Щетникова Анастасия

Тема раскрывает содержание понятий "язык, речь, слово" и их значение в жизни человека. Особое внимание уделено разделу речи, изучающему выразительные и образные обороты, меткие и крылатые слова, называемые фразеологизмами. Рассмотрена история их происхождения и значение. Теоретический материал сопровождается презентацией, в которой наглядно представлены фразеологические обороты с разъяснением их значений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Словарное богатство русского языка. Фразеологизмы.

I. Великий и могучий – русский язык

Можно увидеть много удивительных вещей, созданных разумом человека: самолеты, ракеты, телевизоры, компьютеры и др. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество – это язык. Язык – одно из самых сложных явлений человеческого общества. У языка есть своя жизнь, законы, правила, история. Язык помогает людям понимать друг друга при общении. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки: «от доброго слова язык не усохнет», «у языка костей нет», «человеческое слово стрелы острее», «живое слово дороже мертвой буквы» и др. Уместное употребление пословиц и поговорок оживляет речь, делает её образной и яркой. Русский язык - живой язык. Это великое сокровище народа, созданное на протяжении веков.

К. И. Чуковский назвал свою книгу о русском языке «Живой как жизнь». Родной язык надо беречь, не портить его грубыми словами, не искажать. Учеными установлено, что искажения в речи, неумение выражать свои мысли пагубно влияет на развитие мозга и мышления человека. Чем ярче и богаче язык, тем более развитой становится и личность.

Иван Сергеевич Тургенев дал завет последующим поколениям: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками… обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!"

Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому надо учиться. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли.

Словарный состав языка постоянно изменяется. Какие – то слова исчезают, потому что перестает существовать то, что этими словами обозначалось, какие – то слова появляются, чтобы назвать новые предметы.

Чтобы понимать друг друга, достаточно 4 – 5 тысяч слов. Хотя этого мало для выразительной и красивой речи. Словарное богатство языка создаётся не только большим количеством слов, но и тем, что в нем много слов и выражений, которые имеют прямой и переносный смысл, многозначность, одинаковый смысл разных слов и разный смысл похожих слов, объясняет происхождение новых и устаревших слов, заимствованных у других народов, а также объясняет смысл ярких словарных сочетаний и оборотов. Этот раздел речи, изучающий словарное богатство языка называется лексика .

Понять, почему мы так говорим, всегда интересно. Изучение происхождения того или иного сочетания слов – увлекательное занятие.

II. Красиво говорить – красиво мыслить

Особое богатство языка и интерес представляет раздел речи, изучающий выразительные и образные обороты, меткие и крылатые слова, называемые фразеологизмами.

Очень часто за такими словами и оборотами лежит целый мир, историческая эпоха – факты ушедшего быта и верований наших предков, реальные события далекого прошлого.

Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «фразис» - «выражение» и «логос» - «учение». Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора. Они воспринимаются нами как естественный элемент речи, идущий от народа из глубины веков.

« Из глубины веков», «крылатые выражения » - это уже и есть фразеологизмы. Фразеологизмы – это украшение речи.

Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Это значит, фразеологические обороты часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Например: намылить шею - проучить, зуб на зуб не попадает – мёрзнуть, зарубить на носу – запомнить, как в воду глядеть - предвидеть и другие.

Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Они делают нашу речь образной, эмоциональной и колоритной.

Большинство русских фразеологизмов возникло в самом русском языке или досталось русскому языку от языка – предка(пришло из старины).

Каждое ремесло на Руси оставляло след в русской фразеологии. От плотников ведет свое начало «топорная работа», от скорняков «небо с овчинку». Новые профессии дали новые фразеологизмы. Из речи железнодорожников русская фразеология взяла выражение «зеленая улица». Успехи нашей страны в космосе способствуют возникновению фразеологизма «выйти на орбиту».

Другие фразеологизмы заимствованы из других языков. Например: Фома неверующий, соль земли, нести свой крест.

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Первоначальный смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями наших предков, их работой. Например: бить баклуши – бездельничать возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан или баклуши(чурки для изготовления ложек), т.е. делать нетрудное дело.

Многие фразеологические сочетания создавались на основе пословиц и поговорок. Например: голод не тетка, рука руку моет.

Некоторые выражения пришли в язык из мифов, фольклора, литературных произведений. Например: ахиллесова пята, сказка про белого бычка, разбитое корыто, мартышкин труд.

Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они часто встречаются в речи. Например: вольный казак - свободный, мокрая курица –размазня, недотепа.

У фразеологических оборотов есть синонимы и антонимы. Например: два сапога – пара и одного поля ягода(синонимы); засучив рукава и спустя рукава, заварить кашу и расхлебывать кашу(антонимы).

(Показ слайдов)

Заключение

Фразеологизмы существуют в языке в тесной связи с лексикой. Их изучение помогает глубже понять историю и характер нашего народа. В русских фразеологизмах отразились исторические события, выразилось народное отношение к ним. Во фразеологии отражаются разные стороны жизни народа.

Установить время и место возникновения множества фразеологизмов трудно, поэтому существует лишь предположение о том, где они возникли и как.

Писатели видят в русской фразеологии великолепные примеры образного выражения явлений действительности. Их привлекает точность, с которой фразеологизм может охарактеризовать явление.

Образность речи с помощью использования фразеологизмов заставляет переживать сказанное сильней. Например: Документ, не имеющий никакой силы (филькина грамота), много получать, зарабатывать(лопатой грести), человек низкого роста(от горшка два вершка), человек, которого не обмануть(тертый калач), вносить неразбериху, запутывать(мутить воду) и другие.

Изучение фразеологии помогает развитию речи человека и повышению речевой культуры. Изучение фразеологии важно для познания самого языка. Для глубокого изучения служат фразеологические словари .

Литература

  1. Бабайцева В,В., Чеснокова Л.Д., Русский язык. Теория 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений – М: Дрофа, 2006
  2. Жуков В.П., Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1978.
  3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др., Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Прсвещение, 2008.
  4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др., Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений – М.: Прсвещение, 2009.
  5. Ушакова О.Д., Почему так говорят. Фразеологический словарик школьника. – Санкт – Петербург, 2008.

Разработка урока русского языка 5 класс

Загородских Лариса Витальевна

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

МАОУ СОШ №4 Пермский край г. Чайковский

Тема урока: Лексика. Словарное богатство русского языка.

Цели урока:

    Дать представление о лексикологии как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка (лексику).

    Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова;

    Учить детей владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры.

Формируемые на уроке УУД:

Регулятивные:

Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки с помощью учителя;

Умение совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные:

Умение извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация;

Умение воспринимать текст как смысловое целое;

Умение находить ответы на вопросы в тексте;

Умение делать выводы.

Коммуникативные:

Умение общаться и взаимодействовать в группе и классе в ходе совместной деятельности и обмене информацией;

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Саморегуляция эмоционального состояния;

Личностные:

Умение определять правила работы в группах;

Умение устанавливать связь между целью учебной деятельности, её мотивом и результатом;

Саморефлексия.

Мотивационный этап

    Организационный момент.

Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того, чтобы настроиться на

наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное – доброе начало. А теперь тихо присядем.

    Выход на тему урока совместно с учащимися.

Перед вами два текста. Прочитайте их и определите, что общего в этих текстах? (Учащиеся читают тексты. Делают вывод, что в обоих текстах речь идёт о берёзе)

Молодцы, а теперь скажите, чем они отличаются? (Об одном и том же дереве говорится по-разному. В первом тексте автор говорит о берёзе как о символе России, о свойствах этого дерева. Во втором тексте автор не даёт точного описания дерева, им, прежде всего, руководят чувства, он воспевает красоту этого дерева…)

Действительно, читая первый текст, мы овладеваем лишь научной информацией, точными данными о берёзе и её свойствах, не испытывая при этом никаких чувств. Второй же текст, стихотворение Сергея Есенина, помогает нам образно представить красоту берёзу, пережить вместе с лирическим героем чувства, которые он испытал увидев её.

Вы правы, благодаря множеству красивых, выразительных слов.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)

Молодцы, действительно, тема нашего урока «Словарное богатство русского языка».

    Использование приёма «Верю – не верю» для проверки первичных знаний.

Слово сопровождает вас всюду, и на сегодняшний день вы наверняка уже немало о нём знаете. Но что-то, возможно, ещё остаётся неизвестным. Чтобы уточнить ваши знания, проведём небольшую проверку.

У вас на партах лежат листочки с таблицей, я предложу вам несколько

утверждений по теме нашего урока, а вы выберете «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы. (Зачитывается утверждение. Учащиеся отмечают в первой колонке знаком «+», если согласны с утверждением, знаком «-», если не согласны)

    Верите ли вы, что слово – основная единица языка?

    Верите ли вы, что лексикология – это наука о словарном составе языка?

    Верите ли вы, что слова языка образуют его словарный состав, или лексику?

    Верите ли вы, что словарный запас школьника составляет примерно 3600 слов?

    Верите ли вы, что слово «Даль» может обозначать не только далёкое место, видимое глазом?

    Совместное целеполагание.

Ребята, я сейчас посмотрела на ваши ответы, они у всех разные. Как вы

думаете, почему? (Не хватает знаний по теме)

С какими словами вы не встречались раньше? (Лексикология, лексика)

Значит, какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Познакомиться с основными понятиями)

А для чего это нужно? Указать жестом на тему урока (Чтобы обогатить свой словарный запас)

Обогащение словарного запаса – вот основная цель нашего урока.

Отложите листочки в сторону, мы к ним ещё вернёмся.

Основной этап

    Приём «Мудрые совы» для получения новой информации по теме урока и её осмысления.

А сейчас добудем знания, которых нам сегодня, как мы убедились, не хватает.

Обратимся к тексту, над содержанием которого вы будете работать в парах. Он находится на ваших партах.

Итак, первое: прочитайте текст и ответьте на вопросы по тексту, пользуясь карандашом. (Дети читают текст, отвечают на вопросы)

Слова как значимые единицы языка служат для наименования

предметов (стол, гроза, дуб и т.д.), их признаков (деревянный, ночной, могучий и т.д.), их действий (сломаться, разразиться, качать и т.д.), количества (пять, семнадцать, сто и т.д.).

Слова языка образуют его словарный состав, или лексику.

Лексика изучается в специальном разделе науки о языке –

лексикологии.

Словарный состав языка постоянно изменяется: какие-то слова

исчезают, потому что перестаёт существовать то, что этими словами обозначалось; какие-то слова появляются, чтобы обозначить (назвать) новые предметы, их действия, признаки и т.д.

Богатство русского языка проявляется прежде всего в лексике. Трудно

Известно, что лексикон (запас слов) школьника составляет примерно

3600 слов, а взрослого – 12000 слов.

Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре,

достаточно 4-5 тысяч слов, хотя этого мало для выразительной речи. Даже «Школьный толковый словарь русского языка» М.С.Лапатухина и др. включает около 7 тысяч слов.

Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли.

    Найдите и подчеркните в тексте основные понятия. (лексика, лексикология, лексикон)

    Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной.

    Подумайте, какой вывод по тексту можно сделать для себя? (нужно стремиться к пополнению и обогащению своего словарного запаса)

(Дети работают в парах, отвечая на вопросы, после этого ведётся проверка:

Работа с понятиями

дети называют понятия, учитель размещает их на доске; затем учитель демонстрирует карточку со значением одного из понятий: «К какому понятию можно отнести это значение?». Ребята соотносят значения с понятиями, затем учитель задаёт вопрос: «Какое понятие из трёх вы будете использовать, говоря о себе?»

Вывод

Подводя итог сказанному, учитель спрашивает: «То есть, что именно вы будете обогащать?» - лексикон)

    Организация работы по созданию толкового словаря.

В 19 веке жил один замечательный человек, который собирал … слова. Звали его Владимир Иванович Даль. Он был военным врачом-хирургом, много ездил по нашей земле и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, т.е. объяснение. Так родился «Толковый словарь живого великорусского языка». Это четыре толстых тома, в которых собрано и объяснено 200000 русских слов.

Сегодня мы тоже будем собирать слова, чтобы создать свой «Толковый словарь». В одном таком словаре мы соберём слова, так или иначе, имеющие отношение к природе.

Времени у нас немного, и чтобы слов получилось как можно больше, разделимся на группы.

Каждая группа получит лист, который станет частью «Толкового словаря».

На листе будет указана тема, к которой вы будете подбирать слова. Слов должно быть по 3 в каждой группе. В правом столбике вы запишете сами слова, а в левом – дадите толкование этим словам.

1 группа (4 человека) будет собирать «лесные» слова.

2 группа - «полевые и луговые» слова.

3 группа – «речные»

4 группа будет подбирать слова, обозначающие явления природы.

5 группа вспомнит названия и даст своё объяснение обрядовым праздникам.

Приступаем к работе, на выполнение у вас есть 3 минуты. (дети подбирают слова, дают объяснение, учитель в группах говорит о том, чтобы были назначены выступающие, помогает выстроить полный ответ: «Наша группа подбирала слова по теме…»)

Проверим, что у вас получилось, называя пока только слова. (Учащиеся зачитывают слова, дают объяснение только того, которое попросит учитель)

Молодцы, хорошо поработали, а теперь, посмотрите на слова на слайде.

    ЗЛАК –

    АГРАФЕНЫ-КУПАЛЬНИЦЫ –

    КОВЫЛЬ –

    ДОЖЖ –

    ЛАГУНА –

Их 5, как и количество групп. По толковому словарю Даля определите, какое слово должно быть записано в словаре вашей группы. Найдите его и расскажите всем, что оно обозначает. (Учащиеся работают с толковым словарём, находят и записывают своё слово и дают его толкование)

Учитель размещает листы со словами в «Толковый словарь» на доске, делает вывод:

Молодцы ребята, посмотрите, как много слов вы написали, и это ещё далеко не полный словарь. На будущее: если вам встретится незнакомое, новое для вас слово, куда вы обратитесь? (В «Толковый словарь»)

Конечно, помните: словари – ваши помощники!

Учитель убирает с доски значения понятий

«Лексика, лексикология, лексикон»

Рефлексивно-аналитический этап

    Использование приёма «Верю - не верю» для определения уровня усвоения полученных знаний.

Вернёмся к таблице «Верю – не верю», где вы либо соглашались, либо не соглашались с утверждениями по теме урока. Попробуем это сделать снова и посмотрим, получили ли вы новые знания по теме урока.

(Учащиеся работают с таблицей во второй колонке, сравнивают и проверяют ответы)

Изменились ли ваши ответы? Почему в некоторых пунктах произошли изменения? (Да. Так как получили новые знания)

А теперь сверим ответы.

(Учитель демонстрирует на слайде утверждения. Учащиеся проверяют свои ответы)

    Оценка результативности урока.

Поднимите руку те, у кого получился такой же вариант. (В случае неправильных ответов, учитель говорит о том, что это лишь первый урок по теме. Есть над чем ещё задуматься)

Класс: 7

Обобщение материала: “Словарное богатство русского языка”. На уроке используются элементы критического мышления и здоровьесберегающей технологии. Используются эмоциональные, познавательные, социальные методы мотивации. Подводятся итоги исследовательской работы.

Тип урока - урок-исследование.

Форма организации - исследовательская работа.

Представление о результатах.

Личностные результаты: используются гуманистические педагогические технологии. Реализуется стратегия сотрудничества, педагогическая помощь и поддержка учащихся. Сочетаются умело фронтальная и индивидуальная работы. Общая атмосфера и образовательная среда урока способствует саморазвитию, самоопределению, самовыражению учащихся в ходе овладения знаниями, развитию их мышления, чувств и личного опыта. Обеспечивается продвижение в развитии и усвоении знаний. Урок отвечает принципам индивидуально-личностного подхода. Ученики проявляют следующие субъектные свойства: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение делать выбор, отстаивать свою позицию, давать оценку фактам, событиям, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию.

Метапредметные результаты: осуществляется информационный поиск для выполнения учебных задач, дети учатся самостоятельно выделять и формулировать учебные цели, учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия, способность регулировать собственную деятельность и управлять ею. Умение понимать причины успеха, осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Предметные результаты: формируются: умение работать со словарями различных видов, способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера, способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант)

Цель: создание оптимальных условий для восприятия темы, включение учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке.

Обучающие задачи

1. Привить навык свободно ориентироваться в лингвистической терминологии.

2. Закрепить умение пользоваться словарями разных типов.

3. Научить отбирать нужный материал для подтверждения теоретических сведений.

4. Научить работать с электронными словарями MetroMir, Explanatory, ru.wiktionary.org.

Развивающие задачи

  1. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности и воображения учащихся.
  2. Развивать творческие и исследовательские формы учебной работы.
  3. Развивать интерес к предмету через исследовательские формы учебной деятельности.

Психолого-педагогические задачи:

1. Повышение уровня учебной мотивации.
2. Развитие творческого мышления.
3. Активизация высших психических функций (ВПФ).
4. Приобретение коммуникативных навыков. Воспитание эстетических чувств: доброты, внимания, чуткости друг к другу и окружающим людям, повышение уровня сплоченности в классе.

Предметные области, затронутые на этом уроке: литература, история, информатика.

Участвуют: ученики 7-го класса, учитель русского языка и литературы.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая и парная работа учащихся, учитель.

Оборудование и наглядный материал: учебник, слайды с материалом о словарном богатстве русского языка.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки-задания, раздаточный материал (таблицы для заполнения), лингвистические словари разных типов, презентация к уроку (см. приложение к уроку), выполненная в программе Power Point, Интернет-словари.

Этапы урока

1. Организационный момент.

Цель. Сконцентрировать внимание детей и настроить на работу на уроке.

2. Сообщение темы урока.

Цели.

Вывести вместе с детьми тему, цель и учебные задачи урока

Учить анализировать, размышлять, делать выводы, развивать речь, память, мышление, интерес к работе.

3. Актуализация знаний (7 минут)

4. Знакомство с новыми сведениями.

Цели.

Учить анализировать, размышлять, делать выводы, развивать интерес к работе, обогащать словарный запас применять полученные знания в жизни. Познакомить с электронными словарями MetroMir, Explanatory, ru.wiktionary.org. Подготовка к исследованию.

5. Динамическая пауза

Цель.

Проработка содержания задания.

6. Применение теоретических положений в условиях выполнения и решения поставленных задач.

Цели.

Отработка навыков работы с электронными ресурсами. Развитие коммуникативных навыков у учащихся.

7. Обобщение (5 минуты)

Цель.

Систематизировать знания полученные на уроке.

8. Рефлексия (7 минут)

Цель.

Умение объективно оценивать себя и окружающих.

Лексическое богатство языка

Ру́сский язы́к - один из восточнославянских языков, один из наиболее распространённых по количеству говорящих и по количеству стран языков мира, национальный язык русского народа, основной язык международного общения в центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым из славянских языков и самым многочисленным языком Европы как географически, так и по числу носителей языка как родного (хотя также значительная и географически бо́льшая часть русского языкового ареала находится в Азии) и одним из самых распространённых индоевропейских языков. Входит в пятёрку самых переводимых языков мира

Наука о русском языке называется лингвистической русистикой, или, сокращённо, просто русистикой.

Лексика – это совокупность всех слов, имеющихся в каком-либо языке.

Слово – основной элемент языка. Именно из слов состоят более крупные единицы языка – предложения, с помощью которых человек излагает свои мысли и обменивается мыслями с другими людьми, а основная функция языка как важнейшего средства человеческого общения и состоит в том, что язык дает возможность человеку как члену коллектива выражать свои мысли и передавать их другим. Богатство русской лексики изучает лексикология. Лексикология обращает внимание прежде всего на значение слова.

Наиболее близкие по грамматике к русскому языку – белорусский и украинский, по лексике – болгарский(73%), сербский и польский (66%). Также близок по лексике и количеству церковнославянизмов русинский язык, есть общие корни в венгерском языке.

Лексическое значение слова - это его содержа­ние, т. е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотне­сенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, «оформленное по грамматическим законам дан­ного языка и являющееся элементом общей семантической систе­мы словаря»

Русская лексическая система в ее современном виде появилась не сразу. Процесс формирования словарного состава длительный и сложный, тесно связанный с историей развития русского народа. Историческая лексикология называет два основных пути развития лексической системы: 1) возникновение слов исконных, т.е. су­ществующих издавна, постоянно, искони и 2) заимствование слов из других языков.

По хронологическому признаку выделяются следующие группы исконных русских слов, объединяемых своим происхождением, или генезисом (гр.genesis - происхождение): индоевропейские, общеславянские, восточнославянские (или древнерусские) и соб­ственно русские.

Синонимы

Сино́нимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.Могут отличаться друг от друга или оттенком значения или стилистической окраской.

Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия.

Примеры синонимов в русском языке:

Лошадь-конь, смелый-храбрый, узкий-тесный.

Синонимы бывают:

1)Стилистические – отличающиеся сферой употребления в том или ином функциональном стиле. Например: кусок(книги, разг.), отрывок(нейтрал.), фрагмент(оф.).

Стилистические синонимы крайне неоднородны. Среди стилистических выделяют подгруппы: а) по сфере употребления (нейтральный, книжный, разговорный, просторечный),общеупотребительные разделяют на диалектные, профессиональные, жаргонные. б) по экспрессивно- стилистической окраске различают нейтральные, общеупотребительные (поэтические, просторечные, народнопоэтические, диалективизмы). в) по активности употребления (устарелые (архаизмы), активные, новые).

2) Полные(абсолютные, дублеты) – полностью совпадают по значению, различаются только правописанием.

Например: вратарь-голкипер, бегемот-гиппопотам, гид-экскурсовод, введение-преамбула, зародыш-эмбрион.

В контексте синонимизируются слова, которые по сути своей синонимами не являются. Так, девочку можно назвать малышкой, красоткой, хохотушкой, капризой, кокеткой ; собаку - Жучкой и т.д. Примеры: «Хочу обнять умную морду трамвая»(Маяковский), летчик-авиатор(Хлебников).

Основные функции синонимов.

1. Уточнение основано на неполном совпадении значений синонимичных слов: синонимы позволяют «добавить» недостающие смыслы, вскрыть в обозначаемом новые стороны: Он бежал , вернее несся

2. Замещение основано на том, что в ряде контекстов различия между синонимами стираются, и это позволяет избегать повторов одних и тех же слов: Он совершил ошибку , но его промах не был замечен

3. Эвфемизацией называется намеренно неточное обозначение реалии: начальник задерживается (= опаздывает ), он недалек (= глуп ).

4. Противопоставление синонимов подчеркивает различия между синонимами: Она не шла , а шествовала .

Антонимы

Анто́нимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать.

Антонимическими отношениями могут быть связаны не только знаменательные, но и служебные слова, например «за» и «против».

Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары. В антонимические отношения вступают лишь слова, соотносительные по какому-либо признаку - качественному, количественному, временному, пространственному и принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности как взаимоисключающие понятия: красивый - некрасивый, много - мало, утро - вечер, удалять - приближать .

Слова иных значений обычно не имеют антонимов: дом, мышление, писать, двадцать, Киев, Кавказ .(нет имён собственный, числительных, местоимений).

По структуре антонимы бывают:

    Разнокорневые (вперёд - назад, день – ночь, зима - лето)

    Однокорневые - образуются с помощью приставок, противоположных по смыслу: входить - выходить, либо с помощью приставки, прибавляемой к исходному слову (монопольный - антимонопольный, революция - контрреволюция).

С точки зрения языка антонимы бывают:

    Языковые (узуальные) - антонимы, существующие в системе языка (богатый - бедный)

    Речевые - (окказиональные, контекстуальные) - антонимы, возникающие в определённом контексте (чтобы проверить наличие данного типа, надо свести их к языковой паре) - (золотой - полушка медная, то есть дорогой - дешевый, волки - овцы). Они часто встречаются в пословицах.

    Антонимы-конверсивы - слова, выражающие отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном) высказывании: Александр дал книгу Дмитрию . - Дмитрий взял книгу у Александра; Профессор принимает зачет у стажера . - Стажер сдает зачет профессору .

Стилистика

Стили́стика - филологическая дисциплина, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.

Стили речи:

Диалектная речь: Я хлип пику. Пироги сиводни пикли. Мы дватцатый гот пекем для служашшых.

Просторечие: - А я хлебала кислоту.

- Так, вот в том-то и дело. Так...

- Я ж ей говорю: "Нельзя тебе пить кислоту..."

- Я-то? Я вот пила...

Литературно-разговорная речь:

- А агентство где, ты знаешь?

- Тебе билет, что ль: Успеешь.

- Да нет, нужно мне.

- Да вот на тройке можно. Остановки... раз... ага, на третьей сойдешь.

- Вечерком загляну .

Официально-деловой стиль:

Заявление

Прошу установить мне индивидуальный план сдачи экзаменов за 1-й семестр 2-го курса, так как я в течение двух месяцев был болен и своевременно сдать экзамены не могу.

Прилагаю справку о болезни.

Словарное богатство русского языка.

Словарный состав русского языка исключительно богат и разнообразен. Так, в четырёхтомном „Словаре русского языка", изданном Институтом русского языка Академии наук СССР и охватывающем только общеупотребительные слова, их насчитывается более 83 000.

Каждое слово, входящее в словарный состав языка, имеет определённое значение. Например, слово договор означает „письменное или устное соглашение о чём-либо"; слово гирлянда - „сплетённые в виде цепи цветы, зелень, ветви"; слово добротный - „хорошо сделанный, обладающий большой прочностью", и т. д.

Слова могут обладать и несколькими значениями (такое свойство слова называется многозначностью). Например, слово зенит означает: 1) „наивысшую точку небесной сферы над головой наблюдателя": Солнце находится в зените. (Т. С), 2) „высшую степень чего-либо": Заполье находилось в зените своей славы. (М.-С); или слово день означает: 1) „часть су­ток": Скучен день до вечера, коли делать нечего. (Поел.), 2) „сутки, промежуток времени в 24 часа": В январе тридцать один день. (Т. С), 3) „число месяца, посвященное какому-либо событию": Наташа праздновала день рождения. (Эр.), 4) „время, пора, период": Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (П.).

Чтобы хорошо владеть языком, необходимо отчётливо понимать значения слов и правильно употреблять их. Каждое неверно использованное слово может вести к неясности или искажению мысли. Например, слово гарцевать имеет в русском литературном языке значение „искусно ездить верхом", например: По сторонам на скакунах гарцуют удальцы лихие. (Р.) В следующем же предложении это слово использовано неверно: Ионыч гарцует на тройке с ленивым кучером на козлах. Неправильное употребление слова привело к серьёзному нарушению смысла предложения. Рассмотрим ещё один пример: Триумфом пьесы М. Горького „На дне" являются слова Сатина о человеке. Слово триумф значит „блестящий успех, победа", и использование его в данном предложении совершенно неправильно.

Проверь себя

Упражнение 1. Прочитайте и разберите примеры.

Определите, где слово картина имеет значение: 1) произведение живописи; 2) то, что можно видеть, представить в наглядных образах; 3) яркое словесное изображение чего-либо; 4) часть действия драматического произведения, требующая самостоятельной дикорации. 5) кинофильм.

1) Выставка картин московских художников прошла с успехом. (Газ.) 2) „Недоросль" сохранится навсегда в русской исто­рии и литературе как картина нравов русского дворянства. (Герц.) 3) Настроение в зале повышалось с каждым актом, с каждой кар­тиной. (Тел.) 4) Киностудии страны выпускают на экран несколько новых картин. (Газ.) 5) Я смотрел кругом, наслаждаясь дивной картиной вечера. (М. Г.)

Источник : “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы” Авторы: В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. ст. 6-7.