Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Национальная поли­тика включает стратегические задачи жизнедеятельности го­сударства и обеспечивает реализацию интересов всей нации.
Внутренняя политика государства в отношении этни­ческих общностей и межэтнических отношений обычно на­зывается этнической политикой , или политикой в отно­шении этнических меньшинств. Национальная политика — это и целенаправленная деятельность по регулированию этно-политических процессов, содержащая в своей основе цель, принципы, главные направления, систему мер по их реализа­ции.
Главной задачей государственной национальной поли­тики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной осно­вы для их развития на принципах добровольного, равноправ­ного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этнонацио-нальных особенностей в жизни общества должен осущест­вляться в границах соблюдения прав человека.
В разное время и в различных странах национальная по­литика может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.), искусственной ассими­ляции (политика и практика насильственного обращения лиц одной социально-культурной, этнонациональной, кон­фессиональной и иной принадлежности в другую (соответс­твующую) принадлежность) до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства.

Национальная политика в Российской Федерации представляет собой систему мер, направленных на обнов­ление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного госу­дарства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Документами, определяющими национальную по­литику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Рос­сийской Федерации».
После распада СССР начался новый этап в развитии наше­го государства на основе традиций российской государствен­ности, принципов федерализма и гражданского общества.
Для нашей многонациональной страны значима проду­манная демократическая национальная политика, которая включает следующие направления:

- развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Россий­ской Федерации и целостности Российского государства;

- развитие национальных культур и языков народов Рос­сийской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

- обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

- достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

- поддержка соотечественников, проживающих в госу­дарствах — участниках Содружества Независимых Госу­дарств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской респуб­ликах, содействие развитию их связей с Россией.

Основные принципы национальной политики в России

Равенство прав и свобод человека и гражданина незави­симо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и обще­ственным объединениям.

Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Сохранение целостности и неприкосновенности террито­рии Российской Федерации.

Равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти.

Гарантия прав коренных малочисленных народов в соот­ветствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципа­ми и нормами международного права и международными до­говорами Российской Федерации.

Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принужде­ния.

Содействие развитию национальных культур и языков народов России.

Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

Запрещение деятельности, направленной на подрыв бе­зопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

Защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживаю­щих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Уровни межэтнических взаимоотношений: 1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни; 2) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности.

В современном мире происходит экономическое, культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций (ЕС – Европейский Союз).
Европейский союз образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция.

В июне 2004 была принята Европейская конституция. Она вызвала неодобрение Ватикана из-за отказа упоминания о «христианских корнях» европейской цивилизации. Кроме того, Испания и Польша попытались пересмотреть порядок принятия решений в ЕС (вместо нынешнего, учитывающего «удельный вес» экономик стран-членов, перейти к процедуре, при которой количество голосов от каждой страны было бы пропорционально ее населению). Однако с приходом к власти в Испании правительства социалистов, эта страна отказалась от своих намерений. Новая конституция подписана 29 октября 2004 в Риме. Для того, чтобы она вступила в силу, ее должны ратифицировать парламенты всех стран-членов. В некоторых странах одобрение предполагалось получить путем всенародных референдумов. В 2005 референдумы во Франции и Нидерландах отвергли Конституцию. В 2009 Конституцию наконец (с некоторыми оговорками – запрет на аборты) поддержали Ирландия и Польша.


Другой путь межнациональной интеграции осуществлялся в США (стратегия «плавильного котла»).
«Плавильный котёл» (melting pot) - концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный "плавильный котел" (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев.
Благодаря постоянному притоку эмигрантов население САСШ с 1871 г. по 1913 г. увеличилось с 39,8 млн. до 96,5 млн. человек.
Израэл Зангвилл (1908):
«Америка… это огромный плавильный котёл, в котором переплавляются и преобразуются все европейские нации».
Эта метафора получила известность после того, как в Нью-Йорке в 1908 году с большим успехом дебютировала одноименная пьеса английского драматурга и писателя Израэла Зангвилла, повествующая о жизни еврейской семьи, которая, спасаясь от погромов, покинула Россию и обрела прибежище в Америке.
Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).
Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) – (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны.
При аккультурации один народ усваивает нормы другого народа, но сохраняет своё этническое самосознание.
Аккультурация (лат. accumulare – накапливать + cultura – возделывание) – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.


С другой стороны, растёт стремление народов обрести национальную самостоятельность (дифференциация), противостоять экспансии сверхдержав.
Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну.
Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации.
Виды национализма: 1) этнический. 2) державно-государственный, 3) бытовой.
Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – крайняя, агрессивная форма национализма.
Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.
Сегрегация (от позднелат. segregatio – отделение) – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.
Апартеид (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.
Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения.
В гитлеровской Германии было уничтожено в лагерях смерти (Треблинка, Освенцим) около 6 млн. евреев. Эту трагедию называют греческим словом «холокост» (всеуничтожение через сожжение).
Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.
Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.
Ирредентизм (от итал. irredento – неосвобожденный) – 1) идея воссоединения с основным ядром нации (ирландцы в Ольстере); 2) политическое и общественное движение в Италии в конце 19 – начале 20 вв. за присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским населением – Триеста, Трентино и др.

Межнациональные конфликты (в узком смысле) происходят между государствами, либо внутри конфедерации, которую составляет ряд политически самостоятельных стран, населённых разными этносами.
Межэтнические конфликты возникают внутри государства.
Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.

Причины межнациональных конфликтов:

1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра);
2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти;
3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.
4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями.
5) Исторические прошлые взаимоотношения народов.
6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Типы межнациональных конфликтов:

1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт);
2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики);
3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

Способы разрешения:

1) отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например);
2) применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека;
3) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе;
4) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным;
5) предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

По Конституции 1993 года Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Для понимания основ национальной политики необходимо разобраться в главных принципах федеративного устройства, в основах соблюдения прав разных народов и слиянии их в единый организм.

  • В преамбуле к Конституции написано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Это одна из особенностей российского подхода к национальному вопросу. Критерий многонациональности – не наличие людей разных наций, а наличие исторически сложившихся групп населения, проживающих компактно на своей территории. Критерий многонациональности предполагает установление прав гарантии свободы и развития языковых и культурных обычаев; необходимость своеобразного «суверенитета» для каждой нации.
Исключительной важностью обладает вопрос об основах федеративного устройства государства. Статья 5, пункт 3: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». Важно отметить следующее: несмотря на право «самоопределения народов», для преодоления опасности распада государства, в Конституцию Российской Федерации внесены положения так называемого «федерального договора», который включает в себя:
  • определение статусов субъектов Российской Федерации (ст.5, п.1) – «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации».
  • оговорку о том, что суверенитет принадлежит Российской Федерации (а не субъектам) – ст.4, п.1: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию»; ст.4, п.3: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», наконец ст.3, п.1: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Российский федерализм – это форма государственного устройства, способ территориальной организации, гарантия государственной целостности. С одной стороны, это форма демократизации управления государством, децентрализации (об этом – статьи 71-73: «В ведении Российской Федерации находятся…», «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся…», «Вне пределов ведения Российской Федерации…»). С другой стороны, субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом, не обладают верховенством на своей территории: ст.4, п.2: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». У субъектов нет права сецессии – права выхода в одностороннем порядке.
Важно так же отметить о положениях Конституции российской Федерации непосредственно связанных с правами национальностей. Это:
  • ст. 26, п.1: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности».
  • ст. 19, п.2: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности…».
  • ст. 14, п.1: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», п.2: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»; ст. 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
  • ст. 68: п.1: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык»; п.2: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации»; п.З: «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

Современная Российская Федерация является многонациональным государством. В ее состав в настоящее время входят более 100 этносов, в том числе около 30 крупных этнических общностей. Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права. Конституция РФ 1993 г.: гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту; каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества; на всей территории РФ государственный язык – русский; республики вправе устанавливать свои государственные языки, употребляемые наряду с русским; запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства.

Задачи национальной политики: 1) обеспечить развитие культурной самобытности каждого народа; 2) сохранить исторически сложившуюся целостность Российского государства.

Основные принципы национальной политики

* равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка;

* запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

* сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

* равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

* гарантия прав коренных малочисленных народов;

* право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

* содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;

* своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

* запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

* защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах.

Тенденции общественного развития, оказывающие влияние на межнациональные отношения: а) стремление народов к самоопределению и процесс интеграции российского общества; б) возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности; в) потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов; г) стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России.

Основные задачи государственной национальной политики

1) в политической и государственно-правовой сфере :

– формирование Федерации путем развития и углубления федеративных отношений;

– создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений;

– объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними;

– выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;

– разрешение возможных споров и конфликтов между субъектами Российской Федерации путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации;

– обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;

– решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма и пр.;

2) в социально-экономической сфере:

– реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

– выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

– рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов Российской Федерации, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие страны и отдельных ее регионов;

– развитие государственных систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации и т. д.;

3) в духовной сфере:

– формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;

– сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

– обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;

– учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности и др.;

4) в области внешней политики:

– содействие процессу реинтеграции на новой основе государств – бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сферах;

– реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств;

– заключение договоров и соглашений с государствами – бывшими республиками СССР и другими странами о сотрудничестве в разрешении проблем компактно проживающих в приграничных районах национальных общностей, включая особое регулирование пограничного режима;

– выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев;

– сотрудничество государств – бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении конфликтов и др.

Механизм реализации государственной национальной политики – обеспечение эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработка и выполнение государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, налаживание плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями.

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Федеральный закон «Об оружии» автора Автор неизвестен

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

Статья 14. Приобретение на территории Российской Федерации, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации гражданского оружия иностранными гражданами Иностранные граждане могут приобретать на территории Российской Федерации гражданское

Из книги автора

Статья 17. Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации боевого ручного стрелкового и холодного оружия осуществляются в порядке, установленном

Современная Российская Федерация является многонациональным государством. В ее состав в настоящее время входят более 100 этносов, в том числе около 30 крупных этнических общностей. Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права. Конституция РФ 1993 г.: гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту; каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества; на всей территории РФ государственный язык – русский; республики вправе устанавливать свои государственные языки, употребляемые наряду с русским; запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства.

Задачи национальной политики: 1) обеспечить развитие культурной самобытности каждого народа; 2) сохранить исторически сложившуюся целостность Российского государства.

Основные принципы национальной политики

* равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка;

* запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

* сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

* равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

* гарантия прав коренных малочисленных народов;

* право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

* содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;

* своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

* запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

* защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах.

Тенденции общественного развития, оказывающие влияние на межнациональные отношения: а) стремление народов к самоопределению и процесс интеграции российского общества; б) возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности; в) потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов; г) стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России.

Основные задачи государственной национальной политики

1) в политической и государственно-правовой сфере :

– формирование Федерации путем развития и углубления федеративных отношений;

– создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений;

– объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними;

– выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;

– разрешение возможных споров и конфликтов между субъектами Российской Федерации путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации;

– обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;

– решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма и пр.;

2) в социально-экономической сфере:

– реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

– выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

– рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов Российской Федерации, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие страны и отдельных ее регионов;

– развитие государственных систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации и т. д.;

3) в духовной сфере:

– формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;

– сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

– обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;

– учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности и др.;

4) в области внешней политики:

– содействие процессу реинтеграции на новой основе государств – бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сферах;

– реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств;

– заключение договоров и соглашений с государствами – бывшими республиками СССР и другими странами о сотрудничестве в разрешении проблем компактно проживающих в приграничных районах национальных общностей, включая особое регулирование пограничного режима;

– выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев;

– сотрудничество государств – бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении конфликтов и др.

Механизм реализации государственной национальной политики – обеспечение эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработка и выполнение государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, налаживание плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями.

Социальный конфликт

Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Типология конфликтов

1. Исходя из субъектов конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой .

2. По сферам жизнедеятельности: политические; социально-экономические; национально-этнические.

3. В зависимости от способа конфликтного взаимодействия: конфронтация, соперничество, конкуренция.

4. В соответствии с объектом конфликта выделяются конфликты ценностей и конфликты интересов.

5. По последствиям конфликтов различают конструктивные и деструктивные конфликты .

Субъекты (участники) конфликта: свидетели (люди, наблюдающие за конфликтом со стороны); подстрекатели (те, кто подталкивает других участников к конфликту); пособники (люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами); посредники (люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт).

Предмет конфликта – это вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт.

Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.

Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Противоречие – это фундаментальная несовместимость, несогласие из-за каких-то важных (политических, экономических, этнических) интересов.

Виды противоречий:

1) внутренние противоречия (столкновение внутригрупповых, внутриорганизационных и др. интересов участников малых социальных групп); и внешние противоречия возникают между двумя или несколькими социальными системами;

2) антагонистические (непримиримо враждебные) и неантагонистические противоречия (данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путем взаимных уступок);

3) основные и неосновные противоречия;

4) объективные и субъективные противоречия.

Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении, выражает скрытый и статический момент явления, а конфликт – открытый и динамический.

Социальный конфликт – 1) высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов; 2) борьба индивидов или социальных групп с несовпадающими (разными и противоположными) интересами по поводу одного и того же блага (материальным – пища, одежда, нефть, лес и т. п.; экономическим – сырье, деньги, акции и т. п.; политическим – власть, должность и т. п.; юридическим – правовой статус и т. п.; духовным – национальным, религиозным, научным, эстетическим и т. п.).

Концепции, раскрывающие сущность социальных конфликтов

1) Г. Зиммель: сущность социального конфликта заключается в столкновении между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры.

2) Г. Спенсер: социальный конфликт обусловлен борьбой за существование, которая определяется ограниченным объемом жизненных ресурсов.

3) К. Маркс: постоянный конфликт между производительными силами и производственными отношениями по мере развития техники и производительных сил становится все более острым, порождает социальные революции, в результате которых происходит смена способа производства и общество переходит на более высокий уровень развития.

4) М. Вебер: конфликт имеет ценностный характер; общество есть арена социального действия, столкновения ценностей и норм, являющихся атрибутами тех или иных индивидов, социальных групп или институтов; борьба между социальными структурами, отстаивание ими своих социальных статусов, в конечном счете, стабилизирует общество.

Функции социальных конфликтов

1. Позитивные: информирование о наличии социальной напряженности; стимулирование социальных изменений; коммуникативно-информационная (люди в результате столкновения проверяют друг друга, получают новую информацию); созидания (конфликт часто помогает группе сплотиться); нормотворчество (конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов); снятие социальной напряженности.

2. Негативные: создание стрессовых ситуаций; дезорганизация социальной жизни; разрушение социальной системы.

Причины социальных конфликтов: социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций; различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации; религиозные различия; поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

Основные стадии социального конфликта: предконфликтная (конфликтная ситуация); непосредственно конфликт; разрешение конфликта (завершение инцидента, устранение причин конфликта).

Типология и виды социальных конфликтов

По длительности: долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.

По объему: глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.

По источнику возникновения: объективные; субъективные; ложные.

По используемым средствам: насильственные и ненасильственные.

По форме: внутренние и внешние.

По влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные.

По характеру развития: преднамеренные и спонтанные.

По сферам общественной жизни: экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые.

По типу отношений: внутри– и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри– и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.

Сторонами социальных конфликтов являются социальные субъекты: люди, социальные общности (групповые и массовые), социальные институты, народы, общественные формации, цивилизации. Этапы протекания конфликта: скрытая стадия (явное или неявное недовольство ситуацией); формирование конфликта (формирование противоречий, выдвижение требований); инцидент; активные действия сторон (способствуют достижению наивысшей точки конфликта, после чего он идет на убыль); завершение конфликта.

По причине и характеру происхождения межнациональные конфликты могут быть:

* социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);

* культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);

* этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т. е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);

* этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);

* историческими (взаимоотношения в прошлом – войны, былые отношения политики «господство – подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);

* межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);

* сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).

Способы решения социальных конфликтов: компромисс; переговоры; посредничество; арбитраж; применение силы, власти, закона.

Возможные пути выхода из конфликтов: реставрация (возвращение общества к доконфликтному состоянию); невмешательство (выжидание); обновление (активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового).

Условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов:

а) своевременный и точный диагноз причин конфликта, т. е. выявление существующих противоречий, интересов, целей.

б) обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны.

в) совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.

Виды социальных норм

Система социальных норм – часть системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм: технические (используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой и техникой); социальные.

Социальная норма – 1) это пожелания, ожидания и требования, определяющие рамки социального действия; 2) общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей; 3) социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Социальные нормы подразделяются по: способу их формирования (создания); содержанию; способу обеспечения их действия (охраны, защиты).

Классификация видов социальных норм

1. а) политические – правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами, социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. К ним относятся нормы права, программы политических партий и т. д.;

б) нормы культуры, или этические нормы – правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (форма обращения, одежда, манеры и т. д.);

в) эстетические нормы – правила поведения, регулирующие отношение к прекрасному, посредственному, безобразному;

г) организационные нормы определяют структуру, порядок образования и деятельности государственных органов и общественных организаций (например, уставы общественных организаций).

2. а) Нормы морали – правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом, охраняются силой общественного мнения и внутренним убеждением. К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и другие.

б) Нормы обычаев – правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Обычаи морального содержания называют нравами . Разновидностью обычаев считаются традиции , которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев – ритуалы , регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

в) Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.). Корпоративные нормы закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.), т. е. имеют письменную форму выражения. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

г) Религиозные нормы – правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими и деятельностью церкви.

д) Политические нормы – нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них.

е) Правовые нормы – формально определенные правила поведения, уставленные или санкционированные государством, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

3. Нормы-ожидания (очерчивают рамки социально одобряемого поведения) и нормы-правила (определяют границы допустимого поведения и определяют виды неприемлемого поведения).

Функции социальных норм: способствуют социальной интеграции; служат своеобразными эталонами поведения; способствуют контролю за отклоняющимся поведением; обеспечивают стабильность общества.

Общие черты социальных норм:

– представляют собой правила поведения общего характера, то есть рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц;

– характеризуются такими признаками, как процедурность (наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации), санкционированность (отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний);

– определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы существуют в виде стереотипов (стандартов поведения), в реальном поведении проявляется доминирующая система социальных ценностей – наиболее общие представления о желательном типе общества, целях, к которым должны стремиться люди, и методах их достижения. Важнейшая функция социальных ценностей – играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий.

Социальный контроль

Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка; механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия; социальная практика использования средств и методов социального воздействия.

Функции социального контроля: охранительная; стабилизирующая (заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных структур); целевая.

Виды социального контроля

1) Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля:

Формальный контроль основан на официальном одобрении или осуждении; осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях; направлен на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. К формальному социальному контролю может относиться доминирующая в обществе идеология. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

2) Внутренний социальный контроль – самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. Самоконтроль формируется в процессе социализации индивида и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля .

Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых действий и поступков.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Выделяют: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Социальный контроль неразрывно связан с управлением действиями людей, социальных связей и социальных систем. Внутренними контролерами являются потребности, убеждения, а внешними – нормы, ценности, а также приказы и т. п.

Механизмы социального контроля:

психологическая поддержка конформной мотивации, ролевого поведения, статуса (материнская любовь, поддержка друзей и коллектива и др.); привычки, традиции, ритуалы; массовая молодежная культура; изоляция; обособление; реабилитация и т. п.

Социальный контроль состоит из двух элементов – социальных норм и социальных санкций. Социальные санкции – средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения норм.

Виды санкций:

А) Формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами

формальные позитивные санкции: публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продвижение по служебной лестнице, материальное вознаграждение и т. п.);

формальные негативные санкции: наказания, предусмотренные юридическими законами, нормативными актами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав и др.).

Б) Неформальные, выраженные неофициальными лицами

неформальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны неформального окружения, т. е. родителей, друзей, коллег, знакомых и т. д. (комплимент, дружеская похвала, доброжелательное расположение и т. п.);

– неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные правовой системой общества, но применяемые обществом (замечание, насмешка, разрыв дружеских отношений, неодобрительный отзыв и др.).

Способы реализации социального контроля в группе и обществе:

– через социализацию (социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе);

– через групповое давление (каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом, в противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием из данной первичной группы);

– через принуждение (в ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все).

В зависимости от применяемых санкций методы контроля:

а) прямые: жесткие (инструмент – политические репрессии) и мягкие (инструмент – действие конституции и уголовного кодекса);

б) косвенные: жесткие (инструмент – экономические санкции международного сообщества) и мягкие (инструмент – средства массовой информации);

в) в организациях осуществляется контроль: общий (если руководитель дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения); детальный (такой контроль называют надзором). Надзор производится не только на микроуровне, но и на макроуровне. На макроуровне субъектом, осуществляющим надзор, выступает государство (полицейские участки, служба осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура).

Элементы социального контроля: индивид; социальная общность (группа, класс, общество); индивидуальное (контролируемое) действие; социальное (контролирующее) действие.

Общая рассогласованность социальной структуры в области нормативно-ценностных параметров социального поведения называется аномия. Термин «аномия» (ввел Э. Дюркгейм ) означает: 1) состояние общества, при котором для его членов утрачена значимость социальных норм и предписаний, и потому относительно высока частота отклоняющегося и саморазрушительного поведения (вплоть до суицида); 2) отсутствие эталонов, стандартов сравнения с другими людьми, позволяющих оценить свое социальное положение и выбрать образцы поведения, что оставляет индивида в «деклассированном» состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой; 3) несоответствие, разрыв между универсальными целями и ожиданиями, одобряемыми в данном обществе, и социально приемлемыми, «санкционированными» средствами их достижения, что в силу практической недоступности для всех этих целей толкает многих людей на незаконные пути их достижения. Аномия обозначает любые виды «нарушений» в ценностно-нормативной системе общества. В результате аномии отсутствие эффективных норм их регуляции делает индивидов несчастными, ведет к проявлениям девиантного поведения.

Свобода и ответственность

Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. В праве свобода связана не только с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности – степени вменяемости или невменяемости поступка.

В истории : 1) у Сократа и Платона речь идет о свободе в судьбе; 2) у Аристотеля и Эпикура – о свободе от политического деспотизма; 3) в средние века подразумевалась свобода от греха; 4) в эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.

Стремление к свободе – естественное состояние человека. То или иное понимание свободы соотносится с такими понятиями, как произвол, воля, необходимость и т. д. В XVIII в. Б. Спиноза сформулировал тезис «свобода – есть познанная необходимость»: свободен человек, только когда познает; при этом он не может изменить хода событий, но, зная законы действительности, может сорганизовать с ними свою деятельность. В марксизме необходимость выступает как выражение закономерного, объективно обусловленного для развития событий; но задача заключается не только в том, чтобы познать и объяснить мир, но и преобразовать его. Свобода – это специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности, а также творческой инновационной деятельности. Мера необходимости и свободы, коллективистской и индивидуалистической устремленности в человеке задает определенные типы личности .

Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.

Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего.

Модели взаимоотношения личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов: 1. Отношения борьбы за свободу (человек вступает в открытый и непримиримый конфликт с обществом); 2. Бегство от мира (эскапистское поведение, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, идет в монастырь, уходит «в себя», чтобы там обрести свободу самореализации); 3. Человек адаптируется к миру, добровольно подчиняется ему, жертвуя стремлением обрести свободу.

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.

Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности; социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регуляторами подобного поведения являются долг и совесть .

Виды ответственности:

а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

б) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Свобода


Лекция:

Россия – многонациональная страна, в ней проживает более 190 народностей: русские, украинцы, татары, башкиры, чеченцы, даргинцы и др. Среди них есть многочисленные и малочисленные народы (национальные меньшинства: ненцы, манси, коряки и другие). Каждый из народностей России уникален, имеет специфическую духовную и материальную культуру, которую стремится сохранить. Государство же содействует сохранению культурной самобытности народа и проводит национальную политику, представляющую собой совокупность мер по улучшению жизни всех народов России, укреплению межнациональных отношений и сохранению целостности территории страны.

Главным гарантом этнических прав является Конституция РФ. В преамбуле основного закона нашего государства даётся указание на многонациональный характер РФ, соединённых «общей судьбой на своей земле». Рассмотрим конституционные принципы национальной политики РФ:

  • принцип равноправия и самоопределения народов России (преамбула КРФ);
  • гарантия прав и свобод человека независимо от расы, национальности и языковой принадлежности (статьи 2 и 9);
  • запрет действий, нарушающих целостность территории государства, запрет пропаганды национального превосходства (статьи 13 и 19);
  • предоставление права пользования родным языком (статья 26);
  • предоставление права субъектам РФ устанавливать государственный язык на своей территории и употреблять его наряду с русским (статья 68);
  • гарантия прав национальных меньшинств (статьи 71 и 72);
  • другие принципы изображены на интеллект-карте.

Ещё одним важным источником национальной политики является «Концепция государственной национальной политики РФ» 1996г. Концепция закрепляет те же конституционные принципы, а также провозглашает защиту прав и интересов граждан РФ, находящихся за её пределами и необходимость укреплять их связи с Родиной.

Дополнительные материалы к уроку :

Интеллект-карта по обществознанию №40

Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм
YouTube канал