Добрый день! Нужна ли запятая: Зато() когда видишь его в небе, забываешь деньгах.

Как правило, в начале предложения сочинительный и подчинительный союзы запятой не разделяются: Зато когда видишь его в небе, забываешь о деньгах .

Вопрос № 276438
Здравствуйте, уважаемые сотрудники "Грамоты". Благодарю вас за ваш труд! Я каждый день читаю ответы и каждый день черпаю для себя что-то новое. Мой вопрос касается ответа на вопрос № 276365. Там вы даете правильный вариант предложения:

Вспоминалось им и как бродили они по этому леску целыми днями, забывая обо всём остальном.

Но разве это не сложноподчиненное предложение, где главным является односоставное? Обстоятельство "забывая обо всём остальном" сложно отнести одновременно к обеим частям этого предложения. Поэтому мне непонятно, отчего нет запятой перед "и"?

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо за добрые слова!

В сложноподчиненном предложении запятая между главной частью и придаточной, присоединяемой простым союзом или союзным словом (в нашем случае – как ), не ставится , если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и.

Вопрос № 274782
Здравствуйте. В тексте попался союз ТО ЕСТЬ. Что это сочинительный союз - у меня сомнений нет. В школьной практике сочинительные союзы делятся на соединительные, противительные и разделительные. К какому разряду отнести союз ТО ЕСТЬ? (Присоединительному, пояснительному?)

Ответ справочной службы русского языка

Это присоединительный сочинительный союз.

Вопрос № 271689
Добрый день!
В "Одноклассниках" я сделала замечание, что в предложении "Жизнь легче, чем кажется: нужно всего лишь принять невозможное, обходиться без необходимого, и выносить невыносимое." перед "И" запятая не нужна. Мне ответили: "...это сложносочиненное предложение и союз "и" сочинительный союз, а перед сочинительными союзами всегда ставится запятая".
Я почитала правила и думаю, что я права, но не знаю, как это обосновать: слишком тонкие нюансы.
По-моему вторая часть - это простое предложение с однородными членами: нужно принять, обходиться и выносить и запятая не нужна. Заодно, скажите, какие ошибки я сделала в этом письме?

Ответ справочной службы русского языка

Это бессоюзное предложение. Во второй части (нужно всего лишь принять невозможное, обходиться без необходимого и выносить невыносимое ) союз и соединяет однородные члены, запятая не требуется.

Вопрос № 270207
Здравствуйте,
помогите, пожалуйста, с пунктуацией в предложении "Подобное происходило(,) и когда мы были на пляже".
Требуется ли запятая перед составным союзом?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Подобное происходило и когда мы были на пляже. Запятая между главной частью и придаточной не ставится, если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и.

Вопрос № 256431
Расскажите пож-ста о сложных предложениях с разными видами связи.Как в таких предложениях узнать подчинительную связь, сочинительную и безсоюзную?

Ответ справочной службы русского языка

Обратите внимание на следующее: 1) есть ли союз между частями предложения; 2) если есть, то какой - сочинительный или подчинительный; 3) если союз есть, то как соотносятся между собой части предложения (возможно, одна из частей "замещает" собой какой-либо член предложения - определение, обстоятельство, дополнение). И конечно же, рекомендуем почитать учебники в разделе "Класс" на нашем портале.

Вопрос № 244100
Здравствуйте! Возник тут такой вопрос: в предложении "Нам не терпится покушать да и музыку послушать!" нужно ли ставить запятую перед "да и". И хотелось бы узнать в целом, в каких случаях запятая перед этим союзом требуется, а в каких - нет.

Ответ справочной службы русского языка

Оснований для постановки запятой нет: сочинительный союз да и соединяет однородные члены предложения.

Вопрос № 242465
Здравствуйте.
Дней пять назад задал вопрос про "иначе", но не получил ответа. Может, что-то не сработало?
Вот тот же вопрос еще раз.
Слово "иначе" может быть наречием и союзом. Если "иначе" союз, то сочинительный или подчинительный? Если сочинительный , то какой разряд (противительный?), если подчинительный, то какое придаточное вводит (уступки?)?
Например в предложении: "Я должен туда пойти, иначе случится беда".
Спасибо. Роман.

Ответ справочной службы русского языка

Н. С. Валгина в пособии «Современный русский язык: Синтаксис» пишет: В разряде противительных особую группу составляют сложносочиненные предложения с союзами альтернативными: а то, а не то, не то . Такие предложения передают значение особого противопоставления – с оттенком условности... Альтернативные союзы свойственны речи разговорной, они передают значения, близкие значениям слов иначе, в противном случае , которые часто и сопровождают данные союзы или даже самостоятельно используются в качестве связующих элементов сложного предложения.

Вопрос № 231650
Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Подскажите, пожалуйста, в данном предложении: "реализация товаров....,а также..." - является СПП (сложно-подчиненным предложением)или "а также..." - является продолжением "в том числе...".

Ответ справочной службы русского языка

Это не СПП, так как _а также_ не подчинительный, а сочинительный союз. Что касается вопроса, к чему именно относятся слова _а также передача имущественных прав_, то на него сложно ответить лингвистам: строй предложения допускает оба толкования. На наш взгляд, однородные члены таковы: _реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав_.
Вопрос № 231361
1. Уточните, пожалуйста, по поводу вопроса-ответа 231351, нужна ли запятая перед "и в результате" (следует рассматривать1) союз "и" в смысле противительного "а" или 2)два однородных сказуемых)в предложении "Мы занимаемся слишком многим сразу, и в результате не можем довести до конца ничего". 2.Опять запятые: "затрачивать меньше средств на удержание специалистов, что(,) опять-таки(,) ведет к повышению рентабельности бизнеса".

Ответ справочной службы русского языка

1. Запятая перед _и_ не нужна, это сочинительный союз между однородными сказуемыми. 2. Указанные запятые не требуются.
Вопрос № 214234
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какова будет правильная расстановка запятых в предложении "Я люблю подмосковные леса (,) и когда они весело шелестят при летнем ветерке(,) и когда они, заснеженные, спокойно спят под холодным светом луны"? При отсутствии "и" перед первым придаточным вопроса бы не возникло, а его наличие в справочниках не описано. Спасибо, Юлия.

Ответ справочной службы русского языка

Д. Э. Розенталь рассматривает подобный случай: не ставится запятая между главной и следующей за ней придаточной частью сложноподчиненного предложения, если перед подчинительным союзом стоит сочинительный союз _и, или, либо_ (обычно повторяющийся). Поэтому корректно: _Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке, и когда они, заснеженные, спокойно спят под холодным светом луны_.
Вопрос № 210974
Пишу повторно, так как ответа на свой вопрос и сам вопрос не нашла. Правомерно ли с точки зрения РЯ объединение в одном предложении противоположных категорий с помощью скрепы В ТОМ ЧИСЛЕ: "Противотуберкулезная помощь - совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и реабилитацию больных туберкулезом и проводимых в стационаре и (или) амбулаторно. 1)Не будет ли более уместен в данной конструкции сочинительный союз, ведь 2 противоположных категории (люди, у которых туберкулез не выявлен, и УЖЕ выявлен) не могут с точки зрения логики рассматриваться как части одного целого??? В ТОМ ЧИСЛЕ союз 1. Употр. при присоединении члена предложения, который является частью того целого, о котором идет речь в первой части предложения; включая кого-л., что-л., в том числе и. 2)В справочнике Розенталя «в том числе» не рассматривается как союз, а назван «словом»?

Ответ справочной службы русского языка

В Вашем вопросе говорится о словах: _обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение_. Обратите внимание, что речь идёт не о людях, а о процессах _обследования_ и _лечения_. Они могут быть как обязательными, так и необязательными. Поэтому следует признать, что союз _в том числе_ употреблён верно, предложение построено правильно.

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на . В этом занятии речь пойдет о морфологии и правописании союзов. Тема большая, но впереди каникулы, можно считать это заданием на отдых!

Занятие 17. Союз. Морфология (грамматическое значение) и комментарии. Сочинительная, подчинительная и присоединительная синтаксическая связь. Правописание раздельно сочинительных союзов то есть, то бишь и слитно союзов тоже, также, зато, насколько… настолько , присоединительных союзов причём, притом, отчего . Правописание подчинительных союзов чтобы, чтоб, оттого что, потому что и вводного слова итак , выступающего в роли союза. Учимся создавать высказывания

I. Союз - служебная часть речи, которая используется для связи самостоятельных частей речи в предложении и самих предложений, например: На большой ёлке, что росла напротив моего дома, расположились вороны и сороки.

Морфологический разбор союза.

  1. Синтаксическая функция союзов - роль скрепляющих элементов как членов предложения, так и предложений. По своей синтаксической функции союзы делятся на сочинительные, подчинительные, присоединительные.
  2. Грамматические значения.
  3. Структурное строение.

Комментарии к морфологическому разбору

1. Сочинительные, подчинительные и присоединительные союзы получили своё название от типа синтаксической (грамматической) связи самостоятельных частей речи в предложении и самих предложений - сочинительной (сочинения), подчинительной (подчинения) и присоединительной (присоединения).

Сочинительная синтаксическая связь устанавливает равноправные отношения между самостоятельными частями речи, которые в предложении становятся членами предложения, и самими предложениями. Это выражается в том, что при сочинительной связи от одного члена предложения или предложения нельзя поставить вопрос к другому члену предложения или предложению, например:

1) Маша и Петя пошли сегодня в школу. - Существительные Маша и Петя в этом простом предложении выступают в синтаксической роли подлежащих, и эти подлежащие соединены между собой сочинительной связью как однородные члены предложения.

2) Маша сегодня пошла в школу, и Петя отправился вслед за ней. - В этом сложном предложении при помощи сочинительной связи соединяются два равноправных простых предложения, отчего всё предложение получило название сложносочинённого.

Скрепляющим элементом членов предложения и предложений-частей в сложносочинённом предложении выступает сочинительный союз и .

Подчинительная синтаксическая связь устанавливает отношения подчинения, зависимости между самостоятельными частями речи - членами предложения и самими предложениями. Это выражается в том, что при подчинительной связи от одного члена предложения или предложения можно поставить вопрос к другому члену предложения (составить словосочетание) или предложению, например:

1) Маленькая Маша играла в куклы. - В этом простом предложении подчинительной связью соединены существительное Маша (подлежащее) и прилагательное маленькая (определение), глагол играла (сказуемое) и существительное с предлогом в куклы (дополнение).

Задание. Соедините вопросами все указанные части речи - члены предложения.

2) [Петя видел], как (маленькая Маша играла в куклы). - В этом сложном предложении от одного простого предложения (главного, заключённого в квадратные скобки) можно поставить вопрос к другому простому предложению (придаточному, заключённому в круглые скобки): Петя видел (что?), как маленькая Маша играла в куклы. От подчинительной связи, с помощью которой соединены главное и придаточное предложения, всё сложное предложение получило название сложноподчинённого.

Подчинительные союзы соединяют только простые предложения в составе сложноподчинённого (в данном случае союз как ), члены предложения подчинительными союзами не соединяются.

Присоединительная синтаксическая связь употребляется в высказывании, разделённом на две части. Присоединяемая вторая часть выступает уточнением, пояснением, добавочным суждением, развитием мысли первой части. При этом на вторую, присоединяемую, часть падает логическое ударение. Присоединяться могут и члены предложения, и предложения, например:

1) В свободное время Иван пел, и замечательно. - Присоединяется в простом предложении обстоятельство, выраженное наречием, при помощи союза и .

2) В свободное время Иван пел, притом он делал это замечательно. - Присоединяется в сложном предложении второе простое предложение к первому с помощью союза притом .

2. Сочинительные

  • соединительные - и, да (в значении и ), тоже, также, а также, ни… ни и т. д. Маша и Петя пошли сегодня в школу.
  • разделительные - или, либо, то… то, не то… не то, то ли… то ли и т. д. Не пойму, дождь или снег на улице.
  • противительные - а, но, да (в значении но ), зато, однако, хотя, как и т. д. Это не дождь, а снег.
  • сопоставительные - так… как, если не… то, настолько… насколько, не только… но и и т. д. Я так знаю математику, как хватает способностей.
  • пояснительные - или, то есть, то бишь и т. д. Саша необыкновенный, то есть просто замечательный, человек.

Задание. Посмотрите ещё раз примеры и определите, какие слова - части речи в каждом предложении соединены союзами. Проследите, как с помощью союзов соединяются, разделяются, противопоставляются, сопоставляются и поясняются понятия, заключённые в этих словах.

Подчинительные союзы по передаваемым ими грамматическим значениям делятся на:

  • определительные - какой, который, чей, где, куда, откуда … [В дверь вошёл человек] (какой?), которого я видел из окна.
  • изъяснительные - что, чтобы, будто, как, как бы не, ли … [Посмотри] (что?), не пришел ли кто.
  • временные - когда, пока, покамест, в то время как В то время как занималась заря (когда?, в какое время?), [корабли уже вышли из гавани].
  • причинные - потому что, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, так как [Я пишу стихи] (почему?, по какой причине?), потому что не могу иначе.
  • следствия - так что (придаточные предложения следствия, соединяемые этим союзом, обозначают следствие причины, заключённой в главном предложении). [Он оделся тепло], так что мороз ему не страшен. (Мороз ему не страшен, вследствие того что он тепло оделся).
  • целевые - чтоб, чтобы, дабы, для того чтобы, лишь бы, с тем чтобы [Марина старалась вести себя хорошо] (для чего?, с какой челью?), для того чтобы её не наказали.
  • сравнительные - как, словно, будто, как будто [Снег сыпал так тихо] (как?), словно природа замерла на время.
  • условные - если, как, коли, ли… ли, раз… то, если… то и т. д. Если выйти в мороз без шапки (при каком условии?), [ можно заболеть].
  • уступительные - хотя, несмотря на то что, пусть (пускай) Несмотря на то что идёт дождь (хотя что?, несмотря на что?), [всё равно пойду гулять] .

Задание. Определите, где в простом предложении употреблён производный предлог и где в сложноподчинённом - союз.
1) Вследствие того что автор не закончил повесть, её не взяли в издательство.

2) Вследствие прошедших обильных дождей урожай картофеля оказался под угрозой.

Присоединительные союзы - и, да и, причём, притом, затем, отчего Он учился хорошо, причём по всем предметам.

3. Как видно из примеров, союзы по структуре подразделяются на:

1) одиночные (и, да, тоже, чтобы и т. д.)

2) повторяющиеся (и… и, то… то, ли… ли и т. д.

3) двойные (так… как, не только… но и, настолько… насколько и т. д.).

ВАЖНО! Союзы, так же как и предлоги, могут быть сложными и состоять из нескольких частей (то есть, не только… но и, несмотря на то что и т. д.), но представляют собой одно слово.

Дополнительные сведения

1. Кроме союзов, в сложноподчинённом предложении в качестве связки главной и придаточной частей употребляются союзные слова: местоимения что, который, какой, наречия как, когда, куда, где. От союзов они отличаются синтаксической функцией: союзные слова самостоятельные части речи и выступают членами придаточного предложения, их можно заменить самостоятельными частями речи; союзы служат только для связи главной и придаточной частей и членами предложения не являются. Сравните:

1) [Я знаю], (что скоро будет ). - Союзное слово, местоимение, подлежащее, можно заменить существительным в именительном падеже: Я знаю, зима скоро будет. Обратите внимание, что на союзное слово падает логическое ударение.

2) [Я знаю], что (скоро будет зима ). - Подчинительный союз. В придаточной части к нему нельзя поставить вопрос ни от какого члена предложения. Находится в предложении в безударной позиции.

2. Обычно границу между сочинительным и подчинительным союзом провести легко, но есть и омонимия сочинительных и подчинительных союзов, например союз как . Сравните:

1) [Ученик не знает] (чего?), как (решить эту задачу). - Союз как находится в придаточном предложении и относится к подчинительным.

2) Брат работает на заводе как инженер. - Союз как связывает сказуемое работает и обстоятельство инженер в простом предложении и относится к сочинительным.

3. Один и тот же союз может употребляться с разным значением, от чего зависит и постановка знаков препинания в предложении. Например, сочинительный союз или может иметь как разделительное значение, например: Маша хочет научиться писать или читать, так и пояснительное, например: Перед вами бегемот, или гиппопотам (бегемот он же и гиппопотам).

II. Некоторые сочинительные и присоединительные союзы на слух неразличимы с сочетаниями наречий и местоимений с предлогами и частицами. Главное при выяснении части речи в предложении помнить, что: а) к союзу как служебной части речи нельзя поставить вопрос, б) заменить самостоятельную часть речи можно только синонимичной или аналогичной самостоятельной, а служебную - служебной.

1. Пишутся раздельно синонимичные сочинительные пояснительные союзы то есть, то бишь , например: Пили по-обыкновенному, то есть очень много. (А. Пушкин)

Задание. Союз то би шь относится к устаревшим. Произнеся сегодня фразу Третьего дня, то бишь позавчера, мы были с подругой на выставке картин , какой нюанс мы ей придадим?

2. Пишутся слитно 1) соединительные союзы тоже, также 2) противительный зато 3) сопоставительный настолько… насколько 4) присоединительные причём, притом, отчего .

Соединительные союзы тоже и также синонимичны друг другу, и оба синонимичны союзу и , например: Я тоже (я также, и я) хочу учиться в этой школе.

Союзы тоже, также нужно отличать от местоимения то и наречия так с частицей же.

Сочетания указательного местоимения то с частицей же и наречия так с частицей же содержат в себе сравнение-соотношение: местоимения с предметом (то же самое лицо, явление), наречия - с признаком действия. Сравниваемые аналогичные предмет и признак действия содержатся в контексте или логически выводятся из него. Частицу же при этом вообще можно опустить. Например:

1) Я получил по математике двойку. То же повторилось и по русскому (то же самое событие повторилось).

2) В прошлом году всё лето стояла хорошая погода. Так же было и в этом году (так и в этом году; так, как в прошлом).

Часто при указательном местоимении то с частицей же находится местоимение что , а при наречии так с частицей же - наречие как . Например:

1) Я читал то же, что и мой друг (читал то же самое, что и мой друг; читал книгу, что и мой друг).

2) Нынешнее лето дети проведут так же, как и предыдущее (так, как предыдущее; хорошо, как предыдущее).

Задание. Попытайтесь объяснить, почему выражение в то же время пишется только так и не иначе. Приведите пример предложения с этим выражением.

Противительный союз зато синонимичен по значению противительному союзу но и устанавливает между членами предложения и предложениями отношения противопоставления, например: Становилось прохладно, зато (но) не так сыро.

Данный союз нужно отличать от предлога за с указательным местоимением то . При употреблении предлога с местоимением следует помнить, что указательное местоимение то в этом случае определяет следующее за ним существительное, например: Девочка спряталась за то дерево (за соседнее, за большое дерево).

Задание. Противительные союзы но и зато не всегда синонимичны. Исходя из оттенков значения выберите, какой из союзов вы поставите вместо многоточия в предложении Мы пришли в гости, … никого не оказалось дома. Какие ещё противительные союзы подходят в этом случае?

Двойной сопоставительный союз насколько… настолько синонимичен повторяющемуся союзу как … так и, например: Насколько Саша правдив, настолько и приветлив (как правдив, так и приветлив).

Этот союз нужно отличать от местоимений с предлогом на сколько, на столько, выступающих в значении счёта, например: На сколько Алёша поправился в лагере, на столько похудел дома от болезни (поправился на пять килограммов, похудел на пять килограммов).

Присоединительные союзы причём, притом, отчего, употребляются в присоединительных конструкциях в простом и сложном предложении, например (обратите внимание на приведённые в скобках синонимы):

1) Выступление оратора было интересным, причём (притом, в том числе) всем присутствующим.

2) Солнце стояло высоко, притом (причём, но) жара немного спала.

3) Саша в мороз ходил без шапки, отчего (почему) и заболел.

От союзов необходимо отличать сочетания предлогов с местоимениями при чём, при том, за тем, от чего, которые никогда не употребляются в присоединительных конструкциях.
Сочетание при чём употребляется в вопросительных предложениях: При чём тут вы? , а также в ответе на этот вопрос: Я здесь ни при чём.

Задание. Объясните написание частицы ни в этом выражении.

Сочетания с указательными местоимениями при том, за тем определяют следующие далее существительные:

1) При том заводе имеется медпункт. (а не при этом; при большом заводе)

2) За тем зданием начинается пустырь. (а не за другим; за новым зданием) (Ср. наречие: Я поем, затем (потом) посплю. )

Сочетание от чего в вопросительных предложениях всегда указывает на существительное с предлогом от, например: От чего эта деталь? От радиоприёмника. Это сочетание нужно отличать от причинного союза отчего , синонимичного союзу почему , например: Отчего (почему, по какой причине) пасмурно? Солнце скрылось (потому что солнце скрылось).

III. Слитно пишутся синонимичные подчинительные союзы чтобы, чтоб, присоединяющие придаточное предложение к главному в сложноподчинённом предложении, например: Я пришёл в библиотеку, чтобы (чтоб) взять интересную книгу.

Эти союзы следует отличать от местоимения что с частицами бы или б. Местоимение что можно заменить существительным с вопросительным местоимением какой , частицу бы переставить в другое место предложения (частицу б вовсе опустить), например:

2) Что бы вы ни слышали о красоте Селигера, лучше посетить эти места самим. (Какие бы слова вы ни слышали…)

Задание. Объясните, исходя из значимых частей, входящих в наречное выражение во что бы то ни стало, употребляемое в простом предложении, почему оно пишется только так и не иначе. Исследуйте предложение Приезжай ко мне во что бы то ни стало. Какому наречию синонимично это наречное выражение?

Есть достаточно много сложных подчинительных союзов, которые, представляя собой одно слово, состоят из нескольких частей: потому что, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что, так что, лишь бы, с тем чтобы, как будто, несмотря на то что и т. д. Все части в таких союзах пишутся раздельно. Например:

1) Для того чтобы наладить отношения, необходимо сначала помириться.

2) Мила так похорошела, как будто роза расцвела.

3) Несмотря на то что погода испортилась, экскурсия всё же состоится.

(О знаках препинания в предложениях со сложными подчинительными союзами в темах, посвященных сложным предложениям.)

Задание. В приведённых выше примерах свяжите логическими вопросами главное и придаточное предложения.

Союзы оттого что, потому что, которые употребляются в придаточном предложении, нужно отличать от местоимений с предлогами от того, по тому в главном предложении и союзных слов что или как в придаточном. Союзы оттого что, потому что :

а) причинные, они устанавливают между главным и придаточным предложениями отношения причины и следствия;

б) взаимозаменяемы;

в) можно разбить на части, оставив одну часть в главном предложении, другую в придаточном, - на оставленную в главном предложении часть будет падать логическое ударение. Например:

1) Пётр не пришёл в школу (почему?, по какой причине?), оттого что (потому что) заболел.

2) Пётр не пришёл в школу оттого (потому), что заболел.

Местоимения с предлогами от того, по тому с союзными словами что и как употребляются в разных частях сложноподчинённого предложения - местоимения с предлогами в главной части, а союзные слова в придаточной. От местоимения с предлогом к придаточному предложению ставится вопрос от чего?, от каких обстоятельств?, по чему?, по каким признакам?. Логическое ударение при этом падает и на местоимение в главной части, и на союзное слово в придаточной. Например:

1) Успех предвыборной кампании зависит от того (от чего?, от каких обстоятельств?), что удастся предпринять на встречах с избирателями.

2) О конечном результате можно сказать по тому (по каким признакам?), как ты сдашь экзамены.

Задание. Прочитайте предложение. Приведите рассуждения, подтверждающие, что первые выделенные слова - местоимение с предлогом и союзным словом, а вторые - сложный подчинительный союз. По голосу его, по тому, как он вдыхал запах лесной воды, оглядываясь по сторонам, я понял, что Зуев не хочет торопиться не только потому, что с необыкновенной радостью ощущает себя в привычных местах. (К. Паустовский)

В роли союза выступает вводное слово итак , означающее "следовательно". Оно всегда стоит в начале предложения и по праву вводного слова выделяется запятой, например: Итак (следовательно), представление начинается. Это вводное слово необходимо отличать от сочетания союза и с наречием так в простом предложении, где наречие так можно заменить наречием. Например: Мальчик упал и так (очень) больно ушибся!

Иногда в сложноподчинённом предложении наречие так выступает указательным словом в главном предложении, на которое падает логическое ударение, а придаточное присоединяется союзами что или как , например: Мальчик упал и так больно ушибся (как больно?), что пришлось обратиться к врачу.

Задание. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.
Нужно быть человеком большой души, что(бы) так любить эти неприметные, тихие речки, перелески…

1) чтобы - всегда пишется слитно

2) что бы - всегда пишется раздельно

3) чтобы - здесь это подчинительный союз

4) что бы - здесь это местоимение с частицей бы

По синтаксической функции, т. е. в зависимости от того, сочинительные или подчинительные отношения они оформляют, союзы бывают сочинительными и подчинительными.

Сочинительные союзы служат для связи синтаксически равноправных единиц (однородных членов предложения, частей сложносочиненного предложения).

По значению, т.е. по характеру выражаемых ими отношений, сочинительные союзы подразделяются на:

1) соединительные , выражающие отношение перечисления: и, да (в значении и ), и... и, ни... ни, тоже, также: Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны ;

2) противительные , выражающие отношения противопоставления, несоответствия, различия: а, но, да, однако, же, зато, а то: Березы все еще горели, но и они осыпались, тихо сквозь сон роняя последние листья, которых много лежало вокруг каждой березы ;

3) разделительные , выражающие отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков: или, либо, ли... ли, то... то, то ли... то ли, не то... не то: Вечерами Тарас Семенович либо читал вслух какую-нибудь книгу, либо рассказывал сказки ;

4) пояснительные , выражающие отношения пояснения: именно, а именно, то есть, или (в значении то есть ), как то и др.: Узнавание себя – это обычно медленный, подчас растягивающийся на десятилетия процесс, связанный и даже в известной мере обусловленный узнаванием других, то есть жизненным опытом, который приходит не скоро ;

5) присоединительные , выражающие отношения присоединения, т. е. служащие для присоединения слов, словосочетаний и предложений, содержащих добавочные замечания, не предусмотренные первоначальным планом высказывания: да и, также, а также, тоже и др. (в присоединительном значении употребляются и другие сочинительные союзы): За чаем дядя приказал мне разобрать мой склад в сенной, а также сходить к дворничихе, чтобы она перечистила посуду, вымыла пол и привела квартиру в порядок .

Подчинительные союзы служат для связи синтаксически неравноправных единиц (главной и придаточной частей сложного предложения, реже – членов простого предложения) и для выражения тех или иных смысловых отношений между ними.

По семантическому признаку подчинительные союзы подразделяются на:

1) временные : когда, как только, лишь только, едва, едва лишь, только, лишь, прежде чем, с тех пор пока, пока, пока не, после того как и др.: Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиком забила вода ;

2) изъяснительные : что, чтобы, как: Лес был по-прежнему набит людьми, и сколько бы их ни отправлялось под командой в разные стороны, казалось, что они никогда не рассосутся ;


3) причинные : так как, потому что, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с тем что, в силу того что и др.: Я что-то промычал и быстро исчез, потому что в Васькином деле была и моей вины доля ;

4) следствия : так что: Снег выпал в два аршина, так что лошадь тонула в нем ;

5) сравнительные : как, как будто, словно, точно, подобно тому как и др.: Через мгновение мы мчались с такой скоростью, словно в машине был установлен реактивный двигатель ;

6) уступительные : хотя, пускай, пусть, несмотря на то что и др.: Нет, он не думал сейчас о том, чтобы оказаться со своей дивизией там, в самом центре сотрясающего равнины южной России землетрясения, но, хотя его ум был неподатлив к таким мыслям, его сердце чувствовало доносившиеся оттуда торжественные и страшные толчки ;

7) условные : если, ежели, коли, кабы, раз и др.: Коль любить, так без рассудку, коль грозить, так не на шутку, коли спорить, так уж смело ;

8) целевые : чтобы, для того чтобы, затем чтобы и др.: На пиджак Саша приколол значок сельскохозяйственной выставки, чтобы все видели, что он побывал в Москве .

Частицы

В классе частиц объединяются неизменяемые незнаменательные (служебные) слова, которые, во-первых, участвуют в образовании морфологических форм слов и форм предложения с разными значениями ирреальности (побудительности, условности,); во-вторых, выражают самые разнообразные субъективно-модальные характеристики и оценки сообщения или отдельных его частей; в-третьих, участвуют в выражении цели сообщения (вопросительность), а также в выражении утверждения или отрицания; в-четвертых, характеризуют действие или состояние по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или нерезультативности его осуществления. Перечисленные функции частиц группируются, с одной стороны, в функции формообразования, с другой стороны, в функции разнообразных коммуникативных характеристик сообщения. Общим для всех этих функций является то, что во всех случаях в них присутствует значение отношения: или отношения (отнесенности) действия, состояния либо целого сообщения к действительности, или отношения говорящего к сообщаемому, причем оба эти вида отношений очень часто совмещаются в значении одной частицы. Значением частицы как отдельного слова является то отношение, которое выражается ею в предложении.

Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами или междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены; во многих случаях частицы сближаются также с вводными словами.

§1. Общая характеристика союзов

Союз - это служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и отдельных предложений в тексте. Своеобразие союзов в той роли, которую они выполняют. Эта роль - выражение сочинительной и подчинительной синтаксических связей. В отличие от предлогов союзы не связаны с грамматическими признаками других слов. Почему? Потому что они служат для синтаксических связей более высокого уровня.

Союзы - неизменяемая часть речи. Союз не является членом предложения. Союзы - класс, объединяющий разнородные слова. Союзы различаются по образованию, строению, функции, значению.

§2. Образование союзов

Как и предлоги, союзы по способу образования делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные союзы: и, а, но, или, как, что и др.
  • Производные образованы по-разному:
    • соединением непроизводных союзов: как будто, но и, так как
    • соединением указательного слова и простого союза: для того чтобы, с тем чтобы
    • соединением союза с местоимением и словом с обобщенным значением: в то время как, до тех пор пока
      от других частей речи: хотя, чтобы

§3. Строение союзов

По строению союзы делятся на простые и составные:

  • Простые : и, а, но, или, что, чтобы, как, если, однако, зато, тоже, также, причем, притом и др., состоящие из одного слова.
  • Составные : так как, в то время как, как скоро, вследствие того что, в связи с тем что . Составные делятся на двойные и повторяющиеся: не только…, но и… , ни… ни…, то… то…

§4. Функция (роль) союзов. Разряды по значению

Функция (роль) союзов - выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных.

Сочинительная связь - это связь, которая выражает равноправные отношения элементов.

Сочинительные союзы. Разряды по значению

  1. Соединительные: и, да(=и: щи да каша), и…и…, не только… но и, как… так и, тоже, также
  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
  3. Противительные: а , но , да (=но: хорош собой, да беден), однако , зато
  4. Градационные*: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
  5. Пояснительные*: то есть, а именно
  6. Присоединительные*: тоже, также, да и, и притом, причем

* Традиционно предложения с сочинительной связью считаются более доступными для понимания и вводятся в обучение раньше, чем другие: уже в начальной школе. Тогда же ребят учат различать значения союзов. Поэтому материал подается в упрощённом виде. Так усваивается идея, что сочинительные союзы бывают трех видов: соединительные, разделительные и противительные. В старших классах ребята сталкиваются с более широким кругом явлений, которые нужно понимать, осознавать. Например, все должны уметь различать и правильно писать союзы тоже, также и сочетания то же, так же, нужно знать, как пунктуационно оформлять предложения с разными союзами. А вопрос о том, какие это союзы, не возникает. Однако градационные, пояснительные и присоединительные союзы очень частотны, они могут попасться в тестовых заданиях. Поэтому старшеклассникам и выпускникам советую обратить на них особое внимание.

Подчинительная связь - это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений.

Подчинительные союзы. Разряды по значению

  1. Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
  2. Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
  3. Условные: если (кабы, коли, ежели - устар.), если бы, раз, ли, как скоро
  4. Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
  5. Следствия: так что
  6. Уступительные: хотя, несмотря на то что
  7. Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
  8. Изъяснительные: что, как, чтобы

Внимание:

Некоторые союзы многозначны и могут, выполняя разные функции, входить в разные разряды. Для примера сравним:

Передай ему, чтобы он не звонил: меня не будет дома.
чтобы - изъяснительный союз

Чтобы порадовать маму, он вымыл посуду, оставшуюся в раковине с утра.
чтобы - целевой союз

Когда учитель вошел в класс, Мишка разговаривал по телефону.
когда - временной союз

Я не знаю, когда он позвонит.
когда - изъяснительный союз

Когда он не хочет ничего понимать, как ему объяснишь?
когда - условный союз

Внимание:

Многие союзы имеют омонимичные формы, что создает проблемы в их различении и правильном написании. См. ЕГЭ: "A, В, С" - всё для подготовки. А18. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Для чего служат союзы?

    • Для связи слов в предложении
    • Для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и отдельных предложений в тексте
  2. Есть ли различие между сочинительными и подчинительными союзами?

  3. Верно ли считать, что простые союзы сочинительные, а составные - подчинительные?

  4. Верно ли считать, что простые союзы употребляются в простых предложениях, а составные - в сложных?

  5. Какая синтаксическая связь выражает равноправные отношения элементов?

    • Сочинительная
    • Подчинительная
  6. Какая синтаксическая связь выражает неравноправные отношения элементов, при которой один зависит от другого?

    • Сочинительная
    • Подчинительная
  7. Сочинительные или подчинительные союзы выражают сочинительную связь?

    • Сочинительные
    • Подчинительные
  8. Сочинительные или подчинительные союзы выражают подчинительную связь?

    • Сочинительные
    • Подчинительные
  9. Существуют ли в русском языке многозначные союзы?

  10. Верно ли, что у многих союзов есть омонимы?

  11. Производными или непроизводными являются союзы: и, а, но, или, как - ?

    • Производными
    • Непроизводными

Есть разные части речи. Союз относится к служебным. Это не главный морфологически важный объект, но он занимает своё место в предложениях текста. Он хочет, чтобы каждое слово в связке представляло единый синтаксическое целое. Для каждой части речи существует своё определение.

Сою́з именуется служебной частью и призван связывать одиночные части в одно предложение, он не может изменяться и никаким членом не является. Существует разделение союзов по многим признакам.

Что обозначают союзы

Союзы бывают сочинительными и подчинительными. А первые, в свою очередь, подразделяются на:

  • соединительные,
  • разделительные,
  • противительные.

Соединяются равноправные части с помощью:

и; да (в значении «и»), не только.., но, тоже, ни.., ни.

С помощью которых происходит взаимоисключение, называются разделительными. Их примерами являются следующие союзы: или…или, не то не то, или, либо.

Союзы, противопоставляющие, считаются противительными. Это союзы а, да (в значении «но»), все же, но.

Стоят особняком

Есть ещё несколько групп сочинительных союзов. Они не изучаются в школьной программе по русскому языку. Градационные выражают сопоставление - не то чтобы…а, если не… то и; есть присоединительные (причем, также, и, да и).

А при пояснительных союзах требуется что-то пояснить или, дополнить (то есть, как то).

Подчинение в союзах

Такие союзы делятся по значению придаточных предложений (изъяснительные, обстоятельственные, определительные). Подчинительные союзы соединяют главные и придаточные предложения. Это и называется подчинением. Виды таких союзов:

  • изъяснительные (чтобы, как),
  • условные (если, коли, если…то),
  • обозначающие время (едва, лишь),
  • указывающие на причину (потому что, ибо),
  • сравнение (как бы, будто, словно),
  • уступки (пускай, хоть),
  • цель (дабы, чтобы),
  • следствие (так что).

Бывают союзы, совмещающие в себе несколько видов . Например, союз «чтобы» - это целевой и изъяснительный.

По происхождению

Различают два вида: производные, образованные от других частей речи (потому что, пускай, зато) и непроизводные, не имеющие связи с другими частями речи - (однако, и, что, а).

Состав имеет значение

Состоящие из одного слова, то есть, простые (словно, ибо) и из нескольких слов - сложные (в то время как, после того как, потому что).

По употреблению

Таких три группы:

  • Одиночные (а, что);
  • Повторяющиеся (и…, и; как…, как);
  • Парные - из двух слов (как…, так, если…, то).