После прочтения Двенадцати в очередной раз пожалел, что мы с Блоком не ровесники. Честное слово, если бы он жил сейчас, я бы обязательно его разыскал, чтобы просто встретиться и поболтать. На мой взгляд один из самых великих поэтов, и просто людей, в истории.

Выкладываю размышления на тему, обозначенную выше. Это можно назвать рецензиями на рецензии. Кстати заодно можно подчерпнуть кое-что о "пользе" российского интернета... :-(

текст:

Версии появления Иисуса Христа
в поэме "Двенадцать"

Хотелось бы начать с того, что в поэме речь идет о революции, а вернее даже о ее последствиях: разруха, убийство не только буржуазных, но и интеллигентных слоев общсетва, ну и прочая социально-политическая дрянь. На самом деле после прочтения поэмы я в очередной раз для себя убедился, что Блок - великий человек и он навсегда останется в моем сердце кумиром. Он куда лучше меня понимал все страшные четы революции. Образ Христа мне самому удалось найти только один: мне показалось, что им был ветер, быстрый ветер, описываемый по ходу всей поэмы, пронизывающий всё насквозь, ну прямо как Бог в христианских сказках. На самом деле, помимо задания стало интересно и я полез читать рецензии в интернете. Поразила буквально первая же ссылка . По ходу всей статьи описывается крайне положительное отношение Блока к революции, что мол он их всячески поддерживает, и что толпа - это действительно 12 апостолов, возглавляемых самым настоящим Иисусом. Я категорически с этим не согласен! Да как можно понимать Блока так буквально? Да, число двенадцать действительно здесь неслучайно, это как насмешка, может быть даже для того, чтобы запутать неверного читателя! Но уж что возглавляет их не Христос - это однозначно. Это было понятно мне еще до прочтения рецензий. Блок - символист. Символл - его стихия, от этого никуда не деться. Пусть он пишет сейчас не о любви, но символы не исчезли. Человек, писавший рецензию яводалек от литературы в целом и от символизма в частности.
Вторая рецензия не представляла для меня ничего интересного, так как была написана какими-то ярыми фанатами коммунизма, ничего не видящими в поэме, кроме образа Ленина.
А вот третья рецензия была очень интересной и в ней приводились достаточно четкие доказательства, почему тот или иной символ - образ Христа.
Во-первых, в самом начале поэмы бросается в глаза то, как контрастируют черный вечер и белый снег. Противопоставление может являть собой скорее всего некое столкновению, борьбу: революцию. Двенадцать человек - сильно напрашиваются двенадцать апостолов, учеников Христа. Эти двенадцать ведут себя как будто, если быть откровенным, их только что выпустили из тюрьмы. Кстати, мы все отлично знаем, что большевики были атеистами. Единственным Богом у них был Владимир Ильич. Их шествие все время поддерживает вьюга, урга, а пурга по Пушкину - свадьба ведьмы или похороны домового. За отрядом двенадцати ковыляет пес - это опять же по христианским сказкам земное обличие черта. Возглавляет отряд "Исус Христос"

С кровавым флагом в руках. По идее - самый положительный персонаж во всей истории, так как принял смерть за грехи человеческие. Тут же "Исус" призывает к насилию и возглавляет шествие, да еще и этот кровавый флаг. Скорее всего это что-то максимально противоположное, Сатана ведет отряд из двенадцати. Так же в середине поэмы Блок словно на руках проносит по строчкам Катьку, которую символически выбдает за много раз грешившую девушку, которой в итоге достается пуля от одного из бывших любовников. Эта девушка здесь на самом деле символ чистоты, несмотря на ее прошлое, и ее смерть, как жертва революции. Не зря Блок решил дать ей имя "Катя", что означает "чистая".

Отдельное спасибо Машеньке Крючковой за помощь в поиске материалов.

Цели:

  • Постараться уяснить, почему предметом нескончаемых споров является как сама поэма, так, в особенности, и образ Христа;
  • Выявить особенности в изображении Иисуса Христа Блоком и сравнить этот образ, созданный поэтом, с образами Христа, изображенными художниками XIX-XX веков и с изображениями Христа-Спасителя на иконах XII-XV веков.
  • Формировать умения рассуждать, доказывать на примере текста изученного произведения, оценок критиков, современников Блока, высказывать свою точку зрения.

Оборудование и наглядность:

  • Портреты и фотографии Блока;
  • Иллюстрации к поэме «Двенадцать» художников Анненкова, Альтмана, Малеша;
  • Репродукции картин: И. Крамской «Христос в пустыне», А. Иванов «Явление Христа народу», Н. Ге «Тайная вечеря», Б. Биргер «Выход с тайной вечери», Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»;
  • Изображение Спаса на иконах: «Спас» А. Рублева; «Спас Нерукотворный», «Спас Вседержитель», «Спас Ярое Око» – неизвестных авторов.

Эпиграф к уроку:

«Конец русскому государству будет тогда, когда погаснут лампады над гробницей Сергия Радонежского и закроются врата его Лавры».
Ключевский

Ход урока

Ученик читает начало 1 главы наизусть:

Чёрный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем божьем свете!

Учитель: Завораживающие строки поэмы А.Блока, будоражащие и настораживающие. Почему? Отчего ветер и метель? Что творится на божьем свете? Что принес ветер России, разрушение или созидание? Поэма «Двенадцать» – одна из загадок литературы XX века. Вспомним оценку самого Блока.

Ученики рассказывают о периоде, когда создавалась поэма, приводят слова поэта: «Сегодня я – гений», сказанные им 29 января 1918 года, после завершения работы. Блок, по его словам, «…в январе 1918 года в последний раз отдался стихии…»

Учитель: Какое впечатление произвела поэма на современников Блока? Что увидели они в «Двенадцати»?

Ученики: Одни увидели сатиру, проклятие, другие – гимн, славу революции. Оценки были очень неоднозначные, противоречивые.

  • Бунин отрицательно воспринял произведение. Назвал поэму «нечто вульгарное, неумелое».
  • Маяковский: «Одни увидели гимн революции, другие – сатиру на неё».
  • Иванов-Разумник: «Блок видит мировое значение совершающегося… Это поэма о революционном Петрограде, о грязи и преступлениях… и в то же время это благая весть…»
  • Горький назвал поэму сатирой.
  • Луначарский увидел в поэме бессмертие.
  • Волошин: «Блок уступил свой голос большевикам»
  • Бердяев назвал «Двенадцать» «изумительной, почти гениальной вещью», но в то же время отметил, что «Блок жестокой смертью поплатился за галлюцинацию, обман».

Учитель: Многие петроградские писатели отвернулись от Блока, не подавали ему руки. Но были и такие, которые пытались разобраться в том, что же создал поэт, изменил ли он себе, написав поэму, или остался верен своей творческой манере. Как думаете вы?

Ученики приводят доказательства «за» и «против».

  • М. Волошин увидел в «Двенадцати» связь с «Прекрасной Дамой» и «Снежной Маской», значит, Блок не изменил себе.
  • Иванов-Разумник назвал Блока «поэтом розы и креста».
  • Чуковский также отмечал, что Блок остался верен себе.

Одна группа учеников проводит сравнение между поэмой и циклом «Стихов о Прекрасной Даме», где изображенный мир совсем иной: светлый, прекрасный; храмы и терема, любовь возвышенная и чистая. В «Двенадцати» всё иное, здесь Блок другой.

Вторая группа учеников сравнивает поэму со стихами о России, с третьей книгой, где появляется образ ветра, а Россия – «хмельная», «разбойная», «удалая», – подтверждает мысль, что Блок остается тем же поэтом.

Учитель: Как мы видим, нет единого мнения ни у современников Блока, ни у нас. Что же вызвало такие разноречивые оценки и споры, которые не затихают до сих пор, через 90 с лишним лет после появления поэмы?

Ученики: Спорно все в поэме: изображение революции, старый мир, «апостолы нового мира» – двенадцать красногвардейцев и, конечно, образ Христа.

Учитель: Девяноста лет не хватило, чтобы разгадать загадку поэмы, особенно её трудно объяснимого финала. Мы, конечно, не берем на себя роль судьи, который должен решить спор, и не поставим последнюю точку в более чем 90-летнем споре. Но попробуем разобраться в сложной концепции поэмы Блока.

Итак, тема нашего урока: «В белом венчике из роз – впереди Исус Христос» (Образ Иисуса Христа в поэме «Двенадцать»).

Ученик читает наизусть финальную сцену:

…Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.

Учитель: Существует две точки зрения на появление Иисуса Христа в конце поэмы:

  1. искусственный, надуманный образ, противоречащий объективному содержанию поэмы;
  2. образ Христа не является инородным, а вытекает из содержания поэмы. Попробуем и мы доказать или опровергнуть эти точки зрения.

Ученики доказывают, что образ Христа незримо, но уже присутствует в поэме, начиная с первой главы (зачитывают строчки):

  • 1 глава: «На всем божьем свете».
  • 2 глава: «Крестом сияло…», «Святая злоба», «свобода без креста», пальнем-ка пулей в Святую Русь».
  • 3 глава: «Господи, благослови».
  • 5 глава: «Эх, эх, согреши, будет легче для души…»
  • 7 глава: «…позабавиться не грех…»
  • 8 глава: «Упокой, господи, душу рабы твоея…»
  • 10 глава: «Ох, пурга какая, спасе!» «Отчего тебя упас золотой иконостас?»
  • 11 глава: «И идут без имени святого…»

Выводы о закономерности появления образа Христа-Спасителя. Он присутствует незримо, наблюдает за действиями и поступками двенадцати. А в 12 главе только ли в последней, финальной строфе появляется Иисус, зримо для поэта и незримо для патруля?

Чтение 12 главы по ролям.

Учитель: К кому обращены вопросы патруля? Кто этот невидимый «Кто»? «…ходит беглым шагом, хоронясь за все дома»? «…машет красным флагом»? «Кто в сугробе…»?

Что звучит в этих вопросах?

Ученики приходят к выводу, что этот «незримый враг» – Иисус Христос. А в вопросах слышны угрозы, неуверенность, страх, сомнения. И чтобы убить свои сомнения и страх, они стреляют. Сначала «…пальнем-ка пулей в Святую Русь», а потом и в самого Господа Бога.

Учитель: Следовательно, можно предположить, что «винтовочки стальные» направлены на врага. Как назван этот враг в поэме?

Ученики находят эпитеты: «неугомонный», «лютый», «незримый». Неугомонный – значит, не угомонится, т.е. не успокоится. Христос, наверное, не может успокоиться, видя безобразия, преступления, злодеяния. Революционеры – атеисты, безбожники, действуют «без имени святого», без креста. «Ко всему готовы, ничего не жаль…»

Учитель: Всё это так. Христос тревожит красногвардейцев. Чем же? Напоминанием. Что нельзя жить, нарушая христианские заповеди, главная из которых «не убий». Не может Иисус успокоиться, что рушится вера, святость, без которой возможны убийства, расправы, доносы. Вспомните сцену убийства Петрухой Катьки, поведение Петрухи (гл. 6-7).

Ученики рассказывают о муках совести убийцы и о том, как не дают товарищи ему раскаяться:

Что ты, Петька, баба, что ль?
– Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
– Поддержи свою осанку!
– Над собой держи контроль! (7 глава)

Петруха называет имя незримого врага – Спаса.

Учитель: Каков смысл этого слова в поэме?

Ученики: «Спас», «Спасе» в поэме – это и спаси, и спаситель. На иконах XII-XV веков Христос изображался под именем Спас.

Сообщение ученицы об иконах «Спас Нерукотворный», «Спас Вседержитель», «Спас Ярое Око» – неизвестных авторов и о «Спасе» Андрея Рублева.

Учитель: В поэме Блока нет ничего случайного. Неслучайно и имя Петра, Петрухи. Оно символично.

Ученица делает сообщение о библейской легенде, об апостоле Петре, об учениках Иисуса Христа и о картинах Леонардо да Винчи и Н. Ге с одинаковым названием «Тайная вечеря», где изображен Иисус среди своих учеников-апостолов.

Учитель: В чем отличие блоковского Петра от библейского?

Ученик: Блоковский Петр пытается обратиться к имени Бога, раскаяться, но «апостолы нового мира» гонят раскаяние, пытаются отгородиться о т имени святого, от Христа, и Петруха отворачивается от Бога:

Он головку вскидавает,
Он опять повеселел… (7 глава)

Учитель: Поэма переполнена страхом перед ним, врагом незримым. Значит, революционеры-атеисты не признают Иисуса своим. Однако возможно ли, чтобы сам Христос согласился идти во главе таких двенадцати? Кто они, апостолы новой жизни, какими изобразил их поэт?

Ученица делает сообщение о красногвардейцах.

Ученик читает наизусть вторую главу:

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.

В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую, в избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Учитель: Многие художники иллюстрировали поэму «Двенадцать». Как изобразили Анненков, Альтман красногвардейцев на фоне рушащегося старого мира? Какие тона преобладают? Удалось ли иллюстраторам выразить замысел поэта? (Сообщения двух учениц)

Учитель: Вот какие люди пришли к власти и стали хозяевами новой жизни. Русские писатели, не принявшие революцию, такие как Бунин, Мережковский, Гиппиус, видели в ней приход антихриста и конец света. Так возможно ли, чтобы Иисус Христос у Блока возглавил «апостолов насилия и грабежа»? Для верующих – это кощунство. Но ведь Христос говорил: «Ибо я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» – в этом глубокий смысл явления Христа людям.

Русские художники не раз обращались к образу Христа. Каким изображен Христос на картинах Крамского и Иванова? Отличен ли их Христос от блоковского?

Сообщение учениц о картинах Крамского «Христос в пустыне» и Иванова «Явление Христа народу».

Учитель: Работа над образом Христа требовала огромного напряжения, до физического изнеможения. Александр Иванов считал свою картину, над которой работал двадцать лет, делом всей своей жизни. Блок, как мы уже знаем, после «Двенадцати» почти ничего не писал до самой смерти.

В поэме, в отличие от картин, нет явления Христа, он невидим. Его увидел только поэт, но где и как?

Ученики: Иисус не возглавляет красногвардейцев. Он идет впереди «нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной», т.е. среди вьюги, метели, выросшего как бы из снега, «в белом венчике из роз». Но не во главе. Его не видят солдаты.

Сообщение ученицы о картине Биргера «Выход с тайной вечери».

Учитель: Вспомним, как сам Блок воспринимал образ Христа.

Ученики зачитывают высказывания Блока об образе Иисуса и приходят к выводу, что поэт сам не совсем понимал этот образ. «Ненавижу этот женственный образ…» «Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». «Пригляжусь и вижу, что он…» «…к сожалению, он» и т.д. В конце поэмы Блок поставил точку, а не восклицательный знак, следовательно, он «не восхвалял», а по его словам, «только констатировал факт». Блок до конца не осознал написанного. По воспоминаниям К. Чуковского, он прислушивался к разговорам, «как будто хотел найти того человека, который объяснил бы ему смысл поэмы».

Учитель: Судьба России неотделима от Христа. Этот образ вечен, к нему обращались поэты и до Блока, и после Блока. Но первооткрывателем образа Христа в русской поэзии считается Г.Р. Державин.

Ученица читает наизусть отрывок из оды Державина «Христос»:

Христос – весь благость, весь любовь,
Блеск свойствам даже трисвященным.
Весь круг бы без него миров
Неполным был, несовершенным.

Христа нашедши, всё находим!
Эдем свой за собою водим,
И храм его – святы сердца.

Учитель: Нашли своего Христа двенадцать?

Ученики приходят к выводу, что двенадцать в поэме не нашли своего Христа, они подняли «винтовочки стальные», попрали все нравственные законы: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!»

Учитель: Но почему все же все-таки в финале поэмы Христос? Исследователи предлагают несколько трактовок образа: Христос – революционер, Христос – символ будущего, Христос – сверхчеловек, Христос – символ Вечной Справедливости и другие. Ваше мнение.

Ученики высказывают разные точки зрения.

Учитель: Мы так же, как и критики, исследователи творчества поэта, его современники, не можем ответить однозначно на этот вопрос. Прав был К.И. Чуковский, утверждая, что «поэму толковали и будут толковать ещё 1000 раз и всё по-разному, потому что писал её сложный человек». Сам Александр Блок надеялся, что поэму прочтут «когда-нибудь, в не наши времена» и поймут её и его, поэта.

Блок – пророк, и поэма его – трагическое пророчество о спасении России. Обратите внимание на эпиграф к уроку, на слова русского историка Ключевского: «Конец русскому государству будет тогда, когда погаснут лампады над гробницей Сергия Радонежского и закроются врата его Лавры». Мы живем в такое время, когда сняты все запреты, существует полная свобода вероисповедания, открываются все новые церкви, восстановлен Храм Христа Спасителя, но стало ли меньше преступлений? Нет. Почему? Да опять «идут без имени Святого». Поэма «Двенадцать» – предупреждение, попытка Христа-Спасителя разбудить тех, кто отдавал и отдает на растоптание Святую Веру, Святую Русь, свое будущее. Нескончаемая вьюга по-прежнему метёт над Россией. Когда же придет конец этой вьюге-пурге?

После своего выхода в свет «Двенадцать» вызвала многочисленную и разноречивую критику. Наверное, ни одно произведение Блока не могло сравниться с этой поэмой по популярности в России и, тем более, за рубежом. Еще при жизни автора она была переведена на несколько европейских языков.

Фигура Христа в «Двенадцати», как известно, вызвала самые разноречивые мнения и суждения. Наиболее радикально к поэме были настроены те современники Блока, которые были сторонниками русской православной мысли: П. Флоренский, И. Ильин. Флоренский, в частности, рассматривал поэму как последнюю ступень развития Блока. Высоко отзываясь о художественном таланте поэта, философ считал, что Блок свернул на путь подмены «идеала мадонны» «идеалом содомским». Поэтому, по мнению Флоренского, в конце произведения появляется не образ Христа, а образ Антихриста. Доказательство тому – пурга, разгул стихии в поэме. Трудно согласиться с мнением этого философа. На мой взгляд, истинный художник далеко не всегда должен ограничиваться видением мира через призму религии.

Спорной представляется и точка зрения Максимилиана Волошина. Он, будучи убежденным в религиозности и культовости поэзии Блока, считал, что революционеры преследуют Христа ради его убийства.

Нельзя не согласиться, что образ Христа – образ символический и потому – многозначный. Интерес вызывает мнение И.С. Приходько, который утверждает, что Христос воплощает в себе стихию революции. Тут необходимо помнить призыв самого Блока «слушать революцию». Символический смысл придает образу Христа белый цвет («белый венчик из роз»). Белый – цвет небесных сил. Он означает чистоту, невинность, надежду на обновление Неба и Земли. Роза в католической традиции – знак Девы Марии. Следовательно, по мнению Приходько, поэт попытался соединить в Христе Святой Дух с Богородицей.

Важно, что евангельские мотивы в поэме не ограничиваются завершающим образом Христа. Само число идущих «вдаль», «без креста», «без имени святого», стреляющих в виденье «в белом венчике из роз», соответствует двенадцати ученикам Христа. Мне кажется, сопоставление революционного патруля с апостолами христианского учения для самого автора было многозначным, как и любой другой символ. Так, в августе 1918 года в письме художнику Ю.П. Анненкову, иллюстрировавшему поэму, Блок писал: «Христос с флагом – это ведь – так и не так».

Образ Христа возникает в финальной главе поэмы. Появление такого образа в произведении необычно, так как в нем звучит тема революции, совершается убийство женщины. Но, в то же время, нельзя отрицать логичности и органичности появления этого образа.

Нельзя отрицать, что фигура Иисуса Христа является гармоничным завершением всей поэмы. В этом образе Блок запечатлел тот идеал всего сущего, который пребывает во Вселенной независимо от того, стремятся к нему или нет, и его невозможно уничтожить.

Отсюда, как мне кажется, и «надвьюжная поступь» Христа. Этот эпитет красноречиво свидетельствует о бессмертной природе идеала. «Вьюга» в представлении поэта – это революция, но даже эта сила, сметающая все на своем пути, не способна уничтожить его.

Христос идет впереди своих «апостолов», а за ним плетется «голодный пес» - символ «старого» мира. Такое расположение героев не случайно. Автор подчеркивает, что идеал всегда будет идти впереди независимо от того, нуждаются в нем или нет. Очень важен для понимания образа Христа и символ «кровавого флага». Он отнюдь не означает, что Христос благословляет весь «кровавый» беспредел революции. Этот символ, напротив, является напоминанием о смерти Катьки как о недопустимом явлении в борьбе за Идеал.

«Кровавому флагу» противопоставлен «белый венчик из роз» на голове у Христа. Это делает его более «женственным», по мысли автора, а соответственно и более ярким символом святости и непорочности, заключенных в понятиях Абсолютной Истины и Высшей Справедливости.

Важно заметить, что Блок использовал именно народный вариант имени Христа – «Исус». Я думаю, что так Блок сближает этот образ с народом. Иисус в поэме очеловечивается, спускается с небес и становится более языческим. Именно такой «Исус» и близок «двенадцати», выходцам из народа.

В заключении остается сделать вывод о том, что же вкладывал Блок в образ-символ самого Иисуса Христа. Для поэта Христос – это нравственный эталон человеческого бытия, имя которому Любовь. Это символ будущего, оправдывающего настоящее. В этом образе заключена для Блока высшая духовность человечества, его культурные ценности, которые «россыпью жемчужной» достанутся тем, кто будет жить в соответствии с этими идеалами. В поэме эти ценности не востребованы, но они «надвьюжны», непреходящи, а значит, могут достаться тем, кто их будет искать.

Как известно, сам Блок верил в революцию и придавал ей огромное значение и символическое звучание. Поэт верил в очистительную силу революции. На мой взгляд, одного-единственного суждения о смысле образа Христа не может быть по двум причинам. Во-первых, «Двенадцать» - произведение, наполненное символами. Можно сказать, что оно открыто в бесконечность для толкования символических образов. Во-вторых, как и в других своих поэмах, здесь А. Блок воссоздает сквозь историческую картину историю мироздания, которой изначально правит стихия и гармония. Даже сам Блок относился к своей поэме по-разному, а что уж говорить о нас:

Так идут державным шагом –

Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Одно не подлежит сомнению: он не имел в виду ничего похожего на традиционное, иконописное изображение Христа. Его Христос - это даже не столько бесплотное видение, сколько некое лирическое представление о чем-то «огромном», величественном, что должно было бы передать ощущение всей грандиозности происходящего в мире социально-исторического катаклизма.

Суть дела заключается в том, что с образом Христа у Блока были связаны свои представления, и вне их невозможно понять символику «Двенадцати». Прежде всего нужно условиться, что Блок, обратившись к образу Христа, отнюдь не имел в виду религиозно «оправдать» или «освятить» Октябрьскую революцию в духе христианского «всепрощения» и т.п.

Христос «Двенадцати» - не церковный Христос. Блок не был ортодоксально верующим человеком, а церковь, самый дух исторического христианства, официальное православие, поповщина с юных лет вызывали в нем чувство страстного протеста. «Никогда не приму Христа», - заявлял Блок. И все обращался к его образу в своих стихах. Остановимся лишь на самом существенном. В одном из стихотворений 1902 года у Блока появляется некий «Всеподобный Христос». Как все в юношеской лирике Блока, и Христос у него - таинственный.

Это - хранитель «непостижной тайны», неразгаданного людьми «Золотого Глагола». Наиболее знаменательно, в смысле дальнейшей эволюции образа, что этот Христос пронес в мире какие-то «вихри». Далее, в 1904-1905 годах Блок пишет известное стихотворение: Вот он - Христос - в цепях и розах - За решеткой моей тюрьмы. Вот агнец кроткий в белых ризах Пришел и смотрит в окно тюрьмы. В простом окладе синего неба Его икона смотрит в окно… Это - русский, народный Христос, выписанный на фоне скромного, неяркого пейзажа: «простой оклад синего неба», «хлебный злак», «огород капустный», березки и елки, сбегающие в глухой овраг, - все овеяно неизъяснимой прелестью и тихой грустью среднерусской равнины.