Среди всех отраслей права гражданское охватывает самый большой круг вопросов. Оно регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Узнаем, какими особенностями обладают гражданские правоотношения. Изучим данную тему по следующему плану: понятие, особенности, примеры гражданских правоотношений.

Понятие

Гражданское право – это отрасль права, в состав которой входят юридические нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения. Следовательно, гражданские правоотношения являются предметом гражданского права и возникают в момент его реализации.

Разберемся в видах гражданских отношений.

  • имущественные отношения, как следует из самой формулировки, возникают по поводу имущества, то есть предметов материального мира: вещей, услуг;
  • предметом личных неимущественных отношений являются нематериальные блага: открытия в области науки, изобретения, произведения искусства, а также основные права человека.

Особенность гражданских правоотношений – равенство их участников.

Источники гражданского права России:

  • международные договоры;
  • Конституция РФ;
  • федеральные законы (основной – Гражданский кодекс РФ);
  • подзаконные акты.

Особенности гражданских правоотношений

Как и иные виды отношений, гражданские обладают рядом признаков, по которым можно их отнести к данной категории.
Выделим некоторые из них.

  • преобладание имущественных отношений над личными неимущественными;
  • разнообразие участников: государство в лице уполномоченных органов, организации (юридические лица), граждане (физические лица), субъекты РФ;
  • особые объекты: вещи, деньги, ценные бумаги, услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, личные права;
  • содержание гражданских правоотношений: права и обязанности людей.

Примеры гражданских правоотношений

Система гражданского права включает в себя разнообразные формы взаимоотношений между людьми, но для того чтобы нагляднее представить их сущность, рассмотрим несколько конкретных примеров.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • человек получил в наследство недвижимое имущество в виде квартиры (сделка между наследодателем и наследником, передается право собственности);
  • человек решил сдать в аренду семье собственный дом (изменение прав и обязанностей собственника, возникновение новых прав и обязанностей квартирантов, которые могут проживать в доме, но обязаны платить арендную плату);
  • человек продает квартиру (его право собственности прекращается, а у покупателей оно возникает).

Что мы узнали?

Исследовав гражданские правоотношения, мы пришли к выводу, что они включают в себя имущественные и личные неимущественные отношения, предметом которых могут служить вещи, в том числе деньги, услуги, работы, права по поводу использования результатов интеллектуальной деятельности. Они характеризуются превалированием имущественных отношений над личными неимущественными, многообразием участников. Содержание гражданских правоотношений представлено правами и обязанностями людей, возникновение которых связано с предметом регулирования данной отрасли права.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 491.

Урок в 9 классе по теме «Гражданские правоотношения».

Общая информация

Тема урока

Гражданские правоотношения

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель

Сформировать общее представление о гражданских правоотношениях как особой разновидности правоотношений

Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

сформировать базовые знания в области гражданских правоотношений; развить умение проводить правовой анализ социальной информации; создать условия для воспитания ответственности по отношению к принятым обязательствам; научить защищать свои права в сфере гражданских правоотношений; формирование правовой культуры и активной гражданской позиции подростков; формирование умений самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

Необходимое оборудование

Доска, мультимедиапроектор, презентация Карточки с заданиями

Планируемые результаты урока

Личностные

Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности, уважение к праву как основе правового и демократического государства, способствовать воспитанию уважения к праву и правовым нормам, стимулировать интерес к активной правовой позиции оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Предметные

Формирование понятий о сущности и особенностях гражданских правоотношений.

Метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Умение организовать свою деятельность во время самостоятельной работы, коррекция, саморегуляция, прогнозирование.

Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, структурирование знаний, сформировать знания о гражданских договорах, их видах и формах заключения, характеристика субъектов гражданских правоотношений и источниках гражданского права, развивать полученные знания на практике, осознанное построение речевого высказывания.

Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли, владение монологической речью, сотрудничество со сверстниками во время групповой работы,
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Обществознание. Учебник. 9 кл/ А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. М.: Русское слово, 2013.

Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс; под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2012.

Обществознание в схемах и таблицах. Учебное пособие. Махоткин А.В., Махоткина Н.В.,М.: Эксмо, 2013.

Дополнительная

Конвенция по правам ребенка//Консультант плюс

Гражданский кодекс.

Ход урока.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I организационный этап

1-2 мин

Установление тишины, приветствие, проверка подготовленности, отмечание отсутствующих в журнале

Установление тишины, приветствие учителя вставанием

II проверка выполнения домашнего задания

8-10 мин

Домашнего задание было §12.

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточку с заданием и статьи Конвенции о правах ребенка.

Задания:

Разрешите ситуацию.

Разрешите ситуацию.

Обсуждение результатов работы в группах.

Работа в группах.

Нет, у каждого человека есть право на личную жизнь. Ст. 16 п.1.

Очень много прав нарушено, например, она также не имела права на личную жизнь Ст. 16 п. 1, ее труд не ценился ее использовали в качестве прислуги Ст. 32 п. 1, мнение Золушки никто не слушал Ст. 13 п.1.

Во-первых, Макар выражал свое мнение, на которое он имеет полное право Ст. 13 п.1. Во-вторых, он своим криком нарушал дисциплину в классе Ст. 28 п. 2, тем самым нарушая права других детей на получение образования Ст. 28 п. 1. В- третьих, Макар забыл, что высказывая свое мнение, он не должен оскорблять учителя Ст. 13 п.2.

Федор прав в том, что разрешены мирные собрания Ст. 15 п.1, однако он забыл, что после 23.00 шуметь нельзя, поскольку нарушаются права других людей Ст. 15 п. 2.

III переход к изучению новой темы

3-5 мин

Давайте представим себе, что у нас есть такой город, в котором квартиры, машины, и все другие вещи принадлежат теперь всем жителям города одновременно. Каждый может жить в той квартире, которая ему понравилась. Каждый может взять любую машину и уехать на ней. Можно брать и другие вещи.

Вот дед Иван, который живет в этом городе. Он ночует на вокзале, потому что в той квартире, где он жил раньше, поселилась молодая семья с детьми. Деда Ивана попросили уехать, он мешает. Спорить с молодыми дед Иван не может, старый уже. Но он не расстраивается. В соседнем городе у деда живет внук. Спортсмен, который скоро обещает приехать и навести порядок.

А вот студентка Вера. Зимой она ходит в осеннем пальто. Месяц назад Оля купила красивую шубу и оставила ее на вешалке в театре. А когда спектакль закончился, шубы на вешалке не оказалось. Теперь Вера не оставляет нигде даже пальто.

А это – Виктор Иванович. Два года назад он своими руками собрал мотоцикл, на дачу летом ездил, а вчера вышел на улицу – мотоцикла нет. Говорят, и на даче у Виктора Ивановича теперь кто-то живет.

Вопросы к учащимся:

1. Хотели бы вы жить в данном городе?

2. Что необходимо сделать, чтобы его жители чувствовали себя комфортно и

защищено? Какие меры нужно принять, чтобы навести порядок в данном городе?

Мы только что представили, как жили бы люди, если бы у вещей не было хозяев, если бы не было понятия собственности.

Как вы думаете, какую тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Верно, тема урока (под запись): Гражданские правоотношения.

План урока:

    Сущность гражданского права

    Особенности гражданских правоотношений

    Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних

Нет!

Необходимо навести порядок!

Жители данного города должны соблюдать законы!

Права граждан?

Гражданское право.

Записывают тему урока в тетрадь

IV изучение нового материала

17-19 мин

Изложение программного материала. Рассказ с элементами беседы. Давайте вспомним, что вообще понимается под правовыми отношениями?

Какими отраслями права они регулируются?

Вот сегодня мы с вами как раз и познакомимся с самым главным регулятором рыночных, т.е. товарно-денежных отношений - с гражданским правом. Не случайно его часто называют фундаментом делового мира.

Гражданское право, как вам известно, является одной из отраслей права. Оно охватывает самый широкий круг отношений, в которые вступает гражданин. Многие даже не подозревают, что, покупая продукты в магазине, сдавая пальто в гардероб или беседуя с другом по телефону, совершают действия, которые регламентируются нормами гражданского права.

В чем же Сущность гражданского права?

Гражданское право – это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения.

Из определения видно, что гражданское право регулирует два вида общественных отношений: имущественные и личные неимущественные. Запишите себе схему:

Имущественные отношения возникают, как вы знаете, по поводу имущества – материальных благ.

К ним относятся …

словом, всё то, что имеет денежную оценку. Например, летом на отдыхе вы берёте напрокат лодку. Оплачивая эту услугу, вы распоряжаетесь своим имуществом – деньгами. Услуга собственника лодки является возмездной, т. е. возмещённой в денежном эквиваленте. Напомним, что предпосылкой возникновения имущественных отношений является право собственности (владение, пользование и распоряжение имуществом).

Личные неимущественные отношения возникают по поводу нематериальных благ. Приведите примеры.

Верно. Вы как автор произведения имеете право на его обнародование под своим именем, а издательство – соответствующие этому праву обязанности (неимущественные правоотношения). Кроме того, вы вправе получить за свой труд денежное вознаграждение, а издательство обязано выплатить вам гонорар (имущественное правоотношение). Другой пример. Журналист местной газеты опубликовал статью, в которой содержатся ложные сведения, порочащие доброе имя вашей семьи. В связи с нарушенным правом на честь и достоинство личности ваши родители могут по суду требовать от редакции опровержения ложных сведений (неимущественное правоотношение), а также денежной компенсации (имущественное правоотношение) за причинение морального вреда – стыда и унижения, которые они испытали.

Основными источниками гражданского права являются:

    Гражданский кодекс РФ

    Федеральные законы

    Указы президента, министерств и т. п.

Отметим, что нормы гражданского права содержатся в международных документах, Конституции РФ, федеральных законах, подзаконных актах и других источниках. Основным актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Усваивают материал, участвуют в беседе.

Это отношения, которые возникают между людьми.

Это социальные отношения, регулируемые нормами права, участники которого имеют юр. права и обязанности.

Семейным правом, трудовым, административным и т. д.

Регулирует отношения между людьми.

Переносят схему в тетрадь, приводят примеры.

- Вещи, работы, бытовые услуги

Изобретений, произведений науки, литературы, искусства, права на честь и достоинство личности, права на неприкосновенность частной жизни и пр.

Ребята, вы видите у себя на партах конверты, вам нужно правильно разложить карточки, в результате у вас получится схема «По поводу каких объектов возникают гражданские правоотношения?» и пояснить ее своими примерами.

Учитель следит за ходом работы групп и за правильностью выполнения задания.

Работа в группах. Ученики из карточек собирают схему:

В чем же заключаются Особенности гражданских правоотношений?

Под гражданским правоотношением понимается урегулированное нормами гражданского права имущественное или личное неимущественное общественное отношение. Оно представляет собой юридическую связь между участниками, которая выражается в наличии у них юридических прав и обязанностей.

    Одна из особенностей гражданских правоотношений – превалирование имущественных отношений над отношениями личными неимущественными.

А кто может участвовать в гражданских правоотношениях?

А еще кто?

Правильно, и запомните, что РФ, субъекты РФ, муниципальные образования приравниваются к юридическим лицам.

Участники гражданских правоотношений равны, автономны и самостоятельны – каждая сторона независима и принимает решение свободно, по доброй воле.

2. Участниками (субъектами) гражданских правоотношений являются физические лица (граждане) и юридические лица (предприятия, организации).

3. Гражданские правоотношения характеризуются и особыми объектами, т. е. тем, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения. К объектам относятся, как мы выяснили, вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Объектами могут стать работы, услуги, информация. Видами объектов являются и результаты интеллектуальной деятельности, а также здоровье, честь и достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и пр.

4. Содержанием гражданских правоотношений являются закреплённые в гражданском законодательстве права и обязанности, выражающие юридическую связь участников.

Например, если вы воспользовались услугами мастерской по ремонту обуви.

Но бывают случаи, когда одна сторона имеет только права, а другая – только обязанности. Представьте, что вы дали в долг деньги своему другу. Он (должник) обязан возместить ваши убытки, а вы (кредитор) имеете право получить их возмещение.

5. Гражданские права предполагают наличие правоспособности и дееспособности.

Посмотрите, у вас на партах есть карточки, давайте найдем соответствие между ними.

Итак, дети до 6 лет

А какие сделки?

От 6-до 14 лет

Приведите примеры

От 14 до 18 лет

От 16 лет по статье 27 ГК РФ

И у нас осталась одна карточка: свыше 18 лет

Скажите, возраст полной дееспособности можно увеличить или уменьшить?

С какого возраста можно стать президентом?

А судьей?

Можно заключать брак в 16 лет?

Правильно.

А сейчас, посмотрите пожалуйста на доску.

Что вы видите?

Вам в своих группах нужно привести примеры, иллюстрирующие каждую позицию схемы, рассказать о видах договоров и условиях возникновения обязательств при их заключении. Вы можете пользоваться учебником.

Виды договоров:

Обсуждение результатов работы групп.

Договоры могут заключаться устно и в письменной (простой и заверенной нотариусом) форме. Так, наиболее распространена устная форма заключения договора купли-продажи с выдачей покупателю кассового или товарного чека.

В устной форме договор дарения, который, в отличие от других видов договоров, является безвозмездным.

А вот договоры обмена жилья и других сделок с недвижимостью требуют не только простого письменного подтверждения, но и нотариального удостоверения и, кроме того, государственной регистрации. Нотариальное удостоверение говорит о том, что сделка является честной и законной, а государственная регистрация – о её официальном, публично-правовом признании и сопровождается выдачей сторонам свидетельства о праве собственности.

Неисполнение условий договора влечёт за собой гражданско-правовую ответственность: штраф, пени и пр.

Заключаются договора.

Регулируют личные неимущественные отношения.

Мы!

Физические лица.

Юридические лица

Работа в группах.

Полностью недееспособны (все сделки за них совершают родители).

Полностью за ними ухаживают, покупают игрушки, одежду, еду.

Частичная гражданская дееспособность: самостоятельно (без согласия родителей) совершают мелкие бытовые сделки, а также сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды; получают от родителей средства (карманные деньги) для определенных целей или для свободного распоряжения.

Покупают хлеб, тетради и пр.

Принимают подарки от бабушек

Например, через год я могу вступить в кооператив.

Ура! Через год я смогу открыть свое дело!

Полностью дееспособны.

Можно идти на выборы

В армию заберут

Пойду учиться на права и куплю себе машину!

Да.

Нет.

С 50, 45.

Старше 35 лет.

С 25.

Нет, только с 18.

Можно! При определенных обстоятельствах.

Схему «Виды договоров»

Например, договор купли-продажи квартиры или машины

По договору мы можем взять на прокат машину, лодку, мотоцикл и т.д.

Когда мы оплачиваем проезд в транспорте, нам дают билет, он является договором перевозки

Моя бабушка заключила договор дарения, по которому я получаю ее квартиру в собственность.

Договор на оказание услуг заключается в медицинских центрах.

На выполнение каких-либо работ мы заключаем договор подряда, например, ремонт крыши, уборка мусора и т. д.

По договору найма снимают квартиру, комнату, дом.

В камерах хранения на вокзалах мы заключаем договор хранения, также в ломбарде, в гардеробе.

Договор мены – это тот же бартер, т. е. участники договора на взаимовыгодных условиях обмениваются какими-либо вещами.

V Домашнее задание.

2 мин

§ 12,выучить записи в тетради, с. 101 вопросы 1-4 (у)

Записывают д/з.

VI Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.

4 мин

Ребята, я каждому раздала лист самооценки и рефлексии для учащихся, отметьте нужный ответ.

Самостоятельно подводят итоги урока, выставляют оценки.

Выполняют задание.

VII Закрепление.

2-3 мин

На с. 102 выполнить Практикум письменно.

Выполняют задание.

Приложение.

Задание на карточках.

    Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право?

    Какие права Золушки нарушала ее мачеха?

    Макар учится в 10 классе, он интересуется информатикой, изучение же гуманитарных предметов считает не нужным. Однажды, получив двойку по истории, он выкрикнул учительнице:

Вы – плохой учитель! Ничего толком объяснить не можете!

Макар! Ты не имеешь права говорить мне такие слова! – возмутилась учительница.

У меня есть право свободно выражать свое мнение по вопросу, меня касающемуся. Поэтому слушайте меня внимательно! У хорошего преподавателя ученики двойки не получают!

Разрешите ситуацию.

    К Федору часто приходят одноклассники. Ребята не делают ничего противоправного: просто общаются, смеются, иногда вместе смотрят диски с фильмами. Бабушка Федора часто делает им замечания, требуя, чтобы после 23:00 они обязательно расходились. Федор говорит бабушке: «Дремучая ты! Конвенцию о правах ребенка не знаешь! И вообще… мы, дети, имеем право на свободу мирных собраний!»

Разрешите ситуацию.

По поводу каких объектов возникают гражданские правоотношения?

Материальные объекты Нематериальные объекты

Предприятия

Информация

Работы и услуги

Гражданская дееспособность несовершеннолетних

Полностью недееспособны (все сделки за них совершают родители).

Частичная гражданская дееспособность: самостоятельно (без согласия родителей) совершают мелкие бытовые сделки (покупку в магазине продуктов, книг, тетрадей и пр.), а также сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды (принять подарок); получают от родителей средства (карманные деньги) для определенных целей или для свободного распоряжения.

Частичная гражданская дееспособность: самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами; право вносить вклады в банк и распоряжаться своими вкладами; осуществление авторских прав; право вступать в кооператив (с 16 лет). Имущественная ответственность по заключенным сделкам и за причинение вреда.

Полностью дееспособны, если они работают по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей либо попечителя занимаются предпринимательской деятельностью.

Полностью дееспособны.

"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

a) для уважения прав и репутации других лиц; или

b) для охраны государственной безопасности, или общественного порядка (ordre public), или здоровья, или нравственности населения.

Статья 14

1. Государства - участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

2. Государства - участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.

3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

Статья 15

1. Государства - участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 16

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Статья 28

1. Государства - участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства - участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. Государства - участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 31

1. Государства - участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства - участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Статья 32

1. Государства - участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

2. Государства - участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства - участники, в частности:

a) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;

b) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;

c) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Хотели бы вы жить в данном городе? Что необходимо сделать, чтобы его жители чувствовали себя комфортно и защищено?

Cлайд 6

Cлайд 7

Гражданское право это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения.

Cлайд 8

Cлайд 9

Гражданские правоотношения Название отношений Имущественные отношения Личные неимущественные отношения. По поводу чего возникают По поводу имущества, материальных благ (вещи, работы, бытовые услуги) По поводу нематериальных благ (изобретения, произведения науки, литературы, искусства, право на честь и достоинство, право на неприкосновенность частной жизни)

Cлайд 10

Практикум: Определите, какие из перечисленных юридических фактов порождают гражданские правоотношения (укажите их вид): 1. заключение брачного договора, 2. заключение договора о поставке продукции, 3. конфискация имущества, 4. установление авторства, 5. нарушение дисциплины труда, 6. совершение покупки в магазине, 7. публикация стихов в газете, 8. признание права собственности на объект недвижимости, 9. выпуск сборника популярных песен, куда вошла и песня молодого поэта-песенника, 10. ссора и драка между соседями коммунальной квартиры. Имущественные Личные неимущественные

Cлайд 11

Практикум: Определите, какие из перечисленных юридических фактов порождают гражданские правоотношения (укажите их вид): 1. заключение брачного договора, 2. заключение договора о поставке продукции, 3. конфискация имущества, 4. установление авторства, 5. нарушение дисциплины труда, 6. совершение покупки в магазине, 7. публикация стихов в газете, 8. признание права собственности на объект недвижимости, 9. выпуск сборника популярных песен, куда вошла и песня молодого поэта-песенника, 10. ссора и драка между соседями коммунальной квартиры. Имущественные Личные неимущественные 2, 6, 8 4, 7, 9

Cлайд 12

В каких источниках содержатся нормы гражданского права? Международные документы; Конституция РФ; Федеральные законы и подзаконные акты; Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Cлайд 13

Что такое гражданские правоотношения? Гражданские правоотношения – это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права.

Cлайд 14

Cлайд 15

Элементы гражданских правоотношений Субъекты Объекты Содержание Физические (граждане) и юридические лица (предприятия, организации) То, по поводу чего участники вступают в ГП: - вещи, работы, бытовые услуги изобретения, - произведения науки, литературы, искусства, - право на честь и достоинство. Закрепленные в гражданском законодательстве права и обязанности участников правоотношений.

Cлайд 16

Практикум: Укажите элементы гражданских правоотношений на конкретных примерах. 1. Гражданка Панина закала в частной фирме новые окна, которые, согласно заключенного договора, должны были быть установлены в течение трех дней. 2. 17-летний Сидоров на свою первую стипендию приобрел в музыкальном магазине «Мьюзикшоп» диски с записями его любимой рок-группы. Однако один из дисков оказался бракованным. 3. Гражданин Гусев, после смерти своего отца решил опубликовать его стихи в одном из издательств, о чем был заключен договор. Издательство стихи опубликовало, но под другим именем.

Cлайд 17

Сделка это действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Какие три действия включает в себя сделка?

Cлайд 18

Практикум: На примере конкретной ситуации заполните таблицу: По завещанию дедушки, его квартира перешла в собственность внука Петра. Уезжая в длительную командировку, Петр сдал эту квартиру для временного проживания своему другу Ивану, а вернувшись, обменял на загородный дом. Действие Юридический факт Права и обязанности

Cлайд 19

Действие Юридический факт Права и обязанности сторон Установление права собственности Завещание дедушки Изменение права собственности Сдача квартиры в наем Прекращение права собственности Обмен квартиры на загородный дом.

Слайд 2

Дед Иван

  • Слайд 3

    Студентка Оля

  • Слайд 4

    Виктор Иванович и собранный его руками мотоцикл

  • Слайд 5

    Хотели бы вы жить в данном городе?

    Что необходимо сделать, чтобы его жители чувствовали себя комфортно и защищено?

    Слайд 6

    Гражданские правоотношения

  • Слайд 8

    Гражданские правоотношения

  • Слайд 9

    Слайд 10

    Практикум: Определите, какие из перечисленных юридических фактов порождают гражданские

    Слайд 11

    правоотношения (укажите их вид):

    1. заключение брачного договора, 2. заключение договора о поставке продукции, 3. конфискация имущества,

    4. установление авторства, 5. нарушение дисциплины труда, 6. совершение покупки в магазине, 7. публикация стихов в газете, 8. признание права собственности на объект недвижимости, 9. выпуск сборника популярных песен, куда вошла и песня молодого поэта-песенника,

    10. ссора и драка между соседями коммунальной квартиры.

    Слайд 12

    В каких источниках содержатся нормы гражданского права?

    • Международные документы;
    • Конституция РФ;
    • Федеральные законы и подзаконные акты;
    • Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).
  • Слайд 13

    Что такое гражданские правоотношения?

    Гражданские правоотношения – это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права.

    Слайд 14

    Элементы гражданских правоотношений

  • Слайд 15

    Слайд 16

    Практикум: Укажите элементы гражданских правоотношений на конкретных примерах.

    1. Гражданка Панина закала в частной фирме новые окна, которые, согласно заключенного договора, должны были быть установлены в течение трех дней.

    2. 17-летний Сидоров на свою первую стипендию приобрел в музыкальном магазине «Мьюзикшоп» диски с записями его любимой рок-группы. Однако один из дисков оказался бракованным.

    3. Гражданин Гусев, после смерти своего отца решил опубликовать его стихи в одном из издательств, о чем был заключен договор. Издательство стихи опубликовало, но под другим именем.

    Слайд 18

    Практикум: На примере конкретной ситуации заполните таблицу:

    По завещанию дедушки, его квартира перешла в собственность внука Петра. Уезжая в длительную командировку, Петр сдал эту квартиру для временного проживания своему другу Ивану, а вернувшись, обменял на загородный дом.

    Слайд 19