Постоянным оппонентом социал-демократической политики и теории выступает коммунистическое движение. Коммунизм (от лат. communis - общий) как политическая идеология возник в середине XIX в. Он стал альтернативой и либерализму, и консерватизму. Главное его отличие от них заключается в радикализме. Коммунисты объявили своей целью уничтожение всех вариантов старого общественного строя, основанного на неравенстве, и создание нового строя, основанного на социальном равенстве. В этом состоит антиконсерватизм коммунистической идеологии.
Основоположники этой идеологии К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали ее основные принципы в работе «Манифест Коммунистической партии» (1848), которая стала руководством к действию для радикальной части европейского рабочего движения XIX - начала XX в. Радикализм этой идеологии и соответствующего ей политического течения заключался в ориентации на осуществление социальной революции с целью установления диктатуры пролетариата (неимущего класса), уничтожения с ее помощью частной собственности, социального неравенства и построения бесклассового общества, обеспечивающего свободное и всестороннее развитие каждого индивида.
В этом отношении коммунизм противостоит либерализму, утверждающему, что индивидуальная свобода основана на частной собственности. Старое государство, основанное на господстве одних классов над другими, согласно коммунистической идеологии, нужно заменить общественным самоуправлением. Демократия для коммунистов означает подчинение меньшинства (предпринимателей) большинству (трудящимся).
Если обратиться к теоретическим работам советских времен о коммунистической идеологии, то там можно прочесть о том, что эта идеология передовой части населения при социализме и Идеология подавляющей части населения при коммунизме. Экономической основой коммунистической идеологии является единая коммунистическая собственность, которая обеспечивает приоритет общественных интересов над личностными и групповыми
и отрицание эксплуатации и угнетения человека человеком в любых формах Основными чертами коммунистической идеологии являются: в отношении общества и личности - превалирование общественных интересов над групповыми и личными, участие своим трудом каждой личности в укреплении общества, создание обществом для всех своих членов максимальных возможностей для удовлетворения материальных и духовных потребностей; в отношениях личностей - сотрудничество, взаимоуважение, взаимопомощь; в отношениях общества и личностей с природой полная компенсация наносимого природе ущерба и способствование ее развитию.
Коммунизм - идеология, сутью которой является критика капиталистических отношений с позиций отрицания частной собственности, с позиций коллективизма. Политические идеи коммунистической идеологии базируются на безграничной вере в теорию прогресса, на мессианской трактовке роли рабочего класса в обществе, на утопическом понимании природы человека, на вере в историческую неизбежность революционной замены капитализма социализмом.
Её основные принципы: уничтожение частной собственности и переход к государственной, централизованное планирование, приоритет коллективных и государственных интересов над интересами личности, руководящая роль рабочего класса и коммунистической партии в обществе.
Так, В.И. Ленин, развивая революционную традицию марксизма, взяв в этом учении его наиболее агрессивные черты, разработал учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуазной государственной машины», «диктатуре пролетариата», партии «нового типа», ведущей общество к «высотам коммунизма». Впоследствии ленинский фундаментализм послужил основой для возникновения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и геноцида гражданского населения.
История XX в. наряду с общегуманистическим содержанием лозунгов коммунистов выявила и органические пороки этой идеологии, воспрепятствовавшие, в конечном счете, ее воплощению в современном мире. Так, для индустриального этапа развития общества неприемлемым оказалось негативное отношение коммунистов к экономическому неравенству индивидов, к конкуренции и принципам неодинакового вознаграждения за труд, обусловленных различиями в способностях, образовании и других характеристиках индивидов. Желая исправить «несправедливость» общества, коммунисты пытались заменить их механизмами нетрудового распределения доходов, политическим регулированием экономических процессов, признавали необходимым сознательное установление государством принципов и норм социального равенства. Поэтому в идеологии коммунизма государство всегда возвышалось над индивидом, сознательное управление - над эволюционным ходом развития общества, политика - над экономикой.
Во второй половине XX в. появились различные модификации коммунистической идеологии, отличающиеся от классического коммунизма. К их числу можно отнести «еврокоммунизм», возникший в индустриальных европейских странах. Он был основан на отрицании традиционных коммунистических ценностей и критике опыта СССР и бывших социалистических стран, где коммунизм был официальной государственной идеологией.
Приверженцы этой идеологии занимали ключевые позиции в ряде крупнейших коммунистических партий Европы (французской, итальянской, испанской). Они отрицали необходимость установления диктатуры пролетариата и социалистической революции, пропагандировали реформистский (парламентский) путь перехода к социализму («врастание социализма в капитализм»), политический и идейный плюрализм, смешанную (государственно-частную) экономику. Это способствовало сближению их позиций с позициями социалистов и даже созданию «союза левых сил» во время избирательных кампаний (например, коммунистической и социалистической партий Франции в 1981 г.). Вплоть до распада СССР КПСС вела активную идеологическую борьбу с этим течением.
Распад системы социализма и уход КПСС с исторической сцены обострил проблему модернизации коммунистической доктрины. В некоторых странах коммунистические партии перестали существовать (сменили названия или были распущены), но там, где они сохранились, заметна тенденция к сближению с социал-демократией. Вместе с тем, действуют группы и партии, настроенные консервативно, то есть заявляющие о своей верности идеологии марксизма-ленинизма.
Кризис коммунистического движения и его идеологий в постсоветской России происходил на фоне бурного роста коммунистических партий и движений, разрабатывавших свои варианты коммунистической идеологии и культуры.
На протяжении 1992 г. различными новообразованными организациями коммунистической ориентации неоднократно предпринимались попытки восстановления единой компартии, однако они, как правило, не имели успеха из-за претензий каждой организации на гегемонию в объединительном процессе.
Первым такую попытку предпринял Всесоюзный комитет коммунистов во главе с С. Скворцовым. В июле 1992 г. этот комитет провел так называемый "XXIX съезд КПСС". Однако остальные коммунистические организации России решений этого съезда не признали.
Другая попытка была предпринята Союзом коммунистов, лидеры которого, собрав 46 (из более 400 членов) "старого" ЦК КПСС, провели в июне 1992 г. т.н. "пленум ЦК КПСС", чем вызвали протест со стороны прочих коммунистических организаций. На пленуме был образован "Оргкомитет ЦК КПСС", который в октябре 1992 г. созвал т.н. "XX партконференцию КПСС", а 26-27 марта 1993 г. - "XXIX съезд КПСС". Съезд утвердил новое название партии - "Союз коммунистических партий - Коммунистическая партия Советского Союза". Лидером СКП-КПСС стал бывший секретарь ЦК КПСС, член ГКЧП Олег Шенин. В мае 1993 г. КПРФ приняла решение о вхождении в СКП-КПСС на правах ассоциированного члена, а в апреле 1994 г. постановила "считать себя составной частью Союза коммунистических партий при сохранении организационной самостоятельности, про-
граммных и уставных документов". После этого пленум Совета СКП-КПСС 9-10 июля 1994 г. принял КПРФ в свои ряды.
На «политическом поле» новой России действовали различные коммунистические организации. Назовем некоторые
из них.
Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ). Среди коммунистических организаций, активно действовавших в 90-е годы XX века, была «Всесоюзная коммунистическая партия большевиков ВКПБ», созданная сторонниками Нины Андреевой после роспуска КПСС на основе общества "Единство" и части "Большевистской платформы в КПСС". Учредительный съезд партии состоялся 8 ноября 1991 г.
Весной 1993 г. ВКПБ приняла участие в "воссоздании" СКПКПСС, в августе того же года участвовала в восстановлении Роскомсовета и учреждении Роскомсоюза.
Принятая на учредительном съезде (8 ноября 1991 г.) программа ВКПБ декларировала преемственность партии по отношению к ВКП(б) в том виде, в каком та существовала до середины 50-х гг. Своими программными целями партия объявила: в социально-экономической области - восстановление "господства социалистической собственности", "государственной монополии внешней торговли", "социальных прав трудящихся, гарантированных Конституцией 1977 г.", "обновление на современном научном уровне плановой системы хозяйства", "прекращение насильственной расколлективизации деревни"; в области политики и идеологии - "восстановление советского государства, выполняющего функции диктатуры пролетариата как органа власти рабочего класса". ВКПБ долгое время выступала против использования "парламентских форм борьбы" и только в начале 1994 г. допустила возможность участия в выборах в органы местного самоуправления.
Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП) объединила коммунистов-ортодоксов, до августа 1991 г. группировавшихся вокруг Движения коммунистической инициативы, ставившего своей целью создание Российской компартии в составе КПСС на базе Объединенного фронта трудящихся. В ЦК
РКРП вошли В. Тюлькин, А. Сергеев, М. Попов, В. Анпилов, Ю. Терентьев, Р. Косолапое и др.
В Программном заявлении, принятом учредительным съездом РКРП (23-24 ноября 1991 г.) целями РКРП были названы "сохранение и укрепление единого государства - СССР", "сохранение и развитие созданного трудом людей единого народнохозяйственного комплекса", "обеспечение Советским государством социально-экономического развития страны, бесплатного образования, медицинского обслуживания, легко доступного для всех жилья". Данные цели, говорилось в документе, могут быть обеспечены "не парламентами буржуазного типа, а Советами трудящихся, полновластными и в политике, и в экономике".
Под руководством РКРП действовало движение "Трудовая Россия", объединяющее широкий круг приверженцев ортодоксально-коммунистических взглядов и возглавляемое руководителем Московской организации РКРП В. Анпиловым. Кроме членов РКРП, составивших большинство актива ТР, в движение входили также представители ОФТ, Союза коммунистов, ВКПБ, Российского комсомола и других коммунистических организаций.
Союз коммунистов был создан в ноябре 1991 г. на основе левого крыла "Марксистской платформы в КПСС". Его единоличным лидером вначале являлся Алексей Пригарин. В апреле 1992 г. на I съезде СК было принято решение об образовании Интернационального Союза коммунистов, в который, кроме СК, вошли также Союзы коммунистов Украины и Латвии и Коммунистическая партия трудящихся Приднестровья. (Интернациональный СК, впрочем, существовал только на бумаге.) Союз коммунистов выступил за создание экономической федерации между республиками бывшего СССР, разработку "чрезвычайного трехлетнего плана восстановления экономики", введение государственной монополии на внешнюю торговлю и пр.
Союз коммунистов явился главным инициатором создания СКП-КПСС. Под его руководством были подготовлены и проведены "Пленум ЦК КПСС" (13 июня 1992 г.), "XX конференция КПСС" (10 октября 1992 г.), "XXIX съезд КПСС" (29-30 марта 1993 г.). СК первым стал полноправным членом СКП-КПСС.
А. Пригарин был избран одним из заместителей председателя Совета СКП-КПСС, а в Политисполком Совета СКП-КПСС, кроме него, вошел также член ЦК СК С. Степанов. Члены СК участвовали в создании КПРФ (решение о выходе активистов Союза коммунистов из зюгановской компартии было принято только на II съезде СК в декабре 1993 г.), а также в воссозданном в августе 1993 г. Роскомсовете.
В качестве программных целей Союза коммунистов изначально были заявлены "социалистическое развитие общества", "ведущая роль общественной собственности на основные средства производства при использовании различных форм собственности в сфере услуг и мелкотоварного производства", "регулируемые рыночные отношения", "разумное сочетание плановых основ управления экономикой и рынка", "рынок средств производства и предметов потребления при отсутствии рынка рабочей силы и капитала", "возрождение советской власти", "создание системы народовластия, основанной на выборах по территориально-производственному принципу", "развитие самоуправления".
Российская партия коммунистов (РПК) была наименее ортодоксальной из всех "левых" компартий, входящих в Роскомсовет. Ее программа, в частности, допускает существование "ограниченной частной собственности". Вместе с тем реальная политическая практика делает РПК малоотличимой от всех прочих партий-членов РКС.
I съезд РПК (5-6 декабря 1992 г.) принял решение об участии в оргкомитете по восстановлению Компартии РСФСР, представители партии участвовали как в официальном II чрезвычайном съезде Компартии РФ, так и в "параллельном", проведенном по инициативе РКРП. Часть членов руководства РПК во главе с К). Беловым и Б. Славиным в феврале 1993 г. перешла в КПРФ. Представители РПК неоднократно заявляли, что считают себя коммунистами-реалистами" и избегают "экстремистских крайностей других коммунистических группировок".
Союз коммунистических партий (СКП-КПСС). Оргкомитет "XXIX съезда КПСС" ("Оргкомитет ЦК КПСС") был сформирован 13 июня 1992 г. на совещании 46 членов "старого" ЦК
КПСС, созванного по инициативе руководителей Союза коммунистов (в частности, председателем ОК стал член руководства СК Константин Николаев, а его заместителем - лидер СК Алексей Пригарин). 10 октября 1992 г. Оргкомитет ЦК КПСС провел "XX партконференцию КПСС", а 26-27 марта 1993 г. - "XXIX съезд КПСС". На съезде "воссозданная" партия получила новое название: Союз коммунистических партий - Коммунистическая партия Советского Союза (СКП-КПСС).
Первыми из российских компартий в СКП-КПСС в качестве полноправных членов вступили Союз коммунистов, "Большевистская платформа в КПСС" и "Ленинская платформа" Ричарда Косолапова (образована внутри РКРП в декабре 1992 г., в феврале 1993 г. перешла в КПРФ). 15 мая 1993 г. на пленуме Совета партии в СКП-КПСС были официально приняты Союз коммунистов России, Союз коммунистов Латвии, Компартия Южной Осетии. Партия коммунистов Киргизии, Компартия Эстонии, Компартия Казахстана, Компартия Таджикистана и Компартия трудящихся Приднестровья.
На правах ассоциированных членов в Союз компартий вступили РКРП, КПРФ и Союз коммунистов Украины. На пленуме Совета СКП-КПСС 9-10 июля 1994 г. в качестве полноправных членов в СКП-КПСС были приняты КПРФ, КП Украины и Объединенная коммунистическая партия Грузии. На пленуме 12 декабря 1994 г. в качестве полноправных членов в СКП-КПСС вошли Компартия Азербайджана и Компартия Узбекистана, в качестве ассоциированного - Союз рабочих Армении. На пленуме 25 марта 1995 г. - РКРП и Компартия Молдовы в качестве полноправных членов, РПК - в качестве ассоциированного.
В начале июля 1995 года была принята Программа СКПКПСС. Программными принципами были объявлены: "отказ от соглашательства с антинародными правящими режимами"; "ведущая роль государственной собственности"; объединение оппозиции на основе признания "необходимости осуществления ускоренного мобилизационного развития страны"; "стремление строить союзное государство по принципу "союз народов - федерация территорий"; "всемерная поддержка вооруженных сил и
правоохранительных органов при их действиях в интересах трудящихся"; "развитие и укрепление традиционных национальных советских духовных ценностей". Съезд заявил о невозможности приема в СКП-КПСС представителей социал-демократических организаций и сотрудничества с националистическими объединениями, которые рассматривались как "орудие провокаций спецслужб".
Роскомсоюз. Объединение "левых" ("революционных") коммунистических организаций России, противопоставляющих себя "оппортунистической" КПРФ. Прообразом Роскомсоюза был Российский координационно-консультативный совет (Роскомсовет), созданный на состоявшейся 8-9 августа 1992 г. встрече представителей республиканских и региональных коммунистических партий, действующих на территории бывшего СССР. В задачу ему было поставлено проведение объединительной конференции коммунистов бывшего Союза. В работе Роскомсовета принимали участие представители практически всех российских партий, образовавшихся "на руинах" КПСС - не только компартий, но и Социалистической партии трудящихся. Постепенно большинство в РКС захватили представители СПТ, и Роскомсовет из оргкомитета по воссозданию КПСС превратился в инициативный комитет по воссозданию КП РСФСР. После "восстановления" КПРФ Роскомсовет прекратил свою деятельность.
Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) самая крупная коммунистическая (и вообще политическая) партия в Российской Федерации. Гегемония КПРФ в российском комдвижении объясняется, очевидно, тем, что в глазах рядовых приверженцев коммунистической идеологии КПРФ является наиболее "легитимной" наследницей КПСС. Если партии Роскомсовета отмечены печатью их "неформального" прошлого, а претензии СКП-КПСС на роль "старой КПСС" отдают некоторым самозванством, то Компартии РФ удалось выдержать золотую середину: она сумела, с одной стороны, создать себе имидж организации, способной ориентироваться в современных российских реалиях, а с другой - не оборвать нить, связывающую ее с "доавгустовской" КПСС.
В принятом на II съезде партии (13-14 февраля 1993 г.) Политическом заявлении говорилось о приверженности КПРФ "идеям социализма и народовластия". Своими задачами КПРФ ставила "воспрепятствование капитализации страны", "прекращение насильственной приватизации". Вместе с тем в заявлении содержались такие нехарактерные для ортодоксальных коммунистов положения как "формирование планового рыночного хозяйства", "социальная направленность реформ", "оптимальное сочетание различных форм собственности", "бесплатная передача земли в бессрочное владение и пользование государственным, коллективным, фермерским и другим хозяйствам", "заключение нового межгосударственного договора между странами СНГ".

XXX
Все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится «социалистичнее», а социализм - «либеральнее». Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес, и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций

Понятие и сущность политической идеологии. Уровни политической идеологии: теоретико-концептуальный, программно-политический, актуализированный. Функ­ции идеологии: познавательно-воспитательная, норма­тивно-ценностная, интегрирующая, мобилизационная.

Типы современных идеологий, социально-экономичес­кие и теоретические предпосылки их возникновения, ос­новные политические идеи.

Либерализм. Основоположники классического либера­лизма. Ключевые идеи либерализма об условиях само­реализации индивида, государственном регулировании частнособственнических отношений, развитии демокра­тии. Кризис либерализма в XX в. Особенности полити­ческой доктрины неолиберализма.

Консерватизм - идеология и политика сохранения тра­диционных форм общественной жизни. Основополож­ники консервативной идеологии. Основные идеи класси­ческого консерватизма о значении традиционных цен­ностей, «элитарной демократии» и частной собствен­ности, о границах свободы личности и социальной роли государства. Эволюция консервативной идеологии во второй половине XX в.

Социалистическая идеология. Социальные предпосыл­ки формирования социалистической (коммунистичес­кой) идеологии. Вклад в ее теоретическое обоснование, оформление и распространение К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.

Политические идеи коммунистической идеологии.

Социал-демократическая идеология как доктрина пос­тепенного (мирного) преобразования, «социализации» капиталистического общества. Сущность политического идеала социал-демократии - «демократического соци­ализма». Ключевые идеи социал-демократической иде­ологии.

Фашизм как идеология и правоэкстремистское полити­ческое движение. Причины его возникновения. Реакци­онная сущность политических идей фашизма. Разно­видности фашизма как политической практики. Соци­альная база современного фашизма. Неофашизм.

Понятие «идеология» ввел в научный оборот французский ученый АД. де Трасси во время Великой француз­ской революции. Он рассматривал идеологию как науку о зако­нах происхождения человеческих идей из чувственного опыта.

С XVIII в. по настоящее время ученые и общественные дея­тели по-разному истолковывают сущность идеологии как ду­ховного явления, ее влияние на политику и социальные про­цессы. Причем их мнения не совпадают или диаметрально про­тивоположны:

Идеология - форма иллюзорного сознания как отраже­ния противоречивого бытия и социально-политических интересов (К. Маркс);

Идеология - интеллектуальная система «добровольной мистификации», которая сплачивает людей и которой свойственны сознательная ложь, обман, сокрытие исти­ны (К. Мангейм);

Идеология - разновидность коммуникации, направлен­ной на поддержание сплоченности политического сооб­щества (Г. Лассуэл);


Идеология есть теоретическое обоснование (выражение) идеалов, ценностей и интересов общества (государства), социальной группы или партии (движения), средство преобразования социально-политической действитель­ности (марксистско-ленинская концепция);

Существование идеологий бессмысленно, неизбежен «ко­нец идеологий» (Д. Белл, Э. Шиле, С. Липсет, Р. Арон);

Необходимо различать две формы идеологии - полити­ческую идеологию прошлых эпох и современную идеоло­гию, возникшую в условиях индустриального общества; последняя свободна от некоторых элементов «ложного сознания» (Ю. Хабермас);

Идеология - система ценностей данного общества, кото­рая легитимирует существующий в обществе порядок господства (Т. Парсонс, К. Ленк).

Причины такого «разброса» мнений в интерпретации соци­альной роли идеологии:

Идеология всегда выражала интересы господствующих классов, властвующей элиты, служила инструментом по­литических спекуляций, манипулирования массовым со­знанием;

Все известные человечеству идеологии заявляли о своем великом призвании изменить мир, однако провозгла­шенные ими идеалы и ценности оказались утопичными или реализованными лишь частично;

* известные в истории идеологии нередко служили источ­ником политического противоборства и дестабилизации общественных отношений;

Политическая идеология - это система взглядов, идей и цен­ностей, выражающих интересы субъектов политики, их отноше­ние к политической действительности, проблемам, задачам, средствам и методам преобразования общества.

Доминирующая в обществе идеология представляет собой систему идей и ценностей, которые усваиваются гражданами, обретают силу веры, выступают в качестве политического ми­ровоззрения и обладают мобилизационным потенциалом. Идеология и политика - взаимообусловленные духовные яв­ления. Идеалы, нормы и принципы переводятся на язык поли­тических решений и программ, воплощаются в созидательных делах и поступках субъектов политики. В свою очередь, соци­ально-политическая практика служит основой для корректи­ровки, творческого развития и обогащения идеологических концепций.

Уровни функционирования политической идеологии:

Теоретико-концептуальный (политическая философия);

Программно-политический (на этом уровне принципы и идеалы преобразуются в политические программы, ло­зунги и требования властвующей элиты);

Актуализированный (он отражает степень социальной эффективности идеологии - усвоения ее гражданами, меру воплощения идеологических ценностей в общес­твенной практике).

Функции идеологии:

Познавательно-воспитательная (идеология способствует познанию и преобразованию социально-политической действительности, формированию политической культу­ры личности и общества);

Нормативно-ценностная (идеология ориентирует лич­ность и общество на усвоение определенных политичес­ких идеалов, норм и принципов, усвоение которых осве­щает путь социальной практике;

Интегрирующая (выражая и защищая общенациональные интересы или интересы господствующих социальных групп, обеспечивая ценностную ориентацию сознания и поведения субъектов политики, идеология выступает консолидирующим фактором политической системы);

Мобилизационная (предлагая идеальные модели совер­шенного общества, идеология побуждает людей к поли­тическим действиям, служит «компасом» в процессе при­нятия, корректировки и реализации управленческих ре­шений).

Современные политические идеологии

Политическая история дает нам наглядное представление о социальной роли многих идеологических доктрин. Их деталь­ный анализ не входит в предмет политологии. Задача студента, изучающего учебный курс политологии, заключается в том, чтобы уяснить характерные свойства наиболее влиятельных политических идеологий современности (см. рис. 3.13)

Либерализм

Либерализм как идеология оформился в Новое время в борьбе против феодальных порядков. Сегодня это одна из влиятельнейших идеологий. Либерализм унаследовал прогрессив­ные идеи античности и сформировался в конце XVII-XVIII вв. на базе политической философии Дж. Локка, Т. Гоббса, Д. С. Милля, А. Смита, И. Бентама, А. де Токвиля и других мыслите­лей.

Коммунизм (лат.) дословно означает общий. Это одно из крупнейших идеологических учений 19-20 в, оказавшее не меньшее влияние на ход мировой, особенно – российской истории, чем либерализм. В основе коммунистической идеологии лежит внешне очень простая и очевидная для трудящегося большинства идея – идея социального равенства и справедливости . Суть этой идеи: распоряжаться материальными благами должны те, кто их производит, т.е. трудящиеся, а не те, кто владеет средствами производства, т.е. собственники. Но для этого собственность на средства производства должна стать общественной, а не частной. Вслед за этим и государство станет выражать не частные, а общественные, народные интересы, т.е. станет подлинно (а не мнимо) демократическим – властью самого народа и тем самым отомрет за ненужностью. Его место займет общественное самоуправление, руководствующееся не формальным правом, не юридически обязывающими законами, а принципами новой, коммунистической морали и нравственности.

Когда, почему и кем была разработана эта идеология, считающая себя единственно научной теорией общественного развития? Как она развивалась и каково ее состояние сегодня?

Характеристику коммунистической идеологии будет, наверное, правильным дать её собственным языком, а не языком её критиков.

Сформирована в 40-е годы 19 в. Основоположники – немецкие теоретики: философ и экономист К.Маркс (1818-1883) (отсюда – «марксизм») и потомственный предприниматель, фабрикант Ф. Энгельс (1820-1895). Основные труды – «Капитал», «Немецкая идеология», «Коммунистический манифест», «О происхождении семьи, частной собственности и государства» и мн. др.

Социальные предпосылки марксизма – появление на исторической арене (вместе с буржуазией) качественно нового класса – рабочих пролетариев (пролетариат, дословно, – лишенный собственности). Как и буржуазия, пролетариат на начальных этапах своей истории находился под властью феодальной монархии – оба были угнетаемыми ею классами, оба жаждали свободы и равенства, хотя по-разному их понимали. Тем не менее, вместе осуществляли буржуазные революции (вспомним баррикады в Париже и Парижскую коммуну). И у (пролетарского) коммунизма, и у (буржуазного) либерализма сходные по форме базовые требования и политические лозунги – Свобода, Равенство, Братство. Отсюда и положения марксизма, под которыми подпишется любой либерал: «Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»; «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган этому обществу всецело подчинённый».

Но на самом деле, как считает марксизм, – это были противоположные и непримиримые классы и идеологии. Если до 18 в. угнетателями были феодалы, от которых страдали и нарождавшаяся буржуазия, и пролетариат, то затем место угнетателей заняла буржуазия, отобравшая экономическую и политическую власть у феодалов. Кроме того, либерализм защищал капитализм (частную собственность), а марксизм боролся против капитализма и обосновывал его неизбежную гибель вместе с ликвидацией частной собственности на средства производства.



Направленность коммунистической идеологии – против буржуазии, а также либерализма, консерватизма и религии как идеологий, оправдывающих, с марксистской точки зрения, экономическое, политическое и духовное господство эксплуататорских классов.

Классовый характер – единственная идеология, открыто провозгласившая себя идеологией трудящихся классов, и, прежде всего – пролетариата – нового класса, не имеющего собственности на орудия и средства производства, отстранённого, «отчуждённого» от них.

Во второй половине 19 в. сторонники марксизма, разделились на два основных течения или крыла:

Реформистское, социал-демократическое направление , отколовшееся от марксизма ещё в конце 19 века. Основоположник – Эдуард Бернштейн. В настоящее время это одна из наиболее влиятельных в мире левых идеологий. (О ней речь пойдёт в 4-м вопросе данной лекции).

Радикальное, революционное последовательно коммунистическое. Его возглавил и развил В.И. Ленин (1870-1924). Отсюда понятие «марксизм-ленинизм». Наиболее существенная для политологии книга Ленина «Государство и революция».

В 20 в. эта ветвь коммунизма в лице марксистско-ленинской идеологии была реализована в политической практике ряда крупнейших государств мира: с октября 1917 г. – в бывшей Российской империи, а после Второй мировой войны – в ГДР, Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии, в Монголии и ряде других государств. В модифицированных формах сегодня сохранилась в современном Китае, Вьетнаме, Северной Корее, на Кубе. В последние годы идеи социализма становятся «модными» в Латинской Америке (Венесуэла и др.).

Однако в целом уже в конце 20 в. мировая коммунистическая система («система социализма») потерпела крах и разрушилась. Большинство бывших соцстран, в том числе и Россия, отказались от марксистско-ленинской коммунистической идеологии и взяли на вооружение преимущественно либеральную идеологию.

Основные идеи коммунистической (марксистско-ленинской) идеологии разобьём на две группы. Первая группа – философско-экономические идеи или – «материалистическое понимание истории», представляющие развитие общества как объективный, естественноисторический процесс, независимый от сознания и воли людей. Вторая группа – собственно политические идеи, раскрывающие содержание сознательной деятельности людей.

Основные положения материалистического понимания истории

1. Общество, с точки зрения марксизма, в своём развитии проходит несколько ступеней роста. В основе каждой ступени лежит способ производства, представляющий единство производительных сил (собственно работников, орудий и средств производства) и производственных отношений (отношений собственности, распределения и потребления материальных благ между участниками производства). Производственные отношения (главным вопросом которых является – «Кому принадлежит собственность»?) – есть «базис общества», его, образно выражаясь, фундамент. Над ним возвышается и им определяется «политическая надстройка» – всё остальное общественное и государственное устройство, сознание и мораль людей.

2. На определённом этапе развития производительным силам становится «тесно» в рамках старых производственных отношений. Происходит социальный взрыв. На смену старым, отжившим приходят новые, более прогрессивные производственные отношения и общество переходит на новую ступень развития, называемую общественно-экономической формацией (ОЭФ).

3. Каждой ОЭФ (типу производственных отношений) соответствует свой тип общественного и государственного устройства, свои политическое сознание и моральные ценности (надстройка).

Человеческая история по мере развития производственных отношений проходит пять таких ступеней, пять ОЭФ. Первобытно-общинная, в её основе неразвитая форма общественной собственности, соответствующее ей общественное самоуправление и общинная мораль при отсутствии государства. Рабовладельческая, феодальная и капиталистическая ОЭФ . В основе всех трёх – частная собственность и соответствующие ей типы государства, обслуживающего интересы экономически господствующих классов, соответственно – рабовладельцев, феодалов и капиталистов. На каждом историческом этапе частная собственность, являясь мощным стимулом развития материального производства, несёт в себе экономическое, социальное и политическое неравенство, несправедливость, вражду, войны, кризисы, двойную мораль и другие проблемы для общества и личности. Будущая коммунистическая ОЭФ будет основываться на развитой (в отличие от первобытной) общественной собственности на средства производства. На её основе сформируется подлинное, а не мнимое социальное равенство людей, сотрудничество и взаимопомощь, а не вражда и зависть, социальная справедливость и подлинная общечеловеческая мораль (в отличие от двух моралей: одной для бедных и другой для богатых). Не будет классов, государств, политических партий, социальных различий между умственным и физическим трудом, мужчиной и женщиной, городом и деревней. Коммунистическая ОЭФ в своём развитии пройдёт две фазы роста: социализм и коммунизм, различающиеся степенью зрелости производительных сил, обобществления собственности, уровнем социального единства, сознания и культуры общества и личности.

Политические идеи коммунистической идеологии

Вторая группакоммунистических идей раскрывает роль сознательной деятельности людей, то есть собственно политики в процессе перехода общества от капитализма к социализму, а затем – и к коммунизму. Среди них:

1. Идея классовой борьбы и революции как единственно возможного способа перехода от капитализма к социализму. Переход от капиталистического к социалистическому обществу возможен только через социалистическую революцию. Добровольно собственность и власть никто и никогда не отдаст. Вообще же революция в марксизме – это «локомотив истории», «повивальная бабка всякого старого общества, когда оно беременно новым». Однако революции не происходят по заказу или чьему бы то ни было желанию. В недрах старого строя для них должны созреть экономические и политические предпосылки. А для социалистической революции, как наиболее радикальной во всей человеческой истории, еще и благоприятные международные условия: такая революция может быть успешной только при условии, если она произойдёт одновременно во всех или хотя в большинстве наиболее развитых стран мира. Социалистическая революция в одной стране неизбежно будет подавлена объединившейся буржуазией других государств.

2. Отсюда еще одна идея – обязательность всемирной социалистической революции.

3. Идея пролетариата как «могильщика буржуазии», строителя социализма и его политической партии. Осуществить социалистическую революцию может только пролетариат, руководимый своей политической партией. Это единственный класс, которому, в отличие от других классов, «нечего терять, кроме своих цепей; приобретет же он весь мир», так как положение пролетариата во всех странах одинаковое – он лишён собственности.

4. Идея диктатуры пролетариата. Новое, социалистическое государство вначале будет государством диктатуры пролетариата, котороепостепенно перерастёт в общенародное, а при полном коммунизме – отомрёт. Отмирание государства будет происходить по мере уничтожения остатков буржуазии, обобществления собственности и преодоления различий между рабочим классом и трудовым крестьянством, городом и деревней, умственным и физическим трудом, по мере формирования «нового человека», для которого нормы морали будут иметь силу закона.

Почему диктатуры пролетариата? Потому что в любом классовом обществе, с точки зрения марксизма, государство является государством диктатуры экономически господствующего класса: в рабовладельческом – рабовладельцев, в феодальном – феодалов, в буржуазном – буржуазии, а в социалистическом – пролетариата.

Логически стройные и привлекательные для людей труда идеи. Не случайно в 20 в. ими «заболела» добрая половина, если не большая часть человечества. Но что произошло на практике?

Ни Маркс, ни Энгельс не оставили после себя описания ни общественной собственности, ни пролетарского государства: как оно должно быть устроено, как «работать», как распределять власть по вертикали и по горизонтали. Да они и не могли этого сделать – как и Ленин, они были чистыми теоретиками. А пролетарии, на которых делалась ставка, вообще не представляли себе ни теории, ни практики государственного строительства, не имели опыта управления экономикой. Иными словами, ни теоретической, ни организационно-профессиональной базы для решения этой грандиозной, но, как считают критики марксизма, утопической задачи, не существовало.

Тем не менее, В. Ленин, большевики, победив в революции 1917 года, обобществили, как смогли, средства производства, силой отобрав их у буржуазии и помещиков. Заводы, фабрики, земля, банковская система стали государственной (а не общественной!) собственностью. Под руководством коммунистической партии, сросшейся с государственным аппаратом, начали строить и построили на «пустом месте» методом проб, ошибок и репрессий невиданное в истории государство. В результате было создано могучее, но авторитарное государство, которое по критериям свободы, прав человека, демократии и благосостояния людей отставало от западных стандартов, и с течением времени всё более проигрывало в соревновании с капитализмом. Благая идея, оформленная в строгую теорию, обратилась в гоббсовского Левиафана, в государство – чудовище.

Конечно, были и позитивные моменты, особенно на фоне того, что Россия пережила в 90-е годы. Это и дружба народов многонационального государства, и индустриализация страны, и грандиозная победа над фашизмом, и мировое лидерство в космосе, и патриотизм, и противостояние мировому капитализму более 70 лет. Но по большому счёту, если бы всё было хорошо, не было бы ни 1991 года, ни последующих лет, в ходе которых модель социализма, реализованная в СССР на основе коммунистической марксистско-ленинской идеологии, равно как и в большинстве других стран мира, рухнула.

О причинах краха «реального социализма» люди будут спорить ещё долго. Но какую роль сыграла в крушении социализма коммунистическая идеология? Существует три точки зрения (для размышления):

1. Коммунистическая идеология ложная и потому нежизнеспособна, ущербна в самой своей основе. Возражая сторонникам этой точки зрения, современные защитники марксизма указывают на положительный исторический опыт социал-демократической идеологии, родственной по ряду своих оснований с коммунистической.

2. Для практической реализации коммунистических идей не созрели необходимые экономические, политические и международные условия и предпосылки. Капитализм, как сказали бы основоположники марксизма, ещё не полностью исчерпал своих возможностей развития.

3. Коммунистическая идеология трактовалась и применялась коммунистами догматично, прямолинейно, не гибко.Не так, как это делают либералы и консерваторы, реализуя свои идеи в практической политике. Продвигаясь к теоретически сформулированной цели, они постоянно совершенствуют, корректируют и модифицируют содержание своих социально-политических доктрин, приспосабливая их к конкретно-историческим условиям и обстоятельствам.

В каком состоянии находится коммунистическая идеология сегодня? Она пребывает в глубоком кризисе, пытается извлечь уроки из исторического опыта, отказалась от ряда не подтвердивших свою жизненность принципов. Но осталась достаточно влиятельной и продолжает быть востребованной в обществе, в том числе в России. Об этом свидетельствуют результаты выборов разных уровней, в которых КПРФ – одна из самых многочисленных массовая партия России прочно держит второе место, получая до 20 и более процентов голосов избирателей на выборах в Государственную Думу, а также в представительные органы власти регионов и муниципалитетов. Существуют в современной России и более мелкие партии и ассоциации, в той или форме придерживающиеся коммунистических принципов и идей в своей общественно-политической деятельности.

Не отказались от коммунистической идеологии и политической практики и отдельные страны бывшего социалистического содружества. Весьма показательной в этом отношении является уже упоминавшаяся в начале данной лекции Китайская Народная Республика. Китайские коммунисты сумели соединить коммунистическую идеологию и однопартийную политическую систему с лучшими достижениями либеральной рыночной экономики . И пока идейные противники коммунизма предрекают недолговечность столь «противоестественного союза», Китай буквально на глазах превращается из третьестепенной страны в могучую мировую державу с завидными для современных либеральных демократий темпами роста производства и благосостояния населения.

Таким образом, огульно и полностью списывать, отправлять в отставку коммунистическую идеологию как таковую, видимо, не стоит. Тем более, что близкой, родственной ей по духу (а не по сути) является процветающая сегодня во многих, в том числе развитых странах мира – социал-демократическая идеология.

От редакции: В статье автор развенчивает критику «слева» в адрес КПРФ, а также анализирует причины существования коммунистической многопартийности в России, где множество различных карликовых партий и организаций, именующих себя коммунистическими, уделяют основное внимание нападкам на КПРФ.

В древности далекой мудрецы - философы научно определили: «Вначале было слово». В форме выражения звукового сигнала, призыва к конкретному сиюминутному действию. Позже - в форме различных теорий, идеологий.

Теория - система основных идей в той или иной области знаний, научно объясняющих закономерности развития материального мира и его составляющего - человеческого общества. Поэтому теория, как отражение реальности состояния в развитии, изменений материи, находиться должна в развитии - творческом, научном.

Веками лучшие, выдающиеся умы человечества, даже жертвуя своей жизнью, совершали великие открытия, искали пути к созданию общества справедливости, избавляющего человека труда, создателя материальных и духовных благ, от эксплуатации, насилия, материального и духовного обнищания, массового вымирания. В конце первой половины XIX столетия К. Маркс и Ф. Энгельс заложили основы теории революционного пути этого избавления трудящихся и организации Коммунистической партии, чётко выраженных в «Манифесте Коммунистической партии» - (1848 г.)

Основоположники данной теории не рассматривали её как догму. В конце XIX века (1899 г.) В.И. Ленин акцентировал внимание: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни. Мы думаем, что для русских социалистов особенно необходима самостоятельная разработка теории Маркса…» (ПСС, Т. 4, с. 184). В.И. Ленин именно таким образом относился к марксизму. И со скрупулёзным учётом реальной ситуации в мире и в России сугубо творчески двигал вперёд теорию марксизма. Он внёс в неё огромный новый вклад. Поэтому она вошла в историю как Марксизм - Ленинизм.

Увлечённость решением текущих практических, актуальных задач приводит к недооценке примата теории перед практикой. В 1925 году И.В. Сталин обратил внимание на то, «что многие нынешние практики - ленинцы не очень милуют теорию, особенно ввиду той бездны практической работы … Иные думают, что ленинизм есть примат практики перед теорией…». Теория, образно выражаясь, это необходимый инструментарий, который обеспечивает то, чтобы не сбиться с пути к цели, следуя по незнакомой местности днём и ночью; это луч света, карта и компас, которые сориентируют и на перекрёстках дорог, и на их крутых неожиданных поворотах.

Теория является основой ей соответствующей идеологии. Идеология - определённая система философских, экономических, политических, исторических, нравственных, правовых, художественных, культурных, религиозных и других взглядов; будучи отражением общественного бытия, она оказывает активное воздействие на состояние, развитие общества. Следовательно, диалектическая связь теории и идеологии, их влияние на все сферы общественной жизни и не просто самим их существованием, а посредством внедрения их сути в сознание масс, обуславливают необходимость активной идеологической работы партии.

Идеологическая работа - это постоянная деятельность Коммунистической партии по творческому развитию теории прогресса общества, воспитанию трудящихся масс на идеях марксизма - ленинизма и мобилизации их на успешное решение текущих и перспективных задач, определённых партией. Это вперёд смотрящая, воспитательно-мобилизующая приоритетная социальная функция Коммунистических партий.

В деятельности Коммунистических партий проблема разработки идейно-теоретических основ классовой, социально-групповой структуры современного общества России, движущих революционных сил социалистических преобразований встала особенно остро. При этом недопустимо игнорирование всемирно-исторического опыта Великого Октября 1917 года, строительства социализма в СССР, а также опыта творческого воплощения в жизнь идеалов социализма в КНР.

Дальнейшее развитие марксизма-ленинизма немыслимо без глубоких знаний его принципиальных положений. Без этого и не решается насущно необходимая задача - объединения компартий. Не в защиту, например, КПРФ, а в интересах уяснения некоторых положений марксизма-ленинизма обращаюсь к фактам взаимоотношений компартий. На КПРФ навешивали ярлыки: оппортунизма, парламентаризма, социал-демократизма и т.п. антиреволюционных -измов. «Ярлычники» либо сознательно, либо по непониманию извращают суть этих понятий, явлений.

Марксизм-ленинизм дает им чёткие определения. Социал-демократия - политическое движение в рабочем движении западноевропейских стран, вожди и теоретики которого отрицали неизбежность пролетарской социалистической революции и диктатуры пролетариата; они проводили политику классового сотрудничества трудящихся с буржуазией в капиталистическом обществе, т.е. стали на путь оппортунизма. Оппортунизм - политика соглашательства с буржуазией, приспособленчества к существующему капиталистическому строю, предательства интересов рабочего класса, трудового народа, отказа от борьбы за победу социализма. Присуще ли это КПРФ? Безусловно - нет. Программа и Устав, решения съездов и пленумов Компартии РФ опровергают «обвинения» КПРФ в социал-демократизме и оппортунизме. В Программе партии определена одна из главных целей - «социализм в его обновлённых и закреплённых в будущей конституции формах». В Уставе записано: «Коммунистическая партия Российской Федерации …имеет своей главной целью построение социализма».

КПРФ критикуют за парламентаризм и нереволюционность. Парламентаризм - оппортунистическая и основная форма пробуржуазной политической деятельности западноевропейских социалистических партий. В.И. Ленин, анализируя опыт, историю революций, акцентировал внимание на том, что рабочий класс, его партия, для осуществления своих задач должны овладеть всеми без исключения формами и методами политической борьбы. «Владея всеми средствами борьбы, - подчёркивает он, - мы побеждаем наверняка…, даже если обстоятельства не позволяют нам пустить в ход оружие» (ПСС, т. 41, с. 81). Парламент используется как трибуна партии, а избирательные кампании как одни из важных арен широкой политической борьбы. «Неопытные революционеры, - отмечает В.И. Ленин, - часто думают, что легальные средства борьбы - оппортунистичны, а нелегальные - революционны, но это неверно… Революционеры, не умеющие соединять нелегальные формы борьбы со всеми легальными, являются весьма плохими революционерами» (там же).

Политические и социально-экономические обстоятельства обусловливают приоритет определенных легальных или нелегальных форм борьбы. Современная обстановка в нашей стране выдвигает на первый план применение наибольшего многообразия легальных форм политической борьбы всеми компартиями и левопатриотическими силами. Именно в единстве действий будет корректироваться тактика, могут вырабатываться единые идейно-политические основы их организационного объединения.

Несколько слов о нереволюционности (эволюционности) и революционности компартий. Эволюция - это постепенные изменения общества, коренным образом не меняющие его основ. Революция - это коренной переворот, радикальные изменения классового характера власти и во всех сферах жизнедеятельности общества. Такие революционные изменения предусматриваются программами всех компартий. А при чём здесь нереволюционность какой-то компартии? Да при том, что некоторые из лидеров отдельных компартий допускают смешение понятий: социальная революция и вооруженное восстание. Вполне понятно такое смешивание «демократами». Они запустили «утку» - «Россия исчерпала лимит революций» и страшилку - «русского бунта, братоубийства гражданской войны». Вооружённое восстание - это вынужденный способ смены власти как необходимое начало осуществления социалистической революции, т.е. её составная, но не обязательная часть. В.И. Ленин отдавал предпочтение мирному варианту утверждения власти Советов, путём их большевизации.

Революции не назначаются какой-то партией, они вызревают в недрах господствующего общества, а их кануном была и остаётся в грядущем - революционная ситуация. По определению классиков научного коммунизма, её главными признаками являются:

- «кризис верхов»; - «кризис низов»; - значительное повышение политической активности миллионов трудящихся в борьбе за свои права на достойную жизнь;

Готовность и способность Коммунистической партии овладеть властью и удерживать, укрепить её при широкой поддержке народных масс;

Международная обстановка, не позволяющая активно вмешаться силой другим странам в революционный процесс (см. В.И. Ленин ПСС, т.26, с.218-219; т.41, с.69-70).

Способствовать вызреванию революционной ситуации и возглавить мощное движение народных масс - задача компартий. А не выискивание «причин» разногласий и поводов взаимных обвинений.

Каковы же причины негативных межпартийных проявлений, препятствующих объединению компартий?

Первая и основная: серьёзные упущения в идеологической работе по всем её направлениям и задачам.

Вторая - амбициозность некоторых лидеров под предлогами первообразования и «подлинной» революционности, выражающейся в революционной фразеологии.

«Революционная фраза, - отмечал В.И. Ленин, - есть повторение революционных лозунгов без учёта объективных обстоятельств… Лозунги превосходные, увлекательные, опьяняющие, почвы под ними нет - вот суть революционной фразы… Чувство, пожелание, негодование, возмущение - вот единственное содержание этого лозунга в данный момент (ПСС, т. 35, с. 343, 345, 353). Он раскрывает природу революционной фразы: извращение истины. «Нередко это извращение происходит из самых лучших, благородных, возвышенных побуждений, просто в силу непереваренности известных теоретических истин или по-детски аляповатого, ученически-рабского повторения их не к месту (не понимают люди, как говорится, «что к чему») (ПСС, т. 35, с. 361).

В нашей компартийной идеологической деятельности методологические и идейно-теоретические основы марксизма-ленинизма - забвению не подлежат. Именно при этом условии «непереваренность» их истин мы избежим. И устраним причины разногласий, объединимся, например, в «Коммунистической единой партии России». Только тогда мы обретём большую силу, больший авторитет в народе и будем добиваться больших успехов в борьбе за достижение наших стратегических целей.

П. Зенин

кандидат исторических наук, доцент

Министерство образования и науки Российской Федерации

Губкинский институт (филиал)

Московского государственного открытого университета

РЕФЕРАТ

ПОЛИТОЛОГИИ

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) в современной политической жизни страны

Студента ________3________ курса

заочного отделения

специальность «Горные машины и оборудование»

Шарова А.А.

Руководитель: к.и.н., доцент

Богданов С.В.

Губкин - 2007

П Л А Н

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 3

КПРФ: от запрета до активизации политической

деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 5

Социально-экономическая и политическая платформа

современного российского коммунизма. . . . . . . . . . . . . . . . . с.11

3. Социальная опора КПРФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 19

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с.23

Список использованной литературы и источников. . . . . . . . . . . с.24

ВВЕДЕНИЕ

Осмысливая некоторые итоги складывания многопартийности в нашей стране, можно в целом констатировать, что нынешняя стадия развития российской многопартийности еще весьма далека от того, что называется многопартийной системой, в рамках которой различные субъекты политического действия готовы к сотрудничеству в целях достижения общественного согласия или хотя бы, как минимум придерживаются общих конституционно-правовых принципов поведения. В нашем случае, скорее приходится говорить о несистемной множественности партий с зачастую радикально противоположными позициями при значительном влиянии среди них сил тоталитарной ориентации. При этом на хорошо укрепленном левом фланге политического спектра не скрывают враждебного отношения к действующей Конституции и установок на неправовые методы решения проблемы.

Коммунистическая партия Российской Федерации, возникшая как правопреемница и идеологический наследник КПСС за бурное десятилетие с конца 80-х до конца 90-х гг., прошла очень сложный путь своего развития, внутренних коллизий и вынуждена была приспосабливаться к изменениям социально-экономических, политических и духовных реалий в стране. Кто бы из ортодоксальных коммунистов еще бы полтора-два десятилетия назад мог бы себе представить В.И. Ленина в православном храме во время богослужения, И.В. Сталина на каком-нибудь всемирном экономическом форуме в тихой и процветающей Швейцарии за одним столом с воротилами мирового бизнеса и т.д.

Действительно современная доктрина КПРФ весьма отдаленно напоминает былое коммунистическое наследие. В работах лидера современных российских коммунистов Г. А. Зюганова по-новому озвучены многие узловые моменты двадцатого столетия. Действительно, ни в одной из работ Ленина мы не встретим упоминания того, что в феврале 1917 г. "рухнула легитимная государственная власть" Зюганов Г.А. Смысл и дело Октября. М., 1997, с. 4. . Речь-то ведется о царском режиме...

Конечно, реалии 90-х гг. вынуждают главного идеолога КПРФ либо облекать постулаты прежней большевистской доктрины в новые формы, либо фактически отказываться от анахронизмов прошлого.

Хотя в уже цитируемой выше брошюре Г. Зюганова мы можем встретить массу штампов, которые словно перекочевали в политическую публицистику доктора философских наук Г.А. Зюганова из исторической и социально-политической литературы 60-70-х гг.

Изучение социально-экономической и политической концепции КПРФ, определение электорального поля коммунистов позволяют в определенной степени прогнозировать процессы либо затухания, либо роста интереса к коммунистической идеологии и КПРФ как ее носителю.

КПРФ: от запрета до активизации политической

деятельности.

Либерализация политического климата в конце 80-х гг. ускорила и перевела на новый уровень процессы развития и объединения десятков тысяч неформальных групп. Хотя далеко не все из них включились в политическую деятельность, число групп, считавших себя "политическими", продолжало расти. Многие из них объединились в союзы, ассоциации или народные фронты - прообразы политических партий. В основе создания неформальных объединений не всегда лежала четкая политическая программа, подчас они возникли в процессе решения практических проблем, связанных с обыденной жизнью.

Проявившаяся в массах воля к раскрепощению социальной жизни, обилие комитетов, организаций, групп, народных фронтов все более явно указывали на ограниченность и противоречивость частичной, искаженной демократизации. Ущербность последней наиболее ярко выражалась в стремлении к сохранению однопартийной политической системы, монополии КПСС на анализ общеполитических проблем и разработку стратегических концепций.

В период, когда маховик исторических событий в России только начинал еще раскручиваться, шансы демократического движения на заметный успех в его противоборстве с КПСС казались небольшими. Коммунисты явно неплохо подготовились к переменам. В то время как одна часть партии с неожиданной для общества предприимчивостью включилась в инициируемые ею же процессы разгосударствления социалистической собственности (сумев при всём этом даже убедить определенные круги на Западе и часть отечественной демократической общественности, что преобразование собственности в СССР возможно лишь путем номенклатурной приватизации), другая ее часть заняла позицию критики всякой приватизации и готовилась к тому, чтобы, используя неизбежное недовольство широких масс несправедливостями приватизации, вновь выступить в роли защитника обездоленных и создать мощную социальную базу для возрождения коммунистического движения. Несмотря на то, что с осени 1998 г. социологи фиксировали резкое падение авторитета КПСС (по данным ВЦИОМ за 1990 г., полное доверие КПСС выразили всего лишь 6% граждан), реальные и потенциальные позиции компартии представлялись все еще очень прочными, вплоть до августовского путча 1991 г Заславская Т.И. Когда заблуждается власть // Московские новости.. 1991. 31 марта. .

была приостановлена, а ее имущество взято под контроль Советами народных депутатов. Вскоре после этого М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального Секретаря ЦК КПСС и призвал ЦК принять решение о самороспуске. Завершающую точку на том этапе поставил Указ Президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. "О деятельности КПСС и КП РСФСР", предписывающий прекращение деятельности и роспуск организационных структур КПСС и КП РСФСР на территории РСФСР. Последовавший в декабре 1991 г. распад СССР и образование независимого государства - Российской Федерации - еще более упрочило положение антикоммунистических сил в российском политическом спектре и во властных структурах.

При этом в массовом сознании поражение компартии было в тот период отнюдь не столь очевидным. И хотя, по данным ИСПИ РАН, более половины населения полностью согласилось с решениями о приостановлении деятельности КПСС и считало, что эта партия не должна возобновлять свою деятельность, 28% респондентов, напротив, были убеждены, что компартия должна возродиться, а почти половина опрошенных коммунистов (46%) были готовы возобновить свое членство в партии.

При этом только каждый четвертый респондент был уверен в том, что после запрета КПСС страна пойдет по пути демократического развития, и одновременно столько же полагало, что в этом случае страну ожидает диктатура новой власти. Показательно, что половина опрошенных не смогла определенно высказаться по данному вопросу.

Таким образом, в обществе, в отличие от высших эшелонов власти, явно не было эйфории победы. Оно, по мнению наблюдателей, раскололось и затаилось Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994, с. 54. .

После крушения КПСС процесс становления многопартийности в России вступил в качественно новую стадию. Если раньше политическая активность партий и движений самой разной ориентации была по преимуществу направлена против КПСС и отождествлявшегося с ней союзного центра, то теперь они были вынуждены искать новую основу для самовыражения и самоидентификации (это, прежде всего, касалось демократического

движения, которое по сути дела всегда было лишь объединением "против", а не "за"). При этом обнажились неоднородность демократического движения, отсутствие в нем единства по поводу целей и средств преобразований. Что же касается левых сил, то они очень быстро оправились от удара и начали постепенно отвоевывать утраченные рубежи.

Решающую роль при этом сыграло начало в 1992 г. шоковых реформ с характерными для них процессами стремительного социального расслоения и обнищания широких масс. Заметный вклад в процесс укрепления позиций коммунистов внесли принятые 30 ноября 1992 г. решения Конституционного Суда РФ по делу проверки конституционности ряда указов Президента, касающихся компартии. Российским коммунистам удалось сохранить не только часть своего имущества, но, что, пожалуй, более важно, и свои территориальные партячейки. Во многом именно благодаря удержанию коммунистами хорошо налаженной за годы советской власти разветвленной системы территориальных партийных звеньев мы имеем сейчас ситуацию, при которой более половины массового низового актива российских политических объединений ориентировано на левые политструктуры и главным образом - на принадлежащие КПРФ. Все это способствовало быстрой реанимации коммунистических сил и их активному включению в политическую борьбу как в качестве участников избирательной кампании 1993 г. по выборам нового высшего законодательного органа, так и под знаменами крайней оппозиции, бойкотировавшей эти выборы.

К концу 1993 г. в сложной палитре политических ориентаций российского населения уже четко выделяются три основных центра политико-идеологического притяжения, вокруг которых и сегодня группируются сторонники всех сколько-нибудь заметных политических идей, течений и объединений. Их можно условно обозначить как "прокапиталистический реформизм", "просоциалистический антиреформизм" и национал-державная идеология. Именно такой расклад политических ориентаций российского общества был в целом зафиксирован уже по результатам выборов в Государственную Думу 1993 г. При этом Указом Президента РФ от октября 1993 г., последовавшим после трагических событий сентября-октября 1993 г., устанавливалась принципиально новая для нашей страны пропорционально-мажоритарная избирательная система. Новая избирательная система способствовала снижению темпов радикализации политических отношений и, прежде всего за счет уменьшения активности внепарламентской оппозиции. В частности участие в выборах КПРФ и последующая деятельность фракции коммунистов в Государственной Думе заметно переориентировали коммунистическую оппозицию на отработку легитимных методов борьбы за власть и придали основной структуре коммунистического движения известный социал-демократический оттенок. Коммунистам и аграриям не удалось стать главными выразителями оппозиционных настроений в обществе.

Данная статистика позволяет сделать вывод о том, что списывать с политической арены КПРФ преждевременно и необоснованно. Потенциал у коммунистического движения есть и он достаточно серьезен.

Социально-экономическая и политическая платформа современного российского коммунизма.

Фактически исполнилось десять лет, как Коммунистическая партия Российской Федерации продолжает пребывать на политическом горизонте страны. Изменилась ли политическая платформа, социально-экономические воззрения лидеров КПРФ на ключевые проблемы российской действительности? Ответ однозначен - изменились. Конечно, меньше уже встретишь пламенной политической патетики, столь характерной для первых лет рыночного реформирования, больше стало наукообразных объяснений и многовариантных подходов, очередных рецептов по выводу страны из кризиса.

В связи с эти многие не только противники, но и соратники поторопились обвинить лидера КПРФ Г. Зюганова в лавировании, приспособленчестве (ситуация парадоксально напоминает мучительные поиски В. Ленина вариантов по выводу страны из кризиса 1921 г. и аппробации новой экономической модели). Хотя это вряд ли верно.

Сегодняшние лидеры коммунистов - это не те ортодоксы, которые измеряют свои слова и поступки с духом марксизма-ленинизма. Изменившиеся социально-экономические реалии в государстве, выросшее в условиях совершенно иной страны поколение россиян, открывшееся огромное информационное пространство, вынуждают современных идеологов КПРФ существенно корректировать свои программные установки, которые они предлагают своему как явному, так и потенциальному электорату.

Так в Предвыборной платформе КПРФ "За нашу Советскую Родину!", утвержденной Всероссийской конференцией КПРФ 26 августа 1995 г., давая определение современным коммунистам, говорится: "Мы из партии Алексея Стаханова и Юрия Гагарина, Михаила Шолохова и Александра Твардовского, Ивана Памфилова и Георгия Жукова, Мусы Джалиля и Василия Сухомлинского, Паши Ангелиной и Терентия Мальцева, Сергея Королева и Игоря Курчатова, миллионов коммунистов и беспартийных патриотов социалистического Отечества" За нашу Советскую Родину! Предвыборная платформа Коммунистической партии Российской Федерации. М., 1995, с.3. .

Можно обратить внимание, что в данном перечне, вполне понятном и знакомом многим еще со школьной скамьи нет имен, Ленина, Сталина, Берия, Абакумова, Ежова, Кагановича, Молотова, Брежнева и т.д. Конечно, современным идеологам коммунистов приходится считаться с тем, что сделала гласность середины 80-х, когда непререкаемые авторитеты теории и практики построения социалистического общества в нашей стране предстали в совершенно ином виде. В общественном сознании произошел действительный переворот - бывшие кумиры уже не могли являться ориентирами; их харизматизм был уничтожен.

Было бы, конечно, неисторично подходить с мерками современности к социально-экономическим и политическим реалиям России начала 20 столетия. Но столь же неверно было бы не видеть укоренившихся во взглядах Ленина представлений об ускорении в переходе общества от капитализма к социализму, который мыслился во всемирном масштабе и как результат победы насилия "снизу" над насилием "сверху". При этом, это теперь уже непреложный факт: “Исторический спор с ревизионистами и реформистами Ленин проиграл. Ни из каких "окон империализма" социализм не глядел” Политическая история: Россия - СССР - Российская Федерация в 2-х т. М.: "Терра", 1996. т.1, с.588.

Так в своей брошюре "Я русский по крови и духу" Г. Зюганов пишет: "Уточню - командно-административная система в свое время являлась объективной потребностью жизни страны. Угрозы извне, крайне ограниченный круг доступных ресурсов, необходимость мобилизации всех сил требовали жесткого волевого подхода. Конечно, много было наделано и ошибок, и глупостей, а иногда и просто преступлений. Тем не менее история доказала, что тот механизм, та система, та система, то хозяйство, тот уклад жизни, тот культурный тип, которые тогда сформировались, оказались самыми жизнестойкими на планете" Зюганов Г.А. Я русский по крови и духу. М., 1996, с. 22.

Конечно, идеологам современного российского коммунизма невозможно абсолютно отречься от собственного исторического прошлого, ибо это чревато потерей определенной, весьма существенной части традиционно мыслящего электората, тем не менее, существенные коррективы приходится вносить. Хотя это и не ново. Стоит вспомнить первые перестроичные попытки М.С. Горбачева опереться на "чистый" ленинизм без сталинских перегибов или еще раньше - знаменитая статья См: Андропов Ю.В. Марксизм и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М., 1983.

Ю.В. Андропова "Марксизм и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР".

Дело видимо не в приверженности традициям, а в исходных концептуальных установках коммунистической идеологии. Но при всём этом есть одно существенное "но". Если теоретики марксизма исходной предпосылкой возникновения имущественного и социального расслоения считали (и не без оснований) частную собственность, то сегодняшние российские коммунисты уже и некоммунисты в ленинском понимании (т.к. не признают диктатуры пролетариата и необходимости ликвидации частной собственности на средства производства).

Так в Проекте основных направлений экономической программы народно-патриотических сил "Путем созидания" (1999 г.) провозглашается: "Наша программа предусматривает многоукладность экономики в соответствии с объективным разнообразием форм хозяйственной деятельности. Мы за рациональное совмещение государственного, корпоративного, коллективного и частного секторов экономики" Путем созидания. Основные направления экономической программы народно-патриотических сил. Проект. М., 1999, с. 30. .

В целом анализ эволюции экономической платформы КПРФ свидетельствует, что она во многом сближается с экономическими программами социал-демократов: сильная регулирующая роль государства, ограничение роли Центрального банка, очень осторожная приватизация, абсолютный запрет частного оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Действительно, в программных установках КПРФ много аспектов, перекликающихся с концептуальными установками современной социал-демократии. Он из виднейших лидеров социал-демократии, председатель Социалистического Интернационала Вилли Брандт так озвучил ценностные ориентиры социал-демократии: “К рациональной политической деятельности относится правильное определение приоритетов... Я сам себя спросил: что, помимо мира, для меня всего важнее? И ответил: свобода.

Я определил это как свободу совести и мнений, свободу от нужды и страха. Без хлеба и с тайной полицией не может быть демократии. Без плюрализма и с притязаниями на монополию - тоже. Я добавил к этому: предписывать счастье - значит задушить свободу” Брандт В. Воспоминания. М., 1991, с. 304. .

Таким образом, в самом обобщенном виде можно вычленить наиболее фундаментальные характеристики социал-демократизма как политической идеологии:

в социально сфере - гармонизация интересов социальных групп и классов общества;

в экономической сфере - социально-ориентированная экономика со значительными регулирующими функциями государства;

в политической - “правее” левых “левее” правых, иначе говоря: политический плюрализм с отказом от крайностей, как консерватизма, так и радикализма;

в гуманитарно-правовой - бесспорный приоритет общечеловеческих ценностей с дальнейшим совершенствованием правовых регуляторов гражданского общества.

Нельзя отрицать, что в предвыборных документах компартии социальный блок всегда был достаточно сильным. В проекте экономической программы (1999 г.) он изложен достаточно четко и ясно: "Конечная цель нашей политики - обеспечение высокого уровня и качества жизни населения, подъем народного благосостояния, Наш принцип, практически отработанный в ряде субъектов Российской Федерации: здоровым - работу, слабым - заботу" Путем созидания. Основные направления экономической программы народно-патриотических сил. Проект. М., 1999, с. 40.

Коммунисты неплохо в политическом плане играют на достаточно серьезном разочаровании людей издержками рыночного реформаторства. И дело здесь даже не во вполне естественном недовольстве людей своим социальным статусом и материальным положением: есть все основания полагать, что наиболее болезненной точкой социального самочувствия является в настоящее время

ущемленное чувство справедливости. Как свидетельствуют исследования Российского независимого института социальных и национальных проблем, доминантами психоэмоционального настроения россиян в конце 1995 года были чувство стыда и ощущение несправедливости всего происходящего Массовое сознание россиян в период общественной трансформации: реальность против мифов. М., 1996, с. 20-21. . Причем эта проблема не только чувствуется россиянами, но и вполне четко осознается ими. Так по данным исследования, проведенного ИСПИ РАН в начале 1995 г., респонденты, отвечая на вопрос об идеях, которые могли бы лечь в основу политики возрождения России, на первое место поставили идею справедливости (44%), далее следовали права человека - 37% и порядок - 36% Социальная и социально-политическая ситуация России: анализ и прогноз (первое полугодие 1995 г.). М., 1995, с. 76. .

Левые политические силы в полную мощь эксплуатируют в своей идеологической работе приверженность российского массового сознания идеям социальной справедливости. Начиная со второй половины 90-х годов, все чаще используют в своей риторике слово "справедливость" президентско-правительственные круги, сводя при всём этом справедливость к более приемлемой для населения социальной политике. Что же касается демократов (причем не только радикальных, но и умеренных), то у них нет своей концепции, которую они смогли бы противопоставить коммунистической трактовке справедливости как распределительного (фактического) равенства. Общие разговоры в духе Ф. Хайека о переходе от социалистической концепции равенства результатов к либеральной концепции равенства возможностей применительно к отечественным реалиям звучат абстрактно. Они не улавливают сути дела и не затрагивают нерва основного социального напряжения. Ведь для людей важно именно конкретное наполнение принципа равенства возможностей в условиях смены форм собственности и перехода собственности из одних рук в другие. За всей пестротой и многослойностью современной социально-политической жизни России лежит такой фундаментальный фактор, как формирование новых отношений собственности на основе того или иного принципа разгосударствления прежней социалистической собственности.

Политическая же риторика лидеров коммунистов фактически лаконично можно охарактеризовать набором фраз: правительство народного доверия, коррумпированный режим, коалиция левых сил и т.д. Многие из этих фраз носят скорее эмоциональный характер нежели конкретный инструментарий для изменения политической ситуации. В любом случае, политическая риторика компартии находит свою аудиторию в государстве.

В целом, можно сделать вывод, что коммунистическое движение 90-х годов в РФ существенно отличается по содержанию своей политико-идеологической, социально-экономической платформы от коммунистической теории и практики начала и середины XX столетия.

Социальная опора КПРФ

В демократической прессе, внесшей в конце 80-х - начале 90-х гг. заметный вклад в расшатывание всевластия компартии, было распространено представление, что КПСС сильна главным образом благодаря своему монопольному положению в системе управления социалистической собственности и опорой на властные структуры (бюрократию, армию, КГБ, милицию и т.п.), а демократическое движение имеет широкую социальную поддержку, в основе которой - признание различными слоями населения его политико-идеологических и нравственных ориентиров. Таким образом, из известной еще по работам М. Джиласа триады "власть - собственность - идеология", составляющей опору компартии, исключалась идеология. Считалось, что это уже штампы, не имеющие отклика в общественном сознании.

Подобный подход, игнорирующий наличие у коммунистической партии устойчивой опоры в массах и недооценивающий определенную притягательность для массового сознания коммунистической идеологии и практики и практики, доминирует в позиции демократически ориентированных СМИ и сегодня. За шумным и даже преувеличенным нагнетанием страстей по поводу угрозы "коммунистического реванша" зачастую лежит поверхностное представление о том, что причины успеха коммунистов на выборах и их уверенного лидирования в опросах общественного мнения вплоть до конца 90-х гг. сводятся лишь к ностальгии старшего поколения и маргинальных слоев населения по более спокойным временам.

Конечно, все сводить всего лишь к "престарелому электорату" коммунистов было бы простым утрированием, весьма далеким от действительности. Как впрочем, если не все, то многое искать в индивидуально-психологическом, ностальгическом фоне зюгановских избирателей. Поэтому на наш взгляд довольно упрощенно выглядит социальная опора КПРФ в трактовке В. Самойлова. " Люди, всю жизнь отдавшие советскому строю, не могут быстро измениться. Да, они стареют, Да, им сейчас плохо, потому что изменился темп времени. Геннадию Андреевичу после этих выборов нужно прийти к каждому за него проголосовавшему, и поклониться в ноги со словами безмерной любви и благодарности за поддержку. Потому что такой слепой и ничем не обоснованной веры в своего кандидата нет больше ни у одного политика" Самойлов В. Зюганов, третьим будешь? // Аргументы и факты 2000, №12, с.7. .

Между тем, КПСС, возникшая как партия пролетариата, а затем претендовавшая на роль партии всего народа, по сути дела и сейчас КПРФ остается выразителем интересов, прежде всего тех, довольно широких слоев российского общества, которые представлены работниками неквалифицированного труда (кого до сих пор обозначают идеологизированным термином "люди труда"). Ее деятельность всегда была направлена на поддержание таких социальных гарантий для этих слоев населения, как обеспечение практически полной занятости, небольшие, но устойчивые доходы, уверенность в завтрашнем дне и спокойствие при отсутствии конкуренции, получение минимума бесплатных социальных благ и т.п.

По мере того, как становилось ясно, что нынешняя Россия не в состоянии проводить четко очерченную социально-ориентированную политику, которая позволила бы обеспеченной части общества "откупиться" от социально-обездоленных низов, коммунисты начали постепенно возвращать под свои знамена те слои населения, которые всегда составляли их главную социальную опору.

Таким образом, социальную поддержку КПРФ на парламентских выборах, а лидера коммунистов Г. Зюганова на президентских выборах можно охарактеризовать следующим образом:

Во-первых , это преданный коммунистический электорат, который без лишних напоминаний голосует за своего кумира. Непреложный факт: в шестилетней войне с партией власти КПРФ всегда боролась на равных, более того дважды побеждала.

Во-вторых , Коммунистическая партия РФ обладает мощной инфраструктурой первичных партийных ячеек. Неслучайно коммунисты первыми сдали в Центризбирком полмиллиона подписей в поддержку своего кандидата на пост президента.

В-третьих , у коммунистов есть довольно мощный финансовый ресурс. Со слов руководителей КПРФ партию охотно спонсируют десятки "патриотически-мыслящих" банкиров и предпринимателей.

В-четвертых , мощный административный ресурс в лице сторонников КПРФ в Государственной Думе и региональных средствах массовой информации. По признанию вождя КПРФ, его поддерживают 300 региональных газет. Возможно, эти масштабы и преувеличены (чего не сделаешь в пылу предвыборных баталий?!), но отрицать того, что региональная коммунистическая пресса - довольно серьезный идеологический инструмент, наступательность которой возрастает в период выборов, было бы совершенно не справедливо.

При этом наличие у коммунистического движения устойчивой социальной базы среди определенной части общества - это еще далеко не все. Неверно думать, что потенциальная сфера распространения и поддержки коммунистической идеи ограничена лишь той группой населения, которую относят к социальным низам. Если и дальше формирование нового класса собственников пойдет таким образом, что подавляющая часть граждан будет оказываться несобственниками, коммунистическая идеология, которая по сути своей всегда была идеологией несобственников, получит второе дыхание. Это еще в начале 20-х гг. убедительно показал в своей работе "Голод и идеология общества" русский социолог П. Сорокин См: Сорокин П. Избранные социологические труды. М., 1995, с. 36-49. .

Заключение

Переход России на рыночные рельсы хозяйствования в начале 1992 года породил большое количество споров о возможности возврата к старой, советской социально-экономической системе или напротив - необратимости рыночных реформ. При этом выборы в Государственную Думу 1999 года показали тот действительно тектонический сдвиг в сознании практически 80% населения Российской Федерации, который произошел за восемь лет формирования свободной рыночной экономики.

Выборы в Думу высветили: за коммунистов проголосовали всего 20% избирателей, 80% отдали предпочтение "Единству", Союзу правых сил, движению "Отечество - Вся Россия", Либерально-демократической партии и "Яблоку". Таким образом, простая арифметика позволяет сделать вывод - большинство россиян проголосовали за партии некоммунистического толка, за демократов.

Выбору в Государственную Думу обнаружили действительные масштабы электорального поля КПРФ- 20%. Электорат поставил Г.А. Зюганова не на второе и даже не на третье место.

Таким образом, можно обратить внимание на достаточно заметную тенденцию постепенного затухания интереса общественного сознания к ортодоксальной идеологии коммунизма. Дальнейшее же приспособление коммунистической идеологии к изменениям социально-экономической, политической и духовной действительности будет способствовать дальнейшей дифференциации в самом коммунистическом движении.

Список используемой литературы и источников.

Андропов Ю.В. Марксизм и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М., 1983.

Брандт В. Воспоминания. М., 1991.

За нашу Советскую Родину! Предвыборная программа КПРФ. М., 1995.

Зюганов Г.А. Я русский по крови и духу. М., 1996.

Зюганов Г.А. Смысл и дело Октября. М., 1997.

Массовое сознание россиян в период общественной трансформации: реальность против мифов. М., 1996, с. 20-21.

Позиция Коммунистической партии Российской Федерации по выводу страны из экономического кризиса. М., 1999.

Политическая история: Россия - СССР - Российская Федерация в 2-х т. М.: "Терра", 1996. т.1, с.588.

Путем созидания. Основные направления экономической программы народно-патриотических сил. Проект. М., 1999.

Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994.

Самойлов В. Зюганов, третьим будешь? // Аргументы и факты 2000, №12, с.7.

Сорокин П. Избранные социологические труды. М., 1995.

Социальная и социально-политическая ситуация России: анализ и прогноз (первое полугодие 1995 г.). М., 1995, с. 76.

Цепляев В. Альтернатива Путину // Аргументы и факты. 2000. №7, с.4.