Опорно-двигательная система

Значение ОДС (ОДА)

Формообразующая
Опорная
Защитная
Двигательная - мышцы
приводят в движение костные
рычаги.
Кроветворная функция –
красный костный мозг –
источник клеточных
элементов крови
Запасающая (депонирующая)
– кости запасают Са, Р и другие
вещества.
К содержанию

Строение костей

Химический состав костей
1.
2.
Состав кости:
Неорганические (минеральные)
вещества (до 60%: вода, гидроксиапатит
Са)
Гибкость кости зависит от наличия
органических веществ, твердость –
от неорганических веществ
Твердость+ эластичность = прочность
и упругость
Наиболее прочные кости в зрелом
возрасте (от 20 – до 40 лет)
У детей кости редко ломаются, но
легко деформируются (больше
органических веществ)
У пожилых людей – кости часто
ломаются (больше минеральных
веществ).
Органические вещества (до
30%:оссеин, коллаген, жиры)
Если сжечь кость → она почернеет от
углерода (сгорели органические
вещества) → если выгорит углерод →
белый осадок (чрезвычайно твердый, но
хрупкий) → минеральные вещества →
придают твердость кости
Если удалить минеральные вещества
(соляная кислота) → кость становится
гибкой.

Строение костей

Макроскопическое строение кости
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Кость состоит:
Надкостница – прикрепление
сухожилий и рост кости в
толщину
Компактное вещество кости
Губчатое вещество кости (из
трабекул)
Красный костный мозг (в
губчатом веществе) –
кроветворение
Желтый костный мозг (в
полостях трубчатых костей) –
Гиалиновый хрящ – на суставных
поверхностях
Строение кости

Строение костей

Микроскопическое строение кости
Компактное вещество состоит из
систем остеонов (радиально
расположенных цилиндрических и
вставочных пластинок - на срезе вид концентрических колец, в
центре канал, где проходит
кровеносный сосуд.
Губчатое вещество - их систем
перекрещивающихся костных
трабекул. Их направление = кривым
сжатия-растяжения самое прочное
К содержанию

Типы костей

Кости по типу строения
Место расположения
Примеры
Трубчатые
(длинные и короткие)
Конечности. Рычаги тела Кости плеча,
предплечья, бедра и
голени
Губчатые
Позвоночник
Тела позвонков, грудина,
мелкие кости кисти и
стопы
Плоские
Череп
теменная
Воздухоносные
Череп
Верхняя челюсть,
лобная, клиновидная,
решетчатая

Типы костей

Трубчатые кости
Трубчатые кости имеют вид
цилиндра с утолщенными
краевыми концами
В средней части кости имеется
костномозговая полость – желтый
костный мозг
Это длинные рычаги для
передвижения и поднятия
тяжестей
В толщину трубчатые кости растут за
счет надкостницы
Рост в длину трубчатых костей за счет
зон роста завершается к 20-25 годам.
Зоны роста находятся около концевых
участков кости, состоят из хрящевой
ткани.
Покрыты надкостницей, кроме
суставных поверхностей
За надкостницей следует
компактное плотное вещество
Надкостница
Концевой
участокголовка кости
На концевых участках компактное
Зона роста кости
Костномозговая
вещество переходит в губчатое
в длину
полость
вещество – красный костный мозг.
Строение трубчатой кости

Типы костей

Губчатые кости
Плоские кости
Губчатые кости имеют на
поверхности тонкое
компактное костное вещество
Плоские кости состоят из двух
параллельных пластинок
компактного вещества
Под компактным веществом
находится губчатое вещество,
заполненное костным
веществом
Между пластинками крестнакрест располагается
губчатое вещество
Плоские кости выполняют
защитную функцию.
Губчатые кости несут опорную и
кроветворную функции.
Губчатая
кость
Череп
человека
К содержанию

Воздухоносные кости

Полости – синусы –
заполнены воздухом,
выстланы слизистой
оболочкой
Облегчают череп
Резонируют звук
Лобная, клиновидная,
решетчатая,
верхнечелюстная,
височная

Скелет человека

Функция скелета
Скелет – совокупность костей,
хрящей и укрепляющих их связок
Функции скелета
Формообразую
щая
Защитная
Скелет человека
Опороная
Кроветворная
1 – череп
2 – плечевой пояс
3 – грудина, ребра
4 – плечо
5 – лучевая кость
6 – локтевая кость
7 – позвоночник
8 – таз
9 – крестец
10 – бедро
11 – большеберцовая
кость
12 – малоберцовая кость
13 – стопа
14 - кисть

Скелет человека

Осевой скелет
Скелет человека
Осевой скелет
Череп
Скелет
туловища
Добавочный
скелет
Скелет поясов
конечностей
Скелет свободных
конечностей
Скелеты:
1 - человека
2 - шимпанзе
3 - гориллы
4 - орангутана
Череп:
1.
определяет форму головы
2.
3.
защищает головной мозг и
органы чувств (слуха, обоняния,
зрения, равновесия)
служит местом прикрепления
мимических и жевательных
мышц
В черепе различают:
Мозговой
отдел
Лицевой
отдел

Скелет человека

Череп
мозговой череп:
Непарные кости:
1. лобная,
2. затылочная,
3. клиновидная,
4. решетчатая
Парные кости:
1. теменная
2. височная
лицевой череп:
Парные кости:
1. носовые,
2. слезные,
3. верхнечелюстные,
4. скуловые,
5. небные,
6. нижние носовые
раковины
Непарные кости:
1. Сошник
2. Нижнечелюстная
3. подъязычная

Скелет человека

Череп

Скелет туловища: позвоночник и
грудная клетка
Позвоночник: 33-34 позвонка
Строение позвоночника
Шейный отдел –
7 позвонков
Грудной отдел –
12 позвонков
S-образная форма - 4 изгиба:
2 кпереди – лордозы (шейный,
и поясничный), 2 изгиба кзади
– кифозы (грудной и
крестцовый)
Значение – амортизация,
прямохождение и
балансировка головы.
Поясничный отдел –
5 позвонков
Крестцовый отдел –
5 сросшихся позвонков
(крестец)
Копчиковый отдел –
4-5 сросшихся позвонков

Грудная клетка
Ребра:
Истинные
(1-7 пары)
Ложные (8-10 пары)
Колеблющиеся (1112 пары)
12 грудных позвонков, 12 пар
рёбер и грудина образуют
грудную клетку
Грудная клетка
К содержанию

Скелет верхних конечностей =
скелет плечевого пояса и скелета свободной ВК
1.
2.
Плечевой пояс включает:
две лопатки
две ключицы, каждая из
которых соединена с
грудиной, лопаткой и
плечевой костью руки.
1.
2.
3.
Скелет верхней свободной
конечности:
плечо – плечевой кости
предплечье – локтевой и
лучевой кости
кисть – костей запястья (8),
пясть (5) и фаланги (14)
пальцев.
плечо
предплечье
кисть

Скелет нижних конечностей состоит из
тазового пояса
и
Пояс нижних конечностей =
тазовые кости, образуют дно
брюшной полости
свободных конечностей
1.
2.
3.
Скелет нижней свободной
конечности:
бедро – бедренная кость (образует
тазобедренный сустав)
голень - надколенник, малоберцовая
и большеберцовая кости
стопа – предплюсна (7), плюсна (5) и
14 фаланг пальцев. Стопа сводчатая –
амортизация при прямохождении
бедро
голень
стопа
Скелет стопы:
1- пяточная кость
2 – таранная кость
К содержанию

Соединение костей

Неподвижные и полуподвижное соединения костей
Соединение костей в скелете
неподвижное
Полуподвижное соединение
костей –соединение между
собой посредством хряща
Соединение обеспечивает
относительную подвижность
полуподвижное
подвижное
Неподвижное соединение
костей - шов
Шовное соединение
костей черепа
Полуподвижное
соединение рёбер
и грудины
Полуподвижное
соединение
позвонков
Неподвижное и полуподвижное соединения относятся к неперывным соединениям.

Соединение костей

Подвижные соединения - суставы
Прерывное, подвижное соединение –
сустав – кости обособлены друг от
друга суставной щелью (прерывистое
соединение)
Тазобедренный сустав
1 -2 – суставные
поверхности,
3 – внутренняя
связка,
4 – кольцевая
связка,
5 – суставная
полость,
6 – наружные
связки
Подвижность суставов
обеспечивается формой
суставных
поверхностей,
суставным хрящом и
суставной жидкостью
Прочность сустава
обеспечивается
суставной сумкой,
связками и низким
давлением внутри
сустава
К содержанию

Отличия скелета человека

В связи с прямохождением:
S-образный позвоночник
грудная клетка расширена в
стороны.
- нижние конечности длиннее и
массивнее верхних;
таз расширенный, чашевидный;
Стопа сводчатая, массивные пяточные
кости;
В связи с трудовой
деятельностью
Развитие лобных долей, нет
надбровного валика
рука с противопоставленным
большим пальцем;
и развитием речи:
увеличился мозговой отдел черепа
Есть подбородочный выступ.
Менее массивные челюсти

Осанка – привычное положение непринужденного стоящего
или сидящего человека
Сколиоз: искривление в сторону;
Лордотическая: увеличение
поясничного лордоза
Кифотическая (сутулая):
искривление назад грудного
отдела больше нормы (сутулость);
Плоскостопие: уплощение свода
стопы.
Причина – низкий тонус мышц,
неправильная посадка,
неправильная обувь
Неправильная осанка приводит:
К смещению центра тяжести
к смещению или сдавливанию
внутренних органов
нарушается кровообращение
изменяются внешние формы

Строение мышц

Микроскопическое строение скелетных мышц
Скелетные мышцы
состоят из пучков
поперечнополосатых
мышечных волокон
Волокна содержат
(миофибриллы), из
протофибрилл – белков
актина и миозина,

Строение мышц

Макроскопическое строение мышц
Большинство мышц состоит из
брюшка (1) и 2 сухожилий
Брюшко состоит из пучков
мышечных волокон
С помощью сухожилий (из
плотной соединительной
ткани) мышца прикрепляется к
надкостнице кости
Формы мышц:1- веретенообразная, 2- одноперистая, 3 –
двуперистая, 4 – двуглавая, 5 – широкая, 6 – многоперистая,
7 – двубрюшная, 8 - лентовидная
Сухожилие, которое
прикрепляется к малоподвижным
костям – головка (3), а к
подвижным костям (2) – хвост

Движения в суставах: при сокращении мышца
тянет подвижную кость и вызывает движение в
суставе или фиксирует положение в нем
Противоположные движения
выполняют разные мышцы:
Сгибатели - разгибатели;
Отводящие - приводящие
Поворачивающие внутрь –
наружу
Сфинктеры-дилататоры
Мышцы противоположного
действия называют
антогонистами,
Мышцы, действующие в
одном направлении,
синергистами
Мышцы сгибатели и разгибатели плеча
1 – сухожилия головки двуглавой мышцы плеча,
2 – тело двуглавой мышцы, 3 – хвост двуглавой
мышцы,4 – лучевая кость, 5 – локтевая кость,
6 – хвост трехглавой мышцы плеча,
7 – плечевая кость, 8 – брюшко трехглавой мышцы,
9 – лопатка, 10 – головка трехглавой мышцы плеча
К содержанию

Мускулатура человека

Мышцы головы и шеи

Значение:
Жевание
Мимика
Речь

Мышцы туловища

Значение:
Дыхание
Поддержание
осанки
Движения
туловища
Поддержание
передней стенки
живота (брюшной
пресс)
Движения
плечевого пояса и
плеча

Мышцы верхней конечности

Мышцы нижней конечности

Двигательная единица
Мышечное волокно способно
сокращаться после получения
нервного импульса из ЦНС от
исполнительного (моторного)
нейрона
Один моторный нейрон и
связанные с ним мышечные
волокна – двигательная единица
Сила сокращения мышцы зависит
от количества мышечных волокон
и размера поперечника мышцы
При длительном сокращении
двигательные единицы
работают поочередно, сменяя
друг друга: вначале одна группа,
потом другая, затем третья.
Моторный (исполнительный)
нейрон, подходящий к
мышечным волокнам

Энергетика мышечного сокращения
Нервная система дает импульс для
начала и прекращения работы
данной мышечной группы волокон
Энергия, за счет которой происходит
сокращение мышечных волокон,
выделяется в результате
биологического окисления
органических веществ,
содержащихся в самом волокне
Основное энергетическое вещество
– глюкоза. При интенсивной нагрузке
– вещества клеточной мембраны
После работы во время отдыха
веществ восстанавливается
больше, чем было израсходовано.
Утомление мышц:
Утомление – временное
снижение работоспособности.
Необходим отдых (лучше –
активный)
При сокращении мышц они
выполняют работу.
Максимальная работа – при
средней нагрузке при среднем
ритме сокращений (И.М.
Сеченов)

Работа скелетных мышц и их регуляция

Регуляция работы мышц-антогонистов
Рассмотрим как взаимодействуют
нервные центры при сгибании и
разгибании руки в локтевом суставе
Если к двуглавой мышце приходит из
нервного центра возбуждающие
сигналы, то трехглавая мышца
расслабляется, не мешает сгибанию
Если сокращается трехглавая
мышца, то расслабляется двуглавая,
не мешает разгибать руку
Координация движений происходит
не в самих мышцах, а в нервных
центрах, управляющих мышцами.
Если следует зафиксировать руку в
нужном положении, то
возбуждаются нервные центры
всех мышц, участвующих в движении
данного сустава
Мышцы сокращаются
одновременно, кости становятся
неподвижными относительно друг
друга.
При фиксации
сустава мышцыантогонисты,
становятся
синергистами

Динамическая и статическая работа
Динамическая работа связана с перемещением тела или груза
Статическая работа связана с удержанием определенной позы
или груза
К содержанию

Осанка

Нарушение осанки

Осанка

Степени нарушения осанки
При I степени нарушения осанки:
отклонения слабо выражены
отклонения исчезают, если человек
старается держаться прямо и
контролирует себя
При II степени нарушения осанки:
отклонения устойчивы
связаны с нарушением мышечного
аппарата, исправляются лечебной
физкультурой и корригирующей
гимнастикой
При III степени нарушения осанки:
искривления затрагивают скелет
нарушения лечению и исправлению
поддаются с трудом.
Как предупредить искривление
позвоночника:
правильно сидеть за столом
правильно подбирать высоту
рабочего стола (низкий – ведет к
сутулости, высокий – к боковым
искривлениям)
чередовать руки при ношении
тяжестей (не симметричная нагрузка
на мышцы, постоянное ношение
тяжестей только в одной руке,
приводит к искривлению
позвоночника).
Правильная
посадка
за партой

Причины и предупреждение плоскостопия

Плоскостопие
Причины и предупреждение плоскостопия
Плоскостопие – болезненные
изменения стопы, при которых
уплощается ее свод
При плоскостопии:
нарушается мышечный и
связочный аппарат стопы
стопа расплющивается, отекает
возникают боли в стопе, голени,
бедре и даже в пояснице
Свод стопы. Отпечатки стопы с разной высотой свода:
1 – высокий, 2,3 – нормальный, 4- плоский свод
Причиной плоскостопия могут
стать:
неправильно подобранная обувь
длительное хождение или стояние
избыточная масса тела.
К содержанию

Ушибы
Цель доврачебной помощи при
травмах –
обеспечить щадящую
транспортировку больного в
травмпункт
уменьшить боль
исключить инфекцию
Серьёзную травму лечить будет врач!
Своевременная и правильно
оказанная помощь способна
задержать развитие тяжелых
последствий травм и облегчить
последующее лечение
Ушиб – повреждение тканей и
органов без нарушения целостности
кожи
Ушибы бывают лёгкие, средние и
тяжелые
При легких ушибах:
возникают небольшие кровоизлияния
с образованием синяков
Каждый человек обязан уметь
оказать пострадавшему
доврачебную помощь.
При средних ушибах:
более значительные кровоизлияния с
образованием кровоподтеков
При сильных ушибах:
опасные для жизни внутренние
кровотечения.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Ушибы
При ушибах могут пострадать не
только поверхностные ткани, но и
внутренние органы – печень, почки
и др.
Особенно опасно сотрясение при
ушибе головного мозга
Кратковременная потеря
сознания, рвота после ушиба
требует немедленного обращения
к врачу (доставляют такого
пострадавшего в травмпункт на
носилках).
Меры первой помощи при
ушибах направлены на
уменьшение боли и внутреннего
кровотечения:
пузырь с холодной водой или со
льдом, обернутый материей,
приложить к пострадавшему
месту тела.
Ушиб лица

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Переломы
Перелом – полное или частичное
нарушение целостности кости
Закрытый перелом – кожа и
мышцы при переломе не
нарушены
Открытый перелом - кожные
покровы и мышцы при переломе
нарушены
Признаки перелома:
острая боль при попытке
изменить положение
поврежденной части тела
появление подвижности в тех
местах, где ее не должно быть.
При открытом переломе:
остановить кровотечение и
обработать рану
наложить повязку
нельзя пытаться придать костям
их естественное положение
пострадавшей части тела придать
неподвижность, зафиксировать ее
Для фиксации используют
специальные медицинские шины
или подручные средства –
дощечки, картон:
шина должна охватывать не
менее двух соседних суставов
шина накладывается со стороны
нетравмированного участка

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Переломы
накладывать шину на голое тело
нельзя
прибинтовывать шину не очень
плотно, она не должна давить на
поврежденную поверхность
При переломе костей плеча,
предплечья и кисти, руку сгибают
в локте и помимо шины
зафиксировать руку косынкой или
полой пиджака
1-2 фиксация
косынкой
3 – фиксация
полой пиджака
При переломе бедра или костей
голени накладываются шину
вдоль вытянутой ноги
В крайнем случае можно
прибинтовать больную ногу к
здоровой.
При переломе костей грудной
клетки (ребер, грудины) шину
накладывать нельзя,
накладывается тугая повязка.

Переломы

Закрытый перелом
бедра
Открытый перелом
голени
Множественные
закрытые
переломы руки

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Переломы
Растяжение связок
При травмах позвоночника
пострадавшего кладут на ровный
настил лицом вниз
Сажать в сидячее положение
пострадавшего нельзя
При травмах черепа:
пострадавшего кладут на спину
голову фиксируют валиком из
одежды или одеяла (в виде
подковы)
лицо пострадавшего должно быть
повернуто в сторону, на случай
рвоты
Класть голову на подушку нельзя.
Растяжение связок – результат
неосторожного движения
Признаки растяжения связок:
Вначале небольшая боль, затем
она нарастает
Вокруг сустава образуется синяк
Оказание первой помощи:
наложить тугую фиксирующую
повязку
к пораженному месту приложить
холод
При подворачивании ноги, стопу
фиксируют к голени- бинтуют
восьмеркой перпендикулярно
голени.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Вывихи суставов
Вывих сустава – стойкое
смещение суставных костей,
при котором головка одной кости,
выходит из суставной ямки другой
Если выход головки не полный –
подвывих
Признаки вывиха сустава:
наблюдается отёчность сустава
отсутствие движения в суставе изза сильной боли.
Вправлять кости, вышедшие из
сустава самому нельзя:
можно получить болевой шок с
потерей сознания
можно повредить суставные
связки суставную сумку.
Вывих коленного сустава
К содержанию краткое содержание других презентаций

«Строение пищеварительной системы» - Печень. Глотка. Желчный пузырь. Пищевод. Внешнее поперечный строение зуба. Зубы. Строение пищеварительной системы. Ротовая полость. Двенадцатиперстная кишка. Поджелудочная железа. Тонкая кишка. Толстая кишка. Система органов пищеварения. Слюнные железы. Пищеварительная система. Желудок. Прямая кишка. Язык. Аппендикс.

«Колорадский жук» - Плодовитость. Классификация. Поведение колорадского жука. Схема изучения. Интересный материал. Картофель. Оборудование и материалы. Яйца. Особенности биологии. История открытия. Затяжная диапауза. Особенности биологии и поведения. Питание. Раселение. Личинки. Опасный вредитель полей. Колорадский жук. Порт Бордо. Листоед. Впервые был обнаружен в СССР на Западе Украины. Особенности строения. Распространение.

«Науки о человеке» - Человек – биосоциальное существо. 5. О строении человеческого тела судил на основании данных полученных на животных. Ч. Дарвин 1809-1882. Андреас Везалий (1515-1564). Леонардо да Винчи 1452-1519. 8. Одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов. Наличие ушной раковины. Общий план строения организма. 2. Основоположник пластической анатомии, классифицировал мышцы по величине, форме, изображал в объеме.

«Влияние табачного дыма на растения» - Второе окуривание. Окуриваемые растения. Схема наблюдений. Содержание наблюдений. Окуривание. Влияние табачного дыма на рост и развитие растений. Из истории табака. Третье окуривание. Из истории фасоли. Отрицательное воздействие. Табачный дым.

«Строение спинного мозга» - Работа с тетрадью. Рассмотрите рисунок. Верные суждения. Спинномозговой канал. Работа в тетради. Какие две основные функции выполняет спинной мозг. Схема строения нервной системы. Строение спинного мозга. Оболочки мозга. Сокращения скелетной мускулатуры. Заполни таблицу. Спинной мозг. Работа над понятиями. Особенности строения спинного мозга. Что находится в задних рогах спинного мозга.

«Система органов выделения» - Выделение. Схема развития мочеполовой системы у высших позвоночных. Последовательная смена трёх типов почек. Выведение из организма конечных продуктов обмена веществ. Органы выделения чёрного таракана. Работа. Водно-солевой обмен. Экскреция. Выделительная система. Обитание на суше. Органы выделения человека.

Слайд 2: Костная ткань

Костная ткань – это вид соединительной ткани. Невероятная прочность костей (бедренная кость выдерживает, не ломаясь, вес легкового автомобиля) обеспечивается сочетанием двух типов веществ: органических, которые придают костям упругость; неорганических (фосфорных солей кальция и магния), придающих костям твёрдость.

Слайд 3: Опыты

Опыты, которые это подтверждают: 1) Если кость прокалить на огне, то она сохранит форму, но при малейшем прикосновении будет рассыпаться, т. к. сгорели все органические вещества. 2) А если кость опустить в раствор декальцинированной соды, то она сможет легко гнуться, т. к. в ней отсутствуют все неорганические вещества. Декальцинированная кость

Слайд 4: Возрастная костная патология

В детском возрасте в костях содержится больше органических веществ, поэтому они легко поддаются искривлениям. С возрастом в костях увеличивается содержание минеральных солей и кости становятся ломкими, склонными к переломам. перелом сколиоз

Слайд 5: Строение кости

Сверху кость покрыта надкостницей, содержащей большое количество сосудов, и обеспечивающей рост кости в толщину, а также срастание при переломах. Под надкостницей располагается компактное и губчатое вещества кости, формирующие костные перекладины (балки). Обеспечивают прочность костей. Внутри костей располагается костномозговая полость, заполненная: жёлтым костным мозгом, содержащим жировую ткань; красным костным мозгом, участвующим в процессе кроветворения, т.е. в образовании эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.

Слайд 6: Виды костей

Трубчатые (кости конечностей) Губчатые (рёбра, грудина) Плоские(лопатка, кости черепа, таза) Строение трубчатой кости Головки кости (эпифизы) Тело кости (диафиз) *В детском возрасте между эпифизами и диафизом располагаются прослойки хрящевой ткани – метафизы; за счёт них происходит рост кости в дину.

Слайд 7: Скелет человека

Состоит приблизительно из 220 костей. В нём выделяют 3 больших отдела: Скелет человека

Слайд 8: І. Скелет конечностей

Верхняя конечность Плечевой пояс верхней конечности: лопатка и ключица. 2) Свободная верхняя конечность: а) плечо: плечевая кость б) предплечье: лучевая и локтевая кости в) кисть: кости запястья, пясти и фалангов пальцев

Слайд 9: Нижняя конечность

Тазовый пояс нижней конечности: тазовая кость, состоящая из сросшихся седалищной, лобковой и подвздошной костей. 2) Свободная нижняя конечность: а) бедро: бедренная кость б) голень: большеберцовая и малоберцовая кости г) стопа: кости предплюсны, плюсны и фалангов пальцев

10

Слайд 10: ІІ. Позвоночник (33-34 позвонка)

Шейный отдел: 7 позвонков Грудной (самый большой): 12 позвонков, к которым крепятся 12 пар рёбер; вместе с грудиной они образуют грудную клетку человека Поясничный: 5 позвонков Крестцовый (единая кость – крестец): 5 позвонков Копчиковый (копчик): 4-5 позвонков Имеет 4 изгиба: 2 вперёд – лордозы и 2 назад – кифозы, что придаёт позвоночнику S -образную форму.

11

Слайд 11: ІІІ. Череп

Мозговой отдел состоит из 6 костей: 2 височных, 2 теменных, 1 затылочная и 1 лобная. Лицевой отдел – все остальные кости (челюсти, носовая, скуловая кости и т.д.). Позвоночник + череп = осевой скелет

12

Слайд 12: Соединение костей

Неподвижное. За счёт швов. Так соединяются все кости черепа, кроме нижней челюсти, кости таза, крестца и копчика. Полуподвижное. Соединение костей за счёт хрящевых элементов. Так соединяются кости шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника, а также рёбра с грудиной. Подвижное. За счёт суставов. Это все кости конечностей + нижняя челюсть.

13

Слайд 13: Особенности скелета человека:

S -образный позвоночник широкая грудная клетка в связи с прямохождением сводчатая стопа таз имеет форму «чаши» высокое развитие кисти; большой палец противопоставлен остальным мозговой отдел черепа преобладает над лицевым подбородочный выступ Вместо хвостового отдела – копчиковый

14

Слайд 14: МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Мышечная ткань человека обладает теми же свойствами и функциями, что и мышечная ткань животных При динамической работе происходит чередование нагрузки и отдыха, поэтому мышечное утомление наступает медленно. При статической работе напряжены все группы мышц, поэтому утомление происходит быстрей. Для работы мышцам требуется много энергии, поэтому мышечная ткань богата митохондриями. Мышцы лица называются мимическими, они прикрепляются прямо к коже.

15

Слайд 15: Последствия гиподинамии (снижения двигательной активности)

Снижения уровня обмена веществ, увеличения жировой ткани, избыточная масса тела. Ослабление мышц, увеличение нагрузки на сердце, снижение выносливости и общей сопротивляемости организма. Венозный застой в конечностях, нарушение кровообращения.

16

Последний слайд презентации: Опорно- двигательная система человека: ТРАВМЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Перелом – нарушение целостности кости. При переломах костей конечностей накладывают ШИНУ для предотвращения смещения костных отломков. При переломе рёбер нужно на выдохе наложить больному на грудную клетку давящую фиксирующую повязку. При подозрении на перелом позвоночника пострадавшего транспортируют в положении лёжа на животе для предотвращения сдавления спинного мозга из-за опасности инвалидизации потерпевшего. Вывих – смещение суставных головок костей. При вывихах и растяжениях связок сустав фиксируют повязкой и прикладывают лёд.

В данной методической раработке рассмотрено 2 урока по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека" для учащихся 8 класса. По учебнику М.Р.Сапина, Н. Сонина Биология Человек 8 класс.

Данная разработка сопровождается подробной презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Юго-восточное окружное управление образования

ГОУ СОШ №489

Методическая разработка по теме:

«Опорно-двигательная система. Скелет человека»

Исполнитель: учитель биологии

ГБОУ СОШ № 489

Фаттахетдинова Эльвира Абдуловна

Москва 2012г.

Тема: «Опорно-двигательная система. Скелет человека». 8 класс

Данный конспект рассчитан на два урока.

Тема 1 урока: «Опорно-двигательная система. Кости скелета».

Тема 2 урока: «Строение скелета».

Преподавание ведется по учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапин Биология. Человек. 8 класс.

Урок 1

Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.

Задачи урока:

Образовательные

сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.

Развивающие

Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Воспитательные

Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

Оборудование:

Таблицы, презентация к уроку.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

2.1. Состав и функции опорно-двигательной системы.

2.2 Форма костей

2. 2. Строение кости.

2.3. Химический состав кости. Демонстрация опыта.

2.4 Внутреннее строение костей.

2.5 Соединения костей.

3. Закрепление и обобщение пройденного материала.

4. Домашнее задание .

Ход урока:

Организационный момент (приветствие учителя)

Объяснение нового материала

1 слайд

Вопрос к классу?

Скажите, что нам помогает двигаться, прыгать, бегать, танцевать?

(Опорно-двигательная система)

Из чего же состоит опорно-двигательный аппарат?

(Скелет и мышцы)

Записываем тему урока: «Опорно-двигательная система. Строение костей».

Попробуйте ответить на вопрос: какую функцию выполняет скелет? Формулируем с учащимися функции скелета и записываем в тетрадь.

Опора тела и скелета

Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

Двигательная

Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.

Защитная

Кости скелета защищают органы от травм

Обмен веществ

В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

2 слайд

Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу:

Форма костей

3 слайд

Строение трубчатой кости

Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части?

(диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца)

Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части.

4 слайд

Попробуйте ответить на вопрос:

Какое значение имеет химический состав клетки?

(придает костям прочность, упругость и эластичность)

За счет, каких веществ это достигается?

(Неорганические веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы)

Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость.

Подтвердить, что неорганические вещества придают прочность, а органические вещества придают упругость и эластичность поможет опыт.

Демонстрация опыта.

При прокаливании кости органические вещества обугливаются.

Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.

После обработки кости раствором соляной кислоты она способна гнуться во все стороны.

Скажите, у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему?

(у стариков)

С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.

У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.

5 слайд

Внутреннее строение костей

Рассмотрите рисунки на слайдах и скажите, какое внутреннее строение имеют кости?

Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.

У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.

Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости. Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

6 слайд

Могут ли кости расти? Если могут, то в каком направлении?

При переломах за счет чего происходит восстановление костей?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Из высказанных предположений формулируем правильный ответ, и записывает в тетрадь.

Кости могут расти в длину и толщину.

В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах

За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, кости растут
в толщину и зарастают при переломах.

7 слайд

Как соединяются между собой кости в скелете?

Вместе с учащимися разбираем таблицу и записываем в тетрадь.

Типы соединения костей

Срастание костей, образование швов

Соединения при помощи хрящей

Соединение при помощи суставов

8 слайд

Что обеспечивает подвижность конечностей?

(Сустав)

Рассмотрим строение сустава. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность?

(связки, суставная головка и суставная впадина, суставная жидкость, гладкие эластичные хрящи)

Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.

Рассмотрим движение в локтевом суставе.

Перед вами даны изображения костей. Определите их форму.

Домашнее задание

Учебник стр. 100-107, вопросы с 1 по 11

Урок 2

Цели урока : изучить строение скелета человека.

Задачи урока:

Образовательные

Сформировать понятия о скелете человека, об особенностях строения черепа, позвоночника, грудной клетки, верхней и нижней конечности.

Развивающие

Развитие умений и навыков, развитие логического мышления, развитие навыков работы с учебником

Воспитательные

Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье

Оборудование:

Таблицы, презентация, модель строения черепа.

План урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания

3. Объяснение нового материала.

3.1. Основные отделы скелета человека

3.2 Скелет головы

3. 3 Скелет туловища

3.4. Строение позвоночника

3.5 Строение грудной клетки

3.6 Строение шейных позвонков

3.7 Скелет верхней и нижней конечности

4. Закрепление и обобщение пройденного материала.

5. Домашнее задание .

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос.

Вопросы к классу:

Каковы функции опорно-двигательного аппарата?

Назовите, какие бывают кости по форме?

Каково внутреннее строение костей?

Каков химический состав костей?

Назовите типы соединения костей?

Назовите части сустава?

Объяснение нового материала

9 слайд

Вспомните из курса зоологии основные отделы скелета млекопитающих. Попробуйте по аналогии назвать основные отделы скелета человека?

Записываем в тетрадь:

Скелет головы

Скелет туловища

Скелет конечностей

10 слайд

Скелет головы – череп. Рассмотрите основные отделы черепа. Мозговой и лицевой отделы. Запишем в тетрадь, какими костями образован мозговой и лицевой отделы черепа.

Мозговой отдел черепа: парные - височная, теменная, и непарные –затылочная, лобная, клиновидная, решетчатая.

Лицевой отдел черепа: парные – скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные, непарные- нижняя челюсть.

Вопрос к классу.

Ответьте на вопрос, какую функцию выполняет череп?

(защитная функция – защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, опорная – дает опору мышцам лица).

11 слайд

Скелет туловища

Основные отделы – это грудная клетка и позвоночник.

12 слайд

Продолжаем изучение строения позвоночника и рассмотрим, из каких отделов состоит позвоночник.

Шейный (7 позвонков), грудной(12 позвонков), поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков), копчиковый (4-5 позвонков).

13 слайд

Назовите, какими отделами представлена грудная клетка?

Грудина, ребра (12 пар), реберные хрящи).

Какие функции выполняет грудная клетка?

(защитная – защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц.)

14 слайд

Рассмотри строение шейных позвонков.

1 шейный позвонок – атлант.

2 шейный позвонок – аксис.

АТЛАНТ (1-й шейный позвонок)
Первый шейный позвонок, атлант, не имеет тела позвонка, а состоит из передней и задней дужек. Дужки соединены между собой боковыми костными утолщениями (латеральными массами).

АКСИС (2-й шейный позвонок)
Второй шейный позвонок, аксис, имеет в передней части костный вырост, который называется зубовидным отростком. Зубовидный отросток фиксируется при помощи связок в позвонковом отверстии атланта, представляя собой ось вращения первого шейного позвонка

Два верхних шейных позвонка, атлант и аксис, имеют анатомическое строение, отличное от строения всех остальных позвонков. Благодаря наличию этих позвонков, человек может совершать разнообразные повороты и наклоны головы

Шейный отдел имеет физиологический изгиб (физиологический лордоз) в виде буквы "С", обращенной выпуклой стороной вперед. Шейный отдел является наиболее мобильным отделом позвоночника. Такая подвижность дает нам возможность выполнять разнообразные движения шеей, а также повороты и наклоны головы.

15 слайд

Скелет верхней конечности.

Задание классу.

По учебнику назовите основные кости верхней конечности.

Пояс верхней конечности и скелет свободной верхней конечности.

Пояс верхней конечности образован парными костями: лопатками и ключицами.

Скелет свободной конечности состоит из:

Плеча, предплечья и кисти. Предплечье образовано локтевыми и лучевыми костями. Кисть образована запястьем, пястью и фалангами пальцев.

Вопрос классу.

Назовите, какие суставы обеспечивают подвижность в верхней конечности?

(плечевой, локтевой).

16 слайд

Скелет нижней конечности.

Задание классу.

По учебнику назовите основные кости нижней конечности.

Пояс нижней конечности и скелет свободной нижней конечности.

Пояс нижней конечности состоит из: тазовых костей (подвздошных, седалищных, лобковых). Соединяются тазовые кости с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб.

Скелет свободной нижней конечности состоит из: бедра, голени и стопы.

Голень состоит из большой берцовой кости и малой берцовой кости. Стопа представлена предплюсной, плюсной и фалангами пальцев.

Вопрос к классу.

Скажите, какие суставы в нижней конечности обеспечивают ее подвижность?

(тазобедренный, коленный, голеностопный)

Задания на закрепление материала

Перед вами конечности человека – рука и нога. Соберите правильно конечности.

Домашнее задание

Учебник стр.108-115, вопросы с 1по 9. Составить кроссворд