Пожалуйста, объясните, что есть моя воля и воля Божия?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Мысль о том, что исполнение воли Божией является не только прямым, но и единственным путем к спасению, является основополагающей. Господь всемогущ, любит нас и хочет каждого привести к спасению. И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки (1Ин.2:17). Святые отцы употребляют богословское понятие синергия (греч. synergos - вместе действующий). Мы не можем спастись без Божией благодати (подается она только тому, кто поступает по воли Божией). Бог же почтил нас свободой воли и не спасает нас насильно. Если бы все и во всем исполняли волю Божию, то наступило бы идеальное состояние мира: не было бы согрешающих и духовно погибающих. Поэтому так много в святоотеческих творениях говорится о исполнении воли Божией. Сделать это невозможно, не отсекая свою волю. Здесь и начинается самое трудное. Человек (особенно современный), имея падшее естество, чаще всего направляет свою волю на удовлетворение похотей и страстей (от самый грубых у одних, до утонченных и завуалированных - у других). Сколько придумано софизмов и составлено мнимых теорий, чтобы защитить и сохранить свою искаженную грехом волю! Мы вступили в полосу удручающего нравственного оскудения. Нет такого вида порока и греха, в оправдании которого не злоупотребляли бы такими понятиями как права человека и свобода. Современный человек настолько расслаблен и настолько уклонился от нормального духовного состояния, что для него является болезненной даже слабая попытка помочь ему исправиться.

Что же нужно, чтобы жить по благодатной Божественной воле? Духовный опыт христианства свидетельствует, что этот навык как добрый плод появляется и созревает по мере духовного совершенства человека. Если растет в нас вера, то и возрастает во всем доверие к Богу. Тогда крепнет в нас решимость и обретается умение угождать во всем Ему. Если исчезло в нас себялюбие и умножилась любовь, то очистилось и наше духовное око, чтобы увидеть угодное Богу. Так со всеми добродетелями. Преп. Макарий Великий применяет к добродетелям образ золотой цепочки: все звенья связаны и каждое тянет за собой другое. И наоборот, «если естественные силы души не будут очищены от сквернот и срамот, какими они завалены по причине грехов, и если не получат затем должного врачевания, преобразования и укрепления, то с ними нет никакой возможности исполнять волю Божию» (Преп. Симеон Новый Богослов). В богатой сокровищнице 17-векового опыта монашества есть много доказательств, что быстрее других достигали высот те, кто с самого начала монашеской жизни главной целью поставили полное отсечение своей воли и стяжание смирения. Самый яркий пример - преп. Досифей, который за пять лет сподобился святости и стал в лике тех, кто десятилетия провел в пустыне, совершая суровые аскетические подвиги. «Не в видимых пустынях и горах пребывал он и не полагал великим иметь власть над дикими зверями, но он возлюбил душевную пустыню и желал приблизиться к горам вечным, дивно просвещающим, и наступать на душегубительные главы мысленных змей и скорпионов. Сих вечных гор он вскоре и сподобился достигнуть, с помощью Христовою, страдальческим отсечением своей воли; а отсечение своей воли открыло ему непогрешительный путь святых отцов, который показал ему блаженное оное бремя лёгким и спасительное и благое иго поистине благим. Отсечением же своей воли он научился лучшему и дивному способу возвышения - смирению, и принятую от святых старцев заповедь: "будь милостив и кроток" исполнил на самом деле, а чрез сие украсился всеми добродетелями. Блаженный всегда носил во устах оное старческое изречение: "достигший отсечения своей воли достиг места покоя". Ибо он, старательно испытав, нашел, что корень всех страстей есть самолюбие» (Авва Дорофей, Душеполезные поучения).

В православии очень часто употребляют термин «промысел Божий». Верующие не всегда понимают, чем он отличается от понятия «воля Божья». Управляет ли Творец нашей судьбой и жизнью? Имеет ли человек свою волю?

Что такое божий промысел

Происхождение фразы

Термин «Божий промысел», или же провидение, (лат. Providentia) зародился в Древней Греции, ввел его великий философ Сократ. Означает он действие Высшего разума, которое несет всеобщее благо для мира. Он много рассуждал о Творце и влиянии его на ход мировой истории.

Значение фразы в христианстве

Митрополит Филарет определил свое определение промысла Божьего:

«Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует.»

В Святом писании и Священном придании подробно растолкована суть этого понятия. Идея заключается в том, что Господь несет в себе свет любви и добра. Все религиозные отношения построены на божественном провидении.

Определение в философии

Есть такое философское учение, которое называется «деизм». Там нет понятия провидения. Суть его заключается в том, что Бог - творец, но он не управляет эти миром. Некоторые люди признают, что Бог устроил этот мир, но раз в нем происходит так много катастроф, значит Господь им не занимается, а пускает все на самотек. Это учение широко распространено на Западе.


История понятия

Зарождение идеи

Понятие зародилось в философии и религии Древней Греции. Впервые о высшем разуме заговорил Сократ. Эту идею поддержали стоики, которые считали, что человек должен подчиняться природе и божественному промыслу. Позже появилось понятие, которое называют судьба.

Развитие и распространение

Идея провидения была популярна в александрийской философии, труды о нем были написаны Филоном Александрийским. Он поддерживает идею о том, что Бог управляет судьбами людей.

После Филона этим вопросом занимался Плутарх, который считал, что Бог заботится обо всех живых существах, которых он создал.

Дальнейшая судьба

В Средние века шло рассуждение о том, влияет ли Господь не только на частную жизнь человека, но и на мировые происшествия. Люди не знали, как согласовать добро и зло, которое происходит в мире.

Многие из философов не могли сопоставить волю Божью и наличие катастроф и бедствий на этой планете.

Идея о провидении заканчивается в христианских учениях, где рассуждается о бесконечной любви Бога к миру и человеку.

Современное значение

Промысел Божий в жизни человека заключается в том, что Создатель заботится как отец о своих творениях. Он не бросает никого в беде, а ведет к правильному выбору. Только грешная природа человека может ему не дать это сделать.

Святые отцы тоже много рассуждают о промысле Божьем, например, вот, что говорит Иоанн Златоуст:

«Уврачевать сердце может единственно Тот, Кто один создал сердца наши и знает все дела наши; Он может войти в совесть нашу, коснуться сердца и утешить душу.»

Он рассуждает о том, что кто бы человека не беспокоил, если в его сердце живет Бог, то его никакие внешние обстоятельства не сломят.

«Ни одна птичка не упадет без воли Божьей.»

Творец посылает только добро и любовь, у него нет темной стороны. Он посылает человеку болезни и страдания, чтобы тот пришел к спасению через боль и слезы. Страдая, человек понимает, насколько суетлива его жизнь, и обращается к религии.


Божий промысел в жизни людей

Как понять, что это он

Человеку нереально узнать, что на самом деле готовит для него Господь. И философы, и ученые много лет бились над тем, чтобы понять этот вопрос. Есть интересная история о верующем Авве Антонии, который задавался творцу вопрос, почему одни здоровые, а другие больные, почему кто-то бедный, а кто-то богатый. На что Бог ему ответил:

«Смотри на свою жизнь, а не занимайся чужими судьбами.»

Нужно знать, как проявляется провидение в человеческой жизни. Это может быть череда случайных событий, которые не поддаются контролю. Интересное, но не всегда удачное стечение обстоятельств, - это и есть божественный промысел в нашей жизни.

Примеры

Был случай с ветераном войны, которую зовут Валентина, ей сейчас 76 лет. Она спасла во время бомбежки одно высокопоставленное лицо. Об этом случае сохранились заметки в газете, она награждалась за свой подвиг Сталиным. Отец Вадим предложил ей исповедоваться и напомнил, что в окопах неверующих нет. Рядом был храм, но Валентина посмеялась над священнослужителем и наотрез отказалась его слушаться.

Она ему сказала:

«Да что вы, никакого Бога нет, я прошла войну и голод в Сталинграде, не осталось никаких ранений.»

Она высказала свое пренебрежение обряду причащения и не понимала, как можно вкушать дары из одной ложки со всеми.

С тех пор прошло 10 лет. Отец Вадим с еще одним священнослужителем поехал причащать больную в военный госпиталь в Измайлово. Старая женщина в палате была совсем худая, чем не могла не поразить. В одном из коридоров отцу Вадиму встретилась родственница Валентины. Она подошла к священнослужителю. Оказалось, что та старушка, которую причащали, была та самая Валентина, ей уже было на тот момент 86 лет. Врачи не знали, что с ней делать, она плохо спала и ворочалась.

Бог преподнес эту встречу людям, у отца Вадима остались еще Святые Дары. Валентина сказала ему:

«Мне очень страшно умирать, жизнь была пуста.»

Ей начали возражать, ведь она прошла войну, спасла человека, пережила голод, обзавелась детьми и даже внуками и правнуками. Отца Вадима она не узнала, даже когда он пришел во второй раз.

Старушка сказала:

«Я рада, что у меня столько всего есть, но я жалею лишь об одном: что 10 лет назад сказала одному священнослужителю, что Бога нет, мне очень бы хотелось исповедоваться.»

Именно по воле Божьей устроилась эта случайная встреча. Вместе с отцом Вадимом был священник, который сразу же принял эту исповедь. Из глаз закостенелой коммунистки потекли слезы, ее душа очистилась.

Нужно еще обратить внимание на погоду, которая была за окном. На улице было пасмурно и собирался идти дождь. Хотели занавесить окно. Женщина сказала:

«Я вижу свет, ничего не закрывайте.»

Она попросила священников придти еще, и в следующий раз они совершили таинство Соборования. После этого обряда ее душа буквально в течение нескольких минут ушла в мир иной. Так бог решил их встречу и отправил ее душу к свету, который она узнала только в конце жизни.

С нами тоже происходит много событий в повседневной жизни, которые доказывают божественный промысел. Часто бывает такое, что нужно куда-то поехать, а билета нет. В этот день случаются аварии и ДТП на дороге, в итоге вы остаетесь целы и невредимы. Многие покупают билет на самолет, а потом его сдают, просто потому что есть плохое предчувствие. А это и есть промысел Творца, который бережет нас от потерь.

Грехи человечества велики, но Господь посылает нам через испытания и болезни вечное спасение. Сын Творца Иисус Христос даровал людям вечное спасение. Нужно возлагать искреннее упование на Бога, а не на себя. Тогда даже в случае ошибки Творец приведет вас к нужному решению и укажет верный путь.

Видео о промысле Божьем

Из представленного видео вы сможете узнать больше о промысле Божьем.

Воля Божия всегда исполняется в том лишь случае, когда человек с полным доверием Предает себя и свою просьбу в руки Божии и говорит: «Да будет Воля Твоя Господи!» Но часто, люди хоть и говорят «Да будет воля Твоя», но на самом деле внутри себя настаивают только на своей собственной воле, на своем желании, не желая отдаться полностью Воле Божией. И что может сделать для нас Бог в этом случае, если мы упорно стоим на своем желанием, чтобы было всё-таки по нашему, а не так как хочет Бог? Конечно же Он нас не слышит и не помогает.

Даже слов «ищете прежде всего Царствия Божьего» мы еще не поняли. Или мы веруем и вверяемся Богу, Доверяем во всём Ему, отдаемся Господу и Бог Сам заботится о нас, управляет нашей жизнью и судьбой, нашими делами и нами самими, во всём помогает нам, защищает и хранит нас от всякого зла. Если мы не веруем, не доверяем Богу, — то тогда мы сами должны Заботиться о себе и обо всем нужном для своей жизни — потому что Бог неверующим людям не помогает. То есть, живем уже так, как можем, как получится и как нам повезёт, если конечно вдруг повезёт – ну, а не повезёт, что-ж сами виноваты, без Бога живём. И похожи мы на щепку, которую несёт по реке жизни наша судьба, либо потонем, либо на мель выбросит.

Когда мы вверяем себя Господу, Он, наш Добрый Бог, Внимательно следит за нами и Заботится о нас. Как добрый управитель Он дает каждому из нас то, что нам нужно и Необходимо. Он входит даже в частности наших вещественных и материальных нужд. И для того, чтобы мы уразумели, и хорошенько поняли и увидели Его заботу о нас, Он дает нам ровно столько, сколько нам нужно. Не жди однако же того, чтобы сначала Бог дал тебе что-нибудь, нет, прежде сам отдай Богу всего себя. Потому что если ты только постоянно просишь что-нибудь у Бога для себя, а сам с доверием не отдаешь себя Ему, то из этого видно, что у тебя есть свой собственный дом и свои собственные интересы, и планы по жизни, и ты чужд Вечных Небесных Обителей. Те люди, которые всё отдают Богу и сами всецело отдаются Ему, — укрыты Великим Божиим куполом и защищены Его Божественным Промышлением (Заботой).

Доверие к Богу — ЕСТЬ Таинственная нескончаемая МОЛИТВА, в необходимый момент Привлекающая Божественные СИЛЫ туда, где в них есть Нужда, где ТРЕБУЕТСЯ Божия помощь.

Если человек полностью доверяется Богу, то и Бог не Оставляет его. И действительно, если к примеру, завтра в десять часов утра тебе что-нибудь понадобится, то (если эта потребность не превышает пределы разумного, и вещь действительно необходима) без пятнадцати десять или пол десятого утра Бог будет иметь ее готовой для того, чтобы дать это тебе. Я заметил, что если мне к примеру нужно что-то завтра, то Добрый Бог позаботился об этом уже сегодня. То есть еще до того, как мне подумать об этом, подумал об этом Бог, Он позаботился о необходимом для меня заранее, и дает его в тот час, когда это нужно. Следовательно Бог всегда Заботится обо всем нужном нам — Заранее.

Вера усиливается добросовестной, сердечной молитвой. Человек, не приобретший веру в Бога в детстве, но расположенный к этому, может получить ее с помощью простой молитвы, прося у Господа Иисуса Христа прибавить ему веру. «Господи, приложи нам веру».

Пророк Исайя говорит, — что те, кто не хочет спастись – не понимают, не хотят понимать и не хотят ничего знать о Господе и Его Заповедях.

Одной только веры в Бога, для получения помощи от Бога недостаточно: — необходимо еще и полное ДОВЕРИЕ — Богу. Доверие к Богу привлекает Его помощь человеку. Христианин верует и полностью вверяет себя Богу до смерти. И тогда он ясно видит Божию руку, спасающую его. Возлагая свое будущее на Бога, мы тем самым обязываем Его нам обязательно помочь. Матерью безусловного доверия Богу является вера. Имея такую веру и тайно молясь, человек пожинает плоды своей надежды на Бога получает просимое.

Доверие Богу — это постоянная, Непрекращающаяся молитва, и в нужный час она приводит к Божественным результатам.

Сначала Рождается — вера и доверие к Богу, а потом — ПРИХОДИТ любовь к Богу. Для того, чтобы любить — нужно обязательно верить и доверять. Человек не может полюбить то, во что он не верит, потому что для того, чтобы возлюбить Бога, надо уверовать в Него. Люди не веруют по настоящему, маловерны, оттого и не жертвуют собой. Все равнодушие начинается с этого.

Безразличие и РАВНОДУШИЕ к Богу — ПРИВОДИТ к безразличию и РАВНОДУШИЮ ко всему остальному, что есть в мире — ПРИВОДИТ к ДЕГРАДАЦИИ человеческой личности.

Если человек хочет жить спокойно не беспокоясь за свою жизнь, и своё будущее, то он должен уверовать в слова Божии, в то, что сказал Христос: «Без меня Не можете творить и Делать Ничего на земле». То есть, нужно постараться хорошенько понять одну очень важную истину, что без Бога, без помощи Божией, без силы и энергии, без защиты Божией, без вразумления и научения Божия — ни один человек на всей земле даже шага не сделает. Даст Бог человеку утром свое благословение – разрешение, Благодать свою и физические силы, и доброе, рабочее настроение — человек поднимется и начнёт заниматься своими делами, не Даст Бог человеку своего благословения и Благодати своей на наступающий день — и человек может пролежать весь день в постели в большой слабости, и в унылом, мрачном настроении, ничего полезного не сделав за весь день. Возьмет Бог человека под свою защиту, под свой Божий Покров в наступающем дне, и человек где бы он не был, в любой рискованной и кризисной ситуации, даже хоть на самой войне, прямо в рукопашном бою — останется цел, и невредим, и ничего с ним не случится, потому что его хранит, и защищает Покров Божий от всякого зла — вот, что означает на самом деле Покровительство, помощь и защита Божия. «Без Воли Божией и волос не упадет с головы человека».

«Блаженные (Счастливые) нищие духом» — это означает следующее: вот человек начал жить духовной жизнью, и потихоньку с годами духовно растет, и вот приходит день, когда Бог ему открывает одну из своих больших тайн, в один прекрасный день, человек вдруг начинает чувствовать и отчетливо понимать всю свою полную незащищенность, и свое бессилие в этом мире, что он сам — ничего не может и не знает и не умеет что-либо делать, если Бог не пожалеет его, и не научит, и не поможет, и не сохранит. Человек ощутил свою полную беспредельную зависимость от любви и Заботы Божией, как зависит младенец от любви, и заботы о нем своей матери. Вот скажем к примеру стоит нищий и ему нечего есть, ему не на что жить, и тогда он обращается к людям с просьбой: «Люди добрые помогите, подайте пожалуйста на жизнь», вот так и человек однажды поняв кто он на самом деле на этой земле, узнав о своей полной ЗАВИСИМОСТИ от любви, помощи и Заботы Божией, тотчас же припадает в молитве к Богу о помощи и защите, и уже тогда всю свою жизнь он ни на минуту НЕ ЗАБЫВАЕТ о Господе, и не отходит от Него, благодарит и славит своего Бога. «Господи помилуй меня грешного, не оставляй и не покидай меня».

Бог дал человеку полную свободу и никогда не нарушал свое слово, и свое решение, Бог помогает и вмешивается только тогда, когда человек сам лично попросит об этом Бога. Для того, чтобы нам Помогали и Бог и Святые, этого должен хотеть и ПРОСИТЬ сам человек, в противном же случае помогать они не будут. Если человек не хочет — то Бог это чтит и уважает, и если кто-то не хочет в Рай то Бог, не берет его туда силком. Кроме тех случаев, когда человек находившийся в духовном неведении, был несправедливо обижен, тогда он имеет право на Божественную помощь.

Даже, если ребенок вдруг дерзнет чуть Бесстыдно, ГРУБО или дерзко ПОГОВОРИТЬ со своими родителями или старшими, — то его уже ОСТАВЛЯЕТ Благодать и Покров Божий, и он подвергается и принимает бесовское воздействие. / Старец Паисий./

Уверенность же человека в самом себе, что он и так, сам один, без помощи Бога — всё знает и умеет, и всё может, всего на земле — Сам достигнет и Добьётся, и хорошо проживёт, то это — гордая САМОУВЕРЕННОСТЬ и САМОНАДЕЯННОСТЬ – это ТЯЖКИЕ грехи. Господь оставляет всех таких самоуверенных в себе гордых людей. Бог гордым, эгоистичным, самоуверенным людям — не помогает, не хранит и не защищает их, — они все оставлены на произвол своей судьбы, и печально заканчивают свою жизнь.

Тот, кто ОПРАВДЫВАЕТ своё падение, свои грехи, ДУРНЫЕ привычки и недостатки — оправдывает диавола и радует его, потому что поступает так, как хочет диавол.

Христос сначала искал веры человека в Силу Божию и только после этого совершал чудо. «Если ты веришь в Силу Божию, — говорил Он, — то будешь исцелен от своей болезни». Христос спрашивал «Веруешь ли ты?» — спрашивая это, Он имел в виду следующее: «Веруешь ли ты в Бога? Веришь ли ты, что только Бог может сделать это?» Он хотел, чтобы человек сам подтвердил то, что он верует Богу, и только тогда помогал ему. Нигде в Евангелии не написано, что надо непременно верить только в себя, в свои силы и способности, и свой Самонадеянный Эгоизм. Евангелие призывает веровать в Бога, Его доброту и любовь к нам, и Неустанную заботу о нас, во Всемогущество Божие, в то, что только именно Бог может помочь мне, может меня исцелить, и даровать здоровье и саму жизнь, Только один Господь Бог способен Творить такие чудеса и больше нет ни какой другой силы во всей вселенной кроме одного Господа Бога. Но эти люди извращают смысл Евангельских слов и говорят — «У человека есть своя сила, свой разум, и свои уникальные способности, и поэтому он должен верить в себя, и надеяться только на себя».

Но если кто-то верит только — в себя одного и в свои силы, то в этом обязательно есть — либо ЭГОИЗМ и ГОРДЫНЯ чистой воды, либо Беснование. / Старец Паисий. /

Что может быть общего у Благодати Божией с гордостью и самомнением? Ничего и никогда, поэтому и гордого, самоуверенного, эгоистичного человека, даже если он и знал ранее что-либо о Боге, и имел какую-то веру в Него, и даже старательно ранее подвизался в вере — ходил часто в храм, молился, исповедывался, постился — обязательно ОСТАВЛЯЕТ Благодать Божия, и у него начинаются сомнения, недоверие Богу, холодность и равнодушие, он начинает себя насиловать, и в конце концов сильно устает, и сбавляет свой пыл, у него появляются помыслы неверия, и он уже сомневается и в самом бытие Бога, — вера потихоньку теряется совсем, и уходит. / Старец Паисий.

Бог помогает там, где нужна и Необходима его помощь, там, где люди не могут ничего сделать по человечески своими силами, но нашей Глупости и Лени — Он помогать не будет. Если человек имел намерение сделать то, что он мог, и не сделал этого, потому что ему что-то помешало, то в трудную минуту Бог поможет ему. Однако если у него были силы и возможности, но не было желания делать, то Бог не станет ему помогать. Например, тебе велят закрывать на ночь дверь на засов, а ты или ленишься, или не считаешь это важным и нужным делать, и не закрываешься, а сам говоришь, что Бог тебя сохранит. Ты не закрываешься не потому, что полагаешься на Бога, а потому что просто ленишься или ведешь себя неразумно и беспечно. Но как же тогда поможет тебе Бог?

Разве Бог — СТАНЕТ помогать лентяю и легкомысленному, беспечному человеку? Да если кому-то было сказано запереться на засов, а он этого не делает, то его за одно только непослушание нужно наказать. Бог, для того, чтобы нам помочь хочет и нашего собственного старания и труда. Поэтому будем всегда делать хорошо и добросовестно то, что мы можем своими силами и возможностями, чтобы то, что не можем мы, — сделал бы Бог.

Человек должен действовать по человечески до какого-то предела, а потом Оставлять всё на Бога. Не будем же у Бога просить того, что может быть сделано через людей. Будем смиряться перед людьми и просить их помощи.

Люди не веруют по настоящему, МАЛОВЕРНЫ, оттого и ЭГОИСТИЧНЫ и не жертвуют собой, не хотят помогать всем, кому трудно. Всё РАВНОДУШИЕ начинается с этого.

Когда наш ближний страдает и нам больно за него, мы переживаем за него, и мы молимся, и просим Бога помочь ему, то это приводит Бога в умиление, потому что тогда Он Сам вмешивается по нашей просьбе, не нарушая свободы человеческой воли. Бог хочет, чтобы мы просили Его об этом. Он хочет прийти на помощь сразу же, если это идет нам во благо. Итак, для того, чтобы нам помогали и Бог и Святые, этого должен хотеть и просить сам человек, в противном же случае помогать они не будут.

Если человек чего-то НЕ ХОЧЕТ — то Бог это чтит и УВАЖАЕТ, и если кто-то не хочет в Рай то Бог, не берёт его туда силком.

Когда вы в течении долгого времени чего-то, просите у Господа и всё никак не получаете, и Бог не даёт вам своей помощи, то знайте, что причина этому — ваша ГОРДОСТЬ и ЭГОИЗМ и ваши тяжкие грехи. Невозможно, чтобы Бог не помог человеку, если у Него нет опасения, что человек потом все обязательно припишет себе. Лишь только когда исчезнет предрасположенность к гордости и человек будет духовно здрав, Бог сразу же избавит человека от мучающей его страсти, поэтому, чтобы получить помощь от Бога, человеку нужно обязательно вспомнить кто он на самом деле перед Богом, вспомнить о своих грехах и признать свою вину перед Богом, и смириться, отдать себя в руки Божии. Скажем так: «Боже мой, Я такой никчемный и грешный человек, я так виноват перед Тобой! Прошу Тебя прости меня и помоги мне». Тогда Бог помогает, потому что смирившаяся душа под руку Господню имеет право на Божественную помощь. / Старец Паисий./

Тот, кто серьезно разговаривает с клеветником, со злым и подлым, или с глупым человеком, пытаясь найти взаимопонимание, показывает, что с ним самим не все в порядке, потому что злонравный человек, хуже глупца, так как его разум помрачается злобой и эгоизмом. / Старец Паисий./

Во всех случаях жизни, когда нужно что-то предпринять и сделать, будем задавать себе вопрос: «ОБДУМАЛ ли я это? Помолился ли об этом?» Привыкая делать что-либо не обдумав и не помолившись об этом Богу, чтобы Бог Благословил и помог, — человек действует по сатанински.

Молчанием ПРЕДАЁТСЯ Бог! Когда верующие люди молчат перед кощунниками, сектантами и злыми людьми, не защищают, и не отстаивают свою Православную веру, не ставят заслон безбожникам — они ПРЕДАЮТ своего Господа, ПРЕДАЮТ свою веру. Предатель, если искренно не раскается в своем предательстве, и не изменит своего поведения – так и погибает предателем, Бог оставляет таких людей на погибель, на вечное мучение в аду. / Старец Паисий./

Сейчас Бог терпит всё то, что происходит в мире. Терпит для того, чтобы злые, недобрые люди – НЕ СМОГЛИ оправдаться на Страшном Суде. Бог ждёт от людей терпения, молитвы, покаяния и борьбы. Какое же у Бога благородство! Иного человека взять, столько зла натворил, стольких людей убил, а до сих пор жив. На Страшном Суде Бог скажет такому человеку: «Я дал тебе жизни больше, чем добрым людям, Я ждал твоего покаяния, но его не было». Смягчающих вину обстоятельств у такого человека уже не будет.

Нельзя забывать того, что Бог дает Испытания для вашей пользы. Эти испытания укрепляют вас, если вы верите Ему, но губят вас если не верите. Если вы говорите: Да будет воля Твоя, значит верите, и всякую неприятность и неудачу свою, примете мирно и спокойно, покоряясь руке Того, Кто знает лучше чем вы, что, где и когда вам нужно. Нищета тогда вам будет в радость, как и приобретение богатства. Между одним и другим вы не найдете разницы, и одинаково скажите: «Да будет воля Твоя»!

В издательстве Сретенского монастыря вышла в свет книга митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая (Хаджиниколау) .

Книга включает в себя беседы митрополита Николая, в которых он рассуждает о сокровенном мире человека, о смысле боли и страданий, о встречах с Богом и о наших насущных проблемах.

Предлагается вниманию читателя размышления митрополита Николая о воле Божией. «Если мы нашу волю подчиняем воле Божией и отождествляем с ней, то ум наш просвещается, в нас рождается решимость и утверждается наша личность».

Воля Божия

Воля Божия является выражением Его святого желания: Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Наше спасение и познание истины является Его волей. Заповеди Божии, то есть их соблюдение, о чем мы говорили чуть выше (или, по крайней мере, искреннее наше желание жить в духе заповедей Божиих), являют Его святую волю и даруют нам необходимое просвещение, чтобы познавать Его истину.

Конечно же, на протяжении всей жизни нам предоставляется свобода выбора, это подтверждается тем, что мы порой не знаем, как поступить в различных ситуациях. А выбор того или иного решения часто заставляет нас задуматься, является ли это волей Божией или проявлением нашей собственной воли.

Однако Бог не действует по принципу линейного уравнения с единственно верным решением. Иначе бы Он, создавая людей, не наделял бы их свободой. Для каждого человека, для каждого случая, для каждого мгновения Господь преподносит безграничное число возможностей, и все они выражают Его волю. А потому воля Божия не похожа на нашу эгоистическую волю. Божия воля существует не для того, чтобы сковывать нашу свободу, но чтобы ее задействовать, оживить. Единого неверного проявления нашей воли достаточно, чтобы сковать нашу свободу и подчинить ее нашему эгоизму. Множество же проявлений Божией воли помогает нам обнаружить свободу как величайший Божий дар.

Если мы нашу волю подчиняем воле Божией и отождествляем с ней, то ум наш просвещается, в нас рождается решимость и утверждается наша личность. Существует чудесная молитва, которая выражает этот дух следующими словами: Господи, сотвори со мной, якоже Ты хощеши; хощу я или не хощу . Если человек молится так от всего сердца, может ли возникнуть вопрос: какова воля Божия? Божия воля имеет множество проявлений, предоставляя каждому из нас различные благоприятные возможности. Если мы отождествили нашу волю с Его святой волей, то мы ясно различаем, что нам выбрать и какое решение принять.

Нравственность мира сего, нравственность древнегреческой философии старалась подчинить природу воле человека. Духовная же нравственность основана, наоборот, на подчинении воли человека Божией воле. В первом случае рождается эгоизм, а во втором — смирение, которое привлекает к себе Божию благодать. Таким образом, весь человек — душа и тело, природа и дух — подчиняется Божественной благодати. Так человек становится причастником Божеского естества (см. 2 Пет. 1, 4) и получает познание от Бога (см. Гал. 4, 9).

Воля Божья

Сегодня поговорим о воле Божьей.

Говоря об этом, я разумею два главных вопроса:

1. Что хочет Бог от человека?

Какова воля Божья относительно людей, тебя и самое главное относительно меня самого. Эта воля Божья, она одинакова для всех или разная относительно тебя и меня?

Может быть, я или ты особенные, так что Бог хочет он нас что-то особенное?

2. Как человек должен поступать и жить, чтобы эта жизнь была угодна Христу, нашему Господу?

Вот два очень важных вопроса, которые мы попробуем сегодня разобрать

Говоря о вере, несомненно, вера это самый главный вопрос, того что хочет Бог от человека, но вопрос веры оказывается не такой простой, потому что очень много заблуждений в вопросе веры. Мы видим, сколько в этом мире разновидностей веры – сотни, а может и тысячи. Так ли хочет Бог или у Бога есть только один путь?

Бог от сотворения мира имеет планы относительно человека, и человек не оставлен Господом, и Бог желает, чтобы каждый человек искал и нашел Господа и жил с ним в согласии.

(Деян.17:27)

27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:

Для того, чтобы человеку стало возможным познать, кто есть Бог и какова воля Божия по отношению к человеку, Бог проявил себя, заявил о Себе через своих пророков и оставил нам в Священном Писании все необходимые наставления и законы, достаточные для того, чтобы человек узнал кто такой Бог и что Он хочет от человека.

(Втор.30:15-20)

15 Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.

16 [Я] заповеди которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его , то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею;

17 если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им,

18 то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан.

19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,

20 любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему ; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.

Мы читаем:

Во-первых , Бог для человека не является каким то приложением в его жизни, как бы говоря: «хочешь живи как хочет Бог, а хочешь живи сам по себе». Господь сразу предупредил нас, людей, что дело касается не каких-то малозначительных вопросов, а дело касается жизни и смерти, добра и зла.

Бог сказал, что Я дам тебе, человек, Свои заповеди, законы и наставления. Если ты, человек, будешь исполнять эти заповеди, то Бог благословит тебя и твое потомство. Здесь речь идет не только о земли обетованной, для нас это вопрос вечности.

Если человек не будет исполнять наставления Божии, то Господь говорит: «вы погибнете и не пробудете долго на земле» , таким образом, вопрос послушания Богу не есть вопрос малозначимый или второстепенный, но это есть вопрос жизни и смерти, добра и зла, благословения и проклятия. Это решение человека исполнять или нет волю Божью имеет вечные последствия.

Второй вопрос , какие требования Бога к человеку? Что должен делать человек?

Что на это сказал Господь:

16 …любить Господа Бога твоего,

20 … слушал глас Его и прилеплялся к Нему верить, доверять

Третий вопрос возможно ли исполнить волю Божию, если ты только знаешь закон и стараешься его исполнять?

Мы видим, что это только одно из требований Бога - ходить по путям Его и исполнять заповеди Его , но еще есть два пункта – любить и верить.

Почему фарисеи стали первыми врагами Христа? Ведь они прекрасно знали закон и старались исполнять его. Тогда почему они не могли разуметь и исполнять волю Божью? Потому что не могли исполнить еще два условия, которые установил Господь - любить и верить они не смогли, оставили эти наставления, не искали и не просили этого. Поэтому отвечая на вопрос, можно ли исполнить волю Богу – зная и исполняя закон? Христос ответил.

(Матф.23:23-26)

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

Мы с вами должны понять, что Бог желает видеть свое творение похожим на Иисуса Христа, имеющего и душу, и дух, и тело совершенными, не оскверненными. В вопросе исполнения воли Божьей мы должны быть искренние. Мы не можем угодить Богу если будем исполнять какую-то часть Его наставлений. Это не функционирует с Богом, потому что Бога обмануть невозможно.

Когда Христос начал Свое служение, Он сразу заявил о главной Воле Божьей:

(Мар.1:15)

15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Брат говорил в предыдущих проповедях, что сама по себе вера есть составляющая личности человека. Бог создал человека по образу Своему и подобию – личностью, и вложил в основу человеческой личности - веру. На вере человека строится все мировоззрение и разум человека, его принципы, нравы, образ мышления и др. составляющие личности. Если у человека отобрать веру, то не будет личности, это будет человек с расстройством сознания и психики, он потеряется. Поэтому становится понятным, когда в разговоре с человеком о вере, как правило, в 90% мы услышим: «Я верю». И эти люди не обманывают, они действительно имеют веру.

Тогда следует задать второй вопрос: «Если ты верующий, то какова воля Божья, относительно твоей жизни? Как ты должен поступать, чтобы угодить Богу?». Т.е. твоя вера – есть вера Божья? Последует ли понятный и четкий ответ такого верующего человека? – как правило, нет.

Потому что если человек не знает Бога, то не знает и волю Божию, и он начинает верить во что угодно: ритуалы, гадание, обряды, традиции, знамения, чудеса, удачу, успех, здоровый образ жизни, вегетарианство, НЛО, пришельцев, гуманоидов, перерождение, реинкарнацию и пр. чепуху. Человек заполняет свою внутреннюю пустоту чем угодно и начинает искренне в это верить. Таким образом, получается такая смесь всяких заблуждений человеческих, что Христос имел возмущение об этом.

(Иоан.5:43,44)

43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

Путь спасения один для всех людей через покаяние и веру в Евангелие. Если человек хочет найти другой путь, или он считает себя особенным, что Бог должен сделать для него что-то особенное – то не есть вера Божья. Это не есть путь, на который указал Христос. И путь такого человека, не есть путь исполнения воли Божьей, не есть путь Евангельский, такой человек не исполняет волю Божья, а исполняет какую-то другую волю. Как правило, свою, человеческую, эгоистичную волю, другими словами, похоти свои, и это никак не связано с Христом.

(1Иоан.2:17)

17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

Вопрос спасения одинаков для каждого, и путь для всех один, через познания истины, которая есть Христос.

(1Тим.2:4)

4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

Есть путь спасения указанный нам в Евангелии, указан нам Христом. Это есть путь исполнения Воли Божьей относительно каждого человека.

В нашей христианской жизни бывают ситуации, когда стоит выбор поступить так или так, и мы не знаем как правильно поступить. Живя в этом мире без Бога, мы как поступали? По своему разумению принимали решение быстро, чтобы как можно скорее решилась проблема, и казалось, мы шли вперед. А оказалось, что шли в никуда, потому что не считались с Богом, с Его волею.

А во Христе мы уже так не поступаем, мы не принимаем поспешно решения, а обращаемся ко Христу, и Он указывает нам путь.

(Иер.29:11-13)

11 Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.

12 И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас;

13 и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим.

(Пс.24:12)

12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.

В таком случае может возникнуть искушение у тех, кто ищет иные пути, особенные пути, не хотят расставаться со своим «богатством»: грехи, взгляды, мнения, эгоизм. Человек не прошедший путем покаяния и веры не имеет прощения грехов, он грешник:

(Иоан.9:31)

31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его , того слушает.

Для человека, не имеющего мир с Богом, чья совесть осуждает, есть один единственный путь соответствующей воли Божьей – путь покаяния и веры во Христа: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Часто бывает так, что человек придумывает себе, что он получил какие-то особые откровения – это, как правило, является обольщением, самомнением, проявлением гордости, и человек попадает в заблуждения и сети.

Для нас с вами примером исполнения воли Божьей есть Христос. Давайте посмотрим Писание, как Иисус поступал, чтобы исполнить волю Божью. Христос пришел именно для того чтобы указать этот путь исполнения воли Божьей, путь спасения. И здесь переходим ко второму вопросу нашей сегодняшней проповеди:

Что должен сделать человек, чтобы исполнить волю Божию?

(Матф.6:9,10)

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Братья, воля Божья – она благая, она хорошая, на добро? На небе воля Бога исполняется, там Его царство, и Он царь и все Его слушают и исполняют Его волю – волю Божию. Христос хочет, чтобы здесь на земле, и я, и ты, и все люди исполняли волю Божью. Христос хочет, чтобы это было в нашем сердце постоянно, чтобы Его воля была в нашей жизни здесь на земле.

(Матф.7:21)

21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Господь четко говорит, что не достаточно только знать и уметь говорить и рассуждать о Боге. То, что ты познал о Боге должно реализоваться в твоей жизни, иначе эти знания будут источником дополнительного осуждения, большей строгости и наказания Богом по отношению к тем, кто знал и не исполнил.

(Иоан.4:31-34)

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.

32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

(Иоан.6:38)

38 ибо Я Христос сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

Христос пришел на землю с одной целью – исполнить волю Отца. И это есть для нас пример, как и мы должны жить на этой земле исполняя волю Божью.

(Иоан.7:16-18)

16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня;

17 кто хочет творить волю Его , тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.

Кто хочет творить волю Божию, тот узнает, что Евангелие, которое возвестил Христос - оно от Бога. Давайте вспомним, когда мы пришли к Христу, как нас убедил Господь – Своею истиною.

Христос указал, что наша жизнь идет не правильно, мы и сами это понимали, но не могли сами изменить свою жизнь и сделать ее правильной. Но когда обратились к Богу, то Христос осветил весь наш мрак и указал нам путь. И мы приняли решение, жить уже не по своей личной человеческой воле, которая разрушала наши жизни, а принять и творить волю Божью, потому что поняли, что Его воля нам во благо. И когда мы приняли волю Божью, вся наша жизнь изменилась, все встало на свои места: отношения с Богом, отношения с окружающими, отношение к самому себе.

Как отличить человеческую волю от Божьей воли? Господь сказал: 18 Говорящий сам от себя ищет славы себе. Человеческая воля всегда, я подчеркиваю всегда, ищет славы себе. Эгоизм есть не что иное как воля человеческая , воля моя которую эгоизм никогда не будет уступать никому, и не даст чести никому кроме самого себя.

А Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. А кто ищет славы Божьей, тот исполнит волю Божью. Как возможно воздать славу Богу? Только при одном условии – если ты преступишь через свое Я, свои желания и интересы, если ты не станешь давать славы себе, и блюсти свою волю, а примешь для себя волю Божию.

(Лук.22:41-42)

41 И Сам отошел от них на вержение камня (некоторое расстояние), и, преклонив колени, молился,

42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

Пример Христа, когда он понимал, что впереди Его ждут страдания, унижения и смерть. Как человек Он испытывал страх, Его плоть боялась и не желала страдать, и его человеческая воля сопротивлялась тому, что его ждет. И самое страшное в том, что Христос знал, что на Него будет излит гнев Божий за все грехи людей, в том числе за мои и твои грехи. На Праведника, который был без греха, и Он понес на себе наказание за все грехи мира – это было самое больное в страданиях Христа.

Поэтому зная о своих страданиях, Иисус сказал: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!

Но Христос знал, что Он должен был пройти через это, иначе не свершиться воля Божия, иначе не возможно будет твое и мое спасение, и в итоге не прославиться Бог. И зная это, Христос всю свою волю направил на то, чтобы принять и пойти исполнить волю Божью. И поэтому сказал: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Христос, не смотря на предстоящие страдания направил Свою волю на то, чтобы исполнить волю Божью.

Куда человек направляет свою волю, та воля и будет им исполняться, потому что у человека всегда, повторяю всегда, есть выбор:

У человека есть выбор сказать нет греху, это находится в воле человека;

У человека есть выбор обратиться к Богу и склонить перед Ним колени;

У человека есть выбор и возможность смирить себя, не желать славы себе, а желать славы Богу.

Выбор человека и определяет чью волю будет исполнять человек: свою человеческую волю и свои желания или волю Божью.

Эти решения человека и определяют чью волю он будет исполнять. Поэтому категорически не принимаются такие заявления человека как:

- «Я жду, что что-то произойдет в моей жизни»

- «может Бог даст мне какие-нибудь откровения и наконец я смогу поверить»

Нет, не в этом дело. Дело в том, что ты еще до сих пор не принял решение отказаться от своей собственной воли, и не принял волю Божию. Христос для тебя уже все сказал: покайтесь и веруйте в Евангелие. Больше нечего говорить – либо ты принимаешь это, либо иди, исполняй волю свою.

(Иоан.6:39,40)

39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

Из этих стихов мы видим: какова забота Бога о нас, какова ответственность и забота о нас Христа. Чтобы ничего не погубить, но всех нас довести до конца, до вечности.

Соответственно, насколько важно и ответственно наше обращение к Иисусу, как мы должны быть благодарны Иисусу, любить Его, исполнять Его волю, хранить себя в святости. Повторяю, это не есть вопрос второстепенный, мы видим какова забота о нас Христа, потому что это вопрос жизни и смерти вечной.

(1Фесс.4:3-7)

3 Ибо воля Божия есть освящение ваше , чтобы вы воздерживались от блуда;

4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,

5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;

6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.

7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.

Бог освободил нас от власти греха. Воля Божия в том, чтобы мы, получив в начале нашего пути - прощение грехов, хранили святость. Святость - это незаслуженный дар нам от Христа, который стал возможен, когда Иисус превозмог страх и отвергнул волю человеческую, обратил Свою волю, чтобы исполнить волю Божию.

(Евр.10:36-39)

36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию , получить обещанное;

37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

38 Праведный верою жив будет ; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души.

ИТОГИ. Мы сегодня рассмотрели два вопроса:

1. Какова воля Божья относительно человека.

Мы убедились в том, что воля Божья одинакова для всех людей: через покаяние и веру во Христа мы получаем возможность исполнить волю Божию. Чтобы исполнить волю Божью мы должны познать ее целиком, быть искренними по отношению к себе, чтобы не оставлять что-то за собой. Не иметь религиозный подход, который есть лицемерие, который разделяет волю Божию, и допускает не исполнять какую-то часть воли Божьей, что и осудил Христос на примере фарисеев.

С Христом так не функционирует – мы должны полностью исполнить волю Божию.

2.Как человек должен поступить.

Это направить свою волю на путь исполнения воли Божьей, т.е. правильно распорядиться своей свободной человеческой волей. Не исполнять волю свою, эгоистичную, греховную, но исполнять волю Божию, избрать Евангельский путь спасения, который указал нам Христос:

Человек должен искать Бога, обратиться к Слову Божьему;

Человек должен уверовать во Христа;

Через Слово Божие Дух Святой обличает человека, и становиться возможным покаяние;

Человек кается перед Христом в своих грехах, и Бог прощает человека, дает возможность жить новой святой жизнью в общении с живым Богом;