Воронцов, Василий Павлович (псевдоним В. В .) - один из наиболее видных представителей народнического направления в русской экономической литературе. Главные труды: "Судьба капитализма в России", "Крестьянская община", "Наши направления", "Очерки крестьянского хозяйства".

ВОРОНЦОВ Василий Павлович(1847 - дек. 1918), русский ученый, экономист, социолог, по профессии врач. Выступал против развития народного хозяйства России на западных началах. Доказывал пагубность насаждения западных форм хозяйствования для народного благосостояния. В своих трудах неоднократно подчеркивал, что народное производство в России в силу определенных особенностей не подчиняется сформулированным на Западе законам политической экономии, ибо производитель стремится получить лишь массу продуктов, удовлетворяющую его потребности. Это было своеобразное обоснование принципа нестяжательства.

Воронцов показывал пагубность капитализации народного хозяйства России, ведущей к растрате производительных сил общества и к разорению значительной части тружеников. В противовес капитализации хозяйства он предлагал развитие традиционно русских форм хозяйствования - общины , артели, кустарных промыслов народного производства. Особое внимание уделял созданию системы менового хозяйства, основанной на единении земледельческой и обрабатывающей промышленности.

Воронцов отвергал неизбежность капитализма для России. Основываясь на факте, что русский народ не только сохранил вплоть до к. XIX в. многие черты общинного быта, давно утраченные другими народами, но еще и развил их дальше, он верил, что это развитие будет продолжаться и в будущем, что воспитание и дисциплинирование русского народа для общественной формы труда происходит и без руководства капитала, силою общины, и выработанный ею артельный дух приведет к той же организации производства, какая была достигнута на Западе при помощи капитала.

Воронцов Василий Павлович (1847 - 9.12,1918, Петроград) - экономист, социолог; публицист, теоретик народничества. Выступал со статьями в газете и журнале «Вперед», издаваемом Лавровым в 1873-1876 годы. В научно-литературных кругах его имя приобретает известность с начала 80-х годов, когда Воронцов, публиковавшийся под инициалами В. В. , формулирует и обосновывает собственный вариант либерально-народнической концепции, активно пропагандируя его в «Отечественных записках», «Русском богатстве», «Русской мысли», «Наблюдателе», «Северном вестнике», «Новом слове» и других изданиях. Наиболее полно свои взгляды он изложил в трудах: «Судьбы капитализма в России» (1882), «Очерки крестьянского хозяйства. Статьи 1882-1886 годов», «Прогрессивные течения в крестьянском хозяйстве» (1892), «Крестьянская община» (Итоги экономического исследования России. 1892. Т. 1 ) и др.

В трудах Воронцова выделяются три основные круга проблем: социально-философские основания либерально-народнической доктрины; развитие капитализма в России; вопросы крестьянского землевладения и хозяйства. В своих социологических представлениях Воронцов был сторонником субъективного метода, ориентированного на признание роли психологических качеств личности в определении судеб общественного прогресса. Задачей социологии должно быть не воспроизведение объективных характеристик социальных объектов самих по себе, а исследование того, как они существуют для человека, насколько сопоставимы с целеполагающими и этическими факторами субъектов истории. Чтобы избежать произвола мнений, необходимо, однако, опираться на интересы большинства членов общества, на народные массы. Воронцов констатировал, что русский народ в политических движениях был низведен до положения статиста. Его подменяли дворянство и сословная интеллигенция, которые не способны выразить действительные цели и идеалы преобладающей части общества, Прогресс может быть достигнут лишь как результат коллективного творчества большинства, а проводником его идей призвана стать народная интеллигенция, готовая к самопожертвованию. Задачей новой интеллигенции Воронцов считал вычленение «народной философии», концептуальное оформление идеалов, отражающих настроения массы, перевод их в практическую плоскость. Перспективные формы общественного быта в России могут быть разработаны только на основе анализа народной психологии. При этом социальные отношения складываются бессознательно, стихийно, представляя собой результат столкновения единичных волевых актов. Однако в конечном счете из стихийного процесса проистекают сознательные формы организации общества (см.: Наши направления. Спб., 1893. С 54 ).

Поскольку именно чувства человека, его самосознание, по убеждению Воронцова, представляются важнейшими средствами для выработки справедливых общественных отношений, то истинная задача социальной философии в том, чтобы объяснить сложные общественные отношения из более простых психологических. С этим связано и представление о двух взаимодействующих сторонах социального развития: его источнике - психических свойствах человека (чувствах и настроениях) и его средстве - просвещении, способствующем умственному развитию народных масс. Отсюда проистекает, по Воронцову, и роль народничества как общественной силы: «...интересы народа, как цель, формы, вырабатываемые его коллективной мыслью, и другие, соответствующие его желаниям, как средство, и самодеятельность населения, как рычаг общественной эволюции, - таковы три положения, характеризующие народничество, каким оно определилось в пореформенную эпоху нашей истории» (Наши направления. С. 7 ).

Рассматривая проблемы капиталистического развития России, Воронцов усматривает его отличие от западного в том, что в странах Запада, раньше России вступивших на путь буржуазного развития, капитализм был двигателем политической свободы, выполняя созидательную функцию, русский же капитализм, не имея возможности опереться на захваченные иностранные рынки, не в состоянии положительно воздействовать на «организацию производства» и совершенствование сельского хозяйства в «желательном направлении». В этих условиях правительству, полагал Воронцов, нужно не поддерживать капитализм, а контролировать производство, постепенно проводить обобществление труда, сосредоточив развитие мелкой промышленности в руках артелей. Артельные формы организации он считал истинно народным детищем, способным противостоять капитализации России.

Воронцов был убежден в естественности происхождения и развития русской общины, видя в ней основу справедливого общественного устройства, обладающую исторической перспективой, но при обязательной поддержке сверху. Распространенность общинного землевладения, сохранение прочной связи крестьянина с землей и развитие мелкого кустарного производства он считал главными причинами русского своеобразия. Вместе с тем в своих работах В. часто приводил фактический материал, противоречащий его выводам о жизнеспособности традиционных форм организации хозяйства. Воронцов высказывал убеждение, что прогрессивное развитие России возможно в том случае, если государство возьмет под свой контроль развитие крупной промышленности и одновременно будет покровительствовать истинно русским укладам общественной жизни - общине, артели и кустарным промыслам.

В. М. Фирсов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 110-111.

Воронцов Василий Павлович (лит. псевдоним - В. В.) (1847 - дек. 1918) - русский экономист, социолог, публицист, либеральный народник. Окончил петерб. Медико-хирургическую академию. В 70-х гг. был близок к чайковцам; сотрудничал в журн. "Вперед!" (1876). На рубеже 70-х и 80-х гг. начал выступать в легальных журналах ("Отечественные записки", "Русская мысль", "Вестник Европы", "Русское богатство" и т. д.). В статьях и книгах стремился доказать невозможность развития в России капитализма. Наряду с идеализацией общины и мелкого производства в сельском хозяйстве, кустарных промыслов и артели, утверждал, что Россия не может приобрести внешние рынки. Противопоставляя политические реформы экономическим, высказываясь против "конституционализма", якобы угрожавшего экономической "самобытности" России, возлагал надежды на поддержку правительством "народного производства". Имелись при этом в виду административно-хозяйственные мероприятия, которые фактически могли бы служить в первую очередь зажиточному крестьянству. Большое значение придавал также культуртрегерской деятельности интеллигенции. Реакционный аполитизм Воронцова и некоторые крайности в освещении социально-экономических проблем подвергались критике среди более левых народников. Однако основы взглядов В. на капитализм и на социальные отношения в России на деле принимались самыми широкими кругами народников. В 90-х годах Воронцов вел резкую борьбу против русских марксистов. Марксистскую оценку народнических воззрений Воронцова дал Г. В. Плеханов. Уничтожающей критике теории Воронцова были подвергнуты в работах В. И. Ленина.

Ш. М. Левин. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.

Сочинения: Судьбы капитализма в России, СПБ, 1882; Очерки кустарной пром-сти в России, СПБ, 1886; Прогрессивные течения в крест. х-ве, СПБ, 1892; Крест. община, в кн.: Итоги экономич. исследований России по данным земской статистики, т. 1, М., 1892; Наши направления, СПБ, 1893; Очерки теоретич. экономии, СПБ, 1895; Артель в кустарном промысле, СПБ, 1895; Артельные начинания рус. об-ва, СПБ, 1895; Судьба капиталистич. России, СПБ, 1907; От семидесятых годов к девятисотым, СПБ, 1907.

Литература: Ленин В. И., По поводу т. н. вопроса о рынках, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, там же; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же: его же, К характеристике экономич. романтизма, там же, т. 2; его же, Кустарная перепись 1894/95 года в Пермской губернии и общие вопросы "кустарной" промышленности, там же; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, Еще к вопросу о теории реализации, там же, т. 4; его же, Ответ на критику нашего проекта программы, там же, т. 6; его же, Эсеровские меньшевики, там же. т. 11; Плеханов Г. В., Наши разногласия, Соч., т. 2; его же, Обоснование народничества в трудах г. Воронцова (В. В.), там же, т. 9; Михайловский Н. К., Письма постороннего в редакцию "Отечеств. записок", Соч., т. 5, СПБ, 1897; его же, О народничестве г. В. В., там же, т. 7, СПБ, 1909; Народнич. экономич. лит-ра, М., 1958; История рус. экономич. мысли, т. 2, ч. 2, М., 1960; Деятели революц. движения в России. Био-библ. словарь, т. 2, в. 1, М., 1929.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Очерки теоретической экономии. Спб., 1895;

Артельные начинания русского общества. Спб., 1895;

От семидесятых годов к девятисотым. Сб. статей. Спб., 1907.

Литература:

Плеханов Г. В. Обоснование народничества в трудах г-на Воронцова (В. В.) // Соч. М„ 1925. Т. 9;

Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов // Полн. собр. соч. Т. 1.

Ленин В. И., По поводу т. н. вопроса о рынках, Соч., 4 изд., т. 1;

Ленин В. И., Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же:

Ленин В. И., К характеристике экономич. романтизма, там же, т. 2;

Ленин В. И., Кустарная перепись 1894/95 года в Пермской губернии и общие вопросы "кустарной" промышленности, там же;

Ленин В. И., Развитие капитализма в России, там же, т. 3;

Ленин В. И., Еще к вопросу о теории реализации, там же, т. 4;

Ленин В. И., Ответ на критику нашего проекта программы, там же, т. 6; его же, Эсеровские меньшевики, там же. т. 11;

Плеханов Г. В., Наши разногласия, Соч., т. 2;

Плеханов Г. В., Обоснование народничества в трудах г. Воронцова (В. В.), там же, т. 9;

Михайловский Н. К., Письма постороннего в редакцию "Отечеств. записок", Соч., т. 5, СПБ, 1897;

Михайловский Н. К., О народничестве г. В. В., там же, т. 7, СПБ, 1909;

Народнич. экономич. лит-ра, М., 1958;

История рус. экономич. мысли, т. 2, ч. 2, М., 1960;

Деятели революц. движения в России. Био-библ. словарь, т. 2, в. 1, М., 1929.

псевдоним В. В.) (1847-1918), экономист, социолог, один из идеологов т.н. либерального народничества 80-90-х гг. 19 в. Сотрудник журналов "Отечественные записки", "Русская мысль", "Русское богатство". Работы: "Судьбы капитализма в России" (1882), "Крестьянская община" (1892), "Судьба капиталистической России" (1907).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОРОНЦОВ Василий Павлович

(лит. псевдоним - В. В.) (1847-1918) российский общественный деятель, ученый, экономист и социолог, публицист. Один из идеологов либерального народничества и создатель экономической теории либеральных народников. Считал, что в России нет условий для развития капитализма. В 1890-х гг. выступал против российских марксистов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОРОНЦОВ Василий Павлович

1847 - дек. 1918), русский ученый, экономист, социолог, по профессии врач. Выступал против развития народного хозяйства России на западных началах. Доказывал пагубность насаждения западных форм хозяйствования для народного благосостояния. В своих трудах неоднократно подчеркивал, что народное производство в России в силу определенных особенностей не подчиняется сформулированным на Западе законам политической экономии, ибо производитель стремится получить лишь массу продуктов, удовлетворяющую его потребности. Это было своеобразное обоснование принципа нестяжательства.

Воронцов показывал пагубность капитализации народного хозяйства России, ведущей к растрате производительных сил общества и к разорению значительной части тружеников. В противовес капитализации хозяйства он предлагал развитие традиционно русских форм хозяйствования - общины, артели, кустарных промыслов народного производства. Особое внимание уделял созданию системы менового хозяйства, основанной на единении земледельческой и обрабатывающей промышленности.

Воронцов отвергал неизбежность капитализма для России. Основываясь на факте, что русский народ не только сохранил вплоть до к. XIX в. многие черты общинного быта, давно утраченные другими народами, но еще и развил их дальше, он верил, что это развитие будет продолжаться и в будущем, что воспитание и дисциплинирование русского народа для общественной формы труда происходит и без руководства капитала, силою общины, и выработанный ею артельный дух приведет к той же организации производства, какая была достигнута на Западе при помощи капитала.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Воронцов, Василий Павлович

Писатель по экономическим вопросам, более известный под псевдонимом В. В. Родился в 1847 г., происходит из дворян Екатеринославской губернии; окончив курс в медико-хирургической академии, семь лет служил земским врачом в разных губерниях. Уже в это время В. начал работать над экономическими вопросами, и систематически посвятил себя литературе с 1879 г., помещая статьи первоначально в "Отечественных Записках", а затем в "Вестнике Европы", "Русской Мысли", "Северном Вестнике" и др. Некоторые из этих статей были собраны и изданы в виде отдельной книги, под названием "Судьбы капитализма в России" (1882). Кроме того, есть еще отдельное сочинениеВ. В. : "Очерки кустарной промышленности в России" (1886 г.). Почти все работы В., за небольшими исключениями, как, например, по теории ценности, - посвящены вопросам русского народного хозяйства и в частности крестьянскому земледелию, мелким кустарным промыслам и условиям развития капитализма в России. Характер его исследований по преимуществу эмпирический, чуждый всяких предвзятых теорий. Он принадлежит к числу представителей так называемого "народнического" направления, в смысле признания совершенно особенных условий русского народного хозяйства, к которому, по его мнению, не применимы шаблоны западноевропейских теорий хозяйственного развития. Особенно рельефно идея эта выражена в "Судьбах капитализма в России". Горячая вера в возможность для России миновать период господства капитала выставляется здесь наиболее действительным средством противодействия этой современной силе, угнетающей на западе Европы рабочие классы. Главная причина своеобразности экономического развития России, по мнению В., заключается в сохранившейся у нас прочной связи нашего крестьянства с землей, благодаря особенным условиям освобождения от крепостной зависимости (с обязательными наделами землей), распространенности у нас общинного землевладения и развитию, в связи с земледелием, мелкого кустарного производства и артельного начала в промышленности. Для подтверждения своей основной мысли В. приводит ряд статистических данных о развитии у нас крупной фабричной промышленности и обращает внимание на медленное возрастание цифр, а иногда даже и на прямое уменьшение числа рабочих на фабриках и заводах. В последнем случае автор впадает в некоторую ошибку, так как в официальных статистических сведениях о фабриках и заводах, которыми он пользовался, в начале указывались данные о всех промышленных предприятиях, а потом перестали приниматься в расчет предприятия подакцизные. Вообще В. не сочувствует развитию у нас фабрик и заводов, предпочитая, чтобы Россия оставалась страной по преимуществу земледельческой. Невозможность развития у нас крупной промышленности В. доказывает, кроме обеспеченности землей, еще тем, что для развития этой промышленности необходимы обширные внешние рынки для сбыта ее произведений. По вопросу о кустарной промышленности В. является горячим защитником этой формы производства, благодаря которой сохраняется и упрочивается связь кустарей с землей и предотвращается обращение их в чисто наемных рабочих. Кроме чисто экономических статей, В. посвятил немало труда на ознакомление читающей публики с земскими статистическими работами, делая в течение 4 лет их ежегодный обзор в "Вестнике Европы". Последние 3 года В. посвятил участию в подготовке итогов экономического исследования России, по данным земской статистики, в первый том которых (Москва, 1892) вошла работа В. В.: "Крестьянская община".

{Брокгауз}

Воронцо в, Василий Павлович

Род. 1847, ум. 1918. Экономист, социолог, либеральный народник. Противник русских марксистов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Воронцов Василий Павлович - экономист и публицист, пишущий исключительно под инициалами В. В. и под ними обычно цитируемый. Родился в 1847 г. Окончил курс в медико-хирургической академии. Восемь лет состоял земским врачем и в это время начал писать, главным образом, в ""Отечественных Записках"". Позднее, оставив врачебную деятельность, служил в общем съезде представителей железной дороги и в одном из частных железнодорожных предприятий, по экономико-статистической части. Сначала Воронцов заинтересовался вопросом о роли русского народа как фактора политической эволюции страны и пришел к выводу, что как в политических, так и в религиозных движениях русский народ являлся только материалом; народ утратил представление о себе как об одной из движущих общественных сил, а такими силами признавал: одну, правомерную - царскую, во имя которой и совершались все политические движения, и другую, неправомерную, дворянскую, против которой были направлены эти движения; религиозные движения, поскольку они содержали политический элемент, были отрицанием существовавшего порядка, но выражались не в борьбе, а в бегстве от антихриста - олицетворения этого порядка. При наличности в народе такого глубокого аполитизма, Воронцов считал невозможным рассчитывать на успех какой-либо непосредственной революционной деятельности и полагал, что предварительно нужно воздействовать на миросозерцание народа и организовать народные массы. В пореформенную эпоху, как констатирует Воронцов в своих позднейших работах, под влиянием создавшегося условиями крестьянской реформы невыносимого экономического положения, из которого не было выхода на чисто экономической почве, а также воспитательного воздействия реформ 60-х гг., происходит постепенное ""приобретение народными массами политического развития, превращающего их потенциальную политическую силу в реальную""; в революционную эпоху народ выступает уже от себя; но ""так как задача образования реальной оппозиционной силы совпала с моментом борьбы за свободные политические учреждения"", и революция назрела ""раньше, чем образовались силы, способные осуществить преобразование полицейского государства в правовое"", то в эпоху революции ""на первом плане фигурировали явления разрушения, а не созидания"". С этим в теснейшей связи стоит интерес Воронцова к составлявшему центральный пункт его экономических исследований вопросу о капитализме: на Западе последний, при всех своих отрицательных сторонах, был первостепенным творящим фактором, в том числе и двигателем политической свободы. Задачи политического освобождения России осложняются, напротив, тем, что здесь сконцентрировались отрицательные стороны международной капиталистической эволюции хозяйства - клубок тех затруднений последней, которые грозят кризисом капиталистическому строю, и главные проявления которых капиталистические нации успевали до сих пор перекладывать на плечи менее цивилизованных народов"". При таких условиях русский капитализм не может явиться ни экономически творящей, ни политически движущей силой: такие силы ""мы можем найти лишь в массах трудящегося населения, с одной стороны, и во внеклассовой интеллигенции - с другой"". Идея творческого бессилия русского капитализма красной нитью проходит через всю научно-литературную деятельность Воронцова. С полной отчетливостью, но почти исключительно в теоретическом обосновании, она формулирована уже в его более ранних статьях, собранных в книге ""Судьбы капитализма в России"". По особенностям современного исторического момента ""России невозможно достичь высшей ступени промышленного развития капиталистическим путем; меры в пользу последнего способны только разрушить благосостояние народа, но не привести к организации производства""; немыслимый в России как организующая форма производства, капитализм мыслим и возможен лишь ""как форма и степень эксплуатации народных сил"". На той же точке зрения Воронцов остается и во всей своей дальнейшей литературной деятельности, подкрепляя ее, с одной стороны, углубленным теоретическим анализом, с другой - изучением фактической эволюции русского капитализма. На западе капитализм опирался сначала на эксплуатацию стран отсталых в экономическом и культурном отношении, и это лишает нас ""права утверждать, что хозяйственное развитие по типу, указанному Западной Европой, есть процесс общий и однообразный, приводящий к одинаковым результатам всякую страну, выходящую из инертного состояния"". Наш капитализм запоздал появлением на свет, и потому его результаты и его влияние на народное хозяйство совершенно иные: промышленность не может развиваться за невозможностью опереться на уже захваченные иностранные рынки и за слабой покупательной способностью народных масс; сельское хозяйство не может совершенствоваться в желательном направлении развития интенсивных культур и интенсивного скотоводства за слабостью предъявляемого городским населением спроса, а между тем развитие капиталистического производства отнимает у сельского населения дополнительные к земледелию заработки и таким путем ведет его к обнищанию. В конечном результате страна, подобная России, не может строить своего материального преуспеяния на основе капиталистического спроса и предложения, и потому ""задача нашей общественной мысли заключается в устранении рынка спроса, в процессе удовлетворения народных нужд и в изыскании форм удовлетворения последних путем планомерной организации производства, в прямой связи с потреблением"". Обставленная весьма разносторонней аргументацией и дополненная разнообразными экскурсиями в такие области, как взаимоотношение капитализма и милитаризма, влияние его на массовое потребление, массовую психологию и прочее, антикапиталистическая теория Воронцова служила предметом самых ожесточенных нападок со стороны, в особенности, представителей социально-демократического направления - и в то же время довольно второстепенные разногласия в области вопросов политической программы и тактики отдалили его от руководящих представителей народнического направления. В результате научные работы Воронцова оказались оцененными далеко менее, чем заслуживают. Такие труды Воронцова, как ""Судьбы капитализма"", представляют собой, по признанию хотя бы резко расходящегося с ним во взглядах М.И. Туган-Барановского, ""несомненно, выдающиеся произведения нашей экономической мысли"". - В тесной связи с общими воззрениями и симпатиями Воронцова стоит серия других работ, посвященных специально вопросам крестьянского землевладения и хозяйства. Из них наиболее капитальной является появившаяся в 1892 г. ""Русская община"" - систематический свод всего собранного до тех пор земской статистикой материала, касающегося форм общинного владения и пользования землей. Проникнутые горячими симпатиями к общине и убеждением в естественности ее происхождения и развития, эта работа вполне удовлетворяет поставленной автором цели ""полноты сводной части работы""; факты, противоречащие обобщениям автора, заняли свое место наряду с им противоположными. Существенными дополнениями к ней являются ""Прогрессивные течения в крестьянском хозяйстве"" и ""К истории общины в России""; последняя работа содержит весьма ценные данные относительно эволюции форм пользования землей на севере России. Ряд работ Воронцов посвятил артельным формам и артельным начинаниям русского общества. Вместе с тем Вороноцов был одним из первых, которые обратились к изучению данных земской статистики, относящихся к состоянию и эволюции крестьянского хозяйства. В ряде чрезвычайно ценных статей, печатавшихся в середине 80-х гг., он следил за успехами земской статистической методологии, а в другой серии статей дал анализ самого содержания первых земских статистических сборников, причем, между прочим, уже в то время определенно формулировал идею общей ""нивелировки"" или ""подвижки вниз"", в последнее время подробно разрабатывавшуюся, с одной стороны, Масловым, с другой стороны - Огановским и др. Почти все работы Воронцова печатались первоначально в виде журнальных статей, большая же часть их затем издавалась Воронцовым в книжной форме. Важнейшие из них: ""Судьбы капитализма в России"" (1882); ""Наши направления"" (1893); ""Очерки теоретической экономии"" (1895); ""Судьба капиталистической России"" (1907); ""Производство и потребление в капиталистическом обществе"" (1907); ""От 70-х гг. к 900-м"" (1907); ""Крестьянская община"" (""Итоги экономических исследований России"", т. I, 1892); ""Прогрессивные течения в крестьянском хозяйстве"" (1892); ""К истории общины в России"" (1902); ""Артель в кустарном промысле"" (1895); ""Артельные начинания русского общества"" (1895); ""Очерки крестьянского хозяйства. Статьи 1882 - 1886 гг."" А. Кауфман.

Василий Павлович Воронцов (псевдоним В. В.; 1847 - декабрь 1918) - русский экономист, социолог и публицист.

Биография

Родился в мелкопоместной дворянской семье. Учился в Медико-хирургической академии. Дважды арестовывался за участие в студенческих волнениях.

В 1873 закончил обучение и со следующего года поступил на службу земским врачом Белозерского уезда Новгородской губернии.

В 1876 стал тайным корреспондентом заграничной газеты П. Л. Лаврова «Вперед!».

С конца 1879 является постоянным сотрудником журнала «Отечественные записки», публикует в нём статьи о невозможности развития капитализма в России.

В 1882 сборник статей Воронцова вышел отдельным изданием, озаглавленным «Судьбы капитализма в России». Первая книга принесла Воронцову всероссийскую известность. Благодаря произведениям Воронцова в русский словесный обиход вошло понятие «капитализм».

В 1882 оставил медицину, чтобы заняться исключительно литературной деятельностью.

В 1880-е годы стал одним из пионеров «теории малых дел».

Работал экономистом на частном железнодорожном предприятии.

С 1895 по 1897 сотрудничал в журнале «Новое слово». Был представителем и теоретиком либерального народничества, видел в сельской общине альтернативу развитию капитализма в России.

Неоднократно упоминается В. И. Лениным в своих работах, который резко критиковал взгляды Воронцова. Взгляды Василия Воронцова критиковали также другие марксисты, а Г. В. Плеханова одно упоминание его имени приводило в ярость.

Жена - врач Мария Петровна Воронцова (в девичестве Гиберман, 1862-?); её племянница - Елена Петровна Гиберман - была мачехой известного конструктора Ю. В. Кондратюка.

Список произведений

  • Судьбы капитализма в России (СПб, 1882);
  • Очерки кустарной промышленности в России (СПб, 1886);
  • Прогрессивные течения в крестьянском хозяйстве. (СПб, 1892);
  • Артельные начинания русского общества (СПб, 1895);
  • Очерки теоретической экономии (СПб, 1895);
  • К истории общины в России (СПб, 1902);
  • Экономические основания крестьянского вопроса. (СПб. 1905);
  • Судьба капиталистической России (СПб, 1907);
  • От семидесятых годов к девятисотым (СПб, 1907);
  • Производство и потребление в капиталистическом обществе (СПб, 1907).
  • Экономика и капитализм. Избранные сочинения. М.: Астрель, 2008.
  • Социальное преобразование России (М., 1906).
(1918 )

Васи́лий Па́влович Воронцо́в ( - декабрь ) - русский экономист , социолог и публицист .

Биография

Учился в Медико-хирургической академии. Работал земским врачом и экономистом на частном железнодорожном предприятии. Писал под псевдонимом В. В. Благодаря книге В. В. «Судьбы капитализма в России» (1882) и полемике вокруг неё в русский словесный обиход вошло понятие «капитализм ».

С 1895 по 1897 сотрудничал в журнале «Новое слово » . Был представителем и теоретиком либерального народничества , видел в сельской общине альтернативу развитию капитализма в России.

Жена - врач Мария Петровна Воронцова (в девичестве Гиберман, 1862-?); её племянница - Елена Петровна Гиберман - была мачехой известного конструктора Ю. В. Кондратюка .

Напишите отзыв о статье "Воронцов, Василий Павлович"

Примечания

Литература

Список произведений

  • Судьбы капитализма в России (СПб, 1882);
  • Очерки кустарной промышленности в России (СПб, 1886);
  • Прогрессивные течения в крестьянском хозяйстве. (СПб, 1892);
  • Артельные начинания русского общества (СПб, 1895);
  • Очерки теоретической экономии (СПб, 1895);
  • К истории общины в России (СПб, 1902);
  • Экономические основания крестьянского вопроса. (СПб. 1905);
  • Судьба капиталистической России (СПб, 1907);
  • От семидесятых годов к девятисотым (СПб, 1907);
  • Производство и потребление в капиталистическом обществе (СПб, 1907).
  • Экономика и капитализм. Избранные сочинения. М.: Астрель, 2008.

Библиография

  • Люксембург Р. // . - 5-е изд. - М .-Л. : Соцэкгиз , 1934. - С. 189-194. - XLIV, 463 с.
  • К-н [Кауфман А.А.] В. П. Воронцов. - Вестник литературы, 1919. N 1-2.
  • Гловели Г.Д. Геополитическая экономия в России: от дискуссий о «самобытности» к глобальным моделям. СПб., «Алетейя», 2008. Часть 1. Глава 5.

Отрывок, характеризующий Воронцов, Василий Павлович

На другой день Анатоль уехал в Петербург.

Пьер поехал к Марье Дмитриевне, чтобы сообщить об исполнении ее желанья – об изгнании Курагина из Москвы. Весь дом был в страхе и волнении. Наташа была очень больна, и, как Марья Дмитриевна под секретом сказала ему, она в ту же ночь, как ей было объявлено, что Анатоль женат, отравилась мышьяком, который она тихонько достала. Проглотив его немного, она так испугалась, что разбудила Соню и объявила ей то, что она сделала. Во время были приняты нужные меры против яда, и теперь она была вне опасности; но всё таки слаба так, что нельзя было думать везти ее в деревню и послано было за графиней. Пьер видел растерянного графа и заплаканную Соню, но не мог видеть Наташи.
Пьер в этот день обедал в клубе и со всех сторон слышал разговоры о попытке похищения Ростовой и с упорством опровергал эти разговоры, уверяя всех, что больше ничего не было, как только то, что его шурин сделал предложение Ростовой и получил отказ. Пьеру казалось, что на его обязанности лежит скрыть всё дело и восстановить репутацию Ростовой.
Он со страхом ожидал возвращения князя Андрея и каждый день заезжал наведываться о нем к старому князю.
Князь Николай Андреич знал через m lle Bourienne все слухи, ходившие по городу, и прочел ту записку к княжне Марье, в которой Наташа отказывала своему жениху. Он казался веселее обыкновенного и с большим нетерпением ожидал сына.
Чрез несколько дней после отъезда Анатоля, Пьер получил записку от князя Андрея, извещавшего его о своем приезде и просившего Пьера заехать к нему.
Князь Андрей, приехав в Москву, в первую же минуту своего приезда получил от отца записку Наташи к княжне Марье, в которой она отказывала жениху (записку эту похитила у княжны Марьи и передала князю m lle Вourienne) и услышал от отца с прибавлениями рассказы о похищении Наташи.
Князь Андрей приехал вечером накануне. Пьер приехал к нему на другое утро. Пьер ожидал найти князя Андрея почти в том же положении, в котором была и Наташа, и потому он был удивлен, когда, войдя в гостиную, услыхал из кабинета громкий голос князя Андрея, оживленно говорившего что то о какой то петербургской интриге. Старый князь и другой чей то голос изредка перебивали его. Княжна Марья вышла навстречу к Пьеру. Она вздохнула, указывая глазами на дверь, где был князь Андрей, видимо желая выразить свое сочувствие к его горю; но Пьер видел по лицу княжны Марьи, что она была рада и тому, что случилось, и тому, как ее брат принял известие об измене невесты.
– Он сказал, что ожидал этого, – сказала она. – Я знаю, что гордость его не позволит ему выразить своего чувства, но всё таки лучше, гораздо лучше он перенес это, чем я ожидала. Видно, так должно было быть…
– Но неужели совершенно всё кончено? – сказал Пьер.
Княжна Марья с удивлением посмотрела на него. Она не понимала даже, как можно было об этом спрашивать. Пьер вошел в кабинет. Князь Андрей, весьма изменившийся, очевидно поздоровевший, но с новой, поперечной морщиной между бровей, в штатском платье, стоял против отца и князя Мещерского и горячо спорил, делая энергические жесты. Речь шла о Сперанском, известие о внезапной ссылке и мнимой измене которого только что дошло до Москвы.
– Теперь судят и обвиняют его (Сперанского) все те, которые месяц тому назад восхищались им, – говорил князь Андрей, – и те, которые не в состоянии были понимать его целей. Судить человека в немилости очень легко и взваливать на него все ошибки другого; а я скажу, что ежели что нибудь сделано хорошего в нынешнее царствованье, то всё хорошее сделано им – им одним. – Он остановился, увидав Пьера. Лицо его дрогнуло и тотчас же приняло злое выражение. – И потомство отдаст ему справедливость, – договорил он, и тотчас же обратился к Пьеру.