Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом» . Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому» .

Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда» . Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а » (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется .

Азан это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению . Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан , исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха .

Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

Слова азана

Произносятся медленно и растянуто:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)

(Аллах превыше всего).">أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ الله

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)

اللَّهُ إلاَّ إلَهَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ

(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза)

(Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)

(Спешите на молитву).

حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)

(Спешите к спасению).

حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

Аллааху акбарул-лааху акбар

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ляя иляяхэ илля ллаах

(Нет бога, кроме Аллаха).

لاَ إلَهَ إلاَّ الله

В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм » النَّوْمِ مِنْ خَيْرٌ الصَّلاَةُ («молитва лучше сна»).

Икамат это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда) .

Слова икамата

Произносятся размеренно:

У ханафитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ

(Молитва начинается).

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ляя иляяхэ илля ллаах.

У шафиитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах.

Хайя ‘аля ссаляя.

Хайя ‘аляль-фаляях.

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.

Аллааху акбарул-лааху акбар

Ляя иляяхэ илля ллаах.

Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

Действия тех, кто слышит азан или икамат

Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно , а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа »), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной») .

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:

Транслитерация:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Перевод:

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля» и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День] » .

Желательно чтение ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута ». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу? » Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах » .

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.

То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.

Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.

Ему не обязательно при этом иметь омовение.

«Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.

Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться».

Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.

При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.

Словарное значение слова азан "оповещать, объявлять, призывать", а как выражение азан - это объявление правоверным наступление времени обязательного для всех мусульман намаза. Однокоренное с ним слово муэдзин означает - "читающий азан ", ми"зана "место для чтения азана" (минара).

В Священном Коране слово азан в одном месте выражено в смысле "возглашение, извещение" (ат-Тауба, 9/3), а как выражение в виде "зов, призыв" проходит в двух айатах (аль-Маида, 5/58; аль-Джума, 62/9). Слово азан в различном виде проходит в семи айатах Корана (аль-Бакара, 2/279; аль-Араф, 7/167; аль-Хадж, 22/27), а слово муэдзин в значении " глашатай, призывающий" проходит в двух айатах (аль-Араф, 7/44; аль-Йусуф, 12/70). В хадисах слово азан часто проходит как выражение различного вида (существительное, глагол).

Несмотря на то, что намаз стал фардом для мусульман, способ извещения времени намаза не был известен вплоть до хиджры Пророка Мухаммада в Медину. В мединский период мусульмане время от времени собирались вместе и следили за временами наступления намаза. Некоторое время по улицам ходили глашатаи с призывом " ас-салах ас-салах" (на намаз, на намаз), но и этого был не выход из положения. Очевидной была необходимость в каком-либо средстве извещения о времени наступления намаза. Поступали разные предложения - стучать о било или брус (в древности хрстиане вместо колокольного звона использовали доску, в которую стучали колотушкой, палкой), трубить в трубу, разжигать огонь, поднимать знамя. Но Пророк Мухаммад не был согласен ни с одним из предложений, т.к. било символизировало христиан, трубный звон евреев, огонь язычников. В это время одному из асхабов по имени Абдуллах б. Зайд б. Са"леба приснился азан. На следующее утро Абдуллах пришел к Пророку и рассказал о своем сне. Вслед за этим, Пророк Мухаммад велел досточмимому Билялу читать предложения азана в азане по два раза, а в икамате по одному разу. Между тем, досточтимый Умар тоже пришел к Пророку Мухаммаду и рассказал что ему тоже приснился тот же сон, но Абдуллах б. Зайд опередил его и первый рассказал о своем сне (Бухари, Азан).

Биляль взобрался на высокую крышу дома одной из женщин из племени Сыны Наджджара и впервые прочитал утренний азан (Абу Давуд). Таким образом, азан был общепризнан на 1-ом году хиджры (622 год), а по одному из преданий на 2-ом году хиджры (623 год). Впоследствии в задней части аль-Масджид ан-Набави было построено специальное место для чтения азана.

Азан, наряду с тем, что не был принят путем сунны, в Коране подтвержден словами: " Когда вы призываете на намаз, они насмехаются над ним и считают его развлечением. Это - потому, что они являются неразумными людьми" (аль-Маида, 5/58); " О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к пониманию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы ва только знали" (аль-Джума, 62/9).

Азана состоит из следующих слов:

"Aллаху Aкбар"
(Aллах Велик) - 4 раза
"Aш-хаду алла илаха иллалах"
(Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха) - 2 раза
"Aш-хаду анна Мухаммад Расул Аллах"
(Свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха) - 2 раза
"Хайа ‘aлa-с-Салах"
(Спешите на молитву, спешите на молитву) - 2 раза
"Хайа ‘aлa-л-фалах"
(Спешите к спасениею, спешите к спасению) - 2 раза
"Aллаху Акбар"
(Аллах Велик) - 2 раза
"Ла илаха илла-лах"
(Нет бога кроме Аллаха)

Во время утреннего азана после двух раз " "Хайа ‘aлa-л-фалах" два раза повторяют слова " (намаз благостнее сна) и называется это " тасвиб" .

По смыслу и содержанию азан является призывом и к намазу и к исламу. Вернее, с одной стороны посредством азана мусульман призывают к молитве и с другой стороны еще раз подтверждает незыблемую истину трех принципов Ислама - единство Аллаха, Мухаммад - посланник Его, настоящее спасение в счастливом ахирате. Если принимать во внимание, что времена намаза устанавливаются в результате положения земного шара по отношению к солнцу и повороту вокруг своей оси, то станет понятным беспрерывное чтение азана во всех уголках земного шара, вознесение этого божественного послания в любое время суток. Во многих хадисах, переданных от имени Пророка Мухаммада, подчеркивается важное значение смысла и чтение азана (Бухари).

Азан читается для фард намазов. Если слышен намаз, читающийся в мечети, то для намазов, который совершается дома, отдельного азана не требуется. Те кто находится в далеком от чтения азана месте или вдалеке от населенных пунктов могут читать азан. Азан не читается для джума намаз (пятничный намаз), витр намаз, праздничный намаз (аль-фитр, аль-адха), таравих, намаз молитвы для дождя и всех других намазов, не являющихся фардом. Во времена Пророка Мухаммада не читали азана для намазов, которые не являются фардом, намаза в случае солнечного затмения и подобных. Мусульман призывали словами " ас-салату аль-джамиа" (идемте на намаз с обществом) (Бухари). Чтение тихим голосом новорожденным в правое ушко азан, а в левое икамат является мандуб (если осуществить считается саваб, если не осуществить то не считается грехом) (Абу Давуд).

Муэдзин должен иметь сильный и звонкий голос, читать азан медленно с высокого места, чтоб люди имели возможность повтора за ним, для того чтоб голос выходил более звонко приставить кончик указательного пальца к уху или приложить ладони к ушам, стоять лицом к кибле, при "Хайа ‘aлa-с-Салах" повернуть лицо вправо, при "Хайа ‘aлa-л-фалах" влево, соблюдать принципы и нормы ислама и совершить перед чтением азана омовение - все это является мустахаб (мустахаб - это действия, часто выполняемые Пророком. Выполняющие мустахаб будут вознаграждены (саваб). Не выполняющие не будут считаться греховными и в День суда не привлекутся к ответу).

Услышав азан каждый правоверный должен повторять за муэдзином слова азана. Только при словах "Хайа ‘aлa-с-Салах" и "Хайа ‘aлa-л-фалах" вместо этих слов произносить " Ла хавла ва ла куввата илла биллах " (все изменения, вся сила и действия возможны только с воли Аллаха). Услышав добавленное к утреннем азану предложение "" ас-Салату хайрум мин ан-навм" нужно говорить " Садакта ва берирта" (правильно и истину сказал).

После азана читается ниже следующая дуа, которую читал и сам Пророк Мухаммад и которая будет способствовать покровительству Пророка Ислама:

"Aллахумма рабба хазихи"д да"вати"т тамме ва"с салати"л каима ати Мухаммадан

ал-василата ве"л фазилата ва"б"асху макаман махмудени"ллези ваадтах"

" О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи (одари) Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь (подними) к месту достохвальному, которое Ты обещал ему, поистине, Ты не нарушаешь обещания!". (Бухари, "Азан", 81)

Азан и Икамат - Что означает. Когда был предписан.

АЗАН - Это Призыв к молитве. Предписание по Сунне, близкое к Обязательному. Азан указывает начало времени каждой из пяти молитв. Ежедневно мусульмане читают 5 молитв, следовательно, и Азан произносится 5 раз.

Слова Азана :

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллах Превелик, - Аллах Превелик!

Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах!

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!

Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Аллаху акбар-ул-Лаху акбар.

Ля иляха илля-л-Лааах!

Нет божества кроме Аллаха!

В Утреннем Азане после слов «Хаййя аляль-фалях» дважды произносится:

«Ас-Саляту хайрум-минан-наум! - Ас-Саляту хайрум-минан-наум!» -

Молитва лучше сна! - Молитва лучше сна!

Возможность прочтения Азана является для мусульманина великой благостью Всевышнего Аллаха. Такое мнение опирается на слова хазрата Пророка (саллаллаху алейхи уасаллям):

«Если бы мусульмане знали о величайшей благости, которая дается за возглашение Азана и за стояния в первом ряду в молитве, и если бы потом они не имели бы возможности это делать (из-за большого количества желающих), то стали бы тянуть жребий.»

В книге «Мир’ат-уль-Харамэйн» говорится: «Чтение Азана началось в первый год Хиджры в Медине. До этого времени оповещение о времени молитвы проводилось возгласом - Ас-саляту джами’а . Первым исполнителем Азана в Медине был Билял аль-Хабаши, а первым муадзином Мекки был Хабиб б. Абдуррахман (да будет доволен ими Аллах). Первый Азан перед Пятничной молитвой был введен во время правления Халифа Усмана (да будет доволен им Аллах). Поначалу этот Азан как и другие читался внутри мечети. Во время халифа Абд-ул-Малика правитель Медины Аббан б. Усман велел читать этот Азан с минарета. Малик Насыр б. Мансур в 700 г. велел по пятницам перед Азанами читать салаваты (ас-саляту ва-с-саляму). В 58 г. по приказу халифа хазрата Муавийа (да будет доволен им Аллах) правитель Египта, сподвижник Маслама б. Махлед (да будет доволен ими Аллах), велел построить первый Минарет и велел читать муадзину Шархабилю салаваты перед утренним Азаном».

В книге «Мэвахиб-и лядунНиййат» , а также в хадисе от Абдуллаха б. Умара из «Сахиха» Бухари, сообщается: «В первый год Хиджры Пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовался по поводу призыва к молитве со своими сподвижниками. Поступили разные предложения: кто советовал извещать о молитве ударами в колокол как назаретяне; кто предлагал дуть в трубу как иудеи; кто - разводить на высоком месте огонь как огнепоклонники. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не принял ни одно из этих предложений. Тут хазрат Умар заметил: «А почему бы нам не назначить ответственного человека, который бы призывал на совместную молитву?» На это Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вставай-ка Билял, призови людей на молитву ».

В книге «аль-Бэдаиу’с-Санаи фи тартибу-ш-Шараи» имам аль-Касани пишет, что после того, как Абдуллах б. Зейд сообщил о том, что видел и слышал во сне, как некто призывал на молитву чтением Азана, в те же дни о таком же сне сообщил и хазрат Умар (да будет доволен ими Аллах). Ибн-и Абидин в своем сборнике «Рэдд-уль-Мухтар але-д-Дурр-уль-Мухтар» по этому поводу добавляет: «Автор «Фетх-уль-Кадыр»а (Ибн-и Хумам) передает сообщения Абдуллаха б. Зейда из книги «Сирадж …» со всеми подтверждениями, где так же говорит о подобном сне и хазрата Умара» . Далее, имам дает разъяснение:

«Пророку (мир ему и благословение Аллаха) эта форма возвещения очень понравилась, и он велел отныне призывать к молитве подобным Азаном»

При исполнении молитвы дома или в поле, также весьма желательно читать Азан и Икамат . До наступления времени молитвы ни Азан, ни Икамат не читаются. Чтение Азана и Икамат при восстановлении пропущенных молитв является Обязанностью по Сунне. Нежелательно произнесение Азана нечестивым мусульманином (фасыком). Разрешается прочтение Азана подростком, достаточно образованным для своего возраста.

Женщины не читают ни Азан, ни Икамат. Если кто-либо при призыве на молитву, читает Коран, то обязан прекратить чтение и повторять слова Азана. Слушать призыв к молитве надо с почтением и повторять тихо, не мешая другим.

Не повторяются лишь выражения «Хаййя аляс-салях… Хаййя аляль-фалях…». В этом месте Азана тихо произносит: «Ляа хауля ва ляа куввата илляа бильЛяхи Алиййи-ль-Азыйм».

По окончании произносится салават

«Аллахумма салли аляа сайидина Мухаммадин ва аляа али саййидина Мухаммад».

и читается следующая мольба к Аллаху Тааля:

«Аллахумма рабби хазихи’д-да’вати’т таматти вассалятиль-кааимати ати Мухаммадини’л-василяти валь фазиляти ваб’асху макааман махмуданиллязи ваадатху, иннака ля тухлифу’ль-миада».

Мусульманина, произносящего Азан, называют "Муадзин "

Качества, которыми должен обладать муадзин :

1) Быть разумным, дееспособным. Слабоумный взрослый или неразумный ребенок не могут быть муадзинами.

2) Быть совершеннолетним. Несмотря на дозволенность произнесения Азана благоразумным подростком, все-таки благостнее, когда муадзином является совершеннолетний.

3) Иметь правильное представление о Кыбле и правильно различать время молитвы.

4) Иметь представление о том, что исполняемый им призыв к молитве является Сунной.

5) Быть человеком серьезным, нравственно чистым.

6) Быть в состоянии омовения.

7) Если есть возможность, исполнять свои обязанности бесплатно, ради Всевышнего Аллаха.

8) В мечетях и других местах перед совместной молитвой читать Азан стоя, высоким голосом и, по возможности, на более или менее возвышенном месте.

ИКАМАТ - Извещение о Начале Совместной Молитвы .

Произносится так же, как и Азан, но перед обязательными (Фард ) молитвами и, после слов «Хаййя аляль-фалях», дважды произносятся слова:

«Кад кемати-с-салях - Кад кемати-с-салях»! - «Молитва начинается - Молитва начинается»!

«Кад камати-с-салях - Кад камати-с-салях»! - «Молитва начинается - Молитва начинается»!

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллах Превелик, - Аллах Превелик!

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллах Превелик, - Аллах Превелик!

Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах!

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!

Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах!

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!

Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Хаййя аляс-салях, Хаййя аляс-салях

Спешите к Молитве, - Спешите к Молитве!

Хаййя аляль-фалях, Хаййя аляль-фалях

Спешите к Спасению, - Спешите к Спасению!

Кад камати-с-саляту , Кад камати-с-салях !

Молитва начинается , - Молитва начинается !

Аллаху акбар-ул-Лаху акбар.

Аллах Превелик - Аллах Превелик!

Ля иляха илля-л-Лааах!

Нет божества кроме Аллаха!

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АЗАНА И ИКАМАТ

1) При совместном исполнении молитвы Икамат читается вслух

2) В мечетях, где молитвы совершаются совместно, нежелательно (Макрух ) читать молитвы без Азана и Икамат.

3) Если из близлежащей мечети был услышан Азан, то нет необходимости его повторять перед молитвой этого времени. Однако Икамат надо произносить в любом случае.

4) Чтение Азана и Икамат перед восстановлением любой пропущенной Обязательной (Фард ) Молитвы является сунной . Если же восстанавливается друг за другом несколько молитв, то достаточно прочтение Азана перед первой молитвой. Икамат же необходимо читать перед каждой молитвой.

5) Нельзя приветствовать муадзина при чтении им Азана и Икамат. Также весьма нежелательно (Макрух) муадзину отвечать на такие приветствия.

6) Азан и Икамат читается лишь на арабском языке. Они не будут действительными, если будут произнесены на другом языке.

7) При прочтении Азана и Икамат муадзину не дозволяется ходить, произносить другие слова, заниматься посторонними делами. Единственным дозволенным хождением является проход муадзина на свое место для молитвы при произнесении им слов: «Кад кематис-салях, - Кад кематис-салях!».

9) Является сунной обращаться в сторону Кыблы при чтении Азана и Икамат. Лишь при словах «Хаййа аля-с-салях», поворачивают голову вправо, и при словах «Хаййа але-ль-фалях», поворачивают голову влево.

Желательно (Мустахаб), чтобы Икамат произносил тот же человек, который читал Азан. Читать Икамат другому человеку без разрешения имама весьма нежелательно (Макрух), так как Биляль аль-Хабаши просил разрешения у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) произнести Икамат. В хадисе, приведенном Ибни Адиййем от Зийада б. Хариса ас-Судаи говорится: «Я попросил разрешения у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) произнести Икамат. Мне в ответ было сказано: «Муадзин имеет больше прав на Азан, а имам имеет больше прав на (указание о чтении) Икамат».

10) Желательно (Мустахаб) обращаться с мольбой к Аллаху субхана-Ху ва тааля между Азаном и Икамат. Так как по сообщениям от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) известно, что мольба в это время не будет отвергнута.

11) Весьма желательно (Сунна) внимательно вслушиваться в Азан. И желательно (Мустахаб) повторять слова Азана.

12) По мазхабу Ханафи и Ханбали, при произнесении Икамат, вошедший в мечеть должен сесть и ожидать до тех пор, пока имам дойдет до михраба. Во время прочтения Икамат, джамаат не встает на молитву до тех пор, пока не встанет имам, так как в сборниках Бухари и Муслима приводится хадис: «Хазрат Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Когда произнесут Икамат, не вставайте на молитву до тех пор, пока меня не увидете» .

13) Как и при чтении Азана, Икамат произносится в состоянии омовения и в направлении Кыблы. При этом является сунной не разговаривать и не ходить.

14) Между произнесением Икамат и исполнением молитвы не должно быть продолжительной паузы (например, прием пищи). Если пауза будет продолжительной, то Икамат надо будет повторить. Поэтому, после произнесения Икамат и до произнесения Вступительного Такбира, имаму дозволена пауза лишь для выравнивания рядов.

1. После рождения ребенка в левое его ухо читают Азан, а в правое - Икамат. Так как дочь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Фатима, после рождения своего сына Хасана (да будет доволен ими Аллах), читала ему в ухо Азан

4. Чтобы предохраниться от зла джиннов и шайтанов, иногда предстающих перед людьми в образе человека, также рекомендуется читать Азан. Так как шайтан, услышавший Азан, старается бежать прочь от этого места.

О Смысле и Сути некоторых поклонений, связанных с молитвой

АЗАН - это громкий голос Ислама, возвещающий о том, что мусульманин - свободный человек. Азан, - это продолжение призыва Пророка (мир ему и благословение Аллаха) представителями его общины, которое будет продолжаться до Конца Света.

Азан, - возвещает о том, к чему стремится, чем обеспокоен и на что надеется человек.

Азан, - ежеминутное напоминание всему миру о Единстве и Величии Всевышнего Аллаха.

Азан, - это приглашение к поклонению Всевышнему Аллаху и свидетельство, что нет другого божества, достойного поклонения; что никакое другое поклонение не способно избавить от невзгод в этом мире, и избежать огня Ада после Судного Дня.

В книге «Гъайату-т-тахкык» раздела «Хад-уд-даллин» сообщается, что в третьем томе книги «Хильйе-ту-ль-Аулийа» передается хадис от Абдуллаха Ибни Аббаса, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Иблис (Сатана) был спущен на Землю, он спросил у Всевышнего Аллаха:

"Опустив на Землю Адама, Ты указал его потомкам Путь к спасению через Книги и Пророков. Как это будет осуществляться"? Всевышний Аллах ответил: "Через ангелов, известных пророков и четырех известных книг". Иблис: "А какие же книги, и каких пророков Ты дашь мне, чтобы я их мог обольщать и сбивать с толку"? Всевышний Аллах: "Твоей книгой будут стихи и музыка, развращающие душу человека. Твоими пророками будут прорицатели, гадальщики, колдуны и маги. Пищей твоей - пьянящие напитки, а также все, что будет выпито и съедено без упоминания Моего имени. Наставлениями твоими будет обман, домом - спортивные площадки и бани; капканами твоими - полуодетые девушки;

молельнями твоими - места, где собираются нечестивцы (фасык). А Муадзинами твоими будут мизмары (музыкальные инструменты и приспособления)».

[От Абдуллаха Ибни Аббаса].

Бухари и Муслим приводят в своих сборниках хадис: «Когда услышите голос муадзина, то повторяйте то, что он говорит, а затем произнесите мне салават». (DMIF, I-437)

Вопрос : Можно ли за чтение ежедневного Азана и подобных действий получать зарплату?

По мазхабам Ханафи и Шафии дозволяется получать заработную плату за должность Муадзина, Имама определенной мечети, за должность Мударриса (руководитель Медресе) и за другие подобные должности.

Маликиты вносят уточнение: Да, за ежедневный Азан и Икамат получать зарплату дозволено. Однако за должность имама дозволено лишь с тем условием, когда он совмещает эту должность вместе с должностью Муадзина. Имам может получать зарплату лишь в случае, когда зарплата выделяется из государственного или благотворительного фонда. Но нежелательно, чтобы он получал деньги, собранные с прихожан.

Ханбалиты считают, что если есть человек, который согласен читать ежедневно Азан и Икамат безвозмездно, то нанимать Муадзина за деньги непозволительно. Если же нет добровольцев, то ответственные за дела мечетей исследуют положение, и только при наличии необходимости нанимают такого человека за плату. (DMIF, I - 436, 437).

В хадисе от Абдуллаха б. Зэйда, переданном ат-Тирмизи говорится: «Предложения Азана и Икамат Посланника (мир ему и благословение Аллаха) были парными».

Подтверждается это хадисом, переданным от Джабира: «Когда читаешь Азан, старайся делать это медленно, а при произнесении Икамат, делай это быстрее, и помни, что между Азаном и Икамат тебе надо будет выделить столько времени, сколько необходимо услышавшему Азан доесть свою пищу.»

Ибни Адийй - Абу Ахмад Абдуллах б. Адийй ад-Джурджани (Ибн-уль-Кассар; 279-365). Крупный ученый по хадисам (хафиз). Автор книги "Аль-Камиль" .

В хадисе, который приводят Бухари и Муслим, говорится: «Держите ряды ровнее. Так как способность держать ровными ряды, увеличивает возможные благости за молитву».

Азан читается сразу после наступления времени намаза. Азан — это призыв мусульман к чтению обязательной молитвы. Азан является оглашением времени молитвы. Человек, который дает азан, называется муадзином. Желательно, чтобы у муадзина был прекрасный голос. Единобожники читают в сутки, соответственно перед каждой молитвой звучит азан. Икамат (камат) — это приглашение мусульман к обязательной коллективной молитве. Азан — это сунна-му’аккада, близкая по силе и важности к ваджибу.

  • Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)
    (Аллах превыше всего)
  • Ашхаду алля иляяха илляллах (2 раза)
    (Я свидетельствую, что нет объекта достойного для поклонения, кроме Единого Бога)
  • Ашхаду анна мухаммадар-расулюлЛах (два раза)
    (Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха)
  • Хайя ‘аля ссоляя (два раза)
    (Спешите на молитву)
  • Хайя ‘аляль-фалях (два раза)
    (Спешите к спасению)
  • Аллаху акбарул-лаху акбар
    (Аллах превыше всего)
  • Ля иляха илляллах
    (Нет никого и ничего достойного следования законам, кроме следования за совершенными законами Всевышнего Аллаха)

Икамат (камат) с транскрипцией на русском языке

Икамат (камат) - это призыв на намаз, произносимый непосредственно перед выполнением фард-намаза (обязательной молитвы)

Следует отметить, что при призыве к утреннему намазу после слов: «Хайя ‘аляль-фалях», перед «Аллаху акбар» добавляются слова: «Ассаляту хайрум минан наум! Ассаляту хайрум минан наум!»

Слова икамата по ханафитскому мазхабу

  • Аллаху акбарул-лааху акбар (2 раза)
    (Аллах превыше всего)
  • Ашхаду алля иляха илляллах (2 раза)
    (Я свидетельствую, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха)
  • Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах (два раза)
    (Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Бога)
  • Хайя ‘аля ссоля (два раза)
    (Спешите на молитву)
  • Хайя ‘аляль-фаляях (два раза)
    (Спешите к спасению)
  • Кад каматис-соляту кад каматис-соля
    (Молитва начинается)
  • Аллааху акбарул-лааху акбар
    (Аллах превыше всего)
  • Ля иляха илляллах
    (Нет ни кого и ничего, нет ни какого объекта достойного поклонения, кроме Аллаха)

Слова икамата по шафиитскому мазхабу

  • Аллаху акбарул-лаху акбар
    (Аллах превыше всего)
  • Ашхаду алля иляха илляллах
    (Я свидетельствую, что нет ничего и никого достойного поклонения, кроме Всевышнего Господа)
  • Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах
    (Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Единого Бога)
  • Хайя ‘аля ссоляя
    (Спешите на молитву)
  • Хайя ‘аляль-фаляях
    (Спешите к спасению)
    Кад каматис-соляяту кад каматис-соля
  • (Молитва начинается)
  • Аллаху акбарул-лаху акбар
    (Аллах превыше всего)
  • Ля иляха илляллах
    (Нет ничего и никого, нет ни какого объекта поклонения, кому можно было бы поклоняться, кроме Аллаха, так как все остальные «боги» вымышленные идолы или же являются созданными творениями, а поклонятся творениям Всевышнего запрещено)

Времена пяти ежедневных молитв

Время прочтения 5 обязательных намазов:

  • Фаджр (утренний намаз) наступает с момента рассвета до самого восхода солнца.
  • Зухр (полуденный намаз) начинается после зенита солнца до позднего вечера.
  • Аср (предвечерний намаз) наступает с позднего вечера до заката.
  • Магриб (вечерний намаз) начинается с момента заката солнца до сумерек (когда небо становится совсем темным).
  • Иша (ночной намаз) наступает с момента сумерек (кромешной темноты) до начала рассвета.

Все эти молитвы должны читаться в упомянутые выше моменты. Однако есть исключения, когда допускается объединение молитв. Например, Зухр и Аср или Магриб и Иша могут читаться сразу друг за другом. Вы можете объединить эти две молитвы, когда путешествуете, если больны, очень сонные, очень усталые, или если вы не можете контролировать свое расписание (занятия или работу). Это исключения и не должны становиться нормой.

Если вы молитесь в Масджиде (мечеть) в конгрегации, при плохих погодных условиях, таких как дождь, снег, лед и т.д., тогда допустимо объединить эти две молитвы.

Достоинство Азана

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время икамы, а когда объявление о начале молитвы завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и сердцем его и внушать ему: «Вспомни о том-то и том-то», о чём тот и не помышлял (до молитвы, и он делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном) положении, не ведая, сколько (ракатов) молитвы он совершил».

Слова азана произносятся громко и медленно. При произношении азана руки поднимаются согласно тому мазхабу, которого придерживается читающий азан.