Теоретические и экспериментальные исследования каждой науки направлены на разработку ее понятийного аппарата и выявление объективных законов и закономерностей, которым подчинены все процессы и явления.

Законы раскрывают объективные, устойчивые, существенные связи между явлениями действительности, их совокупность составляет содержание науки, позволяет формулировать новые проблемы и осуществлять прогнозы дальнейшего развития. Специфика каждой науки, в том числе и психологии, отображается в характере ее законов.

Выявление и познание законов психологии имеет свои особенности и трудности, связанные с необычной природой психических явлений. Ведь психические состояния субъекта недоступны постороннему наблюдению. Задача же психологии заключается в том, чтобы, пользуясь объективными методами, раскрыть объективные законы, которым подчиняется психика.

Психическим явлениям присуща динамическая изменчивость. Исследуя многократно тот же психический процесс, можно заметить, что всегда он зависит от определенных условий и протекает по-другому. Это не случайность. Психическое как субъективное отражение не может быть неизменным. Поэтому законы, которые открывают в психологии, не определяют твердо и однозначно связи между явлениями. Это - законы - тенденции, в которых общее выступает как тенденция.

В психологии известно много законов. Некоторые из них даже выраженные в строгом математической форме. Они относятся к различным уровням психического, раскрывают его различные измерения. На основе анализа того, что в них отражено, Б. Ломов разделил их на шесть основных групп.

1. Законы, в которых отражаются относительно простые зависимости, например устойчивые связи между внешними воздействиями и определенными психическими явлениями, а также между самими явлениями. В частности, это основной психофизический закон Вебера-Фехнера, согласно которому интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя.

2. Законы, которые раскрывают динамику психических процессов во времени. Один из них - закон перцепции, открытый М. Ланге. Он отражает закономерную последовательность фаз процесса восприятия: зрительный перцептивный образ разворачивается фазами - от грубого различения общих пропорций предмета и его положения к формированию дифференцированного и завершенного образа.

3. Законы, характеризующие структуру психических явлений. Примером может служить современное представление о памяти. Сначала рассматривалась как простую однородную функцию. Однако в процессе исследования оказалось, что она является сложной системой, которая включает определенную структуру хранилищ информации, их реорганизацию, а также потоки информации и процессы управления им.

4. Законы, в которых фиксируется зависимость эффективности поведения человека от уровня ее регуляции. Например, закон Йеркса-Додсона, обосновывающая зависимость успешного решения задач от уровня мотивации. Согласно ему существует определенный уровень мотивации, при котором производительность выполнения задач является высокой. Дальнейший рост мотивации не повышает (а иногда снижает) производительность.

5. Законы, касающиеся психического развития человека, рассматривается в масштабе ее жизни. Примером является закон о неравномерности (гетерохронность) развития психических функций в отдельные периоды и в течение всей жизни человека.

6. Законы, в которых раскрываются основы различных психических свойств человека. В частности, зависимость психических качеств человека от его деятельности в системе общественных отношений.

Эта классификация не является окончательной и неизменной: психология как наука находится в постоянном развитии, проявляя ранее неизвестные психические факты, формулируя новые законы, уточняя известны. Законы каждой группы проявляют существенные устойчивые связи лишь в определенной плоскости. Поэтому ни один из них не является универсальным - он является узким, неполным и приближенным и имеет свои границы применения. Вот почему строгий научный подход к развитию психологии требует не только выявить объективный закон, но и установить условия и пределы его действия.

Методология современного психологического поиска значительной степени определена нынешним состоянием и связями психологии с другими науками. Современное исследование характеризуется комплексностью, т.е. наличием многих междисциплинарных связей. Философия, социология, физиология и другие дисциплины привносят своеобразие в систему методов и результатов психологических исследований. Однако психическое не сводится ни к социальному, ни к физиологическому.

Психология управления как отрасль практической психологии изучает в том числе и управленческой деятельности. Психологические законы управления проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении, и действуют, как и любой закон, в зависимости от того, знаем мы их или не знаем, или нет.

Закон -- необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закона родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (например, закон сложения скорости в механике); общие для больших групп явлений (например, закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные. Познание законов составляет задачу науки.

Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом являются:

  • 1. Закон неопределенности отклика.
  • 2. Закон неадекватности взаимного восприятия.
  • 3. Закон неадекватности самооценки.
  • 4. Закон искажения информации.
  • 5. Закон самосохранения.
  • 6. Закон компенсации. Рассмотрим каждый из них.

Закон неопределенности отклика называют законом зависимости внешних воздействий ранних психологических условий. Он основывается на двух психологических явлениях -- апперент и наличии стереотипов сознания. Апперент - зависимость восприятия от прошлого опыта. Стереотипы сознания -- устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры.

Этот закон утверждает, что разные люди в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. На грубость в свой адрес один человек ответит грубостью, другой -- смолчит, а третий будет стараться успокоить грубияна. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», -- в этих словах Ф. Тютчева отражена сущность закона неопределенности отклика. Руководителю следует иметь в виду еще одно проявление этого закона: даже один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие. Множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т. д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях.

И эти факторы невозможно учесть в полной мере. Не стоит предполагать, что можно всегда и везде предопределить реакцию (отклик) собеседника на какое-либо ваше действие. Отклик нельзя предвидеть -- это непреложный закон психологии управления.Например: начальник отдает распоряжение и надеется, что оно будет исполнено (ожидает определенного отклика). Иногда так и происходит, а иногда -- нет. Представим, что задание выполнено неточно, неправильно или не выполнено вообще. Начальник выясняет у подчиненного причины, по которым не выполнено задание, и одновременно анализирует ситуацию сам. В данной ситуации у обоих под влиянием апперцепции и стереотипов сознания возникают свои, иногда диаметрально противоположные объяснения данному факту. Руководитель может счесть своего сотрудника бездельником или саботажником. Подчиненный, в свою очередь, может найти десятки «объективных» обстоятельств в свое оправдание. И начальник, и подчиненный совершают ошибку: первый -- потому что избрал непригодный способ взаимодействия с подчиненным, второй -- потому, что избрал неправильный способ защиты.

Закон неадекватности взаимного восприятия состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той полнотой, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека. Наше восприятие «устроено» таким образом, что практически никогда не бывает полностью адекватным, точным и полным. Даже самый обыкновенный предмет, находящийся у нас перед глазами, мы никогда не воспринимаем целиком и полностью, а всегда видим в определенном ракурсе, то есть только ту его часть, которая попадает в поле зрения и непосредственно воздействует на наши рецепторы.

Такое искажение вызывается многими причинами, основными из которых психологи считают следующие:

  • 1) Человек постоянно находится в состоянии изменения. Известно, что в любой момент времени каждый человек может находиться на разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального и сексуального развития.
  • 2) Человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и «слабые места», чтобы не стать жертвой чьих-либо манипуляций.
  • 3) Часто человек не может дать исчерпывающую информацию о себе потому, что не в полной мере знает себя. А в некоторых случаях он, часто сам того не подозревая, старается показаться не таким, Какой есть на самом деле, а таким, каким ему хочется быть в глазах других людей. Психологи настаивают, что неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение.

В осуществлении управленческой деятельности с учетом закона неадекватности восприятия руководители должны использовать следующие принципы подхода к людям:

  • а) принцип универсальной талантливости, который с управленческой точки зрения принимает форму девиза: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»;
  • б) принцип развития заключается в том, что способности (как общие, так и специальные) могут развиваться;
  • в) принцип неисчерпаемости свидетельствует о том, что ни одна оценка, данная человеку, не может считаться окончательной.

Закон неадекватности самооценки. Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при оценке других людей. Известно, что самооценка редко бывает адекватной -- она либо завышена, либо занижена. Человеку свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя. Человек -- это существо не только рациональное, логическое, разумное, но и эмоциональное, нерациональное, а порой и неразумное, поэтому скрытые внутренние движущие силы, заставляющие человека действовать определенным образом, самим этим человеком порой не осознаются. Именно поэтому логический, рассудочный самоанализ (так же, как и анализ других людей) никогда не бывает вполне адекватным.

Закон искажения информации . Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». В основе потери смысла информации лежит язык, на котором передается управленческая информация. Какими бы строгими или точными не были используемые в языке понятия, всегда имеется возможность разного толкования одного и того же сообщения. Установлено, что устная информация воспринимается с точностью до 50 %.

Если информация неполная, если доступ к ней ограничен, и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. И тогда объем информации может измениться не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения. Кроме того, люди, воспринимающие информацию и передающие ее, отличаются друг от друга по уровню образования, интеллектуального развития, по своим потребностям, а также и по физическому и психическому состоянию. Это тоже накладывает отпечаток на процесс передачи информации. Чтобы свести искажение к минимуму, специалисты в области психологии управления рекомендуют:

  • 1) Уменьшить, насколько это возможно, количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации.
  • 2) Своевременно снабжать сотрудников всей необходимой информацией по тем вопросам, которые они должны решать.
  • 3) Поддерживать обратную связь с подчиненными с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений.

Закон самосохранения состоит в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию. Например, на производственном совещании руководитель предложил присутствующим высказаться по какому-либо вопросу. Один из присутствующих сразу отреагировал на это предложение, но сказал что-то невпопад. «Вечно вы начинаете с глупостей», -- ответил на это руководитель. В этой ситуации у всех присутствующих сознание моментально переключается с задачи обсуждения на задачу защиты собственного достоинства. Это значит, что человек невольно начинает думать о том, как бы не оказаться в положении первого выступающего. Он перестает работать на поставленную задачу и старается угадать позицию руководителя. А это снижает творческий потенциал участников совещания -- людей, коллективно решающих проблему.

Закон компенсации в общем виде означает, что человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области. Применительно к психологии управления это означает, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способностями или навыками и умением работать. Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. К примеру, слаборазвитую память можно компенсировать умело организованным трудом и использованием системы фиксирования информации: записными книжками, диктофонами, еженедельниками и т. д.

Таким образом, на результат деятельности руководителя оказывает определяющее влияние его умение строить процесс управления с учетом законов и закономерностей психического и социального развития трудового коллектива, индивидуальный подход к людям, который основывается на достижениях современной психологии управления.

Представленные ниже шесть психологических феноменов помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый день, но и самим стать лучше, рациональнее.

Законы психологии, которые стоит знать!

Эффект Прэтфелла

Если вы несовершенны, люди будут любить вас больше. Когда мы хотим произвести на кого-то впечатление, то неизбежно выпячиваем наружу лучшие стороны своей личности. Оказывается, совершенно зря: исследования показывают, что демонстрация своей уязвимости и слабости, напротив, повышает уровень эмпатии к нам со стороны других людей. Чем больше у вас некритичных недостатков, тем лучше к вам будут относиться люди.

Профессор, который выступает перед аудиторией и заметно волнуется, кажется слушателям умнее того, кто выступает предельно уверенно. Стесняться и делать глупости во время первого знакомства - проверенный, хотя и не очевидный способ понравиться своему потенциальному партнеру.

Теория получила название эффекта Прэтфелла и была проверена Эллиотом Аронсон, докотором философии по психологии Стэнфордского университета.

В общем, ошибаться на людях - это не только нормально, но и полезно. Во всяком случае, до тех пор, пока ваши ошибки не приносят серьезного ущерба окружающих.

Эффект Пигмалиона

Большие ожидания увеличивают производительность. Проверкой этого феномена занимался психолог Роберт Розенталь. Он проводил IQ-тесты в школах, а затем сообщал учителям заведомо ложные результаты исследований. Те дети, у которых IQ был выше, чем у остальных, якобы показывали “средние” результаты. А те, кто реально показал средний результат, выдавались учителям как обладатели самых лучших мозгов. Что неизменно происходило впоследствии?

Те ученики, которых учителя считали более умными, начинали лучше учиться. Происходит это потому, что ожидания учителей от этих учеников были выше, чем от остальных. Растущее давление на школьников заставляло их лучше учиться. Выводы, сделанные Розенталем, характерны не только для образования.

“Ваши ожидания создают вашу реальность”, - заключает он.

В общем, если вы хотите добиться в жизни чего-то значимого, вам придется ставить перед собой заведомо нереальные цели и переоценивать свою способность к их выполнению. И это сработает. Кроме того, ученым известно, что те лидеры, которые требуют от своих подчиненных нереальных результатов, в результате добиваются от команды куда большей отдачи, чем те, кто ставит только “реальные цели”.

Парадокс выбора

Чем больше у нас опций на выбор, тем меньше мы довольны принятым решением. Логически кажется, что чем больше перед нами вариантов выбора, тем лучше. Магазины с большим ассортиментом нравятся нам больше мелких лавочек. Когда предложений по поводу развития карьеры много, нам кажется, что мы обязательно сделаем хороший выбор.

Но психологи Марк Леппер и Шина Айенгар доказали, что это не так. Исследователи в рамках эксперимента предлагали одной группе гурманов, зашедших в супермаркет, выбрать бесплатно один из шести разных видов джемов, другим - один из 24. Результаты исследования показали, что 30% людей, которые выбирали из шести вариантов, остались довольны своим выбором. Из тех, кому пришлось выбирать одну банку подарочного джема из 24, довольными остались только 3%.

Феномен этот выявил психолог Барри Шварц. Для того, чтобы ощущение того, что все идет правильно, не покидало вас, он советует искусственно ограничивать количество опций. Это, кстати, объясняет, почему пользователи техники Apple довольны ею больше, чем пользователи гаджетов другой марки. Или почему те, кто ходит за продуктами в небольшие продуктовые киоски, чувствуют себя более удовлетворенными, чем посетители огромных гипермаркетов.

Эффект свидетеля

Чем больше людей вокруг нуждающегося в помощи, тем меньше вероятности, что ему кто-то поможет. Этот эффект давным-давно хорошо иллюстрирует притча о добром самаритянине. Это объясняет также множество трагических событий в нашей истории. Исследователи называют его “смешением ответственности”.

Если кто-то из людей на улице попал в беду и нуждается в помощи, то у него куда больше шансов получить ее, если рядом проходит один человек, чем если рядом - толпа людей. Если кто-то кричит о помощи, а рядом находится огромное количество людей, то каждый из них предпочтет игнорировать мольбы о помощи, потому что “помогут другие”. Если же мольба о помощи будет обращена к конкретному человеку на пустынной улице, то шансов на то, что на нее откликнутся, в разы больше. Это, кстати, объясняет, бездушность и холодность больших мегаполисов.

Влияние этого эффекта доказали психологи Бибб Латане и Джон Дэрли. Они провели эксперимент, в ходе которого имитировали ситуацию, когда старшеклассники избивали затюканного ботаника в школьной раздевалке на глазах у других школьников. 85% тех, кто был единственным свидетелем унижения, бросались на помощь жертве и вступались за нее. А вот если за происходящим наблюдали уже двое школьников, шансы на то, что кто-то из них поможет ботанику, падали до 65%. Если свидетелей было четверо, шансы, что хоть кто-то из них вступится, падали до 31%.

В общем, если вы попали в трудную ситуацию и нуждаетесь в помощи, то обращайтесь не сразу ко всем, кто может помочь, а адресно, персонально к кому-то. Проще говоря, лучше кричать не “Помогите хоть кто-нибудь!”, а “Мужчина в сером пальто, спасите меня!”.

Spotlight Effect

Люди, чья голова постоянно забита размышлениями, не замечают очевидных вещей. Большинство людей в данный момент времени заняты какими-то серьезными размышлениями. Когда они находятся в обществе, но погружены в свои мысли, то не замечают даже очевидных вещей, доказали ученые из Корнельского университета.

Если говорить проще, то совершенно плевать, как вы выглядите, если вы собираетесь в офис или университет. Большинство людей просто не обратит внимания на ваш внешний вид. В центре внимания вы оказываетесь гораздо реже, чем думаете.

А потому можно перестать беспокоиться о внешних атрибутах жизни. Не покупайте дорого автомобиль или смартфон, чтобы “зарисоваться” перед коллегами: вам может казаться иначе, но большинству из них вообще плевать, чем вы там владеете. Они заняты своими проблемами.

Эффект фокусировки

Люди переоценивают значимость вещей и явлений, о которых размышляют “Ничто в жизни не имеет такого большого значения, как вам кажется”. Дэвид Канеман

Насколько велика разница в ежедневном настроении между человеком, который зарабатывает $20 тыс. в год и человеком, который зарабатывает $50 в месяц? Почти никакой. То есть она есть, но она минимальна. Станете ли вы счастливее, если проведете остаток жизни в доме на море? Едва ли. Строго говоря, жители Калифорнии, где большее 300 солнечных дней в году, ничуть не счастливее жителей Нью-Йорка или Чикаго.

Этим эффектом, кстати, активно пользуются маркетологи. Они убеждают вас, что покупка того или иного товара сделает вас счастливее. Но вряд ли они сдержат свое обещание.

Для борьбы с этим психологическим эффектом вам придется усвоить одну простую аксиому: ничто не будет столь же важным через год или даже через неделю, как вам кажется сегодня. Относитесь к жизни и ее неурядицам легче и проще. И, да, смиритесь с тем, что люди просто не умеют прогнозировать будущее. Поэтому будет лучше, если вы перестанете вообще строить сколько-нибудь долгосрочные планы. опубликовано

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet


Леонард Уральский и Зульфия Халилова
С учетом теории психологических функций, индивидуального и коллективного бессознательного швейцарского психолога Карла Густава Юнга (ХХ в.), сформулировано семь базовых законов психологии, определяющих поведение психологических систем в инерциальном и неинерциальном психологическом пространстве, а также порядок инверсии главных осей психологических функций (признаков).

Ключевые слова: психологические функции, рациональное, иррациональное, логика, интуиция, R,S - хиральность, женственность и мужественность, инерциальное и неинерциальное психологическое пространство, психологическая система, модель L, инверсия психологических функций, индивидуальное и коллективное сознательное и бессознательное.

Ранее было дано определение инерциальному психологическому пространству в пятимерном измерении в виде следующего описания: http://leonardural.livejournal.com/7058.html. С целью идентификации психологических индивидов применим ортогональную систему координат для характеристики психологического пространства. Введение «кристаллографической системы осей» позволяет построить следующую визуальную модель (рис. 1).

Рис. 1. Ориентация типа личности в пятимерном пространстве психологических функ¬ций XYZL (R/S) (модель L):
Синяя стрелка — логико-интуитивный интроверт мужского типа LIIM «Систематик — Робеспьер» в R-конфигурации; красная стрелка — его полная дуальная пара: этико-сенсорный экстраверт женского типа ESEFS «Мадонна-Джоконда» в противоположной S-хиральности.

На оси X расположим рациональную ось, определяющую участие рассудительной деятельности индивида, включающую логическую функцию L в условно положительном направлении и этиче-скую функцию E в обратном направлении.
Иррациональная ось Y представлена условно положительным интуитивным I и условно отрицательным сенсорным S направлениями. Шкала верт¬ности, расположенная на оси Z, также имеет два направления: экстравертность Е в верхнем полупространстве, интровертность I — в нижнем.
Четвертую координату, характеризующую жизненную силу индивида, условимся обозначать цветом, причем красную (положительную) часть спектра выберем отвечающей за женственность F, а синюю (отрицательную) область примем за обозначение мужественности М.
Пятая психологическая координата отвечает взаимной ориентации осей в психологическом пространстве, так называемой хиральности — несовместимости со своим зеркальным отображением. За правовращающий R (Rectus — вправо) элемент примем вращение по часовой стрелке от логиче¬ского элемента L к интуитивному I элементу при наблюдении со стороны начала координат в сторону интровертности I. Вращение элемента в противоположную сторону указывает на его антипод S (Sinister — влево), его несовместимое с ним зеркальное отображение.
Хиральность проявляется при определении порядка ведущей и ведомой функций по отношению к ориентации индивида на других или на себя. Хиральность индивида может быть задана указанием порядка принадлежности к осям X и Y по отношению к оси Z, так как это реализо¬вано в юнговской модели делением индивидов на рациональный и иррациональный типы (X или Y, цифровые коды 1 или 2), логиков или этиков (+ или — на рациональной оси, цифровые коды 3 или 4), интуитов или сенсориков (+ или — на иррациональной оси, цифровые коды 5 или 6), экстравертов или интровертов (+ или — на оси вертности, коды 7 или 8). К описанным ранее элементам добавляются лишь функции жизненной силы: женской (красная часть спектра, +, код 0) или муж¬ской (синяя область спектра, - , код 9).
Особенностью инерциального психологического пространства является соблюдение трех основных законов психологии в этом пространстве психологических функций.
Итак, определение первого закона психологии :
Психологическое пространство называется инерциальным, если в этом пространстве психологических функций соблюдаются три основных закона психологии.
Первый закон психологии относится к закону сохранения и формулируется следующим образом.
Психологическая система сохранится в психологическом пространстве до тех пор, пока на него не воздействуют внешние или внутренние побудительные силы.

В реальной жизни, очевидно, больше подходит поговорка:
«Каким он был - таким остался!»

Для формулировки второго закона было введено понятие психологической массы М , которую было предложено оценивать путем использования общепринятой психологической классификации, предложенной еще в IV веке до нашей эры грече¬ским врачом Гиппократом. Он выделял четыре основных темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик, которые были основаны на различных динамических характеристиках эмоционального восприятия человеком окружающего мира, его аффективности по мере увеличения психологической массы.

Всем очевидно, что флегматика с его очень большой психологической массой очень трудно расшевелить, но уж если его разбудить и раззадорить, то его невозможно остановить!
А вот холерика будить не надо. Он сам первым может нанести противнику удар как боксер наилегчайшего веса, с опережением, так сказать.
Сангвиники испытывают переменный успех, как символ белой и черной полосы, а меланхолики с трудом переносят психологический удар, и весьма склонны к переживаниям. Часто не могут самостоятельно выбраться из трудной жизненной ситуации. Среди них более повышен риск к суицидам.

Так как поведение человека и его реакции вполне наблюдаемы, то подобная классификация успешно применяется для диагно¬стики темперамента человека, и по этой причине, сохраняется до сих пор. Однако предсказательная сила аффект¬ной классификации ограничивается ситуациями поведения человека при крайних и исключительных обстоятельствах (в состоянии аффекта). И отражает реакцию организма на психологическое воздействие. В общем виде второй закон психологии формулируется следующим образом.
Реакция психологической системы пропорциональна интенсивности воздействия на него, и обратно пропорциональна его психологической массе.
Третий закон психологии описывает поведение психологических систем при взаимодействии друг с другом и формулируется следующим образом.

Силы воздействия психологических систем друг на друга равны по величине и противоположны по направлению.

Этот закон легко поясняется ставшей популярной в политической жизни последнего времени поговоркой: «Действие равно противодействию».

Имеется довольно много полезных следствий, согласно которым можно отследить поведение психологических систем в инерциальном пространстве, где система координат либо покоится, либо движется равномерно и прямолинейно в определенном направлении.
Однако, согласно законам логики можно допустить, что само психологическое пространство может меняться с некоторым ускорением. Тогда, понятие неинерциального психологического пространства можно сформулировать следующим образом.
Неинерциальным психологическим пространством называется такое пространство, в котором не соблюдаются первые три основных закона психологии.
Следовательно, теперь неинерциальное психологическое пространство легко идентифицировать по несоблюдению основных законов психологии. Там, где не соблюдается хотя бы один из законов психологии, такое пространство будет по определению неинерциальным.
Тогда четвертый закон психологии формулируется следующим образом.

В неинерциальном психологическом пространстве может произойти инверсия психологической системы как минимум вдоль одной из осей, описывающих парные психологические функции.

Так, например, индивид с «женским» психотипом в критической ситуации превращается в свой антипод - «мужской» психотип: http://leonardural.livejournal.com/16064.html
Если при изменении ситуации до нормальной инерциальной системы психологический тип возвращается в исходное состояние, то такой переход называется обратимым переходом и характеризует устойчивость системы.
Если не происходит возвращения системы в исходное состояние, при снятии экстремальных нагрузок, то такая система называется неустойчивой, а процессы, протекающие в этом случае - необратимыми.

Вместе с тем, при формулировке первых четырех законов психологии не затрагивалась природа психологических функций или признаков, их происхождение, наследуемость и другие закономерности их проявления. Поступим согласно опыту построения генетических законов Менделем [Википедия: Методы и ход работы Менделя].
. Мендель изучал, как наследуются отдельные признаки.
. Мендель выбрал из всех признаков только фундаментальные или альтернативные — такие, которые имели у его сортов два чётко различающихся варианта (семена гороха либо гладкие, либо морщинистые; промежуточных вариантов не бывает). Такое сознательное сужение задачи исследования позволило чётко установить общие закономерности наследования.
Психогене́тика (греч. psychе — душа и греч. genesis — происхождение) — наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики . В западной литературе чаще применяется термин «генетика поведения» (behavioral genetics) . Психогенетика — Википедия -ru.wikipedia.org/wiki/Психогенетика
Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). В последние годы активно развиваются такие отрасли психогенетики как генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, генетика индивидуального развития , а также геномика поведения, изучающая влияние генетических эффектов на поведение и различные виды психопатологий .
Для изучения закономерностей наследования психологических характеристик мы выберем фундаментальные признаки в составе альтернативных пар, называемые Юнгом [Юнг, Карл Густав — Википедия] психологическими функциями. Тогда, Пятый закон психологии формулируется следующим образом:

Фундаментальные психологические признаки генетически обусловлены.

Отсюда следуют важные следствия.

Следствие 1. За каждый фундаментальный психологический признак ответственны определенные гены, а за всю психологический систему индивида - совокупность генов.

Следствие 2. Для чистых линий по психологическим признакам должны соблюдаться три основных закона Менделя: Закон единообразия гибридов первого поколения, Закон расщепления признаков и Закон независимого наследования признаков.

В современной интерпретации Основные положения теории наследственности Менделя звучат следующим образом:
. За наследственные или фундаментальные психологические признаки отвечают дискретные (отдельные, не смешивающиеся) наследственные факторы — гены (термин «ген» предложен в 1909 г. В.Иоганнсеном)
. Каждый диплоидный организм содержит пару аллелей данного гена, отвечающих за данный фундаментальный психологический признак: один из них получен от отца, другой — от матери.
. Наследственные психологические признаки передаются потомкам через половые клетки.

Очевидно, что в неинерциальном психологическом пространстве за поведение индивида ответственны другие участки генома индивида. Тогда предложим следующую формулировку шестого закона психологии.

В неинерциальном психологическом пространстве активируются «рецессивные» гены, ответственные за альтернативные психологические признаки.

. Следствие 1. Доминирование альтернативных (прежде рецессивных) психологических парных признаков приводят к инверсии психологического типа индивида в неинерциальном психологическом пространстве.
. Следствие 2. Индивиды с инвертированными психологическими типами неустойчивы в инерциальном психологическом пространстве и возвращаются в исходное состояние с лидирующей ролью доминантных психологических признаков. Такие системы называются устойчивыми психологическими системами.
. Следствие 3. Неустойчивые психологические системы с инвертированными психологическими признаками не способны к самостоятельному возврату в исходное психологическое состояние при переходе в инерциальное психологическое пространство.
Неустойчивые психологические системы теряют способность к ориентации во времени, подвержены к рискам для жизни, требуют внешних усилий для установления их координации в психологическом пространстве и адекватной медицинской помощи, так называемой психиатрической помощи.
Психиатрия — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Психиатрия.
Психиатри́я (нем. psychiatrie от греч. ψυχή — душа и греч. ιατρός — врач; греч. ιατρικός — врачебный, медицинский) — отрасль клинической медицины, изучающая психические (душевные) расстройства, занимающаяся их лечением, профилактикой и оказанием помощи психически больным, а также изоляцией лиц с психическими расстройствами и лиц с отклонениями в поведении , представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих либо нарушающих те или иные общественные нормы.
Широкое признание получило предложенное немецким психиатром В. Гризингером (1845) определение психиатрии как учения о распознавании и лечении психических болезней . По мнению ряда современных авторов, это определение «содержит самые существенные признаки этой медицинской дисциплины», «точно формулирует стоящие перед психиатрией задачи», если учесть, что: распознавание означает не только диагностику, но и исследование этиологии, патогенеза, течения и исхода психических расстройств. Лечение, помимо собственно терапии, включает в себя организацию психиатрической помощи, профилактику, реабилитацию и социальные аспекты психиатрии. (Обухов С.Г. Психиатрия / Под ред. Ю.А. Александровского. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. С. 8.)
Термин «психиатрия» предложен в 1803 г. немецким врачом Иоганном Кристианом Рейлем (нем. Johann Reil; 1759—1813) в его знаменитой книге «Рапсодии» (Rhapsodien. 1803, 2 изд. 1818), где, по характеристике Ю. В. Каннабиха, «изложены основы „настоящей психиатрии“, то есть (понимая это слово буквально) — лечения душевных болезней» .
Для формулировки 7-го закона психологии необходимо определиться о соответствии широко используемых понятий «инстинкты», «сознание», «душа», «дух», с категориями психологических функций и терминами «индивидуальное и коллективное бессознательное» (Бессознательное — Википедия: ru.wikipedia.org/wiki/Бессознательное).
Так, мгновенная ответная инстинктивная реакция организма на внешний раздражитель однозначно описывается психологической категорией Юнга «Сенсорикой», обогащенной опытом как методом познания для высших животных, в том числе и человека.
Индивидуальное бессознательное передается психологической категорией «Интуицией» как мгновенной ответной реакцией организма, требующей мыслительной деятельности для распознавания сигнала раздражителя и адекватного ответа на его действие.
Понятие сознания в первую очередь характеризуется психологической функцией «Логикой», так как именно она, в отличие от «Этики» формируется как основа для обучения, сбора, переработки внешней и внутренней информации, идентификации элементов систем и определения связей между ними в том или ином пространстве, как метод познания самого себя и окружающего мира, СОбственно ЗНАНИЕ.
В отличие от логики, «Этика» характеризует поведение индивида «Как все», и на ранних стадиях развития индивида позволяет организму познавать мир «на автопилоте» с использованием семейной модели «Следуй за мной» как за «мамой-папой-братом-сестрой-семьей-прайд ом-кланом…». Психологическая категория «Этики» устанавливает порядок взаимодействия между психологическими системами и определяет формы этих взаимодействий.
Ведущие психологические функции индивида активны в рабочем состоянии. Особый интерес представляет собой неактивные состояния индивида, такие как «Сон», «Спячка», «Кома», «Клиническая смерть».
Сон - наиболее распространенная форма покоя, необходимая для восстановления организма, особенно характерная для высших животных, обладающих функцией мозговой деятельности. В состоянии сна отключаются практически все ведущие психологические функции, которые требуют участие мозга, кроме одной, относящейся к категории «Интуиции». Именно интуитивные процессы продолжают работать, восстанавливая во сне картины прошлого, рисуя образы настоящего и предсказывая будущее. Так, например, хорошо известно воспоминания Д.И.Менделеева, что после многих лет мучительных исканий, Периодическая таблица в целом виде приснилась ему во сне.
Состояние сна характеризуется тем, что в процессы интуитивной деятельности организма не включаются элементы торможения на основе этических («этого никто раньше не видел и не слышал») или «заумных» логических построений («этого не может быть потому, что этого не может быть никогда»).
Седьмой закон психологии связан с состоянием души или психологическими процессами, происходящими внутри индивида, определяемыми индивидуальным бессознательным по Юнгу . В случае индивидуального бессознательного процесс обработки информации протекает иным образом, отличающимся от обычного способа мышления в инерциальном психологическом пространстве, то есть в неинерциальном состоянии пребывает сам индивид.
Вхождение индивида в неинерциальное состояние осуществляется двумя возможными способами: под действием внешнего неинерциального психологического пространства извне или при участии внутренних сил самого индивида, в том числе и болезненных состояний и болезней самого индивида.
Так, например, логико-интуитивный интроверт в неинерциальном состоянии превращается в интуитивно-логического экстраверта, склонного к полету научной мысли: «Первооткрывателя - Эйнштейна»..html. Приведу лишь некоторые заключения из этого описания.
Во-первых, в бессознательное состояние люди входят по-разному: естественным образом или искусственным. В приведенной выше ссылке описан естественный способ. Он также осуществляется во сне. В качестве искусственного способа вхождения в бессознательное состояние можно привести состояние широко распространенного алкогольного или наркотического опьянения. В частично бессознательное состояние легко можно войти самостоятельно путем долгого раскачивания на качелях или длительного вращения вокруг себя, когда практически можно потерять контроль над собой, потерять равновесие и даже упасть. В этом случае человек сам создает Ускорение для внутреннего психологического состояния, собственное вихревое психологическое состояние, которое становится неинерциальным по отношению к внешнему инерциальному пространству.
В состоянии полного бессознательного состояния люди находятся во сне, естественной или искусственной коме.
Во-вторых, в бессознательном состоянии человек способен к получению, регистрации и обработке информации иным способом, чем это осуществляется в обычных условиях: отличается по скорости, объему и глубине переработки информации.
Так, если индивид в обычном состоянии в инерциальном пространстве обладает в качестве ведущей психологической функции - Логикой, то в бессознательном состоянии снимается торможение по логическому каналу. Теперь он получает способность получать и перерабатывать информацию по Интуитивному типу. Одновременно меняется и тип Вертности. Глубокий «Интроверт», в обычной жизни занимающийся индивидуально, становится «Экстравертом», обращается к внешним источникам информации, подключается к условному «Мировому Разуму», некоему прообразу современного Интернета.
Таким образом, в бессознательном состоянии происходит изменение порядка расположения главных психологических осей Х и Y на плоскости ХY, а также осуществляется инверсия двух альтернативных психологических функций, расположенных на оси Вертности. При этом следует отметить, что хиральность психологической системы сохраняется. То есть порядок вращения основных психологических функций от рационального к иррациональному в сторону интровертности , в описанном случае R (rectus - правый), не меняется.
Тогда, Седьмой закон психологии гласит следующим образом:

В неинерциальном (по определению Юнга в индивидуальном бессознательном) состоянии индивида под действием интенсивных внешних воздействий или внутренних источников возможно изменение порядка расположения ведущих функций на главных осях Х и Y психологического пространства XYZ, а также может происходить инверсия двух альтернативных психологических функций: интроверсии и экстраверсии.

В поэтическом или художественном плане можно также допустить, что в бессознательном состоянии проявляется некая «душа» индивида, которая условно «работает» вне обычного сознания.
Более глубокое «помешательство» происходит при проявлении природных биологических инстинктов, например, при оргазме, когда работают «сенсорные» ощущения партнера, а сознание бывает в «отключке» до такой степени, что «самцу» в это самое время и «смерть не страшна».

Индивидуальное сознательное и бессознательное находят полное отражение и при взаимодействии индивидов друг с другом с образованием социальных систем.
В случае коллективного сознательного люди, образуя связи, группируются в семьи, сообщества, «колхозы», партии по своим определенным целям и задачам.
Коллективное бессознательное определяется как совокупность неких «архетипов» по Юнгу, и отражает глубинные коллективные процессы передачи информации, передающиеся генетическим путем из поколения в поколение. В качестве типичных примеров можно привести «психологию» толпы, которая, невзирая на возможные потери, может смести любое заграждение, например, футбольными фанатами.
Это может быть и коллективный дух, пассионарность народа по Гумилеву (ru.wikipedia.org/wiki/Гумилёв,_Лев_ Николаевич). Идеи, которые овладевают массами, способны победить фашизм или перестроить общество.
По замечательному высказыванию одного из участников Второй мировой войны, воевавшего на стороне Германии, и искавшего тот самый Русский дух после ранения и плена в течение десяти лет в России, звучал так: «Если в голову Россиянину придет какая-нибудь стоящая идея - он готов отдать за нее самое дорогое, свою жизнь».
В «коллективном бессознательном» состоянии общества или группы могут работать «архетипические инстинкты», выходящие за рамки культурных общечеловеческих ценностей.
Так, например, действуют пираты, террористы, мафия и преступные группировки, которые могут быть выведены за рамки закона только в общемировом масштабе.
Таким образом, законы взаимодействия психологических систем друг с другом в социальных системах, а также с внешним психологическим пространством имеют свои особенности, и будут обсуждены в последующем http://sociological-s.livejournal.com/.

Литература
1. Леонард Халил. Психологические системы. Классификация и основные законы. Уфа: Монография. 2005. 191 с.
2. Юнг К. Г. Психологические типы // Пер. с нем. / Под ред. В. В. Зеленского.— Минск: «Попурри», 1998.— 656 с.; по нем. изданию: Gesammelte Werke. Rascher Verlag, Zurich, 1960.— Bd. 6.
3. Юнг К. Г. // Психология бессознательного / Пер. с нем.— «Издательство АСТ-ЛТД», «Канон», 1998.— 400 c.
4. Трубников В. И. Психогенетика. Юнита 1. — М.: Современный Гуманитарный Университет, 2000. — 71 с.
5. Психогенетика: Учебное пособие. Александров А. А. — СПб Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие») ISBN 5-94723-662-1
6. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Под ред. И. В. Равич-Щербо Психогенетика. Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 447 с. — ISBN 5-7567-0232-6 http://www.pedlib.ru/Books/1/0187/1_0187-1.shtml
7. Психогенетика // Кондаков И. Психологический словарь, 2000 г.
8. Дубинин Н. П.// Общая генетика. — М.: «Наука», 1986. — 560 с.
9. Девиантное поведение
10. Гризингер В. Душевные болезни. Петербург: А. Черкасова и Ко, 1875. С. 1.
11. Руководство по психиатрии. Под ред. А. С. Тиганова. В 2-х томах. М.: Медицина, 1999. — Т. 1. С. 17.
12. Сметанников П. Г. Психиатрия: Руководство для врачей. — Изд-е 5-е, перераб. и доп. — М.: Медицинская книга; Н.Новгород: НГМА, 2002. С. 6. В Интернете доступна только эл. версия 1-го издания этого руководства: Сметанников П. Г. Психиатрия: Краткое руководство для врачей. — СПб.: изд-во СПбМАПО, 1994.
13. Психиатрия: Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Под ред. В. П. Самохвалова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — С. 13.
14. «История психиатрии» Ю. В. Каннабиха, гл. 18:2 (см.: Каннабих Ю. В. История психиатрии. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. — С. 235). Каннабих транскрибирует фамилию немецкого психиатра как «Рейль». Каннабих Ю. В. История психиатрии. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. — С. 235.
15. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 1995. — С. 5.
16. Гумилев Л.Н. «Древняя Русь и Великая степь». — Астрель, АСТ, 2004. ISBN 5-17-026279-5, 5-271-09769-2 (http://turkportal.ru/scientpopbooks/48-gumilev-rus-step.html)

Законы психологии управления проявляются во взаимодействии людей, в межличностных отношениях и в групповом поведении. Они действуют вне зависимости от того, знаем мы их или не знаем, осознаем или нет. К сожалению, некоторые руководители учитывают наличие данных законов лишь на интуитивном уровне. Можно ли в этом случае говорить об успешном управлении? Едва ли. Конечно, производство будет развиваться, преодолевая действие систем, которые не соответствуют законам управления. Но какова цена такого преодоления?

Основными законами психологии управления (управленческой деятельности) являются:

1. Закон неопределенности отклика.

2. Закон неадекватности взаимного восприятия.

3. Закон неадекватности самооценки.

4. Закон искажения информации.

5. Закон самосохранения.

6. Закон компенсации.

Рассмотрим каждый из этих законов отдельно.

Закон неопределенности отклика

Его можно назвать законом зависимости внешних воздействий от внутренних психологических условий (структур). Этот закон основывается на психологических явлениях - апперцепции и наличии стереотипов сознания.

Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта.

Стереотипы сознания - устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры.

Как действует этот закон? Разные люди в разное время могут качественно по-разному реагировать на одинаковые воздействия. На банальную грубость в свой адрес один человек ответит грубостью, другой - смолчит, а третий будет стараться успокоить грубияна. Если бы не существовало различий во внутренних психических структурах, то на одно и то же воздействие каждый человек реагировал бы одинаково. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», - в этих словах поэта отражена сущность закона неопределенности отклика.

Руководителю следует иметь в виду еще одно проявление этого закона, а именно то, что даже один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие. Важно понять, что множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т. д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях. И эти факторы невозможно учесть. Не стоит предполагать, что можно всегда и везде предопределить реакцию (отклик) собеседника на какое-либо ваше действие. Отклик нельзя предвидеть - это непреложный закон психологии управления. Рассмотрим на конкретном примере, как действует этот закон. Босс отдает распоряжение и надеется, что оно будет исполнено (ожидает определенного отклика). Иногда так и происходит, а иногда - нет. Представим, что задание выполнено неточно, неправильно или не выполнено вообще. Шеф неудовлетворен. Он пытается выяснить у подчиненного причины, по которым не выполнено задание, и одновременно анализирует ситуацию сам.

При этом у руководителя и у подчиненного под влиянием апперцепции и стереотипов сознания имеются свои, иногда диаметрально противоположные, объяснения неисполнительности. Руководитель может счесть своего сотрудника бездельником или саботажником. Подчиненный, в свою очередь, может найти десятки «объективных» обстоятельств в свое оправдание. И шеф, и подчиненный совершают ошибку: первый - потому что избрал непригодный способ взаимодействия с подчиненным, второй - потому что избрал неправильный способ защиты.

Закон неадекватности взаимного восприятия

Суть этого закона состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той точностью и полнотой, которая была бы достаточной для серьезных решений относительно этого человека. Наше восприятие «устроено» таким образом, что практически никогда не бывает точным и полным. Даже самый обыкновенный предмет, находящийся у нас перед глазами, мы никогда не воспринимаем целиком и полностью, а всегда видим, причем в определенном ракурсе, только ту его часть, которая попадает в поле зрения и непосредственно воздействует на наши рецепторы.

Но ведь человек - система гораздо более сложная, едва ли поддающаяся полному описанию.

1) Человек всегда находится в состоянии изменения. Известно, что в любой момент времени любой человек определенного возраста может находиться на разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального и сексуального развития.

2) Человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и «слабые места». Это и понятно - психологически «открытая» личность может стать жертвой чьих-либо манипуляций.

3) Достаточно часто человек не может дать информацию о себе потому, что не знает себя. А в некоторых случаях он, часто сам того не подозревая, старается показаться не таким, какой есть на самом деле, а таким, каким ему хочется быть в глазах других людей. В этом, конечно, нет ничего дурного, ибо таков естественный процесс самовыражения.

Неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение. Как же можно строить управленческую деятельность с учетом закона неадекватности восприятия? Специалисты в области управления рекомендуют менеджерам использовать следующие принципы подхода к людям:

а) принцип универсальной талантливости. С управленческой точки зрения, он может звучать так: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»;

б) принцип развития. Способности (как общие, так и специальные) могут развиваться;

в) принцип неисчерпаемости. Ни одна оценка, данная человеку при его жизни, не может считаться окончательной.

Закон неадекватности самооценки

Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при анализе других людей. Известно, что самооценка никогда не бывает адекватной - она всегда либо завышена, либо занижена. Кроме того, человеку свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это, безусловно, накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя. Следует помнить, что человек - это существо не столько рациональное, логическое, разумное, сколько алогическое, эмоциональное, нерациональное и порой неразумное. Его психику упрощенно можно представить в виде осознаваемого (логико-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-интуитивного) компонентов. Скрытые внутренние движущие силы, заставляющие человека действовать определенным образом, самим этим человеком порой не осознаются. Именно поэтому логический, рассудочный самоанализ (так же, как и анализ других людей) никогда не бывает вполне адекватным.

Закон искажения информации

Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». Степень изменения прямо пропорциональна числу звеньев, через которые проходит информация: чем больше работников знакомится с ней и передает ее другим людям, тем сильнее смысл отличается от первоначального. Происходит это не по чьей-то злой воле. В основе потери смысла информации лежат следующие обстоятельства:

1) Язык, на котором передается управленческая информация, является языком многозначным. Какими бы строгими или точными не были используемые в языке понятия, всегда имеется возможность разного толкования одного и того же сообщения. Установлено, что устная информация воспринимается с точностью до 50% (кстати, на этом факте построена известная игра «испорченный телефон»).

2) Если информация неполная, если доступ к ней ограничен и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. И тогда объем информации изменяется не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения.

3) Люди, воспринимающие информацию и передающие ее, отличаются друг от друга по уровню образования, интеллектуального развития, по своим потребностям, а также по физическому и психическому состоянию. Это тоже накладывает отпечаток на процесс передачи информации.

Что делать для того, чтобы свести искажение к минимуму? Рекомендуется произвести следующие действия:

1) Уменьшить, насколько это возможно, количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации.

2) Своевременно снабжать сотрудников всей необходимой информацией по тем вопросам, которые они должны решать.

3) Поддерживать обратную связь с подчиненными с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений.

Закон самосохранения

Суть этого закона в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию. Понять смысл и значение этого закона очень легко. Представим себе производственное совещание, на котором руководитель предложил присутствующим высказаться по какому-либо вопросу. Один из присутствующих немедленно отреагировал на предложение и сказал что-то невпопад. «Вечно вы начинаете с глупостей», - ответил на это руководитель.

Что происходит в этой ситуации со всеми присутствующими? Их сознание моментально переключается с задачи обсуждения на задачу защиты собственного достоинства. Это значит, что человек невольно начинает думать о том, как бы не оказаться в положении первого выступающего. Он перестает работать на поставленную задачу и старается угадать позицию руководителя. А это снижает творческий потенциал участников совещания - людей, коллективно решающих проблему. Как видим, несоблюдение закона сохранения личностного статуса приводит к отрицательному результату. На этом примере хорошо видно, что психологические законы не только влияют на качество работы, но зачастую и определяют его.

Что делать в подобных ситуациях? Рекомендуем организовать решение какой-то сложной проблемы в режиме разделенного времени: сначала собрать все имеющиеся предложения, не определяя их ценности, а затем провести критический анализ соответствия предложенного «условиям задачи».

Закон компенсации

В общем виде этот закон означает, что человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области. Применительно к психологии управления это означает, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способами или навыками и умением работать. Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. К примеру, при слаборазвитой памяти нужно умело организовать труд: использовать записные книжки, диктофоны, еженедельники и т. д.

Эксперт Владимир Гаджиевич Алиев, руководитель учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента.