Птолемей Клавдий назвал их именем Карпаты и Балтийское море. Возможно, именно они основали Венецию. Король Швеции (Густав I) гордо величал себя их королем. Вполне вероятно, что именно они являются предками славян.

Славяне?

Эта древняя группа племен появилась на территории Европы в I тысячелетии до н.э. в результате «соприкосновения римлян с племенами южной Прибалтики». Одно из первых упоминаний о венедах принадлежит Геродоту Галикарнасскому и датируется V веком до н.э.: «Янтарь привозят с реки Эридана от энетов (венетов)».

В I веке н.э. Рублий Корнелий Тацит обозначает территорию венедов областью между рекой Вистула (Висла) и эстиями (зстами), однако сомневается в справедливости отнесения их к германцам или сарматам. Венеды использовали щиты, передвигались пешком, ставили дома, что слабо коррелировало с образом жизни сарматов, предпочитавших постоянно «быть на коне» и воспринимавшими повозки в качестве «дома».

Век спустя, Птоломей Клавдий назвал Балтийское море Венедским заливом Сарматского океана, а Карпаты – Венедскими горами.

На Пейтингеровой карте (редакция I - V века н. э.), венеды локализуются дважды. Впервые (как Venadi) - с севера Карпат, позднее (как Venedi) - в низовьях Дуная.

Готский историк VI века Иордан опубликовал очерк начала истории славян. Иордан выдвигает мнение, что названия «венд», «венед» и «славянин» использовались для обозначения одного и того же народа. Историк применяет эти названия попеременно, что свидетельствует о том, что в VI веке признавалось тождество славян с венедами:

«У левого склона (Альп), спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавинами».

Основываясь на этом и других сохранившихся письменных упоминаниях венедов, последних часто напрямую отождествляют со славянами. Однако венеды намного древнее.

Венеды, венеты и вандалы

Алексей Хомяков и другие историки XIX века не дифференцировали венетов, венедов и вандалов. Все три группы они отнесли к древним славянам. Отсюда гипотеза о том, что именно славяне основали Венецию.

Древнерусские («Повесть временных лет») и средневековые литовские легенды («О Палемоне») отмечают регион Норик, как территорию обитания иллирийских венетов, где никогда не было ни славян, ни древних балтов. В процессе миграции на север к южным берегами Балтийского моря венеты, смешавшись с местными балтийскими племенами, вполне могли превратиться в венедов.

С этим согласуется также легенда об образовании чешского народа, описанная в книге Прокопа Слободы.

Готский историк VI века Иордан первым описал историю славян, слова «венд», «венед» и «славянин» употреблялись для обозначения одного и того же народа. Историк использует эти названия попеременно, что свидетельствует о том, что в VI веке признавалось тождество славян с венедами:

«По разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошёл и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть суть славяне»

Король Швеции Гуcтав I гордо относил себя к венедам. Его пышный тройной титул звучал так: «Король шведов, гётов и венедов».

В «Скандивании в наглядных описаниях Йоханнеса Мессенуса» автор придает происхождению венедов как народа, значение бого-избранности:

«Óдин, с военной помощью союзных ему венедов, завладел всей европейской частью Сарматии и землей, откуда недавно изгнали вандалов, а вместо них поселились венеды, и море у нового места их обитания позже прозвалось Венедским заливом».

Другие гипотезы

Этноним «венеды» известен на побережье Адриатики. Современная итальянская провинция Венето и город Венеция даже в своих названиях обозначили народ венетов.

Историкам известны и другие племена, носившие сходное название. В частности, кельты-венеты, о которых в «Записках о Галльской войне» упоминал Юлий Цезарь.

Член-корреспондент Императорской академии наук Александр Николаевич Попов связывает имя венедов с легендарным народом ванов из германской мифологии. Ваны относятся к группе богов германо-скандинавского пантеона. Даже легендарные асы уступали им в возрасте и мудрости.

Средой обитания ванов считалась Ванахейма – страна Северного Причерноморья к западу от реки Дон (Ванаквисль), о чем говорится в древнеисландской «Саге об Инглингах».

Что о венедах знают лингвисты?

Подтверждения гипотезы о том, что венеды – наши предки, есть и в лингвистике. Слово «русский» переводится на финский как «Venäläinen», «Русь» - «Veneman», Россия по-эстонски - «Venemaa». Карельское «Veneä» означает «Русь».

Словацкий ученый Павел Шафраник находит в этом протославянском языке термин «руса» и трактует его как «река». «Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло», – заключает ученый.

Куда они делись?

На рубеже IV - V веков началась эпоха Великого переселения народов. Венеды рассеялись по различным территориям. Однако они не исчезли бесследно. Название народа и накопленная генетическая память связывают ветви древнего народа идеей общих корней.

Венеды.

Древний народ, обитавший в Восточной Европе (преимущественно на территории Польши) на рубеже н.э., рассматриваемый как один из предков славян.

Вандалы как германизированные венеды на карте Европы I века

Археологические соответствия

С венедами чаще связывают Поморскую культуру, которая была распространена на южном побережье Балтийского моря при впадении Вислы до вторжения готов. Поморская культура развивалась в тесном взаимодействии с кельтско-италийской лужицкой культурой. Название венеды происходит от кельтского vindos, что означает "белый". Под влиянием германцев в рамках пшеворской культуры часть венедов могла подвергнуться германизации и образовать этнос вандалов, а другая - войти в состав нарождающейся славянской народности после взаимодействия с полесскими балтами в рамках зарубинецкой культуры, от которой пошла пражская культура. Вместе с тем округ этнической принадлежности венедов до сих пор идут жаркие споры, поэтому большинство выдвигаемых теорий имеют спорный характер.

Венеды на карте Европы II века

Исторические упоминания

Наиболее ранние известия о венедах, восходит к концу I-II в. н. э. и принадлежат римским и греческим писателям - Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом, куда впадает Одра, и Данцингским заливом, куда впадает Висла; по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. На певтингеровой карте редактировавшейся с I в. н. э. по V в. н. э., венеды локализуются в низовьях Дуная, а венеды-сарматы в северной части Карпат - ареалы пражской и пеньковской культур в V в. н. э. Начиная с Тацита, «венедами» в текстах античных историков стали обозначать не только адриатических венетов, но и племя, жившее в Центральной Европе. По свидетельствам некоторых авторов, они жили по Висле и побережью Балтийского моря (в средневековых летописях имеется легенда о Палемоне, прибывшем из Венетии в низовья р. Неман с пятьюстами знатными семьями), а по мнению других - к северу от Карпат и на Нижнем Дунае, однако почти все отмечали их многочисленность и обширность занятых ими пространств. Современный баварский город Аугсбург, во времена римлян, назывался Augusta Vindelicorum, то есть "город Августа, в стране венедов (винедов), живущих по Лику". Плиний Старший причислял венедов к сарматам, Тацит колебался в суждении: причислять ли их к германцам или сарматам. На основании того что они «ставят дома», «употребляют щиты» и «охотно передвигаются пешком», он всё же счёл их отличными от сарматов, «живущих в повозке и на коне». Византийский историк Иордан (VI век) считал их родственными антам и склавинам и отмечал, что их имя вытесняется этими двумя этнонимами. Современные Иордану, но уделявшие большее внимание близкому к ним времени, а также более поздние историки Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр, Феофилакт Симокатта и др. не упоминали венедов.

Венеды как носители Пражской культуры (VI век)

Древние греки рассказывали о реке Эридан, находившейся на севере, что у этой реки живут ВЕНЕТЫ, которые добывают янтарь. С начала I века от р.х. сведения о венетах увеличиваются. Римские писатели Плиний и Помпоний Мела сообщают рассказ другого римлянина Квинта Метелла Целера (он был в 58 г от р. Х. проконсулом Галлии) - на северный берег Германии буря прибила корабль с купцами народа виндов (винетов). Плиний далее пишет: "Некоторые рассказывают, что здесь (речь идет о гданьском заливе) живут до реки Вистулы (Вислы) Птолемей II век от р. Х. тоже упоминает о венетах: «Сарматию ограничивают великие племена - венеды по венедскому заливу…». Далее он пишет: "По реке Висле под венедами живут гутоны, затем финны...". В третий раз он упоминает ВЕНЕТСКИЕ горы (Карпаты).

Венеды как славяне

По одной из теорий, венеды были индоевропейским протославянским народом, покорившим и заселившим регион между Балтийским и Адриатическим морями. Можно предполагать, что часть венедов на рубеже VII-VIII веков переселилась восточнее и влилась в состав восточных славян. Возможно, этноним «венеды» сохранился в наименовании восточнославянского племени вятичей (произносилось и зафиксировано в некоторых летописях как «вентичи»). В то же время имеются археологические и антропологические свидетельства того, что в Новгородской земле расселилось несколько волн мигрантов с юго-западного балтийского побережья.

Историк Иордан в своем труде «О происхождении и деяниях гетов» пишет:" Между реками Дунаем, Тисой и Олтом лежит Дакия, ..к северу.. на необозримых пространствах расположился многолюдный народ венедов. Несмотря на то, что теперь их название меняется соответственно различиям родов, но все же преимущественно они называются СКЛАВЕНАМИ и АНТАМИ ". Так же он пишет: "После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов…Эти венеты происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов и склавинов".

В хронике Фредегара (VII в.) не единожды упоминаются венеды (Winedos) в привязке к славянам (Sclavos) в связи с событиями 623 г.: "Славянами, называемыми венедами", "Славяне, которые известны как венеды".

Ион Боббийский, живший в VII веке, в своем описании жития святого Колумбиана говорит: "Между тем запала в голову мысль отправиться в пределы венетиев (Venetiorum), которые также зовутся славянами (Sclavi)...".

Англосаксонский писатель Алкуин, живший во времена Карла Великого, писал в своем письме (датируемое 790 г.): "Но в прошедшем году король с войском устремился на славян (Sclavos), которых мы называем вионудами (Vionudos)...".

Память о венедах сохранилась в языках финских народов, которые этим именем по сей день называют русских и Россию. Финское - "Venäläinen" (русский), "Veneman", "Venäjä" (Русь); эстонское - "Venelane" (русский), "Venemaa", "Vene" (Русь); карельское - "Veneä" (Русь).

Венеды как отдельный народ

У историков нет консенсуса, являются ли одним и тем же племенем тацитовские венеды и адриатические венеты, говорящие на венетском языке и населявшие в XI-I веках до н. э. часть северо-восточной Италии и давшими название Венеции. Существовали и другие племена, носившие сходное название (например, упоминаемые Юлием Цезарем кельты-венеты) и германцы вандалы.

По предположению российского археолога Щукина М. Б., в начале н. э. существовала связь между венетами адриатическими, и венетами прибалтийскими населявшими в I в.н. э. Самбийский полуостров (устье Немана), и являвшихся носителями самбско-натангской археологической культуры, что подтверждается археологическими находками. Таким образом, венеды отождествляются с северными иллирийцами.

Fredegarii. Et aliorum chronica. Vitae sanctorum // Monumenta Germaniae historica. Scriptores rerum Merovingicarum. - Hannoverae, 1888. - P. 144, 154.; Свод древнейших письменных известий о славянах. - М., 1995. - Т. II. (VII-IX вв.). Венеды

Ionae Vitae Sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis // Monumenta Germaniae historica. Scriptores rerum Germanicarum. - Hannoverae et Lipsiae, 1905. - P. 216.; Свод древнейших письменных известий о славянах. - М., 1995. - Т. II. (VII-IX вв.). . Венеды

Monumenta Alcuiniana // Bibliotheca rerum Germanicarum. - Berolini, 1873. - P. 166-167.; Свод древнейших письменных известий о славянах. - М., 1995. - Т. II. (VII-IX вв.) . Венеды

Вилинбахов В.Б. Славяне в Ливонии (Некоторые соображения о вендах Генриха Латвийского) // Acta Baltico-Slavica. - Warszawa, 1973. - T. VIII. Венеды

Егоров К.Л. Образование Киевской Руси. Венеды

ИОРДАН «О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ». Венеды

Славяне, венеды. Венеды

Тацит. Венеция, правда, была основана в VII веке н. э. Этот факт дал основание теории о том, что венеты в той или иной форме, могли продолжать существовать и после I в. до н. э. и могли, на самом деле, иметь отношение к более северным и западным венедам, описаным Тацитом. Венеды

Щукин М.Б. (С.-Петербург) РОЖДЕНИЕ СЛАВЯН. Венеды

Вене́ты (лат. Veneti, греч. Ενετοί) - название, использующееся для обозначения нескольких племенных групп, существовавших на территории Европы в конце 1-го тыс. до н. э. - начале 1-го тыс. н. э.:

* Венеты - группа племён на северо-востоке Италии (совр. область Венето), говоривших на древнем венетском языке.
* Венеты - кельтское племя на юге полуострова Бретань на северо-западе Франции.
* Венеды (реже венеты) - группа племён в Восточной Европе, возможно предки славян.

Вене́ты (лат. Veneti, греч. Ενετοί) - группа племён, населявших северное побережье Адриатического моря, к северо-востоку от реки По. Позднее по имени венетов эта область получила название Венетия (откуда город Венеция) или совр. Венето. Согласно археологическим данным, появились здесь в XII-XI веках до н. э. Предположительно связаны с Атестинской археологической культурой.

Более 300 надписей, написанных венетским языком и дошедших до наших дней, позволяют считать венетский язык отдельной ветвью индоевропейских языков, близкой к италийским языкам.

Наконец, венедами или венетами называются у Плиния Старшего и у Тацита восточные соседи германцев, т. е. венды.

В Средневековье единство венетов и славян была аксиомой, и даже для всех немецких хронистов.

Иордан в "Генетике": Венеты вначале пробовали сопротивляться в ввиду своей многочисленности, но затем были побеждены из-за слабости своего оружия"
Отколь же такое рвение вывести "германство" из Венетов и немного ославяниться.
Дело в том, что древний Дойче неожиданно "показал" своё родство с Идиш. И далнейшее изучение древнего и древнейшего Дойче оказалось не желательно.
Славянские же языки показали своё удивительное сходство с Санкритом, языком Вед.
И по прошествии нескольких тысячелетий эта схожесть осталась.
Кроме языка русских и индусов сближают общие черты в искусстве, религии, в праздничных обрядах.
Вететы славились своей удивительной музыкальностью. И эту любовь к музыке мы наблюдаем у всех славянских народов,
Песнопение же германца Средневековья обычно сравнивали с непогодой за окном.
Даже в современное время германоговорящие музыканты предпочитают не петь на Дойче, и обычно поют на английском.

Недавно вышла в свет новая книга Павла Тулаева “Венеты: предки славян” (М., Белые альвы, 2000)*, которая представляет собой научное исследование давней и весьма дискуссионной проблемы славянского этногенеза. В работе дается подробный обзор источников по истории вопроса: от античных авторов до современных публикаций. Особое место уделено сенсационной книге трёх словенских ученых – Матея Бора, Йожко Шавли и Ивана Томажича “Veneti. First Builders of European Community” (1996).
“Суть полемики вокруг венетов (энетов, венедов, вендов), – говорится в резюме издания, – сводится к ответу на вопрос: были они славянами или нет. Западные ученые, преимущественно немцы и итальянцы считают, что венеты, имеющие древние корни, не были славянами, так как последние вступили на историческую сцену лишь в VI веке н.э., когда они приняли участие в разрушении римской империи и попали на страницы византийских хроник. Большинство славянских авторов склонно видеть в венетах своих далеких предков, хотя это мнение не всегда достаточно обосновано и не разделяется всеми учеными.
На основе исторических фактов и обобщений из научной литературы мы сегодня можем более точно реконструировать картину венетского мира, начиная с глубокой древности. В хронологическом плане ее можно разделить на следующие основные этапы.
До 1200 г. до н.э., условной даты Троянской войны, энеты (enetoi), упоминаемые Гомером, а позже Страбоном и другими античными авторами, проживают в Троаде и Пафлагонии. Их родословная восходит к Дардану, Илу и Пилемену, в чем проявилась исконная связь западных областей Малой Азии с европейской Фракией и Иллирией.

1200 г. – VII в. до н.э. После падения Трои и Хеттского царства энеты, возглавляемые Антенором, переселяются сначала во Фракию, а затем на северное побережье Адриатики. Соплеменники Энея, главного героя “Энеиды” Вергилия и легендарного основателя Рима, колонизуют западную часть Апеннинского п-ва. Там возникает цивилизация этрусков, потомков пеласгов и тирренов. В это же время происходит миграция пафлагонских энетов в Урарту, частью которого было царство Ван.
VI в. – I в. до н.э. После падения династии Тарквиниев центр этрусков смещается на север, в район Этрурии. В адриатической Венеции, описанной многими авторами: от Геродота до Тацита, в это время складывается союз городов с развитой торговлей и культурой. Венеты Адриатики осваивают наряду с другими так называемый “янтарный путь” из Средиземного моря в Балтийское, проходящий через Альпы, в частности, Норику.
I–IV вв. н.э. Венеты проживают на широком пространстве: от центральной Европы (свидетельства Плиния, Птолемея, Юлия Цезаря) до северо-западного побережья Балтийского моря, которое современники называют Венетским. К востоку от Дуная в этот период появляется племя антов, родственное, по мнению готского историка Иордана, западным венетам. Анты продвигаются от Южного Буга до среднего течения Днепра.
V – VI вв. Захваченные общим движением варваров (аланов и гуннов) анты в союзе с родственными племенами славян (склавенов) вторгаются в пределы Римской империи. Они покоряют Иллирию, северную Италию, захватывают Рим, что с подробностями описано у Прокопия Кесарийского и других византийских историков. Племя вандалов, родственное антам и вендам, но возглавляемое германскими вождями, уходит дальше на запад, проходит с войнами через Испанию и основывает в северной Африке Вандальское царство.
VII–IX вв. Славяне, которых германцы и финны называют венетами, вендами или просто вене, создают на широких просторах Европы от Альпийских лугов и всего течения Дуная до лесов и степей восточно-европейской равнины свои города и княжества. Государственный союз хорунтан, чехов, моравов и лужицких сербов во главе с “венецианцем” Само (середина VII века) был славянским и распался под натиском германцев. Балтийские славяне во главе с варягом Рюриком утверждают свою власть в Новгородской и Киевской Руси, где жили словене, поляне, кривичи, вятичи и другие родственные им племена.
X–XII вв. На южном побережье Балтики, где проживают поморы (померане), варии, руги и раны, развивается венетская цивилизация. Здесь существуют крупные религиозные центры (Аркона, Ретра) и процветают торговые города Старград, Волин (Винетта), Щецин, а весь регион известен как Виндланд. Поморские венеты ведут постоянные войны с германцами, но последние одерживают победу и разрушают славянские города.
XIII–XV вв. В Центральной Европе утверждается господство германских князей, выступающих в союзе с католическим Римом. В то время, когда военно-монашеские ордена наступают с запада на Польшу, Пруссию и Литву, с востока русские княжества опустошают монголо-татары и кочевники. После падения Золотой Орды и захвата православного Константинополя (Царьграда) турками-мусульманами начинается борьба за гегемонию в славянском мире.
С методологической точки зрения удалось прояснить следующие важные моменты. Венеты изначально жили в Европе. В течение тысячелетий они неоднократно перемещались с одного места проживания в другое, сохраняя принцип родовой общины. Венеты были наследниками древней цивилизации, возможно, Винчи, Аратты или Пеласгии (легендарной Гипербореи, с которой связан культ олимпийских богов Зевса, Лето, Аполлона и Артемиды), а также наследниками этрусков-пеласгов. В эпоху бронзового века они имели уже развитую религию, культуру и экономику. В ходе экспансии венеты основывали на периферии протославянского мира города-колонии (Трою, Рим, Венецию, Винетту). Тип колонизатора и носителя развитой культуры получил художественное развитие в образах таких героев, как Эней, Орфей, Садко, Вяйнемайнен,
Венеты – это не современные славяне, а наши далекие предки. Однако именно к ним в метаисторическом плане восходит прямая генеалогическая линия славян. Венеты это не кельты, не готы, не скифы, не германцы, не скандинавы, не греки и т.д., а самостоятельная линия в развитии человеческой истории. С антропологической точки зрения они были европеоидами, субъектами белой расы и носителями ее цивилизации. Более древняя общность могла существовать в V–VI тыс. до нашей эры или раньше, но и в ней протославяне имели свое собственное лицо.
Разумеется, за тысячи лет наши предки неоднократно смешивались с соседними племенами, и подвергались внешнему влиянию. Династические браки также предполагали соединение различных кровей. Скорее всего, под именем венетов в разные исторические эпохи выступали разные этносы. Однако это не означает, что они не были родственными, что у них не было преемственности.
Для возрождения славянства нам необходимо сознательное освоение всех его богатств. Дальнейшее изучение венетов будет более строгим. Применяя новейшие методы сравнительной культурологии, семиотики, лингвистки, антропологии, мы будем дифференцированно подходить к каждому факту. Мы будем отличать имя этноса от его носителя, этнос от языка, язык от антропологии, одну эпоху от другой, и будем с любовью изучать нашу родную древность в целом”.
Русское издание книги П.Тулаева включает сокращенный перевод текста на словенский язык, выполненный Миланом Смолеем, а также резюме на английском. Первое издание книги можно заказать по адресу: Россия, 103104 Москва, а/я 17, Юсту Ругелу.

Павел Владимирович ТУЛАЕВ

*Монография Павла Тулаева “Венеты: предки славян” увидела свет в 2000-м году. Скачать её в формате PDF можно на персональном сайте П. В. Тулаева -

6 068

Античная, древняя история венедов, по сути, представляет собой историю славян II тыс. до н. э. - I тыс. н. э. Атак как само имя народа венеды до сей поры даже в славянских странах для многих скрыто туманом сомнений и недосказанности, я приведу письменные свидетельства античных авторов о венедах. Ибо древняя история славян без венедов подобна колеснице без колёс.

Моё пристальное внимание к вопросу истории венедов привлекла книга «Венеды», написанная тремя замечательными словенскими исследователями Йожкой Шавли, Матеем Бором, Иваном Томажичем. Словенцы в отношении языка, географии и своей истории ближе иных современных славянских народов отстоят от ныне полулегендарных венедов. Более того, многие словенцы отождествляют себя именно с теми венедами, волна которых прокатилась по Европе в XIII–VIII вв. до н. э. И интерес словенских исследователей к данному вопросу естествен. Я не мог пройти мимо древней истории венедов, во-первых, потому, что это одна из ярчайших страниц индоевропейской истории, во-вторых, потому, что речь идет об истории наших прямых предков.

Свидетельства классиков античности о венедах

Первым по праву старшинства и величия бессмертного гения в блестящем сонме древних авторов предстает Гомер, поэт IX–VIII вв. до н. э. В поэме о Троянской войне читаем:

«Вождь Пилеменъ предводил Пафлагонцевъ с косматою грудью,

В крае Энетовъ живущихъ, где дикие мулы родятся.

Киторъ они населяли, окрестные земли Сезама,

Подле потока Парфения въ светлыхъ домахъ обитали,

И въ Эгиале, и в Кромне, равно в Эрифинахъ высокихъ».

Десятилетие осады Трои VII восходит ко второй четверти XIII в. до н. э. Свидетельство Гомера указывает на то, что не позже середины XIII в. до н. э. сформированное в центре Европы этническое ядро венедов, суть те же протославяне, осуществило широкое расселение на евразийском континенте, включая долины севера и северо-запада Малой Азии.

А вот что повествует о венедах великий историк Эллады V в. до н. э. Геродот:

«Пределы земли сигиннов простираются почти до [области] энетов на Адриатическом море».

«Самый благоразумный обычай, который, как я знаю, бытует также и у иллирийских энетов, по моему мнению, у них вот какой. Раз в году в каждом селении обычно делали так: созывали всех девушек, достигших брачного возраста, и собирали в одном месте. Их обступали толпы юношей, а глашатай заставлял каждую девушку поодиночке вставать и начиналась продажа невест…»

О соответствии древнего имени народа - венеты (венеды) современному имени- славяне в 551 г. пишет Иордан в книге «О происхождении и деяниях гетов»:

«…От истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются славянами и антами.

Славяне живут от города Новиетуна и озера, которое называется Мурсианским, вплоть до Данастра и на севере до Висклы, болота и леса заменяют им города. Анты же самые могущественные из них, там, где Понтийское море делает дугу, простирается от Данастра вплоть до Данапра».

Кстати заметить, что высказываемое словенскими исследователями предположение о том, что имя народа - славяне происходит от древнего имени - венеты, заслуживает серьезного отношения. Словене - это действительно словосочетание, возможно сформированное из понятия народа, владеющего языком венетов. Преемственность тут вполне естественная и убедительная. Добавлю лишь, что имя венеты, как замечено выше, может восходить к многократно упоминаемому северогерманскими сагами имени народа ванов, в древности жившего в долине Нижнего Дона, на юге Восточной Европы.

Выше сказанное означает, что мы обозначили более чем вероятное протославянское присутствие в ядре индоевропейской прородины степного юга Восточной Европы, опираясь при этом, по меньшей мере, на письменные свидетельства античных и средневековых авторов. Но это уже тонкости большой индоевропейской истории.

Возвратимся к венедам центра Европы. Вот что о них повествует римский историк Корнелий Тацит (55/57–117 гг.):

«Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю, хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев. Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне».

В другом произведении Корнелий Тацит восклицает:

«…Или нам мало, что венеты и инсубры прорвались в курию, и мы жаждем оказаться как бы в плену у толпы чужеземцев?»

Ранее Корнелия Тацита о венедах и о названии их страны писал Гай Плиний Секунд (23–79 гг.), римский автор «Естественной истории» в 37 книгах:

«Энингия. Некоторые передают, что она населена вплоть до реки Висулы сарматами, венедами…»

«…что к западу некоторые называют Европой, а некоторые Энеей».

Энингия венедов у Плиния весьма походит на Энею Стурлусона. И тут своевременно обратиться к свидетельству римского историка Тита Ливия (59 г. до н. э. - 17 г. н. э.), автора труда в 142 книги, «От основания города», от которого до наших дней дошло 35 книг (I–X, XXI–XLV):

«Прежде всего… за взятием Трои последовала свирепая расправа со всеми троянцами; только к двум, Энею и Антенору, ахеяне не применили права войны благодаря старинному гостеприимству и вследствие того, что они постоянно советовали помириться и вернуть Елену. Антенор с горстью энетов, которые были изгнаны за мятеж из Пафлагонии и, лишившись под Троей царя Палемона, искали вождя и места для поселения, после разных приключений прибыл в самый отдаленный залив Адриатического моря. Прогнав евганеев, живших между морем и Альпами, энеты и троянцы завладели этой землей. Место, где они высадились впервые, называется Троей, благодаря этому называется и область троянской; весь же народ называется венетами».

Обратимся к описанию Италии, оставленному греческим историком Полибием (205–125 гг. до н. э.), шестнадцать лет прожившим в Риме. Из 40 книг «Всеобщей истории» Полибия время полными сохранило 5 книг. Описывая Поданскую долину севера Италии, ее жителями Полибий называет тирренов (этрусков), кельтов и венедов:

«Река Пад, прославленная поэтами под именем Эридана, берет начало из Альп <…> и в направлении к югу изливается в равнины. Дойдя до ровных местностей, река изменяет свое направление и протекает по ним к востоку, впадая двумя устьями в Адриатику…

…У туземцев река называется Боденком…

…Странами, прилегакщими к Адриатике, завладело очень древнее племя, называющееся венетами. В смысле нравов и одежды они мало отличаются от кельтов, но языком говорят особым. Писатели трагедий упоминают часто об этом народе и рассказывают о нем много чудес».

Еще один великий греческий путешественник, географ и историк античности Страбон (64/63 г. до н. э. - 23/24 г. н. э.) в основном своем труде «География», состоящем из 17 книг, также пишет о венетах:

«На склоне Альп начинается нынешняя Италия. Древние назвали Италией Ойнотрию, от Сицилийского пролива до залива Тарантского и Посейдониатского; впоследствии название Италии сделалось преобладающим и распространилось на всю страну до подошвы Альп…

…позже, когда римляне даровали италийцам право гражданства, они соблаговолили почтить тем же и галатов по сю сторону Альп и венетов и назвали всех одинаково италийцами и римлянами; они основали там много колоний, одни - раньше, другие - позже; нелегко указать поселения лучше этих…

…Непосредственно перед Альпами простирается значительная равнина, имеющая почти одинаковую ширину и длину, именно две тысячи сто стадий; южная сторона ее замыкается частью морским берегом венетов и частью Апеннинскими горами, простирающимися до Аримина и Анкона».

Наиболее емкое и удивительное повествование о венетах содержит книга Юлия Цезаря «Записки о галльской войне». Мне представляется необходимым привести текст Юлия Цезаря, ибо никакой пересказ не может воспроизвести оригинал.

В книге II «Записок» Юлий Цезарь впервые упоминает венетов:

«34. В то же самое время П. Крас, посланный с одним легионом против венетов, венеллов, осисмов, куриосолитов, эсубиев, аулерков и редонов (все это приморские общины, жившие по берегу Океана), известил Цезаря о том, что все они теперь подчинены владычеству римского народа».

Прежде чем далее приводить текст «Записок», я кратко коснусь времени и обстоятельств жизни автора. 12 июля 100 (или 102) г. до н. э. в древнем патрицианском роде Юлиев родился Гай Юлий Цезарь, внук прославленного полководца с таким же именем. В январе 59 г. до н. э. Юлий Цезарь в Риме вступил в должность консула. Вторым консулом стал представлявший партию сената Бибул. В апреле 59 г. до н. э. в Риме стало известно о намерении гельветов покинуть собственную область на севере современной Швейцарии и искать новые земли для поселений в Галлии. Вскоре Цезарь выехал в Трансальпийскую Галлию, и именно это событие ознаменовало начало повествования «Записок о галльской войне». На латыни название этой бесценной для нас книги выглядит так: «Commentarii de bello Gallico». Каждая из семи книг «Commentarii» соответствует одному году войны, пришедшейся на 58–52 гг. до н. э. «Commentarii» увидели свет вскоре после 52 г. до н. э. Восьмая книга «Commentarii» принадлежит перу Гирция, близкого друга Юлия Цезаря.

Вначале книге III «Commentarii» Юлий Цезарь помещает описание войны, ведшейся римскими легионами и флотом с венетами. Несмотря на пространность текста, я считаю необходимым привести его почти полностью:

  1. Это племя пользуется наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так как венеты располагают самым большим числом кораблей, на которых они ходят в Британию, а также превосходят остальных галлов знанием морского дела и опытностью в нем. При сильном и не встречающем себе преград морском прибое и при малом количестве гаваней, которые вдобавок находятся в руках именно венетов, они сделали своими данниками всех плавающих по этому морю. Они начали с того, что задержали Силия и Велания в уверенности, что через них они вернут своих заложников, выданных ими Крассу. Их примеру последовали и их соседи…
  2. …Цезарь <…> приказал строить тем временем военные корабли на реке Лигере, впадающей в Океан <…> Венеты <…> стали приводить в боевую готовность свой флот, возлагая на него тем большие надежды, что они были уверены в естественных выгодах своей страны. Они знали, что их сухопутные дороги перерезаны лагунами, а плавание затруднительно по незнакомству с местностью и вследствие малочисленности гаваней; они были уверены также, что наши войска не могут слишком долго задержаться у них из-за недостатка провианта; и если бы даже все происходило вопреки их ожиданиям, то за ними остается численный перевес в кораблях, между тем как римляне ими не распологаат, и, кроме того, в тех местностях, в которых им предстоит вести войну, они не знают ни отмелей, ни гаваней, ни островов; да и самое плавание в закрытом море совсем иное дело, чем в безбрежном, всюду открытом Океане. Согласно с принятым решением, они укрепляют города, свозят в них хлеб из деревень, стягивают как можно больше кораблей в Венетию, где Цезарь несомненно должен был начать военные действия. Для совместного ведения этой войны они принимают в союзники осисмов, лексовиев, намнетов, амбилиатов, моринов, диаблинтов, менапиев, а вспомогательные войска берут из противолежащей Британии».

Из текста несложно понять, что Венетия занимает часть берега континентальной Европы, расположенного напротив Британского архипелага. Для детальной локализации Венетии необходимо внимательно исследовать топонимию данного региона. Однако возвратимся к тексту Юлия Цезаря.

«11…Бруту был дан приказ как можно скорей напасть на венетов. Сам Цезарь поспешил туда же со своей сухопутной армией.

  1. Тамошние города обыкновенно были расположены на конце косы или на мысу, и к ним нельзя было подойти ни с суши, так как два раза в день, через каждые двенадцать часов, наступал морской прилив, ни с моря, так как при наступлении отлива корабли терпели большие повреждения на мели. <…>
  2. Надо сказать, что их собственные корабли были следующим образом построены и снаряжены: их киль был несколько более плоским, чтобы легче было справляться с мелями и отливами; носы, а равно и кормы были целиком сделаны из дуба, чтобы выносить какие угодно удары волн и повреждения; ребра корабля были внизу связаны балками в фут толщиной и скреплены гвоздями в палец толщиной; якоря укреплялись не канатами, но железными цепями; вместо парусов на кораблях была грубая или же тонкая дубленая кожа, может быть, по недостатку льна и неумению употреблять его в дело, а еще вероятнее потому, что полотняные паруса представлялись недостаточными для того, чтобы выдерживать сильные бури и порывистые ветры Океана и управлять такими тяжелыми кораблями. И вот когда наш флот сталкивался с этими судами, то он брал верх единственно быстротой хода и работой гребцов <…> наши суда не могли им вредить своими носами (до такой степени они были прочными); вследствие их высоты нелегко было их обстреливать; по той же причине не очень удобно было захватывать их баграми. <…>
  3. …сражение положило конец войне с венетами и со всем побережьем, ибо туда сошлись все способные носить оружие, даже пожилые люди, обладавшие хоть некоторым умом и влиянием; в этом же пункте были отовсюду собраны все корабли, которые только были в их распоряжении. Все это погибло, и уцелевшим некуда было укрыться и неизвестно, как защищать города. Поэтому они со всем своим достоянием сдались Цезарю. Он решил строго покарать их, чтобы на будущее время варвары относились с большим уважением к праву послов, и приказал весь их сенат казнить, а всех остальных продать с аукциона.
  4. Так шли дела в стране венетов…»

Признаюсь, дочитав до сего места, я ужаснулся жестокости, проявленной римлянами в конце венетской войны. Однако венеты атлантического побережья пережили ужасы войны 57–56 гг. до н. э. ив VII книге «Commentarii» Юлий Цезарь вновь повествует о венетах:

«75. …под Алесией галлы назначили съезд князей и постановили на нем не созывать под знамена всех способных носить оружие, как этого желал Верцингеториг, но потребовать от каждой общины определенного контингента бойцов …должны были поставить …все общины, живущие у берегов Океана под общим названием ареморийских, - тридцать тысяч; в их числе были кориосолиты, редоны, амбибарии, калеты, осисмы, венеты, лексовии и венеллы…»

И борьба продолжилась.

Писал о венетах и Клавдий Птолемей, великий греческий математик, астроном и географ, во II в. живший в Александрии Египетской. В книге III, в главе V «Географии» Клавдий Птолемей описывает «Положение Европейской Сарматии». Вот выдержки из этого сочинения:

«1). Европейская Сарматия ограничивается на севере Сарматским океаном по Венедскому заливу и частью неизвестной земли».

Речь идёт о Балтийском море, в древности называвшемся Вене дским морем. Далее Клавдий Птолемей упоминает «Венедские горы» и пишет о народах, населяющих Европейскую Сарматию.

«19). Заселяют Сарматию очень многочисленные племена: венеды - по всему Венедскому заливу; выше Дакии - певкины и бастерны; по всему берегу Мэотиды, языги и роксоланы; далее за ними внутрь страны - амаксовии и скифы-аланы.

20). Менее значительные племена, населяющие Сарматию, около реки Вистулы, ниже венедов - гифоны (гитоны), затем финны…

21). Восточнее вышесказанных племен живут: ниже венедов - галинды, судины и ставаны до аланов <…>

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА (История и современное состояние вопроса -1948г.) Свободин Александр Петрович

ВЕНЕДЫ

начало этнического оформления восточного славянства

Готский историк Иордан (552 г.) в начале своей истории готов пишет: «За Дунаем лежит Дакия, огражденная, как венцом, высокими горами, по левой, к северу обращенной стране которых, начиная от самых вершин Вислы, живет на неизмеримом пространстве многолюдный народ Винды. Хотя имена их изменяются теперь по различию родов и жилищ, однако, они большей частью называются славянами и антами». Эта выдержка из сочинения Иордана показывает, что писатели VI века не сомневались в родстве славян и антов с венедами и в происхождении первых от вторых. Поэтому венеды представляют особый интерес для нашей проблемы. Первые известия о венедах содержатся у римских писателей. Автор «Естественной истории» Плиний (23–79 гг.) перечисляет венедов наряду с сарматами, скифами и гиррами и говорит о том, что венеды живут по среднему и нижнему течению Вислы. Тацит (55 - 120 гг.) в своей «Германии» также упоминает венедов, но, не зная о них никаких подробностей, причисляет их к германцам, правда после колебаний. Современник Марка Аврелия знаменитый географ Клавдий Птолемей (конец II века) в своем «географическом руководстве» пишет: «Заселяют Карпатию (т. е. Закарпатскую область - А.С.) очень многочисленные племена: венеды - по всему Венедскому заливу, выше Дакии…» Птолемей говорит о венедах, как о великом народе. С давних времен грекам и римлянам было известно Балтийское побережье - область расселения венедов. Это был знаменитый «янтарный берег», откуда привозили в Грецию янтарь еще во времена Микенской культуры. На географических картах римлян, так называемых Пейтингеровых таблицах, составленных во II или III веке по картам эпохи Августа, венеды отмечены на дальнем севере между лугиями, сарматами и гетами. Следовательно, венеды Иордана - это уже оформившиеся славяне. В этом никто из исследователей не сомневается. Но куда отнести венедов V века до н. э. и позже по своему положению и происхождению? По этому вопросу высказывались самые различные предположения. Л. Нидерле считал слово венед кельтским, увязывая его с кельтским словом vindos - белый (славяне были русыми). Делались попытки связать это слово с северогерманским vand (вода), т. е. венеды жители воды, с немецким wenden - пастухи, со славянами - вятичами (Гильфердинг) и т. д. Не будем углубляться в анализ племенного термина венед, который как название древнейшего автохтонного населения, жившего на пространстве от Карпат до Балтики, есть термин не кельтский, не германский и не славянский, а доиндоевропейский, т. е. яфетический. Нас больше интересует историческая судьба венедов. Венеды - автохтонное население карпато-балтийского пространства, являются наследниками как высокой лужицкой культуры, так и менее развитой прибалтийской. Археологические данные показывают родство их с завислянскими лугиями, жившими между Вислой и Одером, а также племенами так называемыми «Дьявольских городищ», живших в верховьях Оки и Волги. Венеды времен Геродота и первых веков до н. э. это не только предки славян, но также и предки прибалтийских ливов, эстов, пруссов и т. д. Венедские племена были земледельческими, но в своем развитии они отставали от сколотов - паралатов. Но, именно, взаимодействие этих двух крупнейших этнических дославянских группировок привело к образованию восточного славянства. Венеды в тоже время явились одним из компонентов формирования западного славянства. Огромная роль венедов в восточнославянском этногенезе несомненна. Но в то же время венеды участвовали и в образовании ряда других народов. Венедская проблема еще никак не может считаться решенной, так же как и не решена, тесно с ней связанная, славяно-кельтская проблема.

Рассмотрев роль венедов, мы наметили второе, западное и северо-западное ядро восточнославянского этногенеза. Но в формировании восточного славянства приняла участие еще северо-восточная группа племен, так называемых «Дьявольских городищ», распространенная в районе междуречья Оки и Волги. В период формирования непосредственно восточного славянства население этого района отнюдь не было безнадежно отсталым, живущим «звериным образом», как принято было смотреть на него в дореволюционной науке. Конечно, население Окско-Волжского бассейна в эпоху позднего неолита отставало от трипольцев, оно также как и венеды отставали в своем развитии от сколотско-паралатского центра, но это не исключает их роли в восточнославянском этногенезе. Уже во втором тысячелетии до н. э. здесь распространяется скотоводство, медь и бронза.

Здесь возникла своеобразная, относительно высокая, «фатьяновская» культура, которую археологи пытались отнести к германской, хотя памятники ее становятся беднее по мере удаления с востока на запад, а не наоборот. Фатьяновская культура принадлежит к эпохе выделения из массы охотников и рыболовов скотоводческих племен, т. е. эпоха «первого крупного разделения труда». Культура Дьяковых городищ, которую датируют от середины первого тысячелетия до н. э. до середины первого тысячелетия н. э., есть культура уже земледельческо-скотоводческих племен, взаимодействующих со скифским (сколотским) югом. Племена Дьяковых городищ - наследники древней фатьяновской культуры, т. е. автохтонное население этого района. Племена Окско-Волжского бассейна первых веков н. э. - это третье большое ядро восточно - славянского этногенеза.

Мы рассмотрели лишь основные этнические группы, принявшие главное участие в этногенезе восточного славянства. Но в течение этого длительного процесса в него включались еще десятки племен, входивших в различные этнические группы. Роль их часто была очень велика, но и они оставили свой след. Это относится к кельтам, лугиям, фракийцам, иллирийцам, к угро-финским и долитовским племенам. Детальное выяснение той роли, которую сыграло в становлении восточного славянства каждое из них, представляет собой одну из основных задач нашей этногенетики.

Складыванию субстрата восточного славянства способствовали значительные передвижения военно-племенных объединений через интересующую нас территорию. Они начались еще в III–II тысячелетии до н. э. Движение бастарнов с верховьев Одера и Вислы на Черноморском побережье, нанесшее сильный удар скифскому господству, затем приход во II веке до н. э. сарматов, вызвавших новую переформировку военно-племенных объединений - все это содействовало сближению венедского и скифского - ядра. Археологически это выражалось в распространении на север культуры «полей погребальных урн». П. Н. Третьяков устанавливает, что на севере захоронения приобретают миниатюрный характер. Они похожи на могильники двигающегося населения. «Культура полей…» появляется в Поднестровье в последние века до нашей эры. Само название показывает, что отличительным признаком является способ захоронений. Ей сопутствует и свой тип керамических изделий. Археологи установили в «культуре полей» значительные следы местных традиций, как в керамике, так и в самих захоронениях. (Сочетание как трупосожжений, трупоположений, переживание курганной насыпи). В своем развитии «культура полей» ведет к антам. Ее появление как раз и является признаком слагающегося нового этнического качества, т. е. превращения дославянского населения в собственно славянство. В этом определении «культуры полей» может возникнуть одно кажущееся препятствие. По археологическим данным историческая славянская культура с городищами, курганами и трупосожжениями примитивнее «полей». Уже в V веке н. э. «поля» погребений прекращаются. Исчезают предметы знаменитой выемчатой эмали, резко падает гончарное производство, нет более притока римских монет и т. п. Это может служить препятствием для признания «полей» культурой образующегося славянства. Это было бы невозможно с точки зрения прямолинейного эволюционизма, поэтому многие археологи не считают культуру «полей» славянской, но корней ее найти не могут. Дело здесь вовсе не в пришествии какого-то нового этнического элемента и не в передвижении отсталых северных «праславян» на юг, а как правильно указывает М. И. Артамонов и П. Н. Третьяков, в тех новых условиях раннего средневековья, которые вызвали общий упадок (общую варваризацию) европейской культуры в эпоху падения Рима и гуннского нашествия. И действительно, стоит мало-мальски внимательно вглядеться в состояние культуры германцев, франков, особенно народов подвергшихся гунскому нашествию, чтобы заметить это явление.

КЕЛЬТЫ - ВАНЫ - ВЕНЕДЫ - ВЯТИЧИ Во всей Шотландии названия местностей свидетельствуют о том, что здесь господствующим племенем в старину были кельты. Древнее название кельтов - «гаэльсы», еще более древнее - «альбаини». Кельтские поэты именовали соотечественников