых налогов (в 1921/22 г. взимались налоги на хлебные продукты - хлеб, зернофураж, масличные семена, картофель сено молочные продукты мясо яйца птицу мед шерсть льняное волокно пеньку кожевенное сырье пушнину мелкое животное сырье табак и продукты огородничества и бахчеводства), взимавшихся с разных отраслей сельского хозяйства . Это обстоятельство чрезмерно усложнило систему обложения.  

Декрет ВЦИК от 17 марта 1922 г. установил на 1922/23 г. единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства (разновидность продналога), который исчислялся в единой весовой мере - пуде ржи, а в районах распространения пшеницы - пуде пшеницы, и вносился налогоплательщиками основными сельскохозяйственными продуктами зерновыми (продовольственно-фуражными) хлебами, масличными семенами, картофелем, сеном, маслом и мясом.  

В Советской России в 20-е гг. использовался также единовременный общегражданский налог . Этот налог, относящийся к целевым налогам , впервые был введен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1992 г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении. Налогоплательщиками были трудоспособное население (мужчины в возрасте от 17 до 60 лет, женщины - от 17 до 55 лет). Налог взимался по твердым ставкам в размере 50 коп., 1 руб., 1 руб. 50 коп. (в золотом исчислении), устанавливаемым в зависимости от уровня дохода и социального положения плательщика. Освобождались от уплаты красноармейцы, находившиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имевшие детей в возрасте до 14 лет, лица, пользовавшиеся социальным обеспечением . Кроме того, налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 г. от зернофуражного продналога из-за неурожая.  

С 1921 г. начинается новая полоса экономической политики в русской деревне. Переход от разверстки к продналогу создает повышенные стимулы к расширению площади крестьянских запашек. Потребность в рабочих руках возрастает, а демобилизация армии наряду с нарастающими процессами расслоения деревни поставляет все более широкие кадры наемной рабочей силы для удовлетворения этой возрастающей потребности путем дополнительного найма чужого труда во всех тех хозяйствах, где своего уже не хватает.  

В. И. Ленин, просмотрев два экземпляра доклада В. Г. Яковенко, на одном из них сделал пометку в папку о продналоге, на другом Яковенко член ВЦИК, Канского уезда.  

Важной чертой Н. п. в деревне на первом этапе переходного периода была замена продразверстки продналогом (см.). Серьезной задачей Н. п. являлся переход от натуральных налогов к денежным. В соответствии с постановлением XII съезда партии в 1923 г. был принят декрет о едином с.-х. налоге (натурой и деньгами), в 1924 г. налог стал полностью исчисляться и взиматься деньгами. Бедняцкие  

ПРОДНАЛОГ (продовольственный налог) - натуральный налог с крестьянского х-ва, введенный декретами Советского правительства в марте-апр. 1921 г. Был установлен на хлеб, картофель, маслосемена, яйца и молочные продукты, шерсть, кожсырье, льняное и пеньковое волокно, табак и т. п. Заменил собой продовольственную разверстку (см. Продразверстка). Явился результатом провозглашения новой экономической политики и изменения государственной продовольственной политики.  

Финансы в восстановительный период нэпа. Победа над объединенными силами интервентов и внутренней контрреволюции открыла возможность перейти к мирной работе по восстановлению и дальнейшему развитию народного х-ва. X съезд партии принял решение о замене продразверстки продналогом, о переходе к новой экономической политике . Необходимо было восстановить и последовательно проводить принцип материальной заинтересованности, овладеть новыми приемами и  

X. з., выпущенный на основании постановления ВЦИК от 20 мая 1922 г. на 10 млн. пудов ржи (в переводе на деньги - 3,8 млн. руб.), был первым займом Советского гос-ва. Облигации выпускались на предъявителя достоинством от 1 до 100 пудов ржи. Погашение производилось с 1 дек. 1922 г. по 15 марта 1923 г. X. з., гарантировавший помещенные в него средства от обесценения совзнаков, был успешно реализован. Он был особенно выгоден для крестьянства, к-рое, уплачивая продналог облигациями, не несло расходов на доставку и сдачу своей продукции гос-ву, освобождалось от обязательства сдавать по налогу  

После окончания гражданской войны и перехода к нэпу товарно-денежные отношения стали быстро развиваться, чему в значительной мере способствовала замена продразверстки продналогом. Перед партией и правительством встала неотложная задача - осуществить стабилизацию рубля. Одним из первых шагов в этом направлении были две деноминации, проведенные в 1921 -1922 гг., в результате к-рых 1 млн. прежних денежных знаков был приравнен к 1 руб. новых денежных знаков . Однако для полной стабилизации рубля  

Замена продразверстки продналогом означала, что каждый крестьянин заранее знал свои налоговые обязательства перед государством и, выполнив их, остальную часть сельскохозяйственной продукции мог свободно реализовать за деньги по ценам, складывающимся на рынке под воздействием цен государственной торговли.  

Приобретенные крестьянами за деньги облигации этого займа принимались в уплату продналога, который таким образом пре-  

Отметив, что переход от продразверстки к продналогу принес значительное облегчение крестьянству и вполне оправдал себя как экономически, так и политически, XII съезд партии (апрель 1923 г.) характеризовал его как первый шаг, который могла сделать Коммунистическая партия по пути к облегчению положения крестьянства и улучшению всей хозяйственной жизни разоренной войной и контрреволюцией страны. Начавшееся общее оздоровление хозяйства, выражающееся, в частности, в оживлении товарооборота, позволяло сделать следующий шаг - освободить крестьянина от обязанности вносить свои платежи государству в натуральном виде и дать ему возможность вносить часть этих платежей в денежной форме. Как указал далее XII съезд партии, это мероприятие облегчает положение крестьянства и дает выгоду крестьянскому хозяйству не только сокращением издержек но взносу налога, но и тем, что предоставляет крестьянину возможность свободно приноравливаться к рынку, избрать наиболее выгодные культуры, направлять свои силы в промысловые занятия и т. д. Вместе с тем эта мера улучшит и общее хозяйственное положение страны, ибо поведет к дальнейшему расширению товарного оборота, послужит путем к ликвидации финансовой разрухи в обеспечит устойчивость денежного обращения 8.  

В. И. Ленин указывает, что в России тогда были налицо политические условия перехода к социализму - диктатура пролетариата, но не было материально-производственных условий- крупного, базирующегося на новейшей технике машинного производства и его планомерной государственной организации. Страна была разорена войной, в экономике преобладало мелкое крестьянское производство. Замена продразверстки продналогом и связанное с этим допущение частной торговли заинтересовывали крестьян в подъеме сельского хозяйства , что способствовало восстановлению промышленности. Одновременно укреплялся союз рабочего класса с крестьянством - основа диктатуры пролетариата.  

Декретами советской власти в марте - апреле 1921 г. продналог устанавливался на хлеб, картофель, маслосемена, яйца, молочные продукты, шерсть, кожсырье, льняное и пеньковое волокно, табак. Размер налога и сроки сдачи сельскохозяйственной продукции доводились до хозяйств весной до начала полевых работ . Продналог взимался в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов при этом учитывались урожайность, фактическое наличие скота, число едоков. Обложение основывалось на класовых принципах и было прогрессивным наиболее высокие ставки устанавливались для кулацких хозяйств, пониженные - для середняцких беднейшие крестьяне освобождались от некоторых, а в ряде случаев и от всех видов натурального обложения. Предоставлялись льготы крестьянам, увеличивавшим площади посевов, производительность хозяйства. Однако множественность натуральных налогов осложняла их взимание, сдерживала рост товарности хозяйства, не позволяла полностью учесть и использовать все благоприятные для развития хозяйства особенности отдельных районов.  

При переходе к нэпу вместо продразверстки был введен продналог (см.), посредством к-рого у крестьян изымалась только часть излишков продовольствия и с.-х. продукции, а остальной частью они могли распоряжаться самостоятельно. По мере восстановления народного х-ва и укрепления денежного обращения в стране возникла необходимость и возможность перехода от натуральной к денежной форме взимания налогов. Однако форма Н. н. сохранялась еще в первый период взимания единого с.-х. налога, к-рый исчислялся в пудах ржи, пшеницы или мяса и взимался в ряде мест (в основном в р-нах производящей полосы) частично натурой (по желанию плательщиков). Прием взносов натурой в уплату единого с.-х. налога был полностью прекращен с 1 янв. 1924 г. В настоящее время натурой взимаются в Венгрии поземельный налог , а в КНР - с.-х. налог.  

В годы становления Советской власти и гражданской войны (1917-1920) они осуществлялись в виде продуктообмена и продразверстки, при переходе к мирному строительству- продналога (1921 -1922) и рыночных закупок (1923-1927) в период коллективизации (1928-1932) - контрактации объемов производства и продажи государству по договору части валовой продукции после завершения социалистической перестройки села с 1933 г. - обя-зательских поставок и натуральной платы за работы МТС начиная с 1958 г. -в форме контрактации.  

Главная задача перестройки заключалась в дальнейшей унификации платежей крестьянства. Различие в системах обложения и сроках предъявления налоговых обязательств , связанное с множественностью платежей, лишало крестьян возможности заранее строить свои хозяйственные расчеты и затрудняло дифференцированное обложение отдельных слоев крестьянства соответственно их социальному положению и платежеспособности. Дело усложнялось тем, что налоги взимались несколькими органами продналог - органами Наркомата продовольствия, трудгужна-лог - наркоматов финансов (в денежной части) и труда (в натуральной части), подворно-денежный налог - местными органами власти.  

За счет налогов с населения формировалась незначительная часть доходов государственного бюджета СССР . На первом этапе были введены подоходно-поимущественный налог с высокопрогрессивными ставками, чрезвычайные революционные налоги, продразверстка (впоследствии замененная продналогом). К 1985 г. поступления налогов с населения играли второстепенную роль, а платежи по всем

Продналог

продовольственный налог в СССР, твёрдо фиксированный натуральный налог с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 взамен продразвёрстки (См. Продразвёрстка). Переход к П. был первым актом новой экономической политики (См. Новая экономическая политика), необходимым экономическим стимулом для подъёма с. х-ва. Крестьяне знали заранее, сколько продукции нужно сдать государству. Размер П. был значительно меньше, чем продразвёрстки. Если по продразвёрстке в 1920-1921 крестьяне сдали государству 367 млн. пудов зерновых, то П. в 1921-22 определялся в 240 млн. пудов. Уже в первый год введения П. значительное количество хлеба и др. продуктов оставалось в распоряжении крестьянских хозяйств, что повышало экономическую заинтересованность крестьян в развитии своего хозяйства, расширении посевов, увеличении поголовья скота и повышении урожайности возделываемых культур. Ставки налога по каждому виду с.-х. продукции определялись в зависимости от местных условий и зажиточности крестьянских хозяйств. Советское государство проводило принцип прогрессивного обложения; самый высокий процент устанавливался для кулацких хозяйств.

Декретами Советской власти в марте - апреле 1921 был установлен натуральный налог на хлеб, картофель, маслосемена, яйца, молочные продукты, шерсть, кожсырьё, льняное и пеньковое полотно, табак и т.д. Мобилизация товарной с.-х. продукции сверх П. предполагалась путём обмена на необходимые крестьянам промышленные товары, т. е. на основе товарного обмена между городом и деревней, промышленностью и сельское хозяйством. Чтобы ускорить расширение товарооборота, создать необходимые условия для развития земледелия и промышленности, ускорить на этой основе рост производительных сил страны, всемерно поощрялось развитие мелкой промышленности. П. представлял собой важный шаг перехода к обмену с.-х. товаров на промышленные. Введение П. оживило торговлю и создало совершенно иные, чем прежде, экономические отношения крестьянства с рабочим классом. Тем самым была заложена прочная основа не только для политического, но и экономического союза этих классов. По решению 12-го съезда партии (апрель 1923) вместо П., др. налогов и сборов в деревне был введён единый прямой с.-х. налог (декрет ВЦИК и СНК от 10 мая 1923), который с 1924 (с установлением в СССР твёрдой валюты) стал взиматься в денежной форме.

И. Я. Карлюк.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Продналог" в других словарях:

    Продналог … Орфографический словарь-справочник

    Продналог продовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года взамен продразвёрстки. Продналог взимался «в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в… … Википедия

    - (продовольственный налог) в Советской России (СССР) твердо фиксированный натуральный налог с крестьянских хозяйств, введенный декретом ВЦИК от 21 марта 1921 г. взамен продразверстки. В 1923 г. был введен единый прямой сельскохозяйственный налог … Юридический словарь

    - (продовольственный налог) взимался в России в 1921 23 с крестьянских хозяйств; введен взамен продразверстки, первый акт новой экономической политики. Размер устанавливался до весеннего сева по каждому виду сельскохозяйственных продуктов… … Большой Энциклопедический словарь

    ПРОДНАЛОГ, продналога, мн. нет, муж. (неол. ист.). Натуральный продовольственный налог, введенный в 1921 г. в отмену продразверстки и замененный впоследствии единым сельскохозяйственным налогом; см. прод…. «Х съезд принял важнейшее решение о… … Толковый словарь Ушакова

    ПРОДНАЛОГ, а, муж. Сокращение: продовольственный налог в период нэпа в 1921 1923 гг.: налог с крестьянских хозяйств. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Толковый словарь языка Совдепии

    А; м. Ист. Продовольственный налог (натуральный налог с крестьянского хозяйства, введённый в Советском государстве в 1921 г. взамен продразвёрстки и взимавшийся до 1923 г.). Ввести, сдать п. Заменить п. единым сельскохозяйственным налогом. ◁… … Энциклопедический словарь

В результате прошедшей в феврале 1917 г. революции произошли перемены в государственной власти. Временное правительство остро нуждалось финансовых источников, избрав путь пополнения казны эмиссионными бумажными деньгами и ростом косвенных налогов. Однако общее ослабление государственной власти не позволило Временному правительству использовать налоговые инструменты в своей политике.

В октябре 1917 г. свершилась Великая Октябрьская Социалистическая революция. Экономическое состояние страны было удручающим. Финансовое система страны была в состояние разрухи. Советское правительство нуждалось в действенной финансовой системе и прежде всего налоговой. Первые шаги на данном пути Советского правительства были нелегкими. В условиях отсутствия сформировавшейся финансовой системы, и в частности финансового аппарата, Советское правительство вынуждено было обеспечить взимание ранее установленных налогов.

В связи с чем, Декретом СНК от 24 октября 1917 г. «О взимании прямых налогов» был установлен единый срок для уплаты ранее введенных налогов. В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власти по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земли был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы. Одним из элементов налоговой политики Советского государства в начальный его период является введение чрезвычайных революционных налогов с городского и сельского населения страны. Введение чрезвычайных революционных налогов помимо финансовых задач — пополнения скудных денежных ресурсов, выполняло и иную задачу Советского правительства — борьбу с имущими слоями населения. В основу которого были положены классовые принципы.

Декретом о единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном налоге, принятом Постановлением ВЦИК и СНК от 28 октября 1918 г. было произведено изъятие средств для нужд Красной Армии. Чрезвычайный налог носил раскладочный характер. Общая сумма — 10 миллиардов рублей — была разверстана между губерниями. Данный налог содержал в себе элемент контрибуции с имущих слоев населения страны. Однако при взимании налога не обошлось без нарушений законности, если о ней можно было тогда говорить, что заставило Советское правительство иначе посмотреть на проблему обложения данным налогом крестьян-середняков. Связано было это, прежде всего, тем, что при взимании данного налога под него подпадали хозяйства крестьян середняков.

В резолюции 8 съезда РКП(б) Об отношении к среднему крестьянству подчеркивалась: «Среднее крестьянство должно облагаться чрезвычайно умеренно, лишь в размере, вполне посильном и необременительном для него».

Декретом ВЦИК от 9 апреля 1919 г. «О льготах крестьянам-середнякам в отношении взыскания единовременного чрезвычайного налога» полностью были сложен налог с крестьян, которые подлежали обложению по небольшим ставкам и значительно был снижены более высокие ставки окладов. Финансовые результаты проведения налога значительно отличались от запланированных сумм. Вместо запланированных 10 миллиардов рублей получено было 1,5 миллиарда рублей. Помимо общегосударственных чрезвычайных революционных налогов вводились и местные чрезвычайные единовременные революционные налоги. Данные средства направлялись на покрытие расходов местной власти. В связи с натурализацией хозяйственных отношений, обесцениванием денег взимание денежных налогов было приостановлено. Острая продовольственная нехватка вынудила найти новые инструменты пополнения продовольственных запасов государства. В условиях натурализации экономики и прекращения денежного обращения правительству пришлось перейти к взиманию натуральных налогов.

Декретом ВЦИК от 30 октября 1918 г. «Об обложении сельских хозяев натуральным налогом», в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов был введен натуральный налог. Строился он по принципу подоходного налога. Налог взимался с излишек продуктов сверх потребности хозяйств и по прогрессивной системе в зависимости от количества десятин посева, численности скота в хозяйстве и с учетом количества едоков. В отношении кулацких хозяйств была установлена особая система индивидуального обложения. Местные Советы могли привлекать кулацкие хозяйства к обложению по повышенным нормам или отнести их к более высоким разрядам по обеспеченности посевом, или обложению всех посевов без учета количества едоков. В отличие от чрезвычайного революционного налога натуральный налог имел окладной характер, а не раскладочный. Объектом обложения являлись посевные земельные участки всех видов и скот, имеющийся в хозяйстве. Были установлены необлагаемые минимумы. Ставки налога устанавливались в пудах ржи, но налогоплательщик мог вносить налог другими продуктами.

Натуральный налог был непосредственно связан с хлебной монополией и являлся инструментом не столько финансовой, сколько продовольственной политики государства. Однако проведение налога не получило большого значения, т.к. не позволили мобилизовать все излишки продовольствия в государстве. В связи с чем правительство вынуждено было ввести продовольственную разверстку.

Декретом СНК от 11 января 1919 г. в общегосударственном масштабе введена Продовольственная разверстка. В соответствии с ней все количество хлеба и зернового фуража, которое было необходимо для удовлетворения государственных нужд, разверстывалась для отчуждения у населения между производящими губерниями. В результате проведения продовольственной разверстки у крестьян изымались не только излишки продовольствия, но и часть необходимых самим крестьянам продуктов.

Декретом Совета труда и обороны от 19 ноября 1919 г. О натуральной трудовой и гужевой повинности в целях преодоления топливного кризиса устанавливались:

  • натуральная дровяная повинность,
  • трудовая повинность,
  • гужевая повинность.

В результате происходящих в стране событий состояние экономики и отдельных ее отраслей было удручающим. Сельскохозяйственное производство в 1920 г. составляло 50 % от довоенного уровня. Необходимость нормализации и развития экономических отношений, побудило правительство пересмотреть систему отношении к сельскому хозяйству и крестьянству. Выведение из разрухи всего народного хозяйства необходимо было начинать с поднятия сельского хозяйства. Важным шагом в этом направлении явилась отмена продовольственной разверстки и введение продовольственного налога.

На X съезде партии была принята резолюция о переходе к Новой Экономической Политике, а также о замене продовольственной разверстки натуральным налогом. В резолюции устанавливались основные принципы продовольственного налога и особо подчеркивалось, что общая сумма налога подлежит уменьшению по мере восстановления промышленности и транспорта Советского государства.

Во исполнение резолюции X съезда партии Постановлением ВЦИК от 21 марта 1921 г. «О замене продовольственной и сырьевой разверстки» натуральным налогом на Совет Народных Комиссаров была возложена обязанность по изданию декретов об отдельных натуральных налогах. Декретом СНК от 21 апреля 1921 г. «О натуральном налоге на хлеб, картофель и масленичные семена» налог был построен по принципу прогрессивного обложения, при котором учитывалась мощность хозяйства по ряду показателей. Показателями мощности хозяйства являлись: количество пашни, число едоков и урожайность. Устанавливались семь групп хозяйств по количеству пашни на едоков и одиннадцать разрядов по урожайности. Сочетание показателей и определяло размер налога, подлежащего уплате. Следует отметить, что система взимание натурального налога 1921/22 гг. осуществлялось из целого ряда разных видов натуральных налогов.

Наряду с Декретом от 21 апреля 1921 г. «О натуральном налоге на хлеб, картофель и масленичные семена», были изданы ряд декретов по ряду натуральных налогов на отдельные сельскохозяйственные продукты:

  • Декретом СНК от 21 апреля 1921 г. был установлен натуральный налог на молочные продукты;
  • Декретом СНК от 21 апреля 1921 г. введен натуральный налог с птицеводства;
  • Декретом СНК от 10 мая 1921 г. введен натуральный налог на шерсть;
  • Декретом СНК от 11 мая 1921 г. введен натуральный налог на табак;
  • Декретом СНК от 31 мая 1921 г. введен натуральный налог на продукты огородничества и бахчеводства;
  • Постановлением СТО от 3 июня 1921 г. введен натуральный налог на продукты пчеловодства (мед и воск);
  • Декретом СНК от 14 июня 1921 г. введен натуральный мясной налог;
  • Декретом СНК от 10 мая 1921 г. введен натуральный налог на льняное и пеньковое волокно;
  • Декретом СНК от 9 августа 1921 г. введен натуральный налог на кожевенное сырье;
  • Декретом СНК от 25 августа 1921 г. введен натуральный налог на пушнину.

Все натуральные налоги могли уплачиваться 18 различными видами продуктов, с установлением эквивалента замены одного вида сельскохозяйственной продукции другим. Первоначально натуральные налоги не распространялись на производственные сельскохозяйственные кооперативы, которые сдавали сельскохозяйственную продукцию по особо установленным для них правилам.

Однако затем Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1921 г. они были привлечены к уплате натуральных налогов. Наличие множества натуральных налогов не обеспечивало равномерности обложения, ставило определенные пределы для развития тех или иных сельскохозяйственных культур, тормозило дальнейшее развитие товарно-денежных отн

Взимание налога несло на себе большие издержки по взиманию, которые достигали иногда до 40 % валового сбора. Все это требовало изменений в порядке обложения крестьянских хозяйств. XI Всероссийская партийная конференция рекомендовала изучить опыт взимания продналога и найти возможность упростить для крестьянства выполнение лежащих на них государственных повинностей.

На IX Всероссийском Съезде Советов были выработаны указания о необходимости пересмотра взимания натурального налога. На основе этого Декретом ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. «Об едином натуральном налоге на продукты сельского хозяйства на 1922/23 гг.» вводится единый натуральный налог вместо прежних отдельных натуральных налогов, устанавливается единая весовая мера начисления налога, в пудах ржи или пшеницы, налог исчислялся от сочетания трех показателей: количества пашни на едока, обеспечения скота и урожайности. Уплата могла производиться различными сельскохозяйственными продуктами в определенном эквиваленте к основной весовой мере исчисления налога — пуду ржи и пшеницы. Сам налог строился по прогрессивной шкале ставок. Объектом обложения стала земля-пашня, а также сенокос в переводе на пашню и количество продуктового скота имеющегося в хозяйстве.

В течение 1922 г. помимо единого натурального налога вводится два общегражданских налога, подворно — денежный налог, трудгужналог. Необходимость роста валовой продукции и товарности сельского хозяйства, укрепления рубля и развития денежного обращения, использования налогового обложения деревни в целях стимулирования производственных сил сельского хозяйства настоятельно потребовало изменения в системе налогообложения крестьянства. Развития экономики настоятельно требовало перехода от натурального обложения к денежному. Изменения в налогообложении деревни могло протекать по двум направлениям: перехода от натурального обложения к денежному обложению и переходу к единому сельскохозяйственному налогу. Необходимость перехода к единому налогу была обусловлена тем, что наличие множества налогов не позволяло проводить равномерное обложение сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также тем, что взимание налога производилось различными органами: Наркомпрод, Наркомфин и местными органами. Уплата налога натуральными продуктами фактически лишало крестьянина права распоряжаться продуктами своего труда, что не отвечало задачам развития товарооборота, укрепления рубля и развитию денежного обращения.Переход к денежному обложению отвечал интересам бюджета и значительно позволил бы снизить расходы на организацию взимания налогов. Однако условия неравномерного развития районов страны не позволил полностью отказаться от взимания натуральных налогов и переходу к денежному взиманию.

Решение о переходе к уплате единого налога в деревне было принято на XII съезде партии в резолюции «О налоговой политике в деревне». В резолюции XII съезда РКП говорилось о наличии ограничения прав крестьян на результаты своего труда и признавало права крестьян свободно распоряжаться продуктами своего труда, подчеркивая, что это право было ограничено необходимостью получать в свое распоряжение хлебные запасы для обеспечения государственных нужд. Резолюция в налогообложении деревни определяла следующее: Кроме перехода от натурального обложения к денежному коммунистическая партия, в целях облегчения положения крестьянства должна провести объединение всех государственных прямых налогов, лежащих на крестьянстве (продналог, подворно-денежный и трудгужналог), а равно и всех местных прямых налогов в единый прямой сельскохозяйственный налог. Единый сельскохозяйственный налог должен решительно покончить с множественностью обложения. Единый сельскохозяйственный налог должен обеспечить соответствие тяжести обложения каждого хозяйства с размерами его доходов и достатком.

Переход к единому сельхозналогу был осуществлен Декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. «О едином сельскохозяйственном налоге». В соответствии с ним на 1923/24 гг. устанавливался единый сельскохозяйственный налог взамен налогов, уплачиваемых населением, нанимающимся сельским хозяйством, в частности: единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, общегражданского налога. Исчисления налога производилось в весовой мере — пудах ржи или пшеницы. При определении налога учитывалось:

  1. количество пашни и сенокоса,
  2. количество едоков в хозяйстве,
  3. количество взрослого рабочего и продуктивного скота,
  4. урожайность хлебов и трав на десятину.

Система построения налога способствовала развитию технических отраслей сельского хозяйства и животноводства.

XIII Всероссийская партийная конференция рассматривая задачи экономического развития Советского государства, в том числе и в области налогообложения крестьянства сельскохозяйственным налогом, определило пути дальнейшего совершенствования налогообложения сельскохозяйственным налогом, в частности, полный переход к денежному обложению, широкий круг льгот для малоимущих хозяйств. Конкретные шаги реорганизации сельскохозяйственного налога были определены II съездом Совета Союза СССР.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 апреля 1924 г. утверждено «Положение о едином сельскохозяйственном налоге на 1924/25 гг». Единицей обложения являлась десятина пашни. Сенокосы и скот подлежали пересчитыванию в единицы обложения по установленным коэффициентам. Положением были предусмотрены различный уровень обложения хозяйств в разных местностях и установлено 40 различных таблиц ставок применительно к отдельным районам страны по принципу скользящей прогрессии. Значительные льготы были предоставлены хозяйствам с техническими культурами. Расширены были льготы и для малоимущих хозяйств. Коллективные хозяйства получили скидки при исчислении суммы налога в размере 25 % с исчисленной суммы налога. Сельскохозяйственный налог исчислялся в рублях и взимался деньгами, взимание налога полностью перешло введение Наркомфина. Для целей поддержки развития коллективных форм хозяйствования Декретом СНК О премировании по единому сельскохозяйственному налогу крестьянских обществ и других коллективов и кооперативов трудовых земледельцев была установлена сумма премирования сельскохозяйственных улучшении по РСФСР в размере 2.240 тыс. рублей.

На XIV конференции РКП(б) были рассмотрены вопросы налогообложения в деревне и принята резолюция «О едином сельскохозяйственном налоге». В резолюции признана необходимость проведения улучшения в порядке обложения налога, подчеркнута необходимость распределения налоговой тяжести между плательщиками по экономической мощности крестьянского хозяйства.

В связи с чем постановлением Президиума ЦИК СССР от 7 мая 1925 г. утверждено Положение о едином сельскохозяйственном налоге на 1925/26 гг. Объектом обложения выступали, как и прежде земельные участки. Проведена была дифференциация налоговых ставок, на каждую губернию устанавливались особая таблица ставок. Новым положением была отменена система ежегодного установления разрядов и ставок обложения на основе оценки урожая и учета цен на сельскохозяйственную продукцию текущего года. Введены твердые ставки налога по губерниям и не подлежащие изменению сроки уплаты налога. Плательщики налога не подлежали обложению иными налогами, за исключением платежей по обязательному окладному страхованию. Положением устанавливался необлагаемый минимум, исчислявшийся в десятинах пашни в зависимости от обеспеченности хозяйств рабочими руками. Но распространялся он не на всю страну, а на отдельные губернии.

С ростом товарно-денежных отношении, ростом количества коллективных хозяйств необходимо было рассмотреть вопрос перехода сельскохозяйственного налога с поземельного принципа на подоходный. В период Социалистической индустриализации страны налоговая политика была подчинена задаче массового перехода коллективизации крестьянских хозяйств.

К 1926 г. сельское хозяйство по своим важнейшим показателям приблизилось к довоенным показателям: посевные площади достигли 92,5 % от показателей 1913 г., численность скота составила 88,2 % от показателей 1916 г., валовая продукция зерновых культур составила 88,1 % от показателей 1913г. Важнейшим этапом проведения изменений в налогообложении деревни стало решение апрельского (1926) пленума ЦК ВКП(б), который определил задачи стоящие на пути построения сельскохозяйственного налога. В частности предлагалось построить налог на основе определения доходов в денежной форме, включать в объект обложения доходы от неземледельческих заработков, построение налога по прогрессивному обложению, усиление обложения кулацких хозяйств

Постановлением ВЦИК СССР от 25 апреля 1926 г. было утверждено Положение «О едином сельскохозяйственном налоге 1926/27 гг». Налог был построен по подоходному принципу. Объектом обложения являлся доход соответствующего хозяйства в денежной форме. Включались в объект обложения и доходы от неземледельческих заработков. Доход исчислялся в денежном выражении, с установлением нормативного метода исчисления по единой таблице ставок налога с дохода в зависимости от совокупного дохода и числа едоков в хозяйства. Шкала обложения была установлена по доходу на едока, однако с учетом особенностей, установлено было 3 шкалы обложения:

  • для РСФСР — по доходу на едока,
  • для УССР — по доходу на хозяйство с учетом количества едоков,
  • для Узбекской и Туркменской ССР — по доходу на хозяйства.

Были установлены необлагаемые минимумы. Обложение колхозов проводилось на тех же основаниях что и единоличные хозяйства. Но при этом они имели налоговые льготы в виде 25% скидки с исчисляемого дохода. Были установлены большие сроки платежа по союзным республикам. Усилено было обложение кулацких хозяйств и увеличено количество освобожденных от налога хозяйств. Единый сельхозналог фактический был приближен к подоходному налогу, за счет привлечения к обложению неземледельческих и промысловых заработков. Переход к подоходному принципу обложения позволил упростить порядок взимания и контроля за взиманием сельскохозяйственного налога, позволил оказаться от большого количества таблиц налоговых ставок. С ростом индустриального потенциала страны потребовались определенные перемены и в сельскохозяйственном секторе экономики. Сельскохозяйственный сектор экономики значительно отставал от новых потребностей, значительной степени это касалось развития технических отраслей сельского хозяйства.

Этим целям был ориентирован Единый сельскохозяйственный налог на 1927/28 гг., утвержденный ЦИК и СНК СССР от 2 апреля 1927 г. В основном налог сохранил прежние ставки обложения и нормы доходности, увеличил льготы колхозам и бедняцким хозяйствам, по техническим культурам и животноводству. В то же время были внесены изменения в порядок освобождения по необлагаемому минимуму. Теперь необлагаемый минимум определяется не по доходу на едока, а по доходу на хозяйство. Для коллективных хозяйств было установлено обложение, которое не могло превышать средние размеры обложения единоличных хозяйств по району, среднюю ставку налога на рубль дохода и средний облагаемый доход на едока. Доходы от неземледельческих заработков подлежали обязательному учету повсеместно. Задачей налоговой политики является переход к полному прогрессивно-подоходному обложению, в целях усиления обложения кулацких хозяйств. Налоговая система использовалась в качестве одного из важнейших орудий ограничения и вытеснения, а затем, на известном этапе, ликвидации капиталистических элементов. Налоговая политика на протяжении 10 лет ярко отражала принцип социальной справедливости — принцип классовый. Все налоги, как прямые, так и косвенные, главной своей тяжестью ложились и ложатся на плечи зажиточного населения за счет полного освобождения или значительного польготирования малообеспеченного населения. В ознаменование 10-летия установления Советский власти 2-сессия ЦИК СССР 4 созыва приняла Манифест. В соответствие с ним предусматривалось освободить от сельскохозяйственного налога 10 % крестьянских хозяйств, сложить недоимки по налогу за предыдущие годы.

На основании этого ЦИК и СНК принимают постановление от 21.10.1927 г., по которому полностью или частично освобождаются от налога маломощные крестьянские и коллективные хозяйства, по решению районных налоговых комиссий.

Важным этапом в развитии налогообложения стали новые задачи, которые ставило Правительство страны. Прежде всего: переход на рельсы индустриализации страны, развитие социалистических элементов в сельском хозяйстве, усиление налогообложения зажиточных слоев деревни. XV съездом Партии было принято решение на ограничение кулацких элементов в деревне и развитие коллективизации сельского хозяйства. Определено было также, что борьба с кулачеством наряду с другими мероприятиями и должна идти путем роста налогообложения кулацких хозяйств.

В соответствии с этим, в Положении «О едином сельскохозяйственном налоге», утвержденном ЦИК и СНК СССР от 21 апреля 1928 г., основной был упор сделан на расширение льгот коллективным хозяйствам и усиление обложения кулацких хозяйств. Это выражалось введении для последних индивидуального обложения и повышении максимальных ставок обложения с 5 до 25 % по принципу определения действительного дохода каждого отдельного хозяйства от различных объектов. Шкала обложения устанавливалась комбинированная с учетом числа едоков. В основу построения налога был заложен классовый принцип. Что ярко проявилось в предоставлении больших льгот коллективным хозяйствам. Обложение сельскохозяйственным налогом создавало большую заинтересованность для колхозов в повышении доходности. С ростом доходности доля дохода, взимаемая в пропорциональных ставках, не повышалась. Для коллективных хозяйств были установлены дифференцированные ставки: для ТОЗ-20%, для сельскохозяйственных артелей — 40 %.

С 1929 г. в развитии сельского хозяйства произошли большие перемены. В стране начался процесс массового перехода крестьян в коллективные хозяйства. В связи с этим и налоговая политика страны приобрела новые аспекты. Прежде всего, налоговая политика страны была нацелена на решение задач о проведении коллективизации деревни, поддержании и укреплении колхозного строя, ликвидации кулачества.

Изменения в порядке обложения сельскохозяйственным налогом были определены постановлением ВЦИК и СНК от 8 февраля 1929 г. «О едином сельхозналоге и облегчении обложения середняцкого хозяйства» и Положением о едином сельхозналоге на 1929-30 гг. утвержденным Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 февраля 1929 г. Объектом обложения новое положение определяла совокупный доход соответствующего хозяйства. Коллективные хозяйства в местностях, где обложение налогом производилось по пашне, понижались нормы доходности десятины, в местностях, где обложение производилось по посеву, освобождались от обложения доходы от прироста посевных площадей. Была продолжена политика расширения льгот коллективным и середняцким хозяйствам. Путем снижения общей суммы и порядка исчисления налога и предоставления дополнительных льгот. Льготы были направлены на расширения посевных площадей, поощрения развитию технических культур и животноводства. Кулацкие хозяйства облагались в индивидуальном порядке. В облагаемый доход включались полностью все доходы от неземледельческих заработков. Сплошная коллективизация сельского хозяйства привела к росту коллективных хозяйств, что требовало изменения системы обложения колхозов в общей системе сельхозналога. Отсутствие опыта обложения большого количества коллективных хозяйств привели к определенным трудностям при взимании сельскохозяйственного налога с колхозов. Это потребовало выделения платежей колхозов из общей системы налогообложения.

Согласно новому Положению «О едином сельхозналоге на 1930-31 гг.», утвержденном Постановлением ЦИК и СНК от 23 февраля 1930 г., для колхозов была установлена пропорциональная система обложения вместо прогрессивного обложения. Новым положением фактически были установлены три различные системы обложения: обложение колхозов, обложение трудовых единоличных хозяйств и кулацких хозяйств. Кулацкие хозяйства облагались в индивидуальном порядке, был расширен перечень признаков отнесения того или иного хозяйства к кулацким. Была установлена пропорциональная система обложения колхозов. Облагаемый доход колхозов определялся по установленным нормам доходности. Облагаемый доход коллективных хозяйств мог определяться по установленным нормам доходности и по данным годовой отчетности хозяйства. Установлен был льготный порядок обложения доходов от посевов технических культур.

В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК от 30 сентября 1930 г. «О распределении поступлений единого сельскохозяйственного налога» значительная часть поступлений по сельскохозяйственному налогу передавалась в местные бюджеты. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1931 г. утверждено Положение «О едином сельскохозяйственном налоге на 1931 г». В соответствие с положением, исчисление налога с колхозов стали производить по валовому доходу за год. Из облагаемого дохода исключались: отчисления в неделимые и общественные фонды, доходы от рыболовства. Исчисление налога велось на основе годовых отчетов по производственным планам на пропорциональному принципу обложения. Коллективные хозяйства получили широкий круг льгот. В состав облагаемого налогом дохода единоличных хозяйств стали включатся от всех источников дохода.

Постановлением ВЦИК и СНК от 9 января 1931 г. с единоличных хозяйств был взыскан единовременный сбор на хозяйственное и культурное строительство в сельских районах. В 1932 и 1933 гг. ЦИК и СНК принимали новые Положения «О едином сельскохозяйственном налоге». Положение о сельхозналоге на 1932 г. существенных изменении не принесло. Облагаемый доход колхозов, как и прежде, определялся на основе отчетности. Обложение кулацких хозяйств не претерпело существенных изменений. 19 ноября 1932 г. ЦИК и СНК вводят для единоличных хозяйств единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства. Налог был в веден в целях изъятия части доходов единоличных хозяйств, не вошедших при обложении сельскохозяйственным налогом.

С введением вместо договорной системы заготовок на обязательную сдачу зерновых культур по твердо установленным ценам, потребовала изменить и систему налоговых отношении колхозов с государством.

В соответствии с Положением, утвержденным ЦИК и СНК 25 мая 1933 г., при обложении сельскохозяйственным налогом колхозов устанавливались два объекта обложения: посевные площади и доходы, получаемые от неземледельческих доходов. Обложение производилось на основе твердых погектарных ставок, установленных с учетом доходности различных видов сельскохозяйственных культур. Налогообложение строилось на основе сочетания поземельного и подоходного принципов. Обложение производилось на основе пропорционального метода. Сумма налога определялась путем умножения соответствующих ставок на число гектаров, учтенных посевов озимых и на число гектаров планового посева яровых. Ставка налога с неземледельческих доходов устанавливалась для сельскохозяйственных артелей 3,5 коп. с рубля, а для ТОЗ — 5 коп. Были предоставлены льготы колхозам в части освобождения доходов от торговли на колхозных ларьках и базарах. Система обложения кулацких хозяйств не претерпела значительных изменений. Обложение доходов от полеводства у колхозов определялась по планам посевной площади независимо от фактического выполнения плана. В дальнейшем обложение сельхозналогом строилось на принципах, установленных в 1933 г. С 1934-38 гг. в этот порядок вносились некоторые изменения. С 1938 г. в целях ликвидации преимуществ единоличных крестьянских хозяйств перед хозяйствами колхозов был введен налог на лошадей единоличных хозяйств.

На основании Постановления ЦИК и СНК от 7 апреля 1936 г. к уплате сельскохозяйственного налога стали привлекаться хозяйства членов промысловых кооперативных артелей. Абсолютное превосходство коллективных форм хозяйствования и установление социалистических форм хозяйствования, в качестве единственной формы земледелия потребовала изменить и систему сельскохозяйственного налога.

Законом «О сельскохозяйственном налоге» от 1 сентября 1939 г. к уплате сельхозналога привлечены были, помимо хозяйств колхозников, единоличных крестьянских хозяйств, хозяйства членов промысловых кооперативов, также хозяйства рабочих и служащих, имевшие подсобное сельское хозяйство в сельской местности. Объектом налогообложения являлись доходы от сельскохозяйственных культур и неземледельческих заработков. Доходы определялись на основе норм доходности, устанавливаемых в зависимости от урожайности по культурам и средних цен на колхозных рынках. Доходы, получаемые по трудодням колхозниками, обложению не подлежали. Обложения строилось по прогрессивному методу обложения. Для единоличных хозяйств была установлена специальная шкала ставок с более высокой прогрессией, обложение велось на основе учета размеров их доходности. Имелся большой перечень льготных категорий, не подлежащих обложению. Были определены три срока уплаты налога: 1 октября, 1 ноября декабря.

Законом от 1 марта 1941 г внесены некоторые изменения путем повышения нормы доходности по отдельным сельхозкультурам, утверждены новые таблицы ставок.

В первый год войны Указом Президиума ВС СССР от 3 июля 1941 г. была введена стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу.

С 1942 г. Указом Президиума ВС СССР от 29 декабря 1941 г. был установлен военный налог, которым облагалось все население страны, в связи с чем стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу была отменена.

Указом Президиума ВС СССР от 3 июня 1943 г. были внесены изменения в порядок обложения сельхозналогом. Коснулись они повышения норм доходности и их дифференциации, изменению подверглась таблица ставок налога, порядок исчисления налога с единоличных хозяйств.

Указами Президиума ВС СССР от 13 июля 1948 г., 7 августа 1950 г. и 1 августа 1951 г. сельскохозяйственный налог претерпел незначительные изменения. Изменения коснулись в части увеличения прогрессии в обложении и процентов изъятия доходов, сокращения льгот по налогу и порядку предоставления льгот.

Указом Президиума от 7 мая 1952 г. законодательство о сельскохозяйственном налоге были внесены изменения в порядок обложения дохода. В соответствии с законом от 8 августа 1953 г. обложению сельскохозяйственным налогом подлежали: хозяйства колхозников, хозяйства рабочих и служащих, единоличные крестьянские хозяйства и хозяйства других граждан, не являющихся членами колхозов, если им отведены земельные участки в сельской местности. Налог взимался в целом с хозяйства, а не с отдельного члена семьи.

М.И. Пискотин, проводя исследования налогообложения сельского населения страны, отмечал ряд особенностей, связанных с сельскохозяйственным налогом. Особенность М.И. Пискотин прежде всего видел в том, что субъектами сельскохозяйственного налога является не отдельный гражданин, а его хозяйство. Признавая, что сельскохозяйственный налог является разновидностью подоходного налога, но имеющего ту особенность, что сельскохозяйственным налогом облагаются доходы от личного хозяйства. Особенность сельскохозяйственного налога Пискотин М.И видел и в порядке взимания, и уплате налога. Важной проблемой, решение которой необходимо было в законодательстве о сельскохозяйственном налоге, М.И. Пискотин считал определение статуса Главы хозяйства. Рассматривая действующий порядок определения главы хозяйства, Пискотин М.И. находил ее неправильным. Поскольку разные государственные органы могли по разному определять главу хозяйства, он предлагал вынести вопросы определения главы хозяйства для обсуждения на сельские Советы. Он считал целесообразным установить главой колхозного двора только члена колхоза. Проблема определения главы хозяйства уже в Крестьянских (фермерских) хозяйствах в современных условиях также стала актуальной.

В соответствии с Указом Президиума ВС СССР «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР О сельскохозяйственном налоге от 21.12.1971 г.» сельскохозяйственный налог подлежал к уплате в два срока равными долями 15 августа и 15 октября. Указом Президиума ВС СССР О сельскохозяйственном налоге были внесены изменения в Закон «О сельскохозяйственном налоге». Изменения вступали в действие с 1 января 1984 г.

Изменению с 1936 г. подверглось обложение колхозов. Постановлением ЦИК и СНК от 20 июля 1936 г. «О замене сельскохозяйственного денежного налога с колхозов подоходным денежным налогом». Взамен прежней погектарной и неравномерной формы исчисления доходов было установлено обложение по фактически полученным доходам. Подоходным налогом облагался валовой доход от всех отраслей сельского хозяйства. Льготы по обложению доходов от технических культур и животноводства были отменены. В валовой доход подлежало учитывать все денежные и натуральные доходы. Облагаемый валовой доход определялся по отчетности за истекший год. Ставки подоходного налога были установлены по пропорциональному принципу и дифференцировались по субъектам: 3% с валового дохода в год для артелей и коммун, 4 % — для ТОЗ. Правления колхозов до 20 февраля обязаны были представлять в районный финансовый отдел годовой бухгалтерский отчет. С введением подоходного налога были, устранены перекосы в обложении отдельных отраслей сельского хозяйства. Причиной побудившей к изменению налогообложения колхозов явилась неравномерность обложения отраслей сельского хозяйства. Сельскохозяйственный налог способствовал решению задач, связанных с коллективизацией, организацией колхозов, расширением и повышением урожайности посевных площадей и ростом товарности сельского хозяйства в целом. Широкая система льгот и преференции по сравнению с единоличным хозяйством способствовало укреплению колхозной системы. Однако основная сумма налога взималась за, счет зерновых культур.

В 1935 г. колхозы за счет доходов от зерновых культур уплачивали 64,0% всей суммы сельскохозяйственного налога, а за счет других отраслей уплачивали 36 % причитающегося сельскохозяйственного налога. Уже в 1936 г. после введения подоходного налога колхозы за счет доходов от зерновых культур уплачивали 39,2% всей суммы налога, а 60,8% за счет доходов от других отраслей сельского хозяйства. Это приводило к неравномерному распределению налоговых платежей. Помимо этого существующий до 1936 г. порядок взимания сельскохозяйственного налога не позволял в полной мере учитывать все источники доходов колхозов и не позволял правильно определить фактический доход с колхозов. Следовательно, обложение по валовому доходу способствовало равномерному обложению доходов от всех отраслей сельского хозяйства и облегчало обложение зерновых культур. Подоходный налог, введенный в 1936 г., просуществовал до 1940 г. без серьезных изменений.

В действующей системе обложения в 40-е гг. имелся ряд недостатков. Сложилось неравномерность в обложении налогом колхозов между колхозами с разносторонне развитыми хозяйствами и с односторонне развитым хозяйством. Выражалось это в том, что часть продукции, которая производилась в колхозе и использовалась в натуральной форме, оставалась в колхозе и направлялись на оплату по трудодням и в фонды; часть продукции сдавалось государству и часть реализовывалась на колхозных рынках.

При этом в денежном выражении продукция оценивалась по-разному. Это потребовало изменения в порядке обложения, и 1 марта 1941 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О подоходном налоге с колхозов». Субъектами налога стали выступать все виды коллективных хозяйств. Налог исчислялся по доходу за предшествующий год по годовым отчетам после проверки отчетов финорганами. В доходы, облагаемые подоходным налогом, включались все виды доходов от всех отраслей сельского хозяйства. В состав облагаемого дохода не включались суммы, полученные колхозом за сдачу государственных продуктов по обязательным поставкам и ряд других сумм. В особом порядке облагались доходы рыболовецких артелей от рыболовства при сдаче ими продукции государству по государственным заготовительным ценам. В этом случае доходы от рыболовства облагались рыболовным сбором и не подлежали зачислению в общий доход, облагаемый подоходным налогом. Были установлены две различные ставки:

  • 4% с облагаемого дохода — с доходов от продажи продукции в порядке контрактации и государственных закупок и доходов от внутрихозяйственного использования продукции,
  • 8% с облагаемого дохода — с остальных доходов колхозов.

Была установлена широкая система льгот для колхозов, в частности для колхозов Северных территорий, и для колхозов, пострадавших от стихийных бедствии.

В годы Великой Отечественной войны подоходный налог с колхозов значительных изменений не претерпел. В послевоенные годы в условиях тяжелого экономического положения налогообложение колхозов значительно усложнилось, в частности коснулось это порядка исчисления и взимания налога, множественности ставок, дифференциации ставок.

Указом Президиума ВС СССР от 11 августа 1948 г. были установлены четыре пропорциональные ставки: 6 % -с доходов, получаемых от внутрихозяйственного использования продукции, 6 % — с доходов от продажи продукции государству, 12 % — с доходов продукции, распределяемой среди колхозников, 13 % — с доходов, получаемых от реализации продукции на колхозных рынках. Установление сложного порядка исчисления и взимания налога, многочисленность ставок не способствовало эффективному использованию налоговых инструментов при налогообложении колхозов. Вновь сложилась ситуация неравномерного обложения колхозов, имевших различную производственную направленность.

Указом Президиума ВС СССР от 12 января 1951 г. Об изменении ст. 5 и 6 Указа Президиума ВС СССР от 11 августа 1948 г. «О подоходном налоге с колхозов» были изменены ставки. Налог с доходов от продажи продуктов в порядке контрактации и государственных закупок взимался в размере 9 % от суммы дохода, а с доходов от торговли на колхозных рынках — 15 %. Однако это не изменило неравномерности обложения колхозов.

Союзным Республикам Указом Президиума ВС СССР от 25 мая 1956 г. было предоставлено право устанавливать льготы для колхозов за счет бюджетов республик. Все острее становился вопрос перестройки обложения колхозов.

Начало этому было дано Указом Президиума ВС СССР от 12 сентября 1957 г. В соответствии с ним был установлен объект обложения особым образом исчисляемый доход. Налог исчислялся со всех видов доходов за истекший год по данным годового отчета колхозов. Была введена единая ставка вместо различных дифференцированных ставок, исчисление налога производилось самими колхозами по ставке, средний размер которой до 1959 г. составлял 14%. При этом Союзные республики могли устанавливать для отдельных районов в виде исключения дифференцированные ставки. Были установлены четыре срока платежа. К 15 марта — аванс в размере 15 % налога, к 15 июня — 25 %, к 15 сентября — 30 %, к 1 декабря — 45%.

18 декабря 1958 г. Президиум ВС СССР издал новый Указ «О подоходном налоге с колхозов». Ставка налога была установлена в размере 12,5 %.В то же время новый Указ не решил многих вопросов, в частности, налог по существу исчислялся из доходов истекшего года, а уплачивался из доходов текущего года, что не могло способствовать развитию производственных сил колхозов. В облагаемый доход фактически включалась часть издержек производства, затраты на оплату труда и другие расходы. Налог фактически был направлен по существу на изъятие не столько чистого дохода, сколько фонда оплаты труда.

Мартовский Пленум ЦК КПСС (1965 г.) признал необходимость изменений в налогообложении колхозов подоходным налогом. Указом Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 г. «О подоходном налоге с колхозов», введенном в действие с 1 января 1966 г. Плательщиками налога являлись сельскохозяйственные артели и рыболовецкие хозяйства, имеющие доходы от сельского хозяйства и уровень рентабельности которых превышал 15%, а также колхозы, у которых размер фонда оплаты труда колхозников превышал необлагаемый минимум, исчисляемый исходя из устанавливаемого Правительством среднемесячного заработка в расчете на одного работающего колхозника. При обложении стали учитываться экономические показатели: чистый доход и рентабельность.

Налог с фонда оплаты труда колхозников определялся в порядке, определенном Постановлением Совета Министров СССР от 10 апреля 1965 г. «О порядке исчисления подоходного налога с Фонда оплаты труда колхозников», и фактически строился по пропорциональному обложению. Ставка налога с фонда оплаты труда составляла 8 %. Таким образом, по указу 10 апреля 1965 г. имелись два объекта обложения: чистый доход и фонд оплаты труда, которые находятся в тесной взаимосвязи и имеют самостоятельное юридическое значение. Подоходный налог следовало уплачивать в первоочередном порядке, ответственность за правильность исчисления и уплаты налога, за своевременность предоставления расчетов возложена была на Правление колхозов. В то же время имелся ряд весьма сложных моментов, не позволявших признать Указ от 10 апреля 1965 г. безупречным. Во-первых, наличие двух категории плательщиков: сельскохозяйственные и рыболовецкие артели и колхозы. Во-вторых, два объекта обложения, чистый доход и фонд оплаты труда с различным методом обложения, прогрессивный — с чистого дохода и пропорциональный с части фонда оплаты труда. В-третьих, наличие двух необлагаемых минимумов.

Указом Президиума ВС СССР от 2 февраля 1970 г. Об изменении некоторых статей Указа Президиума О подоходном налоге с колхозов была изменена шкала обложения прогрессивным методом, одновременно с увеличением рентабельности и ставки обложения. Р.Х. Богатеев в своей диссертационной работе, рассматривая проблему совершенствования подоходного налога с колхозов, видел решение вопроса в дальнейшей дифференциации ставок подоходного налога, изменении уровня рентабельности, увеличении размера необлагаемого минимума. В перспективе Р.Х. Богатеев считал, что единственным объектом налогообложения колхозов должен стать чистый доход колхозов. А подоходный налог с фонда заработной платы он считал необходимым заменить на подоходный налог с заработков колхозников.

Указом Президиума Верховного Совета от 10 июня 1987 г., утвержденного Законом от 30 июня 1987 г., Указ Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 г. был изложен в новой редакции. В окончательном виде подоходный налог с колхозов выглядел в следующем виде. Как и прежде плательщиками налога являлись колхозы, в том числе и рыболовецкие. Налог исчислялся из доходов, полученных от всех видов деятельности, по нормативам, определенным с учетом экономической оценки земли, обеспеченности основными фондами и трудовыми ресурсами (производственный потенциал). Разработка и утверждение нормативов возлагалось на Совет Министров СССР. Налог также исчислялся по установленным ставкам к части фонда оплаты труда колхозников, которая превышала среднемесячную заработок в расчете на одного работающего в хозяйстве колхозника. При этом сумма подоходного налога, исчисляемая по нормативам, установленным с учетам экономической оценкой земли и обеспеченности основными фондами, и трудовыми ресурсами, подлежал уплате один раз год не позднее 5 февраля. Налог, исчисляемый с части фонда оплаты труда, уплачивался в течение года, ежеквартально, с фактически начисленного фонда оплаты труда колхозников. Министерству финансов СССР совместно с Государственным агропромышленным комитетом СССР было предоставлено право устанавливать порядок предоставлению льгот по налогу. Колхозы, пострадавшие от стихийных бедствий, по решению исполнительных комитетом могли получать отсрочку уплаты налога в течение года. Ответственность за правильное исчисление и уплату налога несли председатель колхоза и главный бухгалтер.

Постановлением Совета Министров СССР от 12 июля 1982 г. 654 подоходный налог с части фонда оплаты труда колхозников, превышающий 70 рублей в месяц в среднем на одного работающего в хозяйстве колхозника в расчете на год, составил 8%.

В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина. Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:

  • Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;
  • Постановления Совета Министров СССР:
    1. «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ» от 13 января 1987 г.;
    2. «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»;
  • Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий»;
  • Постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт. Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц).

В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. - Федеральная налоговая служба).

Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

введен в 1921 г. взамен продразверстки, положил начало нэпу. Размер устанавливался до весеннего сева в зависимости от зажиточности хозяйства, значительно меньше продразверстки, излишки разрешалось продавать, что стимулировало рост производства. Действовал до 1923 г.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОДНАЛОГ

продовольственный налог в СССР, - натуральный налог с крест. х-в, введенный декретами СНК (опубл. 29 марта 1921) по решению X съезда РКП(б) взамен продразверстки. Переход к П. был первым актом новой экономической политики, направл. на обеспечение правильного и спокойного ведения х-ва земледельцем, получившим возможность более свободного распоряжения своими хоз. ресурсами. Размер П., сумма к-рого устанавливалась заранее, до весеннего сева, был значительно ниже продразверстки. По РСФСР вместо 423 млн. пудов зерновых продуктов, к-рые предусматривалось собрать с крестьян по разверстке в 1920/21, на 1921/22 был установлен П. в размере не св. 240 млн. пудов (в связи с неурожаем было собрано значительно меньше). Вслед за П. на хлеб (март 1921) в апр. - сент. 1921 были введены натуральные налоги и на др. продовольств. и сырьевые продукты. Ставки налога по каждому виду с.-х. продукции определялись в зависимости от местных условий и зажиточности крест. х-ва. Сов. гос-во проводило принцип прогрессивного обложения; самый высокий процент устанавливался для кулацких х-в. После уплаты П. крестьяне свободно распоряжались излишками продуктов. Это создало материальную заинтересованность мелких товаропроизводителей в развитии х-ва, увеличении продукции. Вместе с мерами, направленными на развитие торговли, кредита, укрепление ден. обращения, введение П. обеспечило прочную экономич. смычку между городом и деревней. XII съезд РКП(б) (апр. 1923) отметил, что введение П. стало первым шагом на пути к улучшению всей хоз. жизни страны. На основе решений съезда, 10 мая 1923 был издан декрет ВЦИК и СНК, согласно к-рому вместо П. и др. налогов и сборов в деревне был введен единый с.-х. налог. С 1924, с установлением в СССР твердой валюты, с.-х. налог стал взиматься в ден. форме. В апр. - мае 1925 ЦК РКП(б), XIV парт. конференция и 3-й съезд Советов СССР приняли решения об уменьшении с.-х. налога на 100 млн. руб. и передаче в местный бюджет более 1/3 остающейся суммы налога (100 млн. руб.) для использования этих средств непосредственно на нужды сел. населения. Эти мероприятия имели важное значение для подъема экономики и культуры села, расширения товарооборота между городом и деревней. Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 43, с. 57-84 (т. 32, с. 191-214); его же, там же, т. 43, с. 205-45 (т. 32, с. 308-43); КПСС в резолюциях и решениях съездов. конференций и пленумов ЦК, 7 изд., ч. 1, М., 1954, с. 563-64, 705-09, ч. 2, М., 1954, с. 158-61; Генкина Э. Б., Переход Сов. гос-ва к новой экономич. политике (1921-22), М., 1954. Л. К. Шкаренков. Москва.