Занятие по теме хлеб старшая группа. Занятие по познавательно-речевому развитию в старшей группе детского сада на тему "путь хлеба к нашему столу"
Римма Николаевна Одинцова
Занятие в старшей группе «Хлеб - всему голова»
Воспитатель : Одинцова Р. Н.
Конспект занятия в старшей группе
по формированию целостной картины мира
на тему : «Хлеб – всему голова »
Цель : Формировать у детей бережное отношение к хлебу .
Задачи :Познакомить детей с процессом выращивания хлеба .
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания.
Оснащение : демонстрационный материал : «Хлеб – всему голова » , мука, пшеница, хлеб , булочки, печенье, зерно, тесто, кекс.
Форма проведения : Открытое занятие .
Ход занятия
1. Организационный момент :
Добрый день! Сядьте по удобнее : спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Мы отправляемся в путешествие.
2. Сообщение темы :
А вот о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку :
Отгадать легко и быстро :
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб )
Да, конечно, же – это хлеб . Сегодня мы будем говорить о хлебе , наше занятие называется :
«Хлеб – всему голова » .
3. Актуализация опорных знаний :
А почему говорят «Хлеб – всему голова » ? (Ответы детей)
Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, кофе) . А вчера? (плов, салат, хлеб , чай) . А что вы кушаете на обед? (суп, картошка с котлетой, салат, компот, хлеб )
Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин? Правильно, каждый день у нас на столе хлеб . Хлеб – это главный продукт на нашем столе.
Ребята, а вы любите хлеб ? Какой хлеб вы любите ? (Ответы детей)
Целиполагания :
Ребята, а что бы вы хотели узнать и чем заниматься на нашем занятии ? (Ответы детей)
Запомните свои желания, а в конце занятия мне скажите , - всё ли мы выполнили.
Дети, у меня для вас сюрприз. (Вношу поднос с хлебом накрытый салфеткой ) .
Как вы думаете, что у меня на подносе? (Ответы детей) А как одним словом мы можем назвать эти изделия?
Не знаете? Они называются хлебобулочные изделия , повторите все вместе.
Назовите хлебобулочные изделия , которые вы видите. (батон, баранка, буханка, каравай, булочка, пирожок, лаваш, сухари) Вот как много хлебобулочных изделий !
Ребята, а как к ним нужно относиться? К хлебу нужно относиться бережно.
Ребята, а хлебобулочные изделия одинаковой формы? (Ответы детей)
Я, предлагаю вам подойти по одному к столу, взять любое хлебобулочное изделие : назвать его и сказать какой оно формы. (Например : хлеб прямоугольной формы ) .
Умники, вы у меня.
А теперь, я предлагаю вам встать в круг.
Дидактическая игра : «Какой он наш хлеб ?» . (Подбор определений к существительному)
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб ? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).
(дети становятся в круг и передают хлеб , при этом называют какой он)
Молодцы, садитесь, да конечно, хлеб бывает разный , но он обязательно вкусный и полезный.
Хлеб бывает разный , но он обязательно полезный и вкусный.
Ребята, а кто знает, как к нам на стол попадает хлеб ? (Ответы детей)
4. Приобретение новых знаний
Конечно, же, его покупают в магазине.
А, как хлеб попал в магазин ? Скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб ?
-Хлеб пекут из муки .
А, из чего её получают? (Ответы детей)
Правильно. Из зёрен. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил : сначала вырастить зерно, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы .
Ребята, так кто такие хлеборобы ? (Ответы детей)
Хлеборобы – это люди , которые выращивают хлеб .
Наступила весна, снег сошел.
Какие машины выходят на поля? Кто ведет эти машины? (Ответы детей)
У тракториста много работы : нужно поле вспахать, разрыхлить землю – подготовить теплую постель для зерен.
Какими семенами засеивают поля? Ребята, посмотрите что у меня есть! Кто знает, что это за зернышко? (пшеница, кукуруза, ячмень)
Посмотрите на картинку : хлеборобы засевают зёрна в землю.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой )
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Быстро прорастают семена, тянутся зелеными стебельками к солнышку.
Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами.
Вот и созрело наше зерно и превратилось в? (Ответы детей) (картинка «Хлебное поле » )
После того, как колосья вырастут, их убирают с помощью специальных машин. Как они называются?
(картинка «Комбайн» ) (Ответы детей)
После этого зерна везут на мельницу, (картинка «Мельница» ) чтобы перемолоть их в муку.
Игра : «Мельница»
А теперь давайте немного поиграем. Встаньте все в круг.
Мели, мели мельница!
Зёрнышки вертятся!
Мели, мели, мельница
Зёрна в муку превращай
И в мешок собирай.
Хорошо мы поработали! Полный мешок муки набрали.
Сейчас я вам дам потрогать муку, а вы скажете, какая она на ощупь.
Да, рассыпчатая, чуть клейкая, мелкая.
После муку с мельницы отправляют в пекарню. Что делает пекарь?
Пекарь из муки делает тесто и печёт хлебобулочные изделия . В пекарне стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины вымешивают тесто для хлебобулочных изделий .
Из пекарни хлеб попадает в магазины , где мы его покупаем. Вот такое путешествие совершает
хлеб , прежде чем попасть к нам на стол.
Практическая работа с тестом.
Ребята, я принесла вам тесто с пекарни
А вот теперь я раздам каждому по кусочку теста, а вы сделаете из него шарики и поместите их в форму для кекса.
(дети работают с тестом)
Молодцы, какие ровные и красивые у вас получились шарики. Мы их сейчас отдадим на кухню нашему повару, она нам испечёт кекс.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе !
Слава тем, кто хлеб растил ,
Не жалел трудов и сил!
Нужно не только благодарить за хлеб , но и бережно относиться к нему, ведь он – богатство нашей Родины. А, сколько много людей работает, чтобы хлеб оказался у нас на столе!
Сюрпризный момент.
А вот и кекс наш уже и готов, да какой красивый, румяный, он получился. После занятия вы кекс , который сами сделали и попробуете.
5. Заключительная часть
Наше занятие подходить к концу . Давайте вспомним, как называется наше занятие .
Что нового вы узнали сегодня на занятии ? А вспомните, что вы хотели узнать и чем занимались на занятии ? Мы всё выполнили?
6. Итог. Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб , чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста: «Хлеб – наше богатство!"
Образовательная область «Познание» для старшего возрастаКоломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.
Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста, а так же будет полезен педагогам, ведущим кружки по экологии.
Цель: Формирование понятия о социальной значимости труда хлебороба.
Задачи:
- Уточнить знания, что хлеб является ежедневным продуктом
- Дополнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Закреплять знания о последовательности этапов выращивания хлеба.
- Познакомить с профессией хлебороба.
- Учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим
- Воспитывать умение поддерживать беседу, внимательно слушать вопросы и ответы товарищей.
Словарная работа:
Развитие связной речи детей, активизация словарного запаса.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, рассказов о труде взрослых отгадывание загадок о хлебе, рассматривание иллюстраций о работе хлебороба, знакомство с пословицами о хлебе
Методика проведения:
Воспитатель:
Ребята, что вы сегодня ели на завтрак? (Молочная каша, булка, чай)
- А вчера? (Омлет, булка с маслом, кофе)
- А что было на обед? (Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)
Воспитатель:
Дети, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? Правильно, Каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Дети, а вы любите хлеб?
- Какой хлеб вы любите? (белый, мягкий, булки с изюмом)
Воспитатель: Хлеб это символ благополучия, достатка.
Когда хлеб на столе - это богатство в доме.
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, аппетитный, ароматный)
Дидактическая игра:
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; (показать картинки)
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но обязательно вкусный и полезный. Ребята, а вы знаете, Откуда берётся хлеб? (выпекают в хлебопекарне)
Воспитатель: Совершенно верно, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. Можно выпечь хлеб и дома и многие хозяюшки приготавливают этот важный продукт в домашних условиях.
Воспитатель:
А из чего пекут хлеб?
Дети:
Из муки
Воспитатель: Посмотрите, у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками, какая она на ощупь? (мягкая, рассыпчатая)
Воспитатель: дети, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? Назовите, какие нужны продукты?
Воспитатель: В муку добавляют дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт – это мука. Хлеб бывает чёрный и белый (показать детям)
Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Раздать детям кусочки белого и чёрного хлеба и попросить попробовать и определить вкусовые качества.
Воспитатель: Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? (из разной муки пекут)
Воспитатель: Есть мука пшеничная – из неё пекут белый хлеб. А из ржаной – чёрный. Откуда же берётся пшеничная и ржаная мука? (из пшеницы и ржи)
Загадать загадку:
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)
Воспитатель показывает детям колосья пшеницы и ржи, а рядом разместить пакеты с мукой.
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Физминутка – игра: «Из зернышка - колосок».
Цель:
обучение выразительным движениям, релаксация.
Ход игры:
Предложить детям встать в круг и превратиться в «маленькое сморщенное семечко» (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками).
Взрослый – садовник – поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. Семечко медленно растет, раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляется колосок (руки в стороны). На ветру колоски колышатся (руки вверху, покачать из стороны в сторону) Поспел урожай, приезжай, убирай! (дать игрушечный руль одному ребёнку и «поехать» по кругу)
Воспитатель:
Взгляните, это пшеничные зёрна, а вот пшеничная мука. Есть между ними разница? Значит, чтобы получить муку, зёрна надо размолоть. А ещё раньше добыть из колючих колосков, то есть обмолотить колоски.
Посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю (так говорят: хлебное поле) комбайны
"Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет".
Комбайны скашивают рожь или пшеницу и одновременно обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Когда бункер наполнится зерном, подъезжает грузовая автомашина. И зерно, с помощью специального устройства, пересыпается в кузов.
Воспитатель: Дети, кто выращивает хлеб на полях нашей родины? (хлеборобы) Давайте хором произнесём – хлеборобы.
- Выращивают и убирают хлеб такие люди, как хлеборобы. В поле трудятся с самого раннего утра и до поздней ночи, убирают до последнего колоска. Труд этих отважных людей очень кропотливый и требует огромного труда, ведь хлеб – это ценнейший продукт питания. Труженики полей пользуются большим уважением и вниманием «Труд земледельца велик и почётен»
Комбайны продолжают работать, а куда же идут машины с зерном? (на приёмные пункты)
- На приёмных пунктах зерно взвешивают, определят качество и решают, куда дальше его отправить. А отправить его можно на мельницу или элеватор.
Элеватор – это специальное сооружение для длительного хранения зерна. Там зерно может храниться несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется и можно будет заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины хлеб с полей?
Из зерна, поступившего на мельницу, мелют муку. Её отправляют в хлебопекарни и магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»- так гласит русская народная пословица. Вы догадались о чём речь? Правильно, хочешь калачей – трудись!
Давайте поиграем в игру «Пугало»
(с помощью считалки выбрать водящего)
Дети идут по кругу и громко поют.
Пугало стоит в центре круга, вытянув руки в сторону.
В огороде пугало, пугало стоит
Колоски нам пугало рвать с грядки не велит (грозят пальчиком)
Мы тихонько подойдем
Колосочков мы нарвем (дети идут на носочках к Пугалу)
Пугало громко поет
Колоски нельзя здесь рвать
Буду я вас догонять. (Дети убегают на стульчики, Пугало их догоняет.)
Воспитатель: Итак, сегодня вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему столу. Как вы думаете, легка? Чтобы на нашем столе всегда был свежий, душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей.
Рефлексия:
- Что делают хлеборобы? (засевают зерном поля, выращивают хлеб)
- Куда везут зерно с поля? (на приёмный пункт, затем на элеватор)
- Где мелют зерно? (на мукомольне)
- Люди какой профессии выпекают хлеб? (пекари)
Воспитатель:
Ваша семья может купить столько хлеба. Сколько потребуется. Однако, хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного.
Тема: Хлеб - всему голова
Цель: дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Ход занятия
Ребята, сегодня мы отправимся в чудесный магазин «Колос». Посмотрите, как много хлебобулочных изделий! Назовите их. (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торт и т. д.)
Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.
Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. Всем знакомые слова: «Хлеб - всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет и обед», «Хлеб на столе, так и стол - престол, а как хлеба ни куска, то и стол - доска».
Раньше хлеб пекли только ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко - калачу дедушка».
Каравай
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Черный хлеб на столе -
Нет вкусней на земле.
(Я. Дягутите)
Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды и т.д. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г) на весь день. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)
Хлеб
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым свежим хлебом. На хлебозаводах города Воронежа ежедневно выпекается 60 наименований хлебобулочных изделий и свыше 100 кондитерских изделий.
Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба. (Агроном, тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мукомол, пекарь и т.д.)
Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.
Руки человека
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна.
(Я. Дягутите)
Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.
Руки человека
Склонила тяжелую голову рожь.
Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым!
(Я. Дягутите)
С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время - осыплется зерно, пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.
Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, комбайнера, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца и т.д.)
Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печешь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь? А вы помогали им? (рассказы детей)
Ребята, а теперь посмотрите, как помогали Петушку Круть и Верть из сказки «Колосок».
Вбегают Круть и Верть, веселятся, хохочут, прыгают. Вдруг приходит Петушок с колоском и говорит:
Эй, Круть! Эй, Верть! Где вы, бездельники?
Мы здесь.
Опять вы веселитесь, без дела скачете. Посмотрите, какой я колосок нашел. Его надо обмолотить, зерно в мешок сложить, мешок на мельницу отвезти, муки намолоть, тесто замесить, пирогов напечь. Кто это будет делать?
Только не мы. У нас лапки маленькие, пальчики слабенькие. Мы не умеем!
Ну, это не беда! Пальчики слабенькие мы сейчас потренируем.
Пальчиковая игра.
Ну, вот, пальчики потренировали, они стали крепкими, умелыми. А теперь будем вместе пироги печь. Смотрите на схему и выполняйте все четко за мной.
Имитация «Печем пироги» (под музыку)
Засучили рукава ⇒ высыпали муку ⇒ налили воду ⇒ добавили соль ⇒ вбили яйцо ⇒ перемешали ⇒ побили тесто ⇒ раскатали ⇒ нарезали ⇒ налепили пирожков ⇒ разложили на противень ⇒ поставили печь ⇒ испекли, понюхали ⇒ взяли все по пирожку ⇒ попробовали, съели ⇒ поблагодарили.
Петушок. Ну, что, Круть, ну, что, Верть, хорошо мы сегодня потрудились.
Круть . Золотые руки не знают скуки.
Верть. Хочешь есть калачи - не лежи на печи!
Круть . Худ обед, когда хлеба нет.
Верть . Сделал дело, а теперь гуляй смело.
(Петушок, Круть, Верть и все дети веселятся.)
Открытое занятие для детей старшей группы
Провела Селезнева Г.А.
Программное содержание:
-Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Предварительная работа: Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Оборудование: проектор, компьютер, картинки, тарелка с мукой, выпечка.
Обогащение словаря : чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод.
Воспитатель: сегодня, ребята, у нас с вами будет очень интересное занятие, а о чём оно будет, вы узнаете, отгадав загадку;
Загадка про хлеб
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает - подгорелый.
Без него плохой обед,
Отгадали?
Дети: Это хлеб.
Воспитатель (поднимает хлеб)
Серёжа:
Воспитатель:
Как тебе, Серёжа,не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.
Серёжа:
Воспитатель:
Давайте, ребята, расскажем Серёже, о том, что хлеб – это самый дорогой продукт и как тяжело его вырастить. Серёжа, ты готов нас послушать и посмотреть? Тогда будь внимателен.
Воспитатель: Каждый день у нас на стол и в детском саду, и дома подаётся хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? .
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин?
Воспитатель: Из зёрен получают муку. Но, чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети: Да хотим.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (слайды 1,2)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (слайд 3)
Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Дождик землю поливал,
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва- это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнёр.
Воспитатель: Что же делает комбайн? (слайд 4)
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель:
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу. (слайд 6,7)
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню. (слайд 8)
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:
Воспитатель:
Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода, не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.
Воспитатель: Дети, посмотрите, из какой муки печётся ржаной хлеб: (Показ ржаной муки и ржаного хлеба)
Воспитатель: А теперь посмотрите на пшеничную муку, из которой печётся белый хлеб, батон, а что ещё, кроме хлеба, что еще можно испечь из такой муки?
Дети: Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, блины, оладьи, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари. (слайд 9)
Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель : Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.
Хлеб – всему голова . Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её. Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).
Воспитатель: -давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки- стойте тихо. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. В России гостей уважительно встречали с хлебом и солью. (слайд 10)
Хлеб
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Хлеб – всему голова»
Открытое занятие для детей старшей группы
Провела Селезнева Г.А.
Программное содержание:
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
- Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
-Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Оборудование: проектор, компьютер, картинки, тарелка с мукой, выпечка.
Обогащение словаря : чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод.
Воспитатель: сегодня, ребята, у нас с вами будет очень интересное занятие, а о чём оно будет, вы узнаете, отгадав загадку;
Загадка про хлеб
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает - подгорелый.
Без него плохой обед,
Отгадали?
Дети: Это хлеб.
Появляется мальчик хулиган. Он идёт и бросает хлеб.
Воспитатель (поднимает хлеб)
Серёжа, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно, к ак с хлебом надо обращаться? Безобразие!
Серёжа:
Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил.
Воспитатель:
Как тебе, Серёжа,не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.
Серёжа:
Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности.
Воспитатель:
Ты, Серёжа, не прав и многого не знаешь оказывается.
Давайте, ребята, расскажем Серёже, о том, что хлеб – это самый дорогой продукт и как тяжело его вырастить. Серёжа, ты готов нас послушать и посмотреть? Тогда будь внимателен.
Воспитатель: Каждый день у нас на стол и в детском саду, и дома подаётся хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Белый, булки с изюмом, мягкий) .
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра: «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин?
Воспитатель: Из зёрен получают муку. Но, чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети: Да хотим.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (слайды 1,2)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (слайд 3)
Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва- это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнёр.
Воспитатель: Что же делает комбайн? (слайд 4)
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. (слайд 5)
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу. (слайд 6,7)
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню. (слайд 8)
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:
Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
-Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол.
- Я- пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл.
Воспитатель:
Как вы думаете хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении?
Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода, не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.
Воспитатель: Дети, посмотрите, из какой муки печётся ржаной хлеб: (Показ ржаной муки и ржаного хлеба)
Воспитатель: А теперь посмотрите на пшеничную муку, из которой печётся белый хлеб, батон, а что ещё, кроме хлеба, что еще можно испечь из такой муки?
Дети: Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, блины, оладьи, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари. (слайд 9)
Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель : Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.
Хлеб – всему голова . Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её. Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).
Воспитатель: - давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки- стойте тихо. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. В России гостей уважительно встречали с хлебом и солью. (слайд 10)
Хлеб
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю.
Сажают специальными машинами - сеялками.
Потом вырастают вот такие колоски
Колоски собирают машины - комбайны
Элеватор
Отвозят зерно на мельницу Фролова Ольга Ивановна д/с № 1687
Там зёрна перемелют в муку.
Из муки на хлебозаводе пекут хлеб, булки.
Хлебобулочныеизделия.
Цель:
— продолжать формировать у детей представления о процессе выращивания урожая;
— закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10;
— закрепить умение детей сравнивать числа и пользоваться знаками =, <, >;
— продолжать учить грамотно строить фразы, говоря о поступках героев.
— активизировать в речи слова «сеялка», «комбайн», «хлебороб», «хлебопек», «хлеборезка».
— закреплять названия разных хлебобулочных изделий.
Интеграция образовательных областей:
— «Коммуникация»:
Формировать умение вести простой диалог с взрослым и сверстниками.
Воспитывать культуру речевого общения.
Закрепить умение употреблять в речи имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
Пополнять и активизировать словарь детей, уточняя их ответы, подсказывая слова, более точно отражающие особенность предметов.
Обогащать словарь детей: тракторист, комбайнер, сеяльщик, пекарь.
Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы.
— «Познание»:
Продолжать знакомить детей с деятельностью человека в сельском хозяйстве о процессе выращивания хлеба.
Формировать представления о технике, облегчающей труд людей.
Воспитывать уважение к труду взрослых
Развивать воображение, память, мышление.
— «Чтение художественной литературы»:
Активизировать чувство восприятия художественного слова, способствовать образному восприятию.
Пополнять литературный багаж загадками.
Воспитывать интерес к художественному слову.
— « Физическая культура»:
Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, координацию речи с движениями, мелкую моторику пальцев рук.
— «Социализация»:
Развивать сообразительность, творческое воображение, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
— «Труд»:
Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества.
Развивать интерес к различным профессиям.
— «Художественное творчество»:
Развивать творчество детей, упражняться лепить предметы из солёного теста.
Задачи:
1) Образовательные
— обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;
— обогащать словарь детей прилагательными.
2) Развивающие
— развивать коммуникативные способности;
— развивать логическое мышление, память, творческое воображение;
— развивать умение слушать и слышать вопрос.
3) Воспитательные
— воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб;
— воспитывать бережное отношение к хлебу;
— вызвать интерес к коллективному труду.
Предварительная работа:
— чтение рассказа М. Глинской «Хлеб»;
— сравнение колосков ржи и пшеницы;
— сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.
Индивидуальная работа: с Пашей и Рамазаном лепить, используя прием прищипывания и вытягивания.
Методы и приемы:
1) Практические: игровое упражнение, динамическая пауза, творческое задание (лепка), просмотр слайдов.
2) Наглядные: иллюстрации для показа, карточки для сравнения групп предметов.
3) Словесные: беседа, чтение стихотворений, загадывание загадки.
Материалы и оборудование:
— мольберт,
— презентация «Откуда хлеб пришел»,
— картинки хлебобулочных изделий,
— дощечки для лепки печенья, стеки,
— соленое тесто,
— плоскостная фигура бабушки,
— карточки для сравнения групп предметов (с пирожками и колосками),
— цифры от 1 до 10 и знаки =, <, >.
Ход занятия:
1) Дети заходят под музыку в группу. Садятся на скамейки полукругом.
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет».
Дети: хлеб!
Воспитатель: вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)
Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и вспомним, как работать с тестом.
2) Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришла бабушка (плоскостная фигура). А пришла она не просто так, она хочет вместе с нами поговорить о хлебе. И пришла она не с пустыми руками. (Открываю доску. На ней по группам разложены 6 пирожков и 5 колосьев).
— Давайте сосчитаем, сколько всего пирожков она принесла…и колосьев.
— А теперь Паша выйдет и поставит нужную цифру под пирожками, а Виолетта – под колосками. Правильно они выбрали цифры? (ответы детей).
— Ангелина, а ты выбери, пожалуйста, нужный знак и поставь его между группами предметов. Правильно она выбрала знак? (ответы детей).
— Получилось, что 6 больше 5…а 5 меньше шести. Бабушка очень довольна вами!!!
3) Ребята, недавно мы с вами прочитали рассказ М. Глинской «Хлеб». Я вам предлагаю вспомнить, о чем этот рассказ:
— Почему М. Глинская назвала свой рассказ «Хлеб»? (Потому что речь в нем идет о хлебе)
— Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый с блестящей корочкой)
— Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю)
— Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом)
— Правильно поступил Гриша? (Нет)
— Почему неправильно? (Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, все деревни)
— Как Гриша исправил свою ошибку? (Он отдал хлеб жеребенку)
— А как вы поступили бы на месте Гриши? (Ответы детей: я бы быстро хлеб доел; я бы поделился с ребятами; я бы положила его на стол и т. д.)
— Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можно съесть.)
Воспитатель: молодцы!
4) Воспитатель: сейчас я предлагаю вам со мной поиграть. Для этого мы пройдем на ковер и встанем в круг. Я буду вам кидать мяч и задавать вопрос, а вы должны, ответив на мой вопрос, вернуть мне мяч. И так:
— Назови хлеб ласково (Хлебушек)
— Как называются крошки хлеба? (Хлебные)
— Квас из хлеба как называется? (Хлебный)
— Название прибора для резки хлеба (Хлеборезка)
— Посуда для хлеба (Хлебница)
— Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)
— Кто печет хлеб? (Хлебопек)
— Как называется завод, где пекут хлеб? (Хлебозавод)
— Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия)
— Молодцы! Садимся на скамейки.
5) Воспитатель: Бабушка кроме пирожков и колосков нам принесла еще и видео. Сейчас мы его посмотрим и вспомним, как хлеб попадает к нам на стол. (Просмотр слайдов «Откуда хлеб пришел» на проекторе)
1 слайд «Сначала зернышко хлеба сажают в землю»
2 слайд «Сажают специальными машинами – сеялками»
Воспитатель: скажите, как называется эта машина? И что она делает? (Эта машина называется «сеялка», она сеет зерно в землю)
3 слайд «Потом вырастают вот такие колоски»
Воспитатель:
— Что нужно для того что бы зерна проросли? (Солнце, вода, тепло)
— Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (В колосья)
4 слайд «Колоски собирают машины- комбайны»
Воспитатель:
— А как называют машины, которыми собирают колосья? (Комбайны)
— А кто управляет комбайном? (Комбайнер)
5 слайд «Отвозят зерно на мельницу»
Воспитатель:
— А это что за домик, куда отвозят собранное зерно? (Мельница)
— А для чего она нужна? (На мельнице зерно перемалывают в муку)
6 слайд «Там зерна перемелют в муку»
Воспитатель:А потом что происходит? (Муку везут на хлебозавод. Там из нее делают хлебобулочные изделия. И отвозят их в магазин)
7 слайд «Из муки на хлебозаводе пекут хлеб, булки»
Воспитатель: молодцы! Все правильно вы рассказали.
6) Воспитатель:А давайте мы с вами сами покажем как же из зернышка получается каравай!
Физминутка:
Подрастает зёрнышко –
Потянулось к солнышку. Потянулись
С ветерком оно играет, Руки вверх
Ветерок его качает, Прогнулись
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет! Наклоны туловища, присели
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов. Ходьба до пят
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! Руки вверх и потянуться
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница. Наклоны в сторону
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков! Прыжки до пяти.
7) Воспитатель: а сейчас мы с вами увидим, какие разные хлебобулочные изделия бабушка умеет печь.
Воспитатель с детьми подходит к мольберту, где расположены хлебобулочные изделия.
Воспитатель: а какие изделия здесь есть? (Картинки: баранки, вафли, пряники, печенье, кекс, булочка, хлеб пшеничный, хлеб ржаной, пирожное…).
Воспитатель: вы много знаете о хлебе.
8) Воспитатель: А что нужно для того чтобы замесить тесто мы посмотрим на экране (просмотр слайдов).
9) Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам самим сделать хлебобулочные изделия и пополнить ими наш магазин. Тесто я уже замесила. А бабушка приготовила несколько булочек (Показ заранее подготовленной «выпечки» из соленого теста) А теперь пройдем за столы, сядем, возьмем дощечки, стеки, кусочки теста…и начнем лепить разнообразные хлебобулочные изделия.
Дети делают хлебобулочные изделия. Готовые изделия выкладывают на поднос.
Воспитатель: посмотрите, ребята, какое красивое у нас получилось угощение. Вы все сегодня славно потрудились, теперь можно и гостей дорогих хлебом-солью встречать, молодцы. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.
10) Воспитатель: ребята, Арсен вам расскажет, как можно освежить хлеб, если он вдруг стал черствым:
«Освежить черствый хлеб, можно завернув его во влажную тряпку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20 - 25 минут в не очень горячую духовку».
Воспитатель: а Виолетта с Азалией прочитают стихи о хлебе.
1) Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
2) До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил — обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, всё в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.
Воспитатель: ребята, вы сегодня придете из детского сада домой. И что вы расскажите своим родителям о нашем занятии. Что особенного в нем было? (ответы детей).
Вы — молодцы! Все очень старались! И бабушка для вас принесла угощенье – баранки. Мы попьем с ними чай после занятия.