Лирика Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971) привлекает не только образностью, мастерством слова, но широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов. Пройдя дорогами Великой Отечественной войны (писатель участвовал и в финской войне) в качестве сотрудника фронтовой газеты «Красная звезда», видя ужасы войны, поэт говорил о самом главном, что волновало человека, солдата в горькие и тяжёлые минуты испытаний.

Простыми словами рассказывает поэт о фронтовых буднях. Стихи его скорее похожи на очерки, беглые зарисовки эпизодов боя, ночлега, танковой атаки, но за всем этим – неприятие войны, сострадание к погибшим, священная необходимость защиты Родины. ("Рассказ танкиста", "Дом бойца", "Спичка", "Армейский сапожник"). Непреходящую ценность имеет лирика военных лет, лаконичная по форме, но полная напряжённых раздумий ("Две строчки", 1943г. – воспоминание о финской войне; "Я убит подо Ржевом", 1945-46гг.). Впечатления поездки под Ржев, где шли тяжёлые бои осенью 1942 года, и эпизод встречи с офицером-фронтовиком – легли в основу этого стихотворения ("…были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце").

Поэма "Василий Тёркин" – понимание сути русского национального характера. Отзыв о поэме И.А. Бунина («Какая свобода…».

А.Т. Твардовский видел своё предназначение в сохранении памяти, в продолжении общего дела, за которое отданы жизни солдат Это стало главным мотивом его послевоенной лирики. ("Я знаю, никакой моей вины…", 1966г.; "В тот день, когда окончилась война", 1948г.; «"22 июня 1941 года", "Дом у дороги"; "9 мая", "Сыну погибшего воина" – эти стихи посвящены "жестокой памяти-войны", в них поэт отдаёт дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат) . Своим творчеством поэт хотел "почесть всем отдать сполна": и тем, кто не вернулся, и тем, кто жив, – всем, кто выстрадал своей жизнью и подвигом эту трудную победу.

Вопросы:

1.С какой целью поэт выступает в некоторых своих стихах о войне от первого лица?

2.Кто является основным героем военной лирики А.Т. Твардовского?

3.В какое время была написана поэма «Василий Тёркин»?

4.В какой из глав поэмы «Василий Тёркин» история солдата напоминает сюжет рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» ("Про солдата-сироту"; "Тёркин пишет"; "Отдых Тёркина"; "Генерал")?



6.Почему И.А. Бунин, до конца жизни не принявший советского строя, так высоко оценил поэму «Василий Тёркин»?

51. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов (по выбору студента).

Примерная тема: Мой любимый поэт – Владимир Высоцкий.

Владимир Высоцкий – один из самых любимых народом исполнителей авторской песни. Он пел во времена безгласности и был для многих глотком свободы в эпоху запретов и застоя.

Мастер авторской песни Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980) – создатель искусства, соединившего слово и музыку. Его имя известно не только русским читателям, но и за рубежом. Все его стихи написаны кровью сердца. Не случайно первый сборник стихов В. Высоцкого назван «Нерв» (1981).

За свою короткую жизнь поэт написал около тысячи песен в разных жанрах: песни-сказки, песни-монологи, песни-рассказы, шутки, маршевые ритмы. Настоящую популярность ему принесли песни философского плана, военные, песни гражданской и общественной направленности.

Особое место у Высоцкого занимала военная тема. Высоцкий знал о войне только по рассказам отца-фронтовика, его друзей, по книгам. Но в прекрасных стихах о войне он так правдив и смел, что бывшие фронтовики принимали его за своего боевого товарища. («Он не вернулся из боя»,«Мы вращаем землю», «Штрафные батальоны», «Братские могилы»).

Своим творчеством поэт напоминает нам, что есть ценности непреходящие, вечные: родина, человеческая жизнь, достоинство, мир на земле. Для Владимира Высоцкого не было запретных тем. Он безбояз–ненно писал обо всём, что его волновало. Мужественно и нежно говорит он о "великой стране любви" ("если не любил, значит не жил и не дышал"). «Баллада о любви», «Марине (Лирическая)».



Жизнь – нескончаемая борьба добра и зла. Главная мысль в «Балладе о времени» – добро остаётся добром, а зло – злом, а нравственные ценности неизменяемы ("И во веки веков, и во все времена/ Трус, предатель всегда презираем…")

Сам Высоцкий был сильным и стойким бойцом, который яростно обличал ложь, косность, рутину, пошлость и предательство. Очень много у него стихов о дружбе, о свободе, так как он сам был внутренне свободным человеком. («Спасите наши души»; «Охота на волков» – песня-притча не про волков, а об идеологии, царившей в нашей стране, о людях, оказавшихся затравленным стадом в умелых руках "егерей"; «Кони привередливые»; «Я не люблю») .

Творчество Высоцкого – биография страны, биография людей поколения 50-60-х годов ХХ века, энциклопедия русской жизни времён застоя. Он затронул в своих стихах все важные моменты нашей истории. До него никто ЭТОГО и об ЭТОМ так не сказал

2.Каков мир поэзии В. Высоцкого?

3.Почему так популярен поэт и сегодня?

4.Чем трогают песни В. Высоцкого о войне?

5.В чём заключается художественное своеобразие и поэтическое новаторство его творчества?

Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего - основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь... сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня”, - писал поэт.
“Я убит подо Ржевом” - стихотворение, написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения - единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь “частицей народного целого”, и его волнует, как и всех, чьи “очи померкли”, все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что “исполнится слово клятвы святой”, вырастает в прочную веру: наконец-то попрана “крепость вражьей земли”, настал долгожданный День Победы.
Он был от плеча до плеча награжден,
Но есть ли такая награда,
Что выслужил, выходил, выстрадал он? -
Пожалуй, что нет. И не надо!
Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания маленькой новеллы “Рассказ танкиста”. Поэт не просто пересказал услышанное от майора Архипова, но и ощутил себя участником описываемого события и взял на себя часть вины лирического героя за то, что забыл спросить имя мальчика.
Стихотворение “Я знаю, никакой моей вины...” - лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же - в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы “все же”, выражающий сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. “Я” - живой и “другие” - мертвые - вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор. Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.
Поэма “Василий Теркин” в жанровом отношении - свободное повествование-хроника (“Книга про бойца, без начала, без конца...”), которое охватывает всю историю войны - от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: “На привале”, “Перед боем”, “Переправа”, “Гармонь”, “В наступлении”, “На Днепре”.
В основе поэмы - образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.
Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
Образ Теркина имеет фольклорные корни, это “богатырь, сажень в плечах”, “весельчак”, “человек бывалый”. За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.
Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, “заслонясь от смерти черной только собственной спиной...”. А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат:
Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски...
То серьезный, то потешный,
...Он идет - святой и грешный...
В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.
Мать-земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет...
Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны: “Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы - ради жизни на земле”.

События Великой Отечественной войны не оставили равнодушным А.Твардовского. Он принял непосредственное участие в военных действиях, на себе испытал все тяготы и потери. В то нелегкое для всего русского народа время произведения А.Твардовского давали людям надежду на завтрашний день, дарили тепло, воспоминания о родном доме, семье.

Военная лирика поэта искренна, проста и человечна. Его внимание приковывали самые обычные картины солдатской жизни. Но в этих повседневных вещах Твардовский выражал величие подвига, силу духа каждого солдата. Стихотворения Твардовского были и остаются близкими сердцу каждого русского человека. Он сумел мудро и точно выразить боль, веру, страдания миллионов людей, опаленных войной.

Поэт ясно понимал, что на войне проверяется каждый человек. Он показывает свое истинное лицо. Война мобилизует в людях все лучшее: волю, жертвенность, победу над страхом. Герои стихотворений Твардовский – самые обычные, скромные солдаты. Но именно они ежедневно шли на подвиг, о котором сами не догадывались. Они не требовали наград и почестей, а просто и мужественно выполняли свою работу, свой долг во имя победы. Именно эти ничем непримечательные труженики войны – истинные герои и победители.

Один из них описан в стихотворении «Армейский сапожник»(1942). Перед нами - будничная картина работы старого сапожника. Он сидит на пеньке рядом с лесом, сам без ремня и пилотки. Все усилия он прилагает к тому, чтобы починить разорвавшиеся ботинки солдата. Каждое его движение отточено, аккуратно. По всему видно, что он старается починить сапоги с душой. Ведь обувь – основное для солдата.

Поэт любуется его работой, сравнивает своего героя с доктором, проявляющим заботу о бойце. Их свела война, оба оставили дом, ушли в неизвестное. Теперь они связаны невидимой, но крепкой нитью. В подобной скромности, взаимовыручке поэт видел залог будущей победы:

В час добрый. Что будет – то будет.

Бывало! Не стать привыкать!..

Родные великие люди.

Россия, родимая мать.

В стихотворении «Когда пройдешь путем колонн» (1943) лирический герой говорит о самых простых радостях для солдата на войне – куске черного хлеба, глотке чистой воды, ночлеге, значении дружбы, отчем доме. На войне человек переоценивает свою жизнь. Ему дорого всё, что связано с мирным существованием. Он радуется всему, что до войны воспринималось как должное. На острие смерти человек по-другому видит мир. Он не на словах, а на деле чувствует значение понятий «отвага, долг, честь».

В коротких, пронзительных сценках поэт дает нам целую историю жизни. Таким является стихотворение «В пилотке мальчик босоногий» (1943) – история маленького сироты, «Ночлег»(1944), «Награда»(1943), «Баллада о товарище»(1941-1942), «Отец и сын»(1943), повествующее о трагической встрече отца с сыном, которого все считали мертвым. Вернувшийся с фронта солдат потерял всю семью, у него остался лишь один близкий человек – сын. В нем смысл жизни этого героя, его будущее. Эти отдельные драмы людей свидетельствуют о губительности, колоссальной, разрушительной силе войны. Но эти люди не сдаются. Они защищают родную землю. Истина на их стороне.

Твардовский обладал тонким знанием жизни. Он понимал ее закономерности, верил в ее победу над смертью. Все живое чуждается войны. Новые ростки жизни продолжают тянуться к свету. Об этом говорит «Стихотворения неизвестного солдата» (1944). В нем необычайно искренно и наивно рассказывается о ласточке. Солдаты уйдут вперед, но с нетерпением будут ждать ее прилета в свои дома. В стихотворении «И цветут - и это страшно…» (1942) поэт описывает картину весеннего, розового сада, который вырос рядом с разорвавшейся бомбой:

Словно выложили ватой

Раны черные земли.

В коротком, афористичном стихотворении «Война – жесточе нету слова» (1944) лирический герой глубоко эмоционально воспринимает трагедию войны. Он справедливо пишет, что нет на земле более печального, жестокого и, в то же время, святого слова. Война вывела в русском народе те самые важные качества души, которые и помогли победить. Путь через войну стал путем к миру, к правде. Об этом не в праве забывать будущие поколения.

Одно из самых ярких стихотворений о войне – «Я убит подо Ржевом» (1945-1946). Повествование идет от лица погибшего безымянного воина. Он обращается к тем, кто смог выжить, и напоминает им о том, чтобы они помнили мертвых. Это стихотворение стало первым в русской литературе, где был использован подобный художественный прием.

Необычным было то, что реальное повествование сочетается с фантастическим. Если в начале указывается реальное место, рота, где служил солдат, то позже эти реальные очертания исчезают. Конкретный рассказ у Твардовского получает философское обобщение. Показательно, что поэт использует здесь символику. Образ матери символизирует Россию. Расширяется смысл слова «брат». Это не только обозначение кровной связи, но и символ духовного родства.

Касаясь темы Великой Отечественной войны у Твардовского, невозможно не упомянуть поэмы «Дом у дороги» и «Василий Теркин». В поэме «Василий Теркин» поэт показал фронтовую жизнь. В ней проявилось своеобразное понимание поэтом героического. Героизм проявляется не в отдельной исключительной ситуации, а в самом потоке жизни. Все, что происходит в поэме: подвиги и будни, наступления и отдых бойцов, переправа через реки и затор на фронтовом шоссе, госпиталь, описание раненых в полковом госпитале – лишено ореола героического. Эта поэма поставила вопросы жизни и смерти.

Ее главный герой - Василий Теркин. Он сразу полюбился читателям. Сама фамилия персонажа подчеркивает его типичность. Это обобщенный образ русского солдата, чей характер представлен в эволюции. В главе «Кто стрелял» показан подвиг героя, но его изображение окрашено иронией, шуткой, которые поднимают дух солдат.

В главе «Переправа» Теркин показан настоящим героем. В ледяной воде, под огнем противника, он прорвался на противоположный берег и вернулся обратно. Его отличает находчивость, сила духа, мужество, стойкость.

Теркин знает себе цену, он лишен похвальства, себялюбия. Герой осознает, что «бой идет не ради славы, ради жизни на Земле». В финале поэмы он показан человеком, рассуждающим о жизни и смерти. Теркин приходит к выводу, что он несет ответственность за все, что происходит.

Твардовскому удалось создать яркие народные характеры. В своем творчестве поэт точно передал душу русского бойца, дух Великой Отечественной войны. Его фронтовые стихотворения помогали миллионам людей преодолевать страдания, верить, продолжать жить и побеждать.

Тема войны в лирике А. Т. Твардовского

Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего - основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня”, - писал поэт.
“Я убит подо Ржевом” - стихотворение, написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения - единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь “частицей народного целого”, и его волнует, как и всех, чьи “очи померкли”, все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что “исполнится слово клятвы святой”, вырастает в прочную веру: наконец-то попрана “крепость вражьей земли”, настал долгожданный День Победы.
Он был от плеча до плеча награжден,
Но есть ли такая награда,
Что выслужил, выходил, выстрадал он? -
Пожалуй, что нет. И не надо!
Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания маленькой новеллы “Рассказ танкиста”. Поэт не просто пересказал услышанное от майора Архипова, но и ощутил себя участником описываемого события и взял на себя часть вины лирического героя за то, что забыл спросить имя мальчика.
Стихотворение “Я знаю, никакой моей вины…” - лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же - в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы “все же”, выражающий сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. “Я” - живой и “другие” - мертвые - вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор. Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.
Поэма “Василий Теркин” в жанровом отношении - свободное повествование-хроника (“Книга про бойца, без начала, без конца…”), которое охватывает всю историю войны - от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: “На привале”, “Перед боем”, “Переправа”, “Гармонь”, “В наступлении”, “На Днепре”.
В основе поэмы - образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.
Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
Образ Теркина имеет фольклорные корни, это “богатырь, сажень в плечах”, “весельчак”, “человек бывалый”. За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.
Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, “заслонясь от смерти черной только собственной спиной…”. А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат:
Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски…
То серьезный, то потешный,
…Он идет - святой и грешный…
В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.
Мать-земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет…
Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны: “Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы - ради жизни на земле”.

Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего — основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь... сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня”, — писал поэт.
“Я убит подо Ржевом” — стихотворение, написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения — единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь “частицей народного целого”, и его волнует, как и всех, чьи “очи померкли”, все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что “исполнится слово клятвы святой”, вырастает в прочную веру: наконец-то попрана “крепость вражьей земли”, настал долгожданный День Победы.

Он был от плеча до плеча награжден,
Но есть ли такая награда,
Что выслужил, выходил, выстрадал он? —
Пожалуй, что нет. И не надо!

Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания маленькой новеллы “Рассказ танкиста”. Поэт не просто пересказал услышанное от майора Архипова, но и ощутил себя участником описываемого события и взял на себя часть вины лирического героя за то, что забыл спросить имя мальчика.
Стихотворение “Я знаю, никакой моей вины...” — лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же — в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы “все же”, выражающий сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. “Я” — живой и “другие” — мертвые — вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор. Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.
Поэма “Василий Теркин” в жанровом отношении — свободное повествование-хроника (“Книга про бойца, без начала, без конца...”), которое охватывает всю историю войны — от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: “На привале”, “Перед боем”, “Переправа”, “Гармонь”, “В наступлении”, “На Днепре”.
В основе поэмы — образ главного героя — рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.

Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это “богатырь, сажень в плечах”, “весельчак”, “человек бывалый”. За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.
Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, “заслонясь от смерти черной только собственной спиной...”. А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный, простой солдат:

Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски...
То серьезный, то потешный,
...Он идет — святой и грешный...

В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера — смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать-земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет...

Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны: “Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы — ради жизни на земле”.