• Что такое сферы общественной жизни?
  • Какие бывают сферы общественной жизни?
  • Как взаимосвязаны разные сферы жизни общества?

Устройство общества всегда интересовало людей. А вы задумывались над этим? На протяжении многих веков учёные пытались создать модель, образ, с помощью которого можно было воспроизвести человеческое общество для изучения. Его представляли в виде пирамиды, часового механизма, уподобляли ветвистому дереву.

Сферы жизни общества

Общество разумно устроено. Каждая его сфера (часть) выполняет свои функции, удовлетворяет определённые потребности людей. Вспомните, какие бывают потребности.

    Сферы общественной жизни - области общественной жизни, в которых удовлетворяются важнейшие потребности людей.

Учёные выделяют четыре главные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную и духовную. Такое деление условно, но оно помогает лучше ориентироваться в многообразии общественных явлений.

Экономическая сфера включает фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, шахты и др. То есть всё то, что позволяет обществу производить такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные материальные потребности людей - в пище, жилье, одежде, досуге и т.д.

Основная задача экономической сферы - организация деятельности больших групп людей по производству, потреблению (покупка и использование купленного в своих собственных целях) и распределению товаров и услуг.

В экономической жизни участвует всё население. Дети, пенсионеры, инвалиды в большинстве своём не являются производителями материальных благ. Но они участвуют в обмене - когда покупают товары в магазине, распределении - когда получают пенсии и пособия, и, конечно, в потреблении материальных благ. Вы ещё не создаёте материальные блага, но зато активно их потребляете.

Политическая сфера включает государство и органы государственной власти и управления. В России - это Президент, правительство, парламент (Федеральное Собрание), местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная службы, а также политические партии. Основная задача политической сферы - обеспечение порядка в обществе и его безопасности, разрешение социальных конфликтов, принятие новых законов и осуществление контроля за их исполнением, защита внешних границ, сбор налогов и т.д.

Социальная сфера включает повседневные взаимоотношения граждан, а также взаимоотношения больших социальных групп общества: народов, классов и т.д.

К социальной сфере относятся и различные учреждения по обеспечению жизнедеятельности людей. Это магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание (жилищные управляющие компании и химчистки), общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение (поликлиники и больницы), связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения (парки культуры, стадионы).

Важное место в социальной сфере занимают органы социальной защиты и социального обеспечения. Они призваны оказывать социальную помощь нуждающимся: пенсионерам, безработным, многодетным семьям, инвалидам, малообеспеченным людям. О том, как оказывается социальная помощь семьям, вы узнали в 5 классе.

К духовной сфере относятся наука, образование, религия и искусство. Она включает университеты и академии, научно-исследовательские институты, школы, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, объединения верующих и т.д. Именно в этой сфере осуществляется накопление и передача духовных богатств общества следующим поколениям, а люди и целые общества находят ответ на вопрос о смысле жизни и своего существования.

Какие сферы общественной жизни изображены на фотографиях? Аргументируйте свой ответ.

Взаимосвязь четырёх сфер жизни общества

Итак, мы выделили четыре главные сферы современного общества. Но это не значит, что они существуют отдельно друг от друга. Напротив, они тесно связаны между собой и влияют друг на друга. К примеру, если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уровень жизни резко снижается, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, появляется безработица, растёт преступность. Таким образом, успехи в одной, экономической, сфере влияют на благополучие в другой, социальной.

Экономика может сильно влиять и на политику, в истории тому есть много примеров.

Дополнительное чтение

    Византийская империя и Иран вели друг с другом многолетние войны за то, кто из них будет собирать пошлины с купцов, водивших караваны по Великому шёлковому пути. В результате они истощили свои силы в этих войнах, и этим воспользовались арабы, которые захватили у византийских императоров большую часть их владений, а Иран завоевали целиком.

    Объясните, как данный пример показывает взаимосвязь экономической и политической сфер.

Социальная сфера напрямую связана с политической жизнью. Изменения в политической сфере, например смепа власти, приход к управлению государством других политиков, могут ухудшить условия жизни людей. Но возможна и обратная связь. Причиной смены власти часто становилось возмущение народных масс ухудшением своего положения. Например, Западная Римская империя перестала существовать ещё и потому, что налоги, которые устанавливал император, были невыносимо большими для его подданных и они предпочли власть варварских королей императорской.

Подведём итоги

Существуют четыре сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Сферы общественной жизни удовлетворяют основные потребности людей и тесно взаимосвязаны друг с другом.

Основные термины и понятия

Сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная, духовная.

Проверьте свои знания

  1. На какие сферы можно разделить общество? Дайте краткую характеристику каждой сфере общества. В чём их значение для общества?
  2. Объясните, каким образом различные сферы общества влияют друг на друга. При ответе используйте схему на с. 20.
  3. Как вы считаете, какая из сфер жизни общества является наиболее важной? Объясните свой ответ.

Практикум

        Тихая моя родина!
        Ивы, река, соловьи...
        Мать моя здесь похоронена
        В детские годы мои...

        Там, где я плавал за рыбами,
        Сено гребут в сеновал:
        Между речными изгибами
        Вырыли люди канал.

        Тина теперь и болотина
        Там, где купаться любил...
        Тихая моя родина,
        Я ничего не забыл.

        Новый забор перед школою,
        Тот же зелёный простор.
        Словно ворона весёлая,
        Сяду опять на забор!

        Школа моя деревянная!..
        Время придёт уезжать -
        Речка за мною туманная
        Будет бежать и бежать...

Понимается

Ответ: 4


2.

Общество как динамичную систему характеризует

Ответ: 4

3.

К политической сфере жизни общества непосредственно относится


Ответ: 1

4.

А. Общество представляет собой универсальную форму взаимосвязи и взаимодействия людей.

Б. На современном этапе общество полностью сосредоточило в своих руках контроль за природными ресурсами..

Ответ: 1


5.

Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано примером:

Ответ: 3


6.

Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду, способствует «утечке мозгов», массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как

Ответ: 2


7.

Для традиционного общества характерно

Ответ: 1


8.

Постепенные преобразования в обществе, предполагающие органическое сочетание старого с новым, характерны для

Ответ: 1

9.

Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Общественный прогресс не распространяется на отношения между людьми и нравственные качества людей.

Б. Общественный прогресс включает в себя введение новых технологий, облегчающих труд человека и высвобождающих его время для отдыха и творчества.


Ответ: 2

10.

К глобальным проблемам экологического характера относится

Ответ: 2
11.

В богатую процветающую страну с севера вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города, перерезав традиционные торговые пути. На многие десятилетия запустели города и деревни. Данный пример иллюстрирует такую форму общественных изменений как

Ответ: 3

12.

Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является сложной динамичной системой, в которой существуют элементы и подсистемы, взаимодействующие друг с другом.

Б. На развитие общества оказывает влияние природная среда, природные условия способны содействовать либо препятствовать общественному развитию.


Ответ: 3

13.

К политическим глобальным проблемам современного мира относится

Ответ: 2

14.

Верны ли следующие суждения о терроризме?

А Международный терроризм представляет собой мощную экономическую структуру и опережает в развитии сети взаимодействия национальные государства.

Б. Международный терроризм является ответом на агрессивное вторжение ценностей западного мира в остальные регионы мира.

Ответ: 3


15.

Процессы глобализации связаны с

Ответ: 3

16.

С помощью такого критерия общественного прогресса как упрочение нравственных основ общества можно проиллюстрировать

Ответ: 3

17.

Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные ФАКТЫ, а одно – субъективное МНЕНИЕ. Какое из утверждений является мнением?

Ответ: 3

18.

Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них наиболее частное , наиболее узкое по смыслу.

Ответ: 4

Часть В.


1.

Запишите слово, пропущенное в схеме:

Форма общественных изменений –

______________________________

включает в себя все поступательные изменения

определяет вектор развития общества от менее совершенного к более совершенному

одним из критериев является совершенствование нравственных устоев общества


Ответ: ________________________________

Ответ: прогресс (общественный прогресс)


2.

Укажите черты, отличающие общество от природы.


3.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Можно выделить следующие наиболее общие показатели _______________(1). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда; что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее __________(2). Одно временно с прогрессом производительных сил идет увеличение объема научной информации. Наука превращается в непосредственную ___________(3) общества. Под влиянием прогресса в общественном производстве возвышаются общественные потребности, а также совершенствуются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнета стихийных социальных факторов. Происходит ____________(4) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ___________(5) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое.

Но главным показателем и критерием общественного прогресса является расширение свободы. Свобода - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Следовательно, для того, чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной по сравнению с предшествующей, необходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки ____________(6).


Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1

2

3

4

5

6

Ответ: ЖВДБЗГ

4.

Установите соответствие между типом общества и его характерными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИП ОБЩЕСТВА

1)

Быстрота перемен

А)

традиционное

2)

Многообразие путей развития

Б)

современное

3)

Преобладание коллективистских начал

4)

Развитие микропроцессорных технологий

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

Ответ: ББАБ



5.

Укажите черты традиционного общества.




6.

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста носят



Ответ: ААБА
Часть С

Восточная цивилизация

Известно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: «Свет - с Востока».

Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.

Восток - это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…

Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог , община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное - вовремя получить традиционно установленную ренту-налог.

(Е.И.Попов)
1. Раскройте с опорой на текст авторское понимание восточной цивилизации («Востока»). Приведите четыре признака, отличающие восточное общество.



Баллы

элементы :

  1. сформулировано понимание восточной цивилизации:
Автор понимает Восток не в географическом, а в историко-культурном, цивилизационном ключе, как «гигантскую человеческую целостность, весьма неоднородную и противоречивую»;

  1. приведены признаки восточных обществ:
- воспроизводство сложившихся социальных культур;

Стабильность образа жизни;

Жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления;

Растворение личности в коллективе.


Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации, указаны четыре признака

2

Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации, указаны один -три признака

1

Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации ИЛИ указаны один-два признака ИЛИ

Ответ неправильный.



0

Максимальный балл

2

2. Какие условия формирования восточного традиционного общества приводит автор, ссылаясь на ученых-востоковедов? Приведите их с опорой на текст и проиллюстрируйте любую из них конкретным примером.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Баллы

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

  1. указаны условия (признаки) формирования восточных обществ:
- во-первых, цикличность сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации;

Во-вторых, стремление противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

2) приведен пример , иллюстрирующий один из признаков, например:

Жизнь древних египтян полностью зависела от разливов Нила и плодородного ила, наносимого разливами (первый признак);

Древние греки всячески подчеркивали свою особость и превосходство по отношению к другим народам, которых они считали дикарями, варварами, противопоставляли себя другим народам (второй признак).
Могут быть приведены иные верные примеры.


Указаны два условия, приведен пример

2

Указаны два условия, пример не приведен

1

Указано одно условие ИЛИ

Ответ неправильный.



0

Максимальный балл

2

3. Что автор усматривает в качестве важнейшего элемента, характеризующего Восток? Каковы, по мнению автора, причины формирования особой политической организации на Востоке? (укажите две причины). В чем специфика отношений государства и общины на Востоке. Опираясь на знание курса, приведите любой признак восточного общества, помимо тех, которые указаны в тексте.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Баллы

В правильном ответе должны быть приведены элементы:

  1. «важнейший элемент», характеризующий восточное общество - «восточная деспотия»;

  2. причины, способствующие ее возникновению:
- отсутствие у частной собственности приоритета, принадлежность земли сельской общине;

Необходимость организации межобщинных работ, способствующая формированию органа власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам.


  1. приведен дополнительный признак, например:
- преобладание статики, настороженное отношение к переменам, изменениям.

Могут быть приведены иные дополнительные признаки.



Указан важнейший элемент, две причины, приведен дополнительный признак

3

Указан важнейший элемент, две причины, признак не приведен.

2

Указан важнейший элемент, одна причина, ИЛИ элемент не указан, но приведены две причины.

1

Указан важнейший элемент ИЛИ приведена одна причина ИЛИ

Ответ неправильный



0

Максимальный балл

3

4. Автор подчеркивает, что основной культурной доминантой восточного общества выступают мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды. Поясните мысль автора. Опираясь на курсы обществознания и истории, приведите три конкретных примера, иллюстрирующих культурное достояние восточной цивилизации.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Баллы

В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы :

  1. пояснение , например:
Автор полагает, что в основе духовного потенциала Востока лежат мифологические религиозно-философские системы, ритуалы, в меньшей степени, чем наука, технологии.

  1. приведены примеры , допустим:
- мировоззренческие духовные основы буддизма, созданные в Индии;

Философия конфуцианства, созданные в древнем Китае;

Духовные основы зороастризма, «Авеста», древнейшая священная книга, созданные в древнем Иране.

Может быть приведено иное пояснение, указано иные примеры.



Приведено пояснение, приведены три примера.

3

Приведено прояснение, приведены один-два примера ИЛИ пояснение приведено в неявной форме , но приведены три примера.

2

Приведено пояснение ИЛИ пояснение приведено в неявной форме, но приведены два примера

1

Приведен один пример ИЛИ

Ответ неправильный.



0

Максимальный балл

3

5. Американский политолог Сэмюэль Хантингтон заметил, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизировать». Как понимается модернизация современными учеными? Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Поясните слова автора и приведите не менее двух проблем.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию


Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) сформулировано понятие о модернизации, например:


  • в понятие модернизации современные ученые включают преобразование традиционного общества с аграрной экономикой в современное, отличающееся быстрыми темпами роста, ведущей ролью промышленности, сферы услуг, современных видов транспорта и связи.

2) указаны проблемы, например:


  • – приверженность традиционных обществ своему укладу, ценностям, связанным с обычаями, религией, веками складывающимся устоям;

  • слабый динамизм традиционных обществ, их ориентация на воспроизведение существующих отношений, а не на развитие;

  • модернизация является мучительным процессом, который может привести к слому старых порядков и структур.
Могут быть указаны и иные проблемы.

Сформулировано понятие о модернизации, указаны две проблемы.

3

Сформулировано понятие о модернизации, указана одна проблема ИЛИ понятие о модернизации сформулировано неявно, но приведены две проблемы.

2

Сформулировано понятие о модернизации ИЛИ указана одна проблема

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

3

6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.



Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;

– отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Угрозы и вызовы современного человечества.

2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.

3) Особенности терроризма на современном этапе:

а) наднациональный характер;

б) использование современных электронных сетей и средств.

4) Проявления террористической деятельности.

5) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.


Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Формулировки пунктов плана корректны.
Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

1

План не раскрывает предложенной темы.
ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа.

0

Максимальный балл

2

7. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:


Философия

«Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе» (Книга Екклесиаста)

Kostroma EDU -> Понятия «технология», «педагогическая технология», Признаки педагогической технологии
Kostroma EDU -> Деятельность пмпк в условиях современного образования
DocLib43 -> Общество Социум - особенная часть мира. Общество - сложная, динамично развивающаяся система
School 5 -> Эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется
School 5 -> Пояснительная записка Данная программа является дополнительной и направлена на развитие знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения основного учебного материала

Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собойкрупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

    экономическую (производительные силы, производственные отношения)

    политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

    духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

В социальной философии и социологии - это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д.

Экономическая сфера - это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера - область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства люди вступают в разнообразные отношения друг с другом - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

    производительные силы - люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

    производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера - это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Cовременный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

    политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

    политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

    политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

    политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

    религия- форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

    мораль- система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

    искусство- художественное освоение мира;

    наука- система знаний о закономерностях существования и развития мира;

    право- совокупность норм, поддерживаемых государством;

    образование- целенаправленный процесс воспитания и обучения.

6.Диалектика общества и природы. Глобальные проблемы.

Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся, объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы.

Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к "производящей" экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии.

Основные глобальные проблемы современности: экологическая,демографическая, проблема войны и мира.

Общество, являясь сложной системой человеческой деятельности и взаимоотношений, состоит из материального производства, социального воспроизводства, организационной и духовной деятельности. В данной статье мы расскажем об основных сферах общественной жизни, укажем на их признаки и взаимосвязь. С помощью материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, составить план по теме.

Сферы общественной жизни

Общество состоит из определённых подсистем (сфер). Совокупность сфер общественной жизни – это устойчивые отношения между социальными субъектами.

В обществознании выделяют четыре подсистемы:

  • Экономическая;
  • Политическая;
  • Социальная;
  • Духовная.

Каждая из перечисленных сфер состоит из:

  • определённого вида деятельности;
  • социальных институтов (школа, семья, церковь, партии);
  • взаимоотношений, возникших во время деятельности человека.

Экономическая сфера

Данная область включает в себя отношения, которые возникают при материальном производстве жизненных благ, а именно изготовление, обмен, распределение, потребление услуг и товаров.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Экономическая составляющая общества включает производственные силы (рабочие кадры, орудия труда) и производственные отношения (изготовление, распределение, обмен, потребление товара). Главными компонентами экономической подсистемы являются производство, потребление и торговля.

Политическая сфера

Включает в себя отношения, связанные с политикой, властью.

Первоначальное значение слова политика в переводе с древнегреческого языка обозначало «искусство управления государством». В современном мире термин употребляется для обозначения общественной жизни, проблемами которой являются приобретение, использование и удержание власти.

Основными составляющими данной группы общественной жизни являются:

  • политические институты (партии);
  • правовые и моральные нормы;
  • коммуникации;
  • культура и идеология.

Социальная сфера

К данной группе общественной жизни относятся отношения, возникающие при производстве и жизни человека, как индивида социума. Она включает в себя социальные общности и взаимоотношения между ними.

Социальная структура делится:

  • демографическую;
  • этническую;
  • поселенческую;
  • образовательную;
  • профессиональную;
  • сословно-классовую группы.

Духовная сфера

Данная система включает идеальные нематериальные образования, которые включают в себя ценности, идеи, религию, искусство, мораль.

Духовность направлена на удовлетворение потребностей в самосознании, мировоззрении и духовных качеств. Основными составляющими являются духовное производство (наука, искусство, религия) и духовное потребление (посещение культурно-массовых заведений, получение новых знаний).

Взаимосвязь сфер общества

Все вышеперечисленные составляющие общества тесно связаны между собой.

В разные эпохи человечество пыталось выделить одну из сфер. Так, в Средневековье большое значение имела духовная, религиозная составляющая, в эпоху Просвещения - научные знания и нравственность. Марксизм уделял особое внимание экономическим отношениям, а многие другие концепции - праву и политике.

Характеристикой современного общества является совокупность всех составляющих. Пример - место в социальной иерархии влияет на политические взгляды, доступ к духовным ценностям, образованию. Экономические отношения зависят от политики государства, которая формируется на традициях и обычаях народа.

Узнать особенности каждой подсистемы можно в следующей таблице:

Что мы узнали?

Общество имеет четыре подсистемы тесно связанных между собой. За материальные блага, их получение и распределение отвечает экономическая составляющая, за власть и управление - политическая, за взаимоотношения между разными слоями населения - социальная подсистема, за мораль, образование и культуру отвечает духовная сфера.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 262.

Общественная жизнь и сферы общества изучаются в рамках школьного курса «Обществознание».

Сферы общества выступают подсистемами общества.

Понятие сферы общества и ее состав

Сферы общества – это система связей между отдельными субъектами и объектами общества. Их соотношение определяет уровень благосостояния, выступает показателем стабильности государства.

Составляют эту совокупность четыре сферы:

  • духовная;
  • политическая;
  • социальная;
  • экономическая.

Между этими компонентами имеет место тесная взаимосвязь.

Основные сферы общественной жизни

Краткая характеристика сфер их особенности представлены ниже.

Духовная

Это сфера жизни, представленная нематериальными феноменами и явлениями: этика, культура, образование, эстетика, религия, наука, мораль, философия, искусство. Также сюда входит право.

Базовые процессы данной сферы: производство, аккумулирование и трансляция ценностей. Духовная сфера ориентирована на личностное духовное и нравственное развитие.

  1. Духовные потребности , формирование которых происходит в ходе социализации индивида.
  2. Духовное производство представляет собой процесс духовного развития, результат которого – теории, идеи.
  3. Духовное потребление . Данное понятие выражает процесс удовлетворения духовных желаний, потребностей, потребления продуктов соответствующих областей. Человек посещает выставки, театральные постановки, научные лекции, что приносит ему удовлетворение, обогащает его новыми знаниями, помогает решить некоторые философские, морально-этические вопросы.

Политическая

Это сфера жизни, которая характеризует процесс управление социумом, специфику отношений между государством и человеком.

Политическая сфера может иметь внутренний и внешний аспект. Данная область определяет качество, уровень жизни каждого человека.

Так, политические изменения в России в 90-е гг. ХХ века, связанные с изменением государственного строя, режима, идеологии, повлекли радикальные изменения во всех областях жизнедеятельности.

В частности, вырос уровень преступности, ухудшилась демографическая ситуация, произошла резкая дифференциация общества.

Социальная

Это сфера жизни, образованная взаимодействием отдельных общностей. Характер социальной сферы определяет также качество жизни отдельного гражданина.

Пример: плохое качество медицинского обслуживания (отсутствие необходимого оборудования, неквалифицированные специалисты) в отдельных регионах или в сельской местности лишает человека возможности улучшить свое здоровье, продлить жизнь.

Позиция человека характеризуется ролью и статусом.

Экономическая

Это сфера общественной жизни, которая заключается в производстве, потреблении материальных благ (услуг, товаров), а также включает их обмен и перераспределение.

Компоненты данной области: процессы и силы (производительные).

Социальные институты в сферах общества

Каждая сфера общества представлена социальными институтами. Учреждения бывают разной направленности.

Следующая таблица содержит базовые элементы:

Институт родства (семья, брак) также относится некоторыми учеными к духовной сфере. Государство во многих странах проводит активную политику по укреплению данного института.

Связь всех 4 сфер жизни общества

Все сферы находятся во взаимосвязи. Человек интегрирован одновременно в каждую из сфер. То есть он оказывается на пересечении четырех областей. Соответственно, проблема или напряженность в одной затрагивает другие.

Политическая – экономическая. Санкции изменили специфику наполнения рынка товарами. Появилась стратегия импортозамещения.

Политическая – социальная. Военные действия в Сирии привели к появлению большого количества беженцев. Система здравоохранения практически отсутствует.

Политическая – духовная . Включение в состав России Крыма инициировало обращение к фольклору, литературе края. Пример: был, в частности, начат выпуск книг по истории и археологии Крыма «Крым в истории, культуре и экономике России».

Экономическая – социальная. Дефолт, обвал рубля приводит к ухудшению системы здравоохранения и других областей.

Экономическая – духовная. Развитие промышленности требует подготовки высококвалифицированных специалистов, которые могут подготовить вузы. Соответственно, открываются новые направления, увеличивается набор.

Экономическая – политическая. Сильная экономика определяет позицию страны на международной арене.

Духовная – политическая. Научные разработки для оборонной промышленности обеспечивают безопасность страны.

Духовная – экономическая. Популяризация музеев увеличивает поток туристов, что приносит доход региону, стране.

Духовная – социальная. Подготовка врачей в вузах способствует развитию здравоохранения.

Социальная – политическая. Наличие крепкой системы здравоохранения определяет благоприятную ситуацию во внутренней политике.

Социальная – духовная. Сословная принадлежность до революции 1917 г. препятствовала обучению в университетах несостоятельных граждан.

Социальная – экономическая. Наличие системы дошкольного образования позволяет родителям детей работать, что положительно влияет на экономику.