В данном для анализа тексте писатель Б.П. Екимов размышляет над проблемой сохранения русского языка.

Автор замечает, что дискуссии о состоянии русского языка ведутся с давних времен. Человеку свойственно беспокоиться. Именно поэтому такие громкие слова, как “деградация” и “гибель” русского языка - это не более чем гиперболы, выражающие тревогу людей за судьбу своего народа во времена перемен.

Существуют журналисты, которые работают только ради денег. Их деятельность можно сравнить с тем, как химические предприятия отравляют подземные источники отходами. Но в то же время есть журналисты ощущающие на себе ответственность за работу. Их деятельность как раз таки оберегает родники и ключи от загрязнения.

Автор считает, что русский язык переживет любые перемены благодаря своей мощи и энергии. Однако, несмотря на всю животворящую силу языка, нам следует делать хотя бы небольшие усилия для его поддержания и сохранения.

Немало великих русских писателей размышляло о родном языке в своих произведениях. Примером этого может служить стихотворение И.С.Тургенева “Русский язык”. При чтении этого произведения у нас не остается сомнения, что русский язык станет нашей опорой и надеждой, не дающей сдаться, когда мы почувствуем себя одиноко в чужой стране. Ведь в нем заключена народная, вековая мудрость, греющая душа. Я думаю, после прочтения этого стихотворения у каждого из читателей возникает порыв сделать что-нибудь для сохранения родного языка.

Не нужно писать огромные, “заумные” произведения, чтобы считать себя защитником русского языка. Надо начинать с малого, а именно - со своей речи. Д.С.Лихачев в произведении “Письма о добром и прекрасном” призывает нас учиться спокойной, интеллигентной речи. Ведь от того, как мы разговариваем, как мы несем себя в общество, зависит наше будущее существование в социуме. Следует помнить, что речь - это важнейшая часть личности. Здесь будет уместна фраза: для того чтобы изменить мир, нужно начать с себя.

Таким образом, наш язык могуч и велик. Он может самостоятельно преодолевать тяжелые испытания. Однако не следует полагаться только на него силу. Нужно самим вставать на защиту родного языка

Обновлено: 2018-08-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Проблема сохранения самобытности русского языка по тексту Б.П. Екимова «Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых»

[email protected] в категроии , вопрос открыт 01.05.2018 в 18:33

Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.
(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка
(и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.

(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.

(По Б.П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)
Перемены, происходящие в русском языке, способны, без преувеличения, погубить его.

2)
Язык принимает заимствованные слова в народную речь, отшлифовывая их.

3)
Создавая свои произведения, писатели-классики ставили перед собой цель охранять русский язык.

4)
Действия людей по очистке родников и ключей сродни действиям писателей по сохранению родного языка.

5)
Расчищая родники на Малоголубинском хуторе, школьники тем самым способствовали очистке вод Дона.

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1)
В предложениях 1–2 представлено описание.

2)
В предложениях 4–5 представлено рассуждение.

3)
В предложениях 12–13 представлено повествование.

4)
Предложение 16 объясняет содержание предложений 14–15.

5)
Предложения 21–22 иллюстрируют тезисы, выдвинутые
в предложениях 19–20.

Из предложений 1–2 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Среди предложений 17–25 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью личного и указательного местоимений. Напишите номер этого предложения.

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.

(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.

(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее – Дон, его могучие воды.

(По Б. П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

Информация о тексте

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема судьбы русского языка. (Какое будущее ждёт русский язык?) Русский язык справится с любыми потрясениями, ведь он не только живёт, он животворит: «чужое перетрёт, перемелет, а грязь с пеною выбросит» – «так было», «так и будет».
2. Проблема влияния перемен, происходящих в обществе, на судьбу русского языка. (Как перемены, происходящие в современном мире, обществе, влияют на язык, его судьбу?) Для русского языка глубокие перемены, происходящие в России, представляются не очень значительными. Ветер перемен не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.
3. Проблема состояния русского языка. (Умирает ли наш язык?) Нет «упадка» и «деградации» языка. Деградация происходит скорее в умах людей. Судьба же языка зависит от каждого из нас, от нашего отношения, от нашей совести.
4. Проблема влияния литературы, журналистики на русский язык. (Как влияют литература, журналистика на русский язык?) Литература и журналистика влияют на состояние русского языка. Настоящие писатели, истинные таланты родной язык воспринимают как великий дар, к которому нужно относиться бережно.
5. Проблема охраны русского языка. (Нужно ли охранять родной язык?) Русский язык нужно охранять от многочисленных заимствований, так же как нужно очищать родники и реки от ядовитых отходов.

ЧТО ТАКОЕ ПРОБЛЕМА? Минимально достаточным считается умение адекватно воспринять проблематику текста (какие вопросы ставятся в тексте?). Не допускается искажений не только основной, но и второстепенной, попутной информации, содержащейся в тексте (если автор сочинения касается ее). Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.

ОШИБКИ при ФОРМУЛИРОВКЕ ПРОБЛЕМЫ экзаменуемые расширяют проблематику текста или используют содержащийся в нем фактический материал для выводов, не имеющих отношения к обсуждаемой проблеме. По условию задания 25 необходимо сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором. Обращаем внимание: поставленных автором! Заметьте, не затронутых, не упомянутых, а именно поставленных.

ОБРАТИМСЯ К СЛОВАРЮ Толковый словарь русского языка: В 4 -х т. / Под ред. Д. Ушакова даёт такое толкование словам: Ставить – выдвигать, предлагать. Правильно ставить вопрос. Ставить новую тему, задачу. Ставить новую проблему на обсуждение. Затронуть – перен. в изложении обратить внимание на что нибудь, слегка коснуться чего нибудь (книжн.). Затронуть вопрос. Затронуть проблему, тему. Упомянуть – 1. о ком чём. Коснуться кого чего н. в речи, рассказе. Он обещал при случае упомянуть о моей просьбе. 2. кого что. Вскользь, к случаю, между прочим назвать кого или что нибудь в речи. Рассказчик упомянул имя человека, хорошо всем известного. 3. кого что. Назвать, перечислить. Упомянутые выше лица зачислены на службу. В толковый словарь русского языка С. И. Ожегова читаем: Ставить – предлагать для решения, выполнения, обсуждения. Ставить серьёзно задачу перед кем нибудь. Ставить твёрдые сроки. Правильно ставить вопрос. Затронуть – перен. Излагая, обратить мимоходом внимание на что нибудь. Затронуть старую тему. Упомянуть – назвать, коснуться кого или чего нибудь в речи. Упомянуть имя друга. Упомянуть о вчерашнем случае.

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли. (3)А что до «деградации» , «ослабления» , а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений. (4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу» . (6) «Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая. (7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В. И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит! (14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль. (17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё. (19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу. (26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.

1. Для некоторых людей главное в жизни – прибыль, достижение собственных целей. Они ради прибыли готовы обмануть, ограничивать себя в чём то, портить окружающую среду и нравы людей. Это одна из проблем, приведённых автором в этом тексте. Комментируя данную проблему, заметим что автор использует красочные описания, чтобы более наглядно показать суть проблемы. Автор считает, что люди, ради достижения собственных целей готовы на многое, в том числе и на плохие поступки. Я не могу не согласиться с автором. Конечно, человек сам выбирает, как ему поступить. Он может поступить по совести, а может и проигнорировать моральные устои общества. 2. В предложенном для анализа тексте Борис Петрович Екимов затрагивает актуальную проблему экологии. Прозаик раскрывает проблему, рассказывая о загрязнении живых вод химическими производствами. Писатель сожалеет, что для чиновников главное – прибыль, поэтому они не внемлют укорам и упрекам. И он искренне рад, что ребетишки школьники берегут земные родники и ключи, чистят их. Автор утверждает, что природу надо беречь, что даже малая помощь может оказаться полезной. Я согласен с писателем. Если каждый человек начнет прилагать небольшие усилия для охраны окружающей среды, то природа будет спасена. В доказательство своей позиции приведу примеры из художественной литературы. 3. Для чего нужна природа человеку? Об этом размышляет российский прозаик и публицист Б. Екимов, касаясь проблемы отношения человека к природе. Б. Екимов пишет о том, что природа занимает не мало важную часть в жизни человека. Человек не может существовать без природы, потому что она для него жизненно важна. Природа способна удовлетворить духовные потребности человека, природа обладает целительной силой, невероятной красотой. Несмотря на это автор пишет, что человек все равно наносит непоправимый вред природе. Например, многие заводы закапывают свои отходы в недры земли, тем самым нанося огромный ущерб окружающему миру. Такой вид производства заинтересован только в "прибыли". К счастью, Б. Екимов отмечает, что на Земле есть люди ценещие природу. Например, "ребетишки школьники", расчищая всего лишь родники, оживляют речки малую Голубую, Ростошь, Дон.

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА Сфера применения: Общественная жизнь, политика. Цели общения: Регулирование общественно политической жизни, издание указов и предписаний. Основные стилевые черты: Призывность, эмоциональность, оценочный характер речи, лаконичность изложения при информативной насыщенности, доходчивость изложения (газета – наиболее распространенный вид массовой информации). Характерные особенности: общественно политическая лексика и фразеология; использование речевых штампов, клише, их легкая воспроизводимость (труженики полей, работники прилавка, дружеская атмосфера); употребление коротких предложений; эллиптические предложения (безглагольные фразы) – (банки не только для банкиров); совмещение черт публицистичекого стиля с чертами других стилей; использование изобразительно выразительных средств языка (риторические вопросы, повторы, инверсия и др.).

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА Внимательное читаем либо первый, либо последний абзац текста. 1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли. (19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. Ищем мнение самого автора – слова, в которых высказана точка зрения. (4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу» .

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Сфера применения: Искусство слова. Цели общения: Воздействие словом для создания художественного образа окружающего мира. Основные стилевые черты: Образность, конкретность, эмоциональность, оценочный характер речи. Характерные особенности: широкое использование лексики и фразеологии других стилей; использование изобразительно выразительных средств; проявление творческой индивидуальности автора (авторский стиль).

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Проводим анализ предложенного текста, следуя тремя разными направлениями: 1. Анализ образа героя/героев (Кто такой? Что сделал? К каким выводам пришёл? Как автор называет героя? Чувствуем ли мы отношение автора к герою (выход на позицию автора)? И так далее…) 2. Анализ сюжета (Выделить, если возможно, основные составляющие сюжета: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Что за чем идет? Почему именно так? Какое событие/действие является самым эмоциональным? Найти коллизию (событие, нарушающее какой то заведенный порядок). 3. Анализ композиции (Насколько композиционных частей можно разделить текст? В каких отношениях находятся эти части: противопоставлены/вывод/следствие/причина? Какая из частей самая эмоциональная?)

(1)Мы - остатки разбитых за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2)Кого то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы - счастливцы, какой никакой отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово тяжелых сухаря на день, мутная водица вместо похлебки. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку. (7)Через полчаса старшина вернулся. - (8)Ребята! - объявил он вдохновенно. - (9)Удалось вышибить: на рыло по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцати граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? . . (11)Давай ты! - (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем. (13)В ту самую минуту у меня вспыхнула мыслишка… о находчивости, трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Прямо на крыльце я расстелил плащ палатку, на нее стали падать буханки - семь и еще половина. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ палатку, взвалил ее себе на плечо. (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, вот сейчас, через несколько минут это станет известно… (19)Да, тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я! (21)В жизни мне случалось делать нехорошее - врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я наткнулся на чужой перепутанный перемет, на котором сидел голавль, и снял его с крюка…(22) Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание - надо было дочитать книгу, подрался снова так тот сам полез первый, снял с чужого перемета голавля - но перемет то снесло течением, перепутало, сам хозяин его ни за что бы не нашел… (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ палатку! (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием - ноет каждая косточка - стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, темные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ палатку, и куча хлеба была встречена почтительным молчанием. (28)В этой то почтительной тишине и раздалось недоуменное:

-(29) А где? . . (30)Тут полбуханка была! (31)Произошло легкое движение, темные лица повернулись ко мне, со всех сторон - глаза, жуткая настороженность в них. - (32)Эй ты! (33)Где? ! (34)Тебя спрашиваю! (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с темными лицами обступили меня. (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щеки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы: - (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься. (39)В голосе пожилого солдата - крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40) А оно нестерпимее, чем ругань и изумление. - (41)Да что с ним разговаривать! - (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дернулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку. - (45)Не бойся! - с презрением проговорил он. - (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать. (48)И неожиданно я увидел, что окружавшие меня люди поразительно красивы - темные, измученные походом, голодные, но лица какие то граненые, четко лепные. (49)Среди красивых людей - я уродлив. (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоевывал себе самоуважение - лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей, если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считал это своей добычей, всегда с кем то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов» , считали - нормально. (54) А это то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других. (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как то не приходилось. (ПО В. Ф. Тендрякову) Владимир Федорович Тендряков (1923 1984) русский писатель, автор произведений о духовно нравственных проблемах, о войне

Стиль? ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ Анализ: 1. Кто такой герой? (солдат, голодающий на войне) 2. Как он себя чувствует? (ему очень плохо, но так же, как и всем остальным солдатам) 3. Что он придумал для выхода из ситуации? (своровать хлеб) 4. Чем этот поступок оказался для него и всех остальных? (нехорошее, некрасивое дело) 5. Какие выводы сделал для себя герой? ((50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. 52)Мелкими поступками раз за разом я завоевывал себе самоуважение….)

Уникальные слова для формулировки проблемы: РОЛЬ … ЗНАЧЕНИЕ… ВЛИЯНИЕ… ОТНОШЕНИЕ… ВЗАИМООТНОШЕНИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ… ВЫБОР…

Примерный круг проблем Авторская позиция 1. Проблема судьбы русского языка. 1. Русский язык справится с любыми потрясениями, ведь он не (Какое будущее ждёт русский язык?) только живёт, он животворит: «чужое перетрёт, перемелет, а грязь с пеною выбросит» – «так было» , «так и будет» . 2. Проблема влияния перемен, происходящих в обществе, на судьбу русского языка. (Как перемены, происходящие в современном мире, обществе, влияют на язык, его судьбу?) 2. Для русского языка глубокие перемены, происходящие в России, представляются не очень значительными. Ветер перемен не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая. 3. Проблема состояния русского языка. 3. Нет «упадка» и «деградации» языка. Деградация происходит (Умирает ли наш язык?) скорее в умах людей. Судьба же языка зависит от каждого из нас, от нашего отношения, от нашей совести. 4. Проблема влияния литературы, журналистики на русский язык. (Как влияют литература, журналистика на русский язык?) 4. Литература и журналистика влияют на состояние русского языка. Настоящие писатели, истинные таланты родной язык воспринимают как великий дар, к которому нужно относиться бережно. 5. Проблема охраны русского языка. 5. Русский язык нужно охранять от многочисленных (Нужно ли охранять родной язык?) заимствований, так же как нужно очищать родники и реки от ядовитых отходов.

ПРОБЛЕМА – ПОЗИЦИЯ АВТОРА 1. Проблема понимания человеческой красоты и безобразия. (Какого человека можно назвать красивым, а какого безобразным?) Внешняя красота является проявлением красоты внутренней. Красивыми могут быть изможденные дальним походом, голодом люди, и напротив, безобразным человека делают дурные поступки. 2. Проблема возникновения и преодоления отвращения к себе. (Когда возникает отвращение к себе и как от него избавиться?) Самое страшное, что может произойти с человеком, по мысли автора, это отвращение к себе. Оно возникает тогда, когда человек не может найти оправдание самому себе. Вернуть утраченное самоуважение сложно, но можно – раз за разом совершая поступки, заслуживающие уважения, не требуя ничего взамен. 3. Проблема проявления сочувственного отношения к оступившемуся человеку. (Что имеет большее воздействие на человека, совершившего проступок?) Для совершившего проступок человека проявление сочувствия со стороны «нестерпимее, чем ругань и изумление» , поэтому скорее приводит человека к раскаянию и исправлению. 4. Проблема нравственного урока (Чему могут научить совершенные дурные поступки?) Совершив дурной поступок, человек может вынести из ситуации нравственный урок, который выработает у него иммунитет к порочному, оградит его в дальнейшем от совершения подобных проступков. 5. Проблема нравственного выбора. (Допустим ли обман в сложной жизненной ситуации? Можно ли оправдать воровство трудными жизненными обстоятельствами?) Обман, воровство не допустимы ни при каких обстоятельствах. Они унижают человека не только в глазах окружающих, но и в собственных. Это нравственное падение личности.

ДВА ПОСЛЕДНИХ СОВЕТА: Если ну совсем ничего не получается с формулировкой проблемы, посмотрите на задание 24. Там бывают подсказки. Постарайтесь сформулировать проблему вопросом. (Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Какой? и т. д.) (Таким образом вы сами осознаете, поработав с этим вопросом, есть ли в тексте эта проблема, найдете позицию автора, ответив на этот вопрос).

(1)В ученом мире для сохранения своего имени в веках необходимо быть первым у ленточки нового факта - нового, конечно, только для нас. (2)Вообще то этот факт существует с того момента, как существует Мир. (3)Вообще то этот факт будет открыт и объяснен рано или поздно. (4)Это неизбежно. (5)У художников нет Бюро патентов. (6)Оно не нужно художникам. (7)Художники не способны повторить друга даже в тех случаях, когда они ставят перед собой такую задачу. (8) Можно тысячи раз в любых географических пунктах и в любые века открыть силу тяготения или убедиться в том, что Земля - круглая. (9)Невозможно создать вторую Джоконду, как невозможно равноценно заменить самый слабый художественный талант чистым размышлением, ибо мысли повторяются, а художественность индивидуальна, а значит - неповторима. (10)Ученый не сомневается, что рано или поздно придет другой гений, и найдет его истину, и расскажет о ней людям. (11)Ученый знает, что исчезает только его авторство, а не истина. (12)Когда исчезает картина, исчезает и авторство и художественная истина навсегда. (13)Основой творческого научного мышления является решение проблем, то есть постановка вопросов и ответ на них. (14)Для гениального художественного шедевра достаточно вопроса, например: совместимы ли гений и злодейство? (15)Если вопрос задан в совершенной художественной форме, он имеет столько ответов, сколько есть людей на планете. (16)Ответ на вопрос, скрытый в художественном шедевре, ищет все общество, весь мир, все дилетанты, не имеющие никакого отношения к профессии специалистов по психологии творчества. (17)Художник общается с миром, а ученый - с коллегами. (18)Художник не способен сформулировать вопрос в логических понятиях. (19)Он задает вопрос «совместимы ли гений и злодейство? » в форме «Моцарта и Сальери» , но, пересказанный мною в виде слов понятий, этот вопрос уже не существует, это я только одну из бесчисленных матрешек вытащил на свет логики. (20)На самом деле вопрос, который задает Пушкин, так же сложен, как вся сложность Мира. (21)Ученый же так хочет поставить вопрос, чтобы задачу или проблему можно было не только обязательно решить, но и решить по возможности быстро и полно и при минимальных издержках. (22)Если ученый задает вопрос, который не может лечь в русло научно разработанной стратегии ответа, то коллеги не считают этого ученым. (23)Они считают его беспочвенным фантазером и псевдомыслителем. (Виктор Конецкий)

(1)Это избитая истина: как только вспомнишь юность, становится грустно. (2)Вероятно, потому, что сразу вспоминаешь друзей своей юности. (3)И в первую очередь уже погибших друзей. (4)3 десь, возле памятника Крузенштерну, я последний раз в жизни видел Славу. (5)Он шёл по ветру навстречу мне, подняв воротник шинели и тем самым лишний раз наплевав на все правила ношения военно морской формы. (6)На Славкиной шее красовался шерстяной шарф голубого цвета, а флотский офицер имеет право носить только чёрный или совершенно белый шарф. (7)Из за отворота шинели выглядывали «Алые паруса» Грина. (8)А фуражка, оснащённая совершенно не фор мен ным «на хи мов ским» ко зырь ком, вы пи лен ным из эбо ни та, си де ла на самых ушах Слав ки. (9)Надо ска зать, что за мою юно ше скую жизнь тво ре ния Алек сандра Грина не сколь ко раз де ла лись чуть ли не за прет ны ми. (10)А Слав ка все гда хра нил в серд це вер ность ро ман ти ке и знал «Алые па ру са» на и зусть. - (11)Ты бы хоть во рот ник опу стил, - ска зал я. -(12)У меня не дав но было вос па ле ние сред не го уха, ста рик, -ска зал он. (13)Мы не ви де лись не сколь ко лет. (14)Я слу жил на Се ве ре, а он - на Бал ти ке. (15)Я пла вал на ава рий но спа са тель ных ко раб лях и дол жен был уметь спа сать под вод ные лодки. (16)А он пла вал на под вод ных лод ках. (17)3 до ро во! - ска зал я. (18)3 до ро во! - ска зал он. (19)И мы пошли в ма лень кую за бе га лов ку в под ва ле по го во рить. (20)Я уго ва ри вал его бро сить под вод ные лодки. (21)Нель зя су ще ство вать в усло ви ях ча стых и рез ких из ме не дав ле ния воз ду ха, если у тебя болят уши. - (22)По терп лю, - ска зал Слав ка. - (23)Я уже при вык к лод кам. (24)Я люблю их. (25)Через не сколь ко ме ся цев он погиб вме сте со своим эки па жем. (26)Остав шись без ко ман ди ра, он при нял на себя ко ман до ва ние за то нув шей под вод ной лод кой. (27)И двое с провёл на грун те, бо рясь за спа се ние ко раб ля. (28)Когда свер ху при ка за ли по ки нуть лодку, он от ве тил, что он бо ят ся вы хо дить на верх: у них не фор мен ные ко зырь ки на фу раж ках, а на вер ху много на чаль ства. (29)Там дей стви тель но со бра лось много на чаль ства. (30)И это были по след ние слова Славы, по то му что он то знал, что никто не может выйти из лодки. (31)Но во круг него в от се ке были люди, и стар ший по мощ ник ко ман ди ра счи тал не об хо ди мым ост рить, чтобы под дер жать в них волю. (32)Шторм обо рвал ава рий ный буй, через ко то рый осу ществ ля лась связь, и боль ше Слава ни че го не смог ска зать. (ЗЗ)Когда лодку под ня ли, стар ше го по мощ ни ка нашли на самой ниж ней сту пень ке трапа к вы ход но му люку. (3 под чинённые были впе ре ди него. (35)Он вы пол нил свой долг мор ско го офи це ра до са мо го конца. (З 6)Если бы и уда лось по ки нуть лодку, он вышел бы по след ним. (37)Они по гиб ли от отрав ле ния. (38)Кис ло род ная маска с ли Славы была со рва на, он умер с от кры тым лицом, за ку сив рукав сво е го ват ни ка. (Виктор Конецкий)

Проблема отличия искусства от науки Проблема особенности научного мышления Проблема уникальности художественного творчества Проблема особенности восприятия художественного произведения

Проблема героизма Проблема настоящего мужского поведения Проблема долга офицера Проблема ответственного отношения старшего по званию перед подчиненными.

Оставьте отзыв о вебинаре – https: //vk. com/topic 138634773_35584842 И получите бесплатную проверку сочинения!!!

УНИКАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 4 вебинара (каждый по 300 рублей) + 4 проверки сочинения (каждая по 150 рублей) + Раздаточный материал (весь – 200 рублей) + Презентации вебинаров = за 1000 рублей Экономия – 1000 рублей. Если станете участником мероприятия https: //vk. com/event 143167361 и оплатите участие до 24 марта включительно.

Что Вы получите: четкое представление, как писать правильный комментарий; подборку работ выпускников прошлых лет по разным текстам; видение логики части комментария в сочинении; образец идеального комментария; схему составления комментария; знакомство с казусами оценивания этой части сочинения; алгоритм рассуждения при написании комментария; возможность потренироваться самим в написании комментария. ясность в вопросе разграничения комментария и авторской позиции; четкость в понимании, где чья позиция и позиция ли это; тренировку умения находить проблему текста через позицию автора в самых трудных текстах; подборку работ выпускников, которые справились и не справились с этим заданием. понимание, что такое аргумент и что именно вы должны аргументировать в тексте; знание о том, как писать логичные, красивые ошибки на высокий балл.

Сочинение в формате ЕГЭ

Цели урока:

  • Образовательная цель: Отработка навыков написания экзаменационного сочинения согласно требованиям.
  • Вспомогательная цель: воспитывать внимательность, наблюдательность, умение работать на результат, умение мобилизоваться.

Оборудование: доска, распечатка с аргументами по теме, презентация по теме.

Тип урока: традиционный.

Приемы: Разъяснительный, проблемный.

Используемая литература:

Учебное пособие: «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Русский язык. Рабочая тетрадь» подготовлено при научно-методическом сопровождении ФИПИ.- Просвещение. – 2016.

I.Ход урока.

Запись на доске:

Сочинение в формате ЕГЭ.

Проверка д/з (5 мин.)

II. Опрос. (3 мин.)

Какова структура сочинения в формате ЕГЭ?

Какие требования предъявляются к комментарию, аргументам, объему сочинения и композиции в целом?

III. Работа с текстом.

1. Какие проблемы поднимает автор текста?(2 мин.)

  • А) Проблему состояния русского языка. (Умирает ли наш язык?)
  • Б) Проблему охраны окружающей среды. (Как заботятся о состоянии водных ресурсов ученики школ?)
  • В) Проблему влияния перемен, происходящих в обществе, на судьбу русского языка. (Как перемены, происходящие в современном мире, влияют на язык, на его судьбу?)
  • Г) Проблему охраны русского языка. (Нужно ли охранять родной язык?)

2. С какой целью автор упоминает фамилии известных классиков в самом начале текста?(2 мин.)

  • А) Чтобы сравнить их творчество с современными писателями и поэтами.
  • Б) Чтобы придать конкретной проблеме широкий обобщающий смысл.
  • В) Убедить читателя в необходимости читать русскую классику.
  • Г) Их размышления о судьбе родного языка – свидетельство тревоги за судьбы народа и его культурного наследия.

3. Какие высказывания автора по проблеме №1 заслуживают особого внимания? Почему?(2 мин.)

4. Какими фактами, событиями автор иллюстрирует данную проблему? (Автор говорит о спорах между могучими «витиями» прошлых веков, касающихся судьбы русского языка. Он отмечает их вклад в русскую литературу, называя размышления о судьбе родного языка «высокими уроками человеческой мысли»). (2 мин.)

5. В каких словах вы видите отражение авторской позиции? (Нет «упадка» и «деградации» языка. Деградация происходит в умах людей. Судьба языка зависит от нашего отношения к языку, от нашей совести).(2 мин.)

6. Приведите (устно) примеры, которые доказывают мысль о том, что от человека, его бережного отношения к слову, к языку зависит состояние последнего. (Работа с распечаткой и презентацией).(17-20 мин)

IV. Домашнее задание. (1 мин.)

Написать сочинение.

Аргументы для доказательства позиции:

1. И.С.Тургенев как будто предвидел наше время, когда вопрос о сохранении языка становится актуальным, и призывал бережно относиться к языку в стихотворении «Русский язык». Родной язык – это духовная опора человека. Писатель признавался, что родной язык является для него не только средством общения, но и «надежной опорой» всей его жизни. Он призывал любить, беречь родное слово и правильно им пользоваться. Следуя совету великого классика, можно попытаться решить проблему сохранения и развития русского языка.

2. В книге К.И.Чуковского «Живой как жизнь» изложен взгляд писателя на состояние родного языка. Книга состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о языковых явлениях, засоряющих речь, свидетельствующих о состоянии отечественной культуры. «Вульгаризмы», «канцеляризмы», «иноплеменные слова», «умслопогасы», «жаргонизмы» искажают живую, сильную, «искрящуюся» разговорную речь, которая, в свою очередь, является индикатором роста или упадка культуры. Писатель убедительно доказывает, что проблемы языка порождаются невежеством самих людей. В последней главе, которая называется «Наперекор стихиям», К.Чуковский высказывает мысль о том, что в современном мире есть возможности и условия для изучения родного языка. Никто не имеет права быть неграмотным. Все неправильные слова и речевые обороты должны искореняться, а культура масс должна расти.

3. В рассказе А.Г.Кнышева «В эфире ньюзости» читатель видит последствия чрезмерного употребления в речи заимствованной лексики. В тексте в большом количестве используются иностранные слова, которые ежедневно употребляются в официально-деловой, разговорной речи. Они живут в языке, изменяя свою форму согласно грамматическим правилам русского языка, но от этого становятся еще более непонятными. Так, День независимости называется днем «индепендности», школьные каникулы – «скульные» каникулы, Лев Толстой – Лев Фэт и так далее. Рассказ А.Кнышева – гротеск на современную русскую речь. Для тех, кто не понимает этот тарабарский язык, в конце произведения приводится словарик, который предлагается дописывать самостоятельно.Хуже всего то, что среди нас уже немало тех, кто не видит ничего особенного в этом рассказе и вполне обходится без «словарика».

4. Что не складно, то и не ладно.

Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого.

Не говори того, что не знаешь.

5. «Нравственность человека видна в его отношении к слову». (Л.Н.Толстой)

«Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». (В.Г.Белинский)

« …Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше существование в мире». (В.Г.Распутин)

« Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (К.Г. Паустовский)

«Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». (И.С. Тургенев)

«Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи». (Н.С. Лесков)

ТЕКСТ

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского.

(2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.

(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей.

(5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу.

(8)Так было.

(9)Видимо, так и будет.

(10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан?

(11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит.

(12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно.

(13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые.

(15)Укорам да упрёкам не внемлют.

(16)Главное для них – прибыль.

(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их.

(18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка.

(20)Тут дело в совести и, главное, в таланте.

(21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка.

(22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились.

(23)Вот и всё объяснение.MM/p>

(24)Для меня лично оно основательно.

(25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы.

(27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее – Дон, его могучие воды.

(По Б.П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

Приложение

  • Обновлено: Февраль 9, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна