Лай был сыном фиванского царя Лабдака. Когда умер его отец, Лай был еще маленьким и не смог сразу же принять власть. А когда Лай достиг совершеннолетия, он был изгнан своими родственниками Амфионом и Зетом, которые завладели его престолом. Наконец, переждав некоторое время во дворце Пелопа в Элиде, Лай возвратился на родину и был провозглашен царем.

Супругой своей Лай избрал Иокасту. Поскольку у них не было детей, Лай обратился за советом к Дельфийскому оракулу. Пифия посоветовала ему оставаться бездетным, потому что в противном случае сын, который родится у него, должен лишить его жизни и стать причиной великих бедствий для всего рода. Поэтому Лай оставил всякую надежду иметь наследника, с чем однако не смирилась Иокаста. Однажды вечером она напоила допьяна мужа, возлегла с ним и забеременела. Когда у них родился сын, Лай, с ужасом вспоминая предсказание, связал ножки младенцу цепями и отдал пастуху отнести ребенка на Кифероне, в священную рощу Геры, чтобы тот поскорее умер.
Однако судьба ребенка, который по причине распухших ножек был назван Эдипом (oidema -опухоль) сложилась совсем по-иному. Пастух, которому было поручено погубить ребенка, сжалился над ним в последнюю минуту и отдал его конюхам коринфского царя Полиба, случайно оказавшимся там. Те отнесли ребенка своему царю. Жена царя Меропа предложила усыновить мальчика, поскольку своих детей у царской четы не было. Таким образом, Эдип вырос в Коринфе, думая, что его родители — Полиб и Меропа.
Однажды на пиру какой-то захмелевший юноша, сказал Эдипу, что он — приемный сын царя. Однако поскольку никто во дворце не открыл ему истину, Эдип отправился в Дельфийское прорицалище. Данное предсказание было ужасно: Эдипу было написано на роду убить отца, вступить в связь с матерью и произвести на свет злополучное потомство. Охваченный ужасом и скорбью, Эдип покинул родной дом и стал скитаться по окрестным местам, решив во что бы то ни стало воспрепятствовать исполнению пророчества.
Оказавшись как-то на перепутье трех дорог в Фокиде, в местности под названием Схиста, Эдип постречал ехавшего на колеснице Лая. Фиванский царь ехал в Дельфы узнать о судьбе своего сына, поскольку ему приснился недобрый сон, вызвавший на душе тревогу. Ничего не зная друг о друге, два путешественника поссорились из-за того, кто проедет первым, схватились друг с другом, и Эдип убил отца, осуществив тем самым первую часть пророчества.
Смерть Лая не была единственным несчастьем, обрушившимся в те дни на Фивы. Неподалеку от города, на горе Фикий поселилась Сфинга (Сфинкс) — чудовище с телом льва, крыльями птицы и головой женщины, которая сеяла гибель в округе. Сфинга задавала путникам неразрешимую загадку: «Кто ходит в начале на четырех ногах, затем — на двух и под конец — на трех?» и убивала каждого, кто не мог дать ответ.

Поскольку в течение длительного времени никому это не удавалось, брат Иокасты Креонт, получивший между тем власть над Фивами, обещал дать в награду руку Иокасты и царский престол тому, кто сможет разгадать загадку и изгнать Сфингу. Прославившийся своей мудростью Эдип решил испытать свои силы и отправился к Сфинге. Едва та задала загадку в полной уверенности, что Эдип не найдет ответа, этот трагический герой, совершенно уверенный в себе, ответил: «Это — человек: появившись на свет, он ползает на четвереньках, затем поднимается на обе ноги, а под конец жизни опирается о посох, словно на третью ногу.» Так был дан верный ответ, а Сфинга в отчаянии бросилась со скалы и разбилась насмерть. Эдип стал царем Фив и взял в жены Иокасту, не подозревая, что она была его матерью. От брака Эдипа с Иокастой родились Антигона, Йемена, Полиник и Этеокл.
Однажды на Фивы обрушился страшный мор и обеспокоенный Эдип обратился за советом в прорицалище Аполлона. Для избавления от напасти бог посоветовал фиванцам найти и изгнать убийцу Лая. Эдип лично занялся расследованием, однако никто в городе не знал ничего о смерти прежнего царя. Тогда Эдип вызвал прорицателя Тиресия, и тот, отказавшись поначалу говорить, объявил затем, что Лая убил Эдип. Это сообщение было подтверждено описаниями подробностей убийства на распутье Схисты, которые дала Иокаста. Потрясенный Эдип собрался было покинуть город, чтобы спасти тем самым его жителей, однако не пожелал возвращаться в Коринф, опасаясь, что может убить там своего отца Полиба и вступить в брак с Меропой, как якобы предрекла ему пифия.
Однако судьба заранее предопределила его действия. В Фивы прибыл вестник, который сообщил о смерти Полиба и по секрету сообщил Эдипу, что коринфский царь в действительности не был его отцом. Более того, вестник рассказал, как он сам принял от пастуха на Кифероне Эдипа со связанными ножками и принес его в Коринф. Эта трагическое известие взволновало несчастного царя, который еще не мог представить себе, что вскоре его ожидают самые ужасные открытия. В тревоге Эдип велел привести пастуха с Киферо-на, чтобы узнать, кто был его настоящим отцом. Как только пастух открыл страшную тайну, Иокаста, не в силах вынести несчастья, повесилась на крыше дворца, а Эдип в отчаянии сорвал с одежды своей мертвой матери и супруги пряжки и вонзил их себе в глаза, чтобы не видеть больше ужасных прегрешений.
Попрощавшись с детьми, Эдип покинул Фивы, и только верная дочь Антигона последовала за отцом в его скитаниях. Никакой город не желал приютить проклятого богами Эдипа. Наконец, Эдип пришел умоляющим в святилище Эвменид в Аттике, и сжалившийся над его злоключениями Тесей убедил афинян принять его в свой город. Между тем в Фивах сыновья Эдипа, оспаривая друг у друга право наследования престола, стали на путь открытой вражды. Поэтому Креонт постарался найти Эдипа и просьбами или силой вернуть его на родину. Эдип отказался от всех предложений о возвращении и предал страшному проклятию обоих сыновей, которые не оказали ему должного почтения.
Исстрадавшись, Эдип почувствовал, что конец его близок. Тогда он позвал Тесея и сообщил ему, что сам избрал местом своей смерти Колон. Только афинскому царю открыл он тайну местонахождения своей могилы, знать которую не должен никто, поскольку эта могила будет хранить афинян от всякой скверны. Эту тайну Тесей должен был открыть перед смертью своему старшему сыну, и так тайна должна переходить из поколение в поколение, оставаясь известной только одному из граждан. Под конец Эдип простился с Антигоной и Исменой, которая тоже прибыла к нему незадолго до прихода Креонта, дошел до места, избранного им для могилы, и испустил дух. Неожиданно земля разверзлась и поглотила многострадального героя.

Сегодняшней работой мы заканчиваем цикл ”Мифы Древней Греции и Рима» в произведениях живописи. Я хочу поблагодарить всех, кто принял участие в обсуждении. Благодарю также всех за добрые слова в свой адрес. Простите, что не отвечал каждому «спасибо», но это не из-за недостатка воспитания или не из-за неуважения к вам, а просто из-за экономии места и времени. Мне было очень приятно читать все, что вы написали.
В конце моего сообщения есть и другое, тесно связанное с темой нашей сегодняшней беседы, хотя и не совсем по теме. Желающие могу не читать.
Итак, последняя история - о царе Эдипе. Несмотря на всю трагедийность его образа, как не странно, живописных работ по этой теме оказалось немного. Так что если кто-то знает ещё какие-то работы - пожалуйста, буду очень благодарен.
Эдип — царь Фив, сын Лая и Иокасты. Оракул предсказывал Лаю, что если он женится на Иокасте, то умрёт от руки своего сына. Ослушавшись предсказания, Лай женится на Иокасте. После рождения сына, опасаясь за свою жизнь, он приказывает проколоть ноги новорожденного Эдипа и выбросить его. Его нашел коринфский пастух.
Пастух отнёс мальчика в Коринф к царю Полибу, который воспитал его как родного сына, дав ему имя Эдип, то есть «имеющий вспухшие ноги».
Когда он достиг зрелости, ровесники стали обвинять его, что он приемыш, тогда он отправился в Дельфы и дельфийский оракул через Пифию предсказал ему, что он убьёт своего отца и женится на своей матери. Избегая Полиба, которого считал своим отцом, Эдип отправился в Фивы. По дороге в Дельфы, у распутья трех дорог он встретил Лая, вступил в спор с его возницей и убил своего отца.
Явившись в Фивы, Эдип освободил город от Сфинкса, крылатого чудовища с львиным телом и женской головой, порождение Орфа, брата-близнеца Кербера, которое опустошало окрестности Фив. Сфинкс загадывал одну и ту же загадку всем прохожим, а тех, кто не давал правильный ответ убивал. Отгадать эту загадку не мог никто. Чтобы спасти город, Эдип отправился к Сфинксу. Чудовище спросило: "Кто ходит утром на четырех ногах, днем - на двух и вечером - на трех ногах?" "Человек" - ответил Эдип, найдя правильное решение. А Сфинкс бросился со скалы в море, ибо решено было богами, что погибнет он, если кто-нибудь разгадает его загадку.

Гюстав Моро "Эдип и Сфинкс" 1864 год


Франсуа-Ксавье Фабр "Эдип и Сфинкс"


Жан Огюст Доминик Энгр "Эдип и Сфинкс"

Эдип освободил город от Сфинкса, за что Фивы избрали Эдипа своим царём, и он женился на вдове Лая, то есть на своей матери Иокасте. От неё он имел сыновей — Этеокла и Полиника и дочерей - Антигону и Исмену. В наказание за такое преступление - инцест (пусть и совершённое неосознанно) боги послали на Фивы моровую язву и объявили через прорицателя Тересия, что язва не прекратится, пока не будет изгнан из города убийца Лая. Узнав истину, его жена Иокаста повесилась, Эдип в отчаянии ослепил себя. Когда сыновья стали пренебрегать им, он проклял своих сыновей

Бенинь Ганьеро "Эдип вручает своих детей богам" 1784 год


Александр Кабанель "Эдип и Иокаста" 1843 год


Марсель Андре Баше "Эдип (с Исминой и Антигоной) осуждает Полиника» 1883 год

Затем несчастный слепец покинул Фивы в сопровождении своей дочери Антигоны и после долгих странствований умер в Колоне, близ Афин.

Шарль Франсуа Жалабер "Антигона и Эдип покидают Фивы" 1842 год


Фульшран Жан Гаррет "Эдип в Колоне" 1798 год


Антоний Бродовский "Эдип и Антигона" 1828 год


Жан-Антуан-Теодор Жиру "Эдип в Колоне" 1788 год


Пер Габриэль Викинберг "Эдип и Антигона" 1833 год


Джон Питер Крафт " Эдип и Антигона" 1809 год

После смерти отца, Этеокл и Полиник договорились править поочерёдно по одному году, но по прошествии года Этеокл, подстрекаемый своим дядей Креонтом, братом Иокасты, отказался уступить место брату, и Полиник был изгнан из Фив.
Прибыл в Аргос, где правил Адраст, Полиник женился на его дочери. Взамен Адраст обещал передать ему в наследие царство и согласился идти вместе с ним войной на Фивы. Сподвижники Полиника дали на жертвеннике Зевса в Аргосе общую клятву умереть, если им не удастся взять Фивы. В поединке Полиник сразился с Этеоклом, и братья убили друг друга.


Джованни Баттиста Тьеполо "Этеокл и Полиник" 1730 год

Антигона, дочь Эдипа, сопровождала отца в его добровольном изгнании в Колон, а по смерти его вернулась в Фивы. Здесь она тайно предала земле тело Полиника, погибшего в походе против Фив, но оставшегося не похороненным вследствие запрещения Креонта, нового властителя Фив. За это нарушение его запрета Креонт осудил Антигону на погребение заживо. Приговор этот привёл в отчаяние жениха её, Гемона, сына Креонта, и он умертвил себя.

Никифорос Литрас "Антигона и Полиник" 1865 год


Фредерик Лейтон "Антигона" 1882 год


Жан-Жозеф Бенжамен Констан "Антигона и Полиник"


Мария Евфросина Спартали (Стиллман) "Антигона"

Дополнение.
То, что написано ниже - необязательно к прочтению, ибо не имеет отношения к темам нашего сообщества. Каюсь, я воспользовался своими привилегиями в сообществе - простите меня! Просто исследование, с которым я столкнулся несколько лет назад, настолько поразило меня, что я все мучился - с кем бы поделится? То, что написано ниже, не плод моих изысканий, а краткое и достаточно вольное переложение работы выдающегося ученого Иммануила Великовского.
Иммануил Великовский (1895, Витебск — 1979, Принстон) — врач и психоаналитик, создатель нетрадиционных теорий в области истории, геологии и астрономии. Многие его работы вызывали яростную критику и научные споры. Я не буду вдаваться в эти подробности. Также я не буду приводить все доказательства его истории, которую я предлагаю вашему вниманию - для этого надо читать его книгу:"Эдип и Эхнатон".В этой книге Великовский пытается доказать(и доказывает, на мой взгляд), что легенда о Эдипе - отголосок истории, которая имела место. Насколько ему это удалось - судить вам.

Начнем с таинственного существа - Сфикса. Это существо,сторожащее Фивы в Беотии, не было одной из знакомых греческих фигур: Минотавр, кентавр, Медуза Горгона, гарпия, фурия, киклоп. Это был Сфинкс и так он назывался у греческих трагиков. Его Родина - Египет. Согласно многим документам, Сфинкс - это изображение богини Хатор. Той самой богини, святилище которой располагалось на скалах, возвышающихся над египетскими Фивами(ныне Луксор и Карнак), бывшими в свое время столицей Верхнего Египта, а потом и всей страны. Нелишне заметить, что перед статуей богини, а точнее перед Сфинксом, приносились человеческие жертвы. Греческий же Сфинкс сам убивал путников, что, естественно относится уже к мифологии.
Расцвет культа Сфинкса относится ко времени правления фараона Аменхотепа III и его жены, царицы Ти. Она зачинала несколько раз. Ти родила сына, но о нем ничего не известно - не упоминаний о нем, не его изображений - до тех пор, пока он не явился после смерти отца требовать трон. Три же дочери Аменхотепа и жили с родителями, и изображались на семейных портретах.
О смерти Аменхотепа ничего не известно. Он просто внезапно исчез со сцены. Вдруг оказалось так, что полновластная хозяйка Египта - царица Ти. И она продолжала оставаться таковой до начала царствования следующего фараона - Аменхотепа IV- Эхнатона.
Сохранились изображения Эхнатона с семьей, и они очень отличаются от стиля живописи предшествующих и последующих веков. Особенно необычно тело Эхнатона - длинная голова, тонкая шея, обвислый живот, но самая заметная деформация в области бедер - они распухшие. А, как мы помним, греческий царь был назван - Эдипом, что означает "пухлоногий". Хо в легенде говорится, что у Эдипа были пухлые проколотые в детстве ступни, а у Эхнатона, судя по, изображениям - пухлые бедра. Но во многих языках ступня и нога - не различаются. По-русски мы говорим: "Ему упала на ногу", хотя на самом деле упало на ступню. Вот и по-гречески - pous и ступня, и нога. А именно это слово было использовано в загадке Сфинкса. А теперь представьте грека, увидевшего изображение Эхнатона. Как он мог его назвать? Эдип!

Как уже говорилось, Эхнатон возник, как бы ниоткуда. Но что тогда должен означать эпитет, который он применял к самому себе в ранних памятниках своего царствования:"Который уцелел, чтобы жить долго"? Это выражение явно намекает на то, что будущему царю в детстве грозила смерть. Вот тут и следует обратить внимание на тот факт, что в период этой, восемнадцатой династии, фараоны при назначении наследника, придавали прорицаниям оракула. Аменхотеп III вопрошал фиванского оракула, ибо в то время Фивы были столицей. Видимо, руководствуясь предсказаниям фиванского оракула, сын царя воспитывался вдали от дома. Поэтому, нет ничего удивительного, что придя к власти, Эхнатон изгнал гигантскую группировку жрецов и окружил себя жрецами Гелиополиса, где находился другой оракул. И заодно был сброшен со скалы фиванский Сфинкс. Греческий же бросился со скалы сам, что неудивительно для мифа.
Интересная деталь: повествование об убийстве отца. Эдип убил, но Эхнатон же не обивал своего отца. Однако надо знать обычае и верования его подданных - Эхнатон уничтожил самую священную для египтян вещь - мемориальную табличку с именем отца, что было равносильно убийству.
Эхнатон освободил Фивы от человеческих жертвоприношений, сбросил Сфинкса и установил религию любви, но и самообожания. Вот, что он писал о себе: "... Сын Солнца, который живет в истине, Эхнатон, великий во времени". Любопытно, что в некоторых древних источниках Эдипа называли сынок Гелоса(солнца). Что бы покончить с детством Эхнатона - интересная деталь. Среди нескольких могил знати того времени, на которых перечисляются их должности и заслуги, есть могила человека о котором не написано ни строчки. Причем эта могила расположена рядом с могилой Верховного жреца. Судя по некоторым признакам, умерший был человеком низкого происхождения и поэтому мало понятно, почему он похоронен здесь. Видимо этот человек был дорог Эхнатону. Однако, его имя никогда не встречается в придворной хроники, что дает нам основания думать, что этот человек был связан с Эхнатонов до того, как тот стал фараонам. И тут на ум приходит пастух, нашедший и воспитавший Эдипа. Может быть, этот простолюдин сыграл похожую роль в жизни Эхнатона?
Теперь давайте разбираться с женой и матерью. Только одно надо учесть заранее - Эхнатон стал фараоном, будучи ребенком и только наличие властной, волевой матери, которую, видимо, мальчик обожал, дало ему возможность удержатся на троне. Итак, мать или как писали"Мать Царя и Великая Царская Жена" Ти. Странный титул, особенно если учесть, что Ти содержала царский гарем, что являлось привилегией жены царя. Жена фараона - несравненная Нефертити. Сыновья:Саанех и Тутенхамон. Дочери: Меритатеи, Мекататен,Анхесенпаатен,Нефернефруатон-т ашерит,Нефернефрура,Сетепенра и последняя - Бекетатен. Но вот, что странно: на всех росписях Бекетатен изображена рядом с Ти, когда остальные рядом с Нефертити; Бекетатен всюду именуется -Дочь Царя, тогда, как остальные - Дочери Нефертити. Дальше - ещё интереснее. Если мы обратимся к изображениям той поры, то на более ранних Эхнатон и Нефертити стоят с одной стороны, а Ти - с другой, однако при этом на голове Ти был двойной плюмаж и рогатый диск; в то время, как на голове Нефертити - простая прическа. Но не могло быть двух Великих цариц, и одна была вынуждена уйти. Ушла Нефертити. Она просто исчезла со всех последующих изображений. А над входом в главный храм Ахет-Атона, где были приготовлены три жертвенника: один для царя, один для Ти, один для Бекетатен, находится барельеф с изображением этих трех персонажей. Кстати, в одном из ранних мифов о Эдипе, тот отсылает свою молодую жену Евригинию, мать четверых его детей в изгнание. И хотя для древнегреческих трагиков 7 века эта история осталась как бы за скобками - сходство, несомненно. По некоторым данным Нефертити вернулась в одну из резиденций своего отца - Аи. И тут еще один интересный нюанс - Аи -это не только отец Хефертити; но и брат царицы Ти. Родственные браки и инцесты были распространены в египетских династиях довольно широко. Только вот сын с матерью - единственное исключение. Таким образом, возникла, говоря современным языком, оппозиция Эхнатону и Ти. Хотя Аи занимал во дворе высочайшие посты и, видимо, пользовался неограниченным доверием. Дело близится к финалу; история становится все запутаннее, а совпадений - все больше.

Саанехт, сын Эхнатона женился на своей сестре - Меритатен; старшей дочери Нефертити. Его брат Тутенхамон женился еще на одной сестре Анхесенпаатен.Т.е на сцену выходят два брата и две сестры - мотив, который присутствует в греческой истории. Правда, те не состояли в браке между собой, да и не могло этого быть: греческие обычаи заметно отличались от египетских.
Эхнатон всюду появляется с Саанехтом, видимо готовя его на роль наследника Но события начинают ускорятся: положение Египта становится хуже, соседи отбирают египетские земли. Встает извечный вопрос - кто виноват. В данной ситуации говорит свое веское слово та часть духовенства, которая во время проводимых Эхнатоном реформ была отстранена от "кормушки" и прозябала вдали от Фив. Они кооперируются с Аи и Саанехтом и при помощи прорицателя Аменхотепа, сына Хану, заявляют о вине Эхнатона. Вспомним о слепом прорицателе Тересии и сравним его с египтянином; причем мы можем даже говорить о физическом сходстве Портрет Аменхотепа, сына Хапу дошел до нас, как изображение молодого человека с длинными волосами; причесанными так, как причесывались простолюдинки в Египте. А вот миф о Тересиии гласит; что за то, что он убил самку змеи боги в наказание на некоторое время превратили его в женщину.
Сам египтянин в отличие от Тересия не был слепым (во всяком случае таких данных нет, но был покровителем слепых). Теперь о другом слепце - о Эдипе. который с горя выколол себе глаза. Как я уже писал вначале этих заметок, я не буду приводить всех выкладок Великовского, но он доказывает, что есть все основание говорить, что Эхнатон ослеп. Конец Эхнатона был ужасен - дворцовый переворот удался, его сын Саанехт совместно с дядей Аи пришли к власти, Эхнатон слепой и все потерявший был отправлен в ссылку куда-то на пограничные земли.
А что же семья? Начнем с сыновей Эхнатона двух братьев: Саанехта и Тутенхамона. Первый начал править еще при живом, но отстраненным от власти, отце. Правил всего 3 года. Потом царем Египта стал Тутенхамон, который правил года четыре и умер. Учеными были обнаружены две могилы и убедительно доказана, что это погребения братьев. Могила Саанехта представляет собой грубо вырубленный в скале склеп, в котором находились вещи с именами Эхнатона и Ти, но без имени того, чья это могила, с телом, положенный в чужой саркофаг, брошенный так торопливо, что гроб упал и мумия почти вывалилась. Были найдены трогательные стихи, нацарапанные на золотой фольге, но тоже без имени. Ну, а о роскошной могиле Тутенхамона мы все знаем. Хотя за годы своего правлению он не сделал ничего, чтобы быть похороненным с такими почестями. Глухо говорилось лишь о какой-то войне, но с кем - не сказано ничего. И еще одна интересная деталь. Единственный случай во всей истории Египта - следующий за Тутенхамоном царь, а им стал Аи изобразил себя около гроба царя умершего.Достаточно вспомнить историю сыновей Эдипа и сходство историй будет поразительным.
Дальше - больше. Т.е. еще загадочнее. В истории о Эдипе, Атигона за то, что нарушила запрет Креонта и провела над телом брата погребальный обряд, была приговорена им к заточению в пещеру, которая находилась, рядом с тем местом, где она похоронила брата. Ей оставили пищи на несколько дней, а затем она должна была умереть медленной и мучительной смертью.
В нескольких сотнях метров от могилы Саанехта было обнаружено странное захоронение. На глубине примерно 6 футов находилась пещера, заваленная скальными породами. В ней находилось достаточно много различных предметов утвари. В основном, это были маленькие вещи: несколько сосудов с надписями: хлеб, зерно, виноград и т.д., кувшины для хранения воды, женские шарфики из очень легкой материи, которые использовали как тряпки. Был найден кусок ткани с вышитой вручную надписью:"Да здравствует царь Нофер" , а Нофер -это второе имя Саанехта. Там же находились бусы и истлевшие венки из цветов. А самая главное - посмертная маска молодой женщины. Утверждать, то это сестра-жена Саафера Меритатен нет оснований, но уж очень все это напоминает судьбу Антигоны.
Иокаста покончила жизни самоубийством, сказав напоследок: "... Я отрезаю свои серебряные кудри и пусть они падут от горя в море слез...". Мумии царицы Ти не обнаружено, в склепе, довольно убогом, находятся останки ее сына Саанехта. Но даже из этой жалкой могилы ее тело выбросили, катафалк разбили и надписи сбили. Исходя из знания того, как египтяне относились к загробной жизни и к самоубийствам, можно предположить, что и царевна Ти наложила на себя руки. А в могиле ее сына Тутенхамона была найдена маленькая коробочка с локоном. Надпись на коробочке гласила, что это волосы царевны Ти.
А что же два главных героя этих истории, как похоронены они? А это никто не знает. Единственное известно, что похоронены они на чужбине, но где именно - тайна, покрытая мраком.
На этом можно было бы поставить точку, но все же история была бы неполной, если бы мы не облекли ее в хронологические рамки.
Итак, время царствование Эхнатона определятся по разному двумя группами египтологов. Одни считают, что 17-й год его царствования был последним, другие, что 21 -й. Их коллеги историки, но уже специалисты по Древней греции, тоже разбились на два лагеря. Одни согласны с утверждением, что "Тиресий приходит к царю, что бы поведать ему тайну, которую он хранил 16 лет", другие же уверены, что "Двадцать лет прошло с тех пор и бедствие обрушилось на город". Не находите, что цифры удивительно похожи. Неужели историки сговорились?

Так как Лаю была предсказана Аполлоном смерть от руки собственного сына, он велел жене бросить новорождённого на горе Киферон, проколов ему булавкой сухожилия у лодыжек. Однако пастух, получивший ребенка от царицы Иокасты и не знавший истинной причины такого решения, сжалился над новорожденным и отдал его коринфскому пастуху, с которым встречался на горных выгонах. Тот отнёс ребенка своему бездетному царю Полибу, назвавшему мальчика Эдипом («с опухшими ногами») и воспитавшему его как родного сына. Однажды, когда Эдип уже был взрослым юношей, какой-то подгулявший житель Коринфа обозвал его подкидышем, и, хотя приёмные родители всячески успокаивали сына и не открыли ему тайну его рождения, Эдип решил отправиться в Дельфы, чтобы спросить оракула Аполлона о своём происхождении. Оракул вместо ответа дал Эдипу прорицание, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф, который он считал своей родиной, Эдип отправился искать счастье на чужбине. По пути из Дельф, на перекрестке трёх дорог, ему повстречался какой-то знатный мужчина на колеснице в сопровождении слуг. В завязавшейся дорожной ссоре незнакомец ударил Эдипа по голове тяжелым скипетром, и в ответ разъяренный юноша дорожным посохом убил нападающего, его возницу и всех, как ему казалось, слуг. Однако один человек из свиты Лая (ибо это был он) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников. Эдип, продолжая путь, подошёл к Фивам и отгадал загадку обосновавшейся у городских стен чудовищной Сфинкс . В благодарность за избавление Фив от продолжительного бедствия фиванские граждане сделали Эдипа своим царем и дали в жены вдову Лая. Единственный свидетель встречи Эдипа с Лаем слуга, принесший известие о нападении разбойников, после воцарения Эдипа в Фивах отпросился у Иокасты на дальнее пастбище и больше в городе не показывался. Так исполнилось пророчество, данное Эдипу в Дельфах, хотя ни он сам, ни Иокаста об этом не подозревали и около 20 лет вели счастливую супружескую жизнь, во время которой родились четверо детей: Полиник , Этеокл , Антигона , Исмена . Только по прошествии длительного срока, когда Фивы были поражены моровой язвой и дельфийский оракул потребовал изгнания из Фив неразысканного убийцы Лая, Эдип в процессе выяснения обстоятельств давнего преступления сумел установить, чей он сын, кого убил и с кем находился в браке. Он выколол себе глаза золотой застежкой, снятой с платья повесившейся Иокасты и со временем был изгнан из Фив. Сопровождать слепого отца вызвалась преданная ему, несмотря на весь открывшийся позор, Антигона. После долгих скитаний Эдип доходит до священной рощи Эвменид в аттическом поселении Колон, где ему по давнему предсказанию суждено проститься с жизнью. Приютившему его Тесею Эдип открывает тайну, что в грядущих столкновениях афинян с фиванцами победа будет принадлежать той стороне, в чьей земле Эдип найдёт последнее прибежище. Пытающийся увлечь Эдипа обратно на родину брат Иокасты Креонт получает суровый отпор со стороны Тесея. Не находит сочувствия у Эдипа и Полиник, явившийся к нему за благословением в борьбе против брата Этеокла: Эдип проклинает обоих сыновей, изгнавших его из Фив, и предсказывает им взаимную гибель в предстоящем сражении. Удары грома дают понять Эдипу, что его ждут владыки подземного мира. Ведомый какой-то силой свыше, он сам находит путь к месту своего успокоения и разрешает лишь Тесею присутствовать при своей безболезненной кончине: Эдипа поглощает разверзшаяся земля, и место, где это произошло, остаётся вечной тайной, которую Тесей имеет право только перед смертью передать своему наследнику. В таком варианте миф об Эдипе известен по трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне». Другие источники сохранили более ранние или местные версии мифа. В одном из вариантов мифа родители не подбрасывают Эдипа на Кифероне, а опускают в ковчежке в море, и волна прибивает его к берегу у того же Коринфа или у Сикиона; здесь ребенка подбирает жена местного царя, занятая стиркой белья (Schol. Eur. Phoen. 26-28, Hyg. Fab. 66, 67). Способ спасения Эдипа, изложенный Софоклом (передача ребенка одним пастухом другому), является изобретением поэта; по другим версиям, Эдипа находят пастухи (среди которых он вырастает) или случайный прохожий, т.е. люди, не знающие о месте его рождения. Существенно различаются и обстоятельства его встречи с Лаем и прибытия в Фивы. Согласно одному из вариантов, Эдип отправляется на поиски упряжки, похищенной у коринфского царя, которого он считает отцом, при этом он сталкивается с незнакомым ему Лаем и убивает его, после чего благополучно возвращается к Полибу, сняв с убитого пояс и меч. Впоследствии уже став царем Фив, Эдип однажды проезжает с Иокастой мимо места, где произошло убийство, сообщает о нём жене и в доказательство показывает взятые тогда трофеи. Иокаста узнает в своём новом супруге убийцу прежнего, но не открывает ему тайну и тем более не подозревает в Эдипе некогда подброшенного сына (Schol. Eur. Phoen. 1760). В этой связи особое значение приобретает версия, в которой применительно к Эдипу разрабатывается мотив богатырского сватовства: Креонт, оставшийся правителем Фив после гибели Лая, назначает руку овдовевшей царицы вместе с царским престолом в награду тому, кто избавит город от Сфинкс. На этот призыв откликается Эдип и побеждает чудовище в сражении (Eur. Phoen. 45-52). Состязание со Сфинкс в умственных способностях заменяет первоначальную физическую победу над ней, вероятно, не раньше 7 в. до н.э., в эпоху расцвета нравоучительных жанров и всякого рода загадок и фольклорных головоломок.

Значительно отличаются от софокловской версии также варианты предания о происхождении детей Эдипа. Согласно «Одиссее» (XI 271-280), боги скоро открыли тайну кровосмесительного брака Эдипа, вследствие чего его мать (у Гомера она зовется Эпикастой) повесилась, а Эдип продолжал царствовать в Фивах и умер, преследуемый эриниями. Вторую жену Эдипа аттический автор нач. 6 в. до н.э. Ферекид (frg. 48) называет Эвриганией и от этого брака производит четырех детей Эдипа, упомянутых выше.

Первоначальным ядром мифа об Эдипе следует, очевидно, считать древнейший фольклорный мотив о сражении не узнавших друг друга отца с сыном, в том же варианте, при котором сын побеждает отца как более молодой и сильный соперник. Этот сюжет восходит к периоду матрилокального брака, когда сын не может знать своего отца, ибо воспитывается в роду матери, при достижении зрелости отправляется на поиски отца, и, не узнав его, вступает в сражение с ним. На греческой почве такой мотив в наиболее чистом виде засвидетельствован в мифе о гибели Одиссея в сражении с Телегоном, его не узнанным сыном от Кирки; вариантом того же мотива можно считать смерть Акрисия от руки его внука Персея, выросшего на чужбине.

В случае с Эдипом матрилокальный брак заменяется воспитанием подброшенного младенца вдали от места рождения, что в конечном счёте приводит к тому же результату; обычному в таких случаях посмертному «узнаванию» отца в упомянутых выше вариантах мифа об Эдипе соответствует опознание Иокастой в Эдипе убийцы её первого мужа.

Лит .: Аверинцев С.С., К истолкованию символики мифа об Эдипе, в сб.: Античность и современность, М., 1972; Пропп В.Я., Эдип в свете фольклора, в его кн.: Фольклор и действительность, М., 1976; Robert C., Oidipus, Bd. 1-2, B., 1915; Deubner L., Oedipusprobleme, B., 1942; Webster T.B.L., The tragedies of Euripides, L., 1967; Astier C., Le mythe d’Oedipe, P., 1974; Ярхо В.Н., «Эдипов комплекс» и «Царь Эдип» Софокла, «Вопросы литературы», 1978, № 10.

В .Н . Ярхо

Миф об Эдипе (в античной литературе разработанный также Сенекой в «Эдипе» и Стацием в «Фиваиде») был объектом аллегорического истолкования в средневековой литературе. К образу Эдипа обращались Вольтер («Эдип»), Шелли («Эдип - царь») и др.

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 657-659.