Бесспорно, одним из крупнейших и, возможно, наиболее загадочных эзотерических символов Шартрского собора является Лабиринт. Эта круглая фигура, составленная из черно-белых плит, занимает около трети пола нефа; к сожалению, большая его часть обычно закрыта рядами скамеек. В путеводителе говорится, что прохождение по Лабиринту босыми ногами или на коленях было формой наказания и давало своего рода индульгенцию, которая в средние века являлась эквивалентом «отсрочки за хорошее поведение» от тюрьмы ада. В путеводителе также сказано, что проход по Лабиринту символизировал и заменял акт паломничества. Дойти до центра Лабиринта означало достичь Святого Города Иерусалима. Я не считаю ни одно из этих толкований заслуживающими доверия, поскольку в других местах был обнаружен ряд неолитических лабиринтов с аналогичным узором, и глупо было бы утверждать, что подобные лабиринты предназначались для получения индульгенции от Папы Римского или служили символом паломничества в Святой Город.

Первый раз я увидел весь Лабиринт при посещении собора в начале 1990-х годов с коллегой Рэем Пиком. В тот же день по дороге к порту Роскоф мы провели несколько часов на фольклорном фестивале в маленьком городке Бретон.

В разгар веселья ведущий фестиваля объявил, что настало время танца, и на сцену поднялись музыканты: один со средневековым барабаном, другой - флейтой факира, у третьего в руках была странная волынка, аналога которой я никогда ранее не видел, замыкал эту группу гитарист. Их музыка легко запоминалась, она была одновременно знакомой и чужой. Звучала арабская мелодия - медленная, ненавязчивая, ритмичная и чарующая. Вели танец мэр города с женой. Они держались под руки, тесно прижавшись друг к другу, и двигались боком из стороны в сторону по запутанной траектории, затем к танцу постепенно присоединилось остальное население городишка: дети, взрослые и пожилые люди. И тогда я понял, что своими движениями танцующие рисовали некий узор, похожий на витиеватый дизайн Шартрского Лабиринта. Танец, который мы наблюдали, скорее всего, произошел от традиционного суфийского танца, который служил для переключения сознания.

Позднее я узнал, что Лабиринт в Шартре действительно был задуман как траектория для ритмичного ритуального танца. Прохождение по священным плитам следовало осуществлять босиком, чтобы ноги напрямую соприкасались с камнем, который в средневековье служил аккумулятором энергетических потоков земли. В дни празднования равноденствия, когда энергия земли пульсировала наиболее заметно, сам епископ проводил народ по Лабиринту в ритуальном танце. Примечательно, что сам процесс движения группы верующих по Лабиринту еще больше способствует усилению воздействия энергетических сил земли.

Первый раз увидев Лабиринт, я прошелся по нему с тремя разными группами - один раз днем с группой из американского фонда Эдгара Кейси и два раза вечером при свете свечей. Оба вечерних прохода произвели на меня сильное впечатление.

После всех трех прохождений я провел биолокацию над Лабиринтом и выяснил, что после завершения группой прохода энергетические силы в центре значительно усиливались. Поэтому вполне вероятно, что те, кто доходил до центра Лабиринта в дни равноденствия, внутренне изменялись. И каждый раз, когда я проходил по этому мистическому пути, я испытывал сильное чувство духовной открытости, меня посещало ощущение божественной гармонии. Говоря символически, есть два разных подхода к «духовному пути»: один символизирует паломничество, второй - проход по лабиринту. В первом случае человек предпринимает путешествие во времени и пространстве, через священные земли, во втором - человек движется ритуально, физически и духовно внутрь лабиринта, к спокойному и недвижимому центру. Лабиринт действительно является самым большим символическим элементом Шартрского собора. Он имел особое значение для его создателей. Это не просто гигантский символ - это инструмент, предназначенный изменять сознание. Вот что пишут исследователи: «Большой витраж-роза на западном фасаде не только соответствует размеру Лабиринта, но, если его наложить поверх лабиринта, витраж полностью покроет его». Почему? Кто знает... Средневековые мастера по сей день хранят свои секреты.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что Шартрский собор не просто вырезанная из камня молитва и памятник средневековым христианским верованиям, но также гимн тайному духовному учению, руководство для посвященных, вырезанное в камне, закодированное в традиционных христианских символах. Независимо от ваших верований, христианских или еретических, иконография Шартра совершает чудо преображения именно тем способом, который наиболее подходит вашим силам, слабостям и духовным потребностям.

Мой коллега Гордон Стрэхен в своей книге о Шартрском соборе ставит два вопроса. Первый: есть ли у собора своя собственная аура, резонирующая с человеческой? И второй: по этой ли причине собор оказывает на нас воздействие? Я бы ответил положительно в обоих случаях. В течение последних десятилетий множество исследователей бьются над вопросом необычной ориентации Шартрского собора по сторонам света. Подавляющее большинство христианских церквей и соборов по традиции ориентированы на восток. Но не Шартр. Он отклонен на 47 градусов севернее. Следует отметить, что такое расположение было выбрано не Фульбертом, философами шартрской мистической школы или тамплиерами - такое расположение было выбрано с момента появления в этом месте первого христианского храма. Имеется несколько планов различных церквей и соборов, которые строились на священном холме Шартра в разные времена, и все они вмещаются как матрешки один в другой, начиная с древнейших храмов до современного. Возможно, такое расположение является наследием древней неолитической конструкции, оно лишь на три градуса отличается от ориентации Стоунхенджа и менее чем на пять градусов - от ориентации на точку летнего солнцестояния. В западном крыле южного трансепта есть отдельно стоящий камень. Для чего? Можно лишь предположить, что это каким-то образом связано с загадочным положением собора.

западный фасад

Шартрский собор — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

Город Шартр был основан на месте кельтских поселений, которые со временем попали под влияние Рима. Христианство в Шартре было официально принято около 350 г. н.э.

На месте расположения собора изначально находились церковь и дом епископа. Остатки римских стен в основании собора свидетельствуют, что он был построен на месте проведения языческих ритуалов.

Волны разрушительных нашествий варваров, грабивших и разрушавших город, прекратились после решающей победы в битве 911 г. За ней последовал период процветания, который достиг своей кульминации в двенадцатом веке.

К тому времени город расширился до тех границ, которые в дальнейшее занимал вплоть до девятнадцатого века.

Начало почитания Богоматери в Шартре пришлось на начало седьмого века, но одним из главных центров паломничества в Европе он стал после Карла Лысого в 876 г. Благодаря тесной связи с именем Марии, в соборе, в отличие от других церквей, не были размешены захоронения и размещение гробниц.

На узеньких улочках Шартра встречаются здания, сохранившиеся со времён римского владычества, и старинные фахверковые дома XII века. Есть и арочные мосты, и живописные виды на канал. Но главная гордость Шартра — это двуглавый красавец-собор, украшенный изумительными синими витражами. Его огромный острый шпиль виден из любого уголка города — за домами, в просветах улиц и из окон домов

На месте Шартрского собора издавна находилось святилище друидов — кельтских жрецов. В VIII веке здесь уже существовал алтарь, построенный в честь Св. Марии Шартрской, а в 876 году в Шартре появилась одна из самых драгоценных реликвий христианства — плащаница (покров) Богородицы. Предание гласит, что именно в это одеяние была облачена Дева Мария в момент рождения И. Христа. В Шартре же реликвия оказалась благодаря французскому королю Карлу II Лысому, пожертвовавшему её городскому храму.

Вид на южный фасад здания

В 1194 году в городе случился пожар, который практически полностью уничтожил первый кафедральный собор Шартра, возведенный в 1020 году, но ларец, где хранилась святыня, чудом уцелел, и это событие сочли знамением свыше.

Строительство нового собора началось сразу же после пожара. Пожертвования стекались со всей Франции. На волне энтузиазма городские жители бесплатно работали на каменоломнях.

За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания.По сравнению с другими готическими храмами, которые возводились веками, Шартрский собор создан в рекордно короткие сроки.

К 1220 году основная часть здания была готова, а 24 октября 1260 года храм был освящён в присутствии короля Людовика IX. Некоторые источники утверждают, что грандиозную стройку профинансировали рыцари Ордена тамплиеров.

Сторонники этой гипотезы считают, что загадочный лабиринт 1205 года, выложенный мозаикой на полу собора, отмечен символами тамплиеров, которые также присутствуют на некоторых других деталях интерьера.

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен.

Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину.

На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов.

Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Вид с башни собора на восток

северная башня

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды.

южная башня

Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора

Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду.

Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Королевский портал (Royal Portal), построенный около 1150 г., пережил пожар 1194 г.

Находящиеся в нем три входные двери окружены одними из лучших образцов европейской готической скульптуры

Фигуры расположены рядом с поверхностью стены фасада.

Опираясь на тонкие высокие колонны, они обрамляют дверные косяки, перемычки, стрельчатые арки и тимпаны.

Практически вся наружная стена украшена барельефами. Фигуры в тимпане представляют Иисуса, Ветхозаветных предков, пророков и царей. За исключением Моисея, визуально атрибутировать фигуры затруднительно.

Из оригинальных двадцати четырех фигур в настоящее время представлены девятнадцать. Остальные были перенесены в музей и заменены копиями. Элегантность и аристократичность их облика для готической традиции осталась непревзойденной.

Все скульптуры портала (как и всего собора в целом) стали неотъемлемой частью архитектуры.

В настоящее время, расшифровать тайный смысл готической символики сюжетов и скульптур Шартрского собора не представляется возможным.

Получившая широкую известность Шартрская Школа, возглавляемая Бернаром Шартрским и его братом Тьерри (автором книги о семи свободных искусствах) стала одним из главных центров интеллектуального возрождения двенадцатого века. Здесь делались попытки логического «примирения» трудов Аристотеля и Платона с Библией.

Их отражение нашло свое воплощение в трактовке сюжетов фигур на Королевском портале собора. Представленная в тимпане величественная фигура Христа окружена символами четырех евангелистов (бык, лев, орел и ангел). Сюжет, по всей вероятности, изображает Страшный Суд, тем не менее, никаких страданий душ не представлено.

Тимпан над правой дверью представляет сюжет рождества и детства Иисуса. В его центре располагается фигура Богоматери на троне с младенцем Иисусом на коленях.

В арке вокруг них представлены символы семи свободных искусств и, связанные с ними, персонажи древности:Взятые вместе, скульптуры от лица Иисуса призывают уравновесить активный образ жизни (работу) с интеллектуальной жизнью (исследованием) и духовным знанием (церковь с университетом).

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора.

Четырехсторонние диагональные ребра нервюр в перекрытиях собора в каждом отсеке имеют X-образную форму в плане.

В отличие от распространенной системы с шестисторонним размещением нервюр это позволило более равномерно распределить нагрузку на колонны. Архитектурные изменения коснулись также контрфорсов и аркбутанов.

Вместо больших обходных галерей (как в соборе Нотр-Дам в Париже), затемняющих внутреннее пространство и препятствующих восприятию церковной службы для находящихся в них прихожан, в Шартре были сделаны низкие и узкие проходы (трифорумы). Сохраняя устойчивость конструкции в целом, это позволило значительно увеличить вертикальные размеры окон в основном пространстве собора.

часовня Мартина

часовня Пилар

Визуальная легкость контрфорсов и аркбутанов в Шартрском соборе уникальна. Размещенные в три уровня вдоль главного нефа, контрфорсы работают как спицы в колесе, задействуя два ряда нижних арок. В целом, это повышает эффект «дематериализации» восприятия конструкции хора и апсиды.

Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2

Ансамбль шартрских витражей абсолютно уникален: на 146 окнах изображены 1359 различных сюжетов. Они повествуют о библейских событиях и о жизни людей всех сословий — королей, рыцарей, ремесленников, крестьян. Помимо больших витражей на оконных розах главного фасада и трансептах, наиболее известным является витраж с Богоматерью в облачении уникального оттенка, «шартрского синего».

Фрагмент витража «Богородица из красивого стекла»

Окно-роза северного трансепта

роза на западном фасаде

Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Сооружение розы в северной части трансепта было оплачено Бланкой Кастильской, внучкой Элеоноры Аквитанской.

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. В их сюжетах органично сосуществуют сцены из Библии и повседневной жизни. Последняя, представлена, в основном, средой пекарей и аристократов, т.е людей, финансировавших строительство.

Большое число персонажей и сюжетов дает основания рассматривать витражи в качестве своеобразной иллюстрированной энциклопедии средневековой жизни. Витражи сильно потемнели от времени, но часть из них (со стороны западного фасада), восстановленная в 1980-х годах свидетельствует, насколько блестящими они были в свое время. Все три готические розы собора также являются выдающимися произведениями искусства.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций.Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада (но не повторяет его в точности, как многие ошибочно считают), а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.

Лабиринт насчитывает одиннадцать концентрических кругов, общая длина пути по лабиринту — приблизительно 260 метров.. В его центре цветок с шестью лепестками, контуры которого напоминают розы собора.

Фасад собора «изрезан» барельефами, а интерьер декорирован высеченными из камня скульптурами.В общей сложности в Нотр-Дам де Шартр насчитывается 10 000 скульптурных композиций.

шипец собора западный фасад

Они являются лучшими скульптурными образцами высокой готики.

Вместе с тем, по ним можно судить и о том, как менялось отношение к скульптуре на протяжении семидесяти лет после завершения строительства Королевского портала.

Скульптуры на западном фасаде еще являются частью архитектуры, с которой они физически связаны. Скульптуры более позднего времени не зависят от архитектуры, имеют более реалистичные пропорции и портретную индивидуальность.

Ризница была добавлена в собор в конце тринадцатого века. Ее крыша увенчана часовней. В 1506 г. взамен северной баши западного фасада, разрушенной молнией была построена новая, с каменным шпилем. Стилистически, она является противоположностью романской, находящейся с южной стороны. Однако, симметрия не была важна для средневековой архитектуры, которая ценила «динамическое равновесие контрастов». В 1836 г. после пожара, семь деревянных стропил были заменены на металлические – одни из первых большепролетных металлических конструкций во Франции.

Его величественный силуэт до сих пор доминирует над городом и окружающим ландшафтом, где, как и 800 лет назад, выращивают пшеницу. Шартрский собор является одним из крупнейших готических сооружений. Ширина его нефа превышает 17 метров, что больше аналогичного размера любого собора во Франции, включая Нотр-Дам в Париже и собор в Амьене. Своды Шартра возвышаются над уровнем пола на высоте более 40 метров. Его длина (занимая целый городской квартал) превышает 150 метров, а трансепт протянулся на 70 метров.

Роден называл Шартрский собор французским Акрополем.
Американский институт архитекторов регулярно выделяет значительные суммы для сохранения и реставрации собора. Удивительно, как такой маленький город как Шартр (с населением едва ли превышавшем 5000 чел. в начале 13 века) смог выстроить столь значительное сооружение, требующее больших затрат. Но, Шартр – богатый город и центр провинции, до сих пор производящий большую часть пшеницы во Франции


Где находится : Шартр
Как добраться :
из Парижа на поезде - с вокзала Монпарнас до Chartres, поезда ходят каждые два часа, время в пути - 1 час;
на автомобиле - 80 км на юго-восток от Парижа, сначала по А10, затем по А11/Е50 до Chartres.
Как работает : 7.30-19.15, вс. 8.30-19.30, закрыт во время месс, венчаний и отпеваний.
Можно заказать экскурсию: 1 ч 30 мин на английском, французском, немецком и испанском языках (заказ по телефону 02 37 21 75 02 или на сайте).

История собора

С доисторических времен на шартрском холме люди строили святилища и высаживали священные рощи. У язычников считалось, что жертва, принесенная в этом месте, охотно будет принята богами. Во времена Римской империи вершину холма занимали форум и храм. В IV в. христианство стало официальной религией. Сразу же на месте языческого храма возникла первая христианская базилика. Возможно, именно с тех пор главная ось церкви идет не строго с запада на восток, а с северо-запада на юго-восток.

За 400 последующих лет Шартр неоднократно подвергался набегам завоевателей, приходивших со всех сторон света. Например, в 743 году город и храм разграбил и сжег герцог Аквитанский, а в 858 году то же самое проделали викинги. Однако свято место пусто не бывает. В течение 20 лет собор заново отстраивал епископ Жильбер. Ему-то в 876 году Карл II Лысый, внук Карла Великого, подарил одну из самых ценных христианских святынь - сорочку Девы Марии , в которую она была одета во время рождения Христа (Sainte Chemise, Sancta Camisia, кусок шелковой ткани длиной 5 м). Этот дар открыл дорогу бесконечному потоку паломников, хлынувшему к собору со всех концов средневековой Европы.

В 911 году под стенами Шартра появились норманны Грольф-Ходока. Спасти город военными способами было невозможно. Тогда епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вышел на крепостные стены, держа в руках покрывало. Норманны, как свидетельствует старинная хроника, растерялись, а горожане предприняли смелую вылазку и обратили их в бегство. После этого Грольф-Ходок уверовал, крестился под именем Роллон, женила на дочери короля франков Карла Простоватого и, получив во владение Нормандию, признал свою вассальную зависимость. К шартрской святыне устремились многочисленные паломники.

Однако уже в 962 году очередной пожар уничтожил третье сооружение собора. Строительством новой церкви, выдержанной в романском стиле, руководил Беранже. Пожар 1030 года приостановил работы. Однако возведение башен продолжилось. Сначала построили северную, затем - южную, а потом объединили их фасадом, причем башни и фасад строились отдельно от главного здания собора. Между ними возник своего рода тамбур. Это спасло башни и западный фасад при очередном пожаре летом 1194 года, в котором Господь явил чудо. Огонь бушевал 3 дня, уничтожив не только собор, но и весь город. Никто не верил, что в пламени уцелели служители, находившиеся в церкви, а также покрывало. Когда пламя угасло, священники, нашедшие убежище в крипте, вышли невредимыми и вынесли уцелевший реликварий со святыней. Их чудесное спасение стало знаком от самой Девы Марии, повелевающей немедленно взяться за строительство нового храма, который станет очередным хранилищем бесценной и священной реликвии города Шартра.

Сразу после этого в Шартре началось строительство нового собора, затмившего все предыдущие постройки. Первый в истории Франции храм, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам-де-Шартр, был возведен в кратчайшие строки - всего за 31 год (1194-1225), не без помощи щедрых пожертвований из казны Ордена тамплиеров, и именно это здание гордо возвышается над окружающим его городом и поныне. Это уже шестое церковное сооружение Шартра, в данном воплощении представляющее собой один из самых ранних и полностью готических храмов, знаменуя триумф нового архитектурного стиля, царившего в Европе. Собор возводили мастера, приглашенные в Шартр из Сен-Дени. Строители вынесли вес свода на двойные аркбутаны, массивные романские колонны уступили место готически, переходящим в нервюры сводов. Таким образом появилась возможность увеличить оконные проемы здания. Теперь стены можно было не украшать фресками, а заменить цветными витражами, занимающими площадь более 2500 кв. м.


По собору

Шартрский собор - одно из величайших творений готической архитектуры и христианской культуры Средневековья, один из немногих французских соборов, который почти полностью сохранил свое убранство. Собор представляет собой трехнефную базилику. Высота центрального нефа 37,5 м, длина 130,2 м, ширина главного нефа 16,4 м, длина поперечного нефа 65 м, высота боковых нефов 14 м.

К западному фасаду с двух сторон примыкают башни, шатровое завершение которых выполнено в разное время, а потому они сильно различаются между собой.

Северная башня (1134-1150) имеет типичное древне-готическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий), а венчает ее ажурный шатер в стиле "пламенеющей готики" (1513). Сейчас на эту башню можно подняться.
Как работает : с ноября по февраль - 10.00-11.30 и 14.00-16.00, в вс. 13.00-14.00; с мая по август - 9.00-18.00, в вс. 13.00-18.30.

Южная башня построена в 1145-1165 годах имеет основание уже готического стиля, увенчана более простым шпилем и выдержана в едином стиле с самим собором.

Осмотр собора .

Войдя в собор, обратите внимание на то, что все три портала западного фасада ведут в главный неф базилики, что не типично для подобного рода сооружений. Такая структура сложилась потому, что неф и фор пристраивались к фасаду позже, поэтому боковые нефы начинаются от башен.

Первое, что поражает при входе в собор, - свет мягкого таинственного голубого оттенка, проникающий через самый большой во Франции ансамбль средневековых витражей (2700 кв.м). Минеральных красителей, пригодных для окрашивания стекла в синий цвет, не так уж много: соли кобальта и берлинская лазурь (турнбулева синь). Мастерам Шартра удалось добиться синего цвета совершенно особого оттенок, повторить который нельзя. Его так и называюсь "шартрская синь".

Всего в соборе около 200 витражей. Всего на них изображении около 5000 сцен. Витражи можно сравнить с иллюстрированной книгой разнообразной тематики. Наряду со сценами из Ветхого и Нового завета, пророками и святыми здесь изображены французские короли и рыцари, ремесленники и крестьяне. Как читать витражи? Обычно витражи читают слева направо снизу вверх. "Текст" их максимально символичен и аллегоричен. Донаторы и другие исторические персонажи, как правило, изображены в начале композиций, отражающих жизнь Иисуса, Девы Марии и святых.

Самые знаменитые витражи Шартрского собора .

Северный трансепт : окно-роза (1235) и витражи XIII в., тематически объединенные с порталом северной стены, - "Торжество Богоматери".

Портал северной стены собора (XIII)

Левый портал (тема "Пришествие Иисуса"). В тимпане - "Благовещение", "Рождество", "Поклонение волхвов"; в арках - "Девы разумные и неразумные", "Добродетели", "Пороки"; в основании арок - фигуры Исайи и Даниила, "Встреча Елизаветы и Марии".

Центральный портал (тема "Торжество Богоматери"). В тимпане - "Иисус и Дева Мария в окружении ангелов"; на колонне между дверями - "Введение Марии в храм"; в основании арок - фигуры ветхозаветных пророков, апостолы Иоанн и Петр.

Правый портал (тема "Ветхий Завет"). В тимпане "Испытание Иова", "Суд Соломона"; в основании арок - ветхозаветные пророки.

Западный фасад : окно-роза ("Страшный суд", 1215), три романских окна ("Древо Иесеево", "Жизнь Иисуса", "Страсти Господни и Воскресение", XII в.). \

Западный фасад украшает трехчастный Королевский портал (1170), уцелевший во время пожара 1194 года. Над порталом три романских окна, а над ними - западное окно-роза. Еще выше галерея царей.

Левый портал (тема "Вознесение"). В тимпане - "Вознесение Иисуса"; в арках - "Знаки Зодиака" и "Сезонные работы"; в основании арок - фигуры пророков.

Центральный портал (тема "Иисус во славе"). В тимпане - Христос, символы евангелистов; в арках - ангелы, праотцы, апостолы; в основании арок - фигуры библейских персонажей.

Правый портал (тема "Рождество Иисуса"). В тимпане - "Дева Мария с Иисусом"; в арках - ангелы, аллегории семи искусств; в основании арок - фигуры библейских персонажей.


Портал южной стены собора (XIII)

Южный трансепт: окно-роза (1225) "Христос, вершащий суд" (XIII в.), в арках изображения пророков, несущих на плечах евангелистов, - "Исайя и Матфей", "Иеремия и Лука", "Иезеркиль и Иоанн", "Даниил и Марк". Считается, что окна-розы Шартрского собора самые старые во Франции. Они выполнены по заказу короля Людовика IX Святого.

Левый портал (тема "Мученики"). В тимпане - "Христос с ангелами"; в арках - фигуры мучеников; в основании арок - мученики с орудиями их пыток.

Центральный портал (тема "Страшный суд"). В тимпане - "Христос, вершащий суд", "Архангел Михаил низвергает грешников в ад"; в арках - ангелы; в основании арок - фигуры апостолов.

Правый портал (тема "Сцены из жизни святых"). В тимпане - "Святой Мартин Турский", "Святой Николай"; в арках - фигуры проповедников.

Обратите внимание на второй витраж (XII в.) южной стены обхода хора - "Богоматерь", которую часто называют "Голубая Дева". Изображение Девы Марии чудом уцелело в пожаре 1194 г. , а витражи с изображением ангелов, окружающих центральную композицию, добавлены в XIII в. В обходе хора также интересен витраж XIII в. с изображением знаков зодиака и работ на каждый месяц года. 45 витражей были преподнесены в дар городскими гильдиями. Многие из них относятся к XIII веку.

Хор окружен каменной резной стеной , выполненной в XVI в. мастером Тескье в готическом стиле. На ней около 1000 скульптурных изображений. Скульпторы Сула, Маршан, Буден, Легро, Тюби, Мазьер, сменяя друг друга, оформляли стену с 1514 года до начала XVIII в.

За алтарем есть переход в отдельно стоящую капеллу Сен-Пья (1340), где теперь расположена сокровищница собора. Священная реликвия христиан - покрывало (гематий) Богоматери (фрагмент бежевой шелковой ткани) выставляется в капелле Святого сердца Марии, находящееся в северной части обхода хора. Реликварий, в котором хранится покрывало, изготовлен в 1876 году в честь празднования 1000-летия его обретения. В 1927 году ткань подвергли экспертизе, которая показала, что ткань потеряла цвет от времени. Предполагаемое время изготовления покрывала - I в. н.э.

Под нефом и хором сохранилась крипта романского собора XI века . Это самая большая крипта (220 м) во Франции. В самой древней ее части за алтарем есть колодец мучеников и еще более древняя крипта Св. Лубина (IX в.). Туда можно спуститься с экскурсией. В северной галерее крипты, в "подземной капелле Богоматери", до XVIII в. хранилась древняя статуя Черной Мадонны с Младенцем (грушевое дерево, потемневшее от времени). В годы Французской революции подлинник сгорел, и его заменили копией. В южной галерее крипты в капелле Сен-Клемент можно осмотреть романские фрески.

В центре главного нефа на полу выложен кольцевой лабиринт . Это символ крестного пути. Перед паломничеством в Сантьяго-де-Компостела (путь туда начинался от Шартрского собора, о чем свидетельствует табличка, установленная на площади) паломник должен был пройти лабиринт на коленях, читая молитвы. Длина правильного маршрута лабиринта (258 м) равна длине пути Иисуса Христа на Голгофу. За сотни лет колени молящихся протерли в камне глубокие борозды. К тому же в те времена для большинства верующих поход на Святую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме — проходили весь церковный лабиринт на коленях, читая молитвы.

Лабиринт был выложен в 1200 году из белого и синего камня, его диаметр составляет 10 м. Он состоит из огромного количества концентрических кругов, которые свертываются с необычайным разнообразием. В центре этого орнамента раньше была изображена битва Тезея с Минотавром. Это еще одно доказательство прикосновений языческих сюжетов, а следовательно, и из герметического смысла, с христианской иконописью. Не составляет труда установить связь этих изображений с изображениями и сооружениями античности, с лабиринтами Греции и Египта. "Соборные лабиринты, или лабиринты Соломона, являются, - как пишет исследователь Марселен Бертло, - каббалистическими символами, встречающимися во многих книгах по алхимии и которые являются магическими традициями, связываемыми с именем Соломона. Это ряд концентрических кругов, прерывающихся в некоторых точках и представляющих странные запутанные линии".

Также существовал и лабиринт, состоящий из четырех квадратов с семью резкими поворотами в каждом, в центре которого находилась роза - символ мудрости и жизни, а также священного женского начала. Вообще весь собор представляет собой целую коллекцию женских персонажей - это и множественные женские скульптуры, и женские живописные изображения. Здесь представлены и царица Савская, по загадочной причине изображенная с бородой, и Мария Магдалина, витражное изображение которой является старейшим из всех существующих.



Мистические тайны собора

В архитектуре собора было воплощено множество эффектных и неожиданных готических новшеств, вызвавших массу подражаний. Но самое интересное заключается в том, что весь собор построен с использованием мистического смысла тайной символики. И дела даже не в гигантском кресте, который образуют крыши над нефом и апсидой. И не в арочном входе, якобы символизирующем женское лоно, приглашающее войти в него. И даже не в многочисленных намеках на Ковчег Завета, раскиданных по укромным уголкам храма. Оказывается, весь план собора составлен с использованием знакомого всем золотого сечения - загадочного и мистического числа 1,618. Во всяком случает, все расстояния, пропорции и размеры снаружи и внутри собора кратны именно ему.

Божественная пропорция 1:1,618, называемая также золотым сечением , или золотой серединой , в эпоху Возрождения и более позднего времени считалась великими творцами и мастерами, художниками и музыкантами, скульпторами и архитекторами абсолютно идеальной для наиболее полного эстетического восприятия произведений искусства и архитектуры. Золотое сечение использовалось и задолго до возникновения христианства - в Древнем Египте и Греции. Да и многие современные строения, как оказалось, также воплощают в себе божественную пропорцию. Примеры - египетские пирамиды, греческие Парфенон, Нотр-Дам-де-Пари, здание ООН и многие другие. И естественно, она была соблюдена во многих средневековых церквях, особенно тех, что были построены тамплиерами.

Возвращение храмовников совпало с возникновение в Европе первых образцов готической архитектуры, а шесть лет спустя было начато строительство собора в Шартре. Много-много тамплиерского золота и всего лишь тридцать лет понадобилось каменщикам, стекольщиками, скульпторам, геометрам, астрономам и другим мастерам, чтобы возвести огромный храм на священном и временно пустующем холме. Считается, что именно тамплиеры привезли с собой и секрет краеугольного камня - основного каменного блока, закладываемого в конструкцию, на котором держалось все сооружение. Этот секрет тщательно оберегался представителями независимой гильдии строителей-каменщиков, которые затем превратились в знаменитых франкомасонов, что и означает дословно "вольные каменщики".

"Святое сердце" - центр золотой середины собора, находится в пролете между второй и третье колоннами хоров. Именно там изначально располагался алтарь. В 37 метрах ниже плещутся воды древнего "колодца друидов". Точно на таком же расстоянии над святым сердцем находится верхняя точка готического свода. Никто не знает, была ли задумана эта симметрия или она случайна, но созерцание этого чуда оставляет глубокое впечатление. Говорят, что собор обладает властью преображать людей, возвышая их дух, делая добрее, отзывчивее и мудрее. Оказавшись внутри собора, человек физически ощущает происходящие в нем изменения, и причиной тому не только необычное великолепие интерьера - вы чувствуете, что как будто распрямляетесь, становитесь мостом между первобытной энергией, идущей из таинственных глубин земли, и божественной благодатью, нисходящей на вас из-под огромного купола.

Может быть, в этом и содержится секрет Божественной гармонии, сокрытой в золотом сечении, - дать человеку возможность максимально ощутить всю мощь и силу природы, всю любовь и благодать Бога, сосредоточенных в мистическом генераторе-соборе? Может быть, готический собор, являющийся "книгой древних знаний и священных истин", и есть тот самый сосуд мудрости, который имели в виду алхимики ушедших веков? А может быть, это его они имели в виду, говоря о философском камне?

Для того, чтобы разобраться в этом, нам придется поглубже копнуть в чрево Шартрского холма, на котором высится знаменитый собор. Вглубь дремучих веков, во времена, когда на этом холме еще не были ни одной церкви. Однако он, ем не менее, уже играл роль колодца, утоляющего духовную жажду древних людей.

Одержимые страстным желанием подчинить себе мистическую энергию Земли, ключом бьющую на этом самом месте, доисторические зодчие, видимо особо тонко ощущающие энергетические вибрации Шартра, установили на холме дольмен (daol - "стол", men - "камень") - мегалитическое сооружение из двух-трех гигантских неотесанных каменных глыб с уложенной поверх них "крышей" из огромного плоского валуна. Они верили, и, видимо, не без оснований, что каждый входящий внутрь этого дольмена, этакого прообраза храма, обретает новую жизнь благодаря священным природным силам Земли. Со временем это чудодейственный комплекс, куда входил также колодец и возведенный неподалеку могильник (а дольмен, помимо всего прочего, является погребальным сооружением), приобрел статус священного.

Значительно позже, но все еще в дохристианские времена, друиды - кельтские жрецы Галлии и Арморики (нынешней Бретани) организовали в соборе священное место сбора всех кельтских племен. Здесь они задолго до первых христиан зажигающих свечи в католическом храме, жгли священные костры, делились друг с другом опытом, совершали жертвоприношения. Здесь же они стали справлять культ, являющийся древнейшим на Земле, - культ женского божества. Не секрет, что священному женскому началу, дарящему жизнь, любовь, удовольствие, мудрость и опыт, поклонялись во всех странах мира начиная с самой зари человечества. Его связывали с плодородием, целительством и материнством. Первые обнаруженные археологами фигурки, изображающие богинь, датируются специалистами 35 000 лет до нашей эры! Получается, им поклонялись уже кроманьонцы!.. Впоследствии культ женского божества непрерывно кочевал из религии в религию, перемещаясь во времени и пространстве между самыми различными народами и континентами. Много позже на Шартрском холме, превратившемся в курган, была обнаружена статуя девушки с младенцем .


Обнаружив эту почерневшую от времени статую, Подземную Богоматерь, христиане, поселившиеся в этой местности в III веке, стали поклоняться ей, называя ее также "Черной Девой". Ее связали с образом Девы Марии, и именно в честь нее на этой священной земле была выстроена первая из церквей Шартра. Однако многие специалисты объясняют эту, а также и другие подобные статуи, обнаруженные в различных местах Франции, с культом поклонения богине Исиды, пришедшим из самых древних времен. Этот культ и стал предшественником христианского культа Девы Марии. По легенде, Исида знала тайное имя Верховного Бога Ра, которое она передала своему сыну Гору и фараонам, сделав их обладателями самой ценной и могущественной информации на Земле. Гор был зачат и рожден ею от мертвого мужа Исиды, Осириса, убитого собственным братом Сетом.

Часто Исиду изображали как деву с младенцем на руках. Очевидно, что эту символику и позаимствовало более позднее христианство, пришедшее на смену языческим культам древности. Исида до зачатия в виде скульптурных изображений дохристианского периода, в астрономической теогонии носила имя Virgo paritura, т.е. "безживотная земля", которую лучи солнца скоро оживят. Она также являлась и матерью всех богов. По-видимому, в этом и кроется глубокий эзотерический смысл Черных Дев, дошедших до нас в их христианской интерпретации. Они фигурируют в символике как первичная земля, которую алхимик использует как основание в своей великой работе. Это сырье, в своем первоначальном минеральном состоянии, в котором оно получено из металлических жил, скрытых в массе скальных пород. Это, как говорится в древних текстах, "плотная субстанция черного цвета, имеющая вид камня; может дробиться на мелкие куски, как камень".

Не много Черных Дев дошло до наших дней. В Шартрском соборе находились две из них: одна, носящая название Богоматерь-Защитница (Notre-Dame-du-Pilier) - в нише собора; вторая, известная под именем Подземная Богоматерь (Notre-Dame-sous-Terre) , находящаяся в крипте, где она до сих пор сидит на троне, на основании которого написано "Virgini pariturae". К ней приходит огромное количество паломников, а каменное основание, на котором она стоит, все покрыто следами от губ и зубов поклонников. Чтобы уберечь священную скульптуру от излишне пылких и фанатичных почитателей, ее обнесли оградой в 1831 году.

Подземная Дева Шартра считается самым древним объектом паломничества. На это ссылаются местные хроники, подтверждающие, что античная скульптура Исиды "сделана до принятия христианства". Современное же изображение Подземной Богоматери датируется концом XVIII века. Дело в том, что древняя скульптура, обнаруженная в недрах холма, была уничтожена в пламени одного из очередных пожаров и заменена на деревянную скульптуру с младенцем на коленях в 1793 году. Спустившись в сырое и холодное помещение крипты, обитель Черной Девы, вы невольно испытываете необычное ощущение, усиливаемое тишиной: ощущение могущества тьмы.

Совет: обязательно задержитесь в Шартре на ночь, чтобы своими глазами увидеть волшебную подсветку собора!

Шартрский собор (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собственный оттенок синего цвета, таинственный гигантский лабиринт на полу и одна из самых почитаемых христианских реликвий - плащаница Девы Марии - немногие соборы мира могут похвастать таким собранием уникальных особенностей. А вот душе и символу города Шартр - Шартрскому собору - это удалось. Невероятный готический шедевр в 1979 году был включен в Список ЮНЕСКО и ежегодно привлекает тысячи туристов под свои летящие своды.

Немного истории

На месте нынешнего собора с 9 века стояли церкви, в которых хранилась плащаница Богоматери. Первый собор был возведён в начале 11 века, но совсем скоро он сгорел, уступив место храму в романском стиле, которого, впрочем, дважды постигала такая же участь. Строительство современного собора началось в конце 12 века, причём в работах добровольно принимала участие чуть ли не вся Франция. Открытие же храма состоялось в 1260 году при короле Людовике IX. Примечательно, что с тех пор облик Шартрского собора не претерпел практически никаких изменений, не считая незначительных реставраций в новейшее время.

Что посмотреть

Знакомство с Шартрским собором традиционно начинается снаружи - от его величественных летящих ввысь башен буквально захватывает дух. Кстати, определённая асимметрия - вовсе не оптический обман: правая от входа башня возвышается на 105 метров, а левая - на целых 113. Кроме этого, и стиль башен разнится: правая построена в изящном и строгом романском стиле, а левая - в «колючем» стиле пламенеющей готики.

Находясь на площади перед собором также невозможно не обратить внимание на великолепную готическую розетку, пространство между каменной резьбой которой заполнено витражами. Помимо розетки заслуживают внимания и астрономические часы на южном фасаде, помещённые туда в 16 веке. Ныне они показывают только время, а до конца 18 века, когда механизм, увы, сломался, давали информацию также о дне недели, месяце, времени восхода и заката Солнца, фазах Луны и текущем знаке зодиака.

Суперсооружения древности: Шартрский собор

Осмотрев фасады Шартрского собора, самое время устремиться внутрь - здесь не менее интересно. Для начала стоит обратить внимание на впечатляющие просторы центрального прохода - это самый широкий неф среди всех соборов Франции и восхититься игрой проходящего сквозь витражи солнечного света на колоннах и полу храма.

Оттенок синего цвета на витражах собора получил собственное название - «Шартрская синь», а секрет его получения до сих пор не разгадан.

Вообще, витражи считаются самым уникальным атрибутом Шартрского собора - их общая площадь превышает 2000 кв. м, а число - более 170. При этом самые древние из них относятся ко времени строительства собора - 12 веку. По витражам, кстати, можно проследить всю библейскую историю - для этого рассматривать их нужно снизу вверх, слева направо от центрального входа.

Находясь в Шартрском соборе, нужно ни в коем случае не забыть также смотреть себе под ноги: на полу выложен огромный лабиринт, символизирующий путь верующего к Богу, «выбраться» из которого можно лишь одним путём, длина которого - 294 метра. Кстати, пилигримы до сих пор используют прохождение по лабиринту как элемент медитации.

Обозреть окрестности можно, поднявшись на одну из башен собора.

Шартрский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Chartres) - католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История строительства

На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.

Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

Архитектура

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла .

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Интерьер

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2 . Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.