Быстрочтение – следующий после

курса эйдетики этап обучения.

Динамическое чтение представляет собой систему самых современных тренировочных упражнений, которые позволят вам наиболее рационально распределять свои силы при чтении, быстро оценивать, усваивать и запоминать информацию.

Динамическое чтение – это чтение глазами, слова воспринимаются как картинки.
Во время динамического чтения читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится, как бы соавтором текста. При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию.

При освоении техники динамического чтения:

  • Увеличивается скорость чтения в несколько раз;
  • Повышается понимание прочитанного;
  • Развивается образное мышление;
  • Обогащается словарный запас ребенка;
  • Приобретается умение правильно работать с учебником, конспектом;
  • Научится находить и выделять главное в тексте;
  • Управлять своим вниманием, полноценно его распределять во время учебного процесса.

Программа состоит из 3 уровней обучения:

  • 1 уровень - для детей 6-7 лет ;
  • 2 уровень - для детей 8-9 лет ;
  • 3 уровень - для детей 10-11 лет .

Продолжительность каждого уровня обучения: 10-12 занятий по 1,5 -2 часа.

Для детей 6-7 лет

Программа состоит из специальных упражнений-тренажёров, которые развивают способность воспроизводить образы течение значительного промежутка времени, и упражнений с применением образной памяти для запоминания различных видов школьной информации - стихов, цифр, простых текстов и т.п. Также практически усваиваются разные мнемотехнические приемы. В программу включены упражнения в игровой форме, направленные на развитие внимания и скорости реакции.

Для детей 8-11 лет

Программа также состоит из специальных упражнений-тренажеров, которые развивают способность воспроизводить образы течение длительного времени, и упражнений на применение ассоциативно-образной памяти для запоминания. Главное отличие заключается в уровне сложности упражнений, по сравнению с младшим школьным возрастом, и материале, который предлагается для запоминания в процессе обучения.

РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ:

  • В первую очередь выравнивается техника чтения - чтение становится правильным, плавным;
  • Переход от пословного чтения к целостному ассоциативному восприятию слова, предложения, текста;
  • Увеличивается скорость чтения;
  • Развивается артикуляция;
  • Улучшается память, внимание;
  • Совершенствуется мышление, воображение;
  • Ребенок получает устойчивый навык чтения и приобретает уверенность в своих силах.
  • Повышение самооценки.
  • Выявление и развитие способностей

Интенсивный курс динамического чтения

Интенсивный курс , проходит в мини группах (3-5 чел.) с максимальным вниманием к каждому обучаемому:

Продолжительность курса: 10 дней без перерывов, 30 учебных часов – 10 занятий по 3 учебных часа.

Занятия спланированы таким образом, чтобы учесть как индивидуальные особенности детей, так и использовать групповую динамику, стремление детей соревноваться в игровой, дружеской форме.

Стандартный курс динамического чтения

Обучение по классической методике , тоже проходит в мини группах (3-5 чел.), но с меньшей нагрузкой.

Продолжительность курса: 30 учебных часов.
Занятия проводятся:
2 раза в неделю по 2 учебных часа. – 2 месяца;
занятия 3 раза в неделю по 2 учебных часа. – 1,5 месяца;

Возможны индивидуальные занятия.

Контактный телефон в Симферополе: +7 978-792-55-74

Динамическое чтение - это чтение на основе целенаправленного применения системы приемов (правил), повышающих темп (скорость чтения) и его продуктивность.

Скорость считывания текста зависит от длительности фиксации внимания на отдельных словах, от объема узнавания информации считы­ваемого материала, особенностей памяти, мышления, особенностей лич­ности. Зависит она также от особенностей текста, освещения, наличия помех и иных условий работы.

Для увеличения скорости чтения необходимо использовать следую­щие приемы и правила:

Не читайте все подряд с одинаковой скоростью. Информативность,
смысловая значимость текста даже на двух отдельных страницах мо­
жет быть различной.

Читая, мобилизуйте свое внимание, мышление, память. Постоянно
ориентируйтесь на цель, ради которой вы взяли в руки книгу.
Мысленно расчленяйте, структурируйте материал на следующие ас­
пекты:

1) фактологический;

2) теоретический;

3) практический (вопросы прикладного характера).

Акцентируйте внимание и анализируйте главное в тексте то, что со­ответствует целям чтения.

Читая, старайтесь не проговаривать слова (не шевелить языком и гу­бами).

Для предотвращения «вокализации» (проговаривания текста про себя) можно держать в зубах карандаш. Это повышает быстроту чтения, по­скольку скорость мышления, обеспечиваемая «чтением только глазами», гораздо быстрее, чем скорость проговаривания текста. 310


7.7. Самоменеджмент

Наращивая скорость чтения - сканирования, постепенно учитесь од­новременно схватывать и осознавать смысл:

1) нескольких слов;

2) строки;

3) предложения;

4) целого абзаца.

Постоянно расширяйте словарный запас, от этого во многом зависит понимание текста. Если понимания текста нет, то его нельзя считать про­читанным.

Приучайте себя не возвращаться к прочитанному материалу, пытаясь понять содержание текста после первого его прочтения.

Следует также определить: каковы ваши типичные недостатки в об­ласти культуры чтения и скорочтения. Работу над собой необходимо на­чинать со «слабого звена». Важно постоянно контролировать себя: уве­личивается ли скорость чтения, за счет каких приемов? Затем следует перейти к преодолению следующего недостатка и т. д.

Если прогресс в чтении будет недостаточен, следует дополнительно изучить литературу по скорочтению, динамическому чтению.

С помощью специальных методик обычную скорость чтения (500-600 слов в минуту) можно довести до 4000- 5000 слов. Скорочтение дает даже более качественное усвоение текста, чем обычное чтение.

Традиционная технология чтения имеет серьезные недостатки, замед­ляющие скорость чтения:

Глаза постоянно возвращаются к уже прочитанному участку текста. Многие люди незаметно для себя один и тот же текст читают 2-3 раза;


«подшептывание» и «бормотание» про себя читаемого текста;

Рассеянное внимание;

Отсутствие системы чтения;

Малое поле зрения при чтении;

Скептическое отношение к улучшению своих возможностей и отсут­ствие стремления к самосовершенствованию.

Существуют приемы, позволяющие избавиться от недостатков при чтении:

постукивание карандашом по столу в определенном ритме (для уст­ранения артикуляции); чтение с карандашом, зажатым в зубах (с теми же целями);


Использование «числовых пирамид». Три вертикальных ряда чисел образуют пирамиду. Фиксируя взгляд на цифрах верхнего ряда, необ­ходимо распознавать одновременно числа, расположенные в расхо­дящихся рядах;

Применение таблиц Шульте - разграфленного на 25 ячеек квадрата размером 20x25 см со вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Необходимо быстро найти все цифры по порядку и «вернуть­ся к началу»;

Фиксация цифровых или буквенных сочетаний, воспринимаемых в течение короткого интервала времени (для увеличения точности вос­приятия текстового материала);

Созерцание «зеленой точки». Смысл приема - каждый вечер созер­цать страницу с зеленой точкой в центре и думать только о ней, отго­няя все остальные мысли (для улучшения способности сосредоточи­ваться);

Введение в процедуру чтения определенной системы (обратить внима­ние на заголовок, подзаголовки, просмотреть оглавление, список лите­ратуры и т. п. - все это помогает выделить основное содержание);

При чтении газетных материалов усвоению текста помогают ответы на вопросы: Кто делает? Что? Когда? Почему? Где? Как?

Еще одна эффективная методика позволяет запомнить 80% материала спустя 8 часов после его изучения (обычный уровень запоминания со­ставляет 20%). Методика включает пять этапов:

Беглый просмотр текста для выявления его главной мысли;

Постановка вопросов, на которые следует искать ответы при чтении;

Пометки при чтении, выявляющие его структурную композицию;

Пересказ основных идей;

Повторный просмотр текста с акцентом на его основных идеях и внут­ренней структуре.

Особенность динамического чтения заключается в том что во время чтения меняете его скорость от медленного к быстрому и наоборот.

Десять принципов динамического чтения:

  1. Создайте удобные условия для чтения. Это поможет не переутомляться.
  2. Приступайте к работе только на пике сил.
  3. Планируйте время.
  4. Отбирайте только дельную литературу.
  5. Читайте целенаправленно.
  6. Не переутомляйтесь.
  7. Используйте альтернативные источники информации. Прислушивайтесь к специалистам, а так же к более продвинутым знакомым.

Человеческий мозг может принять большее количество информации. В настоящее время, в эпоху Интернета и информационных технологий очень полезным является возможность скорочтения.

Большинство людей читает где-то на скорости между 60 и 90 км/час. Причина этого факта лежит в том, что мозг привыкает к такому чтению. Такая необычайная способность мозга приспосабливаться или, адаптироваться к любой новой норме используется в настоящее время во многих сферах, включая подготовку спортсменов к Олимпийским играм

Читайте со скоростью вашего мышления

Спешка - это опускание чего то. Что не идет легко, не идет совсем. Велик Создатель, сотворивший все сложное ненужным, а ненужное очень трудным.

В неспешном чтении развиваются способности. Если изучаем с привычной скоростью, то понимание идет на сто процентов.

Освоение наук - это не скольжение от предложения к предложению по принципу «чем быстрее прочитал - тем большего достиг». Чтение - это тренировка, изучение, интимность.

Когда мы работаем не спеша, у нас возникает контакт с текстом, с языком, с автором.

При чтении останавливайтесь на трудных участках текста. То, что известно - пробегайте взглядом.

Возвращайтесь к тому, что прочитали

Без записок, вы вряд ли что то запомните. Поэтому студенты записывают за преподавателем.

Все мало понятное следует повторить

Прочитали фрагмент - мысленно повторите и проверьте как вы его уяснили.

Ищите альтернативы чтению

Иногда бывает, что гораздо проще попросить совет у другого специалиста, чем вникать в суть самому. Так же можно разбить интересующий вопрос и часть информации получить из устных источников.

Важный текст читайте очень медленно.

Эффект скорочтения состоит не в том, чтобы прочитать как можно больше книг, а в том, чтобы как можно более легко находить решения из затруднительных ситуаций.

Все ли слова в тексте знакомы?

Чем больше непонятных терминов, тем ниже скорость чтения. Можно пропустить одно слово, но если непонятностей довольно много, то понимание текста будет не высоко.

Упражнение с метрономом для тренировки быстрого чтения

Природа мозга и ума также в состоянии научится скорочтению с помощью метронома, который может применяться несколькими разными способами. Вполне возможно для начала сделать так, чтобы каждый удар метронома означал продвижение вашей визуальной указки на один определенный шаг. С помощью этого заданного темпа можно установить и поддерживать стабильный ритм чтения, избегая падения скорости чтения по ходу времени. После того, как этот темп чтения прочно установится и станет привычным, ничто не мешает вам таким же способом повышать свою скорость чтения и далее.

Второй важный способ -вы настраиваете метроном на неестественно быстрый темп, заставляя свою систему "глаз/мозг" свыкаться с весьма высокой новой нормой. Эта форма тренинга опять-таки помогает вам "прыгать выше головы" за счет стремления достигнуть новых норм, невзирая на то, что они очень высоки. Можно их несколько снизить до удобных вам "низких" значений скорости чтения, которые и так окажутся вдвое выше ваших прежних средних показателей.

Как читать быстрее

1. Используйте указатель

На самом деле глаза не смотрят неподвижно в одну точку. Чтобы увидеть больше информации, они делают быстрые скачкообразные движения от того места, куда были направлены. Эти движения называются саккадами.

К сожалению, когда вы читаете, это положение постоянно двигается. Саккады (и просто обычные отвлекающие предметы) являются причиной того, что вы замедляете скорость, потому что вы должны искать место, где вы закончили читать. Решением этой проблемы является использование указателя .

Простейший указатель – это кончик вашего пальца. Просто поставьте палец под строкой в тексте и двигайте им, когда вы читаете. После того, как вы к нему привыкните, вы сможете читать намного быстрее, чем прежде.

2. Для скорости чтения главное не скорость, а контроль над чтением

Скорочитать это не просто развить скорость чтения до предельной скорости, с которой вы успели пробежать по строчкам. В результате многие считают, что они в не состоянии усвоить информацию и отмечают, что восприятие ухудшается, если они увеличивают скорость чтения.

Способность контролировать скорость сделает ваше чтение эффективнее, чем если вы просто будете мчаться по тексту.

Указатель поможет при контроле, вы физически сможете регулировать скорость чтения, двигая рукой. Если ваша рука движется быстрее, вы вынуждены читать быстрее. Так же как, если вы замедлите свой указатель, вы станете читать медленнее. Данный вид контроля позволяет внимательно читать сложные или важные части текста и быстро справляться с понятными и не имеющими важности частями.

3. Не озвучивайте слов в голове

Умение читать без озвучивания слов в голове поможет открыть путь для предельной скорости чтения, которая очень полезна, если текст легко воспринимаем или в нём много ненужной информации. Это не то же самое, что быстро пробежать текст глазами.

Потренируйтесь двигать указателем быстрее, чем вы успеваете произнести слова в голове. Это избавит вас от привычки автоматически озвучивать слова.

4. Активное чтение

Для быстрого чтения требуется активное чтение. Перед тем, как вы начнете читать, настройте своё мышление, поставив перед ним вопрос, что вы надеетесь извлечь из последующего чтения. Даже если вы на 100% уверены, что вам нужно выучить, это упражнение поможет вашему мозгу быстрее заметить соответствующие детали в тексте. Если вы нашли что-то интересное, остановитесь, чтобы подумать, или даже отметьте эту информацию в книге.

Активное чтение подразумевает, что вы будете останавливаться, чтобы обдумать то, что вы прочитали. Остановка для обдумывания не очень подходит для быстрого чтения. Но это – тактика осознанного чтения, которой должен владеть каждый.

Иногда полезным является быстрое прочтение написанного, где мало нужной информации, так же часто нужно сбавлять скорость, чтобы уяснить что-то важное или непонятное. Если сравнить чтение с вождением машины представьте что вы едите по прямой соответствующей стандартам автомагистрали, вы можете свободно набирать скорость. Но если вам нужно делать крутые повороты на горной дороге, лучше эту скорость снизить.

Ах, какая бесконечная и живая тема – скорочтение! А фоточтение … Такой простор для фантазии. Ни фига не делаешь, посмотрел на страницу и пошел на экзамены.

Скорочтение в чём-то сродни философскому камню, обращающему металл в золото. Столько поколений искало… Но алхимия по пути к недостижимому дала массу интересных и полезных вещей. Скорочтение примерно так же.

Cкорочтение – вещь хорошая, особенно если речь идет о легкочитаемой и усвояемой литературе. Но при чтении серьезной литературы скорочтение вряд ли применимо. Здесь бы мне хотелось привести очень хороший анекдот, главное, что в тему.
…На работу устраивается секретарша.
Начальник ее спрашивает: «Скажите, а с какой скоростью Вы печатаете?»
«Полторы тысячи знаков в минуту» - отвечает та.
«Отлично, другие еле-еле двести делают, берем!» - радостно заявил начальник.
Претендентка на работу так тихонько в сторону добавляет: «Только какая-то ерунда получается…»

Меня умиляют сообщения о рекордах скорочтения и результатах, которые обещают на всяческих курсах. Иногда обещают такие чудеса, как «чтение по диагонали» (интересно, что это за чтение?), фотографическое запоминание текстовой информации. И в тоже время практически на всех курсах дают неверную методику подавления внутренней артикуляции или проговаривания текста. Один маааааленький нюанс, но который решает все.

Это я все написал не для того, чтобы как-то унизить все эти курсы или показать собственную крутость. Люди делают хорошее дело и на самом деле дают массу полезных навыков.
Просто у нас малость другой подход.
ХОЧЕШЬ БЫСТРЕЕ ЧИТАТЬ – РАЗВИВАЙ ВООБРАЖЕНИЕ!

Мы как-то писали, что наш диск «ЭНЕРГИЯ МОЗГА» в случае прослушивания его каждый день по разу в течение месяца увеличивает скорость чтения в 2-3 раза без всяких специальных упражнений.

Никакой мистики. С помощью электроэнцефалографа мы увидели, что этот диск «всего-навсего» в максимальной степени активизирует правое полушарие мозга. Причем эффект носит накопительный характер. А правое полушарие – это наше воображение.

Так что альтернатива – ходить на курсы или просто . Хотя лучше и то и другое.
Все же приемы скорочтения желательно знать, даже скорее не просто знать, владеть ими. Не повредят такие вещи, как «расширение угла периферического зрения», повышение концентрации внимания при чтении и так далее. Но читать сложные тексты желательно с тем учетом, что, как уже неоднократно отмечалось, кратковременная память не безгранична, а ее перегрузка вызывает такие вещи, как непонимание текста, потеря внимания и интереса.

При чтении ей нужно всячески помогать, не стараться набивать ее информацией с тем же усердием, как при сборе чемоданов перед поездкой на море.

Читать следует так, чтобы в кратковременной памяти успевали сформироваться образы, которые помогут и понять, и запомнить текст. Помните, что один из основных постулатов работы памяти гласит – НЕ УВИДИШЬ – НЕ ЗАПОМНИШЬ? Теперь понятно, почему развитие воображения повышает скорость чтения лучше всяких курсов?

На курсах мы берем для примера произвольный текст, обычно предлагаемый кем-то из учеников и сначала он читается в обычном, так сказать, привычном режиме.

После беглого опроса, который показывает, что из этого текста мало кто чего понял, этот же текст читается по-другому. Кстати, обычно это юридический или экономический текст. Пару раз попадались тексты медицинские. До сих пор одна группа помнит строение и функции печени, другая классификацию челюстно-лицевых травм, третья порядок возврата исковых заявлений и так далее, хотя они далеко не все медики или юристы.

Просто нужно уметь читать.
1 . Скорочтение в том виде, в каком его обычно подают, – миф, порожденный авторами систем и хозяевами разнообразных курсов. Например, на одном из очень известных курсов все тесты построены таким образом, чтобы уверить занимающегося, что он стал читать быстрее. Примерно то же самое, как и в известной сказке Андерсена про короля и хитрых портных.

2 . Речь может идти только о динамическом чтении. Это не то, чему учат на курсах скорочтения, это скорее стратегия чтения, сумма приемов и технологий, которые позволяют быстрее читать. Но это действительно позволяет читать быстрее.

3 . Приемы скорочтения, тем не менее, знать стоит, но применять ровно в той степени, насколько это требует стратегия чтения.

Но не думать, что эти приемы – панацея. Кстати, я проработал массу пособий по скорочтению, познакомился со многими курсами. И был просто поражен, что «подавление внутренней артикуляции», то есть убирание проговаривания текста абсолютно верно изложено только у Сергея Михайлова . Правда, может, я не все курсы изучил.

Но я встречал людей, которые занимались на курсах самой разной популярности, так ни у одного не получилось с этим моментом. Ответ руководителей курсов, почему так и не получилось с внутренним проговариванием достаточно стандартен: «Вы мало делали те упражнения, которые мы Вам давали».

4. Не развив концентрацию внимания и, главным образом, ВООБРАЖЕНИЕ , ни о каком быстром чтении речи быть не может. Мы уже писали, почему можно не занимаясь скорочтением, а только раз в день прослушивать наш диск «ЭНЕРГИЯ МОЗГА», за месяц поднять скорость чтения в 2-3 раза.

5 . СЕРЬЕЗНУЮ ЛИТЕРАТУРУ СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ МЕДЛЕННО.
Вот на последнем моменте мы и остановимся.
Напомним, что человек что-то понять и запомнить может только тогда, когда сможет это вообразить. Но если текст сложный, то воображение может и не успеть «обработать» информацию. И тогда никакое скорочтение не поможет.
Пора переходить к конкретному примеру. Для начала прочтите текст, который приведен ниже, в обычном режиме.

Их особенность заключалась в том, что они легко распадались на свои составные части, и что для поддержания их существования был необходим постоянный обмен веществ со средой: эти молекулы должны были получать приток новых веществ из среды, усваивать (ассимилировать) эти вещества и выделять (диссимилировать) продукты распада во внешнюю среду.


Так возникло живое существо, которое уже очень рано приняло характер клеток, иначе говоря, мельчайших организмов, существование которых поддерживалась постоянным обменном веществ с внешней средой.

Текст небольшой, да и не самый сложный. Это отрывок из книги выдающегося психолога А.Р.Лурии «Лекции по общей психологии».

Тем не менее, насколько Вы запомнили этот отрывок? Насколько Ваше внимание не уходило куда-нибудь при чтении? Естественно, требуется честный ответ, себя-то обманывать незачем.
А теперь попробуем прочесть этот отрывок по-другому.
…В процессе развития земли появились особо сложные соединения, для которых была характерна огромная величина и сложность тех молекул, из которых это вещество состоит. Такие гигантские молекулы, в основе которых лежат атомы углерода в соединении с другими веществами, появились много лет назад при охлаждении поверхности.
Эти гигантские молекулы, с которыми советские ученые (академик А. И. Опарин) связывают происхождение земли, были названы коацерватами.

Стоп! Понимаем, что ничего сложного, но нужно сделать паузу и дать возможность воображению обработать прочитанное.
Итак, сформируем образы. Я буду это делать по-своему, так что если Вы с этим не согласитесь, то будете правы. Каждый человек неповторим, неповторимо и его пространство образов.

Я представляю себе молекулу как набор больших шаров, причем такой, знаете, путанный, сложный. Этот набор достаточно огромен, что на его фоне теряется капля воды (простенькая молекула). Я вижу среди всех этих шаров некие центральные, главные шары, на которых написан символ «С» - обозначение углерода. И именно к этим шарам прилеплены остальные, с самыми разными надписями.

И представляю, что это сооружение находится в такой массе, кипяяще-бурлящей (однажды в таком виде показывали зарождение Земли в каком-то фильме), но там, где кипение прекращается и появляется лед.
Представляю, как одно такое сооружение держит в руке Опарин – старичок в академической шапочке, произносит при этом «Опа! Ринг!», и добавляет: «Во так Земля и появилась, коансерванты мои!». Я потом легко восстановлю, что это не консерванты, а коацерваты.

Конечно, написал я больше, чем занял сам абзац, но одно дело – я писал, а другое – все быстро представил.
Их особенность заключалась в том, что они легко распадались на свои составные части и что для поддержания их существования был необходим постоянный обмен веществ со средой: эти молекулы должны были получать приток новых веществ из среды, усваивать (ассимилировать) эти вещества и выделять (диссимилировать) продукты распада во внешнюю среду.

Таким образом, существование таких гигантских молекул было возможным лишь при условии постоянного обмена веществ со средой. Следует иметь в виду, что этот обмен веществ со средой вовсе не является пассивным процессом. Он осуществляется в процессе жизнедеятельности этих белковых молекул.

Теперь я представляю, как эти сооружения распадаются на части, как они отчаянно, чтобы не распасться, выхватывают извне новые шары, выбрасывают другие. Причем это происходит активно, то есть сооружение само выхватывает извне шары, само выбрасывает другие шары. При этом сооружение дышит.

Стоит просканировать все, что представил, объединить картины в один фильм, и просмотреть его еще раз.
Теперь я могу быть уверен, что вряд ли забуду этот маленький текст. Я перевел его в образы, в живую картинку. Более того, я могу на листке бумаги поместить ключевые слова для того, чтобы через какое-то время быстро повторить текст через пару дней.
И если придет экзамен, мне, в крайнем случае, понадобится только в этот листик посмотреть и все.

Можно было бы взять текст и подлиннее для большей убедительности. Или посложнее. Если будут на то пожелания читателей, я в следующий раз таким образом препарирую какой-нибудь юридический или экономический текст. Сегодня я не сделал это по той лишь причине, что не подобрал такого текста. Покопался в своих документах, все больше какие-то белорусские законы, а они не столь интересны всем, так как география подписки достаточно широка.

Правда, есть еще один текст, который именно так следует читать. Это правила дорожного движения. Вроде везде в СНГ они приблизительно одинаковы.

Но суть все равно такова – создай образы и тогда и поймешь, и запомнишь.
Вы можете спросить – а не слишком ли это сложно? Вернее, не усложняю ли я? Тем более, что так читать гораздо медленнее.
Да, медленнее. Зато в конечном итоге я прочту гораздо больше статей и книг, так как я буду их запоминать и мне гораздо проще далее будет читать все, что касается прочитанного, ведь информация хорошо связывается с уже известным. Плюс ко всему я не буду слишком много раз повторять ее, ведь образы гораздо проще запоминаются, нежели просто кучу раз прочитанные строки.
Есть один нюанс. Мы настолько привыкли читать традиционно, что такое чтение может вызвать протест. Протест подсознания. Подсознание очень инерционно, оно с трудом принимает новое.

Но после того, как таким образом будет переработано несколько текстов, Вы уже не сможете работать по-другому. Полезный метод перейдет в навык.

Вообще все, что поначалу идет с трудом – новые методы запоминания, новые методы конспектирования и тому подобное, важно начать применять на практике. Тогда и появится этот самый навык.

Или вы, или у Вас есть знакомый автомобилист, который по трассе гонит со скоростью 120-130 километров и делает это вполне уверенно. И представьте себе, что рядом с ним в автомобиле находится человек, который все время призывает его ехать со скоростью 80 километров. Он время от времени сбрасывает скорость, но через непродолжительное время снова набирает привычную. Самое главное, что более медленная, нежели привычная езда, доставляет водителю известный психологический дискомфорт. Он привык ездить быстро.

И я призываю Вас «ездить» по тексту быстрее. Кстати, этот самый водитель, о котором шла речь, ведь не сразу стал ездить быстро. Давайте предположим, то и Вы сейчас находитесь в положении водителя, который пока ездит медленно. Но если мы сразу резко увеличим скорость, авария (в данном случае непонимание и неприятие текста) неизбежны. Надо подготовиться, потренироваться и постепенно, но довольно быстро увеличить скорость. И потом Вам уже сложно будет ездить медленнее.

Первый совет . Не буду теоретизировать, просто начните читать книги как в нормальном положении, так и «вверх ногами». Достигните того, чтобы лёгкость чтения в обеих ситуациях была одинаковой. Это даёт прирост скорости раза в два.

Второй совет . Легкий в выполнении до чрезвычайности, эффективный невероятно, известный всем и применяемый крайне редка. Чтение с указкой. Вернее, с указочкой. Или просто водить пальцем по строкам.

Во время чтения наши глаза совершают массу хаотических движений. Можете провести такой эксперимент. Попросите кого-либо представить себе в метрах полутора окружность перед собой и «обвести» ее глазами. А затем попросите проследить за кончиком ручки, которой вы будете описывать окружность.

Разница настолько очевидна, траектория движения зрачков во втором случае настолько более плавная и менее хаотичная, что уже этого вполне бывает достаточно, чтобы человек начинал читать с указкой. А если добавить к этому, что постепенно скорость движения указки Вы можете повышать, то через какое-то время скорость чтения возрастет раза в три-четыре.
Попробовать и почувствовать разницу, во всяком случае, ничего не стоит.

Третий совет . Скачайте из Интернета программу , а еще лучше при случае приобретите приборчик. Напомним, что метроном – это часовой механизм, который выдает равномерные колебания с регулируемой частотой. Разновидности – как механический, так и электронный. Лучшего прибора для повышения скорости чтения не придумать.

Итак, как с ним работать? Возьмите какую-нибудь книгу и начинайте читать, а частоту метронома установите примерно 80 ударов в минуту. И начинайте читать. Кстати, возможно, что 80 ударов – для Вас небольшая скорость. Увеличивайте. Постепенно, понемногу, и Вы заметите, что и скорость чтения начнет увеличиваться постепенно. Увеличивайте скорость дальше.

В какой-то момент увеличение скорости чтения при повышении частоты ударов прекратится. Более того, Вы заметите, что чтение пойдет таким образом – Вы читаете сами по себе, а метроном звучит сам по себе. Это означает, что Вы достигли своей предельной пока скорости.

«Отмотайте» частоту назад немного. Найдите тот предел, на котором Вы еще нормально читаете, но уже быстрее. Заметьте, что нужно также следить и за тем, что вы понимаете текст. Что толку читать быстрее, если не понимаешь, о чем идет речь?
Итак, предел найден. Читайте при этой частоте некоторое время, пока достигнутая скорость не станет для Вас комфортной. Обычно это пару-тройку дней.

Самое интересное, что читать медленнее Вы уже не сможете.
Когда поймете, что уверенность в чтении при этой скорости уже пришла, повышайте частоту ударов метронома. Только не старайтесь прибавить сразу побольше, постепенность и еще раз постепенность. Штангист, который со 100 килограмм сразу начнет брать вес 200, обречен на неудачу.

И Вы достигнете очень приличной скорости чтения буквально за пару недель. Как показала практика, потерять достигнутую скорость практически невозможно. Разве что если не читать вообще несколько лет, но такой смелый эксперимент вряд ли имеет смысл. А читать на меньшей скорости будет достаточно дискомфортно.

Самое главное, что Вы можете тренироваться, так сказать, «не отходя от кассы», то есть совмещать чтение и тренировку. Читаете какой-нибудь роман, метроном себе тихо щелкает, скорость чтения повышается.
Интересно, что на очных занятиях, когда я включаю метроном и народ начинает читать, многие с удивлением обнаруживают, что могут читать на самом деле быстрее. Каждый по разному, но увеличивают скорость чтения на глазах абсолютно все. Само собой, что после этого агитировать читать под метроном не приходится.

Лично я в свое время просто приобрел такой маленький метрономчик, размером с пейджер, и включал всякий раз при чтении. И быстро увеличил скорость чтения. Недавно в Интернете я приобрел одну программку-тренажер для увеличения скорости чтения. Деньги небольшие, и единственное, что мне принесло удовлетворение, так это то, что я убедился, что даже самая высокая скорость программы-читалки медленнее моего чтения. Это не хвастовство, это приглашение достичь того же.

Самое главное, что Вы сможете совмещать тренировки и чтение.
Не думайте про скорочтение, просто много и нормально читайте!
Кстати, я беседовал со многими выдающимися людьми, интеллектуалами. Они все против скорочтения.
Присоединяйтесь к ним! А наши советы Вам в этом помогут.

Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько , но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали , Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент , читающий с невероятной скоростью, разработал собственную , которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

1. Читаем с указкой

Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

2. Подавляем артикуляцию

Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

3. Метод «зеленой точки»

Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

4. Тренируем тарабарщину

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

5. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

6. Метод «тик-так»

Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

7. Чтение по диагонали

Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.