Большой Екатерининский дворец расположился в одноимённом парке. Екатерининский парк состоит из двух основных частей: регулярного Английского сада и Пейзажного парка. Посреди всего этого разбросаны многочисленные постройки и скульптуры. Продолжим прогулку по Царскому Селу.

В летнее время, чтобы попасть в парк, необходимо купить в кассе билет за 100 рублей. При входе можно ознакомиться с картой и основными достопримечательностями:


Территория парка довольно велика - его площадь чуть более ста гектаров. Поэтому при совместном осмотре дворца и прогулке по парку необходимо отводить целый день.

Здесь можно встретить большое количество скульптур:

Вплотную к Екатерининскому дворцу примыкает Камеронова галерея. Она была изначально построена в 1784-1787 годах по проекту архитектора Ч.Камерона по задумке Екатерины II для прогулок.


Камеронова галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. По высоте Камеронова галерея совпадает с Екатерининским дворцом, но из-за того, что она стоит на пологом склоне, высота её нижнего этажа по мере удаления от дворца значительно возрастает за счет постепенного повышения цоколя.


Нижний этаж служит основанием колоннады второго яруса, состоящей из 44 белых каннелированных колонн с ионическими капителями. Увеличенные оконные проемы остекленного зала в центральной части второго этажа здания придают прозрачность.


Во внутреннем дворе галереи расположен Фрейлинский сад.









Очередная группа азиатских туристов фотографируется на фоне дворца:


Павильон "Верхняя ванна" расположен на берегу Зеркального пруда. В XVIII веке Верхнюю ванну называли "Мыльня их высочеств". Она была построена в 1777-1779 годах архитекторами В.И. и И.В. Неёловыми в стиле раннего классицизма. До середины XIX века Верхняя ванна сохраняла свое первоначальное назначение и состояла из шести помещений: сеней, раздевальни, ванны, бани (парильни), помещения истопника (водогрейной) и центрального восьмигранного зала для отдыха. В настоящее время павильон используется для размещения временных выставок.


С этой возвышенности хорошо видна часть пейзажного английского парка:






Скульптурная аллегория "Мудрость (Добродетель), попирающая порок":

Скульптурная аллегория "Патриотизм":




Через Рыбный канал, впадающий в Большой пруд, перекинут Горбатый мост:


На берегу самого крупного водоёма в парке, да и в городе, - Большого пруда расположен Грот. Он построен в 1753-1757 годах по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли. На заднем плане виднеется Камеронова галерея:


Павильон "Зал на острову" находится, в соответствии с его названием, на острове Большого пруда. Он был построен в конце 1740-х годов по проекту С.И.Чевакинского. В XVIII и начале XIX века павильон, предназначенный для концертов и отдыха катающихся на лодках, изредка использовался для придворных обедов. Для этого рядом с ним была построена небольшая кухня, уничтоженная в начале XX века. В настоящее время в павильоне ведутся реставрационные работы, после завершения которых "Зал на острову" будет использоваться для размещения временных выставок и проведения концертов.


Чесменская колонна поставлена посредине Большого пруда в честь победы русского флота в 1770 году в Чесменском сражении над турецким флотом. Она была сооружена в 1771-1776 годах по проекту архитектора А.Ринальди и скульптора И.Г.Шварца. 22-метровая колонна из олонецкого розового мрамора стоит на четырёхгранном гранитном основании. Ствол колонны завершён аллегорической скульптурой: бронзовый орёл ломает турецкий полумесяц. На противоположном берегу - Турецкая баня.


Один из павильонов Адмиралтейства, выстроенного в голландском стиле в 1773 году по проекту В.И.Неёлова для Екатерины II, возможно, в память о присоединении к России Крымского ханства. Сейчас эти павильоны используются для размещения временных выставок.

Перед Адмиралтейством установлена скульптурная композиция "Ночной дозор" по одноименному полотну Рембрандта. Солдаты больше похожи на мушкетёров:


Возможно, это Д"Артаньян, которому уже до блеска натёрли левую руку:






Еще одна скульптурная композиция воссоздана по картине нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего - "Слепцы":


Отправимся дальше вокруг Большого пруда. Изредка встречаются скамейки для отдыха.




Турецкая баня - последний построенный павильон Екатерининского парка, был возведён архитектором И.А.Монигетти в 1852 году.


Баня была возведена в память о войне России с Турцией 1828-1829 годов.



Во время прогулки по парку можно встретить необычную постройку - пирамиду. Она была построена в 1770-1772 годах по проекту В.И.Неёлова. В 1774 году разобрана и в 1782-1783 годах отстроена заново Ч.Камероном. По некоторым данным, с противоположной от входа стороны, у подножия Пирамиды, похоронены три любимые собачки Екатерины II: Том Андерсон, Земира и Дюшес. Места погребения были отмечены досками из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями, не дошедшими до наших дней.


Верхние пруды, вырытые в начале 1770-х годов в пейзажной части Екатерининского парка, сообщались с Большим прудом. Вода, свободно стекавшая по склону холма в направлении пруда, стала вымывать ложбину, и чтобы предотвратить высыхание Верхних прудов, решено было создать систему плотин на протоке. Этим занялся инженер И.К.Герард.


Сохранился ряд его проектов плотин-каскадов, позволяющих поддерживать в Верхних прудах постоянный уровень воды. В числе осуществлённых - Красный (Турецкий) каскад, представляющий собой плотину с двумя сужающимися кверху "готическими" башенками по сторонам.



Около Большого пруда, находится Мраморный (Палладиев) мост, или Сибирская Мраморная галерея. Он поставлен над узкой протокой, которая соединяет Большой пруд с несколькими прудами, вырытыми в 1769-1770 годах. Мост является копией Мраморного моста из Уилтонского парка в Англии. Постройка фундамента Мраморного моста датируется 1773 годом. Через год, в 1774 году, мост был собран из готовых деталей в Царском Селе мастером В.Тортори.






Вскоре дорога привела меня к так называемому Большому Капризу. Он находится на стыке двух парков: Екатерининского и Александровского. Большой Каприз представляет собой насыпную гору - пандус с аркой, переброшенной над Баболовской дорогой.


Большой Каприз построен в 1772-1774 годах по общему замыслу архитектора А.Ринальди, впоследствии осуществленному В.И.Неёловым при непосредственном руководстве работами инженера И. Герарда.

К сожалению, проход по Капризу был закрыт, поэтому пришлось только оглядеться по сторонам.


Главный арочный проем имеет ширину 5,25 метра и высоту 7 метров.

Китайская беседка, которую ещё называют Скрипучей, строилась с 1778 по 1786 год. Работы по возведению этого нетипичного павильона для парка начались в один момент со строительством Китайской деревни. Руководил постройкой зодчий В.Неёлов, а сам проект разработал архитектор Ю.Фельтен.








Осмотрев Китайскую беседку, отправимся дальше.


Встречаются в парке и безголовые скульптуры:

На самом деле это всё, что осталось от Кухни недалеко от Концертного зала. Кухня была сооружена по проекту Дж.Кваренги в 1785-1786 годах.

Вход в сам Концертный зал бесплатен. Он был построен в 1780-х годах архитектором Д.Кваренги.

Первоначально павильон называли "Храмом Дружбы", но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться "Музыкальным" или "Концертным" залом.


Заглянем внутрь. Интерьеры павильона выполнены в соответствии с канонами строгого классицизма.





И тут можно встретить безголовые скульптуры.

Статуя Нервы - римского императора. Отлит в 1852 году.


Прогулка по Екатерининскому парку мы закончим около фонтана "Девушка с кувшином". Статуя была выполнена в 1816 году известным скульптором П.П.Соколовым на сюжет басни Ж.Лафонтена "Молочница, или Кувшин с молоком" и отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Сейчас бронзовый оригинал "Девушки с кувшином" помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.

Продолжение следует...

Екатерининский дворец. "Царское село".


Царское село. Одни, услышав такое словосочетание, вспомнят русских царей - именно здесь была летняя императорская резиденция, другие свяжут эту географическую точку с именем Александра Пушкина - в Царскосельском лицее прошли годы его учёбы и здесь юный лицеист проявил себя как подающий надежды поэт. Для большинства же это место - просто замечательный уголок для отдыха, где Вас встретят восхитительные образцы прекрасной классической архитектуры в обрамлении роскошных парков.

Царское село: историческая справка

Бывшие шведские земли под названием Саари Мойс или Сарская Мыза, что значит «возвышенное место», по итогам блестяще начатой Петром I и успешно законченной Северной войны в 1702 году отошли к России. В 1703 году царь Пётр заложил в облюбованном им месте новую столицу - Санкт-Петербург, который впоследствии являлся самым красивым русским городом. Стали обустраиваться и земли к югу от столицы. Вскоре её окружило настоящее ожерелье из прекрасных дворцово-парковых ансамблей. Без преувеличения можно сказать, что Царское село - одно из главных его украшений.

Годом основания Царского села считают 1710. Именно в тот год Сарская Мыза была подарена Петром I его супруге, Екатерине Алексеевне. На следующий же год царь объявил её истинной Государыней Екатериной I, а принадлежащие ей загородные владения под Петербургом - летней императорской резиденцией.

Вскоре началось активное строительство и благоустройство местности. К 1716 году Сарская мыза приобрела свой новый величественный облик. Центральное сооружение резиденции, Большой дворец, заложили в 1717 году. Руководил строительством немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн. Несмотря на громкое название дворец был небольшим и довольно скромным. Примерно с этого времени Сарскую мызу стали звать Сарским селом, а впоследствии — Царским селом. Близкое не только по созвучию, но и по сути название закрепилось за летней резиденцией российских монархов и дошло до наших дней. Однако сам населенный пункт Царское село, получивший статус города в 1808 году, при Советской власти был переименован в город Пушкин (10 февраля 1937 года, в день 100-летней памяти гибели А.С. Пушкина). Сегодня «Царским селом» называют музей-заповедник.

В настоящее время площадь музея-заповедника составляет более 300 гектаров. Понятно, что такую огромную территорию обойти и досконально осмотреть за один день невозможно. Поэтому большинство посетителей предпочитают для дневного осмотра выбрать одну или несколько его частей. Познакомимся ближе с каждой из них.

Достопримечательности музея-заповедника «Царское село»

Екатерининский парк занимает южную часть музея-заповедника, раскинувшись на 107 га. Он начинается сразу за Большим Екатерининским дворцом.

Екатерининский дворец и парк с высоты птичьего полета.

Одна из частей парка, так называемый Старый или Голландский сад, заставит восхищаться тех, кто предпочитает парковое устройство в регулярном, или французском стиле. Он закладывался и развивался главным образом с 1719 по 1722 год под руководством садовых мастеров из Голландии Яна Роозена и Иоганна Фохта. Всё делалось согласно существующей в то время моде: выверенные чёткие линии, помпезность и роскошь.

Екатерининский парк. «Царское село».

Эрмитажная кухня. «Царское село».

Вторая часть Екатерининского парка, который именуют Новым или Английским, найдёт поклонников среди почитателей традиций пейзажного паркового искусства. По периметру участок почти весь окружён каналами, а зрительной границей Нового и Старого парков служит Большой пруд и Камеронова галерея. Эта часть парка сочетает в себе прелесть живой природы и великолепие рукотворных строений.

Большой Екатерининский дворец сама императрица называла «Каменные палаты». Он занимает центральное место в музее-заповеднике и является наиболее посещаемой достопримечательностью. Ведущую роль в постройке дворца играл архитектор Растрелли. Образ дворца создаётся на световых контрастах, характеризующих стиль барокко. Лазурный цвет фасада удачно гармонирует с позолоченными элементами внешнего декора.

Екатерининский дворец. «Царское село».

Большой зал Екатерининского дворца. «Царское село».

Великолепие дворца в наибольшей степени ощущается в Большом, или Тронном зале. Не могут не очаровать Парадная анфилада, Синий и Серебряный кабинеты, гостиная, Китайский зал, парадный кабинет и опочивальня. Неизменной популярностью у туристов пользуется Янтарная комната.

Екатерининский дворец. Янтарная комната.

Её подарил царю Петру прусский король. Уникальная комната была утеряна в годы Второй мировой войны. Многолетние поиски шедевра были безуспешны. По сохранившимся эскизам и рисункам комната была восстановлена в 2003 году - к 300-летию Санкт-Петербурга.

Павильон «Эрмитаж» представляет собой восьмиугольное здание, занимающее центральную часть в Голландском парке. Здание выполнено в таком же стиле, что и Большой Екатерининский дворец: лазурный фасад, белоснежные колонны, скульптуры, позолота.

Павильон «Эрмитаж». «Царское село».

Павильон в своё время был любимым местом царицы для приёма гостей, устройства пиров и бесчисленных празднеств. Оригинален и восхитителен его интерьер. В огромном зале имеется множество высоких окон, а по стенам - большое количество зеркал. Благодаря этому воздух просто струится от обилия света. И ещё одна «изюминка» павильона: столы в зале после пиршества могли опускаться, тем самым освобождая пространство для танцев.

Павильон «Грот» располагается на западном краю Голландского парка, на берегу Большого пруда: в те времена было модно устраивать подобные сооружения в парках с водоёмами.

Павильон «Грот».

Бело-голубые тона фасада и лепные украшения на нём сразу настраивают на то, что строение посвящено морской стихии. Сохранились сведения, что для украшения интерьера Грота использовали более 200 тысяч крупных раковин и не менее 300 кг мелких. Стены и окна украшены изображениями дельфинов, тритонов, кувшинами с льющейся водой и, конечно же, ликом сурового Нептуна.

Павильон «Грот» с высоты птичьего полета.

Императрица Екатерина II любила проводить здесь утренние часы умиротворяющего уединения. Не случайно этот павильон также называют Утренним залом.

Камеронова галерея находится рядом с Екатерининским дворцом, на границе между регулярным и ландшафтным парком. Она возвышается над пространством в прямом и в переносном смысле, ведь Екатерина II задумывала его в качестве места для задумчивых прогулок и философских бесед. Чтобы наилучшим образом выполнить её желание, из Рима пригласили популярного в то время архитектора Чарльза Камерона. В результате получилась галерея, внешний облик которой служит символом двойственного характер бытия: мощный и тяжёлый на вид первый этаж, а над ним - второй, прозрачный и почти воздушный, стилизованный под античные образцы.

Камеронова галерея. «Царское село».

Вид с Камероновой галереи. «Царское село».

К галерее ведёт высокая лестница, перед которой посетителей встречают массивные скульптурные изображения Геракла и Флоры. В самом же здании на философские размышления настраивают бюсты известных мыслителей разных времён: Сенеки и Сократа, Платона и Эпикура, Софокла и Цезаря, Александра Македонского и Марка Аврелия, английского дипломата Чарльза Фокса и австрийского императора Иосифа II, а также нашего соотечественника Михаила Ломоносова.

Агатовые комнаты - наиболее примечательная часть павильона «Холодная баня», который располагается почти перед Камероновой галереей.

Павильон «Холодная баня».

В отделке павильона было использовано множество ценных пород: мрамора, яшмы, агата, кварцита. Кроме этого интерьер комнат декорирован многочисленными изящными статуями и бюстами из бронзы или мрамора.

Павильон «Холодная баня». Агатовые комнаты.

За дубовыми дверями Агатовых комнат скрываются входы в библиотеку, переднюю (которую царица называла «Кабинетец») и Большой зал, соседствующий с двумя кабинетами.

Адмиралтейство расположено на юго-восточном берегу Большого пруда и представляет собой комплекс из трёх зданий, построенных в псевдоготическом голландском стиле: стены с неоштукатуренной кирпичной кладкой, стрельчатой формы окна, зубцы на башнях. Основное предназначение этого комплекса - хранение лодок из так называемой «царскосельской флотилии», созданной в подражание «потешным полкам» Петра I.

Адмиралтейство.

На лодках в погожие дни устраивались гуляния по пруду. Постепенно «флотилия» разрасталась. В ней появились суда из разных стран, подаренные гостями: каик - от турецкого султана, сампан - из Китая, гондола - из Венеции, индейская пирога, алеутская байдарка и многое другое.

Царскосельский лицей построен так, что является как бы продолжением Большого Екатерининского дворца. Однако, он разительно отличается от него по архитектуре: строгие линии классицизма будто подчёркивают серьёзное назначение этого здания. Лицей был основан Александром I для обучения детей дворянского сословия. Царь надеялся, что учебное заведение продолжит традиции его прародителя - древнегреческой школы, посвящённой Апполону Ликейскому, которую создал сам Аристотель. И надежды царя оправдались - выпускники Царскосельского лицея известны всему миру. Среди них бессмертный Александр Пушкин, поэты А.А.Дельвиг и Л.А.Мей, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин и Р.Я.Кочетов, декабристы И.И.Пущин и В.К. Кюхельбекер, философ Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» Я. К. Грот.

Александровсий парк представляет собой вторую, северную часть музея-заповедника «Царское село». Его площадь около 200 га. Он примыкает к Большому Екатерининскому дворцу с другой стороны. Во дворец можно зайти из парка через Китайский мостик, перекинутый через обводной канал.

Малый Китайский мост в Александровском парке. «Царское село».

Разбивка парка началось в 40-х годах XVIII века. Первым делом перед фасадом основали четыре квадратных площадки, которые окружили Крестовым (обводным) каналом. В центре квадратов обустроили: пруд «Озерки», Китайский театр, гору «Парнас» и куртину «Грибок». В настоящее время всё это является центром парадной части парка - Нового (регулярного) сада. На юго-западе от неё располагается Китайская деревня и теплицы, с другой стороны - Александровский дворец. Перейдя обводной канал по Драконову мосту мы попадём в огромную и роскошную часть Александровского парка - Пейзажный сад.

Александровский дворец выглядит не так помпезно, как его сосед - Екатерининский, так как создан он был не для торжеств и приёмов, а в основном для повседневного проживания. Он состоит из длинного двухэтажного здания с двумя флигелями. Тем не менее его утончённая красота позволяет признать Александровский дворец одним из лучших произведений эпохи классицизма: через весь фасад тянется величавая сквозная двухрядная колоннада, а в центре здания располагается анфилада из парадных зал. С обратной стороны дворца над неприметным входом возвышается сферическая полуротонда, а по бокам от него - довольно скромные статуи «Игры в свайку» и «Юноши, играющего в бабки».

Александровский дворец. «Царское село».

Жилые комнаты, которые служили семейным гнездом последнего русского императора Николая II, располагаются в Восточном флигеле. Взору посетителей открыты Угловая и Кленовая гостиная, Сиреневый кабинет и спальня. В комнатах сохранились некоторые личные вещи царя и его жены, цесаревича и великих княгинь: одежда, игрушки, бланк с расписанием занятий и т.д.

Детский домик - это миниатюрный павильон, расположенный на небольшом островке в центре Детского пруда на северо-западной части Александровского парка. Построен был этот павильон для игр детей царя Николая I в 1830 году. Рядом с домиком приютилась небольшая кухня. Также вблизи стоят два мраморных бюста: Карла Мердера - воспитателя Александра I и поэта Василия Жуковского, который так же оказал значительное влияние на воспитание наследника престола. С XIX века неподалёку от домика устроили кладбище любимых домашних собак императора.

Китайский театр был установлен в угоду тогдашней моде на всё китайское, что отчётливо видно и по другим сооружениям Александровского парка. Он был открыт в 1779 году и первыми поставленными представлениями в нём были оперы «Дмитрий Артаксеркс» и «Идол китайский». Театр строили под руководством итальянского зодчего Антонио Ринальди и русского архитектора Ильи Неелова. Хотя здание в основном имело европейский внешний вид, верхнюю часть его украшал карниз с причудливыми рисунками и загнутая вверх крыша в китайском стиле.

В 1941 году здание театра серьезно пострадало во время обстрела и в настоящее время почти полностью разрушено.

Китайская деревня также строилась по приказу Екатерины Великой в подражание европейской моде на, как тогда выражались, «китайщину». В основе плана деревни была копия пагоды из Королевского ботанического сада Великобритании Кью-Гарденс, 18 домиков и стилизованные ворота. Часть запланированного осуществить не удалось. В XIX веке домики Китайской деревни служили меблированными апартаментами для гостей.

Китайская деревня.

Вход в каждый из них украшал миниатюрный садик. Восхитительно запланированный архитектурный комплекс имел тяжелую судьбу. Сначала случилась неудачная перестройка в XIX веке, затем произошло частичное разрушение во время Второй мировой войны, в 60-е годы здесь было коммунальное жильё, а в 90-е - турбаза. Только в конце XX века после ремонта, осуществлённого датской фирмой, комплекс приобрёл свой оригинальный фешенебельный вид.

Павильон «Белая башня» находится на северо-восточной границе Пейзажного сада, недалеко от Фасадного пруда. Здание строили на месте разрушенного Зверинца. Внешний облик башни, её интерьер, находящиеся поблизости руины и скульптурные композиции отсылают нас во времена средневекового рыцарства. В башне 6 этажей и она является самым высоким зданием в музее-заповеднике «Царское село». С высоты 37,8 метра можно хорошо рассмотреть и окружающий пейзаж, и остальные достопримечательности музейного комплекса. Смотровая площадка «Белой башни» принимает посетителей с мая по сентябрь.

«Царское село». Александровский парк. Павильон «Белая башня».

Павильон «Арсенал» расположен в самом центре Александровского парка. Образцом, на основе которого он строился, было английское поместье Шрубс-Хилл. В то время император Николай I увлекался средневековой историей Европы, поэтому в «Арсенал» (так назвал его сам император) свозили оттуда витражи, старинное оружие, рыцарские доспехи.

Павильон «Арсенал».

Постепенно здание превратилось в настоящий музей. В наши дни начаты работы по реставрации павильона с целью перенести сюда соответствующую экспозицию из «Эрмитажа».

Грот-родник - изящное сооружение недалеко от павильона «Арсенал». Он тоже построен в стиле, характерном для средневекового зодчества: полусферический навес прикрывает собой бьющий из-под земли чистейший родник, который даёт начало ручейку, текущему в Ламские пруды. Ещё в царские времена вода в роднике была освящена. Над сооружением грота работал архитектор Сильвио Данини.

Павильон «Шапель» (от французского «капелла») находится на самой окраине Александровского парка и представляет собой здание, построенное в готическом стиле: две башни, одна из которых частично разрушена, соединяются между собой несколькими внушительными арками. На башне, согласно протестантской традиции, установлены часы, а её заострённую крышу украшает флюгер в форме петуха - символе отречения апостола Петра.

Ратная палата располагается на самой границе с Александровским парком, недалеко от Белой башни. Заложено здание было в мае 1913 года в присутствии царя Николая II. Первоначальным назначением палаты было устройство в ней музея истории русского войска. В неё уже начали свозить оружие, документы, трофеи и картины соответствующей тематики. Но после начала военных действий с Германией было принято решение посвятить экспозицию именно этой войне. Ратная палата выполняет своё предназначение до сих пор, являясь Музеем Первой мировой войны и в настоящее время.

Ратная палата. «Царское село».

В музее-заповеднике «Царское село» для посетителей регулярно организуют экскурсии: пешие и паромные, на электромобилях и на конных экипажах. Есть возможность воспользоваться аудиогидом. В павильонах сменяют друг друга различные тематические выставки. В них же устраивают концерты мастера виолончели, скрипки, гитары, фортепиано, вокала. Начиная с 1995 года на базе музея-заповедника проводят ежегодные научные конференции, посвящённые российской культуре и истории. При желании в Екатерининском дворце можно организовать незабываемую брачную церемонию.

Федоровский собор. «Царское село».

Екатерининский собор. «Царское село».

Много внимания уделяется здесь развитию детей. В музее-заповеднике работает конный комплекс, действует несколько постоянных многофункциональных центров: на базе Екатерининского дворца, павильонов «Холодная баня» и «Белая башня». При участии этих центров систематически организуются различные познавательные и развлекательные программы для детей, в том числе праздники и дни рождения.

Интерактивный тур по музею-заповеднику

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Фасад Екатерининского дворца со стороны Александровского парка.

2. Фасад Екатерининского дворца со стороны Екатерининского парка.

4. Первая антикамера Екатерининского дворца.

5. Арабесковый зал Екатерининского дворца.

6. Павильон «Эрмитаж» в Екатерининском парке.

8. Павильон «Турецкая баня».

Как добраться до музея-заповедника «Царское село»

До музея-заповедника «Царское село» добраться из Санкт-Петербурга можно примерно за 30 минут (расстояние около 25км). От станций метро «Купчино» и «Московская» ходят маршрутные автобусы. Однако в разгар туристического сезона, когда на дорогах и на выезде из города возможны пробки, лучше воспользоваться ж/д транспортом: от Витебского вокзала Санкт-Петербурга (метро «Пушкинская») на электричке доехать до станции «Царское село — город Пушкин».

Музейный комплекс расположен практически в центре города, расстояние до него от железнодорожной станции составляет около 2,5 км. От станции непосредственно к музею-заповеднику ходят автобусы и маршрутные такси (дорога занимает около 10 минут).

Небольшая прогулка по парку. Парк прекрасен, но обойти все я не смогла, и все же, несмотря на холодный осенний денек и закрытые на зиму скульптуры, красота парка завораживала.


Рыбный канал отделяет Нижний сад от Эрмитажного участка парка. Этот первый из искусственных каналов парка отрыт в 1720-х годах. Он соединяет Большой пруд с Каскадным каналом, идущим вдоль границы парка с жилой слободой. Свое название канал получил потому, что предназначался первоначально для разведения и ловли рыбы. Ряд стройных елей вдоль его берега посажен после Великой Отечественной войны взамен погибших, которые, по преданию, сажал здесь Петр I. Через канал перекинут металлический мостик.

Верхний сад

Павильон Нижняя ванна был построен по проекту архитектора И. В. Неелова в 1778 - 1779 годах и предназначался для придворных. Здание смещено с оси аллей Старого сада; его фасад наполовину скрыт деревьями и кустарниками: хозяйственные сооружения, предназначенные для придворных, таким образом скрывали от взглядов посетителей парка. И. Неелов, строивший ванну, выбрал затейливую форму в виде центрального перекрытого куполом цилиндрического объема с большой ванной внутри и примыкающих к нему шести низких круглых кабинетов, имеющих по три небольших круглых окна.

Мраморные массивные ванны стоят по стенам всех отделений Ванны - круглой средней залы и четырех, также круглых ванных покоев по сторонам, полы помещений - мозаичные. В прямоугольных помещениях с двух сторон павильона размещались две котельные-водогрейни, имевшие самостоятельные входы. Здесь вода разогревалась и по трубам подавалась в баню и помещения с ваннами.Внутренняя отделка павильона не дошла до нашего времени. В некоторых помещениях стены и плафоны были расписаны; комната для отдыха и раздевальня обогревались мраморными каминами, круглую медную луженую ванну окружала балюстрада. Со временем павильон будет частично закрыт группой деревьев, как в конце XVIII века.

Павильон Верхняя ванна находится перед восточным фасадом Екатерининского дворца на берегу Зеркального пруда. Два прямоугольных пруда на нижней террасе по сторонам Эрмитажной аллеи были вырыты еще в 1719 - 1722 годах. В регулярных садах пруды, обрамленные зелеными откосами, служили для создания эффекта отражения архитектурных сооружений. И теперь можно любоваться тем, как в зеркале одного из них отражается павильон Верхняя ванна. Его название связано с расположением - на верхней террасе парка. Он был построен в 1779 году архитектором В. Нееловым. Здание выполнено в стиле раннего классицизма. В 1811 году павильон был перестроен Бетанкуром. Художественное оформление наружных фасадов Верхней ванны достаточно скромны, но внутренняя отделка отличалась нарядностью и изысканностью. Так например, стены зала для отдыха были сверху до низу расписаны художником декоратором А.И. Бельским с использованием мотивов росписи Золотого дома Нерона в Древнем Риме. Центральный плафон передает сюжеты мифа о Фаэтоне, сыне бога Солнца.

До середины 19 века Верхняя ванна служила баней для императорской семьи ("Мыльня их высочеств"). В шести помещениях находились раздевальня, восьмигранный зал для отдыха, бассейн, парильня, котельная и сени. В годы Великой Отечественной войны Верхняя ванна была разрушена, но к 1953 году она была отреставрирована, включая внутреннюю отделку. Сегодня в павильоне проводятся временные выставки.

В 1720-х годах садовый мастер И. Фохт обработал участок Верхнего сада тремя террасами, так как пологая местность не удобна для разбивки регулярного парка. На верхней террасе был разбит цветник и посажены шпалерные куртины из стриженого кустарника. Теперь здесь устроены два партера. Их узоры образованы из угля, толченого кирпича и цветного песка. Орнамент партеров приближен к узорам барочных растреллиевских паркетов. Подобные партеры из "мертвых" материалов устраивались в парках до середины XVIII века. По-настоящему красоту этой декоративной затеи можно оценить, посмотрев на нее сверху, из окон дворца

Сквозь деревья видны Холодные бани и Камеронова галерея.

Здание Холодной бани и Агатовых комнат входят в состав ансамбля Камерона. Оно построено в классическом стиле к 1794 году. Как и во всем комплексе, сразу бросается в глаза контраст отделки нижнего и верхнего этажей. Массивный первый этаж отделан грубым пудостским камнем. На первом этаже павильона располагалась "холодная баня", включавшая в себя Купальный зал, теплую ванную и русскую парную. Архитектор попытался воспроизвести планировку античных римских терм, но особенности северного климата не располагали к долгому времяпрепровождению в такой бане.

На втором этаже расположены шесть комнат для отдыха. На отделку этих комнат ушла довольно крупная сумма денег. Кабинеты и залы облицованы яшмой, мрамором, порфиром. А по богатству лепки, живописи, паркета и декора Агатовые комнаты не уступают убранству самого Екатерининского дворца. Фасады второго этажа прорезаны нишами и украшены скульптурами и барельефами. Если смотреть со стороны висячего сада, то Агатовые комнаты воспринимаются как полноценное одноэтажное здание.

К 1794 году с южной стороны Екатерининского дворца был создан целый комплекс сооружений в модном тогда античном стиле по проекту шотландского архитектора Чарльза Камерона: Камеронова галерея, Холодные бани с Агатовыми комнатами, висячий сад и пандус.

Стены первого этажа галереи прорезаны большими арочными оконными проемами. Простенки между окнами выложены пудостским камнем (из села Пудость в окрестностях Санкт-Петербурга). Первый этаж состоит из среднего коридора с небольшими комнатами фрейлин по обеим сторонам, поэтому садик у галереи со стороны дворца называется Фрейлинским. В садик ведут Новые Пудостские (Фрейлинские) ворота, расположенные у Холодных бань. Они сооружены из пудостского камня каменотесом С. Копыловым по проекту В. П. Стасова в 1819 году. Два устоя ворот задуманы автором в виде счетверенных дорических колонн, перекрытых антаблементом и увенчанных чугунными изображениями жертвенников. Створы ворот простого и строгого рисунка состоят из ряда копий, соединенных в верхней части венками.

Владельцы дворца желали иметь строения в новом стиле, чтобы не отстать от художественных веяний Европы.
Екатерина II писала скульптору Э. Фальконе о своем увлечении античностью: "Я желала бы иметь проект античного дома, распланированного как в древности... Я в состоянии выстроить такую греко-римскую рапсодию в моем Царскосельском саду". Ее желание выполнил Ч. Камерон, приглашенный в Царское Село из Шотландии, о котором императрица писала М. Гримму: "Теперь я завладела мастером Камероном, шотландцем по рождению,... великим рисовальщиком, который напитан изучением древних и известен своей книгой "О древних банях". Мы с ним мастерим здесь в Царском Селе сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть". Так модное желание заказчицы "иметь... античный дом", совпавшее с научным изысканием архитектора, привело к созданию удивительного сооружения, которое можно назвать "термами Ч. Камерона".

По обеим сторонам от лестницы возвышаются мощные пилоны, украшенные бронзовыми фигурами Геркулеса и Флоры, выполненные в 1786 году по моделям скульптора Ф. Гордеева

Особенно хорошо Камеронова галерея воспринимается со стороны Большого пруда из регулярной части парка. Кажется, что колоннада парит в воздухе. С каждой стороны галерея украшена четырехколонным портиком.

Сразу бросается в глаза контраст между тяжеловесным цокольным этажом и легкой колоннадой. В цокольном этаже размещались небольшие комнаты придворных дам и фрейлин. В настоящее время там проводятся временные выставки.

Вдоль колоннады из 44 ионических колонн стоят бюсты античных богов, выдающихся деятелей различных эпох - философов, полководцев, политиков, ученых - кумиров Екатерины II. Всего 69 бюстов, среди которых есть изображение великого деятеля российской науки М.В. Ломоносова


Премацци, Луиджи - Пейзаж с Камероновой галереей и Зубовским корпусом

С юга на Камеронову галерею ведет массивный пандус. Этот пологий подъем был создан в 1792 году по приказу Екатерины II. Пандус, как и цокольный этаж Камероновой галереи, сооружен из пудостского камня. Семь арочных пролетов украшены маскаронами мифологических персонажей.

В 18 веке вдоль всего спуска находилось 14 скульптур муз и античных богов и богинь, и пандус стали называть "Лестницей богов". Но после смерти Екатерины II в 1799 году император Павел I приказал перевезти статуи в Павловск. В 1826 году на их месте появились чугунные жертвенники с чашами для цветов.

У подножья пандуса до 1941 года находились две огромные бронзовые вазы, которые исчезли во время фашистской оккупации. В 1811 году пандус был немного передвинут, чтобы располагаться на одной оси с Рамповой аллеей.

Сквозь деревья виден Зубовский корпус. Он начал возводиться симметрично Церковному корпусу в 1779 году по проекту Ю. М. Фельтена. Фасад корпуса исполнен в классических формах с колоннадой большого ордера из попарно поставленных мраморных колонн, охвативших второй и третий этаж. Екатерина II, поклонница нового стиля, велела устроить свои, покои именно в этой части дворца. Строительство корпуса окончено в 1785 году.

В Собственный садик выходит южный фасад Зубовского флигеля, во втором этаже которого находились апартаменты императрицы Екатерины II. В первом этаже этого флигеля были устроены личные комнаты императора Александра II. В годы Великой Отечественной войны эти интерьеры были разрушены и в настоящее время еще не восстановлены.

В таком прекарсном месте очень приятно заниматься физическими упражнениями.

Желтый Кухонный корпус по проекту архитектора В. И. Неелова.

К боковым флигелям примыкают одноэтажные служебные корпуса, представляющие собой две колоссальные дуги - циркумференции. Возведенные в 1744 - 1745 годах по проекту А. В. Квасова, они определили размеры и конфигурацию парадного двора. В них размещались службы дворца, мастерские и комнаты для приезжих.

Циркумференции завершает кованая чугунная решетка с воротами и гербом России.

На плац Парадного двора ведут трое ворот. Двое из них расположены между дворцом и циркумференциями, а главные - "Золотые" - по оси дворца, в разрыве между корпусами циркумференций.

Как пример применения кованого металла в русской архитектуре ворота Екатерининского дворца не имеют равных. Накладные позолоченные детали из прочеканенного железа превращают узор ворот в легкое черное кружево, сквозь которое просматривается лицевой фасад дворца. Из-за обилия золоченых деталей ворота названы "золотыми". В 1756 году только на позолоту ворот, ваз, статуй, лестниц, фасадов, интерьеров дворца ушло около ста килограммов золота.

Кроме центральных, "Золотых" ворот на парадный двор ведут и двое боковых. Наиболее интересны "Железные", примыкающие к Церковному корпусу. Они выполнены по рисунку Ф.Б. Растрелли в 1749 году слесарным мастером Кордони.

Царское село — это музей-заповедник, расположенный недалеко от Санкт-Петербурга в городе Пушкин. Царское село является одной из трех самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга, не считая самой северной столицы. Другие две достопримечательности конечно Эрмитаж и Петергоф. В наше короткое знакомство с Петербургом, кроме всего прочего мы посетили две из них. И сегодня расскажем о Царском селе, музее с богатой и сложной историей.

Как добраться до Царского села

Самый простой, удобный и быстрый способ доехать до Царского села это маршрутное такси. Для этого нужно доехать на метро до станции Московская. Здесь между Московской площадью и Домом Советов находится стоянка пригородных автобусов и маршруток. Если вам трудно будет сориентироваться просто спросите остановку пригородных автобусов или Дом Советов. С этой остановки до Царского Села идут маршрутки № 287, 342, 545 . Детально посмотреть схему движения маршруток с остановками можно воспользовавшись приложением . Есть еще вариант электричкой с Витебского вокзала, но в Пушкине все равно придется пересесть на маршрутку. Мы уехали в Царское село от станции метро Московская и уже через 30 минут были на месте.

Приехав в Пушкин только после обеда и проанализировав очередь во дворец, мы решили ограничиться прогулкой по парку. Стоит оговориться, что билет в парк, за которым тоже нужно выстоять очередь, не является входным билетом во дворец, куда нужно стоять дополнительно уже после входа на территорию парка. На территории парка есть несколько павильонов, а во дворце несколько выставок. С ценами на посещение музейных экспозиций можно ознакомится на официальном сайте музея-заповедника Царское село.

Рядом с кассами есть арка. Этой аркой Церковный флигель соединен с Императорским Царскосельским Лицеем, в котором с 1811 по 1817 обучался и окончил его в числе первого набора Александр Сергеевич Пушкин.

Большой Екатерининский дворец в Царском селе

Екатерининский дворец назван так в честь императрицы Екатерины I, по приказу которой здание и было заложено в 1717 году. Поместье Саарская мыза стало подарком Петра I своей супруге, ныне это Царское село. Дворец был загородной резиденцией трех Российских императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Каждая из императриц внесла что-то свое в облик Большого Екатерининского дворца. Нынешний вид дворца дело рук знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, бюст которого установлен с северной стороны дворца.

По приказу Елизаветы Петровны Растрелли перестроил и существенно увеличил Екатерининский дворец. Так в 1756 году на суд ошеломленных гостей предстал 325-ти метровый дворец с позолоченным фасадом. После смерти предшественницы, Дворец с парком перешел во владения Екатерины Великой, которая до конца своего правления вносила коррективы во внешний облик парка и дворца, но существенно во дворце уже ничего не менялось.

Здание дворца сильно пострадало во время фашистской оккупации в ходе Великой Отечественной войны. Кроме обгоревшего здания, дворец лишился главной своей реликвии — Янтарной комнаты, которая была вывезена из России. Сейчас в Большом Екатерининском дворце открыта для посещения Янтарная комната, скрупулезно воссозданная реставраторами. А сам дворец входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.





Екатерининский парк в Царском селе

В Екатерининский парк, как и в Екатерининский дворец можно попасть только через один вход, хоть их и предусмотрено больше. Находится он на улице Садовая, недалеко от остановки маршруток, они подвозят к самому входу, от него и забирают. Екатерининский парк баснословно богат. По парку можно гулять не один день и все равно трудно будет уйти отсюда повидав все его достопримечательности. На территории более чем в 100 гектаров кроме самого дворца расположилось множество павильонов, мостов и памятников сооруженных в разное время и в разных архитектурных стилях.

Камеронова галерея

Знакомство с павильонами парка можно начать недалеко от Большого дворца, с южного флигеля. Южный флигель дворца или как его правильно называть Зубовский — назван так в честь последнего фаворита Екатерины II, Платона Зубова, для которого он и был возведен. Здесь же находится Холодная баня и Камеронова галерея. Все три павильона соединяет пандус с ликами римских императоров.



Камеронова галерея называется так в честь архитектора Камерона, который и построил этот павильон. Верхний ярус украшен бюстами кумиров Екатерины Великой, а сам павильон предназначался для философских прогулок и бесед.



Отсюда открываются красивые виды всего парка и Фрейлинского садика.



Приверженность Камерона к античному искусству видна невооруженным взглядом.







Зеркальные пруды и Верхняя ванна

Напротив Большого Екатерининского дворца расположен регулярный парк, одно из главных мест в котором занимают два Зеркальных пруда. На северной стороне дальнего от Камероновой галереи пруда расположена Верхняя ванна.



Как можно понять из названия, данное здание служило парильней для членов императорской семьи. В настоящее время вход в этот павильон бесплатный, в нем представлена экспозиция посвященная кинематографическому искусству, а точнее всем российским фильмам снятым на территории Царского села. В одной из комнат в качестве экспонатов представлена аппаратура со съемочной площадки «Анны Карениной».

Недалеко от Верхней ванны, находится павильон Нижняя ванна, сюда вход уже платный.

Испортить прогулку может только дождливая питерская погода, в остальном по уютным тропинкам, тенистым аллеям и симметрично выстриженным лужайкам очень приятно гулять и легко забыть о времени.





Павильон Грот, Царское село

Регулярный парк условно можно разделить на Старый сад и Эрмитажную рощу. Старый сад включает в себя два Зеркальных пруда, Верхнюю и Нижнюю ванны и павильон Грот.

Грот, построенный самим Растрелли был декорирован в соответствии со своим названием. Покровители морей, дельфины и раковины создают настроение моря. Внутреннее убранство Грота много раз менялось, так со стен исчез туф, еще больше придававший похожесть помещения с гротом. Множество скульптур и картин из Грота в настоящее время находятся в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Павильон Эрмитаж, Царское село

Старый сад отделен от Эрмитажной рощи Рыбным каналом, через который переброшены несколько каменных мостков. Мостики очень красочно вписываются в созданный ландшафт.

Эрмитажная роща названа так в честь главного здания в этой части парка. Павильон Эрмитаж также является главной достопримечательностью всего регулярного парка.

Эрмитаж один из классических образцов русского барокко. Что характерно, проект был разработан Земцовым, а Растрелли только исполнил его, дополнив некоторыми деталями, такими как колонны. Внутренняя отделка тоже характерна для архитектурного стиля барокко, в чем с легкостью можно убедиться купив билет в павильон Эрмитаж. Заплатив чуть больше и придя к определенному времени вам проведут экскурсию по внутренним залам Эрмитажа с демонстрацией механизма подъемного стола. Подъемный механизм позволял трапезничавшим царствующим особам получать сменные блюда не видя прислугу. Механизм опускал стол в кухню, расположенную на первом этаже и уже накрытый стол поднимался в трапезный зал.

Нижние пруды и их достопримечательности

Северо-восточная граница парка условно ограничена нижними прудами. За последним третьим установлены символичные ворота.

Ворота «Любезным моим сослуживцам» сооружены в 1817 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Текст, выгравированный на воротах принадлежит руке Александра I.

Неподалеку установлена чугунная беседка, где можно отдохнуть от суеты регулярного парка. Надо отметить, что в эту часть парка почти никто не доходит.

Мост-каскад разграничивает Второй Нижний пруд и Третий Нижний пруд.

Такой же мост-каскад разграничивает Первый и Второй Нижние пруды. Рядом с этим мостом-каскадом установлена Морейская колонна, являющаяся памятником победе России в русско-турецкой войне.

Так двигаясь от Третьего пруда к Первому мы дошли до Большого озера, на берегу которого, да и на самом озере расположилось много достопримечательностей. Первое что мы увидели это Кроличий остров, рядом расположен паром, который доставляет всех желающих на Большой остров. У парома есть график движения и стоимость. А на Большом острове расположен концертный зал «На острову» и Чесменская (Орловская) колонна, произведения знаменитого архитектора Антонио Ринальди. Возведена она в честь морских побед графа Орлова.









Адмиралтейство и Турецкая баня

Здесь на берегу Большого озера уже в конце XVIII века было построено три кирпичных здания, под единым названием Адмиралтейство. Эти здания выстроены уже не в стиле русского барокко, а ближе к готике.


На противоположном от павильона Грот берегу Большого озера, расположена Турецкая баня. Павильон задуманный Александром I воплотил в жизнь архитектор Монигетти. Турецкая баня была построена в память о русско-турецкой войне. Во время Великой Отечественной Войны павильон был разрушен, и позднее восстановлен. Вход в павильон Турецкая баня платный.

Пейзажный парк, Царское село

За Большим озером начинается Пейзажный парк. Множество каналов, через которые проложены мостики, тропинки, холмы и деревья делают прогулку незабываемой. Находясь здесь можно легко потерять ощущение реальности и провалиться в настоящую сказку.









Гуляя по Пейзажному парку мы пересекли Рамповую аллею, которая ведет к Камероновой галерее. А по дороге мы увидим Гранитную террасу. Хочется признаться, что все названия и местоположения павильонов и аллей мы подсмотрели в бесплатной карте, которую выдают в кассах вместе с билетом в парк, поэтому вы не останетесь без спасательного ориентира.

С Гранитной террасы, украшенной точными копиями античных статуй, открывается вид на Адмиралтейство.





А если смотреть с террасы по прямой, то мы увидим тот самый Концертный зал на Большом острове, перед ним скульптуру «Нервы, цезаря римского», и еще ближе к нам статуя «Венера с Амуром».



В юго-западной части парка расположены Верхние пруды, которые стали основным элементом ландшафтного решения этой части парка.



В самых недрах островов, опоясанных прудом расположился Павильон Кухня-руина.



Рядом павильон Концертный зал.

Уже совсем на границе с Александровским садом расположилась Скрипучая (Китайская) беседка, задуманная архитектором Растрелли и воплощенная Нееловым.

Отсюда уже можно двигаться в сторону выхода из парка, то есть в сторону Большого Екатерининского дворца. По пути нам встретился еще один павильон Вечерний зал. Одно из самых поздних сооружений Екатерининского парка, построенное уже в XIX веке.

Уже почти рядом с Зубовским флигелем, к которому мы вышли, находится красочная Пергола (Трельяжная беседка), излюбленное место для фотосессий молодоженов.

Перлога является условной границей так называемого Собственного сада. Его нетрудно распознать по мраморному фонтану и скульптуре «Нимфа».

С территории Екатерининского парка мы вышли не через парадный вход, а через Треугольную площадь, мимо Золотых ворот Екатерининского дворца. С этой стороны дворец мы показали в самом начале статьи. Кстати вход на внутреннюю территорию дворца разрешен только в составе экскурсионной группы по пропускам.

Напротив Золотых ворот в Екатерининский дворец находится вход в Александровский сад. Мы же обогнув дворцовые постройки снова оказываемся на Садовой улице, рядом с аркой. Рядом с лицеем находится первая каменная церковь в Пушкине.

Царское село — отзыв

Есть несколько советов для всех, кто решил посетить Царское село в Санкт-Петербурге. Если ваша поездка совпала с туристическим сезоном, а это май-сентябрь, то будьте готовы к огромному количеству народа. Как уже было сказано выше, Царское село одна из самых посещаемых достопримечательностей северной столицы. Посетители здесь самые разные и не только наши соотечественники, но и много иностранцев, причем делегации из Китая весьма многочисленны. Поэтому если у вас есть желание погулять не Только по Екатерининскому парку, но и посетить сам Екатерининский дворец, вам следует приехать сюда рано утром и захватить с собой бутерброды, потому что стояние в очереди и прогулка по парку могут растянуться на весь день.

Что же касается лично нас, дорога из Санкт-Петербурга совершенно не утомительна. Утомляет только большое количество людей. Но и здесь не все так плохо, большие скопления только у самого Екатерининского дворца (очередь во дворец) и на Камероновой галерее. Остальной парк почти пуст, поэтому по нему будет комфортно гулять даже в самый час пик и в самый сезон. Что же касается входа во дворец, если вы все-таки намереваетесь попасть внутрь, будьте готовы выстоять 2-3 часовую очередь. Но на этом неудобства не закончатся. Из-за большого потока туристов вам не дадут свободно прохаживаться по залам дворца. Экскурсия очень лимитирована по времени, а Янтарную комнату вы посмотрите почти не останавливаясь. Так что если вы все же хотите увидеть легендарную Янтарную комнату, запаситесь терпением.

Музей заповедник «Царское Село» – наверно одна из известнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Думаю, практически каждый турист, посещавший Северную столицу, был здесь.

Царское Село – это прекрасные парки, роскошные дворцы – огромная территория, пронизанная историей дореволюционной России.

За что я люблю Царское Село

Я бывала тут много раз. Это место приятно посещать вновь и вновь. Больше всего мне нравится прогуливаться по Екатерининскому парку. Более подробно я рассказывала о нем в . Он делится на регулярный и пейзажный парки. Для меня более интересна его последняя часть, а вот для красивых фотографий, конечно, и большей популярностью у туристов пользуется Регулярный парк. Его строгая симметрия и обилие всевозможных украшений производит наиболее яркое впечатление на гостей Села.

Но наиболее всего Царское Село известно своими дворцами. Конечно же, в первую очередь – Екатерининский дворец. Его роскошь и красоту сложно передать словами. Это нужно видеть! Богатство и шик той эпохи как нельзя лучше передает убранство и внешний вид дворца.


Конечно, Александровский дворец менее помпезный. Но он привлекает гостей совсем другим. Если Екатерининский дворец более официальный, его залы и комнаты не производят впечатления, что здесь когда-то жили (более подробно о Екатерининском дворце я рассказывала ), то внутреннее убранство Александровского дворца, сохранившиеся предметы интерьера заставляют поверить и окунуться в домашнюю жизнь императорской семьи.


Мне посчастливилось побывать во дворце еще до его закрытия. Наибольшее впечатление на меня произвел кабинет Николая II.


Очень уютная и по настоящему домашняя обстановка царит во всех комнатах. Легко представить, что всеми сохранившимися до наших дней вещами (а их очень много), пользовались в повседневной жизни члены семьи Романовых. Отдельно о дворце читайте .

Теперь окунемся в историю, я расскажу вам о том, как появилось Царское Село. А затем перечислю все самые интересные места.

Немного истории

Царское Село появилось благодаря царю Петру I. Именно он преподнес земли Сарской мызы своей супруге Екатерине Алексеевне (будущей Екатерине I). Щедрый подарок был по достоинству оценен. С 1710 года начинается история Царского Села как царской загородной резиденции. Это место любили практически все последующие русские императоры. Екатерина Алексеевна приказала отстроить на территории Села небольшой двухэтажный летний дворец, а также разбить парк вокруг него.

Позднее Царскому Селу был присвоен статус заповедника. И уже с 1990 года оно получило свое современное название – Государственный музей-заповедник «Царское Село».

Как добраться

Музей-заповедник расположен по адресу: , г. Пушкин, ул. Садовая д. 7.


Добраться можно следующими способами:

С Витебского вокзала идет электропоезд в г. Пушкин до станции «Царское Село»:

  • Стоимость билета – 40 рублей.
  • Время в пути – 30 мин.
  • От станции до музея можно добраться с помощью маршрутных такси №№ 371, 377, 382, автобусов № 371, 382 или прогуляться пешком.
  • Путь пешком займет около 30 мин.

От станции метро «Московская» идут маршрутные такси непосредственно до парка:

  • Такси №№ 286, 287, 342, 347, 545.
  • Остановка расположена за Домом Советов.
  • Обычно там стоит сразу много маршрутных такси с большими вывесками «Царское Село», «Парки Царского Села», «Дворцы».
  • Маршрутное такси домчит за 40 минут при условии, что не будет пробок.
  • Стоимость проезда составит около 40 рублей.

До Царского Села можно добраться с Московского проспекта :

  • Напротив «Макдоналдса» останавливается автобус № 187.
  • Здесь же можно поймать и маршрутные такси с кольца от Дома Советов.
  • Автобус идет до станции (г. Пушкин).
  • Стоимость проезда - 30 рублей.

От станции метро «Купчино» можно добраться на маршрутных такси:

  • Такси №№ 545, 286, 287, автобусе № 186.
  • Время в пути - 30 минут, если не будет пробок.
  • Кольцо маршруток расположено на Витебском проспекте со стороны метро.

До Царского села можно доехать на такси :

  • Поездка будет стоить примерно 500–600 рублей в 1 сторону.
  • Время в пути примерно 30 минут, если не будет пробок.

Я люблю доезжать до Царского Села на маршрутке от станции метро «Московская». Благодаря тому, что маршруток там всегда очень много, можно не спеша подойти, занять сидячее место и быстро с комфортом доехать непосредственно до музея. По пути можно любоваться городскими пейзажами.

Режим работы и стоимость билетов

Екатерининский парк

Время работы :

  • с сентября по апрель с 7:00 до 21:00;
  • с мая по июль с 7:00 до 23:00;
  • в августе – с 7:00 до 22:00.

Билет :

  • с 25 апреля и по 20 октября – 120 руб. В другое время вход свободный.

Екатерининский дворец

Наибольшей популярностью пользуется именно эта экскурсия. Здесь самые длинные очереди. Поэтому, планируя свой день, для начала посетите дворец. Купив билет, имейте в виду, что он действителен в течение часа.

Время работы :

  • с июня по август – с 12:00 до 20:00;
  • в мае и сентябре – с 12:00 до 19:00;
  • Необходимо помнить, что кассы закрываются на час раньше.
  • Выходной день – вторник, а с октября по апрель – вторник и последний понедельник месяца.

Музей предлагает два вида экскурсий :

  1. Маршрут проходит через: Большой Зал, Столовые, Малиновую и Зеленую Столбовые, Картинный и Портретный залы, Янтарную комнату, Китайскую гостиную, Буфетную, Официантскую.
    Стоимость билетов:
    1. взрослые – 580 руб.;
    2. пенсионеры – 290 руб.;
    3. курсанты, члены союзов художников, военнослужащие срочной службы, члены союзов архитекторов и дизайнеров России – 290 руб.;
    4. учащиеся старше 16 лет и студенты – 290 руб.;
    5. посетители младше 16 лет – вход бесплатный;
  2. Маршрут проходит через: Большой и Арабесковый залы, Антикамеры, Янтарную комнату, Картинный зал и выставку «Романовы в Царском Селе».
    Стоимость билетов:
    1. взрослые – 400 руб.;
    2. пенсионеры – 200 руб.;
    3. курсанты, члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, военнослужащие срочной службы – 200 руб.;
    4. учащиеся старше 16 лет и студенты – 200 руб.;
    5. посетители младше 16 лет – вход бесплатный.

Александровский дворец

В данный момент закрыт на реконструкцию до 2018 года.

Музей-лицей А. С. Пушкина

Находится во флигеле Екатерининского дворца. Вход в музей отдельный.

Режим работы :

  • с 10.30 до 18.00. Касса работает до 17.00.

Стоимость билетов с экскурсией :

  • взрослые – 200 руб.;
  • пенсионеры – 100 руб.;
  • студенты – 100 руб.;
  • посетители до 16 лет – 80 руб.

Стоимость билетов без экскурсии :

  • взрослые – 120 руб.;
  • пенсионеры – 40 руб.;
  • студенты – 40 руб.;
  • посетители младше 16 лет – бесплатно.

Что посмотреть

Посещение Царского Села займет у вас целый день. Столько мест нужно успеть обойти!

Екатерининский дворец

В первую очередь направляйтесь в Екатерининский дворец. Во дворец запускают группами по 20 человек каждые 20 минут. Купив билет, необходимо помнить, что музей нужно посетить в течение часа.


Во дворце безумно красиво! Я бы советовала прогуляться без экскурсии, т. к. экскурсовод очень быстро ведет гостей по залам, и нет возможности и времени более тщательно и детально рассмотреть всю красоту, налюбоваться и восхититься всем. Для себя я выбираю хождение по музеям «дикарем». Тем более, что всегда можно присоединиться к группе и послушать, а затем дальше бродить в своем режиме. Во дворце много прекрасных залов, каждый из них по своему великолепен. Наиболее известные – Большой зал и Янтарная комната.

Большой зал

Он просто изумителен! Все помещение просто утопает в золоте! Каждая деталь интерьера продумана до мелочей, изящна и неповторима в своей красоте. Как известно, здесь устраивались официальные приемы и роскошные балы.


Для этого вечером зажигалось огромное количество свечей, и стены начинали гореть, переливаться золотом! Зал производил неизгладимое впечатление на всех гостей.

Янтарная комната

Невероятно красивый зал. Ее по праву называют одним из чудес света. Не нужно забывать, что оригинальные янтарные панно, украшавшие комнату, были безвозвратно утрачены во время Великой Отечественной войны.


Музей-лицей А. С. Пушкина

После посещения Екатерининского дворца можно дойти до музея-лицея А. С. Пушкина. Он находится во флигеле Екатерининского дворца, который примыкает к ограде парка.


Очень интересная экскурсия по месту, где учился известный русский поэт. Вам покажут аудитории и залы, а также личные комнаты лицеистов. Удивительно, насколько скромны были условия!

Екатерининский и Александровский парки




И еще много всего интересного можно посмотреть здесь.


В данный момент Александровский дворец закрыт на реконструкцию до 2018 года, но можно просто полюбоваться самим зданием. Оно действительно очень красивое и величественное. В Александровском парке также множество интересных памятников и сооружений, которые можно осмотреть. Вход в парк бесплатный, поэтому он пользуется большой популярностью у местных жителей. Здесь можно и прогуляться пешком, и покататься на лыжах, провести время с семьей на пикнике.

  • Большой и Малый капризы объединяют Александровский и Екатерининский парки. Представляют собой искусственные мосты, под которыми проходит дорога к дворцам. На этой фотографии хорошо виден как Большой каприз, так и Малый вдалеке.

  • Большой Китайский мост находится перед передним плацем Екатерининского дворца и ведет в Александровский парк.

  • Белая башня представляет собой комплекс сооружений в средневековом стиле. Его возвели специально для детей императора Николая I. Здесь ребята занимались изучением военного дела, фехтованием и многими другими дисциплинами.

И это далеко нее все, что можно посмотреть здесь!

Надеюсь, мой обзор был интересным. Желаю самых приятных впечатлений от посещения Царского Села!